Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Родной (кабардино-черкесский) язык» ООО 5-9 класс

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Родной (кабардиночеркесский) язык» ООО
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной (кабардино-черкесский)
язык».
1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной (кабардино-черкесский)
язык» (предметная область «Родной язык и родная литература») разработана для обучающихся,
владеющих родным (кабардино-черкесским) языком, и включает пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по родному (кабардиночеркесскому) языку.
2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного (кабардино-черкесского)
языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению
планируемых результатов.
3. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для
обязательного изучения в каждом классе на уровне среднего общего образования.
4. Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому)
языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне
среднего общего образования, а также предметные результаты за каждый год обучения.
5. Пояснительная записка.
5.1. Программа по родному (кабардино-черкесскому) языку для 5-9 классов основного
общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании
рабочей

программы

по

учебному

предмету,

ориентированной

на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.
В основе Программы родной (кабардино-черкесский) язык лежит системно-деятельностный
подход, являющийся методологией федерального государственного общеобразовательного
стандарта. Использование системно-деятельностного подхода способствует формированию
творческого

мышления

обучающихся.

При таком подходе обучающийся становится субъектом собственной учебной деятельности.
Системно-деятельностный подход обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и
непрерывному

образованию,

проектирование

и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, их активную
учебно-познавательную

деятельность,

построение

образовательного

процесса

с

учётом

индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
5.2. В содержании программы учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык»
выделяются следующие содержательные линии: речевая деятельность и культура речи, общие
сведения о языке (раскрывает взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной
Прграмма-03

культуры кабардинцев и черкесов, отражающий межкультурные и языковые взаимодействия с
другими народами России), разделы науки о языке, (устройство языка и особенности
функционирования языковых единиц).
5.3. Изучение

родного

(кабардино-черкесского)

языка

направлено

на достижение следующих целей:
воспитание

гражданина

Российской

Федерации,

осознающего

причастность

к кабардинскому и черкесскому народу, уважающего язык и культуру родного этноса и других
народов России, формирование отношения к кабардино-черкесскому языку как к духовному
наследию народа, ответственности за его изучение, сохранение и развитие;
формирование у обучающихся коммуникативных навыков, помогающих пользоваться
средствами языка в различных жизненных ситуациях и сферах общения с соблюдением норм
этикета;
ознакомление с языковой системой, формирование базовых лексических, грамматических,
стилистических,

орфоэпических,

орфографических

и пунктуационных знаний, умений и навыков, способности обучающегося к анализу и оценке
языковых явлений и фактов;
развитие умений работать
осуществлять

поиск

с текстом на родном (кабардино-черкесском)

информации

в

различных

источниках,

языке,

передавать

ее в самостоятельно созданных высказываниях разных типов, стилей и жанров.
5.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (кабардино-черкесского)
языка,

-

340

часов:

в

5

классе

-

68

часов

(2

часа

в

неделю),

в 6 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе - 68 часов
(2 часа в неделю), в 9 классе - 68 часов (2 часа в неделю).
6. Содержание обучения в 5 классе.
6.1. Общие сведения о языке.
Вводный

рассказ

о

происхождении

родного

языка.

Диалог

«Что

значит

для меня мой родной язык».
Разделы науки о языке.
Язык и речь. Устная и письменная речи. Общие понятия о кабардино-черкесском языке.
Повторение изученного материала в начальных классах. Повторение частей речи. Правописание
буквы а со звучанием [э]. Словообразование и морфология.
6.2. Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия.
Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Абруптивные
согласные звуки. Лабиализованные согласные звуки. Определение терминов «фонетика» и
«орфоэпия». Формулирование смыслоразличительной функции звука. Объяснение знаков
Программа-03

транскрипции

и

диакритических

знаков

при написании слов, проведение транскрипции и фонетического разбора слов. Объяснение
системы

гласных

звуков:

краткие,

долгие,

гласные

переднего

ряда

и заднего ряда. Объяснение системы согласных звуков: звонкие, глухие, сонорные, абруптивные.
Случаи несоответствия гармонии гласных и согласных. Анализ звуко-буквенного состава слова.
Оценивание собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Алфавит.
Исторические сведения о создании алфавита. Правописание разделительных ъ и ы. Слог. Правила
переноса слов. Ударение. Фонетический разбор.
6.3. Синтаксис и пунктуация.
Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание. Предложение. Виды предложений по
цели высказывания. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.
Дополнение.

Определение.

Обстоятельство.

Предложения

с однородными членами. Предложения с обращениями. Предложения с прямой речью. Монолог.
Диалог:

диалог-расспрос,

диалог-побуждение,

диалог-обмен

мнениями.

Нормы

речевого

многозначные

слова.

Прямое

толковых

словарей,

поведения в разных ситуациях.
6.4. Лексика.
Лексическое

значение

слова.

Однозначные

и

и переносное значение слова.
Омонимы.

Синонимы.

Антонимы.

Использование

поиск

в них омонимов, синонимов.
6.5. Морфемика и словообразование.
Словообразовательные префиксы. Словообразовательные суффиксы. Словоизменительные
морфемы. Правописание префиксов зы-, зэ-. Морфемный разбор.
6.6. Морфология.
Понятие о морфологии. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное: значение, признаки, синтаксические функции. Нарицательные и
собственные

имена

существительные.

Уменьшительно-ласкательные

формы

имён

существительных. Правописание собственных имён существительных (заглавная буква и
кавычки). Число имён существительных. Типы склонения имён существительных. Изменение
собственных

имён

существительных

по

падежам.

Правописание

существительных,

заимствованных из русского языка. Словообразование имён существительных. Морфологический
разбор.
Глагол: основные грамматические признаки глагола. Времена глагола: прошедшее,
настоящее, будущее. Лицо и число глагола. Отличие неопределённой формы глагола от других

Программа-03

форм глагола и отличие её от существительных (щэн, вэн-сэн, удын). Способы образования
глагола.
Имя

прилагательное:

прилагательного.
и

морфологические

Разряды

прилагательных

относительные прилагательные.

образование

и

признаки,

Степени

изменение

синтаксические

по

сравнения

значению.
имён

функции

Качественные

прилагательных.

прилагательных

в

Значение,

сравнительной

и превосходной степени. Правописание прилагательных, являющихся определением для
существительных. Словообразование имён прилагательных. Образовывать прилагательные от
существительных.
6.7. Речевая деятельность и культура речи.
Монолог и диалог. Речь устная и письменная, разговорная и книжная. Защита проекта.
7. Содержание обучения в 6 классе.
7.1. Общие сведения о языке.
Язык

основное

-

средство

общения.

Понятие

о

родственных

языках

и праязыке.
Разделы науки о языке.
Повторение. Синтаксис и пунктуация. Фонетика. Морфология.
7.2. Лексика.
Общеупотребительная лексика. Заимствованные слова в кабардино-черкесском языке.
Архаизмы.
и

Историзмы.

профессиональная

лексика.

Неологизмы.

Фразеология.

Аналоги

Диалектная

фразеологизмов

в

русском

и кабардино-черкесском языках, синонимы-фразеологизмы.
7.3. Словообразование. Орфография.
Основные способы образования слов. Префиксация. Основные способы образования слов.
Суффиксация.

Основные

способы

образования

слов.

Основосложение.

Словоизменение.

Правописание сложных и сложносокращённых слов. Морфемный разбор.
7.4. Морфология.
Глагол:

синтаксические

функции.

Инфинитив.

Возвратные

глаголы.

Переходные,

непереходные глаголы. Наклонения глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение.
Сослагательное

наклонение.

Предположительное

наклонение.

Желательное

наклонение.

Повелительное наклонение. Наклонение удивления. Спряжение глаголов. Выявлять возвратные
глаголы, добавочные смысловые оттенки возвратных глаголов. Словообразование глаголов.
Простые, сложные и составные глаголы. Образовывать и объяснять образование сложных
и составных глаголов. Морфологический разбор.

Программа-03

Имя числительное. Роль числительных в речи. Имена числительные простые, сложные и
составные. Количественные числительные, их значение, склонение, особенности употребления в
словосочетании.

Порядковые

числительные,

их значение, склонение и изменение. Разделительные числительные, их значение, склонение и
употребление. Дробные числительные, их значение и изменение. Морфологический разбор.
Местоимение. Разряды местоимений по значению и грамматическим свойствам. Личные
местоимения, их значение, склонение. Указательные местоимения: значение, склонение.
Притяжательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении. Вопросительные
местоимения:

значение,

склонение.

Относительные

местоимения:

значение,

склонение.

Определительные местоимения: значение, склонение. Неопределённые местоимения: значение,
склонение. Отрицательные местоимения: значение, склонение. Морфологический разбор.
7.5. Речевая деятельность и культура речи.
Работа с сочинениями. Сочинение-рассуждение. Работа с изложениями. Изложение. Работа
со словарями различных видов. Перевод текстов на русском языке на кабардино-черкесский и
наоборот. Стенография, прослушивание аудио-видео материалов с подробным пересказом. Защита
проекта.
8. Содержание обучения в 7 классе.
8.1. Общие сведения о языке.
Кабардино-черкесский язык в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии: значение и
функции.

Формулирование

значения

родного

языка

как государственного во всех сферах жизнедеятельности республик. Определение значения и
функций родного языка.
Повторение изученного по морфологии и синтаксису.
Прямая и косвенная речь. Способ передачи чужой речи. Знаки препинания. Монолог.
Диалог.
8.2. Морфология.
Причастие: грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки
причастия. Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего). Признаки
прилагательного

у

причастия:

изменение

по

родам,

числам

и падежам, согласование с существительным. Изменение причастия по времени. Причастный
оборот. Морфологический разбор.
Деепричастие: грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки
деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Формы образования деепричастия.
Изменение деепричастия по времени. Деепричастный оборот. Морфологический разбор.

Программа-03

Наречие: морфологические признаки и синтаксические функции наречия. Основные
группы наречий по значению: наречия образа действия, меры и степени, места, времени, причины,
цели.

Степени

сравнения

наречий.

Словообразование

и правописание наречий. Словообразование наречий путём перехода слов из одной части речи в
другую. Морфологический разбор.
Служебные части речи. Послелог. Союз. Частица. Междометия.
Понятие

о

послелоге.

Назначение

послелогов

в

речи.

Разряды

предлогов

по значению. Переход слов из самостоятельных частей речи в послелог.
Назначение союзов в речи: для связи однородных членов предложения, частей сложных
предложений и частей текста. Простые и составные союзы. Сочинительные союзы, их группы по
значению. Подчинительные союзы.
Морфологические

признаки

и

синтаксические

функции

частиц.

Правописание.

Морфологический разбор.
Основные функции междометий. Разряды междометий.
Звукоподражательные слова. Знаки препинания при междометиях.
Морфологический и фонетический разбор служебных частей речи.
8.3. Синтаксис и пунктуация.
Сложные предложения. Сложные предложения с союзами. Бессоюзные сложные
предложения. Синтаксический разбор.
8.4. Речевая деятельность и культура речи.
Сочинение-рассуждение. Построение текста-рассуждения в различных стилях речи.
Изложение.
Виды диалога: этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями.
Защита проекта.
9. Содержание обучения в 8 классе.
9.1. Повторение. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Синтаксис.
9.2. Синтаксис и пунктуация.
Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи. Способы подчинительной
связи.
9.3. Словосочетание.
Виды словосочетаний. Подчинительная связь. Согласование. Примыкание. Управление.
Принципы пунктуации. Знаки препинания и их функции.
9.4. Предложение.
Строение предложения. Грамматическая основа предложения. Предложения простые и
сложные.
Программа-03

Основные

виды

простого

предложения.

Порядок

слов

в предложении. Логическое ударение. Речевой смысл и экспрессивные свойства предложения.
Смысл предложения и перифраз. Синтаксический разбор.
9.5. Главные и второстепенные члены предложения.
Подлежащее. Способы его выражения. Основные типы сказуемого: простое глагольное,
составное глагольное, составное именное. Распространенные члены предложения. Дополнение.
Виды

дополнений.

Обособленные

дополнения.

Обособленные

Определение,

его

основные

определения.

значения.

Приложение

как вид определения. Обособленные приложения. Обстоятельство. Виды обстоятельств: места,
времени.

Обстоятельство.

Виды

обстоятельств:

цели

и причины. Обстоятельство. Виды обстоятельств: образа действия. Обособленные обстоятельства.
Основные виды односоставных предложений. Особенности использования односоставных
предложений в речи. Неполные предложения в речи. Строение и значение неполных предложений.
Тире в неполном предложении.
9.6. Предложения с однородными членами.
Средства

связи

однородных

членов.

Союзы

при

однородных

членах,

их разряды по значению. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова в
предложениях

с

однородными

членами.

Знаки

препинания.

Согласование

однородных

подлежащих по лицам и числам со сказуемым.
9.7. Предложения

с

обращениями,

с

вводными

словами,

словосочетаниями,

предложениями.
Роль обращения в речевом общении. Этические нормы использования обращений. Вводные
слова (словосочетания) как средство выражения отношения говорящего к своему сообщению и как
средство

связи

между

предложениями

в тексте. Предложения с вводными словами. Вводные предложения. Знаки препинания в
предложении с вводными словами, словосочетаниями.
9.8. Речевая деятельность и культура речи.
Сочинение-рассуждение. Изложение. Защита проекта.
10. Содержание обучения в 9 классе.
Повторение. Фонетика. Морфология. Синтаксис и пунктуация. Устройство речевого
аппарата, способы образования звуков языка. Редукция гласных, ассимиляция гласных и
согласных звуков.
10.1. Сложное предложение.
Грамматическое сходство и различие простых, сложных предложений. Смысловое,
структурное и интонационное единство сложного предложения. Основные виды сложных
предложений по характеру отношений и средствам связи между их частями.
Программа-03

Сложносочинённые

предложения.

Смысловые

отношения

между

частями

сложносочинённого предложения. Значения сочинительных союзов и знаки препинания.
Сложносочинённые предложения с противительными союзами. Синтаксический разбор.
Сложноподчинённые

предложения.

Строение

сложноподчинённых

предложений.

Интонация, подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова как средство связи
частей сложноподчинённого предложения. Указательные слова в главном предложении. Виды
придаточных предложений: подлежащные, дополнительные, обстоятельственные. Запятая в
сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.
Сложные бессоюзные предложения.
Значения

сложных

бессоюзных

предложений.

Интонационные

средства

их выражения. Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.
Сложные предложения с разными видами связи. Запятая при стечении сочинительных и
подчинительных союзов.
Синтаксический разбор сложносочинённого предложения.
Лингвистические словари и справочная литература.
Повтор пройденных тем.
Правописание притяжательных местоимений с существительными. Правописание личных
префиксов с существительными. Правописание гласной буквы ы в префиксах и основе слова.
Правописание префиксов зэ-, зы-. Правописание падежных окончаний.
Морфологический разбор слов.
Морфемный разбор слов.
Виды предложений (повествовательное, побудительное, вопросительное).
Образность и информативность фразеологических единиц.
10.2. Речевая деятельность и культура речи.
Сочинение-рассуждение. Изложение. Текст и его особенности. Разговорная речь, язык
художественной литературы и функциональные стили;
Ораторское искусство. Тема, цель. Материалы. Эссе. Цитаты, истории, интересные факты.
Выступление. Защита проекта.
11. Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому)
языку на уровне основного общего образования.
11.1. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне основного
общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод

и

Программа-03

законных

интересов

других

людей,

активное

участие

в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том
числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных
на родном (кабардино-черкесском) языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах

и

правилах

межличностных

отношений

в

поликультурном

и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из
литературных произведений, написанных на родном (кабардино-черкесском) языке;
готовность

к

разнообразной

совместной

деятельности,

стремление

к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней,
волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание

российской

гражданской

идентичности

в

поликультурном

и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (кабардино-черкесского) языка в
жизни народа, проявление интереса к познанию родного (кабардино-черкесского) языка, к
истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к
родному (кабардино-черкесскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к
науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым
в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих
в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность
оценивать

своё

поведение,

в

том

числе

речевое,

и

поступки,

а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков. Активное неприятие асоциальных поступков, свобода и
ответственность

личности

в

условиях

индивидуального

и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость

к

разным

видам

искусства,

традициям

и

творчеству

своего

и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

Программа-03

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций

и

народного

творчества,

стремление

к

самовыражению

в разных видах искусства;
5) физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

и эмоционального благополучия:
осознание
и

ценности

читательский

опыт,

жизни

с

ответственное

опорой

отношение

на
к

собственный

своему

здоровью

жизненный
и

установка

на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение
правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе
опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (кабардиночеркесском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе
с

применения

деятельностью

изучаемого
филологов,

предметного

журналистов,

знания

писателей,

и

ознакомления

уважение

к

труду

и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории

образования

и

жизненных

планов

с

учётом

личных

и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для
решения

задач

Программа-03

в

области

окружающей

среды,

планирования

поступков

и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать
свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение

уровня

экологической

культуры,

осознание

глобального

характера

экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей

среде,

в

том

числе

сформированное

при

знакомстве

с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей
роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной

сред,

готовность

к

участию

в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской
культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками
исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков
и

стремление

совершенствовать

пути

достижения

индивидуального

и

коллективного

условиям

социальной

благополучия.
9) адаптации

обучающегося

к

изменяющимся

и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного

поведения,

форм

социальной

жизни

в

группах

и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а
также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания,
способность

формулировать

идеи,

понятия,

гипотезы

об

объектах

и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и
компетенций, планировать своё развитие;
умение

оперировать

основными

понятиями,

терминами

и

представлениями

в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы,
общества

и

Программа-03

экономики,

оценивать

свои

действия

с

учётом

влияния

на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать

ситуацию

стресса,

корректировать

принимаемые

решения

и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное

в

сложившейся

ситуации,

быть

готовым

действовать

в отсутствие гарантий успеха.
11.2. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне основного
общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные
учебные

действия,

коммуникативные

универсальные

учебные

действия,

регулятивные

универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и
процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений),
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать
языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях,

предлагать

критерии

для

выявления

закономерностей

и противоречий;
выявлять

в

тексте

дефициты

информации,

данных,

необходимых

для решения

поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы
с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно

выбирать

способ

решения

учебной

задачи

при

работе

с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая
оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать
в языковом образовании;
Программа-03

вопросы

как

исследовательский

инструмент

познания

формулировать
и

желательным

вопросы,

состоянием

фиксирующие
ситуации,

и

несоответствие

самостоятельно

между

реальным

устанавливать

искомое

и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить

по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по

установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и
зависимостей

объектов

между

собой,

оценивать

на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического
исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;
прогнозировать

возможное

дальнейшее

развитие

процессов,

событий

и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах.
11.2.3. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

умения

работать

с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с
учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения
достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой
информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации
из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить

сходные

аргументы

(подтверждающие

или

опровергающие

одну

и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст,
презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами,

иной

графикой

в зависимости от коммуникативной установки;

Программа-03

и

их

комбинациями

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным

учителем

или

сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
11.2.4. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

умения

общения

как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать
с

условиями

и

и

формулировать

целями

общения,

суждения,

выражать

себя

выражать
(свою

эмоции

точку

в

зрения)

соответствии
в

диалогах

и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (кабардиночеркесском) языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать

намерения

других,

проявлять

уважительное

отношение

к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно

выбирать

формат

выступления

с

учётом

цели

презентации

и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративного материала.
11.2.5. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения

учебной

задачи

с

учётом

имеющихся

ресурсов

и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно

составлять

план

действий,

в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.

Программа-03

вносить

необходимые

коррективы

11.2.6. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

умения

самоконтроля,

эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных
учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и
рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности, понимать
причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому
речевому
с

опыту

учётом

целей

и

и
условий

корректировать
общения,

собственную

оценивать

соответствие

речь

результата

цели

и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого
человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
11.2.7. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной

проблемы,

обосновывать

необходимость

применения

групповых

форм

взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать
по

её

цель

достижению:

совместной
распределять

деятельности,
роли,

коллективно

договариваться,

строить

действия

обсуждать

процесс

и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
«мозговой штурм» и другие);
Программа-03

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и
координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и
вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять

готовность

к представлению отчёта перед группой.
11.3. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу
обучения в 5 классе обучающийся научится:
различать устную и письменную речь, диалогическую и монологическую речь;
развивать собственную речь через сочинения (повествование, рассуждение);
составлять устный диалог: диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями;
строить монолог: повествование, описание, рассуждение;
соблюдать нормы речевого поведения в разных ситуациях;
определять термины «фонетика» и «орфоэпия»;
формулировать смыслоразличительные функции звука;
объяснять знаки транскрипции и диакритические знаки при написании слов, проводить
транскрипцию и фонетический разбор слов;
объяснять

систему

гласных

систему

согласных

звуков:

краткие,

долгие,

гласные

переднего

ряда

и заднего ряда;
объяснять

звуков:

звонкие,

глухие,

сонорные,

абруптивные,

лабиализованные;
объяснять случаи несоответствия гармонии гласных и согласных;
анализировать звуко-буквенный состав слов;
объяснять правописание буквы а со звучанием э;
объяснять правописание разделительных ъ, ы;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения орфоэпических норм;
определять и формулировать значение алфавита;
рассказывать исторические сведения о создании алфавита;
объяснять историю кабардино-черкесской письменности;
объяснять значение письменности в жизни общества;
определять морфемику и словообразование как раздел лингвистики;
определять состав слова, находить морфемы: корень слова, аффиксы, основа слова
(производная, непроизводная);

Программа-03

различать

разновидности

аффиксов:

словообразовательные

и словоизменительные;
проводить морфемный разбор слова;
использовать на практике правило о чередовании глухих и звонких согласных в корне
слова;
образовывать именные части речи, глаголы;
определять

словоизменительные

аффиксы:

аффиксы

категории

падежа,

числа,

принадлежности имён существительных, числа, лица, времени глаголов;
определять и отличать формообразующие аффиксы: имени существительного, форм
сравнения качественных имён прилагательных, отрицательная форма глаголов, аффиксы форм
глагола, обозначающие дополнительные значения;
выделять основу слова;
определять основу слова: исходная и словообразующая;
выявлять основы, образовавшие новое слово;
определять основные понятия лексикологии;
знать определение омонима, синонима, антонима;
формулировать прямое и переносное значение слова, использовать их в своей речи;
понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций;
отличать

и

находить

в

тексте

однозначные

и

многозначные

слова,

слова

с прямым и переносным значением;
находить в тексте, подбирать к заданным словам, использовать в речи омонимы, синонимы
и антонимы;
пользоваться толковыми словарями и находить нужное слово;
определять основные понятия морфологии;
распознавать самостоятельные (знаменательные) части речи (имя существительное, имя
прилагательное,

имя

числительное,

глагол)

по грамматическому значению и морфологическим признакам;
распознавать служебные части речи;
определять грамматическое значение и морфологические признаки существительного
(число, принадлежность, падеж), прилагательного;
определять

собственные

и

нарицательные

имена

существительные

(тхылъ - Иуан, къалэ - Налшык, Iуащхьэмахуэ - бгы);
образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных;
определять правописание существительных, заимствованных из русского языка;
склонять имена существительные: определенные, неопределённые;
Программа-03

определять синтаксическую роль имени существительного;
объяснять связь существительного с глаголом;
правильно

применять

аффиксы

падежей

имён

существительных

в предложении;
определять грамматические признаки глагола;
определять времена глагола;
определять лицо, число глагола;
различать неопределённую форму глагола от других форм глагола и отличать её от
существительных (щэн, вэн, сэн, удын);
определять и употреблять в речи производные и непроизводные прилагательные,
качественные, относительные прилагательные;
определять формы сравнения качественных прилагательных;
образовывать имена прилагательные;
определять синтаксическую роль имён существительных, прилагательных;
определять

правописание

прилагательных,

являющихся

определением

для существительных;
различать

степени

сравнения

имён

прилагательных,

значение,

образование

и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени;
образовывать прилагательные от существительных;
проводить морфологический разбор именных частей речи;
применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания;
применять фонетико-орфоэпические знания и умения в собственной речевой практике;
применять морфологические знания и умения в практике правописания;
определять синтаксическую роль именных частей речи при поддержке учителя;
самостоятельно, в паре, со взрослыми ставить и решать определенные цели поэтапно,
проводить исследования, защищать свою работу и (или) точку зрения (защита проекта).
11.4. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу
обучения в 6 классе обучающийся научится:
определять родство с языками абхазо-адыгской языковой группы;
объяснять разницу между живыми и мёртвыми языками;
понимать и воспринимать основную и подтекстовую информацию;
осуществлять просмотровое, ознакомительное и изучающее чтение;
воспроизводить прочитанный художественный текст в письменной форме;
создавать устные и письменные монологические, а также устные диалогические
высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения;
Программа-03

объяснять происхождение кабардино-черкесской лексики и заимствованной (приводить
примеры общеадыгской лексики, заимствованной лексики из других неродственных языков);
различать и употреблять в речи общеупотребительные слова;
различать, находить в тексте и употреблять в зависимости от ситуации слова ограниченного
употребления: диалектизмы, профессионализмы и термины, устаревшие слова, историзмы,
архаизмы, неологизмы, жаргонизмы;
приводить аналоги фразеологизмов в русском и кабардино-черкесском языках, подбирать
синонимы-фразеологизмы;
составлять предложения с фразеологизмами;
оценивать уместность употребления заимствований, лексики ограниченного употребления,
фразеологизмов в своей и чужой речи;
распознавать

аффиксы

наклонений,

времён

глагола,

словообразовательные

и словоизменительные суффиксы и префиксы;
определять способ словообразования: префиксальный, суффиксальный, префиксальносуффиксальный, основосложение;
выявлять правописание сложных и сложносокращённых слов;
распознавать

глагол,

числительное,

местоимение

среди

других

частей

речи

по грамматическому значению и морфологическим признакам;
определять морфологические признаки и синтаксическую роль глагола, числительного и
местоимения;
определять простые, сложные и составные глаголы;
определять начальную форму глагола;
образовывать и объяснять образование сложных и составных глаголов;
образовывать глаголы с помощью аффиксов;
выделять инфинитив, суффикс инфинитива;
различать переходные, непереходные глаголы;
употреблять в письменной и устной речи наклонения глагола: изъявительное, условное,
сослагательное, предположительное, желательное, повелительное, наклонение удивления;
спрягать глагол;
выявлять возвратные глаголы, добавочные смысловые оттенки возвратных глаголов;
выделять имя числительное, формулировать роль числительных в речи;
определять числительные простые, сложные и составные;
использовать в речи количественные, порядковые, разделительные, дробные числительные;
объяснять
в словосочетании;
Программа-03

значение

числительных,

склонение,

особенности

употребления

определять основные морфологические и синтаксические формы местоимения;
определять разряды местоимений по значению и грамматическим свойствам: личные,
указательные,

притяжательные,

вопросительные,

относительные,

определительные,

неопределённые, отрицательные: склонение, их значение, изменение и роль в предложении;
выполнять морфологический разбор глагола, числительного, местоимения;
определять синтаксическую роль глагола, числительного, местоимения.
соблюдать лексические нормы кабардино-черкесского литературного языка;
переводить

тексты

на

русском

языке

на

кабардино-черкесский

и

наоборот,

стенографировать аудио-видео материалы с подробным пересказом;
составлять план изложения или сочинения самостоятельно, логически последовательно
выполнять письменные работы - сочинения, изложения.
11.5. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу
обучения в 7 классе обучающийся научится:
определять значение и функции государственного языка и формулировать значение
родного языка в жизнедеятельности;
проводить морфологический разбор;
определять главные и второстепенные члены предложения;
определять способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь, слова автора;
соблюдать правила пунктуации при прямой и косвенной речи, цитировании;
распознавать в тексте чужую речь;
проводить диалог;
развивать собственную речь через сочинения: передавать свои воспоминания в сочиненияхповествованиях, работать по картине (описать местность, портрет, действие), размышлять по
заданной

проблемной

теме

и

высказывать

свои

мнения

в сочинениях-рассуждениях;
соблюдать

нормы

речевого

поведения

в

типичных

ситуациях

формального

и неформального межличностного общения;
определять тему и основную мысль текста;
составлять подробный и краткий план текста;
извлекать и систематизировать материал на определенную тему;
определять формы глагола: причастие и деепричастие;
определять

общее

грамматическое

значение

причастия,

морфологические

и синтаксические признаки;
выделять признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего);

Программа-03

определять признаки прилагательного у причастия: изменение по родам, числам и падежам,
согласование с существительным;
определять изменение причастия по времени;
выделять стоящий после определяемого слова причастный оборот запятыми;
формулировать

понятие

о

деепричастии:

общее

грамматическое

значение,

морфологические и синтаксические признаки;
выделять признаки глагола у деепричастия;
определять формы образования деепричастия;
использовать в речи отрицательные формы деепричастий;
составлять предложения с деепричастиями;
выделять запятыми деепричастный оборот;
проводить морфологический разбор причастий и деепричастий;
формулировать понятие о наречии как части речи;
определять

роль

наречий

в

речи,

его

морфологические

признаки

и синтаксические функции;
выделять основные группы наречий по значению: наречия образа действия, меры и
степени, места, времени, причины, цели;
подбирать степени сравнения наречий;
определять словообразование наречий, словообразование наречий путём перехода слов из
одной части речи в другую правописание наречий;
проводить морфологический разбор причастий и деепричастий;
определять сложные предложения: союзные, бессоюзные сложные предложения;
выделять знаки препинания в сложных предложениях;
формулировать общее понятие о служебных частях речи;
определять назначение послелогов в речи;
владеть наиболее часто употребляемые послелогами в речи;
формулировать понятие о союзе, их назначении в речи, употребление союзов для связи
однородных членов предложения, частей сложных предложений и частей текста;
выделять простые и составные союзы, сочинительные и подчинительные союзы;
формулировать

понятие

о

частицах,

её

морфологические

признаки

и синтаксические функции, правописание частиц;
формулировать понятие о междометии;
определять основные функции междометий, разряды междометий, знаки препинания при
междометиях;
определять звукоподражательные слова;
Программа-03

проводить морфологический разбор подражательных слов, послелогов, частиц, союзов.
11.6. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу
обучения в 8 классе обучающийся научится:
определять самостоятельные и служебные части речи;
определять связь в словосочетаниях, выявлять главное слово;
выявлять речевой смысл и экспрессивные свойства предложения;
выявлять виды синтаксической связи;
определять средства синтаксической связи;
определять подлежащее, способы его выражения;
определять сказуемое, основные типы сказуемого: простое глагольное, составное
глагольное, составное именное;
находить распространённые члены предложения;
находить второстепенные члены предложения;
определять виды дополнений;
выделять определение, его основные значения, части речи, являющиеся определениями в
предложении и их синтаксические обороты, обособленные определения;
различать приложение как вид определения;
расставлять знаки препинания в приложении;
выделять обособленные приложения;
определять основные значения и способы выражения обстоятельства, части речи,
являющиеся обстоятельствами в предложении и их синтаксические обороты, виды обстоятельства:
места, времени, цели и причины, образа действия;
выделять обособленные обстоятельства;
формулировать понятие об односоставных предложениях;
определять

основные

виды

односоставных

предложений

по

строению

и значению: определенно-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные, особенности
использования односоставных предложений в речи;
определять полные и неполные предложения, различать неполные предложения в речи,
использовать

неполные

предложения

в

диалоге,

в

том

числе

в составе сложных предложений, знать строение и значение неполных предложений, ставить тире
в неполном предложении;
выделять однородные члены предложения, средства связи однородных членов;
расставлять знаки препинания и союзы при однородных членах;
определять их разряды по значению;

Программа-03

выделять обобщающие слова в предложениях с однородными членами, знаки препинания
при обобщающих словах в предложениях с однородными членами;
определять

согласование

однородных

подлежащих

по

лицам

и

числам

со сказуемым;
выделять предложения с обращениями, с вводными словами, словосочетаниями,
предложениями;
выделять обращение, знать средства его выражения, включая звательную интонацию;
определять роль обращения в речевом общении, этические нормы использования
обращений;
определять

особенности

выражения

обращений

в

разговорной

и художественной речи;
выделять вводные слова (словосочетания) как средство выражения говорящего к своему
сообщению

и

как

средство

связи

между

предложениями

в тексте;
конструировать предложения с вводными словами, употреблять вводные предложения;
ставить знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями;
применять правила пунктуации: знаки препинания в осложнённом, сложном предложении.
11.7. Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К концу
обучения в 9 классе обучающийся научится:
давать характеристику фонетическому строю кабардино-черкесского языка;
проводить морфологический и синтаксический разбор;
выявлять фонетические процессы;
определять

значение

слов

с

этнокультурным

компонентом

по

словарю

и по контексту;
создавать тексты различного типа, стиля, жанра, соблюдая нормы построения текста
(логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
редактировать письменное речевое высказывание;
создавать собственные тексты с учётом требований к построению связного текста;
выделять микротему текста;
определять тексты разговорного, научного, публицистического, официально-делового и
художественного стилей;
различать

особенности

разговорной

речи,

языка

художественной

литературы

и функциональных стилей;
устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности
языка;
Программа-03

создавать письменные тексты разных стилей, жанров и типов речи: тезис, конспект,
реферат, эссе, рецензия, выступление, доклад;
формулировать собственные и чужие речевые высказывания с точки зрения соответствия
их

коммуникативным

требованиям,

языковым

нормам,

выступать

с небольшим сообщением, докладом, рефератом;
определять грамматическое сходство и различие простых, сложных предложений;
определять смысловое, структурное и интонационное единство сложного предложения;
выделять

основные

виды

сложных

предложений

по

характеру

отношений

и средствам связи между их частями;
определять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения
(интонация и сочинительные союзы как средство связи его частей);
определять

значения

сочинительных

союзов,

виды

соединительных

союзов,

сложносочинённые предложения с противительными союзами;
расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложениях;
определять

строение

сложноподчинённых

предложений,

главные

и придаточные предложения;
ставить интонацию: умение делать логическую паузу, постановка логического ударения
замедлением, усилением, паузой до произнесения слова или после него;
подбирать подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова;
определять

указательные

слова

как

средство

связи

частей

сложноподчинённого

предложения;
находить указательные слова в главном предложении;
определять

виды

придаточных

предложений:

подлежащные,

дополнительные,

сложноподчинённых

предложениях

обстоятельственные;
ставить

знаки

препинания

в

с несколькими придаточными;
определять значения сложных бессоюзных предложений интонационные средства их
выражения, знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях;
формулировать понятие о сложных предложениях с разными видами связи.
Учебно-методические пособия
1.

Карданов М. Л., Дыгова К. Х. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино-черкесский язык»). 5 кл. Нальчик:

Эльбрус, 2021. – 130 c.
2.

Машукова А. М., Кампуева А. С. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино-черкесский язык»). 6 кл. Нальчик:

Эльбрус, 2021. – 174 с.

Программа-03

3.

Урусов Х.Ш., Амироков И.А «Адыгэбзэ» («Кабардино-черкесский язык»). 7 кл. Нальчик: Эльбрус,

2021. – 142 с.
4.

Урусов Х.Ш., Тамбиев Б.А.«Адыгэбзэ» («Кабардино-черкесский язык»). 8 кл. Нальчик: Эльбрус,

2021. – 112 с.
5.

Урусов Х.Ш., Тамбиев Б.А. «Адыгэбзэ» («Кабардино-черкесский язык») 9 кл. Нальчик:

«Эльбрус» 2021г.

Программа-03


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».