Рабочая программа учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык» для обучающихся 5 «А», «Б», «В» классов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ СОШ с.п. Верхний Акбаш
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методическим объединением
учителей кабардиночеркесского языка и
литературы, истории,
обществознания и ОБЖ

Зам. директора по УВР

Директор

________________________

________________________

Гонибова Ж.Ш.
Тарканова М.В.
от «29» 08 2023 г.
Приказ №64 от «30» 08
2023 г.

Протокол №1 от «29» 08
2023 г.

Рабочая программа
учебного предмета
«Родной (кабардино-черкесский) язык»
для обучающихся 5 «А», «Б», «В» классов

Учитель: Тарканова Наталья Олеговна

с.п. В-Акбаш 2023г.

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной (кабардиночеркесский) язык». ООО
1. Пояснительная записка.
1.1. Программа по родному (кабардино-черкесскому) языку для 5-9 классов
основного общего образования разработана с целью оказания методической помощи
учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на
современные тенденции в образовании и активные методики обучения.
В основе Программы родной (кабардино-черкесский) язык лежит системнодеятельностный подход, являющийся методологией федерального государственного
общеобразовательного стандарта. Использование системно-деятельностного подхода
способствует формированию творческого мышления обучающихся. При таком подходе
обучающийся становится субъектом собственной учебной деятельности. Системнодеятельностный подход обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и
непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды
развития обучающихся в системе образования, их активную учебно-познавательную
деятельность,

построение

образовательного

процесса

с

учётом

индивидуальных

возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
1.2. В содержании программы учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский)
язык» выделяются следующие содержательные линии: речевая деятельность и культура
речи, общие сведения о языке (раскрывает взаимосвязь языка и истории, языка и
материальной и духовной культуры кабардинцев и черкесов, отражающий межкультурные
и языковые взаимодействия с другими народами России), разделы науки о языке,
(устройство языка и особенности функционирования языковых единиц).
1.3. Изучение

родного

(кабардино-черкесского)

языка

направлено

на достижение следующих целей:
воспитание гражданина Российской Федерации, осознающего причастность к
кабардинскому и черкесскому народу, уважающего язык и культуру родного этноса и
других народов России, формирование отношения к кабардино-черкесскому языку как к
духовному наследию народа, ответственности за его изучение, сохранение и развитие;

формирование

у

обучающихся

коммуникативных

навыков,

помогающих

пользоваться средствами языка в различных жизненных ситуациях и сферах общения с
соблюдением норм этикета;
ознакомление

с

языковой

системой,

формирование

базовых

лексических,

грамматических, стилистических, орфоэпических, орфографических и пунктуационных
знаний, умений и навыков, способности обучающегося к анализу и оценке языковых
явлений и фактов;
развитие умений работать с текстом на родном (кабардино-черкесском) языке,
осуществлять

поиск

информации

в

различных

источниках,

передавать

ее в самостоятельно созданных высказываниях разных типов, стилей и жанров.
1.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (кабардиночеркесского) языка, - 340 часов: в 5 классе - 68 часов (2 часа в неделю),
в 6 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе - 68 часов (2 часа в неделю).
2. Содержание обучения
5 класс.
2.1. Общие сведения о языке.
Вводный

рассказ

о

происхождении

родного

языка.

Диалог

«Что

значит

для меня мой родной язык».
Разделы науки о языке.
Язык и речь. Устная и письменная речи. Общие понятия о кабардино-черкесском
языке. Повторение изученного материала в начальных классах. Повторение частей речи.
Правописание буквы а со звучанием [э]. Словообразование и морфология.
2.2. Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия.
Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.
Абруптивные согласные звуки. Лабиализованные согласные звуки. Определение терминов
«фонетика» и «орфоэпия». Формулирование смыслоразличительной функции звука.
Объяснение

знаков

транскрипции

и

диакритических

знаков

при написании слов, проведение транскрипции и фонетического разбора слов. Объяснение
системы гласных звуков: краткие, долгие, гласные переднего ряда и заднего ряда.
Объяснение системы согласных звуков: звонкие, глухие, сонорные, абруптивные. Случаи
несоответствия гармонии гласных и согласных. Анализ звуко-буквенного состава слова.

Оценивание собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Алфавит.
Исторические сведения о создании алфавита. Правописание разделительных ъ и ы. Слог.
Правила переноса слов. Ударение. Фонетический разбор.
2.3. Синтаксис и пунктуация.
Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание. Предложение. Виды
предложений по цели высказывания. Главные члены предложения. Второстепенные члены
предложения.

Дополнение.

Определение.

Обстоятельство.

Предложения

с однородными членами. Предложения с обращениями. Предложения с прямой речью.
Монолог. Диалог: диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями. Нормы
речевого поведения в разных ситуациях.
2.4. Лексика.
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и
переносное значение слова.
Омонимы. Синонимы. Антонимы. Использование толковых словарей, поиск в них
омонимов, синонимов.
2.5. Морфемика и словообразование.
Словообразовательные

префиксы.

Словообразовательные

суффиксы.

Словоизменительные морфемы. Правописание префиксов зы-, зэ-. Морфемный разбор.
2.6. Морфология.
Понятие о морфологии. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя

существительное:

значение,

признаки,

синтаксические

функции.

Нарицательные и собственные имена существительные. Уменьшительно-ласкательные
формы имён существительных. Правописание собственных имён существительных
(заглавная буква и кавычки). Число имён существительных. Типы склонения имён
существительных.

Изменение

собственных

имён

существительных

по

падежам.

Правописание существительных, заимствованных из русского языка. Словообразование
имён существительных. Морфологический разбор.
Глагол: основные грамматические признаки глагола. Времена глагола: прошедшее,
настоящее, будущее. Лицо и число глагола. Отличие неопределённой формы глагола от
других форм глагола и отличие её от существительных (щэн, вэн-сэн, удын). Способы
образования глагола.

Имя

прилагательное:

морфологические

признаки,

синтаксические

функции

прилагательного. Разряды прилагательных по значению. Качественные и относительные
прилагательные. Степени сравнения имён прилагательных. Значение, образование и
изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени. Правописание
прилагательных, являющихся определением для существительных. Словообразование имён
прилагательных. Образовывать прилагательные от существительных.
2.7. Речевая деятельность и культура речи.
Монолог и диалог. Речь устная и письменная, разговорная и книжная. Защита
проекта.

3. Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардиночеркесскому) языку на уровне основного общего образования.
3.1. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне
основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни
семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том
числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях,
написанных на родном (кабардино-черкесском) языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных

нормах

и

правилах

межличностных

отношений

в

поликультурном

и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из
литературных произведений, написанных на родном (кабардино-черкесском) языке;
готовность

к

разнообразной

совместной

деятельности,

стремление

к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся
в ней, волонтёрство);

2) патриотического воспитания:
осознание

российской

гражданской

идентичности

в

поликультурном

и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (кабардино-черкесского)
языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (кабардино-черкесского)
языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России,
ценностное отношение к родному (кабардино-черкесскому) языку, к достижениям своего
народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым
достижениям

народа,

в

том

числе

отражённым

в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков. Активное неприятие асоциальных поступков, свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных

традиций

и

народного

творчества,

стремление

к

самовыражению

в разных видах искусства;
5) физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

собственный

жизненный

и эмоционального благополучия:
осознание

ценности

жизни

с

опорой

на

и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый

образ

жизни

(здоровое

питание,

соблюдение

гигиенических

правил,

рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья,

соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в интернетсреде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в
том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном
(кабардино-черкесском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего
права на ошибку и такого же права другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе
на
с

основе

применения

деятельностью

изучаемого

филологов,

предметного

журналистов,

знания

писателей,

и

ознакомления

уважение

к

труду

и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории

образования

и

жизненных

планов

с

учётом

личных

и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для
решения

задач

в

области

окружающей

среды,

планирования

поступков

и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично
выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих
вред

окружающей

среде,

в

том

числе

сформированное

при

знакомстве

с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание
своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,

технологической

и

социальной

сред,

готовность

к

участию

в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека
с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и
читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение
основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального
и коллективного благополучия.
9) адаптации

обучающегося

к

изменяющимся

условиям

социальной

и

природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в
рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания,
способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать
своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в
области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы,
общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения
и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать

ситуацию

стресса,

корректировать

принимаемые

решения

и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие
гарантий успеха.
3.2. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне
основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной
деятельности.
3.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых
явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений),
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать
языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать
выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно

выбирать

способ

решения

учебной

задачи

при

работе

с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и
выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
3.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать

вопросы

как

исследовательский

инструмент

познания

в языковом образовании;
формулировать вопросы,

фиксирующие несоответствие между реальным и

желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность
информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
прогнозировать

возможное

дальнейшее

развитие

процессов,

событий

и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения
об их развитии в новых условиях и контекстах.
3.2.3. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать,

анализировать,

интерпретировать,

обобщать

и

систематизировать

информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки
зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения
необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации
информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст,
презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,

диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной
установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
3.2.4. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях,
в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (кабардино-черкесском)
языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
понимать

намерения

других,

проявлять

уважительное

отношение

к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять

свои

суждения

с

суждениями

других

участников

диалога,

обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративного материала.
3.2.5. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации
как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ

решения

учебной

задачи

с

учётом

имеющихся

ресурсов

и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе
его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
3.2.6. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля,
эмоционального

интеллекта,

принятия

себя

и

других

как

части

регулятивных

универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и
рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности, понимать
причины

коммуникативных

неудач

и

уметь

предупреждать

их,

давать

оценку

приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и
условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого
человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
3.2.7. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности

и

проявлять

готовность

к представлению отчёта перед группой.
3. 3. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка.
К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
различать устную и письменную речь, диалогическую и монологическую речь;
развивать собственную речь через сочинения (повествование, рассуждение);
составлять устный диалог: диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен
мнениями;
строить монолог: повествование, описание, рассуждение;
соблюдать нормы речевого поведения в разных ситуациях;
определять термины «фонетика» и «орфоэпия»;
формулировать смыслоразличительные функции звука;
объяснять знаки транскрипции и диакритические знаки при написании слов,
проводить транскрипцию и фонетический разбор слов;
объяснять систему гласных звуков: краткие, долгие, гласные переднего ряда
и заднего ряда;
объяснять систему согласных звуков: звонкие, глухие, сонорные, абруптивные,
лабиализованные;

объяснять случаи несоответствия гармонии гласных и согласных;
анализировать звуко-буквенный состав слов;
объяснять правописание буквы а со звучанием э;
объяснять правописание разделительных ъ, ы;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения орфоэпических норм;
определять и формулировать значение алфавита;
рассказывать исторические сведения о создании алфавита;
объяснять историю кабардино-черкесской письменности;
объяснять значение письменности в жизни общества;
определять морфемику и словообразование как раздел лингвистики;
определять состав слова, находить морфемы: корень слова, аффиксы, основа слова
(производная, непроизводная);
различать

разновидности

аффиксов:

словообразовательные

и словоизменительные;
проводить морфемный разбор слова;
использовать на практике правило о чередовании глухих и звонких согласных в
корне слова;
образовывать именные части речи, глаголы;
определять словоизменительные аффиксы: аффиксы категории падежа, числа,
принадлежности имён существительных, числа, лица, времени глаголов;
определять и отличать формообразующие аффиксы: имени существительного, форм
сравнения качественных имён прилагательных, отрицательная форма глаголов, аффиксы
форм глагола, обозначающие дополнительные значения;
выделять основу слова;
определять основу слова: исходная и словообразующая;
выявлять основы, образовавшие новое слово;
определять основные понятия лексикологии;
знать определение омонима, синонима, антонима;
формулировать прямое и переносное значение слова, использовать их в своей речи;
понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций;
отличать и находить в тексте однозначные и многозначные слова, слова
с прямым и переносным значением;

находить в тексте, подбирать к заданным словам, использовать в речи омонимы,
синонимы и антонимы;
пользоваться толковыми словарями и находить нужное слово;
определять основные понятия морфологии;
распознавать самостоятельные (знаменательные) части речи (имя существительное,
имя

прилагательное,

имя

числительное,

глагол)

по грамматическому значению и морфологическим признакам;
распознавать служебные части речи;
определять

грамматическое

значение

и

морфологические

признаки

существительного (число, принадлежность, падеж), прилагательного;
определять

собственные

и

нарицательные

имена

существительные

(тхылъ - Иуан, къалэ - Налшык, Iуащхьэмахуэ - бгы);
образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных;
определять правописание существительных, заимствованных из русского языка;
склонять имена существительные: определенные, неопределённые;
определять синтаксическую роль имени существительного;
объяснять связь существительного с глаголом;
правильно

применять

аффиксы

падежей

имён

существительных

в предложении;
определять грамматические признаки глагола;
определять времена глагола;
определять лицо, число глагола;
различать неопределённую форму глагола от других форм глагола и отличать её от
существительных (щэн, вэн, сэн, удын);
определять и употреблять в речи производные и непроизводные прилагательные,
качественные, относительные прилагательные;
определять формы сравнения качественных прилагательных;
образовывать имена прилагательные;
определять синтаксическую роль имён существительных, прилагательных;
определять
для существительных;

правописание

прилагательных,

являющихся

определением

различать

степени

сравнения имён прилагательных, значение, образование

и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени;
образовывать прилагательные от существительных;
проводить морфологический разбор именных частей речи;
применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания;
применять фонетико-орфоэпические знания и умения в собственной речевой
практике;
применять морфологические знания и умения в практике правописания;
определять синтаксическую роль именных частей речи при поддержке учителя;
самостоятельно, в паре, со взрослыми ставить и решать определенные цели
поэтапно, проводить исследования, защищать свою работу и (или) точку зрения (защита
проекта).
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс (68 ч.)
Блок

Разделы и темы

Общие сведения о Вводная тема о родном языке.
языке

Разделы
языке

науки

Кол-во часов

1

о Язык и речь. Устная и 2
письменная
речи.
Общие
понятия
о
кабардиночеркесском языке.

Характеристика
основных
видов
деятельности
обучающихся
Определять язык как
основное
средство
общения. Определять
значение кабардиночеркесского языка для
общества.
Понимать отличие
устной и
письменной речи.
Формулировать
понятия о языке и
речи, видах речи и
формах речи:
диалоге и монологе.
Формулировать
понятие о культуре
речи; речевом этикете
кабардино-черкесского
языка.
Ставить вопросы по
содержанию текста и
формулировать ответы

Повторение
изученного 2
материала
в
начальных
классах. Словообразование и
морфология.

на них.
Составлять
собственные тексты,
пользуясь материалом
урока,
образцом, ключевыми
словами,
вопросами или
планом.
Понимать содержание
прослушанных
и прочитанных текстов
различных
функциональносмысловых типов
речи.
Уметь правильно
бегло, осознанно и
выразительно читать
тексты на
кабардино-черкесском
языке.
Владеть
понятием
«однокоренные слова»
и
уметь
их
образовывать.
Выделять
корень
слова,
различные
морфемы.
Знать
особенности
личных
приставок,
приставок
времени,
как
словоизменительных
приставок;
образование
новых
слов
при
помощи
аффиксов
Выполнять
разбор
слова по составу на
основе
словообразовательного
анализа
(вычленять
форманты
(личные
временные аффиксы) и
основу,
в
составе
основы
находить
корень,

Стартовая
диагностика
Фонетика. Графика.
Орфография.
Орфоэпия.

Повторение частей речи.
Правописание буквы а со
звучанием э.

1

Диктант.

1

Звуки
речи.
Гласные и
согласные звуки. Звонкие и
глухие согласные звуки.
Составные
согласные
(звонкие, глухие) звуки, их
правописание. Абруптивные
согласные
звуки.
Лабиализованные согласные
звуки.
Алфавит.
Правописание
разделительных ъ и ы.
Слог. Правила переноса слов.
Ударение.

2

2

1
1

словообразовательные
приставки, суффиксы).
Различать части речи:
существительное,
прилагательное,
глагол, местоимение.
Выполнять
упражнения
в
изменении
существительного по
числам и падежам; в
изменении
прилагательного
по
числам и падежам;
изменение глаголов по
временам и числам в
прошедшем,
настоящем и будущем
времени по лицам.
Определять
характерные
особенности
употребления
послелогов,
в
зависимости
от
занимаемого
места,
выражающих
различные
пространственновременные,
сравнительные и др.
грамматические
особенности.
Выполняют
контрольную работу.
Выявлять
различие
звуков и букв; уметь
характеризовать буквы
и звуки; находить
допущенные в тексте
ошибки;
уметь
работать со словарями,
ориентироваться
в
алфавитном столбике.
Знать
исторические
сведения о создании
алфавита;
правописание

Фонетический разбор.

Синтаксис
пунктуация

и Понятие о синтаксисе и
пунктуации.
Словосочетание.
Предложение.
Предложение.
Виды
предложений
по
цели
высказывания. Главные члены
предложения.
Второстепенные
члены
предложения. Дополнение.
Определение.
Обстоятельство.

1

2

2

1
1
1

Предложения с однородными 1
членами.
Предложения
с
обращениями.
Предложения с прямой речью. 2
Монолог. Диалог.

Лексика.

2

Лексическое значение слова. 1
Однозначные и многозначные
слова.
Прямое и переносное значение 2

разделительных ъ, ы.
Уметь
определять
правильно
слог
в
слове, уметь становить
ударение; выполнять
правильно
перенос
слова;
выполнять
фонетический разбор
слова;
уметь
оценивать
свои
достижения
при
выполнении заданий.
Различать
предложения,
словосочетания, слова;
предложения по цели
высказывания,
по
эмоциональной
окраске.
Находить главные и
второстепенные члены
предложения
и
обращение;
однородные
члены
предложения.
Находить связь между
словами
в
словосочетании
и
предложении.
Умение
определять
предложение,
его
смысловую единицу и
интонационную
законченность; уметь
использовать
знаки
препинания в прямой
речи.
Употреблять
интонации
в
различных
видах
предложений.
Создавать монолог и
вести диалог как в
письменной, так и в
устной форме.
Определять
лексическое значения
слова,
уметь
правильно

слова. Омонимы.
Синонимы.
Антонимы.

Речевая
деятельность
культура речи.

Словообразование.
Орфография.

1
1

Сочинение-рассуждение
на 2
и тему «Адыгэ фащэм и махуэ»
(День черкесского костюма)

Понятие
о
морфемике. 1
Основосложение.
Словообразовательные
2
префиксы.
Словообразовательные
2
суффиксы.
Словоизменительные
1
морфемы.
Правописание префиксов зы-, 1
зэ-.
Морфологический разбор.
1

использовать в своей
речи;
различать
однозначные
и
многозначные слова;
формулировать
значения
многозначных
слов;
уметь использовать в
устной и письменной
речи однозначные и
многозначные слова;
пользоваться
толковыми словарями
и
уметь
находить
нужное
слово;
формулировать прямое
и переносное значение
слова; знать теории
омонимии, синонимии
и антонимии; умение
использовать их в
своей речи; правильно
выделять
омонимы,
синонимы и антонимы
в предложениях и
тексте.
Составлять
план.
Формулировать свои
мысли
письменно.
Соблюдать
орфографические,
пунктуационные
нормы и культуру
речи.
Определять слова,
связанных
отношениями
производности:
объяснять, какое из
них от какого
образовано;
определять способы
словообразования (с
помощью префикса,
суффикса; с помощью
префикса и суффикса
одновременно,
сложением двух и

Промежуточный
контрольный
диктант.
о
морфологии.
Морфология. Имя Понятие
Самостоятельные и служебные
существительное.
части речи.
Значение существительного,
его признаки, синтаксические
функции. Нарицательные и
собственные
имена
существительные.
Правописание
собственных
имён
существительных
(заглавная буква и кавычки).
Число имён существительных.
Типы
склонения
имён
существительных.
Изменение собственных имён
существительных по падежам.
Правописание
существительных,
заимствованных из русского
языка.
Словообразование
имён
существительных.
Фонетический разбор.

1

1

1

1

1

1

2
1

более основ).
Выполнять разбор
слова по составу на
основе
словообразовательного
анализа (вычленение
формообразующих
аффиксов, окончания и
основы, нахождение в
составе основы корня,
префикса, суффикса);
объяснять правила
написания буквы а со
значением э; различать
правила написания
префиксов зэ-, зы-.
Выполняют
контрольную работу.
Определять
в
предложении
слова,
относящиеся
к
самостоятельным или
служебным
словам;
Устанавливать
принадлежности слова
к определенной части
речи
(в
объеме
изученного)
по
комплексу освоенных
грамматических
признаков. Выделять
собственные
и
нарицательные имена
существительных.
Определять
правописания
собственных
имен;
определять
число;
использовать
на
практике
существительные,
употребляющихся
в
речи
только
в
единственном
или
множественном числе;
формулировать
различие

Речевая
деятельность

Изложение.

2

Основные
грамматические
признаки глагола.
Времена глагола. Прошедшее,
настоящее.
Времена глагола. Будущее
время.
Лицо и число глагола.
Способы образования глагола.

1

и

культура речи.

Морфология.
Глагол.

1
1
2
2

определенного
и
неопределенного
склонения
существительного;
знать
правописания
заимствованных
существительных;
определять
словообразование
существительных,
уметь
образовывать
слова.
Развивают
письменную
речь, с соблюдением
орфографических
и пунктуационных
норм
языка, культуры речи.
Определять по
изученным правилам
грамматические
признаки глагола
(число, время, роль в
предложении).
Трансформировать
текст, изменяя лицо
/число/ время глагола.
Образовывать от
глаголов в
неопределённой форме
разные временные
формы глагола.
Изменять глагол по
лицам, временам и
числам. Различать
неопределённую
форму глагола от
других форм глагола и
отличать её от
существительных
(щэн, вэн-сэн и т.п.);
определять способы
образования глагола;
уметь образовывать
их. Выполнять
морфологический
разбор слова.

Имя
прилагательное.

Морфологические признаки,
синтаксические
функции
прилагательного.
Разряды прилагательных по
значению. Качественные и
относительные
прилагательные.
Степени
сравнения
имён
прилагательных.
Значение,
образование
и
изменение
прилагательных
в
сравнительной и превосходной
степени.
Правописание
прилагательных, являющихся
определением
для
существительных.
Словообразование
имён
прилагательных.

1

1

1

1

2

Контрольный
2
диктант,
с
грамматическим
заданием.
Предметная
Закрепление
материала, 1
аттестация. Тесты.
изученного в 5 классе.
Культурологическая Защита проекта.
2
компетенция.

Выделять
имя
прилагательное среди
других слов и в тексте.
Подбирать
к
прилагательному
максимальное
количество
имён
существительных.
Определять разряды
прилагательного
и
уметь использовать их
в
речи
(устной,
письменной);
различать
степени
сравнения
прилагательного,
находить их в тексте,
уметь
изменять
сравнительную
и
превосходную
степени;
формулировать
правила правописания
прилагательных
с
существительными.
Образовывать
имя
прилагательное
при
помощи
суффиксов.
Образовывать степени
сравнения
прилагательных.
Выполняют
контрольную работу.
Выполняют
задания.

тестовые

«Прирученное
животное».Использовать
в речи правила
кабардино-черкесского
речевого этикета.
Употреблять
соответствующие нормы
речевого этикета в
зависимости от типа
коммуникации.
Развивать
монологическую речь,

5. Календарно – тематическэ план. 5 класс (Сыхь. 68)

иметь собственное
суждение и отстаивать его.

№
п/п

Яджыну темэхэр

Зэман
щаджы
щаджар
нур

Сыхь.
бж.

ПэщIэдзэ классхэм щаджам къытегъэзэжын с. 9
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Бзэ. Жьабзэмрэ тхыгъэбзэмрэ.
Псалъэхэр зэрызэхэт Iыхьэхэр.
Псалъэ лъэпкъыгъуэхэр.
Макъзешэ Э къапсэлъу хьэрфзешэ А щатхыр.
Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ лэжьыгъэ
щIыгъуу.
Диктантым хэлэжьыхьыжын.
Фонетикэ. Графикэ. Орфографие. Орфоэпие.
Макъзешэхэмрэ хьэрфзешэхэмрэ.
Макъ дэкIуашэхэмрэ хьэрф дэкIуашэхэмрэ. Макъ
дэкIуашэ жьгъыжьгъхэмрэ дэгухэмрэ.
Макъ дэкIуашэ зэгуэгъухэмрэ гуэгъу зимыIэхэмрэ
Хьэрф Ы – мрэ Ъ – мрэ макъзэпэщIэхыу
къыщыкIуэр. Словарнэ диктант.
ФонетикэкIэ зэпкърыхыныгъэ.
Синтаксисымрэ нагъыщэхэмрэ с. 10
Псалъэ зэпхахэр. Псалъэ зэпхахэм щыщу
нэхъыщхьэмрэ кIэрыдзэнымрэ.
Б.З. Изложенэм хуэгъэхьэзырын.
Б.З. Изложенэр нэгъэсыжын.
Псалъэухам и грамматикэ лъабжьэр. Псалъэуха
лIэужьыгъуэхэр.
Псалъэ занщIэ.
Псалъэухам и пкъыгъуэ етIуанэхэр. Дополненэ.
Псалъэухам и пкъыгъуэ етIуанэхэр. Определенэ.
Псалъэухам и пкъыгъуэ етIуанэхэр. Обстоятельствэ.
Псалъэухам и пкъыгъуэ зэлъэпкъэгъухэр.
Зэрызыхуагъазэ псалъэ.
Б.З. Изложенэм хуэгъэхьэзырын.
Б.З. Изложенэр нэгъэсыжын.
Диолог. Монолог.
Псалъэ занщIэ. СинтаксисымкIэ проект лэжьыгъэ.
Диктант, грамматическэ лэжьыгъэ щIыгъуу.
Диктантым хэлэжьыхьыжын.
Лексикэ с. 5

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58

Псалъэм и лексикэ купщIэр.
Зы купщIэ зиIэ псалъэухамрэ купщIэ зыбжанэ
зиIэхэмрэ. (Омонимхэр).
Бз. З. Сочиненэм хуэгъэхьэзырын. «Адыгэ фащэм
и махуэ».
Бз. З. Сочиненэр нэгъэсыжын.
Псалъэм и купщIэ занщIэмрэ зэхьэкIамрэ.
Зи купщIэ зэгъунэгъу псалъэхэр. (Синонимхэр).
Зи купщIэ зэпэщIэуэ псалъэхэр. (Антонимхэр).
Псалъэ къэхъукIэ с. 6
Псалъэм щыщ Iыхьэхэр (морфемэхэр).
Псалъэ къэзыгъэхъу префиксхэр.
Псалъэ къэзыгъэхъу суфффиксхэр.
Псалъэ зэхъуэкIа зэрыхъу префиксхэмрэ
суффиксхэмрэ.
Префикс ЗЫ - ЗЭ – хэм я тхыкIэр.
Псалъэр зэрызэхэт IыхьэкIэ зэрызэпкърах.
Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ лэжьыгъэ
щIыгъуу.
Диктантым хэлэжьыхьыжын.
Морфологие – с.18 ЩыIэцIэ - с. 7
ЩыIэцIэм и мыхьэнэр. ЩыIэцIэ унейхэмрэ
зэдайхэмрэ.
ЩыIэцIэ унейхэм я тхыкIэр. ЩыIэцIэм и бжыгъэхэр.
ЩыIэцIэр падежкIэ зэхъуэкIа зэрыхъур.
ЩыIэцIэ унейхэм падежкIэ зэрызахъуэжыр.
Б.З. Изложенэм хуэгъэхьэзырын.
Б.З. Изложенэр нэгъэсыжын.
Урысыбзэм щыщу адыгэбзэм къыхыхьа щыIэцIэхэм я
тхыкIэр.
ЩыIэцIэхэм я къэхъукIэр. Словарнэ диктант.
ЩыIэцIэр морфологиекIэ зэрызэпкърахыр.
Глагол - с. 5
Глаголым и мыхьэнэр.
Глаголым и зэманхэр. БлэкIа зэман, ит зэман.
КъэкIуэну зэман.
Глаголым и щхьэмрэ бжыгъэмрэ.
Глаголхэм япыувэ щхьэ префиксхэр
Глаголым и къэхъукIэр. Тест лэжьыгъэ глаголымкIэ.
ПлъыфэцIэ - с. 6
ПлъыфэцIэр бжыгъэкIэ, падежкIэ зэхъуэкIа зэрыхъур,

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

абыхэм псалъэухам щагъэзащIэ къалэныр.
ЩытыкIэ къызэрыкI плъыфэцIэрэ зыщыщыр
къэзыгъэлъагъуэ плъыфэцIэрэ.
Б.З. Изложенэм хуэгъэхьэзырын.
Б.З. Изложенэр нэгъэсыжын.
ПлъыфэцIэхэм я зэлъытыныгъэ степенхэр. Абыхэм я
къэхъукIэр.
Зэгъусэу къэкIуа плъыфэцIэмрэ щыIэцIэмрэ я
тхыкIэр.
ПлъыфэцIэхэр къызэрыхъу щIыкIэхэр.
ПлъыфэцIэхэр къызэрыхъу щIыкIэхэр.
Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ лэжьыгъэ
щIыгъуу.
Диктантым хэлэжьыхьыжын.
Гъэ псом яджар къызэщIэзыкъуэж проект лэжьыгъэ.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
с.68

Учебно-методическое и информационно-ресурсное обеспечение
Учебно-методические пособия
1.

Дышекова М. С., Дышекова Р. Р., Тлимахова М. «Адыгэ тхыбзэ»

(«Кабардино-черкесский язык»). 8 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 158 с.
2.

Карданов М. Л., Дыгова К. Х. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино-

черкесский язык»). 5 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 130 c.
3.

Лихова Л. Х., Альмова М. А. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино-

черкесский язык»). 7 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 142 с.
4.

Машукова А. М., Кампуева А. С. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино-

черкесский язык»). 6 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 174 с.
5.

Шорова Е. Х., Кауфова З. Н., Ионова М. «Адыгэ тхыбзэ»

(«Кабардино-черкесский язык»). 7 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 156 с.
Словарь
6.

Адыгэбзэ псалъалъэ (Словарь кабардино-черкесского языка). М.:

Дигора, 1999. – 854 с.
7.

Бербеков

Б. Ч.,

Бижоев

Б. Ч.,

Утижев

Б. К.

Школьный

фразеологический словарь кабардино-черкесского языка. Нальчик: Эльбрус,
2001. – 238 с.
8.

Бижоев Б. Ч., Жилетежев Х. Ч., Кумыкова Д. М., Тимижев Х. Т.

Большой русско-кабардино-черкесский словарь. Нальчик: ИГИ КБНЦ РАН,
2021. – 794 с.
9.

Ворокова

Н. У.

Краткий

словарь-справочник

по

кабардино-

черкесской и русской фразеологии. Нальчик: Принт-Центр, 2021. – 152 с.
10.

Дзуганова Р. Х. Словарь синонимов кабардинского языка. Нальчик:

Эльбрус, 1997. – 118 с.

11.

Зекореев

Н. Н.

Школьный

русско-кабардино-черкесский

терминологический словарь Нальчик: Эльбрус, 1999. – 288 с.
12.

Карданов Б. М. Русско-кабардино-черкесский словарь. Отв. ред. А.

О. Шогенцуков. М.: ГИС, 1955. – 1055 с.
13.

Карданов М. Л. Живая природа (кабардино-русский словарь с

иллюстрациями). Нальчик: КБГУ, 2014. – 184 с.
14.

Словарь синонимов кабардино-черкесского языка. Нальчик: Принт-

Центр, 2020. – 942 с.
Научная литература (монографии, статьи)
15.

Кабардино-черкесский язык. Гл. редактор и автор проекта М. А.

Кумахов. Нальчик: Эль-Фа, 2006. Т. I. – 552 с.
16.

Кабардино-черкесский язык. Гл. редактор и автор проекта М. А.

Кумахов. Нальчик: Эль-Фа, 2006. Т. II. – 520 с.
17.

Гяургиев Х. З., Дзасежев Х. Е. Кабардинский язык. I ч. Нальчик:

Эльбрус, 2010. – 302 с.
18.

Гяургиев Х. З., Дзасежев Х. Е. Кабардинский язык. II ч. Нальчик:

Эльбрус, 2010. – 254 с.
19.

Карданов М. Л. Нелитературная лексика кабардино-черкесского

языка. Вопросы кавказской филологии. Вып. 11. – Нальчик: Печатный двор,
2015. – С. 198–202.
20.

Карданов

М. Л.

Философско-религиозное

мировосприятие

действительности и развитие лексико-тематической группы «природа».
Материалы международной конференции, посвященной Году русского и
родных языков в Карачаево-Черкесской республике. Черкесск, 2015. С. 243246.
21.

Карданов М. Л., Езаова М. Ю., Шугушева Дж. Х. Морфонемика.

Нальчик: КБГУ, 2019. – 54 с.

Методическая литература (методические рекомендации для педагогов и
обучающихся, программы дополнительного образования и др.)
22.

Дышекова М. С., Дышекова Р. Р., Тлимахова М. «УпщIэжэгъу»

(«Методическое пособие»), 8 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 174 с.
23.

Карданов М. Л., Дыгова К. Х., Клишева А. А. «УпщIэжэгъу»

(«Методическое пособие»), 5 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 168 c.
24.

Хатуева А., Жемухова Р. «УпщIэжэгъу» («Методическое пособие»),

7 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 170 с.
25.

Карданов М. Л., Битова М. Г., Кагермазова А. Ф. «УпщIэжэгъу»

(«Методическое пособие»), 6 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 170 с.
26.

Шорова

Е. Х.,

Кауфова

З. Н.,

Ионова

М.

«УпщIэжэгъу»

(«Методическое пособие»), 9 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 180 с.
Информационные ресурсы
27.

Ведущий

образовательный

портал

учителей

//

URL:
(дата

https://infourok.ru/diktanti-po-kabardinskomu-yaziku-998481.html
обращения:10.07.2022)
28.

Кабардинский

толковый

словарь

https://www.amaltus.com/кабардинский-толковый-словарь/

//

URL:
(дата

обращения:10.07.2022)
29.

Онлайн-переводчик // URL: https://ru.glosbe.com/ru/kbd/кабардино-

черкесский (дата обращения:10.07.2022)
30.

Онлайн-словарь // URL: https://www.sites.google.com/site/cerkesdict/

(дата обращения:10.07.2022)
31.

Помощь в изучении языка адыгов // URL: https://www.anabza.org/

(дата обращения:10.07.2022)
32.

Портал «Российское образование» // URL: www.edu.ru (дата

обращения:10.07.2022)

33.

Российский общеобразовательный портал // URL: www.school.edu.ru

(дата обращения:10.07.2022)
34.

Сборник словарей по кабардино-черкесскому языку // URL:

https://vk.com/wall-89725475_1605 (дата обращения:10.07.2022)
35.

Сеть

творческих

учителей

//

URL:

http://www.it-n.ru

(дата

обращения:10.07.2022)
36.

Социально-образовательный

проект

«Си

бзэ»

//

https://sibza.org/books (дата обращения:10.07.2022)
Энциклопедии, словари, справочники // URL: www.enciklopedia.bu.ru

URL:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».