Положение о библиотеке.pdf

ПРИНЯТО:
на Педагогическом совете
МКОУ СОШ с.п. В-Акбаш

УТВЕРЖДЕНО:
И.о. директора
МКОУ СОШ с.п. В-Акбаш

(наименование общеобразовательной организации)

Протокол №_4___от 26._марта .2021 г.

_____________ М.В.Тарканова/

Председатель________ /Гонибова Ж.Ш.__/

Приказ №22/2_от «26» .марта.2021 г

Положение о библиотеке
МКОУ СОШ с.п. В-Акбаш

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о библиотеке МКОУ СОШ с.п. В-Акбаш разработано в
соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации» с изменениями от 24 марта 2021 года и ФЗ от 29.12.94 № 78-ФЗ «О
библиотечном деле» в редакции от 22 декабря 2020 года, с учетом Федерального закона от
25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» с
изменениями от 8 декабря 2020 года, а также Устава общеобразовательной организации и
других нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих
деятельность общеобразовательных организаций.
1.2. Данное Положение о библиотеке школы (далее - Положение) обозначает основные
принципы, задачи и функции библиотеки в школе, определяет организацию деятельности,
управление, порядок пользования школьной библиотекой, а также регламентирует права и
обязанности пользователей и работников библиотеки МКОУ СОШ с.п. В-Акбаш.
1.3. Настоящее Положение регламентирует работу и базисные функции библиотеки МКОУ
СОШ с.п. В-Акбаш, которая способствует формированию культуры личности учащихся
школы и позволяет повысить эффективность информационного обслуживания учебновоспитательной деятельности.
1.4. Настоящее Положение является локальным нормативным актом школы и определяет
уровень требований к библиотеке как к структурному подразделению МКОУ СОШ с.п. ВАкбаш.
1.5. Школьная библиотека является структурным подразделением МКОУ СОШ с.п. ВАкбаш, участвующим в учебно-воспитательной деятельности в целях обеспечения права
участников образовательной деятельности на бесплатное пользование библиотечноинформационными ресурсами.
1.6. Деятельность библиотеки школы организуется и осуществляется в соответствии с
российскими культурными и образовательными традициями, а также со сложившимся в
обществе идеологическим и политическим многообразием. Образовательная и
просветительная функции библиотеки базируются на максимальном использовании
достижений общечеловеческой культуры. Обеспеченность библиотеки учебными,
методическими и справочными документами учитывается при лицензировании
образовательной организации.
1.7. Согласно ст. 35 п.1 Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.12г. «Об образовании в
Российской Федерации» школьная библиотека доступна и бесплатна для читателей,

обучающихся, учителей и других работников общеобразовательной организации.
Удовлетворяет также запросы родителей на литературу по педагогике и образованию с
учетом имеющихся возможностей.
1.8. Цели школьной библиотеки - формирование общей культуры личности обучающихся
на основе усвоения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС),
содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание
основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных
образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к
правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование
здорового образа жизни.
1.9. Библиотека руководствуется в своей деятельности Положением, федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями
и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов
субъектов Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления
образованием и Уставом общеобразовательной организации.
2. Принципы деятельности школьной библиотеки
2.1. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах демократии,
гуманизма,
общедоступности,
приоритета
общечеловеческих
ценностей,
гражданственности, свободного развития личности.
2.2. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-,
аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков,
предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями 2 декабря 2019
года).
2.3. Не допускается наличия экстремистских материалов, призывающих к осуществлению
экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость
осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикаций,
обосновывающих или оправдывающих национальное и (или) расовое превосходство либо
оправдывающих практику совершения военных или иных преступлений, направленных на
полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой,
национальной или религиозной группы.
2.4. Кроме того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13 Федерального закона № 114ФЗ относятся:
• официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
• материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с
международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества и
содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего
Федерального закона;
• любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки,
предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона.
2.5. В помещении библиотеки размещается Федеральный список экстремистской
литературы, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, запрещенной к
распространению на территории Российской Федерации.
2.6. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации,
перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками определяются в
Правилах пользования библиотекой.
2.7. Общеобразовательная организация несет ответственность за доступность и качество
библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.

2.8. Организация обслуживания участников образовательной деятельности производится в
соответствии с правилами охраны труда и пожарной безопасности, санитарногигиеническими требованиями и нормами.
3. Задачи библиотеки
3.1. Обеспечение учебно-воспитательной деятельности и самообразования учащихся и
педагогов общеобразовательной организации.
3.2. Обеспечение участникам образовательной деятельности — обучающимся, педагогам,
родителям (законным представителям) учащихся — доступа к информации, знаниям, идеям,
культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных
ресурсов на различных носителях:
• бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);
• цифровом (DVD -диски);
• коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях.
3.3. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение пользованию книгой.
3.4. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающегося, развитии его творческого потенциала.
3.5. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску,
отбору и критической оценке информации.
3.6. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных
процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
3.7. Бесплатное предоставление школьникам в пользование на время получения
образования учебников и учебных пособий из библиотечного фонда.
4. Основные функции библиотеки
Для реализации основных задач школьная библиотека:
4.1. Осуществляет основные функции библиотеки – образовательная, информационная,
культурная.
4.2. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательной
организации:
• комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на
традиционных и нетрадиционных носителях информации, учитывая Федеральный
список экстремистской литературы, запрещенной к распространению на территории
Российской Федерации, утвержденный Федеральным органом исполнительной
власти;
• пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками
данных других учреждений и организаций;
• осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.
4.3. Создает информационную продукцию:
• организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические
картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательной
организации;
• разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры,
указатели и т.п.);
• обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции.
4.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся:
• обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале;

•

предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе
изучения их интересов и информационных потребностей;
• создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной,
творческой деятельности с опорой на коммуникацию;
• способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах,
телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);
• организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и
навыков работы с книгой и информацией;
• оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе
их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
• организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и
читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления.
4.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с
обучением, воспитанием и здоровьем детей;
• создает банк педагогической информации как основы единой информационной
службы
общеобразовательной
организации,
осуществляет
накопление,
систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
• способствует проведению занятий по формированию информационной культуры.
4.6. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
родителей (иных законных представителей) обучающихся:
• удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
библиотеку;
• консультирует по вопросам учебных изданий учащихся школы.
4.7. Осуществляет введение необходимой документации по учету библиотечного фонда и
обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.
4.8. Проводит популяризацию литературы с помощью индивидуальных, групповых и
массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг,
читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.).
4.9. Обеспечивает соответствующий санитарно-гигиенический режим и благоприятные
условия для обслуживания читателей.
4.10. Проводит изучение состояния читательского спроса (степени его удовлетворения) с
целью формирования оптимального состава библиотечного фонда.
4.11. Систематически информирует читателей о деятельности школьной библиотеки.
4.12. Формирует библиотечный актив, привлекает читателей к участию в работе
совещательного органа – библиотечного совета и актива читателей.
4.13. Обеспечивает требуемый режим хранения и сохранности библиотечного фонда,
согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.
4.14. Организует работу по сохранности библиотечного фонда общеобразовательной
организации.
5. Организация деятельности библиотеки
5.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с Федеральными государственными
образовательными стандартами, учебным и воспитательным планами школы, программами,
проектами и планом работы школьной библиотеки.
5.2. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на
комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и
(или) абсолютных размеров финансирования из бюджета. Денежные средства за сданную

библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы
библиотеки, подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов.
5.3. Общеобразовательная организация создает условия для сохранности аппаратуры,
оборудования и имущества школьной библиотеки.
5.4. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями
учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для
деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с Уставом
общеобразовательной организации.
5.5. Режим работы библиотеки определяется педагогом – библиотекарем в соответствии с
правилами внутреннего распорядка общеобразовательной организации.
5.6. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
• двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной
работы;
• одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание пользователей не
производится;
• не менее одного раза в месяц — методического дня.
6. Организация, управление и штаты
6.1. Общее руководство
библиотекой и
контроль
за ее деятельностью
осуществляет директор школы, который утверждает нормы и технологические документы,
планы и отчеты о работе библиотеки. Директор несет ответственность за все стороны
деятельности библиотек, в первую очередь, за комплектование и сохранность ее фонда, а
также за создание комфортной информационной среды для читателей.
6.2. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой (педагог –
библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции перед
директором школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за
организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными
обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым
договором и Уставом общеобразовательной организации.
6.3. Педагог-библиотекарь (библиотекарь) назначается директором общеобразовательной
организации, является членом педагогического коллектива и входит в состав
педагогического совета школы.
6.4. Педагог-библиотекарь (библиотекарь) отвечает за организацию работы библиотеки и
результаты ее деятельности, составляет годовые планы и отчет о работе, которые
обсуждаются на Педагогическом совете и утверждаются директором. Годовой план работы
библиотеки является частью общего годового плана общеобразовательной организации.
6.5. На работу в библиотеку школы принимаются лица, имеющие необходимую
профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной
характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами
об образовании и (или) квалификации.
6.6. График работы школьной библиотеки устанавливается в соответствии с расписанием
работы общеобразовательной организации. Два часа рабочего дня выделяется на
выполнение внутри библиотечной работы. Один раз в месяц в библиотеке проводится
санитарный день.
6.7. Штат библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к
должностным окладам, устанавливаются в соответствии с действующими нормативными
правовыми документами с учетом объемов и сложности работ.
6.8. Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательной организации
регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить трудовому
законодательству Российской Федерации.

6.9. Педагог – библиотекарь подлежит аттестации в соответствии с порядком,
установленным Правительством Российской Федерации, должен удовлетворять
требованиям соответствующих квалификационных характеристик, Устава и Положения.
6.10. Библиотечный работник должен строго соблюдать настоящее Положение, правила и
требования охраны труда и пожарной безопасности в помещении библиотеки и в
общеобразовательной организации.
7. Права, обязанности и ответственность работников библиотеки
7.1. Педагог – библиотекарь имеет право:
• самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательной и воспитательной деятельности в соответствии с
целями и задачами, указанными в настоящем Положении и Уставе образовательной
организации;
• проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки
библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
• определять источники комплектования информационных ресурсов;
• изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по
учету библиотечного фонда;
• определять в соответствии с правилами пользования библиотекой, утвержденными
директором школы, и по согласованию с родительским комитетом виды и размеры
компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
• взыскивать в соответствии с действующим законодательством компенсацию
ущерба, нанесенного пользователями библиотеки, за несовершеннолетних
пользователей ответственность несут законные представители;
• вносить предложения директору школы по совершенствованию оплаты труда, в том
числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную
работу, не входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки; по
компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда
(библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере).
• участвовать в управлении общеобразовательной организацией в порядке,
определяемом Уставом;
• на аттестацию согласно порядку, изложенному в соответствующих нормативных
актах Правительства РФ.
• быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия,
предусмотренным для работников образования и культуры;
• участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе
библиотечных ассоциаций или союзов.
7.2. Педагог-библиотекарь обязан:
• обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами
библиотеки;
• информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
• формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями
учебных
изданий,
образовательными
программами
общеобразовательной
организации, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;
• совершенствовать
информационно-библиографическое
и
библиотечное
обслуживание пользователей;
• обеспечивать
сохранность
использования
носителей
информации,
их
систематизацию, размещение и хранение;
• обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и
работой школы;
• вести документацию библиотеки и отчитываться в установленном порядке перед
директором общеобразовательной организации.

7.3. Библиотечный работник несет ответственность:
• за соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством о труде,
Правилами внутреннего трудового распорядка в школе, трудовым договором.
• за выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением.
• за сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном действующим
законодательством Российской Федерации.
8. Права и обязанности пользователей библиотеки
8.1. Пользователи школьной библиотеки имеют право:
• получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных
ресурсах и предоставляемых библиотекой школы услугах;
• пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
• получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
• получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные
издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;
• продлевать срок пользования документами и литературой;
• участвовать в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой;
• обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
8.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:
• соблюдать правила пользования библиотекой;
• бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не
делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных
носителях, оборудованию, инвентарю;
• пользоваться ценными и справочными документами и литературой только в
помещении библиотеки школы;
• убедиться при получении книг в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за
обнаруженные дефекты в сдаваемых книгах несет последний пользователь;
• расписываться в читательском формуляре за каждую полученную книгу
(исключение: обучающиеся 1- 4 классов);
• возвращать книги в библиотеку в установленные сроки;
• заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными,
либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования
библиотекой;
• полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в
общеобразовательной организации.
9. Порядок пользования школьной библиотекой
9.1. Запись обучающихся и педагогических работников школы в библиотеку производится в
индивидуальном порядке, а родителей (иных законных представителей) обучающихся — по
паспорту.
9.2. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно.
9.3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский
формуляр.
9.4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда
библиотеки и их возвращения в библиотеку.
9.5. Работа участников образовательной деятельности на компьютере в библиотеке
производится в присутствии педагога – библиотекаря.
9.6. Разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек
одновременно.
9.7. По всем вопросам поиска информации в сети Интернет пользователь может обращаться
к педагогу – библиотекарю.
http://ohrana-tryda.com/node/2086

9.8. Запрещается обращение к ресурсам сети Интернет, предполагающим оплату и к
ресурсам, указанным в Федеральном списке экстремистской литературы.
9.9. Работа за компьютером в читальном зале школьной библиотеки производится согласно
утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям, а также правилам охраны труда и
пожарной безопасности.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение о школьной библиотеке является локальным нормативным
актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в
действие) приказом директора общеобразовательной организации.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
10.3. Положение о библиотеке общеобразовательной организации принимается на
неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке,
предусмотренном п.10.1. настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».