Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно- спортивной направленности Шахматная гостинная

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с.п. ВЕРХНИЙ АКБАШ» ТЕРСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАКАБАРДИНО БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Согласовано на заседании
Педагогического совета

Утверждаю
Директор МКОУ СОШ с.п. В-Акбаш

Протокол № 1
От «28» августа 2023г.

____________М.В.Тарканова
«28» августа 2023г.
Приказ № 63/1 от 28.08.2023г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Шахматная гостиная»

Направленность программы: физкультурно-спортивная
Уровень программы – базовый
Вид программы: модифицированный
Адресат: 10-15лет
Срок реализации: 1 год, 120 часов
Форма обучения: очная
Автор- составитель: Керефов Рустам Русланович- педагог дополнительного
образования
Верхний Акбаш
2023г

1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная
задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать
воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система
шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и
развивая
индивидуальные
способности,
формируя
прогрессивную
направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию
школьника.
Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам
позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и
практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без
принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать
многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится
деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают,
классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
При этом предусматривается широкое использование занимательного
материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических
сказок, рассказов и др. Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так:
“Разумом одерживать победу”.
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Уровень программы – базовый.
Вид программы: модифицированный
Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность
дополнительного образования
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Национальный проект «Образование».
3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование».
4. Конвенция ООН о правах ребенка.
5. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное
образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума
при Президенте РФ.
6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до
2025 года».
7. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года».

2

8. Постановление Правительства РФ от 20.10.2021 г. № 1802 «Об
утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной
организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и
обновления информации об образовательной организации».
9. Приказ Минобрнауки России от 25.10.2013 г. №1185 «Об утверждении
примерной формы договора об образовании по дополнительным
общеобразовательным программам».
10. Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О
продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы
за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке
определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в
трудовом договоре».
11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 г. №1309
«Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов
и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания при этом
необходимой помощи».
12. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении
Целевой
модели
развития
региональной
системы
дополнительного образования детей».
13. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020
г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
14. Приказ Минпросвещения России от 16.09.2020 г. № 500 «Об
утверждении примерной формы договора об образовании по дополнительным
общеобразовательным программам».
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г.
№ 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
16. Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
17. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 093242 «О
направлении информации» (вместе
с
«Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»).
18. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении
методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
независимой
оценке
качества
образования
образовательной
деятельности
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность»).
19. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному
самоопределению
детей
с
ограниченными

3

возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых
образовательных потребностей»).
20. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации независимой оценки качества дополнительного образования
детей»).
21. Постановление Главного государственного санитарного врача от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
22. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования».
23. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от
14.08.2020 г. №831 «Об утверждении Требований к структуре официального
сайта
образовательной
организации
в
информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и формату предоставления
информации».
24. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об
образовании».
25. Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015 г. № 778 «Об утверждении
Региональных требований к регламентации деятельности государственных
образовательных учреждений дополнительного образования детей в
Кабардино-Балкарской Республике».
26. Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020 г. №242-рп «Об
утверждении Концепции внедрения модели персонифицированного
дополнительного образования детей в КБР».
27. Приказ Минпросвещения КБР от 14.09.2022 г. №22/756 «Об
утверждении
Правил
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в КБР».
28. Письмо Минпросвещения КБР от 02.06.2022 г. №22-01-32/4896
«Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые и модульные)».
29. Письмо Минпросвещения КБР от 26.12.2022 г. №22-01-32/11324
«Методические рекомендации по разработке и экспертизе качества авторских
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ».
30. Устав МКОУ СОШ с.п. В-Акбаш.
Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на
организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их
потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена
многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение
педагогически запущенных детей.

4

Новизна занятий заключается в деятельности самих учащихся, когда
они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы,
выясняют закономерности.
Отличительная особенность:
Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и
практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего
усвоения материала.
Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных
аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным
шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются
знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения.
Педагогическая целесообразность программы
В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не
только ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и
корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается
субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и
организатором своих знаний. Ученик с помощью педагога может выступать в
роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику,
составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата,
устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности.
Адресат общеразвивающей программы:
Дополнительная
общеразвивающая
программа
«Шахматная
гостиная» предназначена для детей в возрасте 10-15 лет, без ограничений
возможностей здоровья. Формы занятий групповые, количество обучающихся
в группе -20 человек. Состав групп постоянный.
Место проведения занятий: село Верхний Акбаш, ул. Керефова, д. 20.
Срок реализации: 1 год, 120 часов.
Режим занятий: длительность одного занятия составляет 1 и 2
академических часа, периодичность занятий - 2 раза в неделю.
Наполняемость группы: Группа формируется из обучающихся 10-15
лет. Состав группы обучающихся- постоянный, 20 человек. При наличии
освободившихся мест возможен прием детей в течении курса.
Формы обучения: очная с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий (Закон №273-Ф3, гл.2, ст.17,
п.2.).
Форма занятий:
1.
Практическая игра.
2.
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

5

3.
Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4.
Теоретические
занятия,
шахматные
игры,
шахматные
дидактические игрушки.
5. Участие в турнирах и соревнованиях.
Групповая работа проводится во время теоретических занятий. Каждая
тема сопровождается наглядной демонстрацией алгоритмов ходов на доске
для того, чтобы обучающиеся представляли работоспособность комбинаций,
а также к чему им нужно стремиться при выполнении поставленной задачи.
Учебный процесс организуется на основе постепенного усложнения учебного
материала, как теоретического, так и практического.
Особенности организации образовательного процесса.
Форма организации образовательной деятельности - групповая.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для
совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное
составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары,
мат в определенное количество ходов и т.д.).
Цель программы: создание посредством шахмат благоприятных
условий для развития мышления, творческих и спортивных способностей
учащихся, формирование всесторонне и гармонично развитой личности.
Задачи:
Личностные результаты:
•
усвоить учащимися основные правила и понятия шахматной игры;
•
уметь пользоваться шахматной литературой (теоретическими
справочниками, сборниками).
Предметные результаты:
•
развить умение производить логические операции (анализ, синтез,
сравнение, обобщение);
•
сформировать эмоциональное отношения к эстетической стороне
шахматного искусства;
•
сформировать творческие качества личности (быстрота, гибкость,
оригинальность, точность).
Метапредметные результаты:
•
сформировать
адекватность
самооценки,
самообладания,
выдержки, воспитания.

6

Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
№

Тема
занятия

1
2

Введение
Шахматы — это спорт

Всего теория практика Форма
часов
аттестации/контроля
Раздел 1. Введение. 2 часа.
1
1

1
1

-

Беседа
Тест на знание материала
темы.

Раздел 2. Правила игры. Цель игры. 12 часов.
3
4
5
6
7

8
9
10
11
12
13
14

Правила турнирного
поведения.
Игра.
Открытый и двойной
шах. Понятие «мат».
Игра.
Легенда о
возникновении
шахмат.
Игра.
Шахматные фигуры и
их обозначения.
Игра.
Игра.
Игра.
Тренировочные
партии.
Тренировочные
партии.

1

1

-

Беседа

1
1

1

1
-

Совместная игра
Беседа

1
1

1

1
-

Совместная игра
Беседа

1
1

1

1
-

Совместная игра
Беседа

1
1
1
1

-

1
1
1
1

Совместная игра
Совместная игра
Совместная игра
Совместная игра

1

-

1

Совместная игра

Раздел 3. Сравнительная сила фигур. 14 часов.
15

16
17
18
19
20

Влияние позиции на
состояние сил, Ходы
фигур и их
особенности.
Игра.
Организация
подвижности.
Игра.
Заграждение,
отрезание полей.
Тренировочные
партии.

1

1

-

Беседа

1
1

1

1
-

Совместная игра
Беседа

1
1

1

1
-

Совместная игра
Беседа

1

-

1

Совместная игра

7

21
22
23
24
25

26
27
28

Защищающая фигура.
Связка.
Тренировочные
партии.
Отсутствие времени.
Игра.
Решение упражнений
на постановку мата и
пата в различное
количество ходов
Игра.
Игра.
Тренировочные
партии.

1

1

-

Беседа

1

-

1

Совместная игра

1
1
1

1
1

1
-

Беседа
Совместная игра
Беседа

1
1
1

-

1
1
1

Совместная игра
Совместная игра
Совместная игра

Раздел 4. Форсирующие ходы. 14 часов.
29
30
31
32
33

34
35

36
37
38
39
40
41
42

Шах. Двойной удар.
Взятие.
Игра.
Превращение пешек.
Угроза.
Игра.
Взаимодействие
фигур. Нападение на
незащищенного
короля.
Игра.
Централизация.
Концентрация сил
против важного
пункта.
Игра.
Прорыв пешечной
позиции.
Игра.
Выигрыш темпа и
цугцванг.
Тренировочные
партии.
Тренировочные
партии.
Тренировочные
партии.

1

1

-

Беседа

1
1

1

1
-

Совместная игра
Беседа

1
1

1

1
-

Совместная игра
Беседа

1
1

1

1
-

Совместная игра
Беседа

1
1

1

1
-

Совместная игра
Беседа

1
1

1

1
-

Совместная игра
Беседа

1

-

1

Совместная игра

1

-

1

Совместная игра

1

-

1

Совместная игра

Раздел 5. Противодействие планам противника. 12 часов.
43
44
45
46
47

Техника расчета.
Игра.
«Блуждающий
квадрат».
Игра.
Критические поля
проходной пешки.

1
1
1

1
1

1
-

Беседа
Совместная игра
Беседа

1
1

1

1
-

Совместная игра
Беседа

8

48
49
50
51
52
53
54

Критические поля
блокированной пешки.
Игра.
Поля соответствия.
Игра.
Игра.
Игра.
Игра.
Тренировочные
партии.

1
1
1
1
1
1
1

1
-

1
1
1
1
1
1

Совместная игра
Беседа
Совместная игра
Совместная игра
Совместная игра
Совместная игра
Совместная игра

Раздел 6. Комбинации. 12 часов.
55
56
57
58
59
60
61

62
63
64
65
66

Мотивы и идея
комбинации.
Тренировочные
партии.
Виды комбинаций и
их особенности.
Тренировочные
партии.
Техника комбинаций.
Тренировочные
партии.
Разбор самых
популярных
комбинаций.
Тренировочные
партии.
Тренировочные
партии.
Тренировочные
партии.
Тренировочные
партии.
Тренировочные
партии.

1

-

Беседа

1

-

1

Совместная игра

1

1

-

Беседа

1

-

1

Совместная игра

1
1

1
-

1

Беседа
Совместная игра

1

1

-

Беседа

1

-

1

Совместная игра

1

-

1

Совместная игра

1

-

1

Совместная игра

1

-

1

Совместная игра

1

-

1

Совместная игра

1

Раздел 7. Позиции. 12 часов.
67

68
69
70
71
72
73

Слабые пункты.
Слабости временные и
постоянные.
Тренировочные
партии.
Центр пешечный и
фигурный.
Тренировочные
партии.
Позиция и сила фигур.
Оценка позиции.
Тренировочные
партии.
Два слона. Две ладьи.

1

1

-

Беседа

1

-

1

Совместная игра

1

1

-

Беседа

1

-

1

Совместная игра

1

1

-

Беседа

1

-

1

Совместная игра

1

1

-

Беседа

9

74
75
76
77
78

Тренировочные
партии.
Тренировочные
партии.
Тренировочные
партии.
Тренировочные
партии.
Тренировочные
партии.

1

-

1

Совместная игра

1

-

1

Совместная игра

1

-

1

Совместная игра

1

-

1

Совместная игра

1

-

1

Совместная игра

Раздел 8. Дебют и его задачи. 14 часов.
79
80
81

82
83

84
85

86
87
88
89
90
91
92

Владение центром.
Тренировочные
партии.
Лучшее развитие.
Испанская партия.
Ферзевый гамбит.
Тренировочные
партии.
Современный дебют и
практика его
разыгрывания.
Тренировочные
партии.
Открытые дебюты.
Полуоткрытые
дебюты. Закрытые
дебюты.
Тренировочные
партии.
Защита двух коней.
Тренировочные
партии.
Сицилийская защита.
Тренировочные
партии.
Тренировочные
партии.
Тренировочные
партии.

1
1

1
-

1

Беседа
Совместная игра

1

1

-

Беседа

1

-

1

Совместная игра

1

1

-

Беседа

1

-

1

Совместная игра

1

1

-

Беседа

1

-

1

Совместная игра

1
1

1
-

1

Беседа
Совместная игра

1
1

1
-

1

Беседа
Совместная игра

1

-

1

Совместная игра

1

-

1

Совместная игра

Раздел 9. Эндшпиль и миттельшпиль. 14 часов.
93
94
95
96

Пешечные окончания.
Тренировочные
партии.
Правило квадрата.
Оппозиция.
Тренировочные
партии.

1
1

1
-

1

Беседа
Совместная игра

1

1

-

Беседа

1

-

1

Совместная игра

10

97

98
99
100
101

102
103
104
105
106

Ладейные окончания.
Ладья и пешка против
ладьи.
Тренировочные
партии.
Король и пешка
против короля.
Тренировочные
партии.
Окончания с
проходными пешками
у обеих сторон.
Тренировочные
партии.
Стратегические задачи
миттельшпиля.
Тренировочные
партии.
Тренировочные
партии.
Тренировочные
партии.

1

1

-

Беседа

1

-

1

Совместная игра

1

1

-

Беседа

1

-

1

Совместная игра

1

1

-

Беседа

1

-

1

Совместная игра

1

1

-

Беседа

1

-

1

Совместная игра

1

-

1

Совместная игра

1

-

1

Совместная игра

Раздел 10. Развитие шахматного стиля. 9 часов.
107

108
109

110
111

112
113

114
115

Пешечная защита
Филидора.
Стратегические
принципы Морфи.
Закрепление
Первые шаги русской
школы. А. Петров.
Основоположник
русской школы –
Михаил Чигорин.
Закрепление
Позиционные методы
игры Стейница.
Эммануил Ласкер –
мыслитель и борец.
Закрепление
Хосе Рауль
Капабланка –
шахматный виртуоз.
Закрепление
Тестирование.

1

1

-

Беседа

1
1

1

1
-

Совместная игра
Беседа

1
1

1

1
-

Совместная игра
Беседа

1
1

1

1
-

Совместная игра
Беседа

1
1

-

1
1

Совместная игра
Совместная игра

Раздел 11. Турнир. 4 часа.
116
117
118
119

Турнир.
Турнир.
Турнир.
Турнир.

1
1
1
1

-

1
1
1
1

Совместная игра
Совместная игра
Совместная игра
Совместная игра

Раздел 12. Итоговое занятие. 1 час.
120

Итоговое занятие

1

11

1

-

Тестирование

Итого:

120

47

73

Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение. 2 часа.
Тема 1. Ведение. Теория. Организационное занятие. Знакомство с детьми.
Постановка задач на год. Правила техники безопасности.
Тема 2. Шахматы — это спорт. Теория. Краткая история шахмат. Различные
системы проведения шахматных соревнований.
Раздел 2. Правила игры. Цель игры. 12 часов.
Тема 3. Правила турнирного поведения. Теория. Правило «тронул-ходи».
Изучение теоретического материала.
Тема 4. Игра. Практика. Знакомство с шахматной доской. Устный опрос.
Викторина.
Тема 5. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». Теория. Устный
опрос. Викторина.
Тема 6. Игра. Практика. Упражнения по выполнению ходов отдельными
фигурами и на запись ходов.
Тема 7. Легенда о возникновении шахмат. Теория. Просмотр видеороликов
и учебного материала по теме занятия.
Тема 8. Игра. Практика. Дидактические игры на маршруты фигур и их
взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.
Тема 9. Шахматные фигуры и их обозначения. Теория. Просмотр
видеороликов и учебного материала по теме занятия.
Тема 10. Игра. Практика. упражнения по выполнению ходов отдельными
фигурами и на запись ходов.
Тема 11. Игра. Практика.

Обучение алгоритму матования в один ход.

Понятие «пат». Сходства и различия понятии «мат» и «пат».
Тема 12. Игра. Практика. Упражнения по выполнению ходов отдельными
фигурами и на запись ходов.

12

Тема 13. Тренировочные партии. Практика. Тренировочная игра для
закрепления полученных знаний.
Тема 14. Тренировочные партии. Практика. Тренировочная игра для
закрепления полученных знаний.

Раздел 3. Сравнительная сила фигур. 14 часов.
Тема 15. Влияние позиции на состояние сил, Ходы фигур и их
особенности. Теория. Просмотр видеороликов и учебного материала по теме
занятия.
Тема 16. Игра. Практика. Упражнения по выполнению ходов отдельными
фигурами и на запись ходов.
Тема 17. Организация подвижности. Теория. Просмотр видеороликов и
учебного материала по теме занятия.
Тема 18. Игра. Практика. Упражнения по выполнению ходов отдельными
фигурами и на запись ходов.
Тема 19. Заграждение, отрезание полей. Теория. Изучение основ
тактической игры.
Тема 20. Тренировочные партии. Практика. Тренировочные партии для
закрепления полученных знаний.
Тема 21. Защищающая фигура. Связка. Теория. Изучение основ
тактической игры.
Тема 22 Тренировочные партии. Практика. Тренировочные партии для
закрепления полученных знаний.
Тема 23. Отсутствие времени. Теория. Изучение основ тактической игры.
Тема 24. Игра. Практика. Упражнения по выполнению ходов отдельными
фигурами и на запись ходов.
Тема 25. Решение упражнений на постановку мата и пата в различное
количество ходов. Теория.
Тема 26. Игра. Практика. Тренировочная игра для закрепления
полученных знаний.

13

Тема 27. Игра. Практика. Упражнения на запоминание правил шахматной
нотации, игры с ограниченным набором фигур.
Тема 28. Тренировочные партии. Практика. Сеанс одновременной игры.
Все против всех.
Раздел 4. Форсирующие ходы. 14 часов.
Тема 29. Шах. Двойной удар. Взятие. Теория. Изучение теоретической
базы. Анализ важнейших партий гроссмейстеров.
Тема 30. Игра. Практика. решение упражнений на постановку мата; игры с
ограниченным временем.
Тема 31. Превращение пешек. Угроза. Теория. Изучение теоретической
базы. Анализ важнейших партий гроссмейстеров.
Тема 32. Игра. Практика. решение упражнений на постановку мата; игры с
ограниченным временем.
Тема 33. Взаимодействие фигур. Нападение на незащищенного короля.
Теория. Изучение теоретической базы. Анализ важнейших партий
гроссмейстеров.
Тема 34. Игра. Практика. решение упражнений на постановку мата; игры с
ограниченным временем.
Тема 35. Централизация. Концентрация сил против важного пункта.
Теория. Изучение теоретической базы. Анализ важнейших партий
гроссмейстеров.
Тема 36. Игра. Практика. решение упражнений на постановку мата; игры с
ограниченным временем.
Тема 37. Прорыв пешечной позиции. Теория. Изучение теоретической
базы. Анализ важнейших партий гроссмейстеров.
Тема 38. Игра. Практика. решение упражнений на постановку мата; игры с
ограниченным временем.
Тема 39. Выигрыш темпа и цугцванг. Теория. Изучение теоретической
базы. Анализ важнейших партий гроссмейстеров.
Тема 40. Тренировочные партии. Практика. Тренировочные партии.
Сеанс одновременной игры.
Тема 41. Тренировочные партии. Практика. Тренировочные партии.
Сеанс одновременной игры.

14

Тема 42. Тренировочные партии. Практика. Тренировочные партии.
Сеанс одновременной игры.

Раздел 5. Противодействие планам противника. 12 часов.
Тема 43. Техника расчета. Теория. Изучение основ тактической игры.
Развивающие математические игры.
Тема 44. Игра. Практика. решение арифметических задач (типа «У кого
больше?») и логических задач (типа «Какая фигура ценнее?»)
Тема 45. «Блуждающий квадрат». Теория. Изучение основ тактической
игры.
Тема 46. Игра. Практика. решение упражнений на постановку мата; игры с
ограниченным временем.
Тема 47. Критические поля проходной пешки. Критические поля
блокированной пешки. Теория. Изучение основ тактической игры.
Тема 48. Игра. Практика. анализ учебных партий; игровая практика.
Тема 49. Поля соответствия. Теория. Изучение основ тактической игры.
Тема 50. Игра. Практика. решение арифметических задач (типа «У кого
больше?») и логических задач (типа «Какая фигура ценнее?»)
Тема 51. Игра. Практика. Тренировочные партии. Сеанс одновременной
игры.
Тема 52. Игра. Практика. Тренировочные партии. Сеанс одновременной
игры.
Тема 53. Игра. Практика. Тренировочные партии. Сеанс одновременной
игры.
Тема 54. Тренировочные партии. Практика. Тренировочные партии. Сеанс
одновременной игры.
Раздел 6. Комбинации. 12 часов.
Тема 55. Мотивы и идея комбинации. Теория.
материала. Просмотр видеороликов.

15

Изучение теоретического

Тема 56. Тренировочные партии. Практика. Разбор самых известных
комбинаций.
Тема 57. Виды комбинаций и их особенности. Теория.
теоретического материала. Просмотр видеороликов.
Тема

58.

Тренировочные

партии.

Практика.

Изучение

разбор

специально

подобранных позиций.
Тема 59. Техника комбинаций. Теория.

Изучение теоретического

материала. Просмотр видеороликов.
Тема 60. Тренировочные партии. Практика. решение тематических этюдов.
Тема 61. Разбор самых популярных комбинаций. Теория.

Изучение

теоретического материала. Просмотр видеороликов.
Тема 62. Тренировочные партии. Практика. Упражнения на постановку
мата с помощью той или иной комбинации.
Тема 63. Тренировочные партии. Практика. Упражнения на постановку
мата с помощью той или иной комбинации.
Тема 64. Тренировочные партии. Практика. Упражнения на постановку
мата с помощью той или иной комбинации.
Тема 65. Тренировочные партии. Практика. Тренировочные партии. Сеанс
одновременной игры.

Тема 66. Тренировочные партии. Практика. Тренировочные партии. Сеанс
одновременной игры.

Раздел 7. Позиции. 12 часов.
Тема 67. Слабые пункты. Слабости временные и постоянные. Теория.
Изучение теоретической базы. Анализ важнейших партий гроссмейстеров.
Тема 68. Тренировочные партии. Практика. Разбор результатов игры при
разыгрывании с разных позиций.
Тема 69. Центр пешечный и фигурный. Теория. Изучение теоретической
базы. Анализ важнейших партий гроссмейстеров.
Тема 70. Тренировочные партии. Практика. упражнения по выполнению
ходов отдельными фигурами.

16

Тема 71. Позиция и сила фигур. Оценка позиции. Теория. Изучение
теоретической базы. Анализ важнейших партий гроссмейстеров.
Тема 72. Тренировочные партии. Практика. Решение упражнений на
постановку мата и пата с разных позиций.
Тема 73. Два слона. Две ладьи. Теория. Изучение теоретического материала.
Просмотр видеороликов.
Тема 74. Тренировочные партии. Практика. Решение упражнений на
постановку мата и пата с разных позиций.
Тема 75. Тренировочные партии. Практика. Сеанс одновременной игры,
Тренировочные партии.
Тема 76. Тренировочные партии. Практика. Сеанс одновременной игры,
Тренировочные партии.
Тема

77.

Тренировочные

партии.

Практика.

Индивидуальные

занятия. Проведение индивидуальных занятий с детьми, у которых возникают
трудности с усвоением программы.
Тема

78.

Тренировочные

партии.

Практика.

Индивидуальные

занятия. Проведение индивидуальных занятий с детьми, у которых возникают
трудности с усвоением программы.
Раздел 8. Дебют и его задачи. 14 часов.
Тема 79. Владение центром. Теория. Примеры разыгрывания дебютов.
Изучение партий профессионалов.
Тема 80. Тренировочные партии. Практика. Тренировочные партии.
Упражнения по теме: «Дебюты».
Тема 81. Лучшее развитие. Испанская партия. Ферзевый гамбит.
Теория. Примеры разыгрывания дебютов. Изучение партий профессионалов.
Тема 82. Тренировочные партии. Практика. Тренировочные партии.
Упражнения по теме: «Дебюты».
Тема 83. Современный дебют и практика его разыгрывания. Теория.
Примеры разыгрывания дебютов. Изучение партий профессионалов.

17

Тема 84. Тренировочные партии. Практика. Тренировочные партии.
Упражнения по теме: «Дебюты».
Тема 85. Открытые дебюты. Полуоткрытые дебюты. Закрытые дебюты.
Теория. Примеры разыгрывания дебютов. Изучение партий профессионалов.
Тема 86. Тренировочные партии. Практика. Тренировочные партии.
Упражнения по теме: «Дебюты».
Тема 87. Защита двух коней. Теория. Примеры разыгрывания дебютов.
Изучение партий профессионалов.
Тема 88. Тренировочные партии. Практика. Тренировочные партии.
Упражнения по теме: «Дебюты».
Тема 89. Сицилийская защита. Теория. Примеры разыгрывания дебютов.
Изучение партий профессионалов.
Тема 90. Тренировочные партии. Практика. Тренировочные партии.
Упражнения по теме: «Дебюты».
Тема 91. Тренировочные партии. Практика. Сеанс одновременной игры,
Тренировочные партии.
Тема 92. Тренировочные партии. Практика. Сеанс одновременной игры,
Тренировочные партии.

Раздел 9. Эндшпиль и миттельшпиль. 14 часов.
Тема 93. Пешечные окончания. Теория. Изучение основ тактической игры
в эндшпиле.
Тема 94. Тренировочные партии. Практика. Отработка техники игры в
эндшпиле. Упражнения по теме: «Эндшпиль и миттельшпиль».
Тема 95. Правило квадрата. Оппозиция. Теория. Изучение основ
тактической игры в эндшпиле.
Тема 96. Тренировочные партии. Практика. Отработка техники игры в
эндшпиле. Упражнения по теме: «Эндшпиль и миттельшпиль».
Тема 97. Ладейные окончания. Ладья и пешка против ладьи. Теория.
Изучение основ тактической игры в эндшпиле.
Тема 98. Тренировочные партии. Практика. Отработка техники игры в
эндшпиле. Упражнения по теме: «Эндшпиль и миттельшпиль».
Тема 99. Король и пешка против короля. Теория. Лучшее пешечное
расположение. Изучение основ тактической игры в эндшпиле.

18

Тема 100. Тренировочные партии. Практика. Отработка техники игры в
эндшпиле. Упражнения по теме: «Эндшпиль и миттельшпиль».
Тема 101. Окончания с проходными пешками у обеих сторон. Теория.
Изучение основ тактической игры в эндшпиле.
Тема 102. Тренировочные партии. Практика. Отработка техники игры в
эндшпиле. Упражнения по теме: «Окончания».
Тема 103. Стратегические задачи миттельшпиля. Теория. Изучение основ
тактической игры в миттельшпиле.
Тема 104. Тренировочные партии. Практика. Отработка техники игры в
эндшпиле. Упражнения по теме: «Эндшпиль и миттельшпиль».
Тема 105. Тренировочные партии. Практика. Сеанс одновременной игры,
Тренировочные партии.
Тема 106. Тренировочные партии. Практика. Сеанс одновременной игры,
Тренировочные партии.

Раздел 10. Развитие шахматного стиля. 9 часов.
Тема 107. Пешечная защита Филидора. Стратегические принципы
Морфи. Теория. Изучение теоретической базы. Анализ важнейших партий
гроссмейстеров.
Тема 108. Закрепление. Практика. Подробный разбор каждого стиля,
примеряем на себя каждый стиль, ищем свой.
Тема 109. Первые шаги русской школы. А. Петров. Основоположник
русской школы – Михаил Чигорин. Теория. Изучение теоретической базы.
Анализ важнейших партий гроссмейстеров.
Тема 110. Закрепление. Практика. Подробный разбор каждого стиля,
примеряем на себя каждый стиль, ищем свой.
Тема 111. Позиционные методы игры Стейница. Эммануил Ласкер –
мыслитель и борец. Теория. Изучение теоретической базы. Анализ
важнейших партий гроссмейстеров.
Тема 112. Закрепление. Практика. Подробный разбор каждого стиля,
примеряем на себя каждый стиль, ищем свой.
Тема 113. Хосе Рауль Капабланка – шахматный виртуоз. Теория.
Изучение теоретической базы. Анализ важнейших партий гроссмейстеров.

19

Тема 114. Закрепление. Практика. Подробный разбор каждого стиля,
примеряем на себя каждый стиль, ищем свой.
Тема 115. Тестирование. Практика. Решение задач и этюдов.
Раздел 11. Турнир. 4 часа.
Тема 116. Турнир. Практика. Организация совместных игр «каждый против
каждого» и «педагог против обучающихся».
Тема 117. Турнир. Практика. Организация совместных игр «каждый против
каждого» и «педагог против обучающихся».
Тема 118. Турнир. Практика. Организация совместных игр «каждый против
каждого» и «педагог против обучающихся».
Тема 119. Турнир. Практика. Организация совместных игр «каждый против
каждого» и «педагог против обучающихся».
Раздел 12. Итоговое занятие. 1 час.
Тема 120. Итоговое занятие. Теория. Подведение итогов года.

Планируемые результаты
Личностные результаты:
У обучающихся будет/будут:
•
усвоены основные правила и понятия шахматной игры;
•
навыки пользоваться шахматной литературой (теоретическими
справочниками, сборниками).
Предметные результаты:
•
развито умение производить логические операции (анализ, синтез,
сравнение, обобщение);
•
сформировано эмоциональное отношения к эстетической стороне
шахматного искусства;
•
сформированы творческие качества личности (быстрота, гибкость,
оригинальность, точность).
Метапредметные результаты:
•
сформирована
адекватность
самооценки,
самообладания,
выдержки, воспитания.

20

2. Комплекс организационно-педагогических условий
реализации общеразвивающей программы
Календарный учебный график
Год

Дата

Дата

обучения

начала

окончания

учебных

учебных

учебного

учебного

недель

часов в год

года

года

1 сентября

30 июня

40

120

2023-2024

Количество Количество

Режим
занятий

2 раза в
неделю

базовый

по 2 часа и
1 часу

Условия реализации программы
Программа реализуется в оборудованном кабинете со столами и
стульями соответственно возрасту детей (Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»). Предметно-развивающая среда
соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам программы.
На занятиях используются материалы, безопасность которых подтверждена
санитарно-эпидемиологическим условиям.
Кадровое обеспечение
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами,
имеющими: среднее профессиональное или высшее образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, опыт
дистанционной деятельности, а также прошедших курсы повышения
квалификации по профилю деятельности.

21

Материально-техническое обеспечение
При реализации программы используется следующее
оборудование:
•
учебный кабинет;
•
столы;
•
стулья;
•
демонстрационная шахматная доска;
•
информационные стенды;
•
комплекты шахмат;
•
шахматные часы;
• дидактический материал.

Методы работы
•
•
•
•
•
•

беседа;
практическая работа;
терминологический диктант;
опрос;
тестирование;
турнир;
Учебно-методическое и информационное обеспечение

Образовательный процесс осуществляется в очной форме.
Методика обучения (формы, приёмы) - постоянно разнообразные.
Подобранные упражнения представляют собой процесс анализа, решения
или разыгрывания тематических позиций, которые могут быть как:
•
•
•
•

точные - теоретические;
типичные - классификация по стратегическим или тактическим
признакам;
фрагменты из партий - различное игровое содержание;
этюды - аналитические, художественные.

Моделирование тестовых упражнений направлено на развитие:
•
оперативной памяти;
•
оперативного мышления;

22

•
•
•

функции внимания;
восприятия;
оценочной функции.

Формы аттестации / контроля
•
•
•
•
•

Беседы
соревнования
шахматные турниры
решение логических задач
Тестирование

Оценочные материалы
• Турнир
• Игра в формате «Ученик против наставника»
• Тест

Список литературы
Для педагогов:
1. Sarhan, Guliev The Manual of Chess Endings / Das Lehrbuch der
Schachendspiel / Учебник шахматных окончаний / Manual de finales
ajedrecisticos / Sarhan Guliev. - М.: Русский шахматный дом / Russian
Chess House, 2011. - 184 c.
2. Авербах, Ю. Л. Жизнь шахматиста в шахматной системе.
Воспоминания гроссмейстера / Ю.Л. Авербах. - М.: Человек, 2012. 320 c.
3. Гулиев, С. РШД.ВШМ.Владимир Крамник.Избранные партии 14-го
чемпионата мира по шахматам / С. Гулиев. - Москва: Мир, 2015. - 343
c.
4. Калиниченко, Н. Королевский гамбит / Н. Калиниченко. - М.: ГрандФаир, 2011. - 185 c.
5. Лонгригг, Д. Шахматы / Д. Лонгригг. - М.: АСТ, Астрель, 2015. - 256 c.
6. Лысенко, Сергей Беседы с шахматным психологом / Сергей Лысенко. Москва: Машиностроение, 2011. - 104 c.
7. Межзональные турниры. Рига-79, Рио-де-Жанейро-79. - Москва:
Машиностроение, 2010. - 416 c.
Для обучающихся:

23

1. Петрушина, Н.М. Шахматные окончания для детей / Н.М. Петрушина. М.: Феникс, 2014. - 202 c.
2. Полугаевский, Л. А. Рождение варианта / Л.А. Полугаевский. - М.:
Физкультура и спорт, 2012. - 176 c.
3. Селезнев, Алексей 100 шахматных этюдов. Практикум по эндшпилю /
Алексей Селезнев. - Москва: Гостехиздат, 2013. - 104 c.
4. Фишер, Бобби Бобби Фишер учит играть в шахматы / Бобби Фишер ,
Эдуард Гуфельд. - М.: Русский шахматный дом / Russian Chess House,
2014. - 278 c.
5. Халифман, А. Дебют белыми по... (комплект из 16 книг) / А.
Халифман. - М.: Гарде, 2012. - 235 c.
6. Черняк, В. Г. Мы играем в шахматы / В.Г. Черняк. - М.: Физкультура и
спорт, 2010. - 224 c.
7. Шахматный информатор 44. VII-XII 1987. - М.: Sahovski Informator,
2013. - 444 c.
8. Юдович, М. Занимательные шахматы / М. Юдович. - М.: Физкультура
и спорт, 2012. - 232 c.
Интернет ресурсы:
1. https://chessrussian.ru/article/kak-nauchitsya-igrat-v-shakhmaty/
2. http://chessdeti.ru/articles/obuchenie-shahmatam.html

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».