Технологическая карта урока. Этапы урока Организационный момент. Мотивация к уроку. Актуализация знаний учащихся Планируемые результаты Коммуникативные УУД Формирование умения отвечать на вопросы проблемного характера. С достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные УУД Установление учащимися связи между учебной деятельностью и её мотивом. Деятельность учителя Задаёт вопросы. Почему бабочка не смогла летать? Какова главная мысль притчи? Личностные:: развитие Проверка домашнего задания, познавательных интересов, учебных параллельно (для повторения мотивов. пишется терминологический Предметные УУД. диктант). Формирование умений опознавать Учитель предоставляет слово первой союзы и использовать их в речи группе: Сейчас мы предоставляем разграничивать ссп и спп слово 1 группе «Филологи». Коммуникативные УУД Умение отвечать на вопросы, строить высказывание, убеждать других в своей правоте. Познавательные УУД. Умение сравнивать и сопоставлять Деятельность учащихся Обучающиеся отвечают на вопросы учителя и чтеца. отвечают на вопросы. - Человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться. - - Каждый должен научиться прикладывать усилия, которые так необходимы в жизни, которые могут преодолевать все трудности и помогут быть ему сильным. Это касается и нашей учёбы. Пишут терминологический диктант. Ученики отвечают: Мы выбрали пословицы, где встречаются союзы. Наше задание: назвать в союзы и объяснить значение пословиц. 1) Правой рукой строит, (а левой разрушает); (А – соотносит предметы, признаки и действия.) Своя земля (и в горести между собой сочинительные и подчинительные союзы. Овладение способами типизации союзов. Вопрос учителя. Какие союзы мы увидели в предложениях? . Учитель: У меня вопрос к классу: А что называется союзом? Учитель: Предоставляем слово 2 группе. мила). Что соединяет союз?1.Если хочешь много знать, надо мало спать. 2. Не учась и лаптя не сплетешь. 3. Делу время, а потехе час. 4. Неразумного учить, что в бездонную бочку воду лить. 5. Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать. 6. Корень учения горек, да плод его сладок. Ученик. Сочинительные и подчинительные. Ученик. А мы придумали лингвистическую игру «Узнай союз». «Лингвистическая игра «Узнай союз» – читать вслух: сочинительный союз (поднять одну руку) , подчинительный (поднять две руки). 1) По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла ( ) и в ней пропадают очертания низких берегов. 2) Вечерняя заря начинается ( ) когда солнце уже заходит за край земли. 3) Река сверкала то голубым ( ) то зеленым светом. 4) Накануне выглянуло солнце ( ) но дороги еще не совсем просохли. 5) Сразу за шатким деревянным мостиком начинался подъем в гору ( ) с которой было видно всю окрестность. Определение темы и целей урока. Работа над новым материалом. Предметные: Продолжить работу по закреплению орфографических и пунктационных навыков учащихся. Регулятивные УУД: Действовать по выбранному плану, находить рациональные способы работы. Коллективно под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы на отдельных этапах урока. Познавательные УУД. Осмысленно решать задачу по предмету. Коммуникативные УУД Формировать умение отвечать на вопросы, с достаточной полнотой выражая свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами. Учитель: Ребята, исходя из нашего разговора, как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? Учитель: А каковы наши задачи? Учитель: Правильно, ребята. Запишите, пожалуйста, тему урока. Учитель: слово предоставляем 2 группе «Журналисты». Слушаем вас . Учитель: Да что у вас случилось? Ученик: Я думаю, наша тема урока на сегодня – продолжение вчерашней темы «Сочинительные и подчинительные союзы». Ученик: Научиться разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, уметь отличать, что они соединяют. Тема урока записывается в тетради. Ученик. У нас было задание – составить текст… Ой, у меня слово убежало И у меня… А у меня тоже … Ты куда? Чего ты хочешь? Ученик 1. Мы такой текст выбрали . А осталось что – то непонятное. Ученик с группы «Эксперты»: « Ребята, не эти ли слова сбежали от вас?» Ученик 2. Да, именно эти, теперь всё встало на свои места. А почему они к вам убежали? Ученик с группы «Эксперты»: Потому что они обиделись, что вы их неправильно написали, а мы исправили ваши ошибки и уговорили их вернуться к вам. Ученик. Спасибо большое, теперь послушайте текст. 1. Вдруг среди шорохов и всплесков послышались тревожащие своей необычностью звуки. 2. Было похоже, что где-то совсем близко играла крошечная скрипка. 3. Звуки мелодии были так слабы, что порывы ветра иногда обрывали, как паутинку, эту тонкую ниточку загадочной трели. 4. Прислушавшись, я уловил закономерную связь между скрипачом и ветром: стоило ветру немного утихнуть, как скрипка переходила на более низкие ноты, звук становился густым, и в нем отчетливо улавливался тембр. 5. Когда же ветер усиливался, звуки забирались все выше и выше, они становились острыми, как жало, скрипка плакала и всхлипывала. 6. Наконец я установил, что звуки исходили из засыпанной раковины на гребне песчаного холмика. 7. Я осторожно взял раковину, чтобы посмотреть внимательнее, но ничего особенного не нашел. 8. Я положил ее Учитель: Чтобы с вами больше не случалось таких историй, что нужно вам знать? Учитель: Группа «Эксперты » быстро поняли , почему сбежали предлоги. Предоставим им слово. Объяснение нового материала. (Дополнение) Упражнение по учебнику. Физкультминутка. Закрепление материала Предметные: Закрепить правило распознавания и употребления сочинительных и подчинительных союзов. Личностные: формирование мотивов достижения и социального признания. Регулятивные УУД: осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль в индивидуальной работе, в группах; Уметь договариваться в группе в ходе работы над заданием. Уметь оценивать свои достижения в ходе работы над заданием. Познавательные УУД. Учитель: Ребята, мне очень понравился текст группы «Журналисты» . Я бы хотела предложить задания к этому тексту. По окончании работы вы произведёте самопроверку . 1 гр. 1. Из предложений 5-8 выпишите слово (слова) с чередующейся гласной в корне. 2. Определите тип и стиль речи. 3. Выпишите из текста все подчинительные союзы и составьте схему предложения 6. на прежнее место и приготовился слушать, но раковина-музыкант молчала. 9. Похоже, что она рассердилась за то, что ее бесцеремонно потревожили, и ожидала, пока я снова уйду. (Е.И.Носов, рассказ « Таинственный музыкант») Ученик: Уметь правильно писать союзы и правильно ставить знаки препинания в предложениях с ними. Объяснение нового материала. Осмысленно решать задачу по предмету. Коммуникативные УУД Формировать умение отвечать на вопросы, с достаточной полнотой выражая свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами. 4. Укажите кол-во грамматических основ в 4 предложении. 5. Составьте схему предложения 6. 2 гр. 1. Из предложения 6 выпишите слово, соответствующее орфограмме - правописание приставок на з-/с. 2. Выпишите из текста все сочинительные союзы 3. Из предложений 3-5 выпишите сравнения. 4. Найдите предложение, соответствующее схеме [ (чтобы) ] и укажите его номер. 3 гр.- тестовая работа 4 гр. Написать сочинение – рассуждение по тексту. Проверка сочинений по критериям. О чём этот текст? А мы вмешиваемся в жизнь природы? Учитель: Предоставим слово 3 группе. Ответы учащихся. Ученик: Мы выписали фрагменты из художественных произведений, где встречаются разные союзы. Задание одноклассникам: определить, откуда взят отрывок, и назвать союзы. Союзы в былинах А тут сели на добрых коней, поехали. Как хвост-то у ней расстилается, А грива-то у ней да завивается. У оратая кобыла поступью пошла, А Вольгин конь да ведь поскакивает. У оратая кобыла грудью пошла, А Вольгин конь оставается. . (Былина «Вольга и Микула Селянинович»). 1) Не успел он слова вымолвить, Как настоятели новгородские Ударили о велик заклад… 2) Потом поезжали корабли по синю морю, Полетели, как черные вороны 3) Сидит в палате царь морской, Голова у царя как куча сенная. (Былина «Садко».) По небу полуночи ангел летел И тихую песню он пел; И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой. М.Ю. Лермонтов Подведение итогов урока Домашнее задание Личностные: формирование мотивов Учитель: Спасибо за работу на достижения и социального уроке. признания. Рефлексия. А теперь на нашем дереве знаний мы поместим листочки, выбранные вами, по результатам урока: Красные – в этой теме для меня осталось много непонятного; Ученики выбирают соответствующие их знаниям листочки. Записывают домашнее задание. Упражнение № по учебнику Составить предложения с союзами. Сочинение «Весна на пороге». Составить тест по теме «Союз» Жёлтые – в этой теме некоторые вопросы я не понял; Зелёные – эту тему я понял очень хорошо. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат Владелец Действителен 603332450510203670830559428146817986133868575827 Тарканова Марианна Викторовна С 24.02.2021 по 24.02.2022 ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат Владелец Действителен 603332450510203670830559428146817986133868575827 Тарканова Марианна Викторовна С 24.02.2021 по 24.02.2022 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)