Рабочая программа учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература» для обучающихся 5 «А», «Б», «В» классов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ СОШ с.п. Верхний Акбаш
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Методическим
Зам. директора по УВР
объединением учителей ________________________
кабардино- черкесского
Гонибова Ж.Ш.
языка и литературы, от «29» 08 2023 г.
истории,
обществознания и ОБЖ

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Тарканова М.В.
Приказ №64 от «30» 08
2023 г.

Протокол №1 от «29» 08
2023 г.

Рабочая программа
учебного предмета
«Родная (кабардино-черкесская) литература»
для обучающихся 5 «А», «Б», «В» классов

Учитель : Тарканова Наталья Олеговна

с.п. В-Акбаш 2023г.

Федеральная рабочая программа по учебному предмету
«Родная (кабардино-черкесская) литература» ООО
1. Пояснительная записка.
1.1. Программа по родной (кабардино-черкесской) литературе разработана
с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы
по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные
методики обучения.
Программа по кабардино-черкесской литературе концентрически расширяет содержание, уже
усвоенное в начальной школе, систематизирует представления
по кабардино-черкесской литературе и углубляет знания обучающихся
об историческом и жанрово-родовом развитии кабардино-черкесской литературы.
В процессе текстуального изучения литературных произведений продолжается
на более высоком уровне развитие устной и письменной речи, познавательной активности,
логического мышления, умений самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Специфика учебного предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература» определяется
сущностью литературы как феномена национальной культуры. Воздействуя на обучающихся на
эмоциональном и интеллектуальном уровне,
она приобщает их к нравственно-эстетическим ценностям своего народа, формирует духовный
облик, нравственные ориентиры, общее миропонимание и национальное самосознание.
Программа по родной (кабардино-черкесской) литературе определяет список разножанровых
произведений разных эпох, авторов, разных тем для каждой группы классов, демонстрирующих
разные грани родной литературы. Выбор писательских имён и произведений обусловлен их
значимостью

для

национальной

и отечественной культуры. Отбор произведений выполнен в аспекте нравственно-эстетических
ценностей, что позволяет учитывать духовное развитие личности, приобщение к литературному
наследию своего народа.
Теоретико-литературные понятия рассматриваются в процессе изучения конкретных
литературных произведений. При этом используются межпредметные связи с курсом русской
литературы.
1.2. В содержании программы по родной (кабардино-черкесской) литературе выделяются
следующие содержательные линии:
Содержательная

линия

«Литература

как

сфера

творческой

деятельности

и как учебный предмет», направленная на формирование навыков определения художественных и
научных текстов, литературных жанров, усвоение литературоведческих понятий для анализа
художественного произведения.

Содержательная

линия

«Устное

народное

творчество»,

направленная

на изучение основных жанров адыгского фольклора, определение нравственного идеала адыгского
фольклора.
Содержательная линия «Исторические истоки современной кабардино-черкесской
литературы», посвященная изучению творчества кабардинских
и черкесских писателей прошлых веков и определению его значения
для современной литературы.
Содержательная линия «Становление кабардино-черкесской литературы
впервые десятилетия XX века» предполагает изучение кабардино-черкесской литературы начала
XX века.
Содержательная линия «Кабардино-черкесская литература о героях труда», направленная на
изучение произведений литературы, посвященных трудящимся разных сфер деятельности.
Содержательная линия «Патриотические чувства и любовь к Родине в мирное и военное
время», предполагающая изучение литературы адыгского народа, посвященной героям Великой
Отечественной войны, патриотизму и любви к Родине в мирное время, нравственному
совершенству и внутренней красоте человека
XX века, красоте и щедрости природы родного края.
Содержательная линия «Кабардино-черкесская литература о внутреннем мире человека»,
направленная на изучение современной кабардино-черкесской литературы, отражающей
внутренние переживания человека в условиях информационного общества, нравственные и
духовные трансформации, связанные с глобальными изменениями в жизни общества.
1.3. Изучение родной (кабардино-черкесской) литературы направлено на достижение
следующих целей:
приобщение обучающихся к литературному наследию кабардинского народа, развитие
устной и письменной речи на родном языке, обучение основным теоретико-литературным
понятиям, воспитание ценностного отношения к родной кабардино-черкесской литературе как к
хранителю культурного наследия кабардинского народа.
формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей
народа и особому способу познания жизни;
осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения
лучших произведений литературы своего народа;
формирование

умений

воспринимать,

анализировать,

критически

оценивать

и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в
литературном произведении, на эмоциональном и интеллектуальном уровне;

воспитание культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать свое
мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать
развернутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;
воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к
языкам, к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов;
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития,
формирование стремления сознательно планировать и реализовывать свое досуговое чтение.
1.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (кабардино-черкесской)
литературы - 170 часов: в 5 классе - 34 часа (1 час в неделю),
в 6 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе - 34 часа (1 час
в неделю), в 9 классе - 34 часа (1 час в неделю).
2. Содержание обучения в 5 классе.
2.1. Введение. Книга - наш верный друг.
Знакомство со структурой и содержанием учебника-хрестоматии 5 класса. Знакомство с
историей создания книги, определение роли книги в жизни человека, специфики художественной
литературы как искусства слова, выявление круга читательских интересов обучающихся,
подготовка к восприятию курса литературы в 5 классе.
Литература

как

вид

искусства

и

способ

отображения

прошлого,

настоящего

и будущего народа в художественных образах.
Влияние литературы на формирование в человеке нравственного
и эстетического чувства. Добро и зло, справедливость и истина, красота и совесть, любовь и
дружба, семья и ответственность, любовь к родному краю, свобода - наиболее часто изображаемые
авторами человеческие ценности. Литература как один из источников обогащения речи
обучающихся, её роль в жизни.
2.2. Устное народное творчество.
Устное народное поэтическое творчество как сокровищница богатейшей художественной
традиции адыгов. Характеристика основных жанров народного творчества. Народная поэзия как
источник создания народной литературы. Богатство отражения мира в фольклорных произведениях.
Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных
произведениях. Воспитательная функция фольклора.
2.2.1. Народные сказки.
Сказка «Бажэ хеящIэ» («Лиса-судья»). Сюжет сказки. Образы животных в сказке.
Поучительный характер сказки: отвечать добром на добро, всегда быть на стороне правды.
«Къэблэжьар лъапIэщ» («Что заработано, то дорого»). Сюжет и основная идея сказки. Труд
как средство воспитания нравственных качеств. Бытовой характер сказки.

«Иныжьым и къан» («Приёмный сын Иныжа»). Сюжет и композиция сказки. Система
образов в сказке. Реалистичность деталей и фантастичность сюжета. Волшебная сказка.
2.2.2. Эпос «Нарты».
«Сосрыкъуэ и джатэмрэ и шымрэ» («Конь и меч Сосруко»). Нартский эпос - один из жанров
устного народного творчества. Композиционные и языковые особенности текстов нартского эпоса.
Используемые приемы в создании образов. Герой нартского эпоса, его облик и поступки. Сила и
отвага богатырей в борьбе со злом.
2.2.3. Малые жанры фольклора.
Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и
морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о
жизни.
Загадки. Отражение в загадках народной смекалки и наблюдательности. Краткость,
выразительность и образность загадок.
Скороговорки. Скороговорки как веселая и легкая форма обучения детей правильному
произношению звуков родной речи.
2.3. Литературная сказка.
Литературная

сказка

«Елбэздыкъуэ»

(«Эльбаздуко»).

Тема

мирного

труда

и защиты родной земли. Эльбаздуко - крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки.
Волшебная сказка героического содержания. Представления о добре и зле, народные традиции в
фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора. Творческое использование
традиционного сказочного сюжета. Необычная развязка и её глубокий смысл. Нравоучительный и
философский характер сказок.
Б.А. Жанимов. Литературная сказка «Дыщэ баш» («Золотой посох»). Волшебная сказка
героического содержания. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных
произведениях. Воспитательная функция фольклора. Творческое использование традиционного
сказочного сюжета. Необычная развязка и её глубокий смысл. Нравоучительный и философский
характер сказок.
2.4. Кабардино-черкесская литература XX века.
А.П. Кешоков. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворение «Адыгэ
хэку» («Адыгский край»). Любовь поэта к родному краю. Красота природы родного края, средства
её изображения.
Н.А. Цагов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Уэсыр сытым
къыхэкIрэ?» («Откуда берется снег?»). Изучение окружающего мира. Любознательность и жажда к
знаниям. Взаимоотношения между поколениями. Интеграция с биологией.

А.А. Шогенцуков. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворения
«Бжьыхьэ» («Осень»), «ЩIымахуэ» («Зима»), «Гъатхэ» («Весна»). Умение чувствовать красоту
природы. Конкретные пейзажные зарисовки. Поэтическое изображение родной природы и
выражение авторского настроения, миросозерцания. Радостная, яркая, полная движения картина
природы. Язык стихотворения.
А.Н. Охтов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Дудакъ» («Дрофа»).
Взаимосвязь

природы

и

человека

в

рассказе.

Добро

и

зло

в образах героев. Структурные части рассказа. Композиция.
В.К. Абитов. Краткие сведения о жизни и творчестве поэта. Стихотворение «Мамырыгъэр
хъумэныр текIуэныгъэщ» («Сохранение мира есть победа»). Тема памяти. Образ Красного знамени
как символа победы над врагом. Изобразительно-выразительные средства в стихотворении.
З.М. Налоев. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворения «ПцIащхъуэ»
(«Ласточка»), «ЩIымахуэ» («Зима»). Взаимосвязь природы и человека в стихотворениях Налоева.
Способы выражения любви к живой природе. Образы животных и птиц в стихотворениях.
Б.И. Куашев. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворение «Си гъусэщ»
(«Всегда

со

мной»).

Книга

в

жизни

автора.

Образ

книги

в стихотворении и средства его создания. Книга в жизни человека и общества. Книга как духовное
завещание одного поколения другому. Язык и композиция произведения.
Б.Г. Тхамоков. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Зэрыджэ Iэрамэ»
(«Кисть калины»). Рассказ о взаимоотношениях в семье. Уважение и почитание старших, забота о
них. Способность преодолевать трудности для спасения близкого человека. Художественные
особенности текста. Приёмы создания характеров.
2.5. Произведения о Великой Отечественной войне.
Л.А. Бозиев.

Рассказ

«Лонэ

и

зы

махуэ»

(«Один

день

Лени»).

Рассказ

о беспощадности войны. Рано повзрослевшие дети и старики в тылу врага. Поступки героев во имя
спасения близких людей.
М.М. Кармоков. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Зэман хьэлъэм»
(«В тяжелое время»), отрывок из рассказа «Дыжьын фалъэ» («Серебряная чаша»). Тяжёлые годы
Великой Отечественной войны. Образ детей, прошедших через ужас войны. Национальнокультурные особенности языка произведения. Речевая характеристика героев рассказа.
С.Х. Жилетежев. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Нарт и
ныбжьэгъухэр» («Нарт и его друзья»). Место питомцев в жизни детей. Животные становятся
главными героями произведения.
А.К. Шомахов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворение «Зэраншу»
(«Сорванец»).

Стихотворение

о

мальчике,

который

все время шалит, герое смешных историй. Средства юмористической характеристики в
стихотворении. Мир детства в стихотворении.
А.М. Ханфенов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворение «Сэ
къысщохъур

абы

сыщIыгъуауэ…»

(«Мнится

мне,

что

был

я с ним…»). Главная тема стихотворения. Патриотические подвиги людей в годы Великой
Отечественной войны в стихотворении. Нравственные уроки мужества простого народа.
З.М. Тхагазитов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворение
«Гуапагъэ» («Сердечность»). Авторская позиция. Основная мысль стихотворения. Милосердие,
сердечность, доброта и сострадание в жизни человека.
М.И. Бакуева. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «ЩIакхъуэ»
(«Хлеб»). Противопоставление человека и обстоятельств в военное время. Сила духа матери.
Женщина-мать в годы войны. Поучительный характер произведения: воспитание бережного
отношения к хлебу.
Б.Х. Гаунов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Уэ къэкIуэж закъуэ,
папэ» («Ты только вернись, папа»). Тема тяжелой послевоенной жизни в маленьком ауле. Мечты и
реальность военного детства.
Л.М. Губжоков. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Бжьэ къэпщIахэ»
(«Пчелиный рой»). Воспитание уважения к труду и человеку труда. Положительное влияние
пчеловода

Мусы

на

мальчиков.

Пчеловодство

в жизни адыгов. Главная идея рассказа, его поучительный характер.
Х.К. Бештоков. Краткие сведения о жизни и творчестве поэта. Стихотворение «Адэжь
щIыналъэ» («Земля отцов»). Любовь поэта к родному краю. Красота природы родного края,
средства ее изображения. Образ лирического героя. Композиция стихотворения.
А.Т. Куантов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Джэрпэджэж»
(«Эхо»). Тема человека и природы. Экологическая тема: защита окружающей природы. Связь
поколений. Образ старших - пример для подражания младшего поколения. Тема традиций народа,
их роли в воспитании подрастающего поколения.
Б.М. Гедгафов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворения «Си анэбзэ,
си адыгэбзэ» («Язык моей матери, мой язык»). Изображение любви к родному языку, родной земле.
Неразрывность связи родного языка и родной земли. Связь поколений через обычаи и традиции
народа - основная мысль произведения.
2.6. Басни.
Б.Г. Кагермазов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Басни «Хьэдзыгъуанэмрэ
Бжьэмрэ» («Оса и пчела»), «Укъызэрынэжыну зыщI» («Будь собой»). Особенности характеров

персонажей. Роль животных. Тема жадности. Аллегория и мораль. Образы животных как отражение
человеческих свойств в баснях. О морали басни.
2.7. Теория литературы.
Народные сказки. Виды сказок. Литературные сказки. Связь с устным народным
творчеством. Роль и значение литературных сказок в воспитании. Идейно-художественные
особенности

литературных

сказок.

Жанровые

признаки

и фольклорная основа литературных сказок. Понятие о стихотворной сказке. Торжество
справедливости - главная идея сказок. Нравственная проблематика. Сходство и различие
литературной и народной сказок (композиционные и языковые особенности). Литературные
приёмы создания сказочной ситуации. Народный юмор, красочность и яркость языка.
Фольклоризмы в произведениях.
Понятие

о

жанре

рассказа.

Отличие

поэтического

произведения

от прозаического. Эпитет как средство художественной выразительности.
Основные

признаки

стихотворения.

Сравнение

и

олицетворение

как

средства

художественной выразительности.
Средства художественной изобразительности в произведении. Композиция произведения.
Сатира и юмор. Их место в художественной литературе. Юмор (развитие представления),
речевая характеристика персонажей (начальное представление).
Литературный герой, его собирательный образ.
Понятие о жанре басни, жанровое различие басни, стихотворения и рассказа. Аллегория и
мораль.
2.8. Содержание обучения в 6 классе.
2.8.1. Введение. Литература и читатель. Художественные и нехудожественные произведения.
Художественная литература в жизни человека, ее место и значение. Роль литературы в воспитании
и развитии подрастающего поколения. Национальная литература и его особенности.
2.8.2. Адыгский фольклор.
Сказания о нартах. «Лъэпщ Iэдэ зэрищIар» («Как Тлепш смастерил щипцы»), «Нартхэ я
гъубжэ» («Серп нартов»), «Батэрэз иныжьыр иукIыу Уэзырмэс къызэрихьыжар» («Как Батараз
сразил Иныжа и вернул нартам Озермеса»). Нартские сказания о Батаразе. Отношение к нему
других героев эпоса. Отзвуки древних обычаев в сказаниях о Батаразе.
2.8.2. Исторические предания.
Устное творчество, основанное на исторических событиях: «Андемыркъан теухуа псалъэ»
(«Слово
и

япэ

о

герое

ежьэгъуэмрэ

Андемиркане»),
и

хъыбар»

«Андемыркъан

(«Предание

о

и

происхождении

къэхъукIамрэ
Андемиркана

и его первом наездничестве»). Образ Андемиркана как национального героя, защитника
порабощенных и униженных. Борец с несправедливостью и социальным неравенством.
2.8.4. Сказание «Къэзанокъуэ Жэбагъы теухуа псалъэ» («Сказания о мудреце Джабаги
Казаноко»).

Значение

сказаний

о

Джабаги

в

утверждении

веры

в

доброту

и справедливость. Его место в устном народном творчестве народов Северного Кавказа.
Сказание «Хэт мысэр» («Кто виновен?»). Тема сказания и его главные герои. Актуальность
сказания для нашего времени.
2.9. Кабардино-черкесская литература начала XX века.
А.А. Шогенцуков. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Хьэжыгъэ пут
закъуэ» («Пуд муки»). Сюжет и герои рассказа. Роль пейзажа в рассказе. Сочувствие к
крестьянским детям. Тяга Хасета к получению образования. Образ Хасета и Мурата в рассказе.
Роль образов двух мальчиков в выражении основной мысли автора.
Поэма «ЩIымахуэ жэщ» («Зимняя ночь») (отрывок). Основная тема поэмы. Главные герои
поэмы. Трагедия матери, потерявшей ребенка. Произведение о борьбе простого народа за
счастливое будущее.
К.Б. Дугужев. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Мырсыт» (кличка
собаки). Взаимоотношения людей и природные явления в рассказе. Идея бережного отношения к
животным. Роль и место домашних животных в жизни людей.
2.10. Произведения о Великой Отечественной войне.
Х.М. Братов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Замир» («Замир»).
Солдатские будни, пробуждающие чувство скорбной памяти павших на полях сражений. Чувство
любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. Роль образа героя, его имени в
выражении основной темы рассказа.
М.М. Шибзухов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «НатIэху»
(«Белолобый»). Произведение о жизни простых людей в немецкой оккупации. Боевой конь как
символ свободы и героизма народа.
Б.К. Журтов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Дадэ деж
лъагъунлъагъу» («Посещение дедушки»). Жизнь жителей аула в тяжелое время оккупации во время
Великой

Отечественной

войны.

Образ

мальчика,

способного

на героический поступок. Роль образа героя, его имени в выражении основной мысли рассказа.
А.К. Шомахов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «ЗэкъуэшитI»
(«Два брата»). Душевная чистота главных героев. Нравственные проблемы рассказа: дружба,
честность, доброта, понятие долга. Национальное преломление общечеловеческих ценностей в
рассказе.
2.11. Литература послевоенного времени.

А.П. Кешоков. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворение «Гъуэгу
къежьапIэ» («Начало пути»). Любовь к родному языку. Тема неразрывности языка и жизни народа:
в нем его природа, его душа и быт.
Язык и стиль стихотворения «Поэзие» («Поэзия») (или: «Пасэрей хабзэ» («Древний
обычай»)).
Б.Г. Кагермазов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворение «ЗауэлIым
и псылъэ» («Солдатская фляжка»). Тяжелое время войны в произведении. Солдатская фляжка
погибшего на Курпских высотах как символ героизма и самоотверженности советских солдат.
Лирический герой. Обращение лирического героя к погибшим друзьям. Язык и стиль
стихотворения.
Б.К. Утижев. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Насыпыр щагуэшыр
пщэдджыжьырщ» («Счастье раздают на рассвете»). Жизнь и быт народа в период послевоенного
восстановления. Взаимоотношения детей и родителей. Семейные ценности в рассказе. Особенности
композиции и языка рассказа.
А.К. Сонов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Народно-поэтический колорит
стихотворения «Шагъдий» («Шагди»). Тема красоты, гармонии человека с миром. Гармоничность и
музыкальность поэтической речи поэта.Стихотворение «Налшык паркым» («В парке Нальчика»).
2.12. Окружающий мир.
М.М. Кармоков. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Парий» (кличка
собаки). Отношение человека к домашним питомцам. Чувство ответственности и привязанности
формирует

характер

человека. Преданность

братьев наших меньших нельзя предавать.

Художественные средства, которые использует автор, чтобы выразить характер образов и героев
рассказа.
Б.Г. Тхамоков. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «Лъэбыцэ»
(«Тлябица»). Взаимосвязь человека и окружающей среды. Тема охраны природы.
С.Х. Хахов. Рассказы «Мэзым» («В лесу»), «ЖыгитI» («Два дерева»). Красота весеннего
леса. Взаимосвязь природы и человека.
Л.М. Губжоков. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворения
«Къуршхэр плъырщ» («Горы стоят на страже»), «ГъуэгущхьэIу жыг» («Придорожное дерево»).
Тема

природы

в

стихотворении.

Чувство

любви

к родной природе, родине. Художественные средства, передающие различные состояния природы.
2.13. Литература народов России.
Русская литература.
М.Ю. Лермонтов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Поэма «Мцыри» в
переводе Ацканова Руслана Хасбиевича (в сокращении). Восхищение поэта Кавказом и его

жителями. Свободный, сильный дух героя поэмы. Образ монастыря и образы природы, их роль в
произведении. Тема свободы народа и конкретного человека.
2.14. Литература народов Кабардино-Балкарии, Северного Кавказа.
Литература балкарского народа. Литература народов Северного Кавказа, их взаимосвязь.
К.Ш. Кулиев. Краткие сведения о жизни и творчестве поэта. Стихотворение «Анэ» («Мать»).
Любовь и почитание матери. Изображение выносливости и терпеливости матери в стихотворении.
Основная мысль стихотворения.
2.12. Произведения кабардино-черкесской литературы для обзорного изучения.
Д.К. Хаупа. Краткие сведения о жизни и творчестве поэта. Стихотворения «Музыкэ»
(«Музыка»), «Сыздэшэжи къуажэм ущехыжкIэ…» («Возьми меня с собой в аул…»). Воздействие
музыки на эмоциональную сферу и нравственный мир человека. Символы, с помощью которых
автор обозначает любовь к родному краю, к матери.
Х.Х. Кауфов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Очерк «Къанкъуэщыр уафэм
хуэзыша дэкIуеипIэхэр» («Ступени, приведшие Канкошева в небо»). Очерк из документальной
повести «Къуршыбгъэм и уафэр лъагэщ» («Орел летит высоко»). Очерк о героизме летчика
А. Канкошева. Защита родной земли от немецких захватчиков как основная цель человека на войне.
С.Х. Жилетежев. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Рассказ «КIыгуугу
лъэпкъыр зэрыкIуэдыжар» («Как исчез род кукушек»). Основная мысль рассказа. Тема сохранения
родного языка. Образ кукушки как олицетворение человека, пренебрегшего родным языком. Роль
изобразительно-выразительных средств языка в рассказе.
Х.Я. Абитов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Стихотворение «Бгы
абрагъуэмрэ джэдыкIэ цIыкIумрэ» («Скала и маленькое яйцо»). Образность стихотворения.
Метафоричность образа скалы и яйца. Сила духа в стихотворении. Мораль стихотворения.
Композиция стихотворения. Выявление средств художественной выразительности.
2.13. Теория литературы.
Героический

нартский

эпос.

Композиция

сказаний,

система

образов,

средства

художественной выразительности.
Первоначальные представления о поэме как поэтическом жанре.
Традиции литературы. Автор и главный герой произведения. Проблемы, которые поднимает
автор. Сюжет, фабула.
Стихотворные размеры (стопа, ямб, хорей).
Развитие понятия о сравнении и олицетворении.
Лирический герой. Патриотическая лирика.
Очерк, его отличие от рассказа.
Лирический герой, патриотическая лирика.

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ (КАБАРДИНО-ЧЕРКЕССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В

результате

изучения

предмета

«Родная

(кабардино-черкесская)

литература»

у

обучающегося на уровне основного общего образования будут сформированы следующие
личностные результаты:
Личностные результаты
гражданского воспитания:
−

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение

прав, свобод и законных интересов других людей;
−

активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,

родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных
произведениях;
−

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

−

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

−

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных

нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
−

представление о способах противодействия коррупции;

−

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и

взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы, активное участие в школьном
самоуправлении;
−

готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям,

нуждающимся в ней);
патриотического воспитания:
−

осознание

российской

гражданской

идентичности

в

поликультурном

и

многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений
родной (кабардино-черкесской) и русской литературы, а также литератур народов РФ;

−

ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству,

боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных
произведениях;
−

уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и

природному наследию и памятникам, традициям разных народов, в особенности кабардинского
народа, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе;
духовно-нравственного воспитания:
−

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с

оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
−

готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других

людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
−

активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в

условиях индивидуального и общественного пространства;
эстетического воспитания:
−

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других

народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных
произведений;
−

осознание

важности

художественной

литературы

и

культуры

как

средства

коммуникации и самовыражения;
−

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных

традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства;
физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

и

эмоционального

благополучия:
−

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

−

ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни

(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
−

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,

наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение
правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе
школьного литературного образования;
−

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,

информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;

−

умение принимать себя и других, не осуждая;

−

умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из

литературных произведений, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
−

сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же

права другого человека с оценкой поступков литературных героев;
трудового воспитания:
−

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,

города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
−

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на

основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на
страницах литературных произведений;
−

осознание

важности

обучения

на

протяжении

всей

жизни

для

успешной

профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность
адаптироваться в профессиональной среде;
−

уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении

произведений русского фольклора и литературы;
−

осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных

планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
экологического воспитания:
−

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения

задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды;
−

повышение

уровня

экологической

культуры,

осознание

глобального

характера

экологических проблем и путей их решения;
−

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе

сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические
проблемы;
−

осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,

технологической и социальной сред;
−

готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

ценности научного познания:
−

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об

основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с

природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные
литературные произведения;
−

овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

−

овладение основными навыками исследовательской деятельности с учетом специфики

школьного литературного образования;
−

установка

на

осмысление

опыта,

наблюдений,

поступков

и

стремление

совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
−

освоение

обучающимися

социального

опыта,

основных

социальных

ролей,

соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой
культурной среды;
−

изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;

−

способность действовать в условиях неопределенности, повышение уровня своей

компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
−

навык выявления и связывания образов, необходимость в формировании новых знаний, в

том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое
развитие;
−

умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам,

выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия
примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее – оперировать
понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого
развития;
−

анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

−

оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и

преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
−

воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

−

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;

−

формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить

позитивное в произошедшей ситуации;

−

быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
Метапредметные результаты

В результате изучения предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература» в 5–9 классах
обучающийся овладеет универсальными учебными познавательными действиями:
базовые логические действия:
−

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и

учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов
историко-литературного процесса);
−

устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные

объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения,
определять критерии проводимого анализа;
−

с

учетом

предложенной

задачи

выявлять

закономерности

и

противоречия

в

рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;
−

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

−

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной

учебной задачи;
−

выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и

процессов;
−

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,

умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
−

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами

текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом
самостоятельно выделенных критериев);
базовые исследовательские действия:
−

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном

образовании;
−

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным

состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
−

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,

аргументировать свою позицию, мнение;
−

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по

установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;

−

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе

исследования (эксперимента);
−

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного

наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
−

прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в

аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях;
работа с информацией:
−

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе

литературной и другой информации или данных из источников с учетом предложенной учебной
задачи и заданных критериев;
−

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и

другую информацию различных видов и форм представления;
−

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,

версию) в различных информационных источниках;
−

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой

информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами,
иной графикой и их комбинациями;
−

оценивать

надежность

литературной

и

другой

информации

по

критериям,

предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
−

эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.

В результате изучения предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература» в 5–9 классах
обучающийся овладеет универсальными учебными коммуникативными действиями:
общение:
−

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями

и целями общения;
−

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

−

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,

знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных
произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
−

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и

корректно формулировать свои возражения;

темы

−

в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой

и

высказывать

идеи,

нацеленные

на

решение

учебной

задачи

и

поддержание

благожелательности общения
−

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать

различие и сходство позиций;
−

публично

представлять

результаты

выполненного

опыта

(литературоведческого

эксперимента, исследования, проекта);
−

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и

особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов;
совместная деятельность:
−

использовать

преимущества

командной

(парной,

групповой,

коллективной)

и

индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
−

принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по ее

достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
−

уметь обобщать мнения нескольких людей; проявлять готовность руководить, выполнять

поручения, подчиняться;
−

планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной

учебной деятельности, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех
участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в
групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
−

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему

направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;
−

оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным

участниками взаимодействия на литературных занятиях;
−

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение

результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета
перед группой.
В результате изучения предмета «Родная (кабардино-черкесская) литература» в 5–9 классах
обучающийся овладеет универсальными учебными регулятивными действиями:
самоорганизация:

−

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя

ситуации, изображенные в художественной литературе;
−

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие

решения в группе, принятие решений группой);
−

самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать

способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
−

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и

корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом
литературном объекте;
−

делать выбор и брать ответственность за решение;

самоконтроль:
−

владеть

способами

самоконтроля,

самомотивации

и

рефлексии

в

школьном

литературном образовании;
−

давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

−

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении

учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
−

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать

оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
−

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся

ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
−

оценивать соответствие результата цели и условиям;

эмоциональный интеллект:
−

развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и

эмоциями других;
−

выявлять и анализировать причины эмоций;

−

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого,

анализируя примеры из художественной литературы;
−

регулировать способ выражения своих эмоций;

принятие себя и других:
−

осознанно

относиться

к

другому

человеку,

его

взаимоотношениями литературных героев;
−

признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

−

принимать себя и других, не осуждая;

мнению,

размышляя

над

−

проявлять открытость себе и другим;

−

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Предметные результаты
5 класс
Обучающийся научится:
−

анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею,

литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставляя их действия и поступки,
сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
−

определять в произведении элементы сюжета, композиции;

−

определять в произведении изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и

олицетворение), понимать их роли в раскрытии содержания произведения;
−

пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных

средств родного языка, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
−

вести диалог на материале прочитанного произведения;

−

выбирать произведения устного народного творчества для самостоятельного чтения,

руководствуясь конкретными целевымиустановками;
−

рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;

−

составлять простой план художественного произведения (или фрагмента), при

необходимости – цитатный;
−

создавать небольшие тексты в устной и письменной форме по типу сочинений и

малых жанров художественной литературы;
−

писать сочинение-описание и сочинение-повествование на материале жизненных и

литературных впечатлений;
−

читать выразительно по ролям прозаические произведения;

−

участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и

публично представлять их результаты (с учетом литературного развития обучающихся);
−

владеть начальными умениями использовать энциклопедии, словари и справочники по

литературе, в том числе ЭФУ;

4. Тематическое планирование 5 класс – 34 ч.
Тема,
раздел
курса

Программное
содержание

Введение Книга – наш верный
друг.
Литература как вид
искусства и способ
отображения
прошлого, настоящего
и будущего народа в
художественных
образах

Устное
народное
творчест
во

Адыгский фольклор.
Народные сказки.
Виды сказок (обзор).
Cказки о животных.
«Бажэ хеящIэ» («Лисасудья»).
Бытовой характер
сказки. «Къэблэжьар
лъапIэщ» («Что
заработано, то
дорого»).
Волшебная сказка.
«Иныжьым и къан»
(«Приемный сын
Иныжа»).
Эпос «Нарты».
«Сосрыкъуэ и
джатэмрэ и шымрэ»
(«Конь и меч
Сосруко»).
Пословицы и
поговорки.
Загадки.

Кол
-во
Основные виды деятельности обучающихся
часо
в
1
Знакомиться со структурой и содержанием учебникахрестоматии 5 класса.
Знакомиться с историей создания книги, определять
роль
книги
в
жизни
человека,
специфику
художественной литературы как искусства слова,
обозначать круг читательских интересов школьников,
готовиться к восприятию курса литературы в 5 классе.
Определять литературу как вид искусства и способ
отображения прошлого, настоящего и будущего народа
в художественных образах.
Определять влияние литературы на формирование в
человеке нравственного и эстетического чувства.
Сравнивать литературу и жизнь.
Аргументировать восприятие кабардино-черкесской
литературы как вида искусства, а человека как объекта
литературы.
Выразительно читать статью учебника, находить и
вычитывать цитаты писателей о роли книги и чтения.
Высказывать собственное мнение о роли чтения в
жизни человека.
Определять роль художественных произведений в
жизни обучающегося, используя тексты из начальных
классов
4
Анализировать известные жанры фольклора: сказки,
исторические и героические песни, сказания из эпоса
«Нарты»,
пословицы,
поговорки,
загадки,
скороговорки.
Выделять нравственную тематику фольклорных
текстов.
Выразительно читать отрывки сказок, составлять
вопросы.
Выделять связи фольклора с литературой.
Различать волшебные, бытовые и сказки о животных,
определять их особенности.
Выявлять в сказках разных видов художественные
образы (образ человека, образ природы, образ
животного, образ предмета).
Выявлять характерные для волшебных сказок
художественные приемы и фантастические элементы и
определять их роли в сказке.
Определять характерные для народных сказок
художественные приемы (постоянные эпитеты,
троекратные повторы).
Сопоставлять варианты сказок.
Характеризовать
образы
главных
героев
и
осуществлять нравственную оценку персонажей

Скороговорки.
Теория литературы:
народные сказки, виды
сказок,
художественное
произведение и
фольклор

Сочинение

2

сказок.
Презентовать и защищать собственные иллюстрации к
сказке,
рецензировать
иллюстрации
своих
одноклассников.
Устно и письменно сопоставлять иллюстрации разных
художников.
Выявлять мораль в сказках.
Пересказывать самостоятельно прочитанную сказку и
характеризовать тему, идею, сюжет и композицию
сказки, определять вариативность народных сказок,
аллегоричность, тематическое разнообразие сказок.
Выделять нравственную тематику фольклорных
текстов.
Находить гиперболы (без терминологии) в тексте.
Использовать при чтении и пересказе текста основные
средства интонационной выразительности: пауза, тон,
темп, интонация, тембр, сила голоса (в том числе при
чтении по ролям).
Составлять развернутый устный ответ на проблемный
вопрос (составлять план ответа, подбирать материалы
и цитаты, аргументировать свое мнение).
Воспринимать и выразительно читать сказки и
пересказывать от лица героя.
Прослушивать звукозаписи в актерском исполнении
(фонохрестоматия).
Устно
рецензировать
выразительное
чтение
одноклассников, чтение актеров.
Различать пословицы и поговорки в устных и
письменных высказываниях.
Обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным
образам в различных ситуациях речевого общения.
Сопоставлять адыгские и русские пословицы.
Объяснять
характерные
отличия
эквивалентов
пословиц в кабардинских русских и др. пословиц и
поговорок.
Истолковывать и определять жанровые признаки
произведения малого жанра детского фольклора.
Читать эпизоды сказок по ролям, устно рецензировать
чтение и пересказ одноклассников.
Сочинять по аналогии небольшие произведения
фольклорного жанра – сказки, загадки.
Выполнять индивидуальный проект. Работать со
словарем.
Работать
с
каталогами
библиотек,
библиографическими
указателями,
интернетресурсами
Писать сочинения 0,5-1 стр.
Написать творческое сочинение типа описания и
повествования
на
материале
жизненных
и
литературных впечатлений.
Выстраивать с помощью учителя траекторию
самостоятельных ответов.

Литерату Литературная
сказка
рная
«Елбэздыкъуэ»
сказка
(«Эльбаздуко»).
Б. Жанимов «Дыщэ
баш»
(«Золотой
посох»).
Теория литературы:
литературные сказки

2

Кабарди
ночеркесск
ая
литерату
ра
XX
века

3

А. П. Кешоков.
Стихотворение «Адыгэ
хэку»
(«Адыгский
край»).
Н. А. Цагов. Рассказ
«Уэсыр
сытым
къыхэкIрэ?» («Откуда
берется снег?»).
А. А. Шогенцуков.
Стихотворения
«Бжьыхьэ» («Осень»),
«ЩIымахуэ» («Зима»),
«Гъатхэ» («Весна»)

Создавать сочинения-миниатюры по картине.
Сопоставлять сюжетные линии схожих произведений.
Определять и выделять общечеловеческие ценности в
поднятых в произведениях проблемах
Подготовить краткое сообщение о писателе, составлять
хронологическую таблицу жизни и творчества
писателей. Обсуждать ключевые фрагменты.
Отвечать на вопросы по прослушанному материалу.
Находить информацию об авторе и произведении в
справочной, энциклопедической литературе.
Определять
тему,
идеи,
художественноизобразительные средства.
Раскрывать фольклорную основу литературной сказки.
Находить элементы устного народного творчества и
определять их роль в произведении.
Отвечать на вопросы учителя и составлять
собственные вопросы по содержанию прочитанного и
прослушанного текста.
Сопоставлять героев и их поступки с героями других
произведений.
Различать
особенности
построения
и
языка
произведений
простейших
жанров
литературы
(народная и литературная сказка). Работать со
словарем.
Выстраивать с помощью учителя траекторию
самостоятельных ответов на поставленные вопросы.
Работать
с
каталогами
библиотек,
библиографическими
указателями,
интернетресурсами.
Участвовать в учебном диалоге и в коллективном
обсуждении произведения
Подготовить краткое сообщение о писателях,
составлять хронологическую таблицу жизни и
творчества писателей и поэтов.
Обсуждать ключевые фрагменты произведений.
Отвечать на вопросы по прослушанному материалу.
Подготовить собственное сообщение о жизни и
творчестве авторов.
Определять особенности использования элементов
фольклора и значение исторических событий в
произведении.
Находить элементы устного народного творчества и
определять их роль в произведении.
Отвечать на вопросы по тексту. Пересказать текст.
Формулировать тему стихотворения. Работать со
словами-неологизмами.
Определять значение слов: колхоз, колхозник, бригада
и др.
Выразительно читать, находить художественноизобразительные средства: сравнение в тексте.
Определять
роль
изобразительно-выразительных
средств языка

А. Н. Охтов.
Рассказ
«Дудакъ»
(«Дрофа»).
Теория литературы:
понятие
о
жанре
рассказа, эпитет

1

Проектная работа
«Си
ныбжьэгъу
псэущхьэхэр»
(«Мои
любимые питомцы»)

1

В. К. Абитов.
Стихотворение
«Мамырыгъэр
хъумэныр
текIуэныгъэщ»
(«Сохранение
мира
есть
победа»).
З. М.Налоев.
Стихотворения
«ПцIащхъуэ»
(«Ласточки»),
«ЩIымахуэ» («Зима»).
Б. И.
Куашев.
Стихотворение
«Си
гъусэщ» («Всегда со
мной»).
Теория литературы:
стихотворение
(основные признаки),
сравнение,
олицетворение
Произве Б. Г. Тхамоков.
дения о Рассказ
«Зэрыджэ
Великой Iэрамэ»
(«Кисть
Отечеств калины»).

3

4

Подготовить краткое сообщение о писателе, составлять
хронологическую таблицу жизни и творчества
писателя.
Обсуждать ключевые фрагменты прочитанного текста.
Отвечать на вопросы по прослушанному материалу.
Подготовить собственное сообщение о жизни и
творчестве писателя и теории литературы.
Отвечать на вопросы по прослушанному материалу.
Обсуждать прочитанное.
Работать в парах, в группе сверстников. Подготовить
собственное сообщение по теме. Выступать публично.
Выявлять общность темы произведения с темами
других произведений.
Определять место писателя в литературе.
Соотносить творчество писателей с фактами
общественной жизни и культуры
Участвовать в работе над коллективным проектом.
Собирать материал и обрабатывать информацию,
необходимую для написания проекта.
Развивать
умение
использовать
словари
и
справочники, в том числе в электронной форме.
Отстаивать свою точку зрения в ходе учебного
диалога.
Развивать умения коллективной проектной или
исследовательской деятельности под руководством
учителя и учиться публично представлять полученные
результаты
Подготовить краткое сообщение о писателях и поэтах,
составлять хронологическую таблицу жизни и
творчества писателей и поэтов.
Обсуждать ключевые фрагменты произведений.
Отвечать на вопросы по прослушанному материалу (с
использованием цитат).
Подготовить собственное сообщение по теме описания
природы в произведениях.
Отличать стихотворный текст от прозаического.
Определять тему и идею, значения терминов: ритм,
рифма, эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола.
Передавать эмоции при выразительном чтении
лирического произведения.
Формулировать вопросы к произведению.
Определять тему и основную мысль произведения.
Формулировать тему стихотворения.
Работать со словами-неологизмами.
Выразительно читать, находить художественноизобразительные средства: сравнение в тексте
Подготовить краткое сообщение о писателях,
составлять хронологическую таблицу жизни и
творчества писателей и поэтов.
Обсуждать ключевые фрагменты произведений.

енной
войне

Л. А. Бозиев.
Рассказ «Лонэ и зы
махуэ» («Один день
Лени»).
М. М. Кармоков.
Рассказ
«Зэман
хьэлъэм» («В тяжелое
время»), отрывок из
рассказа
«Дыжьын
фалъэ» («Серебряная
чаша»).
С. Х. Жилетежев.
Рассказ
«Нарт
и
ныбжьэгъухэр» («Нарт
и его друзья»)

А. К. Шомахов.
Стихотворение
«Зэраншу»
(«Сорванец»).
А. М. Ханфенов.
Стихотворение
«Сэ
къысщохъур
абы
сыщIыгъуауэ…»
(«Мнится мне, что я
был вместе с ним»).
З. М. Тхагазитов.
Стихотворение
«Гуапагъэ»
(«Сердечность»).
Теория литературы:
сатира и юмор

3

Выявлять общность темы произведений.
Определять актуальность произведения, выявлять
черты национального характера героев-добровольцев.
Осознавать значимость и важность изучения
героических подвигов народа в годы Великой
Отечественной войны.
Определять место писателей в литературе. Соотносить
творчество писателей с фактами общественной жизни
и культуры.
Характеризовать
художественно-изобразительные
средства в тексте. Определять художественное
своеобразие произведения, специфику в раскрытии
темы детства.
Характеризовать образы детей, главных героев в
повести.
Выразительно
читать
текст.
Пересказывать
произведение выборочно или по плану. Отвечать на
вопросы по прослушанному материалу. Обсуждать
прочитанное.
Выявлять роли героев, портрет, пейзаж, детали в
раскрытии содержания. Обосновать и раскрывать
духовно-нравственный
и
эстетический
смысл
произведения.
Составлять простой и сложный план текста.
Использовать различные виды пересказа (подробный,
краткий, выборочный, с элементами комментария, с
творческим заданием).
Излагать свои мысли письменно и аргументировать
свою точку зрения.
Воспроизводить сюжет изученного произведения и
объяснять внутренние связи его элементов
Подготовить краткое сообщение о поэтах, составлять
хронологическую таблицу жизни и творчества поэтов.
Обсуждать ключевые фрагменты.
Определять тему и идею, значения терминов: ритм,
рифма, эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола.
Отличать стихотворный текст от прозаического.
Определять нравоучительный, сатирический характер
произведений Шомахова. Находить в тексте
олицетворения, определять роль олицетворений в
художественных
произведениях.
Определять
авторскую позицию, выраженную через олицетворение
в стихотворении.
Передавать эмоции при выразительном чтении
лирического произведения.
Словесно
воспроизводить
картины,
созданные
писателем (пейзаж, портрет).
Аргументировать
свое
отношение
к
героям
произведения, объяснять мотивы поведения героев,
сопоставлять и оценивать их поступки, переживания,
речь, находить прямые авторские оценки.
Характеризовать героев, находить и определять роль

М. И.Бакова.
Рассказ
«Щlакхъуэ»
(«Хлеб»).
Б. Х Гаунов.
Рассказ «Уэ къэкIуэж
закъуэ, папэ» («Ты
только вернись, папа»).
Л. М Губжоков.
Рассказ
«Бжьэ
къэпщIахэ»
(«Пчелиный рой»).
Теория литературы:
литературный герой

3

Х. К. Бештоков.
Стихотворение «Адэжь
щIыналъэ»
(«Земля
отцов»)

1

Проект

1

«Си

Хэку»

изобразительно-выразительных средств.
Выявлять роли героев, портрет, пейзаж, детали в
раскрытии содержания
Подготовить краткое сообщение о писателях,
составлять хронологическую таблицу жизни и
творчества писателей.
Обсуждать ключевые фрагменты произведений.
Отвечать на вопросы по прослушанному материалу (с
использованием цитат).
Подготовить собственное сообщение по теме.
Определять место писателей в литературе. Соотносить
творчество писателей с фактами общественной жизни
и культуры.
Характеризовать
художественно-изобразительные
средства в тексте.
Словесно
воспроизводить
картины,
созданные
писателем (пейзаж, портрет).
Аргументировать
свое
отношение
к
героям
произведения, объяснять мотивы поведения героев,
сопоставлять и оценивать их поступки, переживания,
портреты, речь, находить прямые авторские оценки.
Определять
художественное
своеобразие
произведения,специфику в раскрытии темы детства.
Находить элементы устного народного творчества и
определять их роль в произведении.
Характеризовать образы детей, главных героев в
повести.
Выразительно
читать
текст.
Пересказывать
произведение
выборочно
или
по
плану.
Формулировать
вопросы
к
произведению.
Пользоваться элементарными навыками анализа.
Работать в команде, инициировать диалог.
Собирать материал и обрабатывать информацию,
необходимую для написания проекта
Подготовить краткое сообщение о поэте, составлять
хронологическую таблицу жизни и творчества поэта.
Обсуждать ключевые фрагменты стихотворения.
Отвечать на вопросы по прослушанному материалу.
Определять тему и идею, значения терминов: ритм,
рифма, эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола.
Отличать стихотворный текст от прозаического.
Передавать эмоции при выразительном чтении
лирического произведения.
Формулировать вопросы к произведению.
Определять тему и основную мысль произведения.
Характеризовать героев, находить и определять роль
изобразительно-выразительных средств.
Выявлять роли героев, портрет, пейзаж, детали в
раскрытии содержания.
Развивать
умение
использовать
словари
и
справочники, в том числе в электронной форме
Участвовать в работе над коллективным проектом.

«Мой край родной»

Басни

А. Т. Куантов.
Рассказ «Джэрпэджэж»
(«Эхо»)

1

Б. М. Гедгафов.
Стихотворение
«Си
анэбзэ, си адыгэбзэ»
(«Язык моей матери,
мой язык»)

1

Б. Г. Кагермазов.
Басни
«Хьэдзыгъуанэмрэ

1

Собирать материал и обрабатывать информацию,
необходимую для написания проекта.
Развивать
умение
использовать
словари
и
справочники, в том числе в электронной форме.
Отстаивать свою точку зрения.
Развивать умения коллективной проектной или
исследовательской деятельности под руководством
учителя и учиться публично представлять полученные
результаты
Выразительно
читать
фрагменты
рассказа.
Пересказывать текст (кратко и выборочно). Обсуждать
ключевые фрагменты рассказа.
Отвечать на вопросы по прослушанному материалу.
Подготовить собственное сообщение по теме «Образ
детства в произведении».
Определять место писателя в литературе. Соотносить
творчество писателя с фактами общественной жизни и
культуры.
Характеризовать
художественно-изобразительные
средства в тексте. Определять художественное
своеобразие произведения, специфику в раскрытии
темы детства. Характеризовать образы детей, главных
героев в рассказе.
Выразительно
читать
текст.
Пересказывать
произведение
выборочно
или
по
плану.
Формулировать
вопросы
к
произведению.
Пользоваться элементарными навыками анализа.
Работать в команде, инициировать диалог.
Собирать материал и обрабатывать информацию,
необходимую для написания проекта. Развивать
умение использовать словари и справочники, в том
числе в электронной форме
Определять тему и идею, значения терминов: ритм,
рифма, эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола.
Отличать стихотворный текст от прозаического.
Знакомиться с книгами автора. Объяснять роль
родного языка.
Определять позицию лирического героя в отношении
сохранения родного языка. Анализировать приемы
использования
выразительных
средств
языка.
Выразительно
читать
стихотворение
наизусть.
Передавать эмоции при выразительном чтении
лирического произведения. Формулировать вопросы к
произведению. Определять тему и основную мысль
произведения.
Характеризовать героев, находить и определять роль
изобразительно-выразительных средств.
Выявлять роли героев, портрет, пейзаж, детали в
раскрытии содержания
Определять мораль басни. Передавать эмоции при
выразительном чтении басни. Аргументировать свое
отношение к героям басни, оценивать их поступки,

Развитие
речи
Подведе
ние
итогов

Бжьэмрэ»
(«Оса и
пчела»),
«Укъызэрынэжыну
зыщI» («Будь собой»).
Теория литературы:
понятие о жанре басни,
жанровое
различие
басни, стихотворения и
рассказа, аллегория и
мораль
Сочинение

Повторение.
Беседа о наиболее
значимых изученных
произведениях.
Годовая контрольная
работа / тестирование

2

1

коллективно обсуждать проблематику произведения.
Определять основные жанровые различия басни,
стихотворения и рассказа.
Совместно обсуждать значения понятий аллегория и
мораль в контексте жанра басни. Участвовать в
диалоге по прочитанным произведениям, понимать
чужую точку зрения и аргументировано отстаивать
свою.
Использовать словари и справочники, в том числе в
электронной форме
Писать сочинения 0,5-1 стр. Написать творческое
сочинение типа описания и повествования на
материале жизненных и литературных впечатлений.
Создавать сочинения-миниатюры по картине
Рассказать
об изученных
и
самостоятельно
прочитанных произведениях. Выразительно прочитать
понравившиеся произведения или отрывки из них.
Повторить теоретические понятия. Сделать выставку
книг и иллюстрации.
Провести викторину по пройденным темам.
Выполнить годовую контрольную работу в форме
тестирования

№п/п

1
2
3
4
5
6
7
8

9

10

11
12

13
14

5. Календарно – тематический план 5 класс
( сыхь. 34)
Яджыну темэхэр
Зэман
щаджы
ща
нур
джар
Адыгэ IуэрыIуатэ – с.4
Хэзыгъэгъуазэ. Адыгэ IуэрыIуатэ. Адыгэ псысэхэр.
«Бажэ хеящIэ», «Къэблэжьар лъапIэщ» псысэхэм фIым
фIы къызэрыпэкIуэр къызэрыхэщыр.
«Иныжьым и къан» псысэм лэжьыгъэр, гъэсэныгъэр
къызэрыхэщыр.
Нарт хъыбархэр. «Сосрыкъуэ и джатэмрэ и шымрэ».
Псалъэжьхэмрэ псалъэ шэрыуэхэмрэ. Къуажэхьхэр.
ПсынщIэрыпсалъэхэр.
Б.З. «Сэ сигу ирихьа псысэр» сочиненэм
хуэгъэхьэзырын.
Б.З. Сочиненэ: «Сэ сигу ирихьа псысэр»
егъэтхыжын.
КлассщIыб еджэныгъэ. Къэзанокъуэ Жэбагъы:
«Хабзэмрэ пэжымрэ», «Жэбагъы и хъуэхъу».
Литературнэ псысэхэр – с. 4
Художественнэ тхыгъэр IуэрыIуатэм
къызэрыщхьэщыкIыр. КIыщокъуэ Алим и гъащIэм
теухуа обзор, «Адыгэ Хэку» усэр.
КIыщокъуэ Алим и «Елбэздыкъуэ» литературнэ псысэм
«ЛIыгъэ зиIэ, лIыгъэ щIапIэ йохуэ» псалъэжьыр
къызэрыхэщыр.
Жаным Борис и гъэщIэм теухуа обзор, «Дыщэ баш»
литературнэ псысэр.
Жаным Борис «Дыщэ баш». Литературнэ псысэкIэ
зэджэр. Литературнэ псысэхэмкIэ тест лэжьыгъэхэр.
Адыгэ литературэ – с. 17
Цагъуэ Нурий и гъащIэм теухуа обзор, «Уэсыр сытым
къыхэкIрэ?»
ЩоджэнцIыкIу Алий и гъащIэм теухуа обзор,
«Бжьыхьэ», «Гъатхэ» «ЩIымахуэ» усэхэр. Рифмэрэ

Сыхь.
бж.

1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1
1

1
1

15

16

17
18

19

20
21
22
23
24
25
26

27

28

29
30
31

32
33

ритмрэ.
КлассщIыб еджэныгъэ. КIыщокъуэ
Алим: «Бажэ пшынэ».
Мэз псэущхьэхэм теухуауэ проект лэжьыгъэ.
Уэхъутэ Абдулыхь и гъащIэм теухуа обзор, «Дудакъ»
рассказым дыкъэзыухъуреихь дунейр хуэсакъыу хъумэн
зэрыхуейм дыкъызэрыхуриджэр.
Литературэм и теорие. Рассказым теухуауэ. Эпитет.
АбытIэ
Владимир и
гъащIэм
теухуа обзор,
«Мамырыгъэр хъумэныр текIуэныгъэщ» тхыгъэр. Нало
Заур «ПцIащхъуэ», «ЩIымахуэ» усэхэр.
КIуащ БетIал и гъащIэм теухуа обзор, «Си гъусэщ»
усэм тхылъым къалэн зэхуэмыдэу цIыхум хуищIэр
къызэрыхэщыр.
Усэр
гукIэ.
Зэгъэпщэныгъэ.
Къэгъэпсэуныгъэ (Олицетворение).
Тхьэмокъуэ Барэсбийи гъащIэм теухуа обзор, «Зэрыджэ
Iэрамэ» рассказыр.
КлассщIыб
еджэныгъэ.
Щомахуэ
Залинэ
«Дыгъужьым имыгъэгъуар».
Бозий Людин и гъащIэм теухуа обзор, «Лонэ и зы
махуэ» рассказыр.
Къэрмокъуэ Мухьэмэд и гъащIэм теухуа обзор, «Зэман
хьэлъэм» рассказыр.
Жылэтеж Сэлэдин и гъащIэм теухуа обзор, «Нарт и
ныбжьэгъухэр» рассказыр.
Щомахуэ Амырхъан и гъащIэм теухуа обзор, «Зэраншу»
усэр. Ауанымрэ гушыIэмрэ.
Хьэнфэн Алим и гъащIэм теухуа обзор, «Сщохъур сэри
сащIыгъуа» усэр. Тхьэгъэзит Зубер и гъащIэм теухуа
обзор, «Гуапагъэ» усэмкIэ «ФIы щIэн» къалэн лъапIэм и
хэкуэгъухэр къызэрыхуриджэр.
БакIуу Марие и гъащIэм теухуа обзор. Зи адэр зауэм
ираджа
бынунагъуэр
зыхэхуа
къулейсызыгъэр
«ЩIакхъуэ» рассказым къызэрыхэщыр. Диалогымрэ
монологымрэ.
Гъэунэ Борис и гъащIэм теухуа обзор , «Уэ къэкIуэж
закъуэ, папэ» рассказыр. Зауэм теухуа тхыгъэхэмкIэ
тест лэжьыгъэхэр.
Б.З.
«Дыхуейкъым дэ зэи зауэ». Сочиненэм
хуэгъэхьэзырын.
Б.З. Сочиненэр нэгъэсыжын.
Гъубжокъуэ Лиуан и гъащIэм теухуа обзор, «Бжьэ
къэпщIахэр» рассказыр. Литературнэ лIыхъужьхэр.
Проект лэжьыгъэ.
Бещтокъуэ Хьэбас и гъащIэм теухуа обзор, «Адэжь
щIыналъэ» усэр.
КIуантэ Iэзид и гъащIэм теухуа обзор, «Джэрпэджэж»

1

1

1
1

1

1
1
1
1
1
1
1

1

1

1
1
1

1
1

34

рассказыр.
Джэдгъэф Борис и гъащIэм теухуа обзор «Си анэбзэ, си
адыгэбзэ» усэр. Къагъырмэс Борис и гъащIэм теухуа
обзор, «Хьэдзыгъуанэмрэ бжьэмрэ», «Укъызэрынэжыну
зыщI» басняхэр. Басня. «Адэжь щIыналъэ», «Си анэбзэ,
си адыгэбзэ».

1

С. 34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».