Рабочая программа учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература» для обучающихся 6 «А», «Б» классов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ СОШ с.п. Верхний Акбаш
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Методическим
Зам. директора по УВР
объединением учителей ________________________
кабардино- черкесского
Гонибова Ж.Ш.
языка и литературы, от «29» 08 2023 г.
истории,
обществознания и ОБЖ

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Тарканова М.В.
Приказ №64 от «30» 08
2023 г.

Протокол №1 от «29» 08
2023 г.

Рабочая программа
учебного предмета
«Родная (кабардино-черкесская) литература»
для обучающихся 6 «А», «Б» классов

Учитель : Тарканова Наталья
Олеговна

с.п. В-Акбаш 2023г.

Федеральная рабочая программа по учебному предмету
«Родная (кабардино-черкесская) литертатура» ООО
1. Пояснительная записка.
1.1. Программа по родной (кабардино-черкесской) литературе разработана
с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы
по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные
методики обучения.
Программа по кабардино-черкесской литературе концентрически расширяет содержание, уже
усвоенное в начальной школе, систематизирует представления
по кабардино-черкесской литературе и углубляет знания обучающихся
об историческом и жанрово-родовом развитии кабардино-черкесской литературы.
В процессе текстуального изучения литературных произведений продолжается
на более высоком уровне развитие устной и письменной речи, познавательной активности,
логического мышления, умений самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Специфика учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература» определяется
сущностью литературы как феномена национальной культуры. Воздействуя на обучающихся на
эмоциональном и интеллектуальном уровне,
она приобщает их к нравственно-эстетическим ценностям своего народа, формирует духовный
облик, нравственные ориентиры, общее миропонимание и национальное самосознание.
Программа по родной (кабардино-черкесской) литературе определяет список разножанровых
произведений разных эпох, авторов, разных тем для каждой группы классов, демонстрирующих
разные грани родной литературы. Выбор писательских имён и произведений обусловлен их
значимостью

для

национальной

и отечественной культуры. Отбор произведений выполнен в аспекте нравственно-эстетических
ценностей, что позволяет учитывать духовное развитие личности, приобщение к литературному
наследию своего народа.
Теоретико-литературные понятия рассматриваются в процессе изучения конкретных
литературных произведений. При этом используются межпредметные связи с курсом русской
литературы.
1.2. В содержании программы по родной (кабардино-черкесской) литературе выделяются
следующие содержательные линии:
Содержательная

линия

«Литература

как

сфера

творческой

деятельности

и как учебный предмет», направленная на формирование навыков определения художественных и

научных текстов, литературных жанров, усвоение литературоведческих понятий для анализа
художественного произведения.
Содержательная

линия

«Устное

народное

творчество»,

направленная

на изучение основных жанров адыгского фольклора, определение нравственного идеала адыгского
фольклора.
Содержательная линия «Исторические истоки современной кабардино-черкесской
литературы», посвященная изучению творчества кабардинских
и черкесских писателей прошлых веков и определению его значения
для современной литературы.
Содержательная линия «Становление кабардино-черкесской литературы
впервые десятилетия XX века» предполагает изучение кабардино-черкесской литературы начала
XX века.
Содержательная линия «Кабардино-черкесская литература о героях труда», направленная на
изучение произведений литературы, посвященных трудящимся разных сфер деятельности.
Содержательная линия «Патриотические чувства и любовь к Родине в мирное и военное
время», предполагающая изучение литературы адыгского народа, посвященной героям Великой
Отечественной войны, патриотизму и любви к Родине в мирное время, нравственному
совершенству и внутренней красоте человека
XX века, красоте и щедрости природы родного края.
Содержательная линия «Кабардино-черкесская литература о внутреннем мире человека»,
направленная на изучение современной кабардино-черкесской литературы, отражающей
внутренние переживания человека в условиях информационного общества, нравственные и
духовные трансформации, связанные с глобальными изменениями в жизни общества.
1.3. Изучение родной (кабардино-черкесской) литературы направлено на достижение
следующих целей:
приобщение обучающихся к литературному наследию кабардинского народа, развитие
устной и письменной речи на родном языке, обучение основным теоретико-литературным
понятиям, воспитание ценностного отношения к родной кабардино-черкесской литературе как к
хранителю культурного наследия кабардинского народа.
формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей
народа и особому способу познания жизни;
осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения
лучших произведений литературы своего народа;
формирование

умений

воспринимать,

анализировать,

критически

оценивать

и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в
литературном произведении, на эмоциональном и интеллектуальном уровне;

воспитание культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать свое
мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать
развернутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;
воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к
языкам, к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов;
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития,
формирование стремления сознательно планировать и реализовывать свое досуговое чтение.
1.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (кабардино-черкесской)
литературы - 170 часов: в 5 классе - 34 часа (1 час в неделю),
в 6 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе - 34 часа (1 час
в неделю), в 9 классе - 34 часа (1 час в неделю).
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ (КАБАРДИНО-ЧЕРКЕССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В

результате

изучения

предмета

«Родная

(кабардино-черкесская)

литература»

у

обучающегося на уровне основного общего образования будут сформированы следующие
личностные результаты:
Личностные результаты
гражданского воспитания:
−

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение

прав, свобод и законных интересов других людей;
−

активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,

родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных
произведениях;
−

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

−

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

−

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных

нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
−

представление о способах противодействия коррупции;

−

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и

взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы, активное участие в школьном
самоуправлении;
−

готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям,

нуждающимся в ней);
патриотического воспитания:

−

осознание

российской

гражданской

идентичности

в

поликультурном

и

многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений
родной (кабардино-черкесской) и русской литературы, а также литератур народов РФ;
−

ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству,

боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных
произведениях;
−

уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и

природному наследию и памятникам, традициям разных народов, в особенности кабардинского
народа, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе;
духовно-нравственного воспитания:
−

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с

оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
−

готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других

людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
−

активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в

условиях индивидуального и общественного пространства;
эстетического воспитания:
−

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других

народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных
произведений;
−

осознание

важности

художественной

литературы

и

культуры

как

средства

коммуникации и самовыражения;
−

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных

традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства;
физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

и

эмоционального

благополучия:
−

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

−

ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни

(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
−

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,

наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение
правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе
школьного литературного образования;

−

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,

информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
−

умение принимать себя и других, не осуждая;

−

умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из

литературных произведений, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
−

сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же

права другого человека с оценкой поступков литературных героев;
трудового воспитания:
−

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,

города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
−

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на

основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на
страницах литературных произведений;
−

осознание

важности

обучения

на

протяжении

всей

жизни

для

успешной

профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность
адаптироваться в профессиональной среде;
−

уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении

произведений русского фольклора и литературы;
−

осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных

планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
экологического воспитания:
−

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения

задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды;
−

повышение

уровня

экологической

культуры,

осознание

глобального

характера

экологических проблем и путей их решения;
−

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе

сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические
проблемы;
−

осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,

технологической и социальной сред;
−

готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

ценности научного познания:

−

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об

основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные
литературные произведения;
−

овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

−

овладение основными навыками исследовательской деятельности с учетом специфики

школьного литературного образования;
−

установка

на

осмысление

опыта,

наблюдений,

поступков

и

стремление

совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
−

освоение

обучающимися

социального

опыта,

основных

социальных

ролей,

соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой
культурной среды;
−

изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;

−

способность действовать в условиях неопределенности, повышение уровня своей

компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
−

навык выявления и связывания образов, необходимость в формировании новых знаний, в

том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое
развитие;
−

умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам,

выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия
примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее – оперировать
понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого
развития;
−

анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

−

оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и

преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
−

воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

−

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;

−

формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить

позитивное в произошедшей ситуации;
−

быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
Метапредметные результаты

В результате изучения предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература» в 5–9 классах
обучающийся овладеет универсальными учебными познавательными действиями:
базовые логические действия:
−

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и

учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов
историко-литературного процесса);
−

устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные

объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения,
определять критерии проводимого анализа;
−

с

учетом

предложенной

задачи

выявлять

закономерности

и

противоречия

в

рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;
−

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

−

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной

учебной задачи;
−

выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и

процессов;
−

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,

умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
−

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами

текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом
самостоятельно выделенных критериев);
базовые исследовательские действия:
−

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном

образовании;
−

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным

состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
−

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,

аргументировать свою позицию, мнение;
−

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по

установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;

−

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе

исследования (эксперимента);
−

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного

наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
−

прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в

аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях;
работа с информацией:
−

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе

литературной и другой информации или данных из источников с учетом предложенной учебной
задачи и заданных критериев;
−

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и

другую информацию различных видов и форм представления;
−

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,

версию) в различных информационных источниках;
−

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой

информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами,
иной графикой и их комбинациями;
−

оценивать

надежность

литературной

и

другой

информации

по

критериям,

предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
−

эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.

В результате изучения предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература» в 5–9 классах
обучающийся овладеет универсальными учебными коммуникативными действиями:
общение:
−

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями

и целями общения;
−

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

−

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,

знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных
произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
−

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и

корректно формулировать свои возражения;

темы

−

в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой

и

высказывать

идеи,

нацеленные

на

решение

учебной

задачи

и

поддержание

благожелательности общения
−

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать

различие и сходство позиций;
−

публично

представлять

результаты

выполненного

опыта

(литературоведческого

эксперимента, исследования, проекта);
−

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и

особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов;
совместная деятельность:
−

использовать

преимущества

командной

(парной,

групповой,

коллективной)

и

индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
−

принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по ее

достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
−

уметь обобщать мнения нескольких людей; проявлять готовность руководить, выполнять

поручения, подчиняться;
−

планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной

учебной деятельности, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех
участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в
групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
−

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему

направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;
−

оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным

участниками взаимодействия на литературных занятиях;
−

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение

результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета
перед группой.
В результате изучения предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература» в 5–9 классах
обучающийся овладеет универсальными учебными регулятивными действиями:
самоорганизация:
−

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя

ситуации, изображенные в художественной литературе;

−

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие

решения в группе, принятие решений группой);
−

самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать

способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
−

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и

корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом
литературном объекте;
−

делать выбор и брать ответственность за решение;

самоконтроль:
−

владеть

способами

самоконтроля,

самомотивации

и

рефлексии

в

школьном

литературном образовании;
−

давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

−

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении

учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
−

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать

оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
−

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся

ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
−

оценивать соответствие результата цели и условиям;

эмоциональный интеллект:
−

развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и

эмоциями других;
−

выявлять и анализировать причины эмоций;

−

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого,

анализируя примеры из художественной литературы;
−

регулировать способ выражения своих эмоций;

принятие себя и других:
−

осознанно

относиться

к

другому

человеку,

его

взаимоотношениями литературных героев;
−

признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

−

принимать себя и других, не осуждая;

−

проявлять открытость себе и другим;

−

осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Предметные результаты

мнению,

размышляя

над

Изучение учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература» в 5–9 классах
обеспечивает:
−

осознание значимости чтения и изучения кабардино-черкесской литературы для своего

дальнейшего развития, формирование потребности в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизация отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
−

понимание специфики родной литературы как вида искусства, принципиальных отличий

художественного текста от текста научного, делового, публицистического;
−

понимание кабардино-черкесской литературы как одной из основных национально-

культурных ценностей народа, особого способа познания жизни;
−

обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических

возможностей кабардино-черкесского языка на основе изучения выдающихся произведений
культуры своего народа, российской и мировой культуры;
−

воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,

способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях

разных

жанров,

создавать

развернутые

высказывания

аналитического

и

интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать
свое досуговое чтение;
−

развитие

способности

понимать

литературные

художественные

произведения,

отражающие разные этнокультурные традиции;
−

овладение умением пересказывать прочитанное произведение, используя подробный,

сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и
формулировать вопросы к тексту;
−

овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе

понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от текстов других
функциональных стилей, формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления;
−

формирование умения участвовать в проектной или исследовательской деятельности (с

приобретением опыта публичного представления полученных результатов);
−

овладение умением использовать словари и справочники, в том числе информационно-

справочные системы в электронной форме, подбирать проверенные источники в библиотечных
фондах, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов для выполнения учебной
задачи; применять ИКТ, соблюдать правила информационной безопасности.

6 класс
Обучающийся научится:
−

анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из

литературных родов и жанров;
−

владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного

произведения;
−

определять духовно-нравственные ценности родной кабардино-черкесской литературы и

культуры, сопоставлять их с духовно-нравственными ценностями русского народа;
−

формулировать собственное отношение к произведениям родной кабардино-черкесской

литературы, оценивать произведения;
−

интерпретировать изученные литературные произведения, понимать авторскую позиции

и свое отношение к ней;
−

воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно читать;

−

пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный,

творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя
формулировать вопросы к тексту;
−

понимать образную природу литературы как явления словесного искусства;

−

понимать

родное

слово

в

его

эстетической

функции,

роль

изобразительно-

выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений;
−

различать основные жанры адыгского фольклора, понимать значение устного

народного творчества как основы письменной кабардино-черкесской литературы;
−

строить устные и письменные высказывания по тематике изученных произведений

родной литературы, создавать связный устный и письменный текст на родном языке с учетом
литературных норм;

4.1. Тематическое планирование 6 класс – 34 ч.
Кол
-во
Основные виды деятельности обучающихся
часо
в
Введение Литература и читатель.
1
Определять место родной кабардино-черкесской
Художественные
и
литературы в ряду других искусств, видеть своеобразие
нехудожественные
художественного отражения жизни в словесном
произведения.
искусстве. Объяснять влияние литературы на
Художественная
формирование
нравственного
и
эстетического
литература в жизни
воспитания.
Тема,
раздел
курса

Программное
содержание

человека, ее место и
значение.
Роль
литературы
в
воспитании и развитии
подрастающего
поколения.
Национальная
литература
и
его
особенности

Адыгски
й
фолькло
р

Фольклор.
Нартский
эпос. Сказания «Лъэпщ
Iэдэ зэрищIар» («Как
Тлепш
смастерил
щипцы»).
«Нартхэ я гъубжэ»
(«Серп нартов»).
«Батэрэз
иныжьыр
иукIыу
Уэзырмэс
къызэрихьыжар» («Как
Батараз сразил Иныжа
и
вернул
нартам
Озермеса»).
Теория литературы:
героический нартский
эпос,
композиция
сказаний,
система
образов,
средства
художественной
выразительности

2

Историч Устное
творчество,
еские
основанное
на
предания исторических
событиях:
«Андемиркъан теухуа
псалъэ»
(«Слово о
герое Андемиркане»),
«Андемиркъан
и
къэхъукIамрэ и япэ
ежьэгъуэмрэ и хъыбар»
(«Предание
о
происхождении

2

Понимать особенности литературы как вида
словесного искусства, отличать художественный текст
от текста научного, делового, публицистического.
Знакомиться с произведениями, которые предлагают
изучить в новом учебном году.
Определять
принадлежность
художественного
произведения к одному из литературных родов и
жанров.
Воспринимать, анализировать, интерпретировать и
оценивать прочитанное.
Использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на
необходимую тему с учетом норм литературного
языка.
Определять свой круг чтения, давать оценку
литературным произведениям.
Находить нужную информации о литературе, о
конкретном произведении и его авторе (справочная
литература,
периодика,
телевидение,
ресурсы
Интернета)
Пересказывать художественный текст с элементами
анализа.
Определять отличительные особенности терминов
«сказания» и «миф».
Наблюдать в мифах мировосприятие, верования и
идеалы людей.
Выявлять изобразительно-выразительные средства в
сказаниях и мифах, понимать их роль.
Осуществлять
элементарный
смысловой
и
эстетический анализ произведений фольклора и
художественной литературы.
Определять роль гиперболы в предании.
Выявлять общее в мифологических представлениях
разных народов о происхождении и устройстве
вселенной и человеческого общества.
Изучать исследования о «Нартах» и мифов в истории
литератур народов Кавказа.
Работать в парах или в группе.
Самостоятельно
знакомиться
с
явлениями
художественной культуры и оценки их этической
значимости
Раскрывать
содержание
текста,
опираясь
на
исторические факты.
Определять роль вымысла и фантастики в содержании
преданий.
Изучить жанр «предание» как вид устного народного
творчества.
Читать выразительно фрагменты произведений устного
народного творчества. Определять разнообразие тем
адыгских народных песен.
Изучать историю народа, национальные обычаи и
традиции, мир души человека в народных песнях.
Анализировать
и
понимать
своеобразие,

Андемиркана и его
первом
наездничестве»).
«Къэзанокъуэ Жэбагъы
теухуа
псалъэ»
(«Сказания о мудреце
Джабаги Казаноко»).
Сказание «Хэт мысэр»
(«Кто виновен?»)

Кабарди
ночеркесск
ая
литерату
ра
начала
XX века

А. А. Шогенцуков.
Рассказ «Хьэжыгъэ пут
закъуэ» («Пуд муки»).
Поэма
«ЩIымахуэ
жэщ» («Зимняя ночь»).
К. Б. Дугужев.
Рассказ
«Мырсыт»
(кличка собаки).
Теория литературы:
главный
герой
произведения, сюжет,
фабула, жанр поэмы

4

выразительность поэтического языка народных песен.
Прослушивать актерское исполнение народных песен
и исполнять народные песни. Работать над идейным
содержанием преданий.
Аргументировать свою точку зрения о том, что в
образах героя Андемиркан и мудреца Жабаги Казаноко
воплощены черты национального характера адыгского
народа: нравственные достоинства, справедливость,
бескорыстное служение родине.
Определять роль народных песен при раскрытии
исторических
событий,
духовно-нравственных
ценностей народа. Выявлять общее в мифологических
представлениях разных народов о происхождении и
устройстве вселенной и человеческого общества.
Изучать исследования о преданиях и старинных песнях
в истории литератур народов Кавказа.
Знакомиться с разделом «Исторические предания» в
книге «Адыгэ lуэрыlуатэ» («Адыгский фольклор)».
Подготовить собственное сообщение по теме.
Участвовать в дискуссиях, викторинах, проектах по
данной теме
Подготовить краткое сообщение о писателях,
составлять хронологическую таблицу жизни и
творчества писателей.
Обсуждать ключевые фрагменты произведений.
Отвечать на вопросы по прослушанному материалу (с
использованием цитат). Подготовить собственное
сообщение по теме. Определять место писателей в
литературе. Соотносить творчество писателей с
фактами общественной жизни и культуры.
Характеризовать
художественно-изобразительные
средства в тексте.
Словесно
воспроизводить
картины,
созданные
писателем в рассказах «Пуд муки» и «Мырсыт»
(пейзаж, портрет). Аргументировать свое отношение к
героям произведения, объяснять мотивы поведения
героев, сопоставлять и оценивать их поступки,
переживания, портреты, речь, находить прямые
авторские оценки.
Определять
художественное
своеобразие
произведения, специфику в раскрытии темы детства.
Определять как социальное неравенство до революции
влияло на жизнь детей и взрослых в произведениях
Щогенцукова.
Раскрывать
тему
революции,
символизирующей новую власть, новую жизнь.
Характеризовать образы детей, главных героев в
повести.
Выразительно
читать
текст.
Пересказывать
произведение
выборочно
или
по
плану.
Формулировать вопросы к произведению.
Работать
в
команде,
инициировать
диалог.
Анализировать
язык
произведения,
выявлять
особенности языка писателя.
Работать в парах со словарем литературоведческих

Литерату
ра
о
Великой
Отечеств
енной
войне

Г. М. Братов.
Рассказ
«Замир»
(«Замир»).
М. М. Шибзухов.
Рассказ
«НатIэху»
(«Белолобый»).
Б. К. Журтов.
Рассказ «Дадэ деж
лъагъунлъагъу»
(«Посещение
дедушки»).
А. К. Шомахов.
Рассказ «ЗэкъуэшитI»
(«Два брата»)

4

терминов.
Объяснять стадии развития действия, поиск их в
произведении. Владеть различными видами пересказа.
Строить устные и письменные высказывания в связи с
изученным произведением.
Собирать материал и обрабатывать информацию,
необходимую для написания проекта. Участвовать в
диалоге по прочитанным произведениям, понимать
чужую точку зрения и аргументировано отстаивать
свою.
Выполнять индивидуальный проект
Подготовить краткое сообщение о писателях,
составлять хронологическую таблицу жизни и
творчества писателей. Определять место писателей в
литературе. Соотносить творчество писателей с
фактами общественной жизни и культуры.
Обсуждать ключевые фрагменты произведений.
Отвечать на вопросы по прослушанному материалу (с
использованием цитат). Пересказывать прочитанное
произведение,
используя
подробный,
сжатый,
выборочный пересказ, отвечать на вопросы по
прочитанному произведению (с использованием цитат)
и с помощью учителя формулировать вопросы к
тексту.
Характеризовать
художественно-изобразительные
средства в тексте.
Словесно
воспроизводить
картины,
созданные
писателем в рассказах «Замир» и «Два брата» (пейзаж,
портрет). Аргументировать свое отношение к героям
произведения, объяснять мотивы поведения героев,
сопоставлять и оценивать их поступки, переживания,
портреты, речь, находить прямые авторские оценки.
Определять актуальность произведения, выявлять
черты национального характера героев-добровольцев.
Осознавать значимость и важность изучения
героических подвигов народа в годы Великой
Отечественной войны.
Определять
художественное
своеобразие
произведения,специфику в раскрытии темы детства.
Характеризовать образы детей, главных героев в
рассказах.
Выразительно читать текст. Формулировать вопросы к
произведению.
Работать в команде, инициировать диалог.
Анализировать
язык
произведения,
выявлять
особенности языка писателя.
Работать в парах со словарем литературоведческих
терминов.
Объяснять стадии развития действия, поиск их в
произведении.
Создавать устные и письменные высказывания в связи
с изученным произведением.
Выделять в произведениях элементы художественной
формы и обнаруживать связи между ними.

Литерату
ра
послевое
нного
времени

А. П.Кешоков.
Стихотворения «Гъуэгу
къежьапIэ»
(«Начало
пути»),
«Поэзие» («Поэзия»)
или «Пасэрей хабзэ»
(«Древний обычай»).
Б. Х. Кагермазов.
Стихотворение
«ЗауэлIым и псылъэ»
(«Солдатская фляжка»).
Б. К. Утижев.
Рассказ
«Насыпыр
щагуэшыр
пщэдджыжьырщ»
(«Счастье раздают на
рассвете»).
А. К. Сонов.
Стихотворения
«Шагъдий» («Шагди»),
«Налшык паркым» («В
парке Нальчика») на
выбор.
Теория литературы:
cтихотворные размеры
(стопа, ямб, хорей)

6

Сопоставлять произведения, их фрагменты, образы
персонажей,
сюжеты
разных
литературных
произведений, темы, проблемы, жанры (с учетом
возраста и литературного развития обучающихся).
Сопоставлять с помощью учителя изученные и
самостоятельно
прочитанные
произведения
художественной литературы с произведениями других
видов искусства (живопись, музыка, театр, кино).
Выразительно читать стихи и прозу, в том числе
наизусть.
Участвовать в беседе и диалоге о прочитанном
произведении, давать аргументированную оценку
прочитанному.
Интерпретировать и оценивать текстуально изученные
произведения о ВОВ с использованием методов
смыслового чтения и эстетического анализа.
Собирать материал и обрабатывать информацию,
необходимую для написания проекта.
Участвовать
в
диалоге
по
прочитанным
произведениям, понимать чужую точку зрения и
аргументировано отстаивать свою.
Участвовать
в
коллективной
проектной
или
исследовательской деятельности под руководством
учителя и публично представлять полученные
результаты.
Выполнять индивидуальный проект.
Использовать словари и справочники, в том числе в
электронной форме
Подготовить краткое сообщение о писателях,
составлять хронологическую таблицу жизни и
творчества писателей. Определять место писателей в
литературе. Соотносить творчество писателей с
фактами общественной жизни и культуры.
Отвечать на вопросы по прослушанному материалу (с
использованием цитат). Пересказывать прочитанное
произведение,
используя
подробный,
сжатый,
выборочный пересказ, отвечать на вопросы по
прочитанному произведению (с использованием цитат)
и с помощью учителя формулировать вопросы к
тексту.
Характеризовать
художественно-изобразительные
средства в тексте.
Словесно
воспроизводить
картины,
созданные
писателем в стихотворениях и рассказах.
Понимать сущность теоретико-литературных понятий
и учиться использовать их в процессе анализа и
интерпретации
произведений,
оформления
собственных оценок и наблюдений: (стихотворный
метр (хорей, ямб), ритм, рифма, строфа.
Аргументировать
свое
отношение
к
героям
произведения, объяснять мотивы поведения героев,
сопоставлять и оценивать их поступки, переживания,
портреты, речь, находить прямые авторские оценки.
Определять актуальность произведения, выявлять

Окружа
ющий
мир

М. М. Кармоков.
Рассказ
«Парий»
(кличка собаки).
Б. Г. Тхамоков.
Рассказ
«Лъэбыцэ»
(«Тлябица»).
С. Г Хахов.
Рассказы
«Мэзым»,
«ЖыгитI» («В лесу»,
«Два дерева»).
Л. М. Губжоков.
Стихотворения
«Къуршхэр плъырщ»
(«Горы
стоят
на

4

черты национального характера героев.
Определять
художественное
своеобразие
произведения,специфику в раскрытии темы детства.
Характеризовать образы детей, главных героев в
рассказах.
Инициировать диалог.
Анализировать
язык
произведения,
выявлять
особенности языка писателя.
Создавать устные и письменные высказывания в связи
с изученным произведением.
Выделять в произведениях элементы художественной
формы и обнаруживать связи между ними.
Сопоставлять произведения, их фрагменты, образы
персонажей,
сюжеты
разных
литературных
произведений, темы, проблемы, жанры (с учетом
возраста и литературного развития обучающихся).
Сопоставлять с помощью учителя изученные и
самостоятельно
прочитанные
произведения
художественной литературы с произведениями других
видов искусства (живопись, музыка, театр, кино).
Выразительно читать стихи и прозу, в том числе
наизусть.
Участвовать в беседе и диалоге о прочитанном
произведении, давать аргументированную оценку
прочитанному.
Интерпретировать и оценивать текстуально изученные
произведения с использованием методов смыслового
чтения и эстетического анализа.
Собирать материал и обрабатывать информацию,
необходимую для написания проекта.
Участвовать
в
диалоге
по
прочитанным
произведениям, понимать чужую точку зрения и
аргументировано отстаивать свою.
Участвовать
в
коллективной
проектной
или
исследовательской деятельности под руководством
учителя и публично представлять полученные
результаты.
Выполнять индивидуальный проект. Использовать
словари и справочники, в том числе в электронной
форме
Подготовить краткое сообщение о писателях,
составлять хронологическую таблицу жизни и
творчества писателей. Определять место писателей в
литературе. Соотносить творчество писателей с
фактами общественной жизни и культуры. Отвечать на
вопросы
по
прослушанному
материалу
(с
использованием цитат).
Пересказывать прочитанное произведение, используя
подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на
вопросы
по
прочитанному
произведению
(с
использованием цитат) и с помощью учителя
формулировать вопросы к тексту.
Характеризовать
художественно-изобразительные
средства в тексте.

страже»),
«ГъуэгущхьэIу
(«Придорожное
дерево»)

жыг»

Литерату М. Ю. Лермонтов.
ра
Поэма «Мцыри»
народов (в
переводе
Р. Х.

3

Словесно
воспроизводить
картины,
созданные
писателем в стихотворениях и рассказах.
Понимать теоретико-литературные понятия и учиться
использовать их в процессе анализа и интерпретации
произведений, оформления собственных оценок и
наблюдений: стихотворный метр (хорей, ямб), ритм,
рифма, строфа.
Аргументировать
свое
отношение
к
героям
произведения, объяснять мотивы поведения героев,
сопоставлять и оценивать их поступки, переживания,
портреты, речь, находить прямые авторские оценки.
Определять актуальность произведения, выявлять
черты национального характера героев. Определять
художественное своеобразие произведения, специфику
в раскрытии темы детства.
Характеризовать образы детей, главных героев в
рассказах.
Инициировать
диалог.
Анализировать
язык
произведения, выявлять особенности языка писателя.
Создавать устные и письменные высказывания в связи
с изученным произведением.
Выделять в произведениях элементы художественной
формы и обнаруживать связи между ними.
Сопоставлять произведения, их фрагменты, образы
персонажей,
сюжеты
разных
литературных
произведений, темы, проблемы, жанры (с учетом
возраста и литературного развития обучающихся).
Сопоставлять с помощью учителя изученные и
самостоятельно
прочитанные
произведения
художественной литературы с произведениями других
видов искусства (живопись, музыка, театр, кино).
Выразительно читать стихи и прозу, в том числе
наизусть.
Участвовать в беседе и диалоге о прочитанном
произведении, давать аргументированную оценку
прочитанному.
Интерпретировать и оценивать текстуально изученные
произведения с использованием методов смыслового
чтения и эстетического анализа.
Собирать материал и обрабатывать информацию,
необходимую для написания проекта.
Участвовать
в
диалоге
по
прочитанным
произведениям, понимать чужую точку зрения и
аргументировано отстаивать свою.
Участвовать
в
коллективной
проектной
или
исследовательской деятельности под руководством
учителя и публично представлять полученные
результаты.
Выполнять индивидуальный проект.
Использовать словари и справочники, в том числе в
электронной форме
Выразительно
читать
стихотворение,
поэму.
Определять тематическое единство подобранных
произведений. Выявлять средства художественной

России

Произве
дения
кабардин
очеркесск
ой
литерату
ры для
обзорног
о
изучения

Ацканова).
К. Ш. Кулиев.
Стихотворение
(«Мать»)

«Анэ»

Дж. К. Хаупа.
Стихотворения
«Музыкэ» («Музыка»),
«Сыздэшэжи къуажэм
ущехыжкIэ…»
(«Возьми меня с собой
в аул…»).
Х. Х. Кауфов.
Очерк «Къанкъуэщыр
уафэм
хуэзыша
дэкIуеипIэхэр»
(«Ступени, приведшие
Канкошева в небо») из
документальной
повести «Орел летит
высоко».
С. Х. Жилетежев.
Рассказ
«КIыгуугу
лъэпкъыр
зэрыкIуэдыжар» («Как
исчез род кукушек»).
Х. Я. Абитов.
Стихотворение
«Бгы
абрагъуэмрэ джэдыкIэ
цIыкIумрэ» («Скала и
маленькое яйцо»).
Теория
литературы:
лирический
герой,
патриотическая лирика,
очерк, его отличие от
рассказа

4

изобразительности в лирических произведениях
(эпитет, метафора, олицетворение, сравнение).
Сопоставлять
художественные
тексты
с
произведениями других видов искусств.
Заучивать по выбору стихотворение наизусть.
Создавать устные и письменные высказывания в связи
с изученным произведением.
Собирать материал и обрабатывать информацию,
необходимую для написания проекта.
Участвовать
в
диалоге
по
прочитанным
произведениям, понимать чужую точку зрения и
аргументировано отстаивать свою.
Участвовать
в
коллективной
проектной
или
исследовательской деятельности под руководством
учителя и публично представлять полученные
результаты.
Выполнять индивидуальный проект. Использовать
словари и справочники, в том числе в электронной
форме
Подготовить краткое сообщение о писателях,
составлять хронологическую таблицу жизни и
творчества писателей. Определять место писателей в
литературе. Соотносить творчество писателей с
фактами общественной жизни и культуры.
Отвечать на вопросы по прослушанному материалу (с
использованием цитат). Пересказывать прочитанное
произведение,
используя
подробный,
сжатый,
выборочный пересказ, отвечать на вопросы по
прочитанному произведению (с использованием цитат)
и с помощью учителя формулировать вопросы к
тексту.
Выявлять
общность
темы.
Характеризовать
художественно-изобразительные средства в тексте.
Словесно
воспроизводить
картины,
созданные
писателем в стихотворениях и рассказах. Понимать
теоретико-литературные
понятия
и
учиться
использовать их в процессе анализа и интерпретации
произведений, оформления собственных оценок и
наблюдений: лирический герой, патриотическая
лирика, очерк, его отличие от рассказа.
Аргументировать
свое
отношение
к
героям
произведения, объяснять мотивы поведения героев,
сопоставлять и оценивать их поступки, переживания,
портреты, речь, находить прямые авторские оценки.
Определять актуальность произведения, выявлять
черты национального характера героев.
Определять
художественное
своеобразие
произведения, специфику в раскрытии темы детства.
Характеризовать образы детей, главных героев в
рассказах.
Инициировать
диалог.
Анализировать
язык
произведения, выявлять особенности языка писателя.
Создавать устные и письменные высказывания в связи
с изученным произведением.

Развитие
речи

Сочинение

2

Подведе
ние
итогов

Беседа о наиболее
значимых изученных
произведениях.
Образность
кабардино-черкесской
и литературы.
Годовая контрольная
работа / тестирование

1

Выделять в произведениях элементы художественной
формы и обнаруживать связи между ними.
Сопоставлять произведения, их фрагменты, образы
персонажей,
сюжеты
разных
литературных
произведений, темы, проблемы, жанры (с учетом
возраста и литературного развития обучающихся).
Сопоставлять с помощью учителя изученные и
самостоятельно
прочитанные
произведения
художественной литературы с произведениями других
видов искусства (живопись, музыка, театр, кино).
Выразительно читать стихи и прозу, в том числе
наизусть.
Участвовать в беседе и диалоге о прочитанном
произведении, давать аргументированную оценку
прочитанному.
Интерпретировать и оценивать текстуально изученные
произведения с использованием методов смыслового
чтения и эстетического анализа.
Собирать материал и обрабатывать информацию,
необходимую для написания проекта.
Участвовать
в
диалоге
по
прочитанным
произведениям, понимать чужую точку зрения и
аргументировано отстаивать свою.
Участвовать
в
коллективной
проектной
или
исследовательской деятельности под руководством
учителя и публично представлять полученные
результаты.
Выполнять индивидуальный проект. Использовать
словари и справочники, в том числе в электронной
форме
Писать сочинения 0,5-1 стр.
Написать творческое сочинение типа описания и
повествования
на
материале
жизненных
и
литературных впечатлений.
Создавать сочинения-миниатюры по картине
Рассказать
об изученных
и
самостоятельно
прочитанных произведениях. Выразительно прочитать
понравившиеся произведения или отрывки из них.
Повторить теоретические понятия.
Сделать выставку книг и иллюстраций.
Провести викторину по пройденным темам.
Выполнить годовую контрольную работу в форме
тестирования

5.1. Календарно – тематический план 6 класс
(Сыхь. 34)
Зэман
№
п/п

1
2

3
4
5
6
7
8

9
10
11

12

Яджыну темэхэр

щаджы
нур

Адыгэ IуэрыIуатэ. Нарт хъыбархэр - 2ч.
Сабий литературэм и къежьапIэр. Нарт эпосыр. «Лъэпщ Iэдэ
зэрищIар».
«Нартхэ я гъубжэр», « Батэрэз иныжьыр иукIыу Уэзырмэс
къызэрихьыжар» хъыбархэр.
Тхыдэр зи лъабжьэ хъыбархэр - 2ч.
Андемыркъан теухуа псалъэ. «Андемыркъан щIалэ цIыкIуу
зекIуэ зэрыкIуар» хъыбарыр.
Къэзанокъуэ Жэбагъы теухуа псалъэ. «Хэт мысэр?»
хъыбарыр.
КлассщIыб къеджэныгъэ. «Нарт Бэдынокъуэрэ
Иныжьымрэ».
Б.З. Сочиненэм хуэгъэхьэзырын. «Сэ фIыуэ слъагъу, сигу
ирихь лlыхъужьыр».
Б.З. Сочиненэр нэгъэсыжын.
Адыгэ литературэр 1920 – 1940 гъэхэм 4ч.
ЩоджэнцIыкIу Алий и гъащIэм теухуа обзор, «Хьэжыгъэ пут
закъуэ» рассказыр. «Хьэжыгъэ пут закъуэ» рассказымкIэ
проект лэжьыгъэ.
«Хьэжыгъэ пут закъуэ» рассказым къыхэщ образхэр. Пыч.
гукIэ. Сюжет. Фабулэ.
ЩоджэнцIыкIу Алий и «ЩIымахуэ жэщ» поэмэр.
Литературэм и теорие. Поэмэ.
Дыгъужь Къурмэн и гъащIэм теухуа обзор, «Мырсыт»
рассказыр. Образхэр.
Хэку зауэшхуэм теухуа тхыгъэхэр - с. 4
Хэку зауэшхуэм теухуа тхыгъэхэр. Брат Хьэбас и гъащIэм
теухуа обзор, «Замир» рассказыр.

ща
джар

Сыхь
бж.

1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1

1

13
14
15

16

17
18
19

20

21

22
23
24
25

26
27
28
29
30

Шыбзыхъуэ Мухьэдин и гъащIэм теухуа обзор, «НатIэху»
рассказыр.
Журт Биберд и гъащIэм теухуа обзор , «Дадэ деж
лъагъунлъагъу» рассказыр.
Щомахуэ Амырхъан и гъащIэм теухуа обзор, «ЗэкъуэшитI»
рассказыр зытеухуар, абы пкърылъ гупсысэ нэхъыщхьэр.
Хэку зауэшхуэм теухуа тхыгъэхэмкIэ тест лэжьыгъэхэр.
Хэку зауэшхуэ нэужь литературэ – с.6
КIыщокъуэ Алим и гъащIэм теухуа обзор. Дэтхэнэ цIыхуми и
бзэм, хабзэм пщIэ хуищIын зэрыхуейр КIыщокъуэ Алим и
«Гъуэгу къежьапIэ», «Пасэрей хабзэ», «Поэзие» усэхэм
къызэрыщыгъэлъэгъуар. «Гъуэгу къежьапIэ» усэр гукIэ.
Литературэм и теорие. Ритмымрэ рифмэмрэ теухуауэ. Строфа
лIэужьыгъуэхэр.
Къагъырмэс Борис и и гъащIэм теухуа обзор, «ЗауэлIым и
псылъэ» усэр. Усэр гукIэ. Проект лэжьыгъэ усэмкIэ.
Зауэ нэужь илъэсхэм ди цIыхухэм я псэукIар, цIыхугъэ, хабзэ
– нэмыс яхэлъар IутIыж Борис и «Насыпыр щагуэшыр
пщэдджыжьырщ» тхыгъэм къызэрыщыгъэлъэгъуар.
Литературнэ лIыхъужьым и теплъэр.
Адыгэм шыр зыпищI зэрыщымыIэр Сонэ Абдулчэрим и
«Шагъдий» усэм къызэрыхэщыр. «Налшык парк» усэр.
«Шагъдий» Усэр гукIэ.
КлассщIыб къеджэныгъэ. АфIэунэ Лиуан: «Зэ уадыгэну
сыт и уасэ?».
Дыкъэзыухъуреихь дунейр – с. 4
Къармокъуэ Мухьэмэд и и гъащIэм теухуа обзор, «Парий»
рассказыр.
Тхьэмокъуэ Барэсбий и и гъащIэм теухуа обзор, «Лъэбыцэ»
рассказыр.
Хьэх Сэфарбий и и гъащIэм теухуа обзор, «Мэзым»,
«ЖыгитI» рассказхэр. Пейзажым и мыхьэнэр.
Лъахэм и теплъэр Гъубжокъуэ Лиуан и «Къуршхэр плъырщ»,
«ГъуэгущхьэIу жыг» усэхэм къызэрыхэщыр. Усэр гукIэ.
Дыкъэзыухъуреихь дунейр къызыхэщыж тхыгъэхэмкIэ тест
лэжьыгъэхэр.
Урысейм щыпсэу лъэпкъхэм я литературэ – с. 3
Тхыгъэ зэдзэкIахэр. М. Лермонтов и «Мцыри» поэмэр Ацкъан
Руслан зэридзэкIыжауэ.
Ацкъан Руслан «Мцыри». Образхэр.
Кулиев Кайсын и «Анэ» усэр. ГукIэ.
Тхыгъэ щхьэхуэхэр – с. 4
ХьэIупэ ДжэбрэIил и гъащIэм теухуа обзор, «Музыка»,
«Гъатхэ» усэхэр.
КхъуэIуфэ Хьэчим и гъащIэм теухуа обзор, «Къанкъуэщыр
уафэм хуэзыша дэкIуеипIэхэр» очеркыр. Очерк.

1
1
1

1

1
1
1

1

1

1
1
1
1

1
1
1
1
1

31

32
33
34

Жылэтеж Сэлэдин и гъащIэм теухуа обзор, «КIыгуугу
лъэпкъым и кIуэдыжыкIар» рассказыр зытеухуамрэ абы и
гупсысэ нэхъыщхьэмрэ.
Б.З. Сочиненэм хуэгъэхьэзырын.
Б.З. Сочиненэр нэгъэсыжын.
ГъащIэр зэрыуахътыншэр, дахэу дунейм тетым нэхъ
насыпыфIэ зэрыщымыIэр АбытIэ Хъызыр и «Бгы
абрагъуэмрэ джэдыкIэ цIыкIумрэ» басням къызэрыхэщыр.
Гъэ псом яджар къызэщIэкъуэжын.

1

1
1
1

с. 34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».