Рабочая программа учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык» для обучающихся 6«А»,«Б»классов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ СОШ с.п. Верхний Акбаш
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методическим объединением
учителей кабардиночеркесского языка и
литературы, истории,
обществознания и ОБЖ

Зам. директора по УВР

Директор

________________________

________________________

Протокол №1 от «29» 08
2023 г.

Гонибова Ж.Ш.
Тарканова М.В.
от «29» 08 2023 г.
Приказ №64 от «30» 08
2023 г.

Рабочая программа
учебного предмета
«Родной (кабардино-черкесский) язык»
для обучающихся 6«А»,«Б»классов

Учитель: Тарканова Наталья Олеговна

с.п. В-Акбаш 2023г.

Федеральная рабочая программа по учебному предмету
«Родной (кабардино-черкесский) язык». ООО
1. Пояснительная записка.
1.1. Программа по родному (кабардино-черкесскому) языку для 5-9 классов
основного общего образования разработана с целью оказания методической помощи
учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на
современные тенденции в образовании и активные методики обучения.
В основе Программы родной (кабардино-черкесский) язык лежит системнодеятельностный подход, являющийся методологией федерального государственного
общеобразовательного стандарта. Использование системно-деятельностного подхода
способствует формированию творческого мышления обучающихся. При таком подходе
обучающийся становится субъектом собственной учебной деятельности. Системнодеятельностный подход обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и
непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды
развития обучающихся в системе образования, их активную учебно-познавательную
деятельность,

построение

образовательного

процесса

с

учётом

индивидуальных

возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
1.2. В содержании программы учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский)
язык» выделяются следующие содержательные линии: речевая деятельность и культура
речи, общие сведения о языке (раскрывает взаимосвязь языка и истории, языка и
материальной

и

духовной

культуры

кабардинцев

и

черкесов,

отражающий

межкультурные и языковые взаимодействия с другими народами России), разделы науки о
языке, (устройство языка и особенности функционирования языковых единиц).
1.3. Изучение

родного

(кабардино-черкесского)

языка

направлено

на достижение следующих целей:
воспитание гражданина Российской Федерации, осознающего причастность к
кабардинскому и черкесскому народу, уважающего язык и культуру родного этноса и
других народов России, формирование отношения к кабардино-черкесскому языку как к
духовному наследию народа, ответственности за его изучение, сохранение и развитие;
формирование

у

обучающихся

коммуникативных

навыков,

помогающих

пользоваться средствами языка в различных жизненных ситуациях и сферах общения с
соблюдением норм этикета;

ознакомление

с

языковой

системой,

формирование

базовых

лексических,

грамматических, стилистических, орфоэпических, орфографических и пунктуационных
знаний, умений и навыков, способности обучающегося к анализу и оценке языковых
явлений и фактов;
развитие умений работать с текстом на родном (кабардино-черкесском) языке,
осуществлять

поиск

информации

в

различных

источниках,

передавать

ее в самостоятельно созданных высказываниях разных типов, стилей и жанров.
1.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (кабардиночеркесского) языка, - 340 часов: в 5 классе - 68 часов (2 часа в неделю),
в 6 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе - 68 часов (2 часа в неделю).
2. Содержание обучения
Содержание обучения в 6 классе.
2.8. Общие сведения о языке.
Язык - основное средство общения. Понятие о родственных языках
и праязыке.
Разделы науки о языке.
Повторение. Синтаксис и пунктуация. Фонетика. Морфология.
2.9. Лексика.
Общеупотребительная лексика. Заимствованные слова в кабардино-черкесском
языке.
Архаизмы.
Историзмы.
Неологизмы.
Диалектная
и профессиональная лексика. Фразеология. Аналоги фразеологизмов в русском и
кабардино-черкесском языках, синонимы-фразеологизмы.
2.10. Словообразование. Орфография.
Основные способы образования слов. Префиксация. Основные способы
образования слов. Суффиксация. Основные способы образования слов. Основосложение.
Словоизменение. Правописание сложных и сложносокращённых слов. Морфемный
разбор.
2.11. Морфология.
Глагол: синтаксические функции. Инфинитив. Возвратные глаголы. Переходные,
непереходные глаголы. Наклонения глагола. Изъявительное наклонение. Условное
наклонение. Сослагательное наклонение. Предположительное наклонение. Желательное
наклонение. Повелительное наклонение. Наклонение удивления. Спряжение глаголов.
Выявлять возвратные глаголы, добавочные смысловые оттенки возвратных глаголов.
Словообразование глаголов. Простые, сложные и составные глаголы. Образовывать и
объяснять образование сложных и составных глаголов. Морфологический разбор.
Имя числительное. Роль числительных в речи. Имена числительные простые,
сложные и составные. Количественные числительные, их значение, склонение,

особенности употребления в словосочетании. Порядковые числительные, их значение,
склонение и изменение. Разделительные числительные, их значение, склонение и
употребление. Дробные числительные, их значение и изменение. Морфологический
разбор.
Местоимение. Разряды местоимений по значению и грамматическим свойствам.
Личные местоимения, их значение, склонение. Указательные местоимения: значение,
склонение. Притяжательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.
Вопросительные местоимения: значение, склонение. Относительные местоимения:
значение,

склонение.

Определительные

местоимения:

значение,

склонение.

Неопределённые местоимения: значение, склонение. Отрицательные местоимения:
значение, склонение. Морфологический разбор.
2.12. Речевая деятельность и культура речи.
Работа

с

сочинениями.

Сочинение-рассуждение.

Работа

с

изложениями.

Изложение. Работа со словарями различных видов. Перевод текстов на русском языке на
кабардино-черкесский и наоборот. Стенография, прослушивание аудио-видео материалов
с подробным пересказом. Защита проекта.
3. Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардиночеркесскому) языку на уровне основного общего образования.
3.1. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне
основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни
семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том
числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях,
написанных на родном (кабардино-черкесском) языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и

правилах межличностных отношений

в поликультурном

и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из
литературных произведений, написанных на родном (кабардино-черкесском) языке;
готовность

к

разнообразной

совместной

деятельности,

стремление

к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность

к

участию

в

гуманитарной

деятельности

(помощь

людям,

нуждающимся в ней, волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание

российской

гражданской

идентичности

в

поликультурном

и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (кабардино-черкесского)
языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (кабардино-черкесского)
языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России,
ценностное отношение к родному (кабардино-черкесскому) языку, к достижениям своего
народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым
достижениям

народа,

в

том

числе

отражённым

в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков. Активное неприятие асоциальных поступков, свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных

традиций

и

народного

творчества,

стремление

к

самовыражению

в разных видах искусства;
5) физического

воспитания,

и эмоционального благополучия:

формирования

культуры

здоровья

осознание

ценности

жизни

с

опорой

на

собственный

жизненный

и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый

образ

жизни

(здоровое

питание,

соблюдение

гигиенических

правил,

рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья,
соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в интернетсреде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в
том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном
(кабардино-черкесском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего
права на ошибку и такого же права другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления
с

деятельностью

филологов,

журналистов,

писателей,

уважение

к

труду

и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории

образования

и

жизненных

планов

с

учётом

личных

и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для
решения

задач

в

области

окружающей

среды,

планирования

поступков

и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично
выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих
вред

окружающей

среде,

в

том

числе

сформированное

при

знакомстве

с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание
своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической

и

социальной

сред,

готовность

к

участию

в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение
языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира,
овладение

основными

навыками

исследовательской

деятельности,

установка

на

осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в
рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания,
способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе

ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать
своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в
области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь
природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на
окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения
и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать

ситуацию

стресса,

корректировать

принимаемые

решения

и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие
гарантий успеха.
3.2. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне
основного

общего

познавательные

образования
универсальные

у

обучающегося

учебные

будут

действия,

сформированы

коммуникативные

универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия,
умения совместной деятельности.
3.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых
явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений),
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать
языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать
выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений
по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно

выбирать

способ

решения

учебной

задачи

при

работе

с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и
выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
3.2.2. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать

вопросы

как

исследовательский

инструмент

познания

в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей
и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность
информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
прогнозировать

возможное

дальнейшее

развитие

процессов,

событий

и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
3.2.3. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки
зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения
необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации
информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст,
презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной
установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
3.2.4. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и
дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном
(кабардино-черкесском) языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;
понимать

намерения

других,

проявлять

уважительное

отношение

к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять

свои

суждения

с

обнаруживать различие и сходство позиций;

суждениями

других

участников

диалога,

публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративного материала.
3.2.5. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации
как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ

решения

учебной

задачи

с

учётом

имеющихся

ресурсов

и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в
ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
3.2.6. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля,
эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных
универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации
и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять

причины

достижения

(недостижения)

результата

деятельности,

понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку
приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и
условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого
человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
3.2.7. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности

и

проявлять

готовность

к представлению отчёта перед группой.
3. 3.

Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского)

языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
определять родство с языками абхазо-адыгской языковой группы;
объяснять разницу между живыми и мёртвыми языками;
понимать и воспринимать основную и подтекстовую информацию;
осуществлять просмотровое, ознакомительное и изучающее чтение;

воспроизводить прочитанный художественный текст в письменной форме;
создавать устные и письменные монологические, а также устные диалогические
высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации
общения;
объяснять происхождение кабардино-черкесской лексики и заимствованной
(приводить примеры общеадыгской лексики, заимствованной лексики из других
неродственных языков);
различать и употреблять в речи общеупотребительные слова;
различать, находить в тексте и употреблять в зависимости от ситуации слова
ограниченного употребления: диалектизмы, профессионализмы и термины, устаревшие
слова, историзмы, архаизмы, неологизмы, жаргонизмы;
приводить аналоги фразеологизмов в русском и кабардино-черкесском языках,
подбирать синонимы-фразеологизмы;
составлять предложения с фразеологизмами;
оценивать уместность употребления заимствований, лексики ограниченного
употребления, фразеологизмов в своей и чужой речи;
распознавать

аффиксы

наклонений,

времён

глагола,

словообразовательные

и словоизменительные суффиксы и префиксы;
определять

способ

словообразования:

префиксальный,

суффиксальный,

префиксально-суффиксальный, основосложение;
выявлять правописание сложных и сложносокращённых слов;
распознавать глагол, числительное, местоимение среди других частей речи
по грамматическому значению и морфологическим признакам;
определять

морфологические

признаки

и

синтаксическую

роль

числительного и местоимения;
определять простые, сложные и составные глаголы;
определять начальную форму глагола;
образовывать и объяснять образование сложных и составных глаголов;
образовывать глаголы с помощью аффиксов;
выделять инфинитив, суффикс инфинитива;
различать переходные, непереходные глаголы;

глагола,

употреблять в письменной и устной речи наклонения глагола: изъявительное,
условное, сослагательное, предположительное, желательное, повелительное, наклонение
удивления;
спрягать глагол;
выявлять возвратные глаголы, добавочные смысловые оттенки возвратных
глаголов;
выделять имя числительное, формулировать роль числительных в речи;
определять числительные простые, сложные и составные;
использовать в речи количественные, порядковые, разделительные, дробные
числительные;
объяснять

значение

числительных,

склонение,

особенности

употребления

в словосочетании;
определять основные морфологические и синтаксические формы местоимения;
определять разряды местоимений по значению и грамматическим свойствам:
личные,

указательные,

притяжательные,

вопросительные,

относительные,

определительные, неопределённые, отрицательные: склонение, их значение, изменение и
роль в предложении;
выполнять морфологический разбор глагола, числительного, местоимения;
определять синтаксическую роль глагола, числительного, местоимения.
соблюдать лексические нормы кабардино-черкесского литературного языка;
переводить тексты на русском языке на кабардино-черкесский и наоборот,
стенографировать аудио-видео материалы с подробным пересказом;
составлять

план

изложения

или

сочинения

самостоятельно,

последовательно выполнять письменные работы - сочинения, изложения.

логически

Тематический план 6 класс (68 ч.)
Блок

Темы

Общие сведения о Язык – основное
языке
средство
общения.
Понятие о
родственных
языках и
праязыке.

Разделы науки о Синтаксис
языке. Повторение.
пунктуация.
Фонетика.
Морфология.

Кол-во часов

1

и 1
1
1

Характеристика
основных
видов
деятельности
обучающихся
Определять родство с
языками
абхазоадыгской
языковой
группы. Определять
отношение слова к
определенному
лексическому пласту
современного
кабардиночеркесского языка.
Формулировать
теорию и уметь на
практике составлять
предложения,
словосочетания,
слова;
виды
предложений по цели
высказывания.
Ставить
правильно
вопросы и находить
главные
и
второстепенные
предложения,
однородные
члены
предложения.
Определять
смысловую единицу и
интонационную
законченность
предложения; уметь
использовать знаки
препинания в прямой
речи. Употреблять
интонации в
различных видах
предложений.
Создавать монологи и
вести диалоги как в
письменной, так и в
устной форме.
Формулировать
характеристику
звуков и букв.

Речевая
деятельность.
Лексика.

Общеупотребительная 1
лексика.
Заимствованные слова
в кабардиночеркесском языке.
Архаизмы.
1
Историзмы.
Неологизмы.
Фразеология.
2

Стартовая
диагностика

Диктант.

Словообразование,
Основные
способы
словоизменение
и образования
слов.
орфография.
Префиксация.
Основные
способы
образования
слов.
Суффиксация.
Основные
способы
образования
слов.
Основосложение.
Словоизменение.

1

2

2

2

2

Проводить
фонетический разбор.
Определять
соотнесенность слов к
определенным частям
речи; проводить
морфологический
анализ.
Определять значимую
единицу языка,
лексическое значение
слова. Выделять в
тексте
заимствованные
слова, архаизмы,
историзмы и
неологизмы.
Определять
лексический смысл
историзмов и
архаизмов; значение
фразеологизмов;
выявлять
фразеологические
единицы в
предложениях и
тексте;
формулировать
значение
фразеологизмов;
использовать
фразеологизмы в
собственной речи.
Выполняют
контрольную работу.
Выделять в слове
корневую морфему.
Определять значения
префиксов
и
суффиксов; выявлять
способ
словообразования
(префиксация,
суффиксация,
префиксация-

Правописание
2
сложных
и
сложносокращённых
слов.
Фонетический разбор. 1

Речевая
деятельность
культура речи.

Морфология.
Глагол.

Сочинение2
и рассуждение на тему:
«Адыгэ
хабзэ»
(Национальные
традиции).

Синтаксические
функции глагола в
предложении.
Инфинитив.
Возвратные глаголы.
Переходные,
непереходные
глаголы.
Наклонения глагола.
Изъявительное
наклонение.
Условное наклонение.
Сослагательное
наклонение.
Предположительное
наклонение.
Желательное
наклонение.
Повелительное
наклонение.
Наклонение
удивления.
Спряжение глаголов.
Словообразование
глаголов.
Фонетический
и

2

1
1
1

2

1

2

2

2
2
2

суффиксация,
основосложение).
Определять
словообразовательные
и
словоизменительные
аффиксы;
изменять
форму
слова.
Выявлять
правописание
сложных
и
сокращенных
слов.
Проводить
фонетический разбор.
Составляют
план.
Формулируют
свои
мысли
письменно.
Соблюдают
орфографические,
пунктуационные
нормы и культуру
речи.
Выявлять
в
предложении глагол;
определять
начальную
форму
глагола – инфинитив.
Определять суффикс
инфинитива,
его
основу.
Выявлять
возвратные глаголы,
добавочные
смысловые
оттенки
возвратных глаголов.
Различать
и
использовать в речи
переходные,
непереходные
глаголы. Определять
изменения глагола по
наклонениям:
изъявительное,
условное,
сослагательное,
предположительное,
желательное,
повелительное,
удивления.

морфологический
разбор.

Промежуточная
аттестация.
Имя числительное.

Речевая
деятельность

и

Контрольный
диктант.
Понятие об имени
числительном. Роль
числительных в речи.
Имена числительные
простые, сложные и
составные.
Количественные
числительные,
их
значение, склонение,
особенности
употребления
в
словосочетании.
Порядковые
числительные,
их
значение, склонение и
изменение.
Разделительные
числительные,
их
значение, склонение и
употребление.
Дробные
числительные,
их
значение и изменение.
Морфологический
разбор.

1

Изложение.

2

2

2

1

1

1

1

1

Определять
спряжение
глагола.
Определять
и
использовать
в
практической
деятельности способы
образования глагола.
Проводить
фонетический
и
морфологический
разбор.
Выполняют
контрольную работу.
Определять значение
и употребление в речи
разряды
числительных
(порядковые,
количественные,
разделительные,
дробные); определять
падеж числительных
Создавать
таблицы
образования
числительных.
Формулировать
уместность
употребления
числительных
в
тексте,
заменять
цифровое написание
тексте
на
соответствующие
числительные;
выявлять
правописание
числительных
цифрами со словами.
Редактировать текст,
в
котором
неправильно
употреблены формы
числительных.
Проводить
морфологический
разбор.
Развивают
письменную речь,

культура речи.

Местоимение.

Речевая
деятельность
культура речи.

Разряды местоимений
по
значению
и
грамматическим
свойствам.
Личные местоимения,
их
значение,
склонение.
Указательные
местоимения:
значение, склонение.
Притяжательные
местоимения:
значение, изменение и
роль в предложении.
Вопросительные
местоимения:
значение, склонение.
Относительные
местоимения:
значение, склонение.
Определительные
местоимения:
значение, склонение.
Неопределённые
местоимения:
значение, склонение.
Отрицательные
местоимения:
значение, склонение.
Морфологический
разбор.
Работа со словарями
и различных
видов.
Перевод текстов на
русском языке на
кабардино-черкесский
и
наоборот.
Стенография,
прослушивание
аудио-видео
материалов
с

1

1

1

2

1

2

соблюдают
орфографические
и пунктуационные
нормы языка,
культуру речи.
Изъясняют свои
мысли письменно.
Определять основные
морфологические и
синтаксические
формы местоимения.
Выявлять разряды
местоимения (личные,
указательные,
притяжательные,
вопросительные,
относительные,
определительные,
неопределенные,
отрицательные);
применять их в своей
речи. Определять
грамматические
характеристики,
правописание,
склонение. Проводить
морфологический
разбор.

1

1
2

Пользоваться
различными
словарями
(однодвуязычными,
синонимов,
омонимов)
для
развития двуязычия.
Переводить текст с
русского
на
кабардинский и с

подробным
пересказом.

Речевая
деятельность.

Защита проекта.

Контрольный
диктант,

2

2
с

кабардинского
на
русский язык. Уметь
сравнивать структуру
предложения
в
русском
и
кабардинском языках.
Стенографировать
аудио-видео
материалы.
Определять сходство
и различие в речевом
этикете
кабардинского и
русского народов.
Формулировать
взаимосвязь истории,
культуры и языка
народа.
Проектная
работа «Сходства
и
различия в речевом
этикете
кабардиночеркесского
и
русского народов».
Выполняется
контрольная работа.

грамматическим
заданием.
Предметная
аттестация. Тесты.

Закрепление
материала,
изученного в 6 классе.

2

Выполняют тестовые
задания.

№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

6- нэ классым и календарно – тематическэ план
( сыхь. 68)
Темэхэр
Сыхь.
Зэман
бж.
щаджын щаджар
ур
Етхуанэ классым щаджар къэпщытэжын – с.3
Псалъэ зэпха. Псалъэуха. Псалъэухам и нагъыщэхэр.
1
Фонетикэ.
1
Морфологие. Словарнэ диктант.
1
Лексикэ – с.5
Псоми къагъэсэбэп псалъэхэр. НэгъуэщIыбзэм щыщу
1
адыгэбзэм къищта псалъэхэр
Жьы хъуа псалъхэр.
1
ПсалъэщIэхэр.
1
ЗэкIэщIэпч мыхъу псалъэ зэпхахэр (фразеологизмхэр).
1
Псалъалъэхэр. ЛексикэмкIэ проект лэжьыгъэ.
1
Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ лэжьыгъэ
1
щIыгъуу.
Диктантым хащIыхьа щыуагъэхэм елэжьыжын.
1
Псалъэ къэхъукIэмрэ зэхъуэкIыкIэмрэ. Орфографие – с. 4
КъызытехъукI псалъэпкъ. Лъабжьэ.
1
Псалъэ къэзыгъэхъу префиксхэмрэ суффиксхэмрэ.
1
Б.З. Изложенэм хуэгъэхьэзырын.
1
Б.З. Изложенэр нэгъэсыжын.
1
Псалъэ зэхэлъхэр, абыхэм я тхыкIэр.
1
Псалэ зэхэлъ гъэкIэщIахэр.
1
Глагол – с.17
Глаголым и синтаксис къалэнхэр.
1
Глагол инфинитивыр.
1
Бз. З. Сочиненэм хуэгъэхьэзырын. «Адыгэ хабзэ».
1
Бз. З Сочиненэр нэгъэсыжын.
1
Глагол лъэIэсхэмрэ лъэмыIэсхэмрэ.
1
Глагол зыгъэзэжхэр.
1
Б.З. Изложенэм хуэгъэхьэзырын.
1
Б.З. Изложенэр нэгъэсыжын.
1
Глаголым и наклоненэхэр.
1
ЗэраIуатэ наклоненэ.
1
Диктант, грамматическэ лэжьыгъэ щIыгъуу.
1
Диктантым хащIыхьа щыуагъэхэм елэжьыжын.
1
ЗэрыупщIэ наклоненэ.
Условнэ наклоненэ.
1

30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53

54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64

Условно - сослагательнэ наклоненэ.
Унафэ наклоненэ.
ГъэщIэгъуэныгъэ наклоненэ.
Шэч къытехьэныгъэ наклоненэ.
Уступительнэ наклоненэ.
ФIэфIыныгъэ наклоненэ.
Глаголым и спряженэр.
Глаголым и къэхъукIэр.
Глаголыр морфологиекIэ зэрызэпкърахыр. Тест
лэжьыгъэ наклоненэхэмкIэ.
Б.З. Изложенэм хуэгъэхьэзырын.
Б.З. Изложенэр нэгъэсыжын.
БжыгъэцIэ – с. 9
БжыгъэцIэм и мыхъэнэр.
БжыгъэцIэ къызэрыкIуэ, зэхэлъ, зэхэт.
Зэрабж бжыгъэцIэхэр.
Зэрабж бжыгъэцIэхэм я къэхъукIэр.
ЗэрызэкIэлъыкIуэ бжыгъэцIэхэр.
ЗэрызэкIэлъыкIуэ бжыгъэцIэхэм я къэхъукIэр.
Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ лэжьыгъэ
щIыгъуу.
Диктантым хащIыхьа щыуагъэхэм елэжьыжын.
Зэрагуэш бжыгъэцIэхэр.
Зэрагуэш бжыгъэцIэхэм я къэхъукIэр.
Къутахуэ бжыгъэцIэхэр.
Къутахуэ бжыгъэцIэхэм я къэхъукIэр.
БжыгъэцIэр морфологиекIэ зэрызэпкърахыр.
БжыгъэцIэмкIэ
проект
лэжьыгъэ.
БжыгъэцIэр
упщIэхэмкIэ къэпщытэжын.
ЦIэпапщIэ – с. 11
ЦIэпапщIэм и мыхьэнэр.
Щхьэ цIэпапщIэхэр.
Зыгъэлъагъуэ цIэпапщIэхэр.
Еигъэ цIэпапщIэхэр
ЗэрыупщIэ цIэпапщIэхэр.
Б.З. Изложенэм хуэгъэхьэзырын.
Б.З. Изложенэр нэгъэсыжын.
Относительнэ цIэпапщIэхэр.
Белджылыгъэ цIэпапщIэхэр.
Белджылыншагъэ цIэпапщIэхэр.
Мыхъуныгъэ цIэпапщIэхэр.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

65
66
67
68

ЦIэпапщIэр морфологиекIэ зэрызэпкърахыр.
ЦIэпапщIэр тест лэжьыгъэхэмкIэ къэпщытэжын.
Къызэрапщытэ диктант, грамматическэ лэжьыгъэ
щIыгъуу.
Диктантым хащIыхьа щыуагъэхэм елэжьыжын.
Гъэ псом яджам къытегъэзэжын.

1
1
1
1
с. 68

Учебно-методическое и информационно-ресурсное обеспечение
Учебно-методические пособия

1.

Дышекова М. С., Дышекова Р. Р., Тлимахова М. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино-

черкесский язык»). 8 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 158 с.
2.

Карданов М. Л., Дыгова К. Х. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино-черкесский язык»).

5 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 130 c.
3.

Лихова Л. Х., Альмова М. А. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино-черкесский язык»).

7 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 142 с.
4.

Машукова А. М., Кампуева А. С. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино-черкесский

язык»). 6 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 174 с.
5.

Шорова Е. Х., Кауфова З. Н., Ионова М. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино-

черкесский язык»). 7 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 156 с.
Словарь
6.

Адыгэбзэ псалъалъэ (Словарь кабардино-черкесского языка). М.: Дигора, 1999.

– 854 с.
7.

Бербеков Б. Ч., Бижоев Б. Ч., Утижев Б. К. Школьный фразеологический

словарь кабардино-черкесского языка. Нальчик: Эльбрус, 2001. – 238 с.
8.

Бижоев Б. Ч., Жилетежев Х. Ч., Кумыкова Д. М., Тимижев Х. Т. Большой

русско-кабардино-черкесский словарь. Нальчик: ИГИ КБНЦ РАН, 2021. – 794 с.
9.

Ворокова Н. У. Краткий словарь-справочник по кабардино-черкесской и

русской фразеологии. Нальчик: Принт-Центр, 2021. – 152 с.
10.

Дзуганова Р. Х. Словарь синонимов кабардинского языка. Нальчик: Эльбрус,

1997. – 118 с.
11.

Зекореев Н. Н. Школьный русско-кабардино-черкесский терминологический

словарь Нальчик: Эльбрус, 1999. – 288 с.
12.

Карданов Б. М. Русско-кабардино-черкесский словарь. Отв. ред. А. О.

Шогенцуков. М.: ГИС, 1955. – 1055 с.
13.

Карданов М. Л. Живая природа (кабардино-русский словарь с иллюстрациями).

Нальчик: КБГУ, 2014. – 184 с.
14.

Словарь синонимов кабардино-черкесского языка. Нальчик: Принт-Центр,

2020. – 942 с.

Научная литература (монографии, статьи)

15.

Кабардино-черкесский язык. Гл. редактор и автор проекта М. А.

Кумахов. Нальчик: Эль-Фа, 2006. Т. I. – 552 с.
16.

Кабардино-черкесский язык. Гл. редактор и автор проекта М. А.

Кумахов. Нальчик: Эль-Фа, 2006. Т. II. – 520 с.
17.

Гяургиев Х. З., Дзасежев Х. Е. Кабардинский язык. I ч. Нальчик:

Эльбрус, 2010. – 302 с.
18.

Гяургиев Х. З., Дзасежев Х. Е. Кабардинский язык. II ч. Нальчик:

Эльбрус, 2010. – 254 с.
19.

Карданов М. Л. Нелитературная лексика кабардино-черкесского

языка. Вопросы кавказской филологии. Вып. 11. – Нальчик: Печатный двор,
2015. – С. 198–202.
20.

Карданов

М. Л.

Философско-религиозное

мировосприятие

действительности и развитие лексико-тематической группы «природа».
Материалы международной конференции, посвященной Году русского и
родных языков в Карачаево-Черкесской республике. Черкесск, 2015. С. 243246.
21.

Карданов М. Л., Езаова М. Ю., Шугушева Дж. Х. Морфонемика.

Нальчик: КБГУ, 2019. – 54 с.
Методическая литература (методические рекомендации для педагогов и
обучающихся, программы дополнительного образования и др.)
22.

Дышекова М. С., Дышекова Р. Р., Тлимахова М. «УпщIэжэгъу»

(«Методическое пособие»), 8 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 174 с.
23.

Карданов М. Л., Дыгова К. Х., Клишева А. А. «УпщIэжэгъу»

(«Методическое пособие»), 5 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 168 c.
24.

Хатуева А., Жемухова Р. «УпщIэжэгъу» («Методическое пособие»),

7 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 170 с.

25.

Карданов М. Л., Битова М. Г., Кагермазова А. Ф. «УпщIэжэгъу»

(«Методическое пособие»), 6 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 170 с.
26.

Шорова

Е. Х.,

Кауфова

З. Н.,

Ионова

М.

«УпщIэжэгъу»

(«Методическое пособие»), 9 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 180 с.
Информационные ресурсы
27.

Ведущий

образовательный

портал

учителей

//

URL:
(дата

https://infourok.ru/diktanti-po-kabardinskomu-yaziku-998481.html
обращения:10.07.2022)
28.

Кабардинский

толковый

словарь

//

URL:

https://www.amaltus.com/кабардинский-толковый-словарь/

(дата

обращения:10.07.2022)
29.

Онлайн-переводчик // URL: https://ru.glosbe.com/ru/kbd/кабардино-

черкесский (дата обращения:10.07.2022)
30.

Онлайн-словарь // URL: https://www.sites.google.com/site/cerkesdict/

(дата обращения:10.07.2022)
31.

Помощь в изучении языка адыгов // URL: https://www.anabza.org/

(дата обращения:10.07.2022)
32.

Портал «Российское образование» // URL: www.edu.ru (дата

обращения:10.07.2022)
33.

Российский

общеобразовательный

портал

//

URL:

www.school.edu.ru (дата обращения:10.07.2022)
34.

Сборник словарей по кабардино-черкесскому языку // URL:

https://vk.com/wall-89725475_1605 (дата обращения:10.07.2022)
35.

Сеть

творческих

учителей

//

URL:

http://www.it-n.ru

(дата

обращения:10.07.2022)
36.

Социально-образовательный

проект

«Си

бзэ»

//

https://sibza.org/books (дата обращения:10.07.2022)
Энциклопедии, словари, справочники // URL: www.enciklopedia.bu.ru

URL:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».