Рабочая программа учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык» для обучающихся 9 «А», «Б» классов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ СОШ с.п. Верхний Акбаш
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методическим объединением
учителей кабардиночеркесского языка и
литературы, истории,
обществознания и ОБЖ

Зам. директора по УВР

Директор

Протокол №1 от «29» 08
2023 г.

________________________ ________________________
Гонибова Ж.Ш.
Тарканова М.В.
от «29» 08 2023 г.
Приказ №64 от «30» 08
2023 г.

Рабочая программа
учебного предмета
«Родной (кабардино-черкесский) язык»
для обучающихся 9 «А», «Б» классов

Учитель: Тарканова Наталья Олеговна

с.п. В-Акбаш 2023г.

Федеральная рабочая программа по учебному предмету
«Родной (кабардино-черкесский) язык» ООО
1. Пояснительная записка.
1.1. Программа по родному (кабардино-черкесскому) языку для 9 класса
основного общего образования разработана с целью оказания методической помощи
учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной
на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.
В основе Программы родной (кабардино-черкесский) язык лежит системнодеятельностный подход, являющийся методологией федерального государственного
общеобразовательного стандарта. Использование системно-деятельностного подхода
способствует

формированию

творческого

мышления

обучающихся.

При таком подходе обучающийся становится субъектом собственной учебной
деятельности.
готовности

Системно-деятельностный
к

саморазвитию

и

подход

непрерывному

обеспечивает

формирование

образованию,

проектирование

и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, их
активную учебно-познавательную деятельность, построение образовательного процесса
с

учётом

индивидуальных

возрастных,

психологических

и

физиологических

особенностей обучающихся.
1.2. В
черкесский)

содержании
язык»

программы

выделяются

учебного

следующие

предмета

«Родной

содержательные

(кабардино-

линии:

речевая

деятельность и культура речи, общие сведения о языке (раскрывает взаимосвязь языка и
истории, языка и материальной и духовной культуры кабардинцев и черкесов,
отражающий межкультурные и языковые взаимодействия с другими народами России),
разделы науки о языке, (устройство языка и особенности функционирования языковых
единиц).
1.3. Изучение

родного

(кабардино-черкесского)

языка

направлено

на достижение следующих целей:
воспитание гражданина Российской Федерации, осознающего причастность
к кабардинскому и черкесскому народу, уважающего язык и культуру родного этноса и

2

других народов России, формирование отношения к кабардино-черкесскому языку как
к духовному наследию народа, ответственности за его изучение, сохранение и развитие;
формирование

у

обучающихся

коммуникативных

навыков,

помогающих

пользоваться средствами языка в различных жизненных ситуациях и сферах общения с
соблюдением норм этикета;
ознакомление с языковой системой, формирование базовых лексических,
грамматических,

стилистических,

орфоэпических,

орфографических

и пунктуационных знаний, умений и навыков, способности обучающегося к анализу и
оценке языковых явлений и фактов;
развитие умений работать с текстом на родном (кабардино-черкесском) языке,
осуществлять

поиск

информации

в

различных

источниках,

передавать

ее в самостоятельно созданных высказываниях разных типов, стилей и жанров.
1.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (кабардиночеркесского) языка, - в 7 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе - 68 часов (2
часа в неделю), в 9 классе - 68 часов (2 часа в неделю).
2. Содержание обучения в 9 классе.
Повторение. Фонетика. Морфология. Синтаксис и пунктуация. Устройство
речевого аппарата, способы образования звуков языка. Редукция гласных, ассимиляция
гласных и согласных звуков.
2.1. Сложное предложение.
Грамматическое

сходство

и

различие

простых,

сложных

предложений.

Смысловое, структурное и интонационное единство сложного предложения. Основные
виды сложных предложений по характеру отношений и средствам связи между их
частями.
Сложносочинённые
сложносочинённого
препинания.

предложения.

предложения.

Сложносочинённые

Смысловые

Значения

отношения

сочинительных

предложения

с

между

союзов

противительными

частями
и

знаки

союзами.

Синтаксический разбор.
Сложноподчинённые предложения. Строение сложноподчинённых предложений.
Интонация, подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова как средство
связи частей сложноподчинённого предложения. Указательные слова в главном
3

предложении. Виды придаточных предложений: подлежащные, дополнительные,
обстоятельственные. Запятая в сложноподчинённых предложениях с несколькими
придаточными.
Сложные бессоюзные предложения.
Значения

сложных

бессоюзных

предложений.

Интонационные

средства

их выражения. Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.
Сложные предложения с разными видами связи. Запятая при стечении
сочинительных и подчинительных союзов.
Синтаксический разбор сложносочинённого предложения.
Лингвистические словари и справочная литература.
Повтор пройденных тем.
Правописание притяжательных местоимений с существительными. Правописание
личных префиксов с существительными. Правописание гласной буквы ы в префиксах и
основе слова.
Правописание префиксов зэ-, зы-. Правописание падежных окончаний.
Морфологический разбор слов.
Морфемный разбор слов.
Виды предложений (повествовательное, побудительное, вопросительное).
Образность и информативность фразеологических единиц.
2.2. Речевая деятельность и культура речи.
Сочинение-рассуждение. Изложение. Текст и его особенности. Разговорная речь,
язык художественной литературы и функциональные стили;
Ораторское искусство. Тема, цель. Материалы. Эссе. Цитаты, истории,
интересные факты. Выступление. Защита проекта.
3. Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардиночеркесскому) языку на уровне основного общего образования.
3.1. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне
основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
1) гражданского воспитания:

4

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие
в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных
произведениях, написанных на родном (кабардино-черкесском) языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном
и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из
литературных произведений, написанных на родном (кабардино-черкесском) языке;
готовность

к

разнообразной

совместной

деятельности,

стремление

к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность

к

участию

в

гуманитарной

деятельности

(помощь

людям,

нуждающимся в ней, волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание

российской

гражданской

идентичности

в

поликультурном

и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (кабардино-черкесского)
языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (кабардиночеркесского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов
России, ценностное отношение

к родному (кабардино-черкесскому) языку, к

достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым
подвигам

и

трудовым

достижениям

народа,

в

том

числе

отражённым

в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
готовность

оценивать

своё

поведение,

в

том

числе

речевое,

и

поступки,

а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм
с учётом осознания последствий поступков. Активное неприятие асоциальных
5

поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального
и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание
важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению
в разных видах искусства;
5) физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

собственный

жизненный

и эмоционального благополучия:
осознание

ценности

жизни

с

опорой

на

и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка
на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья,
соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в
интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в
том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном
(кабардино-черкесском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание
своего права на ошибку и такого же права другого человека;
6) трудового воспитания:

6

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления
с

деятельностью

филологов,

журналистов,

писателей,

уважение

к

труду

и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории

образования

и

жизненных

планов

с

учётом

личных

и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук
для решения задач в области окружающей

среды, планирования поступков

и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично
выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих
вред

окружающей

среде,

в

том

числе

сформированное

при

знакомстве

с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание
своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической

и

социальной

сред,

готовность

к

участию

в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка,
овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания
мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление

опыта,

наблюдений,

поступков

и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
7

9) адаптации

обучающегося

к

изменяющимся

условиям

социальной

и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и
правил

общественного

поведения,

форм

социальной

жизни

в

группах

и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой
культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания,
способность

формулировать

идеи,

понятия,

гипотезы

об

объектах

и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и
компетенций, планировать своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями
в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь
природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния
на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий;
способность

осознавать

стрессовую

ситуацию,

оценивать

происходящие

изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт,
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать

ситуацию

стресса,

корректировать

принимаемые

решения

и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить

позитивное

в

сложившейся

ситуации,

быть

готовым

действовать

в отсутствие гарантий успеха.
3.2. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне
основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные
8

универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
3.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых
явлений и процессов;
устанавливать

существенный

признак

классификации

языковых

единиц

(явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа,
классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях,

предлагать

критерии

для

выявления

закономерностей

и противоречий;
выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов,
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно

выбирать

способ

решения

учебной

задачи

при

работе

с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и
выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
3.2.2. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
использовать

вопросы

как

исследовательский

инструмент

познания

в языковом образовании;
формулировать

вопросы,

фиксирующие

несоответствие

между

реальным

и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое
и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
9

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных
связей

и

зависимостей

объектов

между

собой,

оценивать

на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического
исследования (эксперимента);
самостоятельно
проведённого

формулировать

наблюдения,

обобщения

исследования,

и

выводы

владеть

по

результатам

инструментами

оценки

достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать

возможное

дальнейшее

развитие

процессов,

событий

и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
3.2.3. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать
с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки
зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения
необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации
информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну
и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст,
презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными
схемами,

диаграммами,

иной

графикой

и

их

комбинациями

в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
10

3.2.4. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах
и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном
(кабардино-черкесском) языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
понимать

намерения

других,

проявлять

уважительное

отношение

к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично

представлять

результаты

проведённого

языкового

анализа,

выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации
и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративного материала.
3.2.5. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации
как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ

решения

учебной

задачи

с

учётом

имеющихся

ресурсов

и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

11

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы
в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
2.2.6. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля,
эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных
универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации
и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения

(недостижения) результата

деятельности,

понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку
приобретённому

речевому

опыту

и

корректировать

собственную

речь

с учётом целей и условий общения, оценивать соответствие результата цели
и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения
другого человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
3.2.7. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

12

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по

её

достижению:

распределять

роли,

договариваться,

обсуждать

процесс

и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности

и

проявлять

готовность

к представлению отчета группой
3.7. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К
концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
давать характеристику фонетическому строю кабардино-черкесского языка;
проводить морфологический и синтаксический разбор;
выявлять фонетические процессы;
определять значение

слов с

этнокультурным

компонентом

по словарю

и по контексту;
создавать тексты различного типа, стиля, жанра, соблюдая нормы построения
текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
редактировать письменное речевое высказывание;
создавать собственные тексты с учётом требований к построению связного
текста;
выделять микротему текста;
определять тексты разговорного, научного, публицистического, официальноделового и художественного стилей;
13

различать особенности разговорной речи, языка художественной литературы
и функциональных стилей;
устанавливать

принадлежность

текста

к

определенной

функциональной

разновидности языка;
создавать письменные тексты разных стилей, жанров и типов речи: тезис,
конспект, реферат, эссе, рецензия, выступление, доклад;
формулировать собственные и чужие речевые высказывания с точки зрения
соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам, выступать
с небольшим сообщением, докладом, рефератом;
определять грамматическое сходство и различие простых, сложных предложений;
определять смысловое, структурное и интонационное единство сложного
предложения;
выделять основные виды сложных предложений по характеру отношений
и средствам связи между их частями;
определять

смысловые

отношения

между

частями

сложносочинённого

предложения (интонация и сочинительные союзы как средство связи его частей);
определять значения сочинительных союзов, виды соединительных союзов,
сложносочинённые предложения с противительными союзами;
расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложениях;
определять

строение

сложноподчинённых

предложений,

главные

и придаточные предложения;
ставить интонацию: умение делать логическую паузу, постановка логического
ударения замедлением, усилением, паузой до произнесения слова или после него;
подбирать подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова;
определять указательные слова как средство связи частей сложноподчинённого
предложения;
находить указательные слова в главном предложении;
определять виды придаточных предложений: подлежащные, дополнительные,
обстоятельственные;
ставить
знаки
препинания
с несколькими придаточными;

в

14

сложноподчинённых

предложениях

определять значения сложных бессоюзных предложений интонационные средства
их выражения, знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях;
формулировать понятие о сложных предложениях с разными видами связи.
4. Тематическое планирование
9 класс (68 ч.)
Раздел курса, тема

Программное содержание

Колво
часо
в

Разделы науки о
языке.
Повторение

Фонетика
Морфология

1
1

Синтаксис и пунктуация.
Устройство речевого
аппарата, способы
образования звуков языка.
Редукция гласных,
ассимиляция гласных и
согласных звуков

2

Стартовая
диагностика
Сложное
предложение

Диктант
Работа над ошибками
Грамматическое сходство и
различие простых, сложных
предложений
Смысловое, структурное и
интонационное единство
сложного предложения
Основные виды сложных
предложений по характеру
отношений и средствам связи

2

15

2

2

2

Основные виды деятельности
обучающихся
Закрепить полученные знания по
фонетике, морфологии, синтаксису и
пунктуации кабардино-черкесского
языка.
Проводить фонетический,
морфологический, синтаксический
разборы.
Использовать основные понятия
фонетики.
Понимать устройство речевого аппарата,
способы образования звуков языка.
Выделять в слове звуки и
характеризовать их.
Различать комбинаторные и
позиционные изменения звуков.
Определять редукцию гласных,
ассимиляцию гласных и согласных
звуков.
Безошибочно давать характеристику
буквам и звукам, определять
соотнесенность слов к той или иной
части речи.
Давать характеристику служебным и
самостоятельным частям речи.
Участвовать в учебном коллективном
повторении тем по фонетике,
морфологии, синтаксису и пунктуации;
обсуждение проблемных вопросов,
связанных с усвоением материала
Выполнять контрольную работу
Определять грамматическую основу
предложения.
Использовать в своей речи различные по
сложности предложения.
Создавать из простых предложений
сложные.
Анализировать текст, выявлять
структурное и смысловое единство
предложений.

между их частями

Сложносочиненные Смысловые отношения
предложения
между частями
сложносочиненного
предложения
Значения сочинительных
союзов и знаки препинания
Сложносочиненные
предложения с
противительными союзами
Синтаксический разбор

2

Речевая
деятельность и
культура речи

Сочинение-рассуждение
«УэщIымрэ цIыхумрэ я
зэгущ» (Природа и человек в
гармонии)

2

Сложноподчиненн
ые предложения

Строение
сложноподчиненных
предложений
Интонация, подчинительные
союзы и союзные слова,
указательные слова как
средство связи частей
сложноподчиненного
предложения
Указательные слова в
главном предложении
Виды придаточных
предложений: подлежащные,
дополнительные,
обстоятельственные

2

16

2

1

2

2
2

Заканчивать по смыслу начатое другим
предложение.
Работать в группе, совместно определять
сходство и различие предложений
Отличать сложносочиненные и
сложноподчиненные предложения, виды
сложноподчиненных предложений.
Сопоставлять сложноподчиненные
предложения кабардино-черкесского и
русского языков.
Определять сложносочиненные
предложения.
Распознавать предложения по наличию
главных и второстепенных членов,
предложения полные и неполные
(понимать особенности употребления
неполных предложений в диалогической
речи, соблюдения в устной речи
интонации неполного предложения).
Применять знания по синтаксису и
пунктуации при выполнении различных
видов языкового анализа и в речевой
практике.
Участвовать в учебном коллективном
диалоге по теме «Сложносочиненные
предложения».
Работать в паре, совместно определять
отношения между частями предложения,
проводить синтаксический разбор
Составлять план.
Формулировать свои мысли письменно.
Соблюдать орфографические,
пунктуационные нормы и культуру речи.
Работать индивидуально с творческой
работой, с обсуждением проблемных
вопрос существования человека в
природе
Определять синтетические средства
связи.
Составлять синтетические
сложноподчиненные предложения.
Распознавать аналитические
сложноподчиненные предложения,
аналитические средства связи.
Ставить знаки препинания в
сложноподчиненных предложениях.
Выделять главную и придаточную части
сложноподчиненного предложения.
Выявлять смысловые отношения между
частями сложноподчиненного
предложения.
Различать виды сложноподчиненных

Промежуточная
аттестация
Сложные
бессоюзные
предложения.
Сложные
предложения с
разными видами
связи

Синтаксический
разбор

Речевая
деятельность.

Запятая в
сложноподчиненных
предложениях с несколькими
придаточными

2

Диктант
Работа над ошибками
Значения сложных
бессоюзных предложений.
Интонационные средства их
выражения
Знаки препинания в сложных
бессоюзных предложениях
Понятие о сложных
предложениях с разными
видами связи
Запятая при стечении
сочинительных и
подчинительных союзов

2

Синтаксический разбор
сложносочиненного
предложения
Синтаксический разбор
сложноподчиненного
предложения.
Лингвистические словари и
справочная литература

1

Тема, цель.
Определять микротему текста

1

17

2
2

2

2

2

предложений (подлежащные,
сказуемные, дополнительные,
определительные, времени, места, образа
действия, цели, меры и степени, цели,
причины, условные, уступительные).
Проводить синтаксический и
пунктуационный анализ предложений.
Применять знания по синтаксису и
пунктуации при выполнении различных
видов языкового анализа и в речевой
практике.
Участвовать в учебном коллективном
диалоге по теме «Сложноподчиненные
предложения».
Работать в паре, совместно определять
постановку знаков препинания, находить
указательные слова и различать виды
придаточных предложений
Выполнять контрольную работу
Определять и использовать в своей речи
сложные бессоюзные предложения.
Переделывать другие виды предложений
в сложные бессоюзные предложения.
Выявлять предложениях различные виды
связи, давать характеристику
составляющим сложных предложений.
Расставлять знаки в сложных
бессоюзных предложениях.
Формировать умения пользоваться
мелодикой, динамикой, темпом, тембром
как средствами выражения эмоций в
определенных речевых ситуациях.
Извлекать информацию из различных
источников, свободно пользоваться
лингвистическими словарями,
справочной литературой.
Осуществлять информационную
обработку текстов (создавать тезисы,
конспект, реферат, рецензия).
Работать в группе, совместно определять
виды связи в предложениях, разряд
союза, постановку знаков препинания
Формулировать теорию и на практике
проводить синтаксический разбор
сложносочиненного и
сложноподчиненного предложений.
Выявлять грамматическую основу.
Работать с лингвистическими словарями
и справочной литературой.
Работать в паре, упражняться в
синтаксических разборах
Определять стили речи (научный,
официально-деловой, разговорный,

Ораторское
искусство

Цитаты, истории, интересные
факты

1

Выступление

2

Речевая
деятельность и
культура речи

Изложение: «ГъащIэм и
дерс» (Уроки жизни)

2

Повтор
пройденных тем

Правописание
притяжательных
местоимений с
существительными.
Правописание личных
префиксов с
существительными
Правописание гласной буквы
ы в префиксах и основе слова
Правописание префиксов зэ-,
зыПравописание падежных
окончаний
Морфологический разбор
слов
Морфемный разбор слов
Виды предложений
(повествовательное,
побудительное,
вопросительное)

1

18

1

1
2
1
2
2
2

художественный, публицистический).
Выявлять микротему текста: находить
главную мысль абзаца.
Использовать слова в художественной и
разговорной речи, публицистических и
учебно-научных текстах.
Формировать умения пользоваться
мелодикой, динамикой, темпом, тембром
как средствами выражения эмоций в
определенных речевых ситуациях.
Упражняться в использовании
различных стилей речи.
Выявлять микротему текста.
Работать в паре, совместно определять
средства выражения эмоций
Определять понятие «ораторское
искусство».
Извлекать информацию из различных
источников, свободно пользоваться
лингвистическими словарями,
справочной литературой.
Осуществлять информационную
обработку текстов.
Упражняться и выступать перед
аудиторией, участвовать в обсуждении
проблемных вопросов
Развивать письменную речь, соблюдать
орфографические и пунктуационные
нормы языка и культуру речи.
Изъяснять свои мысли письменно.
Работать индивидуально с творческой
работой, с обсуждением проблемных
вопросов
Формулировать особенности слова как
единицы лексического уровня языка.
Определять правописание
притяжательных местоимений с
существительными; правописание
префиксов зы-, зэ- и буквы ы в других
префиксах.
Проводить морфологический,
морфемный анализ.
Определять профессиональную лексику.
Употреблять в речи устаревшие слова и
неологизмы.
Находить в чужой речи жаргонизмы.
Выявлять со словарем значения
исторических слов.
Формулировать теорию о служебных
частях речи, выявлять их отличие от
самостоятельных частей речи.
Проводить лексический анализ.
Участвовать в учебном коллективном

Речевая
деятельность и
культура речи

Образность и
информативность
фразеологических единиц
Эссе

2

повторении тем с практическим
подкреплением теоретических вопросов

2

Контрольный диктант

2

Формулировать принципы составления
различных видов текстов в устной и
письменной форме.
Проводить информационную обработку
текстов (создавать тезисы, конспект,
реферат, рецензия).
Работать в паре, совместно
формулировать тезисы по заданным
темам
Развивать навыки исследовательской
работы.
Совершенствовать умения работать
системно.
Развивать устную и письменную речь,
соблюдая стилистические и
орфоэпические нормы кабардиночеркесского языка.
Работать индивидуально или в паре над
исследовательской работой
Выполнять контрольную работу

Предметная
аттестация.
Тесты

1

Выполнять тестовые задания

Речевая
деятельность

Анализ текста.
Виды текстов.
Переработка различных
видов текстов

2

Сочинение-рассуждение.
Защита проекта
«Национальные блюда»

2

Закрепление материала,
изученного в 9 классе

19

№
п/п

5. Календарно – тематический план – 9 класс
(Сыхь. 68)
Зэман
Яджыну темэхэр
щаджы
нур
8-нэ классым щаджахэр къэпщытэжын - с. 4
Псалъэ зэпхар.
Сказуемэ.
Псалъэ занщIэр, абы нагъыщэхэр зэрыщагъэув щIыкIэр.
Диалог.
Псалъэ занщIэр зэдзэкIам хуэгъэкIуэн.
Цитатэр, абы нагъыщэ зэрыщагъэув щIыкIэр.
Къытегъэзэжыныгъэ.
Къызэрапщытэ
диктант,
грамматическэ
лъэжьыгъэ
щIыгъуу.
Диктантым хэлэжьыхьыжын.
Псалъэуха зэхэлъхэр - с. 14

1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Псалъэуха зэхэлъымкIэ гурыIуэгъуэ.
Псалъэуха зэхэлъымкIэ гурыIуэгъуэ.
Б.З. Изложенэм хуэгъэхьэзырын.
Б.З. Изложенэр нэгъэсыжын.
Псалъэуха зэхэлъ - зэгъусэхэр.
Псалъэуха зэхэлъ - зэгъусэхэр.
Псалъэуха зэхэлъ – зэгъусэм нагъыщэ зэрыщагъэувыр.
Псалъэуха зэхэлъ – зэпхахэр.
Псалъэуха зэхэлъ – зэпхахэр.
Псалъэуха зэхэлъ–зэпхам нагъыщэ зэрыщагъэувыр.
Псалъэуха гуэдзэмрэ причастнэ оборотымрэ.
Псалъэуха гуэдзэ лэужьыгъуэхэр. Дополненэ гуэдзэ зиIэ
псалъэуха зэхэлъ - зэпхахэр.
Б.З. Изложенэм хуэгъэхьэзырын.
Б.З. Изложенэр нэгъэсыжын.
Подлежащэ псалъэуха гуэдзэ зиIэ псалъэуха зэхэлъ зэпхахэр.
Обстоятельствэ псалъэуха гуэдзэ лIэужьыгъуэхэр. Зэман
псалъэуха гуэдзэхэр.
Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ лъэжьыгъэ
щIыгъуу.
Диктантым хэлэжьыхьыжын.
ЩIыпIэ псалъэуха гуэдзэхэр.
Лэжьыгъэм и къэхъукIэ псалъэуха гуэдзэ зиIэ псалъэуха
зэхэлъ-зэпхахэр.
Мурад псалъэуха гуэдзэхэр.
Щхьэусыгъуэ псалъэуха гуэдзэхэр.
Условнэ псалъэуха гуэдзэ зиIэ псэлъэуха зэхэлъ - зэпхахэр.
Уступительнэ псалъэуха гуэдзэ зиIэ псалъэуха зэхэлъ зэпхахэр.
20

Зэман
щаджа
р

Сыхь.
бж.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

34
35
36

37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49

50
51
52
53
54
55
56

57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Гуэдзэ зыбжанэ зиIэ псалъэуха зэхэлъ-зэпхахэм
лIэужьыгъуэ нэхъыщхьэхэр.
Гуэдзэ зыбжанэ зиIэ псалъэуха зэхэлъ-зэпхахэм
лIэужьыгъуэ нэхъыщхьэхэр.
Къытегъэзэжыныгъэ. Псалъэуха гуэдзэхэмкIэ проект
лэжьыгъэ.
Союзыншэ псалъэуха зэхэлъхэр - с. 5

я

1

я

1
1

Союзыншэ псалъэуха зэхэлъ-зэпхахэм запятой, точкэрэ
запятойрэ (;) щагъэувыр.
Союзыншэ псалъэуха зэхэлъ-зэпхахэм запятой, точкэрэ
запятойрэ (;) щагъэувыр.
Союзыншэ псалъэуха зэхэлъхэм точкитI (:) щагъэувыр.
Союзыншэ псалъэуха зэхэлъхэм точкитI (:) щагъэувыр.
Б.З. Изложенэм хуэгъэхьэзырын.
Б.З. Изложенэр нэгъэсыжын.
Союзыншэ псалъэуха зэхэлъым тире (-) щагъэувыр.
Союзыншэ псалъэуха зэхэлъым тире (-) щагъэувыр.
ЗэпхыкIэ зэмылIэужьыгъуэ зиIэ псалъэуха зэхэлъхэр.
Псалъэуха зэхэлъыр зэпкърыхыныгъэ.
Къытегъэзэжыныгъэ. Псалъэуха зэхэлъымкIэ тест
лэжьыгъэхэр. Синтаксическэ зэпкърыхыныгъэ.
Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ лэжьыгъэ
щIыгъуу.
Диктантым хэлэжьыхьыжын.
Бзэм теухуа гурыIуэныгъэхэр - с. 4

1

Бзэм теухуа гурыIуэныгъэхэр.
Бзэр зызыхъуэж, зызыужь явлениещ.
Адыгэбзэм совет лъэхъэнэм игъуэта зыужьыныгъэр.
Морфологием игъуэта зыужьыныгъэр.
Синтаксисым игъуэта зыужьыныгъэр.
Адыгэбзэм зиужьынымкIэ урысыбзэм мыхьэнэуэ иIэр.
ЛитературэбзэмкIэ гурыIуэгъуэ.
Къытегъэзэжыныгъэ. Бзэм теухуа проект лэжьыгъэ.
Яджахэр къэпщытэжын - с. 3

1

Бзэм и макъхэр. Макъзешэхэр.
Макъ дэкIуашэхэр.
Макъхэмрэ хьэрфхэмрэ.
Орфоэпиер.
Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ лэжьыгъэ
щIыгъуу.
Диктантым хэлэжьыхьыжын.
Псалъэ къэхъукIэмрэ зэхъуэкIыкIэмрэ.
Псалъэ къэхъукIэмрэ зэхъуэкIыкIэмрэ.
Орфографиер.
Морфологиемрэ орфографиемрэ.
Псалъэ лъэпкъыгъуэхэр.
Гъэ псом зэджар къэпщытэжын.

1
1
1
1
1

21

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
с.68

Учебно-методическое и информационно-ресурсное обеспечение
Учебно-методические пособия
1. Урусов Х.Ш.,Тамбиев Б.А. «Адыгэбзэ» («Кабардино-черкесский язык»). 9 кл.
Нальчик: Эльбрус, 2021.
Словарь
2. Адыгэбзэ псалъалъэ (Словарь кабардино-черкесского языка). М.: Дигора,
1999. – 854 с.
3. Бербеков Б. Ч., Бижоев Б. Ч., Утижев Б. К. Школьный фразеологический
словарь кабардино-черкесского языка. Нальчик: Эльбрус, 2001. – 238 с.
4. Бижоев Б. Ч., Жилетежев Х. Ч., Кумыкова Д. М., Тимижев Х. Т. Большой
русско-кабардино-черкесский словарь. Нальчик: ИГИ КБНЦ РАН, 2021. – 794 с.
5. Ворокова Н. У. Краткий словарь-справочник по кабардино-черкесской и
русской фразеологии. Нальчик: Принт-Центр, 2021. – 152 с.
6. Дзуганова Р. Х. Словарь синонимов кабардинского языка. Нальчик: Эльбрус,
1997. – 118 с.
7. Зекореев Н. Н. Школьный русско-кабардино-черкесский терминологический
словарь Нальчик: Эльбрус, 1999. – 288 с.
8. Карданов Б. М. Русско-кабардино-черкесский словарь. Отв. ред. А. О.
Шогенцуков. М.: ГИС, 1955. – 1055 с.
9. Карданов М. Л. Живая природа (кабардино-русский словарь с
иллюстрациями). Нальчик: КБГУ, 2014. – 184 с.
10. Словарь синонимов кабардино-черкесского языка. Нальчик: Принт-Центр,
2020. – 942 с.
Научная литература (монографии, статьи)
11. Кабардино-черкесский язык. Гл. редактор и автор проекта М. А. Кумахов.
Нальчик: Эль-Фа, 2006. Т. I. – 552 с.
12. Кабардино-черкесский язык. Гл. редактор и автор проекта М. А. Кумахов.
Нальчик: Эль-Фа, 2006. Т. II. – 520 с.
13. Гяургиев Х. З., Дзасежев Х. Е. Кабардинский язык. I ч. Нальчик: Эльбрус,
2010. – 302 с.
14. Гяургиев Х. З., Дзасежев Х. Е. Кабардинский язык. II ч. Нальчик: Эльбрус,
2010. – 254 с.
15. Карданов М. Л. Нелитературная лексика кабардино-черкесского языка.
Вопросы кавказской филологии. Вып. 11. – Нальчик: Печатный двор, 2015. – С. 198–
202.
16. Карданов М. Л. Философско-религиозное мировосприятие действительности и
развитие лексико-тематической группы «природа». Материалы международной
конференции, посвященной Году русского и родных языков в Карачаево-Черкесской
республике. Черкесск, 2015. С. 243-246.
17. Карданов М. Л., Езаова М. Ю., Шугушева Дж. Х. Морфонемика. Нальчик:
КБГУ, 2019. – 54 с.

22

Методическая литература (методические рекомендации для педагогов и
обучающихся, программы дополнительного образования и др.)
18. Дышекова М. С., Дышекова Р. Р., Тлимахова М. «УпщIэжэгъу»
(«Методическое пособие»), 8 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 174 с.
19. Карданов М. Л., Дыгова К. Х., Клишева А. А. «УпщIэжэгъу» («Методическое
пособие»), 5 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 168 c.
20. Хатуева А., Жемухова Р. «УпщIэжэгъу» («Методическое пособие»), 7 кл.
Нальчик: Эльбрус, 2021. – 170 с.
21. Карданов М. Л., Битова М. Г., Кагермазова А. Ф. «УпщIэжэгъу»
(«Методическое пособие»), 6 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 170 с.
22. Шорова Е. Х., Кауфова З. Н., Ионова М. «УпщIэжэгъу» («Методическое
пособие»), 9 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 180 с.
Информационные ресурсы
23. Ведущий образовательный портал учителей // URL: https://infourok.ru/diktantipo-kabardinskomu-yaziku-998481.html (дата обращения:10.07.2022)
24. Кабардинский
толковый
словарь
//
URL:
https://www.amaltus.com/кабардинский-толковый-словарь/ (дата обращения:10.07.2022)
25. Онлайн-переводчик // URL: https://ru.glosbe.com/ru/kbd/кабардино-черкесский
(дата обращения:10.07.2022)
26. Онлайн-словарь // URL: https://www.sites.google.com/site/cerkesdict/ (дата
обращения:10.07.2022)
27. Помощь в изучении языка адыгов // URL: https://www.anabza.org/ (дата
обращения:10.07.2022)
28. Портал
«Российское
образование»
//
URL:
www.edu.ru
(дата
обращения:10.07.2022)
29. Российский общеобразовательный портал // URL: www.school.edu.ru (дата
обращения:10.07.2022)
30. Сборник
словарей
по
кабардино-черкесскому
языку
//
URL:
https://vk.com/wall-89725475_1605 (дата обращения:10.07.2022)
31. Сеть
творческих
учителей
//
URL:
http://www.it-n.ru
(дата
обращения:10.07.2022)
32. Социально-образовательный проект «Си бзэ» // URL: https://sibza.org/books
(дата обращения:10.07.2022)
33. Энциклопедии, словари, справочники // URL: www.enciklopedia.bu.ru (дата
обращения:10.07.2022)

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».