Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Родная (кабардино-черкесская) литература». СОО 10-11 класс

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Родная (кабардино-черкесская) литература». СОО
1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родная (кабардиночеркесская) литература» (предметная область «Родной язык и родная литература»)
(далее соответственно - программа по родной (кабардино-черкесской) литературе,
родная (кабардино-черкесская) литература, кабардино-черкесская литература)
разработана для обучающихся, владеющих родным (кабардино-черкесским) языком,
и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы по родной (кабардино-черкесской) литературе.
2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения родной (кабардиночеркесской) литературы, место в структуре учебного плана, а также подходы
к отбору содержания, к определению планируемых результатов.
3. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются
для обязательного изучения в каждом классе на уровне среднего общего
образования.
4. Планируемые результаты освоения программы по родной (кабардино-черкесской)
литературе включают личностные, метапредметные результаты за весь период
обучения на уровне среднего общего образования, а также предметные результаты за
каждый год обучения.
5. Пояснительная записка.
5.1. Программа по родной (кабардино-черкесской) литературе разработана
с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы
по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании
и активные методики обучения.
Изучение учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература»
в 10-11 классах направлено на формирование у обучающихся представления
об образной природе литературы. Литература для обучающихся являет собой
особую художественную картину мира, в которой присутствует эмоциональное
многообразие, особая многозначность, где преобладают метафоричность
и ассоциативность. Приобщение к миру родной литературы предполагает
знакомство обучающихся со своеобразием национальной литературы, глубиной,
ёмкостью, афористичностью родной речи.
Теоретико-литературные понятия рассматриваются в процессе изучения конкретных
литературных произведений. При этом используются межпредметные связи с
курсом русской литературы.
Учебный предмет «Родная (кабардино-черкесская) литература» тесно связан
с предметом «Родной (кабардино-черкесский) язык» как средством повышения
уровня владения родным языком и правильности речи, обогащения словарного
запаса, формирования функциональной грамотности.

5.2. Содержание учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература»
уровня среднего общего образования выстроено по принципу формирования
историзма восприятия кабардино-черкесской литературы на основе историкохронологического изучения произведений кабардинской и черкесской литературы
XX века. Выбор писательских имен и произведений обусловлен их значимостью для
национальной и отечественной культуры. Отбор произведений обоснован
нравственно-эстетическим аспектом, позволяющим учитывать духовное развитие
личности, приобщение к литературному наследию своего народа.
5.3. В содержании программы по родной (кабардино-черкесской) литературе
выделяются следующие содержательные линии: «Кабардино-черкесская литература
по периодам» (Кабардино-черкесская литература в годы Великой Отечественной
войны и в послевоенное время», «Кабардино-черкесская литература в годы Великой
Отечественной войны и в послевоенное время», «Кабардино-черкесская литература
в 1950-980 годы», «Кабардино-черкесская литература в 1950-980 годы»,
«Кабардино-черкесская литература в 1980-1990 годы», «Отражение истории народа
в литературе. Правда жизни и уроки истории», «Народные ценности в кабардиночеркесской литературе советского и постсоветского периода», «Духовнонравственные
поиски
современников
в
прозаических
и
лирических
произведениях1980-1990 годы», «Кабардино-черкесская литература советского
и постсоветского периода», «Литература адыгской диаспоры», «Новая ветвь
современной кабардино-черкесской литературы») и «Теория литературы» (основные
теоретико-литературные понятия, способствующие полноценному восприятию,
анализу и оценке литературно-художественных произведений).
Изучение
родной
(кабардино-черкесской)
на достижение следующих целей:

литературы

направлено

формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской
самостоятельности обучающихся;
развитие навыков анализа и интерпретации литературных текстов;
формирование ценностного отношения к родной (кабардино-черкесской)
литературе, осознание ее роли как духовной и национальной культурной ценности.
Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (кабардино-черкесской)
литературы, - 68 часов: в 10 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе - 34 часа (1
час в неделю).
Планируемые результаты освоения программы по родной (кабардиночеркесской) литературе на уровне среднего общего образования.
В результате изучения родной (кабардино-черкесской) литературы
на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность
гражданской
позиции
и ответственного члена российского общества;

обучающегося

как

активного

осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона
и правопорядка;

принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических,
демократических ценностей, семейных ценностей, в том числе в сопоставлении
с жизненными ситуациями, изображёнными в литературных произведениях;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
умение взаимодействовать с
с их функциями и назначением;

социальными

институтами

в

соответствии

готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
(кабардино-черкесского) языка и родной (кабардино-черкесской) литературы,
истории, культуры Российской Федерации, своего края в контексте изучения
произведений
кабардино-черкесской
литературы,
а
также
русской
и зарубежной литератур;
ценностное
отношение
к
государственным
символам,
историческому
и природному наследию, памятникам, традициям народов России, внимание
к их воплощению в кабардино-черкесской литературе, а также к достижениям
России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде, отражённым
в художественных произведениях;
идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу в том числе воспитанные на примерах из литературы;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь
на морально-нравственные нормы и ценности, характеризуя поведение и поступки
персонажей художественной литературы;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи,
созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни
в соответствии с традициями народов России и, в том числе с опорой
на литературные произведения;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта,
и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;

научного

способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего
и
других
народов,
ощущать
эмоциональное
воздействие
искусства
в том числе литературы;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного
и мирового искусства, этнических культурных традиций и устного народного
творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ
по родной (кабардино-черкесской) литературе;
5) физического воспитания:
сформированность здорового
отношения к своему здоровью;
потребность
в
физическом
оздоровительной деятельностью;

и

безопасного

образа

совершенствовании,

жизни,

ответственного

занятиях

спортивно-

активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому
и психическому здоровью, в том числе с адекватной оценкой поведения и поступков
литературных героев;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие в том числе при
чтении произведений о труде и тружениках, а также на основе знакомства
с профессиональной деятельностью героев отдельных литературных произведений;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую
деятельность в процессе литературного образования;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные
планы, в том числе ориентируясь на поступки литературных героев;
готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной
читательской деятельности на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем, представленных в кабардиночеркесской литературе;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества, с учётом осмысления опыта
литературных героев;
активное неприятие действий, приносящих вред
в том числе показанных в литературных произведениях;

окружающей

среде,

умение
прогнозировать
неблагоприятные
предпринимаемых действий и предотвращать их;

экологические

последствия

расширение опыта деятельности экологической направленности, в том числе
представленной в литературных произведениях;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между
людьми
и
познания
мира
с
опорой
на
изученные
и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебноисследовательскую и проектную деятельность индивидуально и в группе,
в том числе на литературные темы.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися
программы среднего общего образования, в том числе литературного
образования, у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект,
предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние,
видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в
себе;
саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умение
принимать
ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость
и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели
и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать
эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении
коммуникации;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения
с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать
конфликты с учётом собственного читательского опыта.
В
результате
изучения
родной
(кабардино-черкесской)
литературы
на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные
учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения
совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её
всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных
героев, художественных произведений и их фрагментов, классификации и
обобщения литературных фактов;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе
при изучении литературных произведений;
вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов
целям;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом
собственного читательского опыта.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности
на основе литературного материала, навыками разрешения проблем с опорой
на художественные произведения, способностью и готовностью к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов
познания;
владеть разными видами деятельности по получению нового знания по родной
(кабардино-черкесской)
литературе,
его
интерпретации,
преобразованию
и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных
проектов;
владеть научной терминологией, общенаучными
и методами современного литературоведения;

ключевыми

понятиями

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях с учётом собственного читательского опыта;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать
их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения
и изучения литературных произведений, в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы
решения проблем.

У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
умения
работать
с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками получения информации, в том числе литературоведческой,
из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм
представления при изучении той или иной темы по родной (кабардино-черкесской)
литературе;
создавать тексты в различных форматах и жанрах с учётом назначения информации
и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления
и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, её
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий
при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач
с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
владеть навыками защиты личной
информационной безопасности.

информации,

соблюдать

У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

умения

требования
общения

осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни, в том числе на уроке родной
(кабардино-черкесской) литературы;
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, развёрнуто и логично излагать в процессе анализа
литературного произведения свою точку зрения с использованием языковых средств.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности,
включая изучение литературных произведений, и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении родной
(кабардино-черкесской) литературы с учётом имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с опорой на
читательский опыт;
делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность
за результаты выбора;

оценивать приобретённый опыт с учётом литературных знаний;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний; в том числе в вопросах кабардино-черкесской литературы, постоянно
повышать свой образовательный и культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части
регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их оснований и результатов;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.
У обучающегося будут сформированы следующие умения принятия себя и других
людей как части регулятивных универсальных учебных действий:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности, в том числе в процессе чтения литературы и обсуждения
литературных героев и проблем, поставленных в художественных произведениях;
признавать своё право
на литературные темы;

и

право

других

на

ошибки

в

дискуссиях

развивать способность видеть мир с позиции другого человека, используя знания по
литературе.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом
мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды
в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, в том числе литературные,
с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;

оценивать

идеи

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального
и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов
по родной (кабардино-черкесской) литературе;
проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.

К концу обучения в 10 классе обучающийся научится:
понимать значимость чтения на родном языке для своего дальнейшего развития,
осознавать роль чтения в формировании положительных личностных качеств;
понимать образную природу литературы и искусства, проводить связи между
литературой и другими видами искусства (изобразительными, музыкальными,
искусством театра и кино) посредством сравнения двух или нескольких
произведений;
демонстрировать знание рекомендованных для изучения произведений родной
литературы
(кабардино-черкесской),
при
необходимости
сравнивать
их с проблемно-тематически или художественно близкими произведениями других
литератур;
в устной и письменной форме анализировать и обобщать свой читательский опыт:
выделять основные темы и идеи произведения, понимать жанрово-родовую
специфику произведения, осмысливать характеры и взаимосвязь героев
в произведении, выявлять совокупность композиционных и языковых
художественных
средств,
оценивать
художественную
выразительность
произведения, выявлять авторскую позицию и способы ее текстуального выражения,
пользоваться
в
ходе
анализа
необходимым
понятийным
и терминологическим аппаратом, анализировать литературный материал с учетом
контекста творчества писателя и историко-культурной эпохи;
выполнять творческие, исследовательские и проектные работы в области
литературы, предлагать собственные интерпретации литературного материала;
давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе с
использованием ресурсов музея, библиотеки, исторических документов);
анализировать художественное произведение в сочетании свойств, воплощающих
особенности
литературной
эпохи,
объективные
законы
жанра
и субъективные черты авторской индивидуальности;
владеть элементами сравнительно-сопоставительного анализа, устанавливать
сходные и уникальные черты двух и нескольких произведений, творчества двух
и нескольких писателей;
анализировать и давать оценку одной из творческих интерпретаций литературного
произведения (например, кинофильм или театральную постановку, запись
художественного чтения, серию иллюстраций к произведению).
Предметные результаты изучения родной (кабардино-черкесской) литературы.
К концу обучения в 11 классе обучающийся научится:
понимать влияние литературы и литературной жизни на развитие национальной
культуры, осознавать литературу как важнейшее условие сохранения и развития
языка и национальных духовных ценностей;
демонстрировать
знание
основных
фактов
биографии,
и особенностей творчества ведущих адыгских писателей;

произведений

целостно воспринимать литературное произведение в единстве содержания
и формы, понимать взаимосвязь проблемно-тематического и художественного
уровней произведения;
понимать
особенности
образного
отражения
действительности,
общие
и отличительные черты литературы и других видов искусства (изобразительных
и музыкальных видов искусства, искусства театра и кино), осознавать
взаимосвязанное развитие разных видов искусства;
демонстрировать навыки анализа, интерпретации и оценки литературного
материала: обосновывать выбор художественного произведения и фрагментов
творчества писателя для анализа, рассматривать произведение с учётом его жанровородовой
специфики,
выявлять
взаимосвязь
идейно-тематических
и художественных компонентов произведения, определять главные содержательные
линии и стилевые особенности творчества писателя, объяснять авторский выбор
художественных
решений,
рассматривать
произведение
в контексте творчества писателя и литературной эпохи, выражать собственное
мнение о прочитанном, пользоваться в ходе анализа необходимым понятийным
и терминологическим аппаратом;
владеть различными элементами и формами литературно-критической, проектной и
исследовательской
деятельности,
предлагать
собственные интерпретации
литературного материала;
понимать роль и место читателя в развитии литературы и литературного процесса;
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы
с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией,
этнопсихологией, историей религиозных взглядов);
пользоваться элементами художественной интерпретационной
(художественное чтение, театрализация, приемы визуализации).

деятельности

Учебные пособия
1.

Кабардино-черкесская

литература:

учебник-хрестоматия

для

10

кл.

общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Балова,– Нальчик: ГКУ «КБР-Медиа». Издательство
«Эльбрус», 2022г.
2.

Кабардино-черкесская

литература:

учебник-хрестоматия

для

11

кл.

общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Балова, Х.Т. Тимижев– Нальчик: ГКУ «КБР-Медиа».
Издательство «Эльбрус», 2022г.
3.

Кабардино-черкесская литература: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных

учреждений / Р. Х. Ацканов, Л. Ф. Балова. – Нальчик: ГКУ «КБР-Медиа». Издательство
«Эльбрус», 2022г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».