РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский язык)» для обучающихся 3 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ СОШ с.п. Верхний Акбаш

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методическим
объединением
учителей начальных
классов

Зам. директора по УВР

Директор

________________________

________________________

Гонибова Ж.Ш.
от «29» 08 2023 г.

Тарканова М.В.
Приказ №64 от «30» 08
2023 г.

Протокол №1 от «29» 08
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский язык)»
для обучающихся 3 класса начального общего образования
на 2023-2024 учебный год

Верхний Акбаш 2023

1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной
(кабардино-черкесский) язык» (предметная область «Родной язык и литературное
чтение на родном языке») (далее соответственно - программа по родному
(кабардино-черкесскому) языку, родной (кабардино-черкесский) язык, кабардиночеркесский язык) разработана для обучающихся, владеющих родным (кабардиночеркесским) языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые

результаты

освоения

программы

по

родному

(кабардино-

черкесскому) языку.
2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного
(кабардино-черкесского) языка, место в структуре учебного плана, а также
подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.
3. Содержание

обучения

раскрывает

содержательные

линии,

которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
начального общего образования.
4. Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардиночеркесскому)
за

весь

языку

период

включают

обучения

на

личностные,
уровне

метапредметные

начального

общего

результаты
образования,

а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
5. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
5.1. Программа по родному (кабардино-черкесскому) языку разработана
с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы
по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в
образовании и активные методики обучения.
На уровне начального общего образования изучение родного (кабардиночеркесского)

языка

имеет

особое

значение

в

развитии

обучающегося.

Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий
на материале родного (кабардино-черкесского) языка станут фундаментом
обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Родной

(кабардино-черкесский)

язык

как

средство

познания

действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать

информацию

из

различных

текстов,

навыки

самостоятельной

учебной

деятельности.
Учебный
значительным

предмет

родной

потенциалом

в

(кабардино-черкесский)
развитии

язык

функциональной

обладает

грамотности

обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная,
читательская, общекультурная и социальная грамотность.
В условиях билингвальной среды важнейшей миссией изучения родного
языка является единство осознания его национальной ценности и толерантного
отношения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации.
В

ходе

использование

изучения
материалов

родного

кабардинского

кабардино-черкесской

языка

предполагается

литературы,

истории

и

культуры адыгов, установление межпредметных связей с изучаемыми курсами
(«Русский язык», «Литературное чтение», «Литературное чтение на родном
языке», «Окружающий мир» и другими).
5.2. В содержании программы по родному (кабардино-черкесскому) языку
выделяются три содержательные линии:
первая содержательная линия обеспечивает наблюдение за употреблением
языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых
единиц в учебных и практических ситуациях, формирование первоначальных
представлений о нормах современного кабардино-черкесского литературного
языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного
кабардинского литературного языка и совершенствование умений пользоваться
словарями, ведущий компонент данной содержательной линии - работа с
текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и
создавать собственные тексты разных типов;
вторая содержательная линия связана с совершенствованием четырёх видов
речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков
обучающихся (умениями определять цели общения, адекватно участвовать
в речевом общении);

третья содержательная линия направлена на изучение национальнокультурной специфики родного языка, на знакомство с нормами кабардинского
речевого этикета;
5.3. Изучение

родного

(кабардино-черкесского)

языка

направлено

на достижение следующих целей:
формирование первоначальных представлений о языке как основе
национального самосознания, о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России;
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление
национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание
значения кабардинского языка как государственного языка Кабардино-Балкарской
Республики;
овладение

первоначальными

представлениями

о

нормах

родного

литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах
речевого этикета, умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач;
овладение умением использовать знания для решения познавательных,
практических и коммуникативных задач, овладение умением наблюдать
за функционированием языковых единиц, анализировать, классифицировать
и оценивать языковые единицы с точки зрения особенностей картины мира,
отраженной в языке;
овладение умением работать с текстом, осуществлять элементарный
информационный

поиск,

извлекать

и

преобразовывать

необходимую

информацию;
формирование представлений о родном языке как духовной, нравственной
и культурной ценности народа, осознание национального своеобразия родного
языка,

формирование

познавательного

интереса,

любви,

уважительного

отношения к родному языку, а через него - к культуре своего народа, воспитание
уважительного отношения к культурам и языкам народов России;

овладение

кабардино-черкесским

языком

на

элементарном

уровне

и формирование первоначальных коммуникативных умений и культуры речи,
обеспечивающих владение родным литературным языком в разных ситуациях его
использования, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи,
развитие потребности к речевому самосовершенствованию, приобретение
практического опыта исследовательской работы по родному языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний, овладение основными видами речевой
деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного
русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом;
развитие
взаимодействию

функциональной
с

грамотности,

изменяющимся

миром

готовности
и

к

успешному

дальнейшему

успешному

образованию.
5.4. Общее

число

часов,

рекомендованных

для

изучения

родного

(кабардино-черкесского) языка, - 270 часов: в 1 классе - 66 часов (2 часа в неделю),
во 2 классе-68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе - 68 часов (2 часа в неделю),
в 4 классе - 68 часов (2 часа в неделю).
6. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
3 КЛАСС
8.1. Речь, предложение, слово.
Понятие о предложении. Виды предложений по цели. Высказывания. Члены
предложения.
Учебный диалог. Речевой этикет. «Я общаюсь с другом». Рассказповествование, монолог «Мой солнечный город Нальчик».
8.2. Звуки и буквы. Буквы й и и в словах. Звук [э] и буква а в основе слова.
Проверочные слова. Буква ы перед буквой у (Хьэрф у-м и пэкIэ ы къыщыкIуэр).
Согласные звуки и буквы, парные и непарные звонкие и глухие согласные.
Согласные абруптивные буквы. Ударение. Место ударения в слове. Случаи, когда
ударение статично (в исконно кабардинских словах). Случаи, когда особенности
ударения кабардинского языка не соблюдаются (в заимствованных словах).
Интонация. Транскрипция. Порядок фонетического разбора. Фонетический разбор
слова

Письменный рассказ «Письмо зарубежному сверстнику» (с использованием
электронных ресурсов). Изложение.
8.3. Слово, словосочетание.
Прямое и переносное значение слова. Определительные словосочетания.
Правописание определительных словосочетаний
Проектное задание «Горжусь своими земляками» (с использованием
электронных ресурсов).
8.4. Состав слова.
Корень слова. Однокоренные слова, формы одного и того же слова.
Окончание. Приставка. Словообразовательные префиксы щIэ-, дэ-, къа-, на-, нэ-,
те-, хуэ-, хэ- и суффиксов -шхуэ, -рей, -кIэ, -щIэ, -гъэ, -ншэ и так далее. Личные
приставки в слове и их правописание. Правописание собственных имён
существительных и личных приставок. Личные приставки и первая буква корня.
Правописание приставки зэры-, мы- с собственными именами. Суффикс.
Словообразовательные формообразующие префиксы и суффиксы. Основа слова.
Правописание и перед личной приставкой у. Морфемный разбор слова.
Работа с деформированным текстом «Праздник в нашей семье».
8.5. Морфология.
Части речи.
Имя

существительное.

Собственные

и

нарицательные

имена

существительные. Множественное и единственное число существительных.
Склонение существительных по падежам. Правописание падежных окончаний
имён существительных.
Имя прилагательное. Вопросы, на которые отвечают прилагательные.
Существительные и прилагательные.
Глагол, как часть речи. Настоящее, будущее и прошедщее время глагола.
Вопросы «сыт ищIэр?», «сыт ищIар?», «сыт ищIэнур?».
Местоимение. Личные местоимения: сэ, уэ, ар, абы, дэ, фэ, ахэр, абыхэм.
Притяжательные местоимения: си (сысей), уи (ууей), ди (дыдей), фи (фыфей), и
(ей), я (яй), зи (зей) (две формы). Указательные местоимения: мо, мор, мы, мыр, а,
ар.

Послелоги, правописание и значение. Виды послелогов: временные:
пщIондэ, нэужь (до, после), пространственные: деж, нэс (къэс) (у, от, к, в, до)
причинные: щхьэкIэ, папщIэ (ради, для, из-за), определительные: хуэдиз, нэблагъэ
(около).
Морфологический разбор частей речи.
Рассказ «Достопримечательности моей республики» с использованием
электронных ресурсов. Сочинение «Добрые обычаи кабардинского народа».
Развитие речи. Учебный монолог «Пропала собачка».
8.6. Синтаксис и пунктуация.
Знаки
высказывания

препинания

в

предложениях

повествовательное,

Виды

предложений

вопросительное,

по

цели

восклицательное,

побудительное. Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое.
Изложение. Учебный диалог «Мои увлечения».

10. Планируемые результаты освоения программы по родному
(кабардино-черкесскому) языку на уровне начального общего
образования.
10.1. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на
уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе
через изучение родного (кабардино-черкесского) языка, являющегося частью
истории и культуры страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание статуса родного (кабардино-черкесского) языка в Российской
Федерации и в субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,
в том числе при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах
и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических

нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с
учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе
с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния
и чувств);
неприятие

любых

форм

поведения,

направленных

на

причинение

физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка);
3) эстетического воспитания:
уважительное

отношение

и

интерес

к

художественной

культуре,

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности
родного языка как средства общения и самовыражения;
4) физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе
языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор
приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого
этикета;
5) трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия
в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям
(в том числе через примеры из учебных текстов);
6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы
над текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представление о системе родного (кабардино-черкесского)
языка);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность
и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению
родного (кабардино-черкесского) языка).
10.2. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на
уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные
универсальные

универсальные
учебные

действия,

учебные

действия,

регулятивные

коммуникативные

универсальные

учебные

действия, умения совместной деятельности.
10.2.1. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания
для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц,
сравнивать языковые единицы и явления родного (кабардино-черкесского) языка
с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц,
классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической
задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения
за языковым материалом, делать выводы.

10.2.2. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового
объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового
объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации,
сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях.
10.2.3. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать
с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
(словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа её проверки (с помощью
словарей, справочников);
соблюдать

с

помощью

взрослых

(учителей,

родителей,

законных

представителей) правила информационной безопасности при поиске информации
в

информационно-телекоммуникационной

сети

«Интернет»

(информации

о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова,
о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно
лингвистической

создавать

информации,

схемы,
понимать

таблицы

для

представления

лингвистическую

информацию,

зафиксированную в виде таблиц, схем.
10.2.4. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать

устные

и

письменные

тексты

(описание,

рассуждение,

повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
10.2.5. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

умения

самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
10.2.6. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

умения

самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать

свои

учебные

действия

для

преодоления

речевых

следующие

умения

и орфографических ошибок.
10.2.7. У

обучающегося

будут

сформированы

совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные
с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации

на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать
действия по её достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс
и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
10.3. Предметные результаты изучения родного (кабардино-

черкесского) языка.
10.5. Предметные

результаты

изучения

родного

(кабардино-

черкесского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
различать «речь», «предложение», «слово», «слог», «ударение», «звук»,
«гласный», «согласный», «слог-слияние», выделять из речи предложения, делить
их на слова;
определять признаки всех видов звуков и букв в кабардинском языке, давать
им качественную характеристику;
проводить фонетический анализ слова самостоятельно по предложенному
алгоритму;
определять особенности ударения в кабардинском языке, выявлять
заимствованную лексику по особенностям ударения в других языках;
осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его
с понятием «однокоренные слова», подбирать проверочные слова;
подбирать близкие и противоположные по значению слова к словам разных
частей речи, уточнять их значение;
различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
распознавать слова, употребленные в прямом и переносном значении

(простые случаи);
находить

в

словах

с

однозначно

выделяемыми

морфемами

формообразующие аффиксы и окончание, основу (простые случаи), корень,
суффикс, префикс;
подбирать слова с заданной морфемой;
образовывать слова

с

помощью

словообразовательных

префиксов:

щIэ-, дэ-, къа-, на-, нэ-, те-, хуэ-, хэ- и суффиксов: -шхуэ, -рей, -кIэ, -щIэ, -гъэ, -ншэ
и так далее;
определять способы образования джэд и къаз - джэдкъаз (домашняя птица),
джэд и цы - джэдыц (перо птицы), слитное и раздельное правописание
определительных словосочетаний, соединительная гласная буква ы;
объяснять в каких случаях определительные словосочетания пишутся
слитно;
различать

словообразовательные

и

формообразующие

приставки

и суффиксы в словах, префиксы и суффиксы, обозначающие лицо, число, время;
определять падежные окончания в словах, находить основу исключая
окончание и формообразующие префиксы и суффиксы;
проводить морфемный разбор слова;
писать префиксы зэры-, мы- и личные префиксы с собственными именами:
зэры-Мадинэ, мы-Иналмэ, сы-Алийщ, и так далее;
использовать словари при решении языковых и речевых задач;
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме
программы);
распознавать имена существительные, находить начальную форму имени
существительного;
определять грамматические признаки имён существительных (падеж,
число); изменять имена существительные по числам и падежам;
распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа
(единственного или множественного);
находить имена существительные в предложении, в тексте, задавать
вопросы

в падежных формах (без терминологии): «хэт?», «сыт?», «сытыр?», «сытым?»,
«сытымкIэ?», «сытырауэ?»;
различать собственные и нарицательные имена существительные;
распознавать имена прилагательные, определять зависимость имени
прилагательного

от

прилагательные

формы

по

имени

числам,

существительного,

согласовать

изменять

имена

имена

прилагательные

с существительными по числам, падежам;
распознавать глаголы, определять грамматические признаки глагола, форму
лица, времени, числа;
распознавать местоимения, виды местоимений: личные местоимения: сэ, уэ,
ар, абы, дэ, фэ, ахэр, абыхэм, притяжательные местоимения: си (сысей), уи (ууей),
ди (дыдей), фи (фыфей), и (ей), я (яй), зи (зей) (две формы), указательные
местоимения: мо, мор, мы, мыр, а, ар;
производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей
речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
узнавать и использовать послелоги, распознавать виды послелогов:
временные: пщIондэ, нэужь (до, после), пространственные: деж, нэс (къэс)
(у, от, к, в, до) причинные: щхьэкIэ, папщIэ (ради, для, из-за), определительные:
хуэдиз, нэблагъэ (около), употреблять в речи послелоги сочетая с именами
и местоимениями;
определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные,
вопросительные,

побудительные)

и

по

интонации

(восклицательные,

невосклицательные), правильно составлять предложения;
различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
находить

главные

члены

предложения

(подлежащее

и

сказуемое)

и второстепенные члены предложения, задавать вопросы к второстепенным
членам предложения;
устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении;
отличать основу предложения от словосочетания, выделять в предложении
словосочетания;
находить части текста, определять их последовательность, восстанавливать

последовательность частей или последовательность предложений в тексте
повествовательного характера;
определять последовательность частей текста, составлять план текста,
составлять

собственные

тексты

по

предложенным

и

самостоятельно

составленным планам (при работе над изложением и сочинением);
писать диктант, применяя изученные правила правописания: 55-65 слов,
списывание: 26-40 слов, словарный диктант- 11-12 слов;
изменять

имена

существительные

по

числа,

согласовывать

имена

прилагательные с существительными (слитное и раздельное написание);
употреблять в речи согласованные послелоги с именамисуществительными
и местоимениями;
изменять глаголы по лицам, по числам, по временам;
выполнять фонетический, морфемный и морфологический разборы
ориентируясь на алгоритмы в памятках, приведенных в учебнике;
вычленять в предложении основу и словосочетания;
писать изложение (45-50 слов) и сочинение (15-20 слов) по коллективно
или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Блок

Тема и краткое содержание

Повторение
за курс 2-го
класса

Речь, предложение, слово.
(Бзэ,
псалъэуха,
псалъэ).
Понятие
о
предложении
(ПсалъэухамкIэ гурыIуэгъуэ).
Развитие
речи.
Рассказповествование, монолог «Мой
солнечный город Нальчик».
Виды предложений по цели

Кол- во
часов

3

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся
Различать «речь», «предложение»,
«слово»,
«слог»,
«ударение»,
«звук», «гласный», «согласный»,
«слог-слияние»; выделять из речи
предложения, делить их на слова.
Определять
предложение,
узнавать по интонации, находить
законченную
мысль,
знаки

высказывания
(Псалъэуха
лIэужьыгъуэхэр).
Члены
предложения (Псалъэухам и
пкъыгъуэхэр). Развитие речи.
Учебный
диалог.
Речевой
этикет. «Я общаюсь с другом».

Звуки
буквы

и Буквы й и и в словах (Й, и
хьэрфхэр
псалъэм
къызэрыщыкIуэр). Звук [э] и
буква а в основе слова.
Проверочные слова (Макъ э-р
хьэрфзешэ
а-кIэ
къыщагъэлъагъуэр). Развитие
речи. Изложение «Сборник
диктантов и изложений 1 - 4
кл.». Буква ы перед буквой у
(Хьэрф у-м и пэкIэ ы
къыщыкIуэр).
Согласные
звуки и буквы, парные и
непарные звонкие и глухие
согласные (Макъ дэкIуашэхэр,
макъ дэкIуашэ жьгъыжьгъ дэгу
зэгуэгъухэр).
Согласные
абруптивные буквы (Макъ
дэкIуашэ
пIытIахэр).
Ударение. Место ударения в
слове. Случаи, когда ударение
статично
(в
исконно
кабардинских словах). Случаи,
когда особенности ударения
кабардинского
языка
не
соблюдаются
(в
заимствованных словах).
Интонация.
Транскрипция.
Порядок
фонетического
разбора. (Ударенэ, ударенэр
адыгэбзэм
и
псалъэхэм
зэрытеувэмрэ нэгъуэщIыбзэм и
псалъэхэм
зэрытетымрэ).
Развитие речи. Письменный
рассказ «Письмо зарубежному
сверстнику»
(с
использованием электронных

7

препинания
(точка,
вопросительный
знак,
восклицательный знак), писать
прописную
букву
в
начале
предложения.
Определять тип предложения по
цели
высказывания
и
эмоциональной окраске.
Находить в предложении основу.
Задавать правильно вопросы к
разным членам предложения.
Определять
слова,
которые
пишутся с заглавной буквы.
Употреблять прописную букву в
начале предложения и точку в
конце предложения.
Определять согласные буквы,
правильно произносить в слове и вне
слова, звонкие и глухие согласные,
определять в слове количество
гласных и согласных звуков.
Определять признаки всех видов
звуков и букв в кабардинском языке,
давать
им
характеристику:
гласные/согласные,
гласные
ударные/безударные,
согласные
звонкие/глухие, парные/непарные по
звонкости и глухости, абруптивные,
лабиализованные, сложносоставные
и т.д. Находить по определенным
признакам изучаемые орфограммы в
словах,
формулировать
орфографические правила: буквы й и
и в словах; звук [э] и буква а в основе
слова, подбирать проверочные слова
дляопределения
орфограммы.
Определять, в каких случаях надо
писать разделительный ы перед
буквой у; обозначать звуки [пI], [тI]
буквами п и т на письме перед
буквами кI, лI, пI, фI, цI, тI, щI, къ,
къу; находить проверочные слова,
упражняться
в
правильном
написании
слов.
Определять
специфические
сложносоставные
согласные кабардинского языка: гу
– ху, гъ – хъ, гъу – хъу, дж – ч, дз –

Слово
и
словосочет
ание
(Псалъэр,
псалъэ
зэпхар)

ресурсов).
Фонетический
разбор слова (Пычыгъуэ, макъ,
хьэрф
елъытакIэ
псалъэр
зэпкърыхыныгъэ).

ц, жь – щ (наличие большого
количества знаковых сочетаний в
алфавите, обозначение одной буквой
разных фонем [у] уафэ, [у] бзу – у.
Различать звуки и буквы, работать
со
словарями,
ориентироваться
в
алфавитном
столбике.
Определять
место
ударения в слове (в каких случаях
ударение статично, в каких –
динамично). Соблюдать интонацию
при чтении предложения, текста.
Упражняться
в
фонетическом
разборе слова (простая форма по
таблице).

Слово,
словосочетание.
Прямое и переносное
значение
слова.
(Псалъэр,
псалъэ зэпыщIар. Псалъэм и
мыхьэнэ
дыдэмрэ
зэдзэк1амрэ).
Определительные
словосочетания. Правописание
определительных
словосочетаний
(Определительнэ
псалъэ
зэпхахэм
я
тхыкIэр).
Проектное задание «Горжусь
своими
земляками»
(с
использованием электронных
ресурсов).

Распознавать
слова,
употребляемые
в
прямом
и
переносном значении (дыщэ – Дыщэ
(золото – Имя), щхьэ – щхьэ (голова
– главный, важный), сэлам
– Сэлам). Находить в составе
предложения
словосочетания,
находить в словосочетании главное
слово и зависимое, задавать вопрос
от главного слова к зависимому.
Объяснять случаи слитного и
раздельного
написания
определительных словосочетаний.
Определять сложные
слова,
способы
их
образования
джанэ+щIэ – джанэщIэ (новая
рубашка), джэд+цы – джэдыц,
слитное и раздельное правописание
определительных словосочетаний,
соединительная гласная буква ы.
11 Определять однокоренные слова в
тексте и в наборе слов.
Выделять корень слова.
Определять окончания: -р, -м, мкIэ, -кIэ, -рауэ, -уэ.
Различать однокоренные слова и
различные формы одного и того же
слова.
Различать
изменяемые
и
неизменяемые слова.
Находить значимые части слова
(корень,
формообразующие
аффиксы).
Образовывать
однокоренные
слова с помощью суффиксов и

Состав слова Корень
слова
(Псалъэ
(Псалъэм и лъабжьэ).
Однокоренные
зэхэлъыкIэ) слова, формы одного и того же

слова.
Окончание (КIэух).
Приставка
(Префикс).
Словообразовательные
префиксы щIэ-, дэ-, къа-, на-,
нэ-, те-, хуэ-, хэ- и суффиксов
-шхуэ, -рей, -кIэ, -щIэ, -гъэ, ншэ и т.д.
Личные приставки в слове и
их
правописание
(Щхьэ
префиксхэмрэ
абыхэм
я
тхыкIэмрэ).
Правописание
собственных

3

имен
существительных и
личных приставок (УнэцIэхэм,
цIыхухэм
я
цIэхэм,
псэущхьэхэм
фIаща цIэхэм
щапыувэм
деж,
щхьэ
префиксхэр зэратхыр). Личные
приставки
и первая буква
корня (Щхьэ префиксымрэ ар
зыпыувэ
хьэрфымрэ
щызэщхьым деж я тхыкIэр).
Правописание приставки зэры, мы- с собственными именами
(Зэры-, мы- префиксхэр цIэ
унейхэм зэрапэувэ щIыкIэр).
Суффикс.
Словообразовательные
и
формообразующие префиксы
и
суффиксы.
(Псалъэ
къызэрыхъумрэ
зэхъуэк1а
зэрыхъу
префиксхэмрэ
суффиксхэмрэ).
Основа
слова (Псалъэпкъ).
Развитие
речи. Работа с
деформированным
текстом
«Праздник в нашей семье».
Правописание и перед личной
приставкой у (Щхьэ префикс
у-м
и пэкIэ и зэратхыр).
Морфемный разбор слова.

Части речи
(Псалъэ
лъэпкъыгъ
уэхэр)

Части
речи
(Псалъэ 11
лъэпкъыгъуэхэмкIэ
гурыIуэгъуэ).
Имя
существительное
(ЩыIэцIэ)
Собственные и нарицательные
имена
существительные.
(ЩыIэцIэ
унейхэмрэ
зэдайхэмрэ). Множественное и
единственное
число

приставок.
Различать личные префиксы: сы-,
(с-, з-), у-, (б-, п-), ды- (д-, т-), фы(ф-, в-) и-, е-, я-.
Определять особенности личных
приставок, приставок времени (-о-,
ма-, мэ-), как формообразующих
приставок.
Выполнять
разбор слова по
составу:
находить
корень,
различать словообразовательные и
формообразующие
префиксы и
суффиксы.
Выполнять
разбор слова по
составу.
Выделять в словах
морфемы,
основу.
Различать
условные
обозначения
словообразовательных
и
формообразующих
префиксов и
суффиксов.
Определять способы образования
слов. Образовывать новые слова
при помощи словообразовательных
префиксов щIэ-, дэ-, къа-, на-, нэ-,
те-, хуэ-, хэ- и суффиксов -шхуэ, рей, -кIэ, -щIэ, -гъэ, -ншэ и т.д.
Находить основу слова, исключая
формообразующие
префиксы,
суффиксы
и
окончание.
Сравнивать
слова, связанные
отношениями
производности:
объяснение, какое из них от какого
образовано,
указывая
способ
словообразования
(с помощью
приставки, с помощью суффикса, с
помощью приставки и суффикса
одновременно, сложением основ с
соединительным гласным).
Употреблять
правила
правописания
приставок
с
собственными
именами,
правописания
буквы и перед
личным префиксом у: [йыумыт] –
иумыт.
Различать
части
речи:
существительное, прилагательное,
глагол,
местоимение, находить
части речи в тексте, в предложении.
Упражняться
в
изменении
существительного по числам и
падежам.
Различать названия падежей.
Распознавать части речи на основе

существительных (ЩыIэцIэм и
закъуэ
куэд
бжыгъэхэр).
Контрольное
списывание
Склонение существительных по
падежам (ЩыIэцIэр падежкIэ
зэхъуэкIа
зэрыхъур).
Правописание
падежных
окончаний
имен
существительных
(Падеж
кIэуххэм я тхыкIэр).
Имя
прилагательное
(ПлъыфэцIэ).
Вопросы,
на
которые
отвечают
прилагательные.
Существительные
и
прилагательные (ПлъыфэцIэм и
мыхьэнэр, жэуап зыхуэхъу
упщIэхэр,
щыIэцIэмрэ
плъыфэцIэмрэ). Развитие речи.
Сочинение «Добрые обычаи
кабардинского
народа».
Глагол,
как
часть
речи.
(Глаголыр
псалъэ
лъэпкъыгъуэу
зэрыщытыр).
Настоящее,
будущее
и
прошедщее время глагола.
(Глаголым
и
блэкIа
ит,
къэкIуэну зэманхэр). Вопросы
сыт ищIэр? сыт ищIар? сыт
ищIэнур? (Глаголым и упщIэхэу
сыт ищIэр? сыт ищIар? сыт
ищIэнур?).
Местоимение
(ЦIэпапщIэ).
Личные местоимения: сэ, уэ, ар,
абы, дэ, фэ, ахэр, абыхэм (Щхьэ
цIэпапщIэхэр:),
притяжательные местоимения:
си/сысей, уи/ууей, ди/дыдей,
фи/фыфей, и/ей, я/яй, зи/зей (две
формы)
(Еигъэ
цIэпапщIэхэр),
указательные
местоимения: мо, мор, мы, мыр,
а,
ар
(Зыгъэлъагъуэ
цIэпапщIэхэр). Развитие речи.
Учебный монолог «Пропала
собачка».
Послелоги, правописание и
значение.
(Послелогхэр,
абыхэм я мыхьэнэр, я тхыкIэр).
Виды послелогов: временные:
пщIондэ, нэужь (до, после),
пространственные:

усвоенных признаков (в объеме
программы).
Распознавать
имена
существительные,находить
начальную
форму
имени
существительного.
Определять
грамматические
признаки (падеж, число), изменять
имена существительные по числам,
распознавать
имена
существительные, имеющие форму
одного числа (единственного или
множественного).
Находить имена существительные в
предложении, в тексте, задавать
вопросы к падежным формам (без
терминологии): хэт? сыт? сытыр?
сытым? сытымкIэ? сытырауэ?
Распознавать
имена
прилагательные,
определять
зависимость
имени
прилагательного от формы имени
существительного, изменять имена
прилагательные
по
числам,
согласовать имена прилагательные с
существительными
по
числам,
падежам.
Распознавать глаголы, определять
грамматические признаки глагола,
форму лица, времени, числа.
Упражняться в изменении глаголов
по временам, числам и лицам.
Распознавать местоимения, виды
местоимений:
личные
местоимения: сэ, уэ, ар, абы, дэ, фэ,
ахэр,
абыхэм;
притяжательные
местоимения: си/сысей, уи/ууей,
ди/дыдей, фи/фыфей, и/ей, я/яй,
зи/зей (две формы), указательные
местоимения: мо, мор, мы, мыр, а, ар.
Узнавать и использовать послелоги,
распознавать
виды послелогов:
временные: пщIондэ,нэужь (до,
после),
пространственные: деж, нэс/къэс(у,
от, к, в, до) причинные: щхьэкIэ,
папщIэ
(ради,
для,
из-за),
определительные: хуэдиз, нэблагъэ
(около);
употреблять
в
речи
послелоги сочетая с именами и
местоимениями.

деж, нэс/къэс (у, от, к, в, до)
причинные: щхьэкIэ, папщIэ
(ради,
для,
из-за),
определительные:
хуэдиз,
нэблагъэ (около).
Морфологический разборчастей
речи. Развитие речи. Рассказ
«Достопримечательности
моей
республики»
с
использованием электронных
ресурсов.
Предложение
(Псалъэухар)

Знаки
препинания
в
предложениях (Псалъэухахэмрэ
абы щагъэувнагъыщэхэмрэ).
Развитие
речи. Учебный диалог «Мои
увлечения».
Виды
предложений
по
цели
высказывания
повествовательное,
вопросительное,
восклицательное,
побудительное (Псалъэухам и
л1эужыгъуэхэр:
зэраIуатэ,
зэрыупщIэ,
хэIэтыкIа,
хуэзыгъэуш
псалъэухахэр).
Развитие
речи. Изложение
(Сборник
диктантов
и
изложений) Главные члены
предложения:
подлежащее,
сказуемое.
(Псалъэухам и
пкъыгъуэ нэхъыщхьэхэр).

Контрольно- Словарные
измерительн контрольные

диктанты,
диктанты,

Производить
морфологический
разбор изучаемых самостоятельных
частей речи (в объеме программы),
пользуясь алгоритмом разбора в
учебнике.

7

9

Различать
предложения,
словосочетания, слова.
Различать предложения по цели
высказывания, по эмоциональной
окраске.
Находить
главные
члены
предложения.
Устанавливать
связь
между
словами
в
словосочетании
и
предложении.
Находить
однородные
члены
предложения,
самостоятельно
составлять
предложения
с
однородными членами без союзов ис
союзами икIи, атIэ, ауэ.
Определять
предложение
как
смысловую единицу, имеющую
интонационную законченность.
Произносить предложения разные
по интонации: восклицательные,
невосклицательные.
Оформлять
предложения
в
устной
речи
(повышение и понижение тонаречи,
пауза)
и
на письме
(знаки
препинания:
точка,
вопросительный
знак,
восклицательный знак.
Находить в предложении главные
члены предложения.
Составлять устный и письменный
рассказ (описание, рассуждение).
Участвовать в аукционе рассказов,
составлять мозайку рассказов.
Работать
с
деформированным
текстом. Писать предложение по
памяти,
небольшое
изложение,
сочинение-миниатюру.
Проводит
поиск нужной инфомации по
прочитанному.
Грамотно
и
каллиграфически
правильно списывать до 26-40

ые
диагностиче
ские
мероприятия
за 3 класс

изложения,
сочинения,
тестирования,
контрольное
списывание.
Проектное
задание
«Мои
родственники – участники
войны» (подготовить статьюв
школьную газету).

слов, и писать под диктовку
тексты, (конец II полугодия) – 55- 65
слов, словарный диктант – 11-12
слов,
включающие
изученные
орфограммы и пунктограммы.
Писать изложение (45-50 слов) и
сочинение
(15-20
слов)
по
коллективно или самостоятельно
составленному
плану
под
руководством учителя.
Выработать
первоначальные
навыки клавиатурного письма при
работе с тестовыми заданиями в том
числе
онлайн-тестами
и
выполнением заданий на сайтах
дистанционного обучения.
Работать над проектом, заниматься
поисковой,
исследовательской
деятельностью
для
решения
поставленных целей и задач.

1. СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебные пособия
1. Варквасова И.П., Карданова М.Т. Азбука 1 класс. [Текст, ил.]: Учеб.
пособие для общеобразовательных учреждений. – Нальчик: ГКУ «КБРМедиа». – Издательство «Эльбрус», 2020. – 160 с.
2. Варквасова И.П., Карданова М.Т. Iэрытх (Прописи к Азбуке) 1 класс.
[Текст, ил.]: для общеобразовательных учреждений. – Нальчик: ГКУ «КБРМедиа», Издательство «Эльбрус», 2020. – 80 с.
3. Карданов М.Л., Дыгова К.Х. Кабардинский язык. 4 класс. [Текст]: Учеб.
пособие для общеобразовательных учреждений / Изд. 1-е. – Нальчик: ГКУ
«КБР-Медиа», Издательство «Эльбрус», 2020. – 128 с.
4. Карданова О.Х., Хубиева Ж.А. Кабардинский язык. 2 класс. [Текст]:
Учеб. пособие для общеобразовательных учреждений. – Нальчик: ГКУ «КБРМедиа», Издательство «Эльбрус», 2020. – 144 с.
5. Хубиева Ж.А., Татарова Ф.Ж. Кабардинский язык. 3 класс. [Текст]:
Учеб. пособие для общеобразовательных учреждений. – Нальчик: ГКУ «КБРМедиа», Издательство «Эльбрус», 2020. – 144 с.
Дополнительная литература, словари

6. ник диктантов и изложений) 1-4 класс [Текст] / Токъу С. М., АфIэунэ А.
А. – Нальчик: Эльбрус, 2018. – 94 с.
7. Токова С.М. Таблицы для начальной школы по кабардинской
грамматике. 1 – 4 класс [табл. электр] CD-ROM. Нальчик: Эльбрус, 2011.
8. Малаева Ф.Б. Детство Сабиигъуэ [Текст]: адэ-анэхэм, сабий садхэм щыIэ
гъэсакIуэхэм, пэщIэдзэ классхэм щезыгъаджэхэм папщIэ тхылъ /[зэхэзылъхьар
Мэлэй Ф. Б.]. – Нальчик: Эльбрус, 2015. – 477 с.
9. Карданов Б.М. Русско-кабардинско-черкесский словарь [Текст]: около
30000 слов / Сост. Б. М. Карданов, А. Т. Бичоев; Отв. ред. А. О. Шогенцуков;
С прил. краткого граммат. очерка кабард.-черкес. яз. Б. М. Карданова; Кабард.
науч.-исслед. ин-т при Совете Министров Кабард. АССР. – Москва: ГИС, 1955.
– 1055 с.
10. Бижоев Б. Ч. Русско-кабардинский разговорник / Б. Ч. Бижоев, Х. Т.
Тимижев. – Нальчик: Эльбрус, 2008. – 112 с.
11. Гяургиев Х.З. Дзасежев Х.Е. Кабардинский язык (Адыгэбзэ) I-II части.
– Нальчик: Эльбрус, 2010. – 302 с. (I), 254 с. (II)
12. Сукунов Х. Х. Кабардино-черкесско-русско-англо-турецкий словарь в
иллюстрациях [Текст] = Kabardino Circassian Russian-English Turkish picture
dictionary / Х. Х. Сукунов, И. Х. Сукунова. – Нальчик: Эль-Фа, 1998. – 414 с.
13. Апажев М.Л., Коков Д.Н. Кабардино-русский словарь. Около 27 000
слов / Под научной редакцией доктора филологических наук Б. Ч. Бижоева. –
Нальчик: Эльбрус, 2008. – 704 с.
14. Емузов А.Г. Англо-кабардино-русский фразеологический словарь. –
Нальчик: Эльбрус, 1976г. – 350 с.
15. Словарь кабардино-черкесского языка = Адыгэбзэ псалъалъэ: Ок.
31000 слов / Ин-т гуманитар. исслед. Кабард.-Балк. науч. центра Рос. акад. наук;
[М. Л. Абитов и др.]. - [1. изд.]. - М.: Дигора, 1999. – 852 с.
16. Дзуганова Р. Х., Шериева Н. Г., Словарь синонимов кабардинского
языка: (Для шк.) / - Нальчик: Эльбрус, 1997. – 118 с.

17. Зекореев

Н.

Н.

Школьный

русско-кабардино-черкесский

терминологический словарь = Урыс-адыгэ термин псалъалъэ: более 2500
слов
/ Н. Н. Зекореев. – Нальчик: Эльбрус, 1999. – 283 с.
18. Бижоев Б.Ч. Учебный русско-кабардинский словарь: около 24 000
слов / Под общей редакцией доктора филологических наук Б.Ч.Бижоева. –
Нальчик: Эльбрус, 2013. – 848 с.
19. Урусов Х.Ш. Орфографический словарь кабардино-черкесского
языка: 90000 слов / Урусов Х. Ш., Захохов Л. Г. – Нальчик: Эльбрус, 1982.
– 1133 с.
20. Кабардино-черкесский язык: [монография]: в 2 т. / [М. Л. Апажев
и др.] гл. ред. М. А. Кумахов; Ин-т гуманитарных исследований
Правительства КБР и КБНЦ РАН. – Нальчик: Респ. полиграфкомбинат им.
Революции 1905 г.: Эль-Фа, 2006. – 547 с.
Электронные ресурсы
21. Портал

«Российское

образование»

//

URL: www.edu.ru

(датаобращения 21.06.2021).
22. Фонд сохранения и изучения родных языков народов Российской
Федерации // URL: https://родныеязыки.рф (дата обращения: 22.06.2021).
23. Единое

окно доступа

к образовательным

URL: http://window.edu.ru/resource/784/34784

ресурсам.
(дата

//

обращения:

14.07.2021).
24. Помощь в изучении языка адыгов // URL: https://www.anabza.org/
(датаобращения 21.06.2021).
25. Социально-образовательный

проект

«Си

бзэ»

//

URL:

http://sibza.org/(дата обращения 21.06.2021).
26. Нур (Свет): ежемесячный литературно-художественный журнал
длядетей // URL: / http://nurkbr.ru/ (дата обращения: 14.07.2021).
27. Государственная национальная библиотека КБР // URL: http://xn-90aae3anv.xn--p1ai/ (дата обращения: 14.07.2021).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».