РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 214481719) учебного предмета «Литература. Базовый уровень». для обучающихся 7 «Б » класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ СОШ с.п. Верхний Акбаш
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методическим
объединением учителей
русского языка и
литературы

ЗАМ.ДИРЕКТОРА ПО УВР

Директор

Протокол от «29» 09.2023 г.
№1

________________________ ________________________
Гонибова Ж.Ш.
Тарканова М.В.
Протокол от «29» 08 2023 Приказ от «30» 08 2023
г.№1
г.№64

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 214481719)
учебного предмета «Литература. Базовый уровень».
для обучающихся 7 «Б » класса

с. п. Верхний Акбаш 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе на уровне основного общего
образования составлена на основе Требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021
г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также федеральной
рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского
языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
«ЛИТЕРАТУРА»

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует
формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого
поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном,
интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ
их миропонимания и национального самосознания.
Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что
литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено
эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия
выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал
воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим
ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и
изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой
литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как
добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное
восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и
интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоциональноэстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей
школьников, их психического и литературного развития, жизненного и
читательского опыта.
Полноценное литературное образование в основной школе невозможно
без учёта преемственности с курсом литературного чтения в начальной школе,
межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов

художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма
мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к
окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского историколитературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и
представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной
литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены при
изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на
достижение планируемых результатов обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в
формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры
читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания
собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства
причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам,
аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных
идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение
указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно
усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием
коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего
народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию
отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам
современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как
высочайшему достижению национальной культуры, способствующей
воспитанию
патриотизма,
формированию
национально-культурной
идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта
человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и
ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения
литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их
потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в
этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы
на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений,

как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует
накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том
числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе,
чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя,
обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать,
анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное,
направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как
искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных
знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации
художественных произведений, умения воспринимать их в историкокультурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства;
развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса.
Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику
произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую
позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать
тексты художественных произведений в единстве формы и содержания,
реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных
интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их
фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями
других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду
других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения
поиска необходимой информации с использованием различных источников,
владеть навыками их критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативноэстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся
произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой
культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере
высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные
виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также
выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными
видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая
чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПЛАНЕ

«ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ

В 5, 6, 9 классах на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, в 7 и 8
классах – 2 часа в неделю. Суммарно изучение литературы в основной школе
по программам основного общего образования рассчитано на 442 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 КЛАСС
Древнерусская литература.
Древнерусские повести (одна повесть по выбору). Например, «Поучение»
Владимира Мономаха (в сокращении) и др.
Литература первой половины XIX века.
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее четырёх). Например, «Во
глубине сибирских руд…», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»),
«И. И. Пущину», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», и др. «Повести
Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Поэма «Полтава» (фрагмент).
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее четырёх). Например,
«Узник», «Парус», «Тучи», «Желанье» («Отворите мне темницу…»), «Когда
волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва» («В минуту жизни
трудную…») и др. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и
удалого купца Калашникова».
Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба».
Литература второй половины XIX века.
И. С. Тургенев. Рассказы из цикла «Записки охотника» (два по выбору).
Например, «Бирюк», «Хорь и Калиныч» и др. Стихотворения в прозе,
например, «Русский язык», «Воробей» и др.
Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала».
Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). Например,
«Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога» и др.
Поэзия второй половины XIX века. Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. К.
Толстой и др. (не менее двух стихотворений по выбору).
М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки (две по выбору). Например, «Повесть о
том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»,
«Премудрый пискарь» и др.
Произведения отечественных и зарубежных писателей на
историческую тему (не менее двух). Например, А. К. Толстого, Р. Сабатини,
Ф. Купера.
Литература конца XIX – начала XX века.

А. П. Чехов. Рассказы (один по выбору). Например, «Тоска»,
«Злоумышленник» и др.
М. Горький. Ранние рассказы (одно произведение по выбору). Например,
«Старуха Изергиль» (легенда о Данко), «Челкаш» и др.
Сатирические произведения отечественных и зарубежных писателей
(не менее двух). Например, М. М. Зощенко, А. Т. Аверченко, Н. Тэффи, О.
Генри, Я. Гашека.
Литература первой половины XX века.
А. С. Грин. Повести и рассказы (одно произведение по выбору).
Например, «Алые паруса», «Зелёная лампа» и др.
Отечественная поэзия первой половины XX века. Стихотворения на
тему мечты и реальности (два-три по выбору). Например, стихотворения А. А.
Блока, Н. С. Гумилёва, М. И. Цветаевой и др.
В. В. Маяковский. Стихотворения (одно по выбору). Например,
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на
даче», «Хорошее отношение к лошадям» и др.
М.А. Шолохов. «Донские рассказы» (один по выбору). Например,
«Родинка», «Чужая кровь» и др.
А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Юшка»,
«Неизвестный цветок» и др.
Литература второй половины XX века.
В. М. Шукшин. Рассказы (один по выбору). Например, «Чудик»,
«Стенька Разин», «Критики» и др.
Стихотворения отечественных поэтов XX–XXI веков (не менее
четырёх стихотворений двух поэтов). Например, стихотворения М. И.
Цветаевой, Е. А. Евтушенко, Б. А. Ахмадулиной, Ю. Д. Левитанского и др.
Произведения отечественных прозаиков второй половины XX –
начала XXI века (не менее двух). Например, произведения Ф. А. Абрамова, В.
П. Астафьева, В. И. Белова, Ф. А. Искандера и др.
Тема взаимоотношения поколений, становления человека, выбора им
жизненного пути (не менее двух произведений современных отечественных и
зарубежных писателей). Например, Л. Л. Волкова. «Всем выйти из кадра», Т. В.
Михеева. «Лёгкие горы», У. Старк. «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» и др.
Зарубежная литература.
М. де Сервантес Сааведра. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот
Ламанчский» (главы по выбору).
Зарубежная новеллистика (одно-два произведения по выбору).
Например, П. Мериме. «Маттео Фальконе»; О. Генри. «Дары волхвов»,
«Последний лист».

А. де Сент Экзюпери. Повесть-сказка «Маленький принц».

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для
основного общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в
произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и
нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания
и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для
основного общего образования должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
• готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
• активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных
произведениях;
• неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
• понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
• представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в
том числе с опорой на примеры из литературы;
• представление о способах противодействия коррупции;

•

•
•

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры
из литературы;
активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство;
помощь людям, нуждающимся в ней).

Патриотического воспитания:
• осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края,
народов России в контексте изучения произведений русской и
зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
• ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отражённым в художественных
произведениях;
• уважение
к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на
их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
• ориентация
на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей
литературных произведений;
• готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков;
• активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
• восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
• осознание важности художественной литературы и культуры как
средства коммуникации и самовыражения;

•
•

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
• осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
• ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
• осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе
навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного
литературного образования;
• способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
• умение принимать себя и других, не осуждая;
• умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь
на примеры из литературных произведений;
• уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
• сформированность навыка рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков
литературных героев.
Трудового воспитания:
• установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности,
способность
инициировать,
планировать
и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
• интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания и знакомства с деятельностью героев на страницах
литературных произведений;

•

•
•
•

осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для
этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе
при изучении произведений русского фольклора и литературы;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей.

Экологического воспитания:
• ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды;
• повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
• активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в
том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы;
• осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
• готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Ценности научного познания:
• ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной
средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные
литературные произведения;
• овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира;
• овладение основными навыками исследовательской деятельности с
учётом специфики школьного литературного образования;
• установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
• освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
• изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных
произведений;
• потребность во взаимодействии в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других;
• в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других;
• в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании
новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
• умение
оперировать
основными
понятиями,
терминами
и
представлениями в области концепции устойчивого развития;
• анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
• оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
• способность
осознавать
стрессовую
ситуацию,
оценивать
происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и
читательский опыт;
• воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
• оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия;
• формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт,
уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
• быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения у обучающегося
универсальные учебные действия.

формируются

следующие

Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия:
• выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и
явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного
процесса);
• устанавливать
существенный
признак
классификации
и
классифицировать литературные объекты по существенному признаку,
устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять
критерии проводимого анализа;
• с
учётом предложенной задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях
над текстом;
• предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с
учётом учебной задачи;
• выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной учебной задачи;
• выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных
явлений и процессов;
• делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии;
• формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
• самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с
разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
2) Базовые исследовательские действия:
• формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
• использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
литературном образовании;
• формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей литературного объекта
изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов
между собой;
• оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную
в ходе исследования (эксперимента);
• самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, опыта, исследования;
• владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;
• прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том
числе в литературных произведениях.
3) Работа с информацией:
• применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе литературной и другой информации или данных из источников с
учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
• выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
литературную и другую информацию различных видов и форм
представления;
• находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
• самостоятельно
выбирать оптимальную форму представления
литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые
учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и
их комбинациями;
• оценивать надёжность литературной и другой информации по
критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно;
• эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения;
• распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать
конфликты, вести переговоры;
•

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
• понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
• в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
• публично
представлять
результаты
выполненного
опыта
(литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
• самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
• использовать
преимущества
командной
(парной,
групповой,
коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной
проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи;
• принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно
строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
• уметь обобщать мнения нескольких людей;
• проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во
внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и
иные);
• выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению, и координировать свои действия с другими
членами команды;
• оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям,
сформулированным
понимать
намерения
других,
проявлять
уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать
свои возражения;
•

в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
• публично
представлять
результаты
выполненного
опыта
(литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
• самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
• участниками взаимодействия на литературных занятиях;
• сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация:
• выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях,
анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;
• ориентироваться
в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);
• самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его
часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений;
• составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом
получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
• делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
• владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в
школьном литературном образовании; давать адекватную оценку
учебной ситуации и предлагать план её изменения;
• учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
•

объяснять причины достижения
(недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
• вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
• развивать способность различать и называть собственные эмоции,
управлять ими и эмоциями других;
• выявлять и анализировать причины эмоций;
• ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого, анализируя примеры из художественной литературы;
• регулировать способ выражения своих эмоций.
4) Принятие себя и других:
• осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над
взаимоотношениями литературных героев;
• признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать
себя и других, не осуждая;
• проявлять открытость себе и другим;
• осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
•

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 КЛАСС
1) Понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность
литературы, осознавать её роль в воспитании любви к Родине и укреплении
единства многонационального народа Российской Федерации;
2) понимать специфику литературы как вида словесного искусства,
выявлять отличия художественного текста от текста научного, делового,
публицистического;
3) проводить смысловой и эстетический анализ произведений фольклора и
художественной литературы; воспринимать, анализировать, интерпретировать
и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся),
понимать, что в литературных произведениях отражена художественная
картина мира:

•

•

•
•

•

анализировать произведение в единстве формы и содержания;
определять тему, главную мысль и проблематику произведения, его
родовую и жанровую принадлежность; выявлять позицию героя,
рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные
особенности произведения; характеризовать героев-персонажей, давать
их сравнительные характеристики, оценивать систему персонажей;
определять особенности композиции и основной конфликт
произведения; объяснять своё понимание нравственно-философской,
социально-исторической и эстетической проблематики произведений (с
учётом литературного развития обучающихся); выявлять основные
особенности языка художественного произведения, поэтической и
прозаической речи; находить основные изобразительно-выразительные
средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их
художественные функции;
понимать сущность и элементарные смысловые функции теоретиколитературных понятий и учиться самостоятельно использовать их в
процессе анализа и интерпретации произведений, оформления
собственных оценок и наблюдений: художественная литература и
устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ;
роды (лирика, эпос), жанры (рассказ, повесть, роман, послание, поэма,
песня); форма и содержание литературного произведения; тема, идея,
проблематика; пафос (героический, патриотический, гражданский и
др.); сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия:
экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; автор,
повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж),
лирический герой, речевая характеристика героя; портрет, пейзаж,
интерьер, художественная деталь; юмор, ирония, сатира; эпитет,
метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория;
анафора; стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий,
анапест), ритм, рифма, строфа;
выделять в произведениях элементы художественной формы и
обнаруживать связи между ними;
сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей,
сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры,
художественные приёмы, особенности языка;
сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения
художественной литературы с произведениями других видов искусства
(живопись, музыка, театр, кино);

4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 9
поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение
к произведению (с учётом литературного развития, индивидуальных
особенностей обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя различные виды
пересказов, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и
самостоятельно формулировать вопросы к тексту; пересказывать сюжет и
вычленять фабулу;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении,
соотносить
собственную
позицию
с
позицией
автора,
давать
аргументированную оценку прочитанному;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом
не менее 150 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой
на прочитанные произведения; под руководством учителя учиться исправлять и
редактировать собственные письменные тексты; собирать материал и
обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы,
схемы, доклада, конспекта, аннотации, эссе, литературно-творческой работы на
самостоятельно или под руководством учителя выбранную литературную или
публицистическую тему;
8) самостоятельно интерпретировать и оценивать текстуально изученные
художественные произведения древнерусской, русской и зарубежной
литературы и современных авторов с использованием методов смыслового
чтения и эстетического анализа;
9) понимать важность чтения и изучения произведений фольклора и
художественной литературы для самостоятельного познания мира, развития
собственных эмоциональных и эстетических впечатлений;
10) планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по
рекомендациям учителя и сверстников, в том числе за счёт произведений
современной литературы для детей и подростков;
11) участвовать в коллективной и индивидуальной проектной или
исследовательской деятельности и публично представлять полученные
результаты;
12) развивать умение использовать энциклопедии, словари и справочники,
в том числе в электронной форме; самостоятельно пользоваться электронными
библиотеками и подбирать проверенные источники в интернет-библиотеках для
выполнения учебных задач, соблюдая правила информационной безопасности.
Тематическое планирование

Литература 7 КЛАСС
№
п/
п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всег
о

Контрольн
ые работы

Практическ
ие работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Древнерусская литература

1.1

Древнерусские
повести. (одна
повесть по
выбору).
Например,
«Поучение»
Владимира
Мономаха (в
сокращении)

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/7f417
27e

1

Раздел 2. Литература первой половины XIX века

2.1

А. С. Пушкин.
Стихотворения
(не менее
четырёх).Наприм
ер, «Во глубине
сибирских
руд…», «19
октября» («Роняет
лес багряный
свой убор…»),
«И. И. Пущину»,
«На холмах
Грузии лежит
ночная мгла…» и
др. «Повести
Белкина»
(«Станционный
смотритель» и
др.). Поэма
«Полтава»
(фрагмент)

6

0

1

2.2

М. Ю. Лермонтов.
Стихотворения

4

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417
27e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417

2.3

(не менее
четырёх).
Например,
«Узник»,
«Парус», «Тучи»,
«Желанье»
(«Отворите мне
темницу…»),
«Когда волнуется
желтеющая
нива…», Ангел»,
«Молитва» («В
минуту жизни
трудную…») и др.
«Песня про царя
Ивана
Васильевича,
молодого
опричника и
удалого купца
Калашникова»

27e

Н. В. Гоголь.
Повесть «Тарас
Бульба»

Библиотека ЦОК

Итого по разделу

3

0

1

https://m.edsoo.ru/7f417
27e

13

Раздел 3. Литература второй половины XIX века

3.1

И. С. Тургенев.
Рассказы из цикла
«Записки
охотника» (два по
выбору).Наприме
р, «Бирюк»,
«Хорь и
Калиныч» и др.
Стихотворения в
прозе. Например,
«Русский язык»,
«Воробей» и др.

3

0

0

3.2

Л. Н. Толстой.
Рассказ «После
бала»

3

0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417
27e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417
27e

3.3

Н. А. Некрасов.
Стихотворения
(не менее двух).
Например,
«Железная
дорога»,
«Размышления у
парадного
подъезда» и др.

2

0

0

3.4

Поэзия второй
половины XIX
века. Ф. И.
Тютчев, А. А.
Фет, А. К.
Толстой и др. (не
менее двух
стихотворений по
выбору)

1

0

0

3.5

М. Е. СалтыковЩедрин. Сказки
(две по
выбору).Наприме
р, «Повесть о том,
как один мужик
двух генералов
прокормил»,
«Дикий
помещик»,
«Премудрый
пискарь» и др.

3.6

Произведения
отечественных и
зарубежных
писателей на
историческую
тему. (не менее
двух). Например,
произведения А.
К. Толстого, Р.
Сабатини, Ф.
Купера

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417
27e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417
27e

Библиотека ЦОК
2

0

0

https://m.edsoo.ru/7f417
27e

Библиотека ЦОК
2

13

0

0

https://m.edsoo.ru/7f417
27e

Раздел 4. Литература конца XIX — начала XX века

4.1

А. П. Чехов.
Рассказы (один по
выбору).
Например,
«Тоска»,
«Злоумышленник
» и др.

4.2

М. Горький.
Ранние рассказы
(одно
произведение по
выбору).
Например,
«Старуха
Изергиль»
(легенда о Данко),
«Челкаш» и др.

2

0

0

4.3

Сатирические
произведения
отечественной и
зарубежной
литературы. (не
менее
двух).Например,
М. М. Зощенко,
А.Т.Аверченко,
Н. Тэффи, О.
Генри, Я. Гашека

2

0

0

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/7f417
27e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417
27e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417
27e

5

Раздел 5. Литература первой половины XX века

5.1

А. С. Грин.
Повести и
рассказы (одно
произведение по
выбору).
Например, «Алые
паруса», «Зелёная
лампа» и др.

2

0

0

5.2

Отечественная
поэзия первой

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417
27e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417

половины XX
века.
Стихотворения на
тему мечты и
реальности (дватри по
выбору).Наприме
р, стихотворения
А. А. Блока, Н. С.
Гумилёва, М. И.
Цветаевой и др.

5.3

В. В. Маяковский.
Стихотворения
(одно по выбору).
Например,
«Необычайное
приключение,
бывшее с
Владимиром
Маяковским
летом на даче»,
«Хорошее
отношение к
лошадям» и др.

5.4

М.А. Шолохов.
«Донские
рассказы» (один
по
выбору).Наприме
р, «Родинка»,
«Чужая кровь» и
др.

5.5

А. П. Платонов.
Рассказы (один по
выбору).
Например,
«Юшка»,
«Неизвестный
цветок» и др.

Итого по разделу

27e

Библиотека ЦОК
2

0

0

https://m.edsoo.ru/7f417
27e

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/7f417
27e

Библиотека ЦОК
1

0

7

Раздел 6. Литература второй половины XX века

1

https://m.edsoo.ru/7f417
27e

6.1

В. М. Шукшин.
Рассказы (один по
выбору).
Например,
«Чудик»,
«Стенька Разин»,
«Критики» и др.

1

0

0

6.2

Стихотворения
отечественных
поэтов XX—XXI
веков. (не менее
четырёх
стихотворений
двух поэтов):
например,
стихотворения М.
И. Цветаевой, Е.
А. Евтушенко, Б.
А. Ахмадулиной,
Ю. Д.
Левитанского и
др.

2

0

0

6.3

Произведения
отечественных
прозаиков второй
половины XX —
начала XXI века.
(не менее
двух).Например,
произведения Ф.
А. Абрамова, В.
П. Астафьева, В.
И. Белова, Ф. А.
Искандера и др.

6.4

Тема
взаимоотношения
поколений,
становления
человека, выбора
им жизненного
пути. (не менее
двух

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417
27e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417
27e

Библиотека ЦОК
2

0

0

https://m.edsoo.ru/7f417
27e

Библиотека ЦОК
2

0

0

https://m.edsoo.ru/7f417
27e

произведений
современных
отечественных и
зарубежных
писателей).
Например, Л. Л.
Волкова «Всем
выйти из кадра»,
Т. В. Михеева.
«Лёгкие горы», У.
Старк «Умеешь
ли ты свистеть,
Йоханна?» и др.
Итого по разделу

7

Раздел 7. Зарубежная литература

7.1

М. де Сервантес
Сааведра. Роман
«Хитроумный
идальго Дон
Кихот
Ламанчский»
(главы по
выбору).

2

0

0

7.2

Зарубежная
новеллистика.
(одно-два
произведения по
выбору).
Например, П.
Мериме.«Маттео
Фальконе»; О.
Генри. «Дары
волхвов»,
«Последний
лист».

2

0

0

7.3

А. де Сент
Экзюпери.
Повесть-сказка
«Маленький
принц»

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417
27e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417
27e

Библиотека ЦОК
3

7

0

0

https://m.edsoo.ru/7f417
27e

Библиотека ЦОК
Развитие речи

5

0

0

https://m.edsoo.ru/7f417
27e

Библиотека ЦОК
Внеклассное чтение

2

0

0

https://m.edsoo.ru/7f417
27e

Библиотека ЦОК

Итоговые контрольные
работы

2

2

0

Резервное время

6

0

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

2

4

https://m.edsoo.ru/7f417
27e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417
27e

Поурочное планирование
Русский язык
7 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Вводный урок. Изображение
человека как важнейшая
идейно-нравственная проблема
литературы

1

0

0

2

Древнерусские повести. (одна
повесть по выбору), например,
«Поучение» Владимира
Мономаха (в сокращении).
Темы и проблемы
произведения

1

0

0

3

А. С. Пушкин. Стихотворения
(не менее четырех) «Во
глубине сибирских руд…», «19
октября» («Роняет лес
багряный свой убор…»), «И. И.
Пущину», «На холмах Грузии
лежит ночная мгла…» и др.
Тематика и проблематика
лирических произведений

1

0

0

4

А. С. Пушкин. Стихотворения
«Во глубине сибирских руд…»,
«19 октября» («Роняет лес

1

0

0

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

План Факт

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc338b6

багряный свой убор…»), «И. И.
Пущину», «На холмах Грузии
лежит ночная мгла…» и др.
Особенности мировоззрерия
поэта и их отражение в
творчестве, средства
выразительности

5

А. С. Пушкин. «Повести
Белкина» («Станционный
смотритель» и др.). Тематика,
проблематика, особенности
повествования в «Повестях
Белкина»

1

0

0

6

А. С. Пушкин. «Повести
Белкина» («Станционный
смотритель» и др.).
Особенности конфликта и
композиции повести. Система
персонажей. Образ
«маленького человека» в
повести. Мотив "блудного
сына" в повести «Станционный
смотритель»

1

0

0

7

А. С. Пушкин. Поэма
«Полтава» (фрагмент).
Историческая основа поэмы.
Сюжет, проблематика
произведения.

1

0

0

8

А. С. Пушкин. Поэма

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc340ae

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3420c

«Полтава» (фрагмент).
Сопоставление образов Петра I
и Карла IX. Способы
выражения авторской позиции
в поэме

9

Развитие речи. А. С. Пушкин.
Поэма «Полтава» (фрагмент).
Подготовка к домашнему
сочинению по поэме
«Полтава»(фрагмент)

1

0

1

10

М. Ю. Лермонтов. Страницы
биографии. Стихотворения (не
менее четырех). «Узник»,
«Парус», «Тучи», «Желанье»
(«Отворите мне темницу…»),
«Когда волнуется желтеющая
нива…», Ангел», «Молитва»
(«В минуту жизни
трудную…») и др. Тема
одиночества в лирике поэта

1

0

0

11

М. Ю. Лермонтов.
Стихотворения. Проблема
гармонии человека и природы.
Средства выразительности в
художественном произведении

1

0

0

12

М. Ю. Лермонтов. «Песня про
царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого
купца Калашникова».

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc33fa0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc34310

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc34428

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3464e

Историческая основа
произведения. Тема, идея,
сюжет, композиция

13

М. Ю. Лермонтов. «Песня про
царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого
купца Калашникова». Система
образов. Художественные
особенности языка
произведения и фольклорная
традиция

1

0

0

14

Развитие речи. М. Ю.
Лермонтов. «Песня про царя
Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца
Калашникова». Подготовка к
домашнему сочинению по
произведению

1

0

0

15

Н. В. Гоголь. Страницы жизни
писателя. Повесть «Тарас
Бульба». Историческая и
фольклорная основа повести.
Тематика и проблематика
произведения

1

0

0

16

Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас
Бульба». Сюжет и композиция
повести. Роль пейзажных
зарисовок в повествовании

1

0

0

17

Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3475c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc34860

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc34d60

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc34e6e

Бульба». Система персонажей.
Сопоставление Остапа и
Андрия
18

Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас
Бульба». Образ Тараса Бульбы
в повести

1

0

0

19

Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас
Бульба». Авторская позиция и
способы ее выражения в
повести. Художественное
мастерство Н. В. Гоголя в
изображении героев и природы

1

0

0

20

Развитие речи. Развернутый
ответ на проблемный вопрос по
повести Н. В. Гоголя «Тарас
Бульба»

1

0

1

21

И. С. Тургенев. Страницы
биографии. Цикл «Записки
охотника» в историческом
контексте. Рассказ «Бирюк».
Образы повествователя и
героев произведения

1

0

0

22

И. С. Тургенев. Рассказ «Хорь
и Калиныч». Сопоставление
героев. Авторская позиция в
рассказе

1

0

0

23

И. С. Тургенев. Стихотворения
в прозе например, «Русский
язык», «Воробей» и др.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc350a8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc352ba

Особенности жанра, тематика и
проблематика произведений,
средства выразительности

24

Л. Н. Толстой. Страницы
биографии. Рассказ «После
бала»: тематика, проблематика
произведения

1

0

0

25

Л. Н. Толстой. Рассказ «После
бала»: сюжет и композиция

1

0

0

26

Л. Н. Толстой. Рассказ «После
бала»: система образов

1

0

0

27

Н. А. Некрасов. Страницы
биографии. Стихотворение
«Размышления у парадного
подъезда» Идейнохудожествннное своеобразие

1

0

0

28

Н. А. Некрасов. Стихотворение
«Железная дорога». Идейнохудожественное своеобразие

1

0

0

29

Поэзия второй половины XIX
века. Ф. И. Тютчев. «Есть в
осени первоначальной…»,
«Весенние воды» . А. А. Фет.
«Ещё майская ночь», «Это
утро, радость эта...»

1

0

0

30

М. Е. Салтыков-Щедрин.
Страницы биографии. Идейнохудожественное своеобразие
сказок писателя. «Повесть о

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3542c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc35544

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3565c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc35774

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc35878

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc35990

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc35c06

том, как один мужик двух
генералов прокормил», «Дикий
помещик»

31

М. Е. Салтыков-Щедрин.
«Премудрый пискарь»:
тематика, проблематика,
сюжет. Особенности сатиры М.
Е. Салтыкова-Щедрина

1

0

0

32

Произведения отечественных и
зарубежных писателей на
историческую тему. Идейнохудожственное своеобразие
произведений А. К. Толстого о
русской старине

1

0

0

33

Историческая основа
произведений Р. Сабатини,
романтика морских
приключений в эпоху
географических открытий

1

0

0

34

Резервный урок. История
Америки в произведениях Ф.
Купера

1

0

0

35

Итоговая контрольная работа
по литературе XIX века.
Литература и история:
изображение в литературе
исторических событий

1

1

0

36

А. П. Чехов. Страницы
биографии. Рассказы (один по

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc35e2c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc35a94

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc35f3a

выбору). Например, «Тоска»,
«Злоумышленник». Тематика,
проблематика произведений.
Художественное мастерство
писателя

37

М. Горький. Страницы
биографии. Ранние рассказы
«Старуха Изергиль» (легенда о
Данко) Идейно-художственное
своеобразие ранних рассказов
писателя

1

0

0

38

М. Горький. Сюжет, система
персонажей одного из ранних
рассказов писателя

1

0

0

39

Объекты сатиры в
произведениях писателей
конца XIX — начала XX века.
(не менее двух). Например, М.
М. Зощенко, А. Т. Аверченко,
Н. Тэффи, О. Генри, Я. Гашека.
Понятие сатиры.

1

0

0

40

Тематика, проблематика
сатирических произведений,
средства выразительности в
них

1

0

0

41

Развитие речи. Сочинениерассуждение "Нужны ли
сатирические прозведения?"
(по изученным сатирическим

1

0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc36520

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc36656

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc36f52

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3706a

произведениям отечественной
и зарубежной литературы)

42

А. С. Грин. Страницы
биографии. Особенности
мировоззрения писателя.
Повести и рассказы (одно
произведение по выбору).
Например, «Алые паруса»,
«Зелёная лампа»

1

0

0

43

А. С. Грин. Идейнохудожественное своеобразие
произведений. Система образов

1

0

0

44

Отечественная поэзия первой
половины XX века.
Стихотворения на тему мечты
и реальности (два-три по
выбору). Например,
стихотворения А. А. Блока, Н.
С. Гумилёва, М. И. Цветаевой и
др. Художественное своебразие
произведений, средства
выразительности

1

0

0

45

В. В. Маяковский. Страницы
биографии. Стихотворения.
(одно по выбору). Например,
«Необычайное приключение,
бывшее с Владимиром
Маяковским летом на даче»,
«Хорошее отношение к

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3678c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc368ae

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3626e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc369ee

лошадям» и др.Тематика,
проблематика, композиция
стихотворения

46

В. В. Маяковский.
Стихотворения. (одно по
выбору). Например,
«Необычайное приключение,
бывшее с Владимиром
Маяковским летом на даче»,
«Хорошее отношение к
лошадям» и др. Система
образов стихотворения.
Лирический герой. Средства
выразительности

1

0

0

47

М.А. Шолохов. Страницы
биографии писателя. «Донские
рассказы» (один по выбору).
Например, «Родинка», «Чужая
кровь» и др. Тематика,
проблематика, сюжет, система
персонажей, гуманистический
пафос произведения

1

0

0

48

А. П. Платонов. Страницы
биографии. Рассказы (один по
выбору). Например, «Юшка»,
«Неизвестный цветок» и др.
Идейно-художественное
своеобразие произведения.
Особенности языка

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc36b60

произведений А. П. Платонова

49

В. М. Шукшин. Страницы
биографии писателя. Рассказы
(один по выбору). Например,
«Чудик», «Стенька Разин»,
«Критики» и др. Тематика,
проблематика, сюжет, система
образов произведения

1

0

0

50

Резервный урок. В. М.
Шукшин. Рассказы (один по
выбору). Например, «Чудик»,
«Стенька Разин», «Критики».
Авторская позиция в
произведении. Художественное
мастерство автора

1

0

0

51

Стихотворения отечественных
поэтов XX—XXI веков (не
менее четырёх стихотворений
двух поэтов): например,
стихотворения М. И.
Цветаевой, Е. А. Евтушенко, Б.
А. Ахмадулиной, Ю. Д.
Левитанского и др.Тематика,
проблематика стихотворений

1

0

0

52

Стихотворения отечественных
поэтов XX—XXI веков.
Лирический герой
стихотворений. Средства
выразительности в

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc37bdc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc373f8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc375a6

художественных
произведениях
53

Развитие речи. Интерпретация
стихотворения отечественных
поэтов XX—XXI веков

1

0

1

54

Произведения отечественных
прозаиков второй половины
XX — начала XXI века. (не
менее двух). Например,
произведения Ф. А. Абрамова,
В. П. Астафьева, В. И. Белова,
Ф. А. Искандера и др.
Тематика, проблематика,
сюжет, система образов одного
из рассказов

1

0

0

55

Произведения отечественных
прозаиков второй половины
XX — начала XXI века.
Идейно-художественное
своеобразие одного из
рассказов

1

0

0

56

Внеклассное чтение по
произведениям отечественных
прозаиков второй половины
XX — начала XXI века

1

0

0

57

Тема взаимоотношения
поколений, становления
человека, выбора им
жизненного пути (не менее

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3798e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc37a9c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc37e0c

двух произведений
современных отечественных и
зарубежных писателей).
[Например, Л. Л. Волкова
«Всем выйти из кадра», Т. В.
Михеева. «Лёгкие горы», У.
Старк «Умеешь ли ты свистеть,
Йоханна?» и др]. Тема, идея,
сюжет, система образов одного
из произведений.

58

Тема взаимоотношения
поколений, становления
человека, выбора им
жизненного пути. Идейнохудожественное своеобразие
одного из произведений.
Отношение автора к героям
произведения, их поступкам

1

0

0

59

Внеклассное чтение. Тема
взаимоотношения поколений,
становления человека, выбора
им жизненного пути

1

0

0

60

Итоговая контрольная работа
по литературе XX - началу XXI
веков. Тема взаимоотношения
поколений, становления
человека, выбора им
жизненного пути в
художественной литратуре

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc37f24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc383d4

61

М. де Сервантес Сааведра.
Страницы биографии писателя.
Роман «Хитроумный идальго
Дон Кихот Ламанчский»
(главы). Жанр, тематика,
проблематика, сюжет романа

1

0

0

62

М. де Сервантес Сааведра.
Роман «Хитроумный идальго
Дон Кихот
Ламанчский»(главы). Система
образов. Дон Кихот как один из
«вечных» образов в мировой
литературе

1

0

0

Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru/8bc38672

63

Зарубежная новеллистика.
Жанр новеллы в литературе,
его особенности. П. Мериме.
Идейно-художественное
своеобразие новеллы «Маттео
Фальконе»

1

0

0

Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru/8bc38a64

64

Зарубежная новеллистика. О.
Генри. Страницы биографии.
«Дары волхвов», «Последний
лист» (одно из произведений
по выбору). Жанр, тема, идея,
проблематика, сюжет новеллы.
Система персонажей. Роль
художественной детали в
произведении

1

0

0

65

А. де Сент Экзюпери.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3851e

Библиотека ЦОК

Страницы биографии. Повестьсказка «Маленький принц».
Жанр, тематика, проблематика,
сюжет произведения

https://m.edsoo.ru/8bc3808c

66

А. де Сент Экзюпери. Повестьсказка «Маленький принц».
Система образов. Образ
Маленького принца.
Взаимоотношения главного
героя с другими персонажами

1

0

0

67

А. де Сент Экзюпери. Повестьсказка «Маленький принц».
Образ рассказчика.
Нравственные уроки
«Маленького принца»

1

0

0

68

Итоговый урок. Результаты и
планы на следующий год.
Список рекомендуемой
литературы

1

0

0

68

2

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc3819a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8bc382bc

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Литература (в 2 частях), 5 класс/ Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин
В.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Литература (в 2 частях), 6 класс/ Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев
В.П. и другие; под редакцией Коровиной В.Я., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
• Литература (в 2 частях), 7 класс/ Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин
В.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки. М.:
Просвещение
Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...
Дидактические материалы по литературе. 5 класс. М.:
Просвещение
Н.В.Беляева Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки. - М:
Просвещение
Беляева Н.В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки. - М.:
Просвещение

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».