МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики Местная администрация Терского муниципального района КБР МКОУ СОШ с.п. Верхний Акбаш РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Методическим объединением учителей кабардиночеркесского языка и литературы, истории, обществознания и ОБЖ Зам. директора по УВР Директор ________________________ ________________________ Гонибова Ж.Ш. Тарканова М.В. от «29» 08 2023 г. Приказ №64 от «30» 08 2023 г. Протокол №1 от «29» 08 2023 г. Рабочая программа учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык» для обучающихся 5 «А», «Б», «В» классов Учитель: Тарканова Наталья Олеговна с.п. В-Акбаш 2023г. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной (кабардиночеркесский) язык». ООО 1. Пояснительная записка. 1.1. Программа по родному (кабардино-черкесскому) языку для 5-9 классов основного общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения. В основе Программы родной (кабардино-черкесский) язык лежит системнодеятельностный подход, являющийся методологией федерального государственного общеобразовательного стандарта. Использование системно-деятельностного подхода способствует формированию творческого мышления обучающихся. При таком подходе обучающийся становится субъектом собственной учебной деятельности. Системнодеятельностный подход обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, их активную учебно-познавательную деятельность, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. 1.2. В содержании программы учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык» выделяются следующие содержательные линии: речевая деятельность и культура речи, общие сведения о языке (раскрывает взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры кабардинцев и черкесов, отражающий межкультурные и языковые взаимодействия с другими народами России), разделы науки о языке, (устройство языка и особенности функционирования языковых единиц). 1.3. Изучение родного (кабардино-черкесского) языка направлено на достижение следующих целей: воспитание гражданина Российской Федерации, осознающего причастность к кабардинскому и черкесскому народу, уважающего язык и культуру родного этноса и других народов России, формирование отношения к кабардино-черкесскому языку как к духовному наследию народа, ответственности за его изучение, сохранение и развитие; формирование у обучающихся коммуникативных навыков, помогающих пользоваться средствами языка в различных жизненных ситуациях и сферах общения с соблюдением норм этикета; ознакомление с языковой системой, формирование базовых лексических, грамматических, стилистических, орфоэпических, орфографических и пунктуационных знаний, умений и навыков, способности обучающегося к анализу и оценке языковых явлений и фактов; развитие умений работать с текстом на родном (кабардино-черкесском) языке, осуществлять поиск информации в различных источниках, передавать ее в самостоятельно созданных высказываниях разных типов, стилей и жанров. 1.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (кабардиночеркесского) языка, - 340 часов: в 5 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 6 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе - 68 часов (2 часа в неделю). 2. Содержание обучения 5 класс. 2.1. Общие сведения о языке. Вводный рассказ о происхождении родного языка. Диалог «Что значит для меня мой родной язык». Разделы науки о языке. Язык и речь. Устная и письменная речи. Общие понятия о кабардино-черкесском языке. Повторение изученного материала в начальных классах. Повторение частей речи. Правописание буквы а со звучанием [э]. Словообразование и морфология. 2.2. Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Абруптивные согласные звуки. Лабиализованные согласные звуки. Определение терминов «фонетика» и «орфоэпия». Формулирование смыслоразличительной функции звука. Объяснение знаков транскрипции и диакритических знаков при написании слов, проведение транскрипции и фонетического разбора слов. Объяснение системы гласных звуков: краткие, долгие, гласные переднего ряда и заднего ряда. Объяснение системы согласных звуков: звонкие, глухие, сонорные, абруптивные. Случаи несоответствия гармонии гласных и согласных. Анализ звуко-буквенного состава слова. Оценивание собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Алфавит. Исторические сведения о создании алфавита. Правописание разделительных ъ и ы. Слог. Правила переноса слов. Ударение. Фонетический разбор. 2.3. Синтаксис и пунктуация. Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Обстоятельство. Предложения с однородными членами. Предложения с обращениями. Предложения с прямой речью. Монолог. Диалог: диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями. Нормы речевого поведения в разных ситуациях. 2.4. Лексика. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Использование толковых словарей, поиск в них омонимов, синонимов. 2.5. Морфемика и словообразование. Словообразовательные префиксы. Словообразовательные суффиксы. Словоизменительные морфемы. Правописание префиксов зы-, зэ-. Морфемный разбор. 2.6. Морфология. Понятие о морфологии. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: значение, признаки, синтаксические функции. Нарицательные и собственные имена существительные. Уменьшительно-ласкательные формы имён существительных. Правописание собственных имён существительных (заглавная буква и кавычки). Число имён существительных. Типы склонения имён существительных. Изменение собственных имён существительных по падежам. Правописание существительных, заимствованных из русского языка. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор. Глагол: основные грамматические признаки глагола. Времена глагола: прошедшее, настоящее, будущее. Лицо и число глагола. Отличие неопределённой формы глагола от других форм глагола и отличие её от существительных (щэн, вэн-сэн, удын). Способы образования глагола. Имя прилагательное: морфологические признаки, синтаксические функции прилагательного. Разряды прилагательных по значению. Качественные и относительные прилагательные. Степени сравнения имён прилагательных. Значение, образование и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени. Правописание прилагательных, являющихся определением для существительных. Словообразование имён прилагательных. Образовывать прилагательные от существительных. 2.7. Речевая деятельность и культура речи. Монолог и диалог. Речь устная и письменная, разговорная и книжная. Защита проекта. 3. Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардиночеркесскому) языку на уровне основного общего образования. 3.1. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на родном (кабардино-черкесском) языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (кабардино-черкесском) языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтёрство); 2) патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (кабардино-черкесского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (кабардино-черкесского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (кабардино-черкесскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; 3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков. Активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; 4) эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства; 5) физического воспитания, формирования культуры здоровья собственный жизненный и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (кабардино-черкесском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; 6) трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на с основе применения деятельностью изучаемого филологов, предметного журналистов, знания писателей, и ознакомления уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее; 7) экологического воспитания: ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; 8) ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. 9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать своё развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. 3.2. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности. 3.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев. 3.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. 3.2.3. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах; использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач; использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. 3.2.4. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (кабардино-черкесском) языке; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков; знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала. 3.2.5. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; делать выбор и брать ответственность за решение. 3.2.6. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий: владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения; развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций; осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. 3.2.7. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие); выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой. 3. 3. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится: различать устную и письменную речь, диалогическую и монологическую речь; развивать собственную речь через сочинения (повествование, рассуждение); составлять устный диалог: диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями; строить монолог: повествование, описание, рассуждение; соблюдать нормы речевого поведения в разных ситуациях; определять термины «фонетика» и «орфоэпия»; формулировать смыслоразличительные функции звука; объяснять знаки транскрипции и диакритические знаки при написании слов, проводить транскрипцию и фонетический разбор слов; объяснять систему гласных звуков: краткие, долгие, гласные переднего ряда и заднего ряда; объяснять систему согласных звуков: звонкие, глухие, сонорные, абруптивные, лабиализованные; объяснять случаи несоответствия гармонии гласных и согласных; анализировать звуко-буквенный состав слов; объяснять правописание буквы а со звучанием э; объяснять правописание разделительных ъ, ы; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения орфоэпических норм; определять и формулировать значение алфавита; рассказывать исторические сведения о создании алфавита; объяснять историю кабардино-черкесской письменности; объяснять значение письменности в жизни общества; определять морфемику и словообразование как раздел лингвистики; определять состав слова, находить морфемы: корень слова, аффиксы, основа слова (производная, непроизводная); различать разновидности аффиксов: словообразовательные и словоизменительные; проводить морфемный разбор слова; использовать на практике правило о чередовании глухих и звонких согласных в корне слова; образовывать именные части речи, глаголы; определять словоизменительные аффиксы: аффиксы категории падежа, числа, принадлежности имён существительных, числа, лица, времени глаголов; определять и отличать формообразующие аффиксы: имени существительного, форм сравнения качественных имён прилагательных, отрицательная форма глаголов, аффиксы форм глагола, обозначающие дополнительные значения; выделять основу слова; определять основу слова: исходная и словообразующая; выявлять основы, образовавшие новое слово; определять основные понятия лексикологии; знать определение омонима, синонима, антонима; формулировать прямое и переносное значение слова, использовать их в своей речи; понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; отличать и находить в тексте однозначные и многозначные слова, слова с прямым и переносным значением; находить в тексте, подбирать к заданным словам, использовать в речи омонимы, синонимы и антонимы; пользоваться толковыми словарями и находить нужное слово; определять основные понятия морфологии; распознавать самостоятельные (знаменательные) части речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол) по грамматическому значению и морфологическим признакам; распознавать служебные части речи; определять грамматическое значение и морфологические признаки существительного (число, принадлежность, падеж), прилагательного; определять собственные и нарицательные имена существительные (тхылъ - Иуан, къалэ - Налшык, Iуащхьэмахуэ - бгы); образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных; определять правописание существительных, заимствованных из русского языка; склонять имена существительные: определенные, неопределённые; определять синтаксическую роль имени существительного; объяснять связь существительного с глаголом; правильно применять аффиксы падежей имён существительных в предложении; определять грамматические признаки глагола; определять времена глагола; определять лицо, число глагола; различать неопределённую форму глагола от других форм глагола и отличать её от существительных (щэн, вэн, сэн, удын); определять и употреблять в речи производные и непроизводные прилагательные, качественные, относительные прилагательные; определять формы сравнения качественных прилагательных; образовывать имена прилагательные; определять синтаксическую роль имён существительных, прилагательных; определять для существительных; правописание прилагательных, являющихся определением различать степени сравнения имён прилагательных, значение, образование и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени; образовывать прилагательные от существительных; проводить морфологический разбор именных частей речи; применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания; применять фонетико-орфоэпические знания и умения в собственной речевой практике; применять морфологические знания и умения в практике правописания; определять синтаксическую роль именных частей речи при поддержке учителя; самостоятельно, в паре, со взрослыми ставить и решать определенные цели поэтапно, проводить исследования, защищать свою работу и (или) точку зрения (защита проекта). 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс (68 ч.) Блок Разделы и темы Общие сведения о Вводная тема о родном языке. языке Разделы языке науки Кол-во часов 1 о Язык и речь. Устная и 2 письменная речи. Общие понятия о кабардиночеркесском языке. Характеристика основных видов деятельности обучающихся Определять язык как основное средство общения. Определять значение кабардиночеркесского языка для общества. Понимать отличие устной и письменной речи. Формулировать понятия о языке и речи, видах речи и формах речи: диалоге и монологе. Формулировать понятие о культуре речи; речевом этикете кабардино-черкесского языка. Ставить вопросы по содержанию текста и формулировать ответы Повторение изученного 2 материала в начальных классах. Словообразование и морфология. на них. Составлять собственные тексты, пользуясь материалом урока, образцом, ключевыми словами, вопросами или планом. Понимать содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функциональносмысловых типов речи. Уметь правильно бегло, осознанно и выразительно читать тексты на кабардино-черкесском языке. Владеть понятием «однокоренные слова» и уметь их образовывать. Выделять корень слова, различные морфемы. Знать особенности личных приставок, приставок времени, как словоизменительных приставок; образование новых слов при помощи аффиксов Выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять форманты (личные временные аффиксы) и основу, в составе основы находить корень, Стартовая диагностика Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия. Повторение частей речи. Правописание буквы а со звучанием э. 1 Диктант. 1 Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Составные согласные (звонкие, глухие) звуки, их правописание. Абруптивные согласные звуки. Лабиализованные согласные звуки. Алфавит. Правописание разделительных ъ и ы. Слог. Правила переноса слов. Ударение. 2 2 1 1 словообразовательные приставки, суффиксы). Различать части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение. Выполнять упражнения в изменении существительного по числам и падежам; в изменении прилагательного по числам и падежам; изменение глаголов по временам и числам в прошедшем, настоящем и будущем времени по лицам. Определять характерные особенности употребления послелогов, в зависимости от занимаемого места, выражающих различные пространственновременные, сравнительные и др. грамматические особенности. Выполняют контрольную работу. Выявлять различие звуков и букв; уметь характеризовать буквы и звуки; находить допущенные в тексте ошибки; уметь работать со словарями, ориентироваться в алфавитном столбике. Знать исторические сведения о создании алфавита; правописание Фонетический разбор. Синтаксис пунктуация и Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание. Предложение. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Обстоятельство. 1 2 2 1 1 1 Предложения с однородными 1 членами. Предложения с обращениями. Предложения с прямой речью. 2 Монолог. Диалог. Лексика. 2 Лексическое значение слова. 1 Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение 2 разделительных ъ, ы. Уметь определять правильно слог в слове, уметь становить ударение; выполнять правильно перенос слова; выполнять фонетический разбор слова; уметь оценивать свои достижения при выполнении заданий. Различать предложения, словосочетания, слова; предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Находить главные и второстепенные члены предложения и обращение; однородные члены предложения. Находить связь между словами в словосочетании и предложении. Умение определять предложение, его смысловую единицу и интонационную законченность; уметь использовать знаки препинания в прямой речи. Употреблять интонации в различных видах предложений. Создавать монолог и вести диалог как в письменной, так и в устной форме. Определять лексическое значения слова, уметь правильно слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Речевая деятельность культура речи. Словообразование. Орфография. 1 1 Сочинение-рассуждение на 2 и тему «Адыгэ фащэм и махуэ» (День черкесского костюма) Понятие о морфемике. 1 Основосложение. Словообразовательные 2 префиксы. Словообразовательные 2 суффиксы. Словоизменительные 1 морфемы. Правописание префиксов зы-, 1 зэ-. Морфологический разбор. 1 использовать в своей речи; различать однозначные и многозначные слова; формулировать значения многозначных слов; уметь использовать в устной и письменной речи однозначные и многозначные слова; пользоваться толковыми словарями и уметь находить нужное слово; формулировать прямое и переносное значение слова; знать теории омонимии, синонимии и антонимии; умение использовать их в своей речи; правильно выделять омонимы, синонимы и антонимы в предложениях и тексте. Составлять план. Формулировать свои мысли письменно. Соблюдать орфографические, пунктуационные нормы и культуру речи. Определять слова, связанных отношениями производности: объяснять, какое из них от какого образовано; определять способы словообразования (с помощью префикса, суффикса; с помощью префикса и суффикса одновременно, сложением двух и Промежуточный контрольный диктант. о морфологии. Морфология. Имя Понятие Самостоятельные и служебные существительное. части речи. Значение существительного, его признаки, синтаксические функции. Нарицательные и собственные имена существительные. Правописание собственных имён существительных (заглавная буква и кавычки). Число имён существительных. Типы склонения имён существительных. Изменение собственных имён существительных по падежам. Правописание существительных, заимствованных из русского языка. Словообразование имён существительных. Фонетический разбор. 1 1 1 1 1 1 2 1 более основ). Выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленение формообразующих аффиксов, окончания и основы, нахождение в составе основы корня, префикса, суффикса); объяснять правила написания буквы а со значением э; различать правила написания префиксов зэ-, зы-. Выполняют контрольную работу. Определять в предложении слова, относящиеся к самостоятельным или служебным словам; Устанавливать принадлежности слова к определенной части речи (в объеме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков. Выделять собственные и нарицательные имена существительных. Определять правописания собственных имен; определять число; использовать на практике существительные, употребляющихся в речи только в единственном или множественном числе; формулировать различие Речевая деятельность Изложение. 2 Основные грамматические признаки глагола. Времена глагола. Прошедшее, настоящее. Времена глагола. Будущее время. Лицо и число глагола. Способы образования глагола. 1 и культура речи. Морфология. Глагол. 1 1 2 2 определенного и неопределенного склонения существительного; знать правописания заимствованных существительных; определять словообразование существительных, уметь образовывать слова. Развивают письменную речь, с соблюдением орфографических и пунктуационных норм языка, культуры речи. Определять по изученным правилам грамматические признаки глагола (число, время, роль в предложении). Трансформировать текст, изменяя лицо /число/ время глагола. Образовывать от глаголов в неопределённой форме разные временные формы глагола. Изменять глагол по лицам, временам и числам. Различать неопределённую форму глагола от других форм глагола и отличать её от существительных (щэн, вэн-сэн и т.п.); определять способы образования глагола; уметь образовывать их. Выполнять морфологический разбор слова. Имя прилагательное. Морфологические признаки, синтаксические функции прилагательного. Разряды прилагательных по значению. Качественные и относительные прилагательные. Степени сравнения имён прилагательных. Значение, образование и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени. Правописание прилагательных, являющихся определением для существительных. Словообразование имён прилагательных. 1 1 1 1 2 Контрольный 2 диктант, с грамматическим заданием. Предметная Закрепление материала, 1 аттестация. Тесты. изученного в 5 классе. Культурологическая Защита проекта. 2 компетенция. Выделять имя прилагательное среди других слов и в тексте. Подбирать к прилагательному максимальное количество имён существительных. Определять разряды прилагательного и уметь использовать их в речи (устной, письменной); различать степени сравнения прилагательного, находить их в тексте, уметь изменять сравнительную и превосходную степени; формулировать правила правописания прилагательных с существительными. Образовывать имя прилагательное при помощи суффиксов. Образовывать степени сравнения прилагательных. Выполняют контрольную работу. Выполняют задания. тестовые «Прирученное животное».Использовать в речи правила кабардино-черкесского речевого этикета. Употреблять соответствующие нормы речевого этикета в зависимости от типа коммуникации. Развивать монологическую речь, 5. Календарно – тематическэ план. 5 класс (Сыхь. 68) иметь собственное суждение и отстаивать его. № п/п Яджыну темэхэр Зэман щаджы щаджар нур Сыхь. бж. ПэщIэдзэ классхэм щаджам къытегъэзэжын с. 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Бзэ. Жьабзэмрэ тхыгъэбзэмрэ. Псалъэхэр зэрызэхэт Iыхьэхэр. Псалъэ лъэпкъыгъуэхэр. Макъзешэ Э къапсэлъу хьэрфзешэ А щатхыр. Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ лэжьыгъэ щIыгъуу. Диктантым хэлэжьыхьыжын. Фонетикэ. Графикэ. Орфографие. Орфоэпие. Макъзешэхэмрэ хьэрфзешэхэмрэ. Макъ дэкIуашэхэмрэ хьэрф дэкIуашэхэмрэ. Макъ дэкIуашэ жьгъыжьгъхэмрэ дэгухэмрэ. Макъ дэкIуашэ зэгуэгъухэмрэ гуэгъу зимыIэхэмрэ Хьэрф Ы – мрэ Ъ – мрэ макъзэпэщIэхыу къыщыкIуэр. Словарнэ диктант. ФонетикэкIэ зэпкърыхыныгъэ. Синтаксисымрэ нагъыщэхэмрэ с. 10 Псалъэ зэпхахэр. Псалъэ зэпхахэм щыщу нэхъыщхьэмрэ кIэрыдзэнымрэ. Б.З. Изложенэм хуэгъэхьэзырын. Б.З. Изложенэр нэгъэсыжын. Псалъэухам и грамматикэ лъабжьэр. Псалъэуха лIэужьыгъуэхэр. Псалъэ занщIэ. Псалъэухам и пкъыгъуэ етIуанэхэр. Дополненэ. Псалъэухам и пкъыгъуэ етIуанэхэр. Определенэ. Псалъэухам и пкъыгъуэ етIуанэхэр. Обстоятельствэ. Псалъэухам и пкъыгъуэ зэлъэпкъэгъухэр. Зэрызыхуагъазэ псалъэ. Б.З. Изложенэм хуэгъэхьэзырын. Б.З. Изложенэр нэгъэсыжын. Диолог. Монолог. Псалъэ занщIэ. СинтаксисымкIэ проект лэжьыгъэ. Диктант, грамматическэ лэжьыгъэ щIыгъуу. Диктантым хэлэжьыхьыжын. Лексикэ с. 5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 Псалъэм и лексикэ купщIэр. Зы купщIэ зиIэ псалъэухамрэ купщIэ зыбжанэ зиIэхэмрэ. (Омонимхэр). Бз. З. Сочиненэм хуэгъэхьэзырын. «Адыгэ фащэм и махуэ». Бз. З. Сочиненэр нэгъэсыжын. Псалъэм и купщIэ занщIэмрэ зэхьэкIамрэ. Зи купщIэ зэгъунэгъу псалъэхэр. (Синонимхэр). Зи купщIэ зэпэщIэуэ псалъэхэр. (Антонимхэр). Псалъэ къэхъукIэ с. 6 Псалъэм щыщ Iыхьэхэр (морфемэхэр). Псалъэ къэзыгъэхъу префиксхэр. Псалъэ къэзыгъэхъу суфффиксхэр. Псалъэ зэхъуэкIа зэрыхъу префиксхэмрэ суффиксхэмрэ. Префикс ЗЫ - ЗЭ – хэм я тхыкIэр. Псалъэр зэрызэхэт IыхьэкIэ зэрызэпкърах. Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ лэжьыгъэ щIыгъуу. Диктантым хэлэжьыхьыжын. Морфологие – с.18 ЩыIэцIэ - с. 7 ЩыIэцIэм и мыхьэнэр. ЩыIэцIэ унейхэмрэ зэдайхэмрэ. ЩыIэцIэ унейхэм я тхыкIэр. ЩыIэцIэм и бжыгъэхэр. ЩыIэцIэр падежкIэ зэхъуэкIа зэрыхъур. ЩыIэцIэ унейхэм падежкIэ зэрызахъуэжыр. Б.З. Изложенэм хуэгъэхьэзырын. Б.З. Изложенэр нэгъэсыжын. Урысыбзэм щыщу адыгэбзэм къыхыхьа щыIэцIэхэм я тхыкIэр. ЩыIэцIэхэм я къэхъукIэр. Словарнэ диктант. ЩыIэцIэр морфологиекIэ зэрызэпкърахыр. Глагол - с. 5 Глаголым и мыхьэнэр. Глаголым и зэманхэр. БлэкIа зэман, ит зэман. КъэкIуэну зэман. Глаголым и щхьэмрэ бжыгъэмрэ. Глаголхэм япыувэ щхьэ префиксхэр Глаголым и къэхъукIэр. Тест лэжьыгъэ глаголымкIэ. ПлъыфэцIэ - с. 6 ПлъыфэцIэр бжыгъэкIэ, падежкIэ зэхъуэкIа зэрыхъур, 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 абыхэм псалъэухам щагъэзащIэ къалэныр. ЩытыкIэ къызэрыкI плъыфэцIэрэ зыщыщыр къэзыгъэлъагъуэ плъыфэцIэрэ. Б.З. Изложенэм хуэгъэхьэзырын. Б.З. Изложенэр нэгъэсыжын. ПлъыфэцIэхэм я зэлъытыныгъэ степенхэр. Абыхэм я къэхъукIэр. Зэгъусэу къэкIуа плъыфэцIэмрэ щыIэцIэмрэ я тхыкIэр. ПлъыфэцIэхэр къызэрыхъу щIыкIэхэр. ПлъыфэцIэхэр къызэрыхъу щIыкIэхэр. Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ лэжьыгъэ щIыгъуу. Диктантым хэлэжьыхьыжын. Гъэ псом яджар къызэщIэзыкъуэж проект лэжьыгъэ. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 с.68 Учебно-методическое и информационно-ресурсное обеспечение Учебно-методические пособия 1. Дышекова М. С., Дышекова Р. Р., Тлимахова М. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино-черкесский язык»). 8 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 158 с. 2. Карданов М. Л., Дыгова К. Х. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино- черкесский язык»). 5 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 130 c. 3. Лихова Л. Х., Альмова М. А. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино- черкесский язык»). 7 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 142 с. 4. Машукова А. М., Кампуева А. С. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино- черкесский язык»). 6 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 174 с. 5. Шорова Е. Х., Кауфова З. Н., Ионова М. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино-черкесский язык»). 7 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 156 с. Словарь 6. Адыгэбзэ псалъалъэ (Словарь кабардино-черкесского языка). М.: Дигора, 1999. – 854 с. 7. Бербеков Б. Ч., Бижоев Б. Ч., Утижев Б. К. Школьный фразеологический словарь кабардино-черкесского языка. Нальчик: Эльбрус, 2001. – 238 с. 8. Бижоев Б. Ч., Жилетежев Х. Ч., Кумыкова Д. М., Тимижев Х. Т. Большой русско-кабардино-черкесский словарь. Нальчик: ИГИ КБНЦ РАН, 2021. – 794 с. 9. Ворокова Н. У. Краткий словарь-справочник по кабардино- черкесской и русской фразеологии. Нальчик: Принт-Центр, 2021. – 152 с. 10. Дзуганова Р. Х. Словарь синонимов кабардинского языка. Нальчик: Эльбрус, 1997. – 118 с. 11. Зекореев Н. Н. Школьный русско-кабардино-черкесский терминологический словарь Нальчик: Эльбрус, 1999. – 288 с. 12. Карданов Б. М. Русско-кабардино-черкесский словарь. Отв. ред. А. О. Шогенцуков. М.: ГИС, 1955. – 1055 с. 13. Карданов М. Л. Живая природа (кабардино-русский словарь с иллюстрациями). Нальчик: КБГУ, 2014. – 184 с. 14. Словарь синонимов кабардино-черкесского языка. Нальчик: Принт- Центр, 2020. – 942 с. Научная литература (монографии, статьи) 15. Кабардино-черкесский язык. Гл. редактор и автор проекта М. А. Кумахов. Нальчик: Эль-Фа, 2006. Т. I. – 552 с. 16. Кабардино-черкесский язык. Гл. редактор и автор проекта М. А. Кумахов. Нальчик: Эль-Фа, 2006. Т. II. – 520 с. 17. Гяургиев Х. З., Дзасежев Х. Е. Кабардинский язык. I ч. Нальчик: Эльбрус, 2010. – 302 с. 18. Гяургиев Х. З., Дзасежев Х. Е. Кабардинский язык. II ч. Нальчик: Эльбрус, 2010. – 254 с. 19. Карданов М. Л. Нелитературная лексика кабардино-черкесского языка. Вопросы кавказской филологии. Вып. 11. – Нальчик: Печатный двор, 2015. – С. 198–202. 20. Карданов М. Л. Философско-религиозное мировосприятие действительности и развитие лексико-тематической группы «природа». Материалы международной конференции, посвященной Году русского и родных языков в Карачаево-Черкесской республике. Черкесск, 2015. С. 243246. 21. Карданов М. Л., Езаова М. Ю., Шугушева Дж. Х. Морфонемика. Нальчик: КБГУ, 2019. – 54 с. Методическая литература (методические рекомендации для педагогов и обучающихся, программы дополнительного образования и др.) 22. Дышекова М. С., Дышекова Р. Р., Тлимахова М. «УпщIэжэгъу» («Методическое пособие»), 8 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 174 с. 23. Карданов М. Л., Дыгова К. Х., Клишева А. А. «УпщIэжэгъу» («Методическое пособие»), 5 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 168 c. 24. Хатуева А., Жемухова Р. «УпщIэжэгъу» («Методическое пособие»), 7 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 170 с. 25. Карданов М. Л., Битова М. Г., Кагермазова А. Ф. «УпщIэжэгъу» («Методическое пособие»), 6 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 170 с. 26. Шорова Е. Х., Кауфова З. Н., Ионова М. «УпщIэжэгъу» («Методическое пособие»), 9 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 180 с. Информационные ресурсы 27. Ведущий образовательный портал учителей // URL: (дата https://infourok.ru/diktanti-po-kabardinskomu-yaziku-998481.html обращения:10.07.2022) 28. Кабардинский толковый словарь https://www.amaltus.com/кабардинский-толковый-словарь/ // URL: (дата обращения:10.07.2022) 29. Онлайн-переводчик // URL: https://ru.glosbe.com/ru/kbd/кабардино- черкесский (дата обращения:10.07.2022) 30. Онлайн-словарь // URL: https://www.sites.google.com/site/cerkesdict/ (дата обращения:10.07.2022) 31. Помощь в изучении языка адыгов // URL: https://www.anabza.org/ (дата обращения:10.07.2022) 32. Портал «Российское образование» // URL: www.edu.ru (дата обращения:10.07.2022) 33. Российский общеобразовательный портал // URL: www.school.edu.ru (дата обращения:10.07.2022) 34. Сборник словарей по кабардино-черкесскому языку // URL: https://vk.com/wall-89725475_1605 (дата обращения:10.07.2022) 35. Сеть творческих учителей // URL: http://www.it-n.ru (дата обращения:10.07.2022) 36. Социально-образовательный проект «Си бзэ» // https://sibza.org/books (дата обращения:10.07.2022) Энциклопедии, словари, справочники // URL: www.enciklopedia.bu.ru URL: