Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 г. № 1155) Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 Ст. 10 – дошкольное образование определено как первый уровень общего образования (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее) Ст.11 – вводится федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС )дошкольного образования (ФГОС вступает в силу с 01.01.2014 года) Признать утратившими силу приказы МОиН РФ : от 23.11.2009 г. № 655 «Об утверждении и введение в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 20.07.2011 г. № 2151 «Об утверждении ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Структура ФГОС: 1. Общие положения; 2. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему; 3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования; 4. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ФГОС ДО (Стандарт) – совокупность обязательных государственных требований к дошкольному образованию. - Предмет регулирования Стандарта – отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (образовательные организации, индивидуальные предприниматели). - Положения Стандарта могут использоваться родителями при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования. Цели введения ФГОС ДО: - повышение социального статуса дошкольного образования; - обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; - обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; - сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования. Основные идеи ФГОС ДО: - Поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства; - Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; - Уважение личности ребенка; - Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы (игр, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка). ФГОС ДО является основой для: 1. Разработки образовательной Программы дошкольного образования (в ДОУ). 2. Разработки вариативных Примерных образовательных программ дошкольного образования. 3. Разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и затрат на оказание государственной услуги в сфере дошкольного образования. 4. Объективной оценки соответствия образовательной деятельности требованиям ФГОС ДО. 5. Формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогов , проведения их аттестации. 6. Оказания помощи родителям в воспитании, охране жизни, укреплении физического и психического здоровья детей ФГОС ДО включает в себя требования: - к структуре Программы дошкольного образования и ее объему; - к условиям реализации Программы; - к результатам освоения Программы. II.Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объемуСодержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (Образовательные области): 1. Социально – коммуникативное развитие 2. Познавательное развитие. 3. Речевое развитие. 4. Художественно-эстетическое развитие 5. Физическое развитие. - Программа разрабатывается и утверждается ОУ самостоятельно в соответствии с ФГОС ДО и с учетом Примерных образовательных программ дошкольного образования. - Программа учитывает режим работы групп, наличие детей разного возраста от 2-х месяцев до 8 лет, наличие разновозрастных групп. Виды деятельности (по возрастным периодам): -младенческий возраст (2 месяца-1год) – общение; манипулирование с предметами и познавательноисследовательские действия; восприятие музыки, песен, стихов; двигательная активность; тактильно-двигательные игры -ранний возраст (1 год-3 года) -предметная деятельность; игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование; общение; самообслуживание; восприятие музыки, стихов, картинок; двигательная активность -дошкольный возраст (3 года- 8 лет) - игровая; коммуникативная; познавательно-исследовательская; восприятие художественной литературы; самообслуживание и элементарный бытовой труд; конструирование; музыкальная; изобразительная; двигательная деятельность Основные разделы программы: целевой, содержательный, организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Рекомендуемое соотношение объема обязательной части Программы (не менее 60% от общего объема Программы) и части, формируемой участниками образовательных отношений (не более 40 % от ее общего объема). 1 раздел Программы - Целевой раздел: - Пояснительная записка (цели и задачи ОП, принципы и подходы к формированию Программы, характеристики особенностей развития детей). - Планируемые результаты освоения Программы (конкретизируют требования ФГОС к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений с учетом возраста и индивидуальных различий, а также детей с ОВЗ, детейинвалидов. 2 раздел Программы – Содержательный раздел 2.1.Обязательная часть: - Содержание образования по 5 образовательным областям (с учетом Примерных программ и методических пособий). - Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возраста, специфики и др.). - Описание деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с ОВЗ (при наличии). - Включить в содержание: особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, способы и направления поддержки детской инициативы; особенности взаимодействия коллектива с семьями воспитанников; иные характеристики содержания Программы, существенные с точки зрения авторов Программы. 2.2.Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений: - направления, выбранные из числа парциальных и иных программ и/или созданных самостоятельно; - данная часть должна учитывать образовательные потребности, интересы детей, семьи и педагогов; - может быть ориентирована на: специфику национальных, социокультурных условий; выбор парциальных программ и форм организации работы, которые соответствуют интересам детей и возможностям педагогического коллектива; традиции группы, образовательной организации. 3 раздел Программы- Организационный раздел: - Описание материально-технического обеспечения Программы. - Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и воспитания. - Распорядок и/или режим дня. - Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий. - Особенности организации развивающей предметнопространственной среды. Особенности оформления Программы: - Обязательная часть Программы соответствует Примерной программе – может оформляться в виде ссылок на соответствующую Примерную программу; если не соответствует Примерной программе – должна быть представлена развернуто (п.2.11 ФГОС). - Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу (парциальные программы, методики, др.). - Дополнительным разделом Программы является текст ее презентации (доступно для родителей). III.Требования к условиям реализации основной образовательной программы ДО 1. Требования к психолого-педагогическим условиям (педагогическая и психологическая диагностика как оценка индивидуального развития детей, выявление индивидуальнопсихологических особенностей детей). 2.Требования к развивающей предметнопространственной среде. 3. Требования к кадровым условиям. 4. Требования к материально-техническим условиям. 5.Требования к финансовым условиям (отражают структуру и объем расходов, необходимых для реализации Программы, и механизм их формирования). Педагогическая диагностика (мониторинг) При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения задач: • индивидуализации образования каждого воспитанника; • оптимизации работы с группой детей. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагогипсихологи) – выявление и изучение индивидуальнопсихологических особенностей детей. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей. IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы ДО Требования ФГОС дошкольного образования к результатам освоения Программы представлены в виде ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ как социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры - Не подлежат непосредственной оценке, в т.ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. - Не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестации воспитанников. - Не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: * аттестацию педагогических кадров; * оценку качества дошкольного образования; * оценку итогового и промежуточного уровня развития воспитанников в рамках мониторинга; * оценку выполнения государственного задания (посредством их включения в показатели); * распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников организации. Целевые ориентиры являются ориентирами для: • построения образовательной политики в сфере дошкольного образования на всех уровнях; • формирования Программы; • анализа профессиональной деятельности; • взаимодействия с семьями воспитанников; • изучения характеристик образования детей в возрасте от 2-х месяцев до 8 лет; • информирования родителей и общественности о целях дошкольного образования, общих для образовательного пространства РФ. Целевые ориентиры выступают основанием преемственности дошкольного и начального образования Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте: 1. Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; 2. Использует специфические предметные действия, знает назначение бытовых предметов; 3. Владеет активной речью, включенной в общение; 4. Стремится к общению со взрослыми, активно подражает им в движениях, действиях; 5. Проявляет интерес к сверстникам, подражает им…; 6. Проявляет интерес к стихам, песням, сказкам…; 7. Развита крупная моторика, стремится осваивать различные виды движения… Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: 1. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности…; 2. Обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и к себе, активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками….; 3. Обладает развитым воображением, владеет разными видами игры, различает условную и реальную ситуации, подчиняется правилам и социальным нормам…; 4. Хорошо владеет устной речью, выражает мысли, выделяет звуки в словах, складываются предпосылки грамотности…; 5. Развита крупная и мелкая моторика, владеет основными движениями..; 6. Способен к волевым усилиям, соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены; 7. Проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории …. Спасибо за внимание!