Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Родная (кабардино-черкесская) литература». СОО 1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родная (кабардиночеркесская) литература» (предметная область «Родной язык и родная литература») (далее соответственно - программа по родной (кабардино-черкесской) литературе, родная (кабардино-черкесская) литература, кабардино-черкесская литература) разработана для обучающихся, владеющих родным (кабардино-черкесским) языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по родной (кабардино-черкесской) литературе. 2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения родной (кабардиночеркесской) литературы, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов. 3. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне среднего общего образования. 4. Планируемые результаты освоения программы по родной (кабардино-черкесской) литературе включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне среднего общего образования, а также предметные результаты за каждый год обучения. 5. Пояснительная записка. 5.1. Программа по родной (кабардино-черкесской) литературе разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения. Изучение учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература» в 10-11 классах направлено на формирование у обучающихся представления об образной природе литературы. Литература для обучающихся являет собой особую художественную картину мира, в которой присутствует эмоциональное многообразие, особая многозначность, где преобладают метафоричность и ассоциативность. Приобщение к миру родной литературы предполагает знакомство обучающихся со своеобразием национальной литературы, глубиной, ёмкостью, афористичностью родной речи. Теоретико-литературные понятия рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений. При этом используются межпредметные связи с курсом русской литературы. Учебный предмет «Родная (кабардино-черкесская) литература» тесно связан с предметом «Родной (кабардино-черкесский) язык» как средством повышения уровня владения родным языком и правильности речи, обогащения словарного запаса, формирования функциональной грамотности. 5.2. Содержание учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература» уровня среднего общего образования выстроено по принципу формирования историзма восприятия кабардино-черкесской литературы на основе историкохронологического изучения произведений кабардинской и черкесской литературы XX века. Выбор писательских имен и произведений обусловлен их значимостью для национальной и отечественной культуры. Отбор произведений обоснован нравственно-эстетическим аспектом, позволяющим учитывать духовное развитие личности, приобщение к литературному наследию своего народа. 5.3. В содержании программы по родной (кабардино-черкесской) литературе выделяются следующие содержательные линии: «Кабардино-черкесская литература по периодам» (Кабардино-черкесская литература в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время», «Кабардино-черкесская литература в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время», «Кабардино-черкесская литература в 1950-980 годы», «Кабардино-черкесская литература в 1950-980 годы», «Кабардино-черкесская литература в 1980-1990 годы», «Отражение истории народа в литературе. Правда жизни и уроки истории», «Народные ценности в кабардиночеркесской литературе советского и постсоветского периода», «Духовнонравственные поиски современников в прозаических и лирических произведениях1980-1990 годы», «Кабардино-черкесская литература советского и постсоветского периода», «Литература адыгской диаспоры», «Новая ветвь современной кабардино-черкесской литературы») и «Теория литературы» (основные теоретико-литературные понятия, способствующие полноценному восприятию, анализу и оценке литературно-художественных произведений). Изучение родной (кабардино-черкесской) на достижение следующих целей: литературы направлено формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся; развитие навыков анализа и интерпретации литературных текстов; формирование ценностного отношения к родной (кабардино-черкесской) литературе, осознание ее роли как духовной и национальной культурной ценности. Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (кабардино-черкесской) литературы, - 68 часов: в 10 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе - 34 часа (1 час в неделю). Планируемые результаты освоения программы по родной (кабардиночеркесской) литературе на уровне среднего общего образования. В результате изучения родной (кабардино-черкесской) литературы на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции и ответственного члена российского общества; обучающегося как активного осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических, демократических ценностей, семейных ценностей, в том числе в сопоставлении с жизненными ситуациями, изображёнными в литературных произведениях; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях; умение взаимодействовать с с их функциями и назначением; социальными институтами в соответствии готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности; 2) патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного (кабардино-черкесского) языка и родной (кабардино-черкесской) литературы, истории, культуры Российской Федерации, своего края в контексте изучения произведений кабардино-черкесской литературы, а также русской и зарубежной литератур; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, внимание к их воплощению в кабардино-черкесской литературе, а также к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде, отражённым в художественных произведениях; идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу в том числе воспитанные на примерах из литературы; 3) духовно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, характеризуя поведение и поступки персонажей художественной литературы; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России и, в том числе с опорой на литературные произведения; 4) эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; научного способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства в том числе литературы; убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и устного народного творчества; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по родной (кабардино-черкесской) литературе; 5) физического воспитания: сформированность здорового отношения к своему здоровью; потребность в физическом оздоровительной деятельностью; и безопасного образа совершенствовании, жизни, ответственного занятиях спортивно- активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью, в том числе с адекватной оценкой поведения и поступков литературных героев; 6) трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие в том числе при чтении произведений о труде и тружениках, а также на основе знакомства с профессиональной деятельностью героев отдельных литературных произведений; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность в процессе литературного образования; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, в том числе ориентируясь на поступки литературных героев; готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной читательской деятельности на протяжении всей жизни; 7) экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем, представленных в кабардиночеркесской литературе; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества, с учётом осмысления опыта литературных героев; активное неприятие действий, приносящих вред в том числе показанных в литературных произведениях; окружающей среде, умение прогнозировать неблагоприятные предпринимаемых действий и предотвращать их; экологические последствия расширение опыта деятельности экологической направленности, в том числе представленной в литературных произведениях; 8) ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебноисследовательскую и проектную деятельность индивидуально и в группе, в том числе на литературные темы. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования, в том числе литературного образования, у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом собственного читательского опыта. В результате изучения родной (кабардино-черкесской) литературы на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных героев, художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщения литературных фактов; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе при изучении литературных произведений; вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного читательского опыта. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе литературного материала, навыками разрешения проблем с опорой на художественные произведения, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; владеть разными видами деятельности по получению нового знания по родной (кабардино-черкесской) литературе, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных проектов; владеть научной терминологией, общенаучными и методами современного литературоведения; ключевыми понятиями ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях с учётом собственного читательского опыта; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт; уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения и изучения литературных произведений, в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: владеть навыками получения информации, в том числе литературоведческой, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления при изучении той или иной темы по родной (кабардино-черкесской) литературе; создавать тексты в различных форматах и жанрах с учётом назначения информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками защиты личной информационной безопасности. информации, соблюдать У обучающегося будут сформированы следующие как часть коммуникативных универсальных учебных действий: умения требования общения осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни, в том числе на уроке родной (кабардино-черкесской) литературы; пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, развёрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного произведения свою точку зрения с использованием языковых средств. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, включая изучение литературных произведений, и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении родной (кабардино-черкесской) литературы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с опорой на читательский опыт; делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора; оценивать приобретённый опыт с учётом литературных знаний; стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний; в том числе в вопросах кабардино-черкесской литературы, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению. У обучающегося будут сформированы следующие умения принятия себя и других людей как части регулятивных универсальных учебных действий: принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности, в том числе в процессе чтения литературы и обсуждения литературных героев и проблем, поставленных в художественных произведениях; признавать своё право на литературные темы; и право других на ошибки в дискуссиях развивать способность видеть мир с позиции другого человека, используя знания по литературе. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, в том числе литературные, с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; оценивать идеи координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по родной (кабардино-черкесской) литературе; проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным. К концу обучения в 10 классе обучающийся научится: понимать значимость чтения на родном языке для своего дальнейшего развития, осознавать роль чтения в формировании положительных личностных качеств; понимать образную природу литературы и искусства, проводить связи между литературой и другими видами искусства (изобразительными, музыкальными, искусством театра и кино) посредством сравнения двух или нескольких произведений; демонстрировать знание рекомендованных для изучения произведений родной литературы (кабардино-черкесской), при необходимости сравнивать их с проблемно-тематически или художественно близкими произведениями других литератур; в устной и письменной форме анализировать и обобщать свой читательский опыт: выделять основные темы и идеи произведения, понимать жанрово-родовую специфику произведения, осмысливать характеры и взаимосвязь героев в произведении, выявлять совокупность композиционных и языковых художественных средств, оценивать художественную выразительность произведения, выявлять авторскую позицию и способы ее текстуального выражения, пользоваться в ходе анализа необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, анализировать литературный материал с учетом контекста творчества писателя и историко-культурной эпохи; выполнять творческие, исследовательские и проектные работы в области литературы, предлагать собственные интерпретации литературного материала; давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе с использованием ресурсов музея, библиотеки, исторических документов); анализировать художественное произведение в сочетании свойств, воплощающих особенности литературной эпохи, объективные законы жанра и субъективные черты авторской индивидуальности; владеть элементами сравнительно-сопоставительного анализа, устанавливать сходные и уникальные черты двух и нескольких произведений, творчества двух и нескольких писателей; анализировать и давать оценку одной из творческих интерпретаций литературного произведения (например, кинофильм или театральную постановку, запись художественного чтения, серию иллюстраций к произведению). Предметные результаты изучения родной (кабардино-черкесской) литературы. К концу обучения в 11 классе обучающийся научится: понимать влияние литературы и литературной жизни на развитие национальной культуры, осознавать литературу как важнейшее условие сохранения и развития языка и национальных духовных ценностей; демонстрировать знание основных фактов биографии, и особенностей творчества ведущих адыгских писателей; произведений целостно воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, понимать взаимосвязь проблемно-тематического и художественного уровней произведения; понимать особенности образного отражения действительности, общие и отличительные черты литературы и других видов искусства (изобразительных и музыкальных видов искусства, искусства театра и кино), осознавать взаимосвязанное развитие разных видов искусства; демонстрировать навыки анализа, интерпретации и оценки литературного материала: обосновывать выбор художественного произведения и фрагментов творчества писателя для анализа, рассматривать произведение с учётом его жанровородовой специфики, выявлять взаимосвязь идейно-тематических и художественных компонентов произведения, определять главные содержательные линии и стилевые особенности творчества писателя, объяснять авторский выбор художественных решений, рассматривать произведение в контексте творчества писателя и литературной эпохи, выражать собственное мнение о прочитанном, пользоваться в ходе анализа необходимым понятийным и терминологическим аппаратом; владеть различными элементами и формами литературно-критической, проектной и исследовательской деятельности, предлагать собственные интерпретации литературного материала; понимать роль и место читателя в развитии литературы и литературного процесса; анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией, этнопсихологией, историей религиозных взглядов); пользоваться элементами художественной интерпретационной (художественное чтение, театрализация, приемы визуализации). деятельности Учебные пособия 1. Кабардино-черкесская литература: учебник-хрестоматия для 10 кл. общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Балова,– Нальчик: ГКУ «КБР-Медиа». Издательство «Эльбрус», 2022г. 2. Кабардино-черкесская литература: учебник-хрестоматия для 11 кл. общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Балова, Х.Т. Тимижев– Нальчик: ГКУ «КБР-Медиа». Издательство «Эльбрус», 2022г. 3. Кабардино-черкесская литература: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / Р. Х. Ацканов, Л. Ф. Балова. – Нальчик: ГКУ «КБР-Медиа». Издательство «Эльбрус», 2022г.