ТКУ(1)

Технологическая карта урока

Тема урока

Фразеологизмы, особенности их употребления в речи. Подготовка к написанию сочинения на лингвистическую
тему в рамках подготовки к ОГЭ .

Цель урока

Систематизировать знания по теме «Фразеология». Развивать навыки написания сочинения-рассуждения на
лингвистическую тему, развивать умение излагать собственную мысль.

Задачи

Образовательные
Повторить и закрепить основные темы раздела « Фразеология»; Совершенствовать навыки написания
сочинения-рассуждения на лингвистическую тему , используя цитату – высказывание о роли фразеологизмов в
речи.
Развивающие
Развивать умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развивать умения слушать,
продолжить работу по развитию связной речи, формированию
аргументировать, доказывать;
самостоятельного мышления, познавательных и творческих способностей, формированию информационнокоммуникативной грамотности , употреблять фразеологизмы в устной и письменной речи.
Воспитательные
Воспитывать любовь к русскому языку, прививать любовь к Родине и эстетическому отношению к слову.
Воспитывать ответственность и сознание личной и общественной значимости учения.

Тип урока

Урок комплексного повторения и применения знаний, умений и навыков учащихся, урок формирования
коммуникативной компетенции (развития речи) и отдельных проектных умений.

Форма урока

Урок-практикум

Опорные понятия,
термины

Фразеологизмы, устойчивые сочетания

Формы контроля

Тестовая работа, сочинение-рассуждение

Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
2

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые
УУД

Организацион
ный момент.
Цель:
включение
учащихся в
деятельность
на личностнозначимом
уровне

Слайд № 2 Картинки с фразеологизмами.
Учитель:

Подготовка к уроку

Личностные УУД:
мотивация,
самоопределение.
Регулятивные УУД:
целеполагание

Здравствуйте. Сегодня на уроке мы с вами Формулируют тему урока и
ставят цели и задачи.
повторим очень интересную тему. А
Прогнозируют результат
какую, попробуйте определить
работы: понять, как
самостоятельно, рассмотрев рисунки на
выстраивать сочинение и на
слайде. Поясните, что изображено на
какой литературный
этих картинках. (фразеологизмы).
материал опираться
Дают определение
фразеологизмов
- Какие фразеологизмы имел в виду
художник, создавая эти шутливые
рисунки. Назовите их.

- Как вы считаете, какой прием был
использован художником при создании
рисунков (замена переносного значения
фразеологизма прямым).
- Так что же мы называем
фразеологизмом. (ответы)
Формулирова
ние темы
урока и
постановка
цели и задач

- Сравните свои ответы с определением
на слайде. Прочитайте его.
Слайд № 3 Определение фразеологизмов

Учитель:
- Как вы уже поняли, предметом нашего

Фразеологизмы –
устойчивые сочетания слов,
равные по значению одному
слову или предложению.

Дают определение
фразеологизмам

Результат
взаимодействия
(сотрудничеств
а)
Формулировка
темы и целей
урока.

урока.
Цель:
мотивация
учащихся.

Целеполагани
е

разговора на занятии будут
фразеологизмы.
На слайде 4 вы можете увидеть тему
сегодняшнего занятия. Исходя из темы
урока, попробуйте сформулировать цели
нашего сегодняшнего занятия:

Открыть Слайд №5
Сравнить ответы

Проблематиза
ция

Давайте теперь обратимся к нашим
шуточным картинкам. Задание:
назовите фразеологизмы,
представленные на рисунках, и подберите
к ним слова - синонимы.

Учащиеся формулируют
цели урока и сравнивают
свои ответы с изображением
на слайде:
повторить и
систематизировать знания
о фразеологизмах,
совершенствовать умения
«видеть» образные
возможности
фразеологизмов и умело
использовать их в речи;
продолжить работу над
усвоением структуры
сочинения – рассуждения на
лингвистическую тему, в
рамках подготовки к
основному государственному
экзамену по русскому языку.
Учащиеся называют
фразеологизмы и подбирают
к ним синонимы
Слайд №5
Бить баклуши –
бездельничать
Зарубить на носу –
запомнить
Водить за нос - обманывать
Слайд №6
Засучив рукава – усердно
Спустя рукава –

Слайд № 7 Притча во языцех.
Учитель:

- Иногда может возникнуть проблема –
мы не можем объяснить значения
некоторых фразеологизмов и подобрать
к нему синоним. Обратите внимание на
противоречие: с одной стороны
фразеологизмы привычны и знакомы нам с
детства, мы часто пользуемся ими в
повседневной речи, с другой стороны это достаточно сложное явление. Ведь в
определении значения некоторых
фразеологизмов, как в нашем случае, мы
можем испытывать трудности из - за их
незначительного, ограниченного
употребления в речи. Кто же это:
знакомые « незнакомцы»?
Слайд № 8
Ну и какой же выход мы найдем из данной
ситуации, где мы можем найти
толкование данного фразеологизма.
- Правильно нашим помощником станет
словарь, в данном случае
Фразеологический словарь. Давайте
найдем и прочитаем толкование
фразеологизма, вызвавшего у нас

нестарательно,
невнимательно.
Вставлять палки в колеса –
мешать
а

Ответ учащихся: значение
непонятных фразеологизмов
можно найти в словарях

Работа со словарем

Подбираем синоним

затруднение – притча во языцех.

Слайд № 10 Картинка фразеологических
словарей.

Слайд № 11 смотрим толкование фраз.
Толкование фразеологизма «Притча во
языцех».
Учитель: Как вы уже поняли
Планировани
е
деятельности.

фразеологизмы – это удивительное
явление языка, недаром многие
лингвисты называют фразеологизмы
«жемчужинами» русского языка, ведь они
являются одним из самых ярких средств
выразительности речи. Поэтому умелое
употребление в устной и письменной речи
устойчивых оборотов – признак высокой
культуры человека.
Слайд № 12
Итак, в течение урока мы с вами будем с
миру по нитке собирать информацию о
фразеологизмах, работать засучив
рукава, не на страх, а на совесть.
Категорически запрещаю бить баклуши,
валять дурака или считать ворон. Желаю
вам не попасть впросак и не сесть в
галошу.
Слайд № 12 картинки фразеологизмов

Работа в
группах

Учитель:

- Итак, приступим к работе , а
работать сегодня мы будем в группах.
- Итогом нашей работы на данном этапе
урока должен стать кластер. Время
выполнения заданий 5 минут.
- Эта работа будет направлена на
определение основных признаков
фразеологизмов. Каждая группа
получает листочек с заданиями. Ваша
задача заключается в том, чтобы на
обратной стороне написать признак
фразеологизма, вытекающий из вашего
ответа.

Группа № 1
Задание: Определить источники
происхождения данных фразеологизмов.
Составить классификацию фразеологических
оборотов по их происхождению. При
выполнении задания можно пользоваться
фразеологическим словарем.

А ларчик просто открывался
Во всю ивановскую
За тридевять земель
Тянуть канитель
Авгиевы конюшни
Глас, вопиющего в пустыне
Потерпеть фиаско
Слова для справок: Авторские произведения;
история страны (обычаи наших предков); устное
народное творчество, русские ремесла

Ответ. Нам были даны
примеры фразеологизмов.
Наша задача состояла в том,
чтобы определить источники
происхождения
фразеологизмов и
классифицировать их..
Используя в своей работе
Фразеологический словарь ,
Словарь иностранных слов
мы разделили все
фразеологизмы по источнику
их происхождения на две
группы:
Исконно русские
– устное народное
творчество за тридевять
земель – из русских
народных сказок
- русские ремесла тянуть
канитель - из
золотошвейного
производства
- история нашей страны во всю ивановскую очень
громко, от названия
Ивановской площади, где в
старину оглашались указы.
- авторские произведения –
«А ларчик просто
открывался» басня И. А.
Крылова «Ларчик».
Заимствованные.
- Мифы Древней Греции

Познавательные
УУД: установление
причинноследственных
связей; построение
логической цепи
рассуждения;
доказательство.
Коммуникативные
УУД: умение с
достаточной
полнотой выражать
свои мысли.

Познавательные
УУД: поиск и
выделение
информации;
смысловое чтение;
Коммуникативные
УУД: речевая
деятельность,
навыки
сотрудничества;

Составление
кластера

Должны вывесить
на кластер.
Фразеологизмы.
1.
Источники
фразеологизмов по
происхождению:
исконно русские и
заимствованные.

(профессии); Мифы Древней Греции; Библия;
иностранные языки.
Слайд №14
Должны вывесить на кластер.
Фразеологизмы.
1. Источники фразеологизмов по
происхождению: исконно русские и
заимствованные.

Слайд № 15
Группа №2

Авгиевы конюшни сильно
засоренное место – из мифа о
подвигах Геракла
- Глас, вопиющего в
пустыне – призыв, который
остается без ответа. Из
Библии
(Библейская история гласит,
что один из пророков
обратился к израильтянам с
просьбой приготовить путь
для Бога. Но просьба
пророка осталась гласом
вопиющего в пустыне.)
- Иностранные языки потерпеть фиаско потерпеть неудачу из
итальянского языка.

Примерные ответы:

1.Не покладая рук (
синонимы: засучив рукава,
1. Задание: Подобрать к данным
до седьмого пота, антоним
фразеологическим сочетаниям
работать спустя рукава).
синонимы и антоним (можно
2. Мчаться на всех парусах
использовать слова для справок).
(синонимы: в мгновенье ока,
1. Не покладая рук
только пятки засверкали2. Мчаться на всех парусах
антоним черепашьим шагом
3. Повернуться негде
).
4. Как кошка с собакой
3. Повернуться
негде(синонимы: яблоку
Слова для справок: засучив рукава, до
негде упасть, как сельдей в
седьмого пота, работать спустя рукава). в
бочке- антоним кот

Познавательные
Должны вывесить
УУД: поиск и
на кластер.
выделение
Фразеологизмы.
информации;
смысловое чтение; 5. 2. Могут иметь
Коммуникативные
синонимы и
УУД: речевая
антонимы.
деятельность,
навыки
сотрудничества

мгновенье ока, только пятки засверкали,
черепашьим шагом ). яблоку негде упасть, как4.
сельдей в бочке, был не в ладах, был в контрах,
душа в душу)

наплакал).
Как кошка с
собакой(синонимы: был не в
ладах, был в контрах
антоним – душа в душу)

Слайд № 16
Должны вывесить на кластер.
Фразеологизмы.
2. Могут иметь синонимы и антонимы.

Слайд № 17

Ответ:

Группа № 3
Задание: Определить синтаксическую функцию
фразеологизмов
1. В колхозном сарае нас ожидал старенький,
видавший виды велосипед.
2. Я прошу тебя не вешать нос .
3. Он бежал сломя голову .
4. Первое боевое крещение получил под
Москвой .
5. У нег золотые руки.

1.В колхозном сарае нас
ожидал старенький,
видавший виды велосипед –
определение
2.Я прошу тебя не вешать
нос - сказуемое
3.Он бежал сломя голову –
обстоятельство
4.Первое боевое крещение
получил под Москвой дополнение
5.У нег золотые руки. –
подлежащее.

Слайд № 18
Должны вывесить на кластер.
Фразеологизмы.
3. Являются одним членом предложения.

Познавательные
Должны вывесить
УУД: поиск и
на кластер.
выделение
Фразеологизмы.
информации;
смысловое чтение; 6. 3. Являются одним
Коммуникативные
членом
УУД: речевая
предложения.
деятельность,
навыки
сотрудничества

Слайд № 19

Ответ

Группа №4. Заменить выделенные в тексте
слова и словосочетания фразеологизмами.
Сделайте вывод о роли фразеологизмов в
речи.

Работа над сочинением о
роли фразеологизмов у
Петьки шла как по маслу.
Вообще он как свои пять
пальцев знал эту тему,
потому что на уроках все
схватывал на лету , а вот
его друг Вовка в это время
бил баклуши и порой даже
клевал носом.

Работа над сочинением о роли фразеологизмов у
Петьки шла без всяких затруднений (как по
маслу). Вообще он очень хорошо (как свои пять
пальцев) знал эту тему, потому что на уроках все
быстро воспринимал и легко усваивал
(схватывал на лету), а вот его друг Вовка в это
время бездельничал (бил баклуши) и порой
даже дремал (клевал носом).
Слова для справок: как по массу, как свои пять
пальцев, схватывал на лету, бил баклуши, клевал
носом.

Устно:
Фразеологизмы ярко,
эмоционально описывают
- особенности душевного
Слайд № 20
состояния, поведения
человека;
- его поступки, действия,
Должны вывесить на кластер. Фразеологизмы. помогают легче их
4. Придают речи образность,
представить;
выразительность.
- отношение человека к
окружающему миру и т. д.
Фразеологизмы
. Фразеологизмы позволяют
кратко и ёмко выражают мысль
- индивидуализировать речь
Выражают авторскую оценку изображаемого.
героев;
- сделать язык насыщенным,
Учитель:
колоритным.
- итак, наш кластер готов, мы можем
посмотреть основные признаки фразеологизмов
Слайд 22

Познавательные
УУД: поиск и
выделение
информации;
смысловое чтение;
Коммуникативные
УУД: речевая
деятельность,
навыки
сотрудничества

Вывод. Мы
считаем, что
фразеологизмы
необходимы нам в
речи, так как они
придают нашей
речи образность и
выразительность.
Должны вывесить
на кластер.
4. Фразеологизмы
1. Придают речи
образность,
выразительность.

Контроль

Учитель.
- -продолжаем готовиться к ОГЭ. Для

того, чтобы закрепить полученные
знания, предлагаю провести небольшую
тестовую работу в форме ОГЭ по
фразеологизмам

Каждая группа получает
тестовые задания и
выполняет их

Познавательные
УУД: умение
структурировать
знания;
Регулятивные УУД:
управление своей
деятельностью.

-Проверим тестовые работы
- проведем взаимопроверку.
На слайде 23 можете посмотреть
ответы
Работа над
Слово учителя: Мы не случайно сегодня
сочинением вспомнили все, что касается
рассуждением
фразеологизмов. Давайте обратимся
еще раз к цели нашего урока.
Слайд № 24
как вы поняли. на данном этапе занятия
мы достигли цели лишь наполовину. И
сейчас мы продолжим отработку навыка
написания сочинения – рассуждения на
лингвистическую тему с использованием
цитаты. А цитата как вы уже, наверное,
догадались будет содержать сведения о
фразеологизмах.

Познавательные
УУД: общеучебные
универсальные
действия; поиск и
выделение
информации;
смысловое чтение

Проверка тестовых
заданий

Прежде, чем начать работу над
сочинением, давайте вспомним структуру
его написания.
Слайд № 25
Структура сочинения-рассуждения.
1. Тезис. Рассуждение о тезисе.
2. Аргументы (2). (Приводя примеры-аргументы,
ученикам нужно не только назвать языковое
явление, но и объяснить его значение, указать
роль в тексте).
3. Вывод.

Обратимся к цитате слайд №26
«Фразеологизмы - неизменные спутники
нашей речи. Мы часто пользуемся ими в
повседневной речи, порой даже не
замечая, ведь многие из них привычны и
знакомы с детства».

Работа с текстом

Работа с текстом

Учитель. А работать вы будете с
текстом, который лежит на ваших
столах.
(Приложение 1)

Работа в группах.

Пусть каждая группа работает над
отдельным элементом сочинения.
Слайд № 28

Написание сочинения

I группа пишет вступление.
II группа работает над введением первого
аргумента (выбирает тот фразеологизм, значение
которого может истолковать.)
III группа работает над введением второго
аргумента.
IV группа работает над заключением.
При этом вы можете пользоваться шаблонами
На работу вам отводится 5-7 мин.
Слайд № 29
Шаблон для сочинения
Я согласен
__________________.Действительно,___________
______________.Чтобы подтвердить
сказанное,_________________________.
В
предложении________________встречается
фразеологизм ___________________.
Это устойчивое _________________ выражает
__________________________.
В
предложении_____________автор_____________
_фразеологизм_____________.Его можно
заменить
синонимом______________________________.Да
нный
фразеологизм__________________________.
Таким образом, мне удалось доказать,
что__________________________________.
Учитель:

Представители каждой
группы зачитывают
работу.

Если вы уже готовы, послушаем, что же
получилось.
На слайде можно увидеть готовое
сочинение и сравнить с написанным
учащимися
Рефлексия
учебной
деятельности
на уроке

Дом.задание

Наше занятие подходит к концу. Я думаю, Ответы учащихся
вы согласитесь со мной, что мы достигли
поставленной в начале урока цели.
Все сегодня работали засучив рукава.
Надеюсь, что вы продолжите изучение
фразеологии для совершенствования
речевого мастерства, для повышения
речевой культуры. Выразите свое
отношение к уроку, используя
фразеологизмы.
Написать сочинение с использованием
фразеологизмов

Регулятивные УУД:
оценка, выделение и
осознание
учащимися того, что
уже усвоено и
осознание качества и
уровня усвоения

Приложение 1.
(1) Издавна воронихинские мальчишки враждовали с заовражными.(2) Невысокому, болезненному Юлию влетало особенно часто.
(3) Однажды у моста его встретил Яшка Кривоносый со своей ватагой. (4) - Ну, Цезарь, давай закусим, - сказал Яшка. (5) Наклонился, сгреб горсть
земли. (6) – Ешь, Древний Рим! (7) Двое ребят вывернули Юле руки, а Кривоносый прижал горсть земли к его плотно стиснутому рту. (8) Юла дергался,
отбивался. (9) Земля противно скрипела на зубах, и только неожиданно появившийся милиционер спас его… (10) Через несколько дней Юлий опять
нарвался на Яшкину компанию. (11) - Эге! – сказал Яшка. (12) – Непорядок! (13) Цезарь-то был рыжим. (14) А Юла – черный! (15) Сейчас исправим…
(16) Он крепко держал Юлия, пока один из мальчишек сбегал домой, принес ведерко и кисть. (17) Яшка под дружный хохот мальчишек жирно ляпал
краску на голову Юле, так что волосы у него слиплись и поднялись. (18) Огненно-яркой краской были вымазаны и лоб, и уши…
(19) Юла с ненавистью глядел на мучителя. (20) Если б мог, он стер бы Яшку с лица земли. (21) Но как? (22) Яшка был на голову выше его и, конечно,
гораздо сильнее.(23)…Вскоре в город приехал цирк шапито, и Юлий пошел на представление. (24) На арену вышел дядька в черном и громко объявил:
(25) – Всемирно знаменитый силач Али Махмуд! (26) Под гром аплодисментов на ковер вступил настоящий силач. (27) На арену вывели лошадь, и Али
Махмуд поднял ее так просто, будто лошадь игрушечная, потом так же легко пронес по арене шест, на каждом конце которого висело по трое мужчин.
(28) Маленький, тщедушный Юлий восторженно следил за каждым движением могучего Али Махмуда.
(29) «Быть бы мне таким силачом!» - замирая от счастья, мечтал Юла. (30) Сколько чудесного смог бы он тогда сделать! (31) И самое первое - задал бы
тогда Яшке перцу!(32) После представления за кулисами Юла спросил Али Махмуда: (33) - А трудно стать силачом?
(34) Али Махмуд ответил, почти не задумываясь: (35) - Это очень просто, мальчик. (36) Пятнадцать подтягиваний утром, пятнадцать вечером, вот и все.
(37) Через год ты станешь вдвое сильнее. (38) Кончилось лето, началась учеба в школе. (39) И в первый же день занятий Юла снова напоролся на Яшку
Кривоносого. (40) – Чего ж ты не здороваешься, древний? - Яшка с силой провел ладонью Юле от подбородка до лба, больно задрал ему кончик носа.
(41) - Стой! – яростно крикнул Юла. (42) - Мы деремся. (43) Один на один. (44) Но не сейчас, а ровно через год. (45) Запомни: в будущем году первого
сентября я тебя поколочу. (46) Клянусь!
(47) – А если не побьешь? – ехидно вклинил Яшка.
(48) – Если я не побью, выкрасишь мне волосы суриком, и я целую неделю буду так ходить по всему городу… (49) Столько злости и правдивости было
в голосе Юлы, что ему поверили.
(50) - Ладно! – с угрозой сказал Яшка. (51) - Ровно через год, ловлю тебя на слове. (52) Смотри, Цезарь!...
(53) Много боли и мучений пришлось вынести Юлию, но через два месяца он уже делал без перерыва пятнадцать подтягиваний…
(54) Прошел год. (55) Первого сентября Юла вместе со своим одноклассником Колькой Самохиным прошел к реке. (56) Там уже собралась целая толпа
воронихинцев.
(57) – Ну, - сказал Яшка, - начнем?
(58) У него руки чесались быстрее выкрасить своему врагу голову, поэтому он подскочил к Юле и ударил его…
(59) Они дрались уже долго. (60) Многие думали, что Юла вот-вот свалится, сдастся. (61) Но зрители не замечали, что Яшка уже устал и сует кулаками
почти наугад, а Юла еще свеж. (62) Он ударил Яшку в подбородок, как показалось ему самому, совсем несильно, но вдруг у того подогнулись колени, и он
мягко осел на землю.
(63) – Ура! (64) Нокаут! – радостно заорал Колька Самохин.
(65) Кажется, больше всех был удивлен сам Юла. (66) Он вовсе не ожидал, что его удар окажется таким могучим. (67) Оцепенели и зрители…
(68) Эта история стала началом спортивного пути чемпиона Европы, штангиста Юлия Петровича Старова. (69) Разными путями приходят люди в
спорт…
(По Б. Раевскому)

Примерный образец сочинения
Вступление
Я согласен с высказыванием авторов учебника: «Фразеологизмы - неизменные спутники нашей речи. Мы часто
пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
Действительно, очень часто в своей речи мы неосознанно, как бы само собой, употребляем фразеологизмы, ведь они
знакомы нам с детства. Они помогают нам передать наши чувства, эмоции, делают нашу речь более образной и
выразительной. Чтобы подтвердить сказанное , обратимся к тексту Б. Раевского.
1 аргумент
В предложении 20 встречается фразеологизм «стер с лица земли». Это устойчивое сочетание слов выражает искреннее
желание Юлия отомстить Яшке за постоянные унижения, чтобы его никогда не встречать его на своем пути.
2 аргумент
В предложении 58 автор использует фразеологизм «руки чесались». Его можно заменить синонимом «немедленно
приступить к задуманному». Но устойчивое выражение звучит в тексте ярче и эмоциональнее. Данный фразеологизм
автор употребляет, чтобы показать, с каким нетерпением Яшка ждал встречи с Юлой.
Заключение
Таким образом, мне удалось доказать, что фразеологизмы, действительно, являются неизменными спутниками нашей
жизни, мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы
нам с детства.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».