Рекомендации в работе с детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ

РЕКОМЕНДАЦИИ
(алгоритмы действий) для родителей (законных представителей) обучающихся,
педагогов и специалистов образовательных организаций в работе с детьми-инвалидами
и обучающимися с ОВЗ

Рекомендации
для родителей обучающихся, педагогов и специалистов.
Данные рекомендации содержат лаконичные и понятные алгоритмы действий для
всех участников образовательных отношений в работе с детьми-инвалидами и
обучающимися с ОВЗ.
1. Образец заявления педагога на проведение психолого-педагогического
консилиума.
2. Заявление родителя (законного представителя) о согласии на проведение
психолого-педагогического обследования.
3. Образец Протокола обследования психолого-педагогического Консилиума.
4. Образец согласия родителя (законного представителя) на обработку
персональных данных.
5. Образец заявления на создание специальных условий получения образования.
6. Алгоритм предоставления психолого-педагогической помощи обучающимся с
ОВЗ, имеющих заключение ПМПК (Кабардино-Балкарская Республика, г.
Нальчик, ул. Тарчокова, 26, (8 8662) 40-79-02, электронная почта:
pmpk_rcpmss@mail.ru.).
7. Алгоритм предоставления психолого-педагогической помощи обучающимся,
имеющих инвалидность.
8. Алгоритм предоставления психолого-педагогической помощи обучающимся,
имеющих трудности в освоении ООП, развитии и социальной адаптации.
9. Алгоритм работы классного руководителя (воспитателя) с учащимися,
нуждающихся в создании специальных условий для освоения образовательной
программы.
10. «Карта» индивидуального образовательного маршрута обучающегося.

Директору
от

_
(ФИО педагога, должность)

Заявление от педагога на проведение психолого-педагогического обследования

Прошу провести обследование специалистами психолого-педагогического консилиума (ППК)
ученика (воспитанника)

_

класса (группы)

по причине

Подпись:
Дата:

Расшифровка подписи:
202 г.

Для проведения обследования специалистами психолого-педагогического консилиума по
инициативе педагогов образовательной организации требуется письменное согласие родителей
(законных представителей)

Директору
от
телефон:

Заявление о согласии родителя (законного представителя) на проведение
психолого-педагогического обследования

Я,
руководствуясь п. 6 ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации", заявляю о согласии на проведение обследования специалистами
психолого-педагогического консилиума (ППК) моего ребенка
20
года рождения.
Настоящим даю свое согласие на обработку и использование в образовательной организации
персональных данных моего ребенка.
Я подтверждаю, что, давая настоящее согласие, я действую по своей воле и в интересах моего
несовершеннолетнего ребенка.

Подпись:

/

/
(расшифровка подписи)

Дата:

.

202 г.

Психолого-педагогический консилиум

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ
«_

»

202_г.

№

1. Ф.И.О. ребенка
2. Дата рождения

Возраст

3. Причины направления на ППК
4. Адрес места жительства
5. Контактный телефон
6. Наличие инвалидности (№ документа, подтверждающего инвалидность)
7. Анамнестические сведения
8. Результаты обследования специалистами ППК:
Педагог-психолог
Заключение педагога-психолога

Учитель-логопед
Заключение учителя-логопеда

Учитель-дефектолог
Заключение учителя-дефектолога
9. Заключение ППК
10. Рекомендации ППК
Председатель ППК
Педагог-психолог
Учитель-логопед

Образец согласия родителя (законного представителя) на обработку
персональных данных
Я
, настоящим даю свое согласие на
обработку специалистами психолого-педагогического консилиума ________________________ моих
персональных
данных
и
персональных
данных
моего
ребенка
(ФИО полностью, дата рождения)

относящихся к перечисленным ниже категориям персональных данных:
- паспортных данных;
- адреса проживания и контактной информации (телефон, e-mail и т.п.);
- документов и сведений о состоянии здоровья (сведения об инвалидности, о наличии хронических
заболеваний, медицинские заключения и выписки, обменные карты, амбулаторные карты, данные о
противопоказаниях и т.п.);
- документов и сведений о физическом и психическом развитии (анамнестические данные, протоколы и
заключения обследований, продукция (рисунки, тесты и т.п.), бланки и результаты анкетирования,
опросов и т.п.);
- иных документов, содержащих персональные данные (в том числе сведения, необходимые для
предоставления гарантий и компенсаций, установленных действующим законодательством).
Я даю согласие на использование моих персональных данных и персональных данных моего ребенка
исключительно в целях обеспечение организации образовательного и коррекционно-развивающего
процесса.
Настоящее Согласие предоставляется на осуществление специалистами ППК Школы, ответственными за
сбор, хранение и обработку персональных данных, следующих действий в отношении моих персональных
данных: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование
(только в указанных выше целях), обезличивание, уничтожение, блокирование, а также осуществление
любых иных действий с моими персональными данными, предусмотренных действующим
законодательством Российской Федерации.
Подпись:

/

/
(расшифровка подписи)

Дата:

.

202 г.

Образец заявления на создание специальных условий получения образования
Директору
от
телефон:

ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу
создать
моему
ребенку
обучающемуся
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
специальные условия обучения и воспитания в _________________ на основании заключения
ПМПК №
на все время действия данного заключения.

Подпись:

/

/
(расшифровка подписи)

Дата:

.

202 г.

,
г.р

Алгоритм предоставления психолого - педагогической помощи обучающимся с
ОВЗ, имеющих заключение ПМПК.

Шаг 1.
Родители (законные представители) приносят Заключение ПМПК в Школу.
Шаг 2. Родители (законные представители) пишут заявление на имя директора о создании
специальных условий для получения образования

Шаг 3. Школьная

ППК проводит заседание по определению характера и
продолжительности оказания необходимой психолого-педагогической помощи (в
соответствии с Заключением ПМПК), а специалисты, которые непосредственно будут
осуществлять работу с ребенком, составляет на него индивидуальный образовательный
маршрут (ИОМ).
Заключения специалистов, коллегиальное заключение Консилиума доводятся до сведения
родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные
рекомендации реализуются только с их согласия. Составленный специалистами ИОМ
подписывается родителями (законными представителями) обучающегося.

Алгоритм предоставления психолого - педагогической помощи обучающимся,
имеющих инвалидность.
Шаг 1.
Родители (законные представители) предоставляют в Школу документы, подтверждающие статус «ребёнокинвалид» (справка МСЭ, индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребёнка - инвалида).
Шаг 2. Специалисты службы психолого-педагогического сопровождения (педагог - психолог, учитель логопед и пр.) проводят комплексное обследование ребёнка-инвалида (при наличии письменного согласия
родителей/законных представителей) для подготовки документации к проведению ППК: характеристики на
ребёнка, работы ребёнка по предметным областям.
Шаг 3. ППК Школы проводит заседание по вопросу необходимости создания для ребёнка специальных
условий обучения и воспитания обязательным привлечением родителей (законных представителей)
(необходимости направления на ПМПК) и принимает одно из следующих решений: ребёнок - инвалид,
нуждающийся в создании специальных условий для получения образования либо ребёнок - инвалид, не
нуждающийся в создании специальных условий для получения образования.
Шаг 4. Если ребёнок - инвалид нуждается в создании специальных условий для получения образования, то
Школа готовит рекомендации Консилиума о необходимости обращения на ПМПК и осуществляет подготовку
характеристики - представления и др. документов на ребёнка для ПМПК.
Если ребёнок - инвалид не нуждается в создании специальных условий для получения образования, то Школа
готовит заключение Консилиума об отсутствии необходимости направления на ПМПК. ППК Школы
рассматривает вопрос о необходимости предоставления ребёнку психолого-педагогического сопровождения и
других условий в соответствии с ИПР/ИПРА.
Шаг 5. ПМПК проводит комплексное психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка, готовит по
результатам обследования рекомендации по созданию специальных условий обучения и воспитания, а также
подтверждает, уточняет или изменяет ранее выданные рекомендации. Родители (законные представители)
предоставляют Заключение ПМПК в Школу и пишут заявление на имя директора о создании специальных
условий для получения образования.
Шаг 6. ППК Школы проводит заседание по определению характера и продолжительности оказания
необходимой психолого-педагогической помощи (в соответствии с Заключением ПМПК и ИПР/ИПРА), а
специалисты, которые непосредственно будут осуществлять работу с ребенком, составляет на него
индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ).
Шаг 8. Родители (законные представители) приглашаются (при необходимости) на ППК в Школу, где
обсуждается координация взаимодействия специалистов по оказанию дополнительной специализированной
помощи ребенку и согласование индивидуального образовательного маршрута

Алгоритм предоставления психолого-педагогической помощи обучающимся, имеющих
трудности в освоении ООП, развитии и социальной адаптации.
Шаг 1.
Педагоги/учителя пишут заявление в психолого педагогический консилиум (ППК) Школы о
необходимости оказания психолого - педагогической помощи обучающемуся.
Родители (законные представители) дают согласие на оказание психолого-педагогической помощи
ребёнк.
Обучающийся (старше 14 лет) обращаются к специалистам за оказанием необходимой психологопедагогической помощи.
Шаг 2.
Специалисты/администрация Школы проводит работу с родителями (законными представителями)
направленную на получение необходимого пакета документов, разрешающих работу с ребёнком.
Шаг 3.
Специалисты службы психолого-педагогического сопровождения (педагог - психолог, учитель-логопед
и пр.) проводят комплексное обследование ребёнка (при наличии письменного согласия
родителей/законных представителей) для подготовки документации к проведению ППК: характеристики
на ребёнка, работы ребёнка по предметным областям.
Шаг 4.
Проведение заседания ППК Школы по вопросу необходимости оказания психолого-педагогической
помощи обучающемуся.
Шаг 5.
Подготовка рекомендаций ППК об объёме и направлениях оказания помощи ребёнку специалистами
психолого-педагогической службы Школы.
ИЛИ
Направление на ПМПК для подготовки рекомендаций по оказанию необходимой психолого-педагогической
помощи и организации обучения и воспитания.
- специалисты психолого-педагогического сопровождения и классный руководитель готовят пакет
документов для ПМПК.
- родители (законные представители) проводят медицинское обследование ребенка в районной
поликлинике, получают справку ВК и записываются на комплексное обследование в ПМПК.
- ПМПК готовит по результатам обследования рекомендации по созданию специальных условийобучения
и воспитания.
- родители (законные представители) предоставляют или не предоставляют Заключение ПМПК в
Школу.
Шаг 6.
Родители (законные представители) представляют Заключение ПМПК в Школу, пишутзаявление на имя
директора о создании специальных условий для получения образования.
Шаг 7.
ППК Школы проводит заседание по рассмотрению вопроса о необходимости предоставления ребёнку
психолого-педагогического сопровождения и создания специальных условий для получения
образования, а специалисты, которые непосредственно будут осуществлять работу с ребенком,
составляет на него индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ).
Шаг 8.
Родители (законные представители) приглашаются на ППК в Школу, где обсуждается координация
взаимодействия специалистов по оказанию дополнительной специализированной помощи ребёнку и
согласование индивидуального образовательного маршрута.

Алгоритм работы классного руководителя (воспитателя) с учащимися, нуждающихся в
создании специальных условий для освоения образовательной программы.
Шаг 1.
Дано: У Вашего ученика (воспитанника) есть риск неусвоения основной программы (по какому-либо
предмету) по причине нездоровья, поведения, педагогической запущенности и т.д. Вы неоднократно
привлекали к решению проблемы специалистов службы сопровождения (психолога, логопеда,
социального педагога), беседовали с родителями (есть протокол).
Шаг 2.
Пишете заявление с просьбой провести обследование специалистами психолого-педагогического
консилиума (ППК) Школы.
Шаг 3.
Готовим пакет документов: согласие родителей (законных представителей) на проведение
психолого-педагогического обследования, согласие родителей (законных представителей) на
обработку персональных данных, педагогическую характеристику на обучающегося, отражающего его
проблемные зоны, заполняем совместный акт обследования совместно с педагогами- психологами,
учителями-логопедами, учителями-дефектологами.
Шаг 4.
Посещаем ППК Школы (по предварительному согласованию с председателем ППК)
Шаг 5.
На консилиуме принимается решение о направлении на ПМПК, либо решение вопроса силами школы.
Вариант А. Принято решение о направлении на Вариант Б. Принято решение об использовании
ПМПК, то собирается пакет документов под внутренних ресурсов для решения проблем
руководством Председателя ППК (перечень успеваемости
(обязательства
родителей,
документов уточняется на ППК)
дополнительные занятия, контроль поведения,
помощь специалистов сопровождения, постановка
на внутришкольный профилактический учет)
1. Интересуемся заключением ПМПК. Просим 1. Отслеживаем выполнение решения школьного
принести.
ППК
2. При получении заключения от родителей, 2. Делаем заявку на повторный ППК (если нет
предлагаем
заполнить
заявление
на динамики, если решение не исполняется (по
предоставление
специальных
условий алгоритму п.3)
получения образования, которое передаем
зам директора.
3. Делаем себе копию заключения ПМПК и
копию заявления родителей. Один экземпляр
оставляем себе, оригиналы передаются зам
директора.
4. Ждем приглашения на школьный ППК для
координации
деятельности
различных
специалистов для составления индивидуального
образовательного маршрута
5. Работаем
по
разработанному
индивидуальному образовательному маршруту
для успешного освоения ребенком
образовательной программы.

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося
Ф.И.О. обучающегося

ДО №, группа, класс
на

учебный год

(промежуток времени)
Анализ рекомендаций ПМПК/ИПР (ИПРА), ППК
Требования по АООП, рекомендации ПМПК, ППК
Обеспеченность
Специальные
условия
Образовательная
программа
Срок реализации
Условия обучения
Коррекционно-развивающая область (не менее 1-2 раз в неделю) / с указанием режима занятий:
Направления работы согласно Коррекционно-развивающие
Учитель-логопед
заключению ПМПК

Учитель-дефектолог

Направления работы
заключению ПМПК

Педагог-психолог

Направления работы
заключению ПМПК

курсы:

Подгрупповые и /или
индивидуальные занятия
согласно Коррекционно-развивающие
курсы:
Подгрупповые и /или
индивидуальные занятия
согласно Коррекционно-развивающие
курсы:
Подгрупповые
и
/или
индивидуальные занятия

Материально-технические условия в соответствии с АООП (при наличии рекомендаций ПМПК)
Безбарьерная архитектурная среда
Организация пространства школы/класса/рабочего
места
Предоставление услуг тьютора
Применение электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий
Специальные учебники
Специальные
учебные пособия
Специальные технические средства обучения

Психолого-педагогическая характеристика обучающегося. (Приложение к ИОМ №1).
Социальная карта (заполняется социальным педагогом, учителем)
Вопросы
Ответы
Дата рождения ребенка
Мама
С кем проживает
Папа
ребенок
Другой законный представитель
Другие члены семьи
Наличие инвалидности
(№, срок действия)

№

, сроком до

20

года

Направления работы специалистов и задачи развития обучающегося на учебный период.
Специалисты

Задачи коррекционно-развивающей работы на
период

Планируемые
результаты реализации
ИОМ

Педагог-психолог
Учитель-логопед
Воспитатель
Инструктор по
физической культуре
Музыкальный
руководитель
Расписание занятий.
Понедельник Вторник
Среда

Четверг

Пятница

Подгрупповые
логопедические
занятия.
Индивидуальные
логопедические занятия
Занятия с психологом в
группе/подгруппе
Занятия с
дефектологом
Рекомендации для родителей/законных представителей.
Специалисты
Учитель-логопед
Педагог-психолог
Дефектолог

Направление помощи

С итоговыми результатами индивидуального образовательного маршрута моего ребенка ознакомлен
(-а) и согласен (-согласна)

/
(подпись)
Дата:

(расшифровка подписи)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».