Рабочая программа учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература» для обучающихся 9 «А»,«Б»классов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ СОШ с.п. Верхний Акбаш
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Методическим
Зам. директора по УВР
объединением учителей ________________________
кабардино- черкесского
Гонибова Ж.Ш.
языка и литературы, от «29» 08 2023 г.
истории,
обществознания и ОБЖ

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Тарканова М.В.
Приказ №64 от «30» 08
2023 г.

Протокол №1 от «29» 08
2023 г.

Рабочая программа
учебного предмета
«Родная (кабардино-черкесская) литература»
для обучающихся 9 «А»,«Б»классов

Учитель: Тарканова Наталья Олеговна

с.п. В-Акбаш 2023г.

Федеральная рабочая программа по учебному предмету
«Родная (кабардино-черкесская) литература»ООО
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родная (кабардино-черкесская)
литература».
1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родная (кабардино-черкесская)
литература» (предметная область «Родной язык и родная литература») (далее соответственно программа по родной (кабардино-черкесской) литературе, кабардино-черкесская литература)
разработана для обучающихся, владеющих родным (кабардино-черкесским) языком, и включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы
по родной (кабардино-черкесской) литературе.
2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения родной (кабардино-черкесской)
литературы,

место

в

структуре

учебного

плана,

а

также

подходы

к отбору содержания, к определению планируемых результатов.
3. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для
обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования.
4. Планируемые результаты освоения программы по родной (кабардино-черкесской)
литературе включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне
основного общего образования, а также предметные результаты за каждый год обучения.
1. Пояснительная записка.
1.1. Программа
по
родной
(кабардино-черкесской)
литературе
разработана
с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы
по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные
методики обучения.
Программа по кабардино-черкесской литературе концентрически расширяет содержание,
уже
усвоенное
в
начальной
школе,
систематизирует
представления
по
кабардино-черкесской
литературе
и
углубляет
знания
обучающихся
об историческом и жанрово-родовом развитии кабардино-черкесской литературы.
В
процессе
текстуального
изучения
литературных
произведений
продолжается
на более высоком уровне развитие устной и письменной речи, познавательной активности,
логического мышления, умений самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Специфика учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература» определяется
сущностью литературы как феномена национальной культуры. Воздействуя на обучающихся на
эмоциональном
и
интеллектуальном
уровне,
она приобщает их к нравственно-эстетическим ценностям своего народа, формирует духовный
облик, нравственные ориентиры, общее миропонимание и национальное самосознание.

2

Программа по родной (кабардино-черкесской) литературе определяет список
разножанровых произведений разных эпох, авторов, разных тем для каждой группы классов,
демонстрирующих разные грани родной литературы. Выбор писательских имён и произведений
обусловлен
их
значимостью
для
национальной
и отечественной культуры. Отбор произведений выполнен в аспекте нравственно-эстетических
ценностей, что позволяет учитывать духовное развитие личности, приобщение к литературному
наследию своего народа.
Теоретико-литературные понятия рассматриваются в процессе изучения конкретных
литературных произведений. При этом используются межпредметные связи с курсом русской
литературы.
1.2. В содержании программы по родной (кабардино-черкесской) литературе выделяются
следующие содержательные линии:
Содержательная
линия
«Литература
как
сфера
творческой
деятельности
и как учебный предмет», направленная на формирование навыков определения художественных и
научных текстов, литературных жанров, усвоение литературоведческих понятий для анализа
художественного произведения.
Содержательная
линия
«Устное
народное
творчество»,
направленная
на изучение основных жанров адыгского фольклора, определение нравственного идеала адыгского
фольклора.
Содержательная линия «Исторические истоки современной кабардино-черкесской
литературы»,
посвященная
изучению
творчества
кабардинских
и
черкесских
писателей
прошлых
веков
и
определению
его
значения
для современной литературы.
Содержательная
линия
«Становление
кабардино-черкесской
литературы
в первые десятилетия XX века» предполагает изучение кабардино-черкесской литературы начала
XX века.
Содержательная линия «Кабардино-черкесская литература о героях труда», направленная
на изучение произведений литературы, посвященных трудящимся разных сфер деятельности.
Содержательная линия «Патриотические чувства и любовь к Родине в мирное и военное
время», предполагающая изучение литературы адыгского народа, посвященной героям Великой
Отечественной войны, патриотизму и любви к Родине в мирное время, нравственному
совершенству
и
внутренней
красоте
человека
XX века, красоте и щедрости природы родного края.
Содержательная линия «Кабардино-черкесская литература о внутреннем мире человека»,
направленная на изучение современной кабардино-черкесской литературы, отражающей
внутренние переживания человека в условиях информационного общества, нравственные и
духовные
трансформации,
связанные
с глобальными изменениями в жизни общества.
1.3. Изучение
родной
(кабардино-черкесской)
литературы
направлено
на достижение следующих целей:
приобщение обучающихся к литературному наследию кабардинского народа, развитие
устной и письменной речи на родном языке, обучение основным теоретико-литературным
понятиям, воспитание ценностного отношения к родной кабардино-черкесской литературе как к
хранителю культурного наследия кабардинского народа.

3

формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей
народа и особому способу познания жизни;
осознание
коммуникативно-эстетических
возможностей
родного
языка
на основе изучения лучших произведений литературы своего народа;
формирование
умений
воспринимать,
анализировать,
критически
оценивать
и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в
литературном произведении, на эмоциональном и интеллектуальном уровне;
воспитание культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать свое
мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров,
создавать развернутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего
характера;
воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к
языкам, к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов;
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития,
формирование стремления сознательно планировать и реализовывать свое досуговое чтение.
1.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (кабардино-черкесской)
литературы
170
часов:
в
5
классе
34
часа
(1
час
в
неделю),
в 6 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе - 34 часа (1
час в неделю), в 9 классе - 34 часа (1 час в неделю).
2. Содержание обучения в 9 классе.
2.1. Введение. Литературный процесс как историческое движение кабардино-черкесской
литературы. Кабардино-черкесская литература на начальном этапе развития (конец XIX - первая
треть
XX
века.).
Возникновение
самобытной
кабардино-черкесской национальной литературы в дооктябрьский период. Причины ее
зарождения
на
русском
языке.
Становление
и
развитие
литературы
на национальном языке.
2.2. Адыгские просветители.
Ш.Б. Ногма. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Ногма Шора - адыгский
просветитель,
историк,
филолог,
поэт,
общественный
деятель.
Первая
в истории адыгов грамматика родного языка. Творческие и дружеские связи Ш.Б. Ногма с
М.Ю. Лермонтовым,
А.С. Пушкиным.
Значение
работ
Ш.Б. Ногма
в кабардино-черкесской литературе.
История стихотворения «Хъуэхъу» («Благопожелание»). Посвящение русскому академику
А.М. Шегрену, первому переводчику с кабардино-черкесского языка на русский язык. Форма
традиционных хохов-благопожеланий.
Сказание «Идар Темырыкъуэ и хъыбар» («Сказание об Идаре Темрюк»), «Идар
Темырыкъуэ и уэрэд» («Песнь об Идаре Темрюк»).
С. Казы-Гирей. Краткий рассказ о жизни и творчестве адыгского просветителя.
Автобиографическая повесть «ХьэжытIэгъуей ауз» («Долина Ажитугай»). Природа родного края.
Художественно-изобразительные средства передачи пейзажа. А.С. Пушкин и В.Г. Белинский о
произведении «Долина Ажитугай».
С. Хан-Гирей. Краткий рассказ о жизни и творчестве адыгского просветителя. Султан ХанГирей
как
создатель
азбуки
родного
языка,
автор
проектов
по «гражданскому устройству» своего народа, как основоположник адыгской этнографии и
исторической науки. Вклад просветителя в адыгскую культуру.
Местные сказания в повести «Шэрджэс хъыбархэр» («Черкесские предания»). Отображение
исторических событий, содержащих ценные сведения о нравах, обычаях и традициях адыгов.

4

К.М. Атажукин. Краткий рассказ о жизни и творчестве адыгского просветителя.
К.М. Атажукин - писатель, публицист, педагог, лингвист, составитель первых книг на адыгском
(кабардино-черкесском) языке. Первый букварь на кабардино-черкесском языке «Къэбэрдей
алыфбейр» («Кабардинская азбука»). Короткие рассказы «ЦIыхухэр зэрызэдэпсэун хуейм и уаз
зыбжанэ» («Несколько советов о том, как люди должны сосуществовать»).
Рассказ «Хъарзынэ» («Харзина»). Сюжет рассказа взят из персидского устного народного
творчества.
Отражение
противостояния
религиозных
фанатиков
и
молодой
девушки
из
простой
необразованной
семьи.
Черты
романтизма
в рассказе.
А-Г. Кешев (Каламби). Краткий рассказ о жизни и творчестве адыгского просветителя. А.Г.К. Кешев - адыгский и абазинский писатель, журналист, общественный деятель XIX века.
Литературный очерк «Iуащхьэ щыгум» («На холме»). Первые рассказы «МазитIкIэ къуажэм»,
(«Два месяца в ауле»), «Жиным и гъэсэн» («Ученик джиннов»), «Пыпхэ» («Чучело»). Алфавит,
рассказы,
сказки
А.-Г. Кешева.
2.3. Баксанские просветители.
Просветительская деятельность Н.А. Цагова и А.Г. Дымова.
Н.А. Цагов. Рассказы «Адэмрэ къуэхэмрэ» («Отец и сыновья»), «Цыжьбанэ лIыхъужь»
(«Храбрый еж»), «Адыгэ тхылъыбзэм и тхыдэ» («История адыгского языка»), «Университеты».
Публицистические статьи в газете «Гъуазэ» («Маяк») (обзор).
А.Г. Дымов. Начало пути кабардинской журналистики. Короткие рассказы «Псалъэм и
фейдэ» («Польза слова»), «ПцIым и лIэужьыгъуэ» («Разновидность лжи»), «ПцIым и зэран»
(«Вред от лжи»), «Пэжым и фIагъэ» («Качество правды»). Публицистические статьи в газете
«Адыгэ макъ» («Голос адыга») (обзор).
2.4. Народные поэты-джегуако (поэты-сказители). Жизнь и деятельность народных певцов Выкова Шухиба, Мижаева Саида, Абазова Камбота, Сижажева Кильчуко. Сплетение
сатирического и лирического в творчестве поэтов-джегуако.
Л. Агноков. Рассказ о жизни и творчестве адыгского поэта-сказителя.
Стихотворения «Ди нысэ фо» («Наша невестка»), «Агънокъуэр Шэрэдж зэрыхуэусар»
(«Агноков воспевает Черек»), «Шэрэдж» («Черек»), «Агънокъуэм лIэныгъэм хужиIар» («Агноков
о смерти»), «Агънокъуэм нэпсым хужиIар» («Агноков о слезах»), «Агънокъуэр Урыху
зэрыхуэусар» («Агноков об Урухе»), «Агънокъуэм щIалэ цIыкIум жриIар» («Что Агноков сказал
мальчикам»), «Агънокъуэр кхъужьеижьым зэрыхуэусар» («Агноков старому грушевому дереву»).
Роль народных певцов в развитии кабардино-черкесского языка.
2.5. Литература конца XIX начала XX века.
Б.М. Пачев. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Поэт, певец-сказитель, один
из основоположников кабардино-черкесской литературы - Пачев Бекмурза. Творчество Пачева переходное
звено
от
поэзии
сказителей
к письменной литературе.
Стихотворение «Псалъэ пэжхэр» («Правдивые слова»). Тема и основное идейное
содержание
произведения.
Основная
мысль
стихотворения.
Наставления
в форме стихов. Связь произведения с устным народным творчеством адыгов. Отражение
народной мудрости в стихотворении.
Стихотворение «Уэсят» («Завещание»).
А.А. Хавпачев. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворение «Гъэм и
зэманхэр» («Времена года»). Различные тона времен года, их красота. «Къардэн Къубатий»
(«Кубатий
Карданов»).
Тема
войны,
мужества
и героизма защитников Родины.
2.6. Кабардино-черкесская литература 1920-1940 годов. Обзор. Главенство поэзии в
кабардино-черкесской
литературе
в
20-40-х
годах
ХХ
века.
Писатели

5

и поэты, заложившие основы кабардино-черкесской литературы: Б.М. Пачев, А.А. Хавпачев,
П.Д. Шекихачев, Т.М. Борукаев, Т.А. Шеретлоков, П.М. Кешоков. Их последователи:
А.А. Шогенцуков, Т.И. Шаков, А.Н. Охтов, Х.Х. Гашоков, А.К. Шомахов, Б.И. Куашев.
Появление жанра поэмы, его развитие.
Кабардино-черкесская проза. Молодые писатели А.А. Шогенцуков, М.П. Дышеков,
Х.К. Абуков, Ж.М. Налоев, С.М. Кожаев, З.Б. Максидов, Х.И. Теунов. Их роль в развитии прозы.
Первые драматические произведения, первый кабардинский театр. Первые литературные
критики: Ж.М. Налоев., Х.И. Теунов.
А.А. Шогенцуков. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Поэтическое наследие
классика кабардино-черкесской литературы А.А. Шогенцукова. Стихотворения «Сэтэней»
(«Сатаней»), «Линэ трактористкэщ» («Лина-трактористка»), «ЩIымахуэ» («Зима»), «ЛIыкIуэ»
(«Посланник»).
Поэма «Мадинэ» («Мадина»). Тема неравного отношения к женщине. Социальная
проблема в поэме.
Роман в стихах «Къамборэ Лацэрэ» («Камбот и Ляца» - первый социальный роман в стихах.
Прошлое, быт, нравы, психология народа периода восстания крепостных крестьян.
Т.М. Керашев. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Повесть «Шапсыгъ
пщащэ»
(«Дочь
шапсугов»).
Мотивы
адыгского
народного
сказания
как основа произведения. Вопросы чести, свободы и долга перед родной землей. Воссоздание
картины дореволюционного быта крестьян. Конь «Нальмес» - узловая фигура в разрешении
конфликта повести. Становление национального характера народа. Историзм и вымысел в
повести.
Национальные
ценности
кабардинцев
и общечеловеческие ценности. Тема любви и верности.
А.К. Шомахов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Роман «Бгырыс шухэр»
(«Всадники
на
вершинах»)
о
становлении
рабочего
класса
в Кабардино-Балкарии. Тема дружбы, товарищества между народами. Люди труда
в романе. Особенности главных героев романа.
Х.И. Теунов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Роман-дилогия «Псэм и
IэфIыр
къыуатмэ»
(«Подари
красоту
души»)
произведение
о
рождении
и
становлении
современной
кабардинской
интеллигенции.
Ахмед
Наурзоков
как олицетворение адыгской интеллигенции. Путь его исканий. Образы Ахмеда
и Благонравова. Их роль в реализации основной мысли романа.
Тема и основная мысль повести «Аслъэн» («Аслан»). Временная связь между
изображенными событиями и современностью. Развитие образа Аслана. Человеческие ценности,
отображенные в произведении. Художественные особенности повести, богатство языка.
2.7. Драматические произведения.
А.Т. Шортанов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Пьеса «Яшэмрэ
къэзышэхэмрэ» («Женихи да невеста»). Идейно-тематическое содержание комедии. Жизнь
простых сельчан XIX века после отмены крепостного права. Комедия в трех актах.
З.П. Кардангушев. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Драма «Къанщобийрэ
Гуащэгъагърэ»
(«Каншоби
и
Гошагаг»).
История
создания
пьесы
и её место в кабардино-черкесской драматургии. Характер использования автором фольклорного
источника, по мотивам которого создано произведение, отмечается гармоническая преемственная
связь
между
народным
произведением
и его авторской интерпретацией. Судьба пьесы, её роль в истории кабардинского театрального
искусства. Главная идея драмы. Темы любви и верности в пьесе.
2.8. Кабардино-черкесская литература конца 50-х - 90-х годов.
Х.Х. Гошоков.
Краткие
сведения
о
жизни
и
творчестве
писателя.
Повесть-трилогия «Адэмрэ къуэмрэ» («Отец и сын»). Тема и идея повести. Главные герои и их
образы. Человек труда в разных жизненных ситуациях. Богатство языка произведения.

6

А.О. Шогенцуков. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Повесть «Уи цIэр
фIэсщынщ»
(«Назову
твоим
именем»)
история
чистой,
светлой,
но сложной и даже трагичной любви молодых людей. Главная идея повести. Тема любви и
преданности. Образы Залины и Мусаби. Тема социального неравенства. Композиция и язык
повести.
2.9. Теория литературы.
Аннотация, доклад. Структура доклада.
Литература XIX века и гуманизм.
Романтизм в национальной литературе. Его особенности.
Реализм как направление искусства в кабардино-черкесской литературе.
Расширение знаний об авторской позиции, анализе лирического произведения,
интерпретации, лирическом герое, системе образов. Лингвистический анализ стихотворения.
Тропы (сравнение, эпитет, метафора, метонимия, гипербола и так далее).
Устное высказывание (рассуждение), сочинение-рассуждение, заметки, записки, дневник,
журнал, очерк, мемуары, сочинение-письмо, эссе.
Нравственность и художественное произведение, художественная автобиография.
Национальная проза и герои времени. Роман, виды романа. Роман-эпопея.
Конспект художественного произведения, план-конспект, тематический конспект,
текстуальный конспект, свободный конспект. Тезисы. Сюжет. Экспозиция. Кульминация. Эпилог.
Язык и характер персонажей в драматическом произведении.
Драма, комедия, трагедия. Монолог и диалог. Ремарка.
Стиль автора и его мировоззрение.
3. Планируемые
результаты
освоения
программы
по
родной
(кабардино-черкесской) литературе на уровне основного общего образования.
3.1. В
результате
изучения
родной
(кабардино-черкесской)
литературы
на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод
и
законных
интересов
других
людей,
активное
участие
в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том
числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека, представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из родной
(кабардино-черкесской) литературы;
готовность
к
разнообразной
совместной
деятельности,
стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры
из
литературы;
активное
участие
в
школьном
самоуправлении,
готовность
к участию в гуманитарной деятельности;
2) патриотического воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного (кабардиночеркесского) языка и родной (кабардино-черкесской) литературы, истории, культуры Российской
Федерации, своего края в контексте изучения произведений кабардино-черкесской литературы, а
также литературы народов России, русской и зарубежной литератур;

7

ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в
художественных произведениях;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому
и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих
в родной стране, обращая внимание на их воплощение в кабардино-черкесской литературе;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой
поведения и поступков персонажей литературных произведений;
готовность
оценивать
своё поведение и
поступки,
а
также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых
литературных произведений;
осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и эмоционального благополучия:
осознание
ценности
жизни
с
опорой
на
собственный
жизненный
и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка
на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического психического здоровья, соблюдение
правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели, умение принимать себя и других, не осуждая;
умение
осознавать
эмоциональное
состояние
себя
и
других,
опираясь
на примеры из литературных произведений, умение управлять собственным эмоциональным
состоянием, сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека с оценкой поступков литературных героев;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

8

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода,
в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства
с деятельностью героев на страницах литературных произведений;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду
и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений кабардиночеркесского фольклора и литературы, осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории
образования
и
жизненных
планов
с
учетом
личных
и общественных интересов и потребностей;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
активное
неприятие
действий,
приносящих
вред
окружающей
среде,
в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической
и
социальной
среды,
готовность
к
участию
в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений
об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной
и
социальной
средой
с
опорой
на
изученные
и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики
литературного образования, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
9) обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой
культурной
среды,
изучение
и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
способность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям
других, способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей
компетентности
через
практическую
деятельность,
в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других;

9

навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том
числе
способность
формулировать
идеи,
понятия,
гипотезы
об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний
и компетентностей, планировать своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями
в области концепции устойчивого развития;
умение
анализировать
и
выявлять
взаимосвязи
природы,
общества
и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию
как вызов, требующий контрмер, оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые
решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить
позитивное
в
произошедшей
ситуации,
быть
готовым
действовать
в отсутствии гарантий успеха.
3.2. В
результате
изучения
родной
(кабардино-черкесской)
литературы
на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия, умение совместной деятельности.
3.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных
текстов, литературных героев и другие) и явлений (литературных направлений, этапов историколитературного процесса);
устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные
объекты
по
существенному
признаку,
устанавливать
основания
для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия
в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом, предлагать критерии для
выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений
и процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений
по
аналогии,
формулировать
гипотезы
об их взаимосвязях;
самостоятельно
выбирать
способ
решения
учебной
задачи
при
работе
с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
3.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать
вопросы
как
исследовательский
инструмент
познания
в литературном образовании;

10

формулировать
вопросы,
фиксирующие
разрыв
между
реальным
и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия
в
аналогичных
или
сходных
ситуациях,
а
также
выдвигать
предположения
об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
3.2.3. У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
умения
работать
с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и
другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую
информацию различных видов и форм представления;
находить
сходные
аргументы
(подтверждающие
или
опровергающие
одну
и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно
выбирать
оптимальную
форму
представления
литературной
и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
3.2.4. У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
умения
общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в устных
и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных
произведениях, смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать
намерения
других,
проявлять
уважительное
отношение
к собеседнику и корректно формулировать свои возражения, в ходе учебного диалога и (или)
дискуссии
задавать
вопросы
по
существу
обсуждаемой
темы
и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности
общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;

11

публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого
эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации
и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
3.2.5. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации,
изображённые в художественной литературе;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать
способ
решения
учебной
задачи
с
учётом
имеющихся
ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения)
и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний
об изучаемом литературном объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
3.2.6. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля,
эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных
учебных действий:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в литературном
образовании;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст
и
предвидеть трудности,
которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить
коррективы
в
деятельность
на
основе
новых
обстоятельств
и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей, оценивать
соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя
примеры из художественной литературы;
регулировать способ выражения своих эмоций;
осознанно
относиться
к
другому
человеку,
его
мнению,
размышляя
над взаимоотношениями литературных героев;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
3.2.7. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:

12

понимать и использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и
индивидуальной
работы
при
решении
конкретной
проблемы
на уроках родной (кабардино-черкесской) литературы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы на уроке родной (кабардино-черкесской)
литературы,
определять
свою
роль
(с
учётом
предпочтений
и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и
иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению
и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным
участниками взаимодействия на литературных занятиях;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды
в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.
4. Предметные результаты изучения родной (кабардино-черкесской) литературы. К
концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
понимать родную литературу как явление национальной и мировой культуры, средство
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
понимать специфические черты литературы как вида словесного искусства, выявлять
главные отличия художественного текста от текста научного, делового, публицистического;
выявлять в произведениях разных жанров темы, посвященные Родине, окружающему миру,
культуре, понятиям о добре и зле, дружбе, честности;
определять в произведении изобразительно-выразительные средства языка (метонимия),
понимать их роль в раскрытии содержания произведения;
владеть умением самостоятельного смыслового и эстетического анализа произведений
художественной
литературы
(от
первых
произведений
до современной); анализировать литературные произведения разных жанров; воспринимать,
анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учетом литературного развития
обучающихся), понимать условность художественной картины мира, отраженной в литературных
произведениях с учетом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов:
использование разных видов чтения;
сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной
литературы с произведениями других видов искусства (изобразительное искусство, музыка, театр,
балет, кино, фотоискусство, компьютерная графика);
воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их
обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

13

самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными
источниками для понимания литературного произведения и получения дополнительной
информации о нем, составлять самостоятельно краткую аннотацию;
анализировать различные виды текстов: устанавливать причинно-следственные связи и
определять
главную
мысль
произведения,
делить
текст
на части, озаглавливать их, составлять простой и сложный план, находить средства
выразительности;
работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научнопознавательных,
учебных
и
художественных
произведений,
писать
отзыв
на прочитанное произведение;
создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции
картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
писать
сочинение-рассуждение,
сочинения
на
литературные
и публицистические темы;
составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статьи;
пользоваться библиотечными фондами краеведческой литературы, энциклопедиями
литературных произведений, справочной литературой, словарями, интернет-ресурсами;
сравнивать изученные и самостоятельно прочитанные художественные тексты одного
или
разных
авторов,
образы
персонажей,
литературные
явления
и факты, сюжеты, темы и проблемы, жанры, стили, приемы, эпизоды, детали
в целях более объективного восприятия и оценки произведений;
сопоставлять
произведения
кабардино-черкесской
литературы
с произведениями других народов России, выявлять их сходство и национальное своеобразие,
объективно их оценивать;
выражать в процессе анализа произведений собственную аргументированную позицию,
основанную на жизненном и читательском опыте;
осуществлять
самостоятельную
учебно-исследовательскую
и
проектноисследовательскую
деятельность
по
родной
литературе,
грамотно
оформлять
её результаты.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема, раздел
курса
Введение

Программное
содержание
Литературный
процесс
историческое
движение
кабардино-

КолОсновные виды деятельности
во
обучающихся
часов
1
Описывать основные закономерности
как
историко-литературного
процесса,
сведения об отдельных периодах его
развития.
Определять
роль
художественной

14

Адыгские
просветители

черкесской
литературы.
Кабардиночеркесская
литература
на
начальном
этапе
развития (конец XIX
– первая треть XX
вв.). Возникновение
самобытной
кабардиночеркесской
национальной
литературы
в
дооктябрьский
период. Причины ее
зарождения
на
русском
языке.
Становление
и
развитие литературы
на
национальном
языке
Ш. Б. Ногма
–
адыгский
просветитель,
историк,
филолог,
поэт, общественный
деятель.
Стихотворение
«Хъуэхъу»
(«Благопожелание»)

Султан Казы-Гирей.
Рассказ о жизни и
творчестве
адыгского
просветителя.
Автобиографическое
произведение
«ХьэжытIэгъуей ауз»
(«Долина

литературы в жизни обучающегося,
влияние фольклора на литературу,
фольклорных мотивов и традиций в
произведениях. Коллективно обсуждать
воспитательное
значение
художественной литературы.
Работа с терминами: эпос, лирика, драма,
тема, проблематика.
Составлять
план
и
конспект
общественно-политической
и
литературно-критической статьи

Определять основные этапы жизненного
и
творческого
пути
адыгских
просветителей.
Выявлять
связи
литературного сюжета и героев с
историческим процессом. Описывать
основные закономерности историколитературного процесса, сведения об
отдельных периодах его развития.
Формулировать
вопросы
к
произведению, участвовать в диалоге.
Составлять
план
(тезисы)
статьи
учебника.
Определять
тему,
сюжет,
художественные приемы и средства
проникновения во внутренний мир
героев, роль фольклора в тексте.
Анализировать прозаический текст с
использованием
изученных
литературных терминов
Определять основные этапы жизненного
и
творческого
пути
адыгских
просветителей писателей.
Выявлять связи литературного сюжета и
героев с историческим процессом.
Составлять
план
и
конспект
общественно-политической
и
литературно-критической
статьи.
Формулировать
вопросы
к

1

1

15

Ажитугай»).
Теория литературы:
литература XIX века
и гуманизм

Султан Хан-Гирей
Рассказ о жизни и
творчестве
адыгского
просветителя.
Местные сказания в
повести «Шэрджэс
хъыбархэр»
(«Черкесские
предания»)
Теория литературы:
литература
и
романтизм

1

Кази Атажукин –
писатель, публицист,
педагог,
лингвист,

1

произведению, участвовать в диалоге.
Описывать основные закономерности
историко-литературного
процесса,
сведения об отдельных периодах его
развития.
Составлять
план
(тезисы)
статьи
учебника. Определять тему, сюжет,
художественные приемы и средства
проникновения во внутренний мир
героев, роль фольклора в тексте.
Анализировать прозаический текст с
использованием
изученных
литературных терминов.
Выразительно читать вслух целые
произведения и фрагменты текста,
соблюдать
правильную
интонацию,
ударения в соответствии с лексикосинтаксическим строением текста и его
смыслом
Определять основные этапы жизненного
и
творческого
пути
адыгских
просветителей писателей.
Выявлять связи литературного сюжета и
героев с историческим процессом.
Составлять
план
и
конспект
общественно-политической
и
литературно-критической статьи.
Описывать основные закономерности
историко-литературного
процесса,
сведения об отдельных периодах его
развития.
Формулировать
вопросы
к
произведению, участвовать в диалоге.
Составлять
план
(тезисов)
статьи
учебника. Определять тему, сюжет,
художественные приемы и средства
проникновения во внутренний мир
героев, роль фольклора в тексте.
Выразительно читать вслух целые
произведения и фрагменты текста,
соблюдать
правильную
интонацию,
ударения в соответствии с лексикосинтаксическим строением текста и его
смыслом.
Анализировать прозаический текст с
использованием
изученных
литературных терминов
Определять основные этапы жизненного
и
творческого
пути
адыгских
просветителей писателей. Выявлять связи

16

составитель первых
книг на адыгском
(черкесском) языке.
Короткие рассказы
«ЦIыхухэр
зэрызэдэпсэун хуейм
и
уаз
зыбжанэ»
(«Несколько советов
о том, как люди
должны
сосуществовать»).
Рассказ «Хъарзызэ»
(«Харзина»)

А.-Г. К.
Кешев
(Калемби).
Рассказ о жизни и
творчестве
адыгского
просветителя.
Рассказы «МазитIкIэ
къуажэм»,
(«Два
месяца в ауле»),
«Жиным и гъэсэн»
(«Ученик джиннов»),
«Пыпхэ» («Чучело»).
Теория литературы:
литература
и
реализм

литературного сюжета и героев с
историческим процессом. Описывать
основные закономерности историколитературного процесса, сведения об
отдельных периодах его развития.
Формулировать
вопросы
к
произведению, участвовать в диалоге.
Составлять
план
(тезисов)
статьи
учебника. Составлять план и конспект
общественно-политической
и
литературно-критической статьи.
Определять
тему,
сюжет,
художественные приемы и средства
проникновения во внутренний мир
героев, роль фольклора в тексте.
Выразительно читать вслух целые
произведения и фрагменты текста,
соблюдать
правильную
интонацию,
ударения в соответствии с лексикосинтаксическим строением текста и его
смыслом.
Анализировать прозаический текст с
использованием
изученных
литературных терминов
Определять основные этапы жизненного
и
творческого
пути
адыгских
просветителей писателей. Выявлять связи
литературного сюжета и героев с
историческим процессом. Описывать
основные закономерности историколитературного процесса, сведения об
отдельных периодах его развития.
Выразительно читать вслух целые
произведения и фрагменты текста,
соблюдать
правильную
интонацию,
ударения в соответствии с лексикосинтаксическим строением текста и его
смыслом.
Формулировать
вопросы
к
произведению, участвовать в диалоге.
Составлять
план
(тезисы)
статьи
учебника.
Определять
основные
понятия:
литературный характер, литературный
тип,
классицизм,
сентиментализм,
романтизм,
реализм,
критический
реализм.
Определять
тему,
сюжет,
художественные приемы и средства
проникновения во внутренний мир

1

17

Тестирование

Тестирование

1

Баксанские
просветители

Н. А. Цагов.
Просветительская
деятельность Цагова.
Рассказы
«Адэмрэ
къуэхэмрэ» («Отец и
сыновья»),
«Цыжьбанэ
лIыхъужь»
(«Храбрый
еж»),
«Адыгэ тхылъыбзэм
и тхыдэ» (История
адыгского языка»)

1

А. Г. Дымов.
Просветительская
деятельность
Дымова. Короткие
рассказы «Псалъэм и
фейдэ»
(«Польза
слова»), «ПцIым и
лIэужьыгъуэ»
(«Разновидность
лжи»), «ПцIым и
зэран» (Вред от
лжи»), «Пэжым и
фIагъэ» («Качество
правды»)

1

героев, роль фольклора в тексте.
Анализировать прозаический текст с
использованием
изученных
литературных терминов
Работать с тестовыми заданиями.
Составлять самостоятельно тесты к
произведениям для одноклассников.
Решать тесты на бумажном носителе, а
также с помощью ИКТ
Определять основные этапы жизненного
и
творческого
пути
адыгских
просветителей писателей.
Аргументировать свое отношение к
тексту. Подбирать цитаты из текста по
заданной теме. Выразительно читать
вслух целые произведения и фрагменты
текста,
соблюдать
правильную
интонацию, ударения в соответствии с
лексико-синтаксическим
строением
текста и его смыслом. Работать в паре на
уроке. Анализ произведения (содержание
и форма). Составлять план и конспект
общественно-политической
и
литературно-критической статьи.
Работать в библиотеке с каталогами,
библиографическими
указателями,
интернет-ресурсами.
Определять
художественные
средства
выразительности
Определять основные этапы жизненного
и
творческого
пути
адыгских
просветителей писателей.
Выявлять связи литературного сюжета и
героев с историческим процессом.
Описывать основные закономерности
историко-литературного
процесса,
сведения об отдельных периодах его
развития. Составлять план и конспект
общественно-политической
и
литературно-критической статьи.
Выразительно читать вслух целые
произведения и фрагменты текста,
соблюдать
правильную
интонацию,
ударения в соответствии с лексикосинтаксическим строением текста и его
смыслом.
Формулировать
вопросы
к
произведению, участвовать в диалоге.
Составлять
план
(тезисов)
статьи
учебника. Определять тему, сюжет,

18

Народные
поэты-джегуако

Жизнь
и
деятельность
народных певцов.
Выков Шухиб.
Cтихотворение
«КIэтIырэ»
(«Чатира»), (кличка
собаки»).
Абазов Камбот.
Cтихотворение
«Дыгъужьищ» («Три
волка»).
Мижаев Саид.
Cтихотворения «Ди
анэ» («Наша мать»),
«Анэшхуэр
мэбзэрабзэ» («Нана
ласковая»).
Сижажев Килъчуко.
Cтихотворение
«Бахъсэныжь»
(«Старый Баксан»)
Агноков
Лаша.
Жизнь и творчество.
Стихотворения «Ди
нысэ фо» («Наша
сладкая невестка»),
«Агънокъуэр
Шэрэдж
зэрыхуэусар»
(«Агноков воспевает
Черек»), «Шэрэдж»
(«Черек»),
«Агънокъуэм
лIэныгъэм хужиIар»
(«Агноков
о
смерти»),
«Агънокъуэм
нэпсым
хужиIар»
(«Агноков
о
слезах»),
«Агънокъуэр Урыху
зэрыхуэусар»
(«Агноков
об

художественные приемы и средства
проникновения во внутренний мир
героев, роль фольклора в тексте.
Анализировать прозаический текст с
использованием
изученных
литературных терминов
Выделять нравственную проблематику
народных песен как основы для развития
представлений о нравственном идеале
своего народа.
Анализировать жанровое разнообразие
народных песен.
Определять языковые особенности и
композиционные
приемы
в
произведениях.
Осознавать
и
комментировать
воспитательную и эстетическую роль
песен.
Анализировать
фольклорные
песни
(содержание и форма).
Сопоставлять
жанровые
признаки
сказаний и народных песен.
Выделять элементы этнокультуры

1

Выделять нравственную проблематику
стихотворений, определять тему и идею.
Анализировать
композиционные
особенности и роль изобразительновыразительных средств. Определять
особенности языка автора.
Выразительно читать вслух целые
произведения и фрагменты, соблюдать
правильную интонацию, ударения в
соответствии с лексико-синтаксическим
строением текста и его смыслом.
Работать
в
паре
при
анализе
стихотворений. Участвовать в учебном
диалоге на заданную тему

1

19

Урухе»),
«Агънокъуэм щIалэ
цIыкIум
жриIар»
(«Что
Агноков
сказал мальчикам»),
«Агънокъуэр
кхъужьеижьым
зэрыхуэусар»
(«Агноков старому
грушевому дереву»)
Литература
Б. М. Пачев.
конца
XIX Стихотворения
начала XX века
«Псалъэ
пэжхэр»
(«Верные
слова»),
«Уэсят»
(«Завещание»).
Теория литературы:
анализ лирического
произведения,
интерпретация,
лингвистический
анализ

А. А. Хавпачев.
Стихотворения
«Гъэм и зэманхэр»
(«Времена
года»),
«Жэмборэ Щэуал»
(«Шауел
Жамборов»),
«Къардэн Къубэтий
(«Кубати
Карданов»).
Теория литературы:
тропы:
сравнение,
метафора,
метонимия,
гипербола и др.

Определять основные этапы жизненного
и творческого пути писателя.
Составлять
план
и
конспект
общественно-политической
и
литературно-критической
статьи.
Участвовать в беседе и диалоге о
прочитанном стихотворении, давать
аргументированную
оценку
прочитанному.
Интерпретировать
и
оценивать
текстуально
изученные
произведения с использованием методов
смыслового чтения и эстетического
анализа.
Выразительно читать произведения или
отрывки из них, в том числе выученные
наизусть,
соблюдать
правильную
интонацию, ударения в соответствии с
лексико-синтаксическим
строением
текста и его смыслом.
Определять языковые особенности и
композиционные
приемы
в
произведениях
Определять основные этапы жизненного
и творческого пути писателя.
Участвовать в беседе и диалоге о
прочитанном стихотворении, давать
аргументированную
оценку
прочитанному.
Интерпретировать
и
оценивать
текстуально
изученные
произведения с использованием методов
смыслового чтения и эстетического
анализа.
Выразительно читать произведения или
отрывки из них, в том числе выученные
наизусть,
соблюдать
правильную
интонацию, ударения в соответствии с
лексико-синтаксическим
строением
текста и его смыслом.
Определять языковые особенности и
композиционные
приемы
в

1

1

20

Развитие речи

Сочинение

2

Кабардиночеркесская
литература 19201940-х
годов.
Обзор

А. А. Шогенцуков.
Стихотворения
«Сэтэней»
(«Сатаней»),
«Сэтэней
дахэ»
(«Сатанейкрасавица»), «Линэ
трактористкэщ»
(«Линатрактористка»),
«Псэемыблэж
пщащэ»
(«Самоотверженная
девушка»),
«Пщэдджыжь»
(«Утро»),
«ЩIымахуэ»
(«Зима»),
«ГурыщIэ
дыдж»
(«Горькое чувство»),
«ЛIыкIуэ»
(«Посланник»).
Поэма
«Мадинэ»
(«Мадина»).
«Къамботрэ Лацэрэ»
(«Камбот и Ляца»)
социальный роман в
стихах.
Теория литературы:
cочинениерассуждение,

5

произведениях.
Письменно отвечать на проблемный
вопрос, писать сочинение на заданную
тему или отзыв на прочитанное
произведение, аргументировать свое
мнение.
Писать
сочинение-рассуждение
по
заданной теме с опорой на прочитанные
произведения, под руководством учителя
учиться исправлять и редактировать
собственные письменные тексты.
Собирать материал и обрабатывать
информацию,
необходимую
для
составления плана, таблицы, схемы,
доклада, конспекта, аннотации, эссе,
литературно-творческой
работы
на
самостоятельно или под руководством
учителя выбранную литературную или
публицистическую тему
Выявлять связи литературного сюжета и
героев с историческим процессом.
Описывать основные закономерности
историко-литературного
процесса,
сведения об отдельных периодах его
развития.
Выразительно читать вслух целые
произведения и фрагменты текста,
соблюдать
правильную
интонацию,
ударения в соответствии с лексикосинтаксическим строением текста и его
смыслом.
Определять элементы стихотворной речи
(ритм, размеры, строфа).
Указывать прототип. Выявлять роль
героя в раскрытии идейного содержания
произведения и авторскую оценку героя.
Обосновывать
свое
мнение
о
произведениях и героях.
Свободно
владеть
монологической
речью, высказывать свои суждения и
аргументированно
их
отстаивать.
Формулировать
вопросы
к
произведению, участвовать в диалоге.
Составлять
план
(тезисы)
статьи
учебника.
Определять
тему,
сюжет,
художественные приемы и средства
проникновения во внутренний мир
героев, роль фольклора в тексте.
Выразительно читать произведения или

21

эпистолярный жанр,
путевые
заметки,
сочинение-письмо,
заметки,
записки,
дневник,
журнал,
очерк,
мемуары),
эссе
Развитие речи

Сочинениерассуждение

2

Кабардиночеркесская
литература 19201940-х годов

Т. М. Керашев.
Повесть «Шапсыгъ
пщащэ»
(«Дочь
шапсугов»).
Теория литературы:
нравственность
в
художественном
произведении,
художественная
автобиография

2

отрывки из них, в том числе выученные
наизусть.
Писать рецензию (или отзыв) на
самостоятельно
прочитанное
произведение, просмотренный фильм,
телепередачу, спектакль.
Писать сочинение на литературную или
публицистическую тему
Письменно отвечать на проблемный
вопрос, писать сочинение на заданную
тему или отзыв на прочитанное
произведение, аргументировать свое
мнение.
Писать
сочинение-рассуждение
по
заданной теме с опорой на прочитанные
произведения, под руководством учителя
учиться исправлять и редактировать
собственные письменные тексты.
Собирать материал и обрабатывать
информацию,
необходимую
для
составления плана, таблицы, схемы,
доклада, конспекта, аннотации, эссе,
литературно-творческой
работы
на
самостоятельно или под руководством
учителя выбранную литературную или
публицистическую тему
Выявлять связи сюжета и героев с
историческим процессом.
Формулировать
вопросы
к
произведению, участвовать в учебном
диалоге.
Указывать прототип.
Определять тему, идею, художественные
приемы и средства проникновения во
внутренний мир героев.
Определять
основные
понятия:
литературный характер, литературный
тип,
классицизм,
сентиментализм,
романтизм,
реализм,
критический
реализм.
Анализировать прозаический текст с
использованием
изученных
литературных терминов.
Определять общее и особенное в подаче
сюжета.
Работать со словарями, определять
значение устаревших слов и выражений.
Работать в парах, в группе на уроке.
Выразительно читать вслух целые
произведения и фрагменты текста,

22

А. К. Шомахов.
Роман
Бгырыс
шухэр» («Всадники
на
вершинах»)
(отрывок).
Теория литературы:
герои
нашего
времени
и
национальная
литература,
жанр
романа,
романэпопея

2

Х. И. Теунов.
Роман-дилогия
«Псэм
и
IэфIыр
къыуатмэ» («Подари
красоту души»).
Повесть «Аслан».
Теория литературы:
конспект,
тезис,
сюжет, экспозиция,
пролог,
кульминация, эпилог

3

соблюдать
правильную
интонацию,
ударения в соответствии с лексикосинтаксическим строением текста и его
смыслом.
Писать рецензию (или отзыв) на
самостоятельно
прочитанное
произведение, просмотренный фильм,
телепередачу, спектакль.
Писать сочинение на литературную или
публицистическую тему
Формулировать
вопросы
к
произведению, работать в парах или в
группах.
Указывать прототип. Выявлять роль
героя в раскрытии идейного содержания
произведения и авторскую оценку героя.
Обосновывать
свое
мнение
о
произведениях и героях.
Свободно
владеть
монологической
речью, высказывать свои суждения и
аргументированно
их
отстаивать.
Определять
тему,
сюжет,
художественные приемы и средства
проникновения во внутренний мир
героев романа.
Анализировать прозаический текст с
использованием
изученных
литературных терминов. Работать с
интернет-ресурсами
при
анализе
стихотворения и поиске дополнительной
информации
Формулировать
вопросы
к
произведению, работать в парах. в
группах.
Определять
основные
понятия:
литературный характер, литературный
тип,
классицизм,
сентиментализм,
романтизм,
реализм,
критический
реализм.
Указывать прототип. Выявлять роль
героя в раскрытии идейного содержания
произведения и авторскую оценку героя.
Обосновывать
свое
мнение
о
произведениях и героях.
Свободно
владеть
монологической
речью, высказывать свои суждения и
аргументированно
их
отстаивать.
Участвовать в дискуссиях по данной
теме.
Задавать вопросы по содержанию и

23

Драматические
произведения

А. Т. Шортанов.
Пьеса
«Яшэмрэ
къэзышэхэмрэ»
(«Женихи
да
невеста»).
Теория литературы:
драма, персонаж

2

Развитие речи

Сочинение

2

Кабардиночеркесская
литература
конца XX в.

Х. Х. Гошоков.
Повесть
«Адэмрэ
къуэмрэ» («Отец и
сын») (отрывок)

2

проблематике произведений.
Выразительно читать вслух целые
произведения и фрагменты текста,
соблюдать
правильную
интонацию,
ударения в соответствии с лексикосинтаксическим строением текста и его
смыслом.
Определять
тему,
сюжет,
художественные приемы и средства
проникновения во внутренний мир
героев
романа.
Анализировать
прозаический текст с использованием
изученных
литературных
терминов.
Работать с интернет-ресурсами при
анализе
стихотворения
и
поиске
дополнительной информации
Определять принадлежность к одному из
литературных родов (эпос, лирика,
драма). Указывать прототип. Выявлять
роль героя в раскрытии идейного
содержания произведения и авторскую
оценку героя.
Читать по ролям. Анализировать текст с
опорой на дополнительные материалы по
теме. Выразительно читать вслух целое
произведение и фрагменты текста,
соблюдать
правильную
интонацию,
ударения в соответствии с лексикосинтаксическим строением текста и его
смыслом.
Писать рецензию (или отзыв) на
самостоятельно
прочитанное
произведение, просмотренный фильм,
телепередачу, спектакль.
Писать сочинение на литературную или
публицистическую тему
Подготовить
сообщение
по
теме.
Написать эссе (или сочинение) на
данную
тему.
Раскрывать
тему
сочинения. Выражать свою точку зрения
Выявлять связь сюжета и героев с
историческим процессом.
Определять тематику, проблематику,
изобразительно-выразительные средства
языка.
Демонстрировать знание и понимание
содержания произведения посредством
ответов на вопросы к тексту, участия в
диалоге.
Определять
основные
понятия:

24

Проект

1

А. О. Шогенцуков.
Повесть «Уи цIэр
фIэсщынщ»
(«Назову
твоим
именем»).
Теория литературы:
cтиль автора и его
мировоззрение

2

литературный характер, литературный
тип,
классицизм,
сентиментализм,
романтизм,
реализм,
критический
реализм.
Выявлять роль героя в раскрытии
идейного содержания произведения и
авторскую оценку героя. Обосновывать
свое мнение о произведениях и героях.
Свободно
владеть
монологической
речью, высказывать свои суждения и
аргументированно
их
отстаивать.
Участвовать в дискуссиях по данной
теме. Задавать вопросы по содержанию и
проблематике
произведений.
Аргументировать свое отношение к
тексту.
Анализировать повесть с использованием
изученных литературных терминов
Собирать
материал
и
обработать
информацию,
необходимую
для
написания проекта. Готовить доклады,
сообщения, рефераты, презентации на
литературную
тему
(по
одному
источнику). Выполнять индивидуальный
проект.
Участвовать в работе над коллективным
проектом.
Декламировать
перед
слушателями. Работать с каталогами
библиотек,
библиографическими
указателями, интернет-ресурсами
Определять тему, проблематику, идею
повести. Составлять план анализа текста.
Анализировать произведение. Выявлять
языковые и сюжетно-композиционные
особенности произведения. Определять
основные
понятия:
литературный
характер, литературный тип, классицизм,
сентиментализм, романтизм, реализм,
критический реализм. Выявлять роль
героя в раскрытии идейного содержания
произведения и авторскую оценку героя.
Обосновывать
свое
мнение
о
произведениях и героях. Свободно
владеть
монологической
речью,
высказывать
свои
суждения
и
аргументированно их отстаивать.
Выразительно читать вслух произведение
и
фрагменты
текста,
соблюдать
правильную интонацию, ударения в
соответствии с лексико- синтаксическим

25

Драматические
произведения

З. П. Кардангушев.
Драма
«Къанщобийрэ
Гуащэгъагърэ»
(«Каншоби
и
Гошагаг»).
Теория литературы:
драма,
монолог,
диалог, ремарка

2

Развитие речи

Сочинение.

2

Повторение
изученного
материала

Беседа о наиболее
значимых
произведениях
через призму
человека и эпохи.
Годовая

1

строением текста и его смыслом.
Составлять отзыв на произведение
Выявлять роль героя в раскрытии
идейного содержания произведения и
авторскую оценку героя. Обосновывать
свое мнение о произведениях и героях.
Свободно
владеть
монологической
речью, высказывать свои суждения и
аргументированно их отстаивать.
Читать по ролям. Анализировать с
опорой на дополнительные материалы по
теме. Участвовать в дискуссиях по
данной теме. Задавать вопросы по
содержанию
и
проблематике
произведений.
Определять
принадлежность
к
одному
из
литературных родов (эпос, лирика,
драма). Выявлять роль героя в раскрытии
идейного содержания произведения и
авторскую оценку героя.
Писать рецензию (или отзыв) на
самостоятельно
прочитанное
произведение, просмотренный фильм,
телепередачу, спектакль.
Писать сочинение на литературную или
публицистическую тему
Письменно отвечать на проблемный
вопрос, писать сочинение на заданную
тему или отзыв на прочитанное
произведение, аргументировать свое
мнение.
Писать
сочинение-рассуждение
по
заданной теме с опорой на прочитанные
произведения, под руководством учителя
учиться исправлять и редактировать
собственные письменные тексты.
Собирать материал и обрабатывать
информацию,
необходимую
для
составления плана, таблицы, схемы,
доклада, конспекта, аннотации, эссе,
литературно-творческой
работы
на
самостоятельно или под руководством
учителя выбранную литературную или
публицистическую тему
Рассказать об изученных и
самостоятельно прочитанных
произведениях. Выразительно прочитать
понравившиесяпроизведения / отрывки
из них. Повторить теоретические
понятия.

26

контрольная
работа /
тестирование

Выполнить годовую контрольную
работу в форме тестирования

9-нэ классым и календарно – тематическэ план
(Сыхь. 34)
№
п/п

Зэман
щаджы
щаджар
нур

Яджыну темэхэр
Хэзыгъэгъуазэ – 1 с.

27

Сыхь.
бж.

1

Хэзыгъэгъуазэ.
Адыгэ литературэм къежьапIэ хуэхъуахэр.
Адыгэ узэщIакIуэхэм я тхыгъэхэр - сыхь. 5

2

Нэгумэ Шорэ и гъащIэмрэ и лэжьыгъэмрэ. «Идар
Темрыкъуэ и хъыбар». Адыгэпщ цIэрыIуэм и образыр.
«Хъуэхъу» - усэр гукIэ.

3

4
5
6
7
8
9

10

11

12

13

14
15

Къаз-Джэрий СулътIан и гъащIэмрэ и лэжьыгъэмрэ.
«ХьэжытIэгъуей ауз» очеркым
дунейм и теплъэр
къызэрыщыгъэлъэгъуар.
«ХьэжытIэгъуей ауз» очеркыр. Литературэм и теорие.
Пейзаж. Пыч.гукIэ.
Хъан-Джэрий СулътIан и гъащIэмрэ и лэжьыгъэмрэ.
«Шэрджэс хъыбархэр» тхыгъэр.
«Шэрджэс хъыбархэр» тхыгъэм
Жаней гуащэмрэ
Жамбулэтрэ я образхэр къызэрыщыгъэлъэгъуар.
Б.З. Сочиненэм зыхуэгъэхьэзырын.
Б.З. Сочиненэр нэгъэсыжын.
ХьэтIохъущокъуэ Къазий и гъащIэмрэ и лэжьыгъэмрэ.
ЦIыхухэр зэрызэдэпсэун хуейм и уаз зыбжанэ. «Хъарзынэ»
хъыбарым цIыхубзым и Iущагъыр къызэрыхэщыр.
КIашэ Адэлджэрий и гъащIэмрэ и лэжьыгъэмрэ. «Iуащхьэ
щыгум» очеркыр.
Бахъсэн узэщIакIуэхэм я тхыгъэхэр -1 сыхь.
ЦIагъуэ Нурий и хъыбархэм я гъэсэныгъэ мыхьэнэр.
«Адыгэ тхылъыбзэм и тхыдэ».
Дым Iэдэм и «ПцIымрэ пэжымрэ теухуа тхыгъэхэм я
ущиехэр».
Лъэпкъ джэгуакIуэ – усакIуэхэм я тхыгъэхэр - сыхь.2
Абазэ Къамбот, Мыжей Сэхьид, Сыжажэ Къылъшыкъуэ,
Выхъэ Шухьиб сымэ я тхыгъэхэр.
Агънокъуэ Лашэ и гъащIэр, и усэхэм я шэрыуагъэр. Адыгэ
культурэм зиужьынымкIэ Лашэ илэжьа лэжьыгъэр. Адыгэ
узэщIакIуэхэм, лъэпкъ джэгуакIуэ – усакIуэхэм я
тхыгъэхэмкIэ тест лэжьыгъэ.
Лъэпкъ IуэрыIуатэм и гъукIэгъэсэнхэм я тхыгъэхэр - сыхь. 3
ПащIэ Бэчмырзэ и гъащIэмрэ и лэжьыгъэмрэ. «ГъащIэм и
уасэр зыщIэ», «Псалъэ пэжхэр», «Фызыжь» усэхэр.
«Уэсят» - усэр гукIэ.
ХьэхъупащIэ Амырхъан и гъащIэмрэ и лэжьыгъэмрэ.
«Щхьэтепхъуэ», «Жамборэ Щэуал», «Къардэн Къубатий»
усэхэр. «Гъэм и зэманхэр» усэр гукIэ. «Пщэдджыжь уэрэд»
рассказым жьы хъуамрэ щIалэгъуалэмрэ къызэрыхэщыр.

28

1

1

1
1

1
1
1
1

1
1
1

1
1

1

1

16

КлассщIыб къеджэныгъэ.
«Мадоннэ» рассказыр.

Щомахуэ

Залинэ

и

1

Адыгэ литературэр 20 – 40 гъэхэм- сыхь.14
17

18
19
20

21

22
23
24
25

26

27
28

29

30
31

32
33

ЩоджэнцIыкIу Алий и гъащIэмрэ и
лэжьыгъэмрэ, и
усэхэм цIыхубзым
къызэрыхэщыр.

литературнэ
и образыр

ЩоджэнцIыкIу Алий и «Мадинэ» поэмэм зэманымрэ
хабзэмрэ къызэрыщыгъэлъэгъуар.
«Мадинэ» поэмэм хэт лIыхъужь нэхъыщхьэхэр, зэрытха
бзэр, и гъэпсыкIэр. Пыч.гукIэ.
ЩоджэнцIыкIу Алий «Къамботрэ Лацэрэ» романыр.
ПщылIыпIэм
и
лъэхъэнэ
хьэлъэр
романым
къызэрыщыгъэлъэгъуар.
Образ нэхъыщхьэхэр, романыр зэрытха бзэр, гъэпсыкIэр.
ГъэпщылIакIуэхэм я образхэм романым щиубыд увыпIэр.
Пыч.гукIэ. ЩоджэнцIыкIу Алий и гъащIэмрэ и литературнэ
лэжьыгъэмкIэ, и тхыгъэхэмкIэ проект лэжьыгъэ.
Сочиненэ: «Къамботрэ Лацэрэ я зэхущытыкIэ дахэр
романым къызэрыщыгъэлъэгъуар».
Сочиненэр нэгъэсыжын.
КIэрашэ Тембот и гъащIэмрэ и литературнэ лэжьыгъэмрэ.
«Шапсыгъ пщащэ» романыр.
Анчокъурэ Гулэзрэ я хьэл-щэныр, Налмэс и зэфIэкIыр
тхыгъэм къызэрыщыгъэлъэгъуар. КIэрашэ Тембот и
тхыгъэхэмкIэ тест лэжьыгъэ.
Щомахуэ Амырхъан и гъащIэмрэ и лэжьыгъэмрэ. «Бгырыс
шухэр» романыр. Унагъуэм илъын хуей хабзэр романым
къызэрыхэщыр.
Щомахуэ Амырхъан и « Бгырыс шухэр». ЦIыхухэм я Iуэху
еплъыкIэм зэрызихъуэжар тхыгъэм къызэрыхэщыр.
Теунэ Хьэчим и гъащIэмрэ и литературнэ лэжьыгъэмрэ.
«Аслъэн» повестыр. Аслъэн и образыр, повестым и бзэр.
Теунэ Хьэчим « Псэм и IэфIыр къуатмэ». Романым лъэпкъ
щIэныгъэм зэрызиужьыр,
лъэпкъ зэныбжьэгъуныгъэр
къызэрыхэщыр.
КлассщIыб къеджэныгъэ. Тхьэгъэзит Зубер и «Къащтэ
уи Iэр» усэр гукIэ.
Гъуэщокъуэ Хъусин и гъащIэмрэ и литературнэ
лэжьыгъэмрэ. «Адэм и ущие» усэр гук1э. ЦIыху пэжыр
усэм къызэрыщыгъэлъэгъуар.
Гъуэщокъуэ Хъусин «Адэмрэ и къуэмрэ» повестым
Хъалил и сабиигъуэ хьэлъэр къызэрыщыгъэлъэгъуар.
КъардэнгъущI Зырамыку и гъащIэмрэ и литературнэ

29

1

1
1

1

1

1
1
1
1

1

1
1

1
1

1

1

34

лэжьыгъэмрэ. «Къанщобийрэ Гуащэгъагърэ» пьесэр.
Гуащэгъагъ и образыр. Къанщобий и лIыгъэмрэ хабзэмрэ
пьесэм къызэрыхэщыр. КъардэнгъущI Зырамыку и
тхыгъэхэмкIэ проект лэжьыгъэ. Гъэ псом яджахэр
къызэщIэкъуэжын.

1
1
с.34

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».