РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 2206382) учебного предмета «Русский язык. Базовый уровень» для обучающихся 5 «Б» класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики

Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ СОШ с.п. Верхний Акбаш
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методическим
объединением учителей
русского языка и
литературы

ЗАМ.ДИРЕКТОРА ПО УВР

Директор

________________________ ________________________

Протокол от «29» 09.2023 г.
№1

Гонибова Ж.Ш.
Тарканова М.В.
Протокол от «29» 08 2023 Приказ от «30» 08 2023
г.№1
г.№64

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2206382)
учебного предмета «Русский язык. Базовый уровень»
для обучающихся 5 «Б» класса

В-Акбаш 2023г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по русскому языку на уровне основного общего образования
подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания
русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г №
637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых
по классам проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского
языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания
и определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного
общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку
включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на
уровне основного общего образования, а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ
ЯЗЫК»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык
межнационального общения народов России, национальный язык русского
народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский
язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации,
основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им
функций государственного языка и языка межнационального общения важны
для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической
принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его
существования и функциональных разновидностях, понимание его
стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение
правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и
ситуациях общения определяют успешность социализации личности и
возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека
областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения
мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей,

участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности,
является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных
традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку направлено на совершенствование
нравственной и коммуникативной культуры обучающегося, развитие его
интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и
воображения,
навыков
самостоятельной
учебной
деятельности,
самообразования.
Содержание по русскому языку ориентировано также на развитие
функциональной грамотности как интегративного умения человека читать,
понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов,
оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
осознание
и
проявление
общероссийской
гражданственности,
патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление
сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме
выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России,
как к средству общения и получения знаний в разных сферах ­человеческой
деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к
культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
овладение русским языком как инструментом личностного развития,
инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом
преобразования мира;
овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях
функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое
овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета;
обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в
собственной речевой практике разнообразных грамматических средств;
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений,
обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного

общения; овладение русским языком как средством получения различной
информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных
интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования,
обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и
правил, конкретизации в процессе изучения русского языка;
развитие функциональной грамотности в части формирования умений
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать
тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и
другие); осваивать стратегии и тактик информационно-смысловой переработки
текста, способы понимания текста, его назначения, общего смысла,
коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых
средств.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Русский язык» входит в
предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для
изучения. Общее число часов, отведенных на изучение русского языка,
составляет 714 часов: в 5 классе – 170 часов (5 часов в неделю), в 6 классе – 204
часа (6 часов в неделю), в 7 классе – 136 часов (4 часа в неделю), в 8 классе –
102 часа (3 часа в неделю), в 9 классе – 102 часа (3 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
Общие сведения о языке
Богатство и выразительность русского языка.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Язык и речь

Язык и речь. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая,
полилог.
Виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо), их
особенности.
Создание устных монологических высказываний на основе жизненных
наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной
литературы.
Устный пересказ прочитанного или прослушанного текста, в том числе с
изменением лица рассказчика.
Участие в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы
на основе жизненных наблюдений.
Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности.
Сочинения различных видов с опорой на жизненный и читательский опыт,
сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры).
Виды аудирования: выборочное, ознакомительное, детальное.
Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое.
Текст
Текст и его основные признаки. Тема и главная мысль текста. Микротема
текста. Ключевые слова.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование,
рассуждение; их особенности.
Композиционная структура текста. Абзац как средство членения текста на
композиционно-смысловые части.
Средства связи предложений и частей текста: формы слова, однокоренные
слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова.
Повествование как тип речи. Рассказ.
Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и
абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование
языковых средств выразительности (в рамках изученного).
Подробное, выборочное и сжатое изложение содержания прочитанного
или прослушанного текста. Изложение содержания текста с изменением лица
рассказчика.
Информационная переработка текста: простой и сложный план текста.
Функциональные разновидности языка
Общее представление о функциональных разновидностях языка (о
разговорной речи, функциональных стилях, языке художественной
литературы).

СИСТЕМА ЯЗЫКА
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Фонетика и графика как разделы лингвистики.
Звук как единица языка. Смыслоразличительная роль звука.
Система гласных звуков.
Система согласных звуков.
Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической
транскрипции.
Слог. Ударение. Свойства русского ударения.
Соотношение звуков и букв.
Фонетический анализ слова.
Способы обозначения [й’], мягкости согласных.
Основные выразительные средства фонетики.
Прописные и строчные буквы.
Интонация, её функции. Основные элементы интонации.
Орфография
Орфография как раздел лингвистики.
Понятие «орфограмма». Буквенные и небуквенные орфограммы.
Правописание разделительных ъ и ь.
Лексикология
Лексикология как раздел лингвистики.
Основные способы толкования лексического значения слова (подбор
однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов); основные способы
разъяснения значения слова (по контексту, с помощью толкового словаря).
Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова.
Тематические группы слов. Обозначение родовых и видовых понятий.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.
Разные виды лексических словарей (толковый словарь, словари
синонимов, антонимов, омонимов, паронимов) и их роль в овладении
словарным богатством родного языка.
Лексический анализ слов (в рамках изученного).
Морфемика. Орфография
Морфемика как раздел лингвистики.

Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова. Виды
морфем (корень, приставка, суффикс, окончание).
Чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулём
звука).
Морфемный анализ слов.
Уместное использование слов с суффиксами оценки в собственной речи.
Правописание корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми
гласными (в рамках изученного).
Правописание
корней
с
проверяемыми,
непроверяемыми,
­непроизносимыми согласными (в рамках изученного).
Правописание ё – о после шипящих в корне слова.
Правописание неизменяемых на письме приставок и приставок на -з (-с).
Правописание ы – и после приставок.
Правописание ы – и после ц.
Орфографический анализ слова (в рамках изученного).
Морфология. Культура речи. Орфография
Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей
речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение,
морфологические
признаки
и
синтаксические
функции
имени
существительного. Роль имени существительного в речи.
Лексико-грамматические разряды имён существительных по значению,
имена
существительные
собственные
и
нарицательные;
имена
существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Род, число, падеж имени существительного.
Имена существительные общего рода.
Имена существительные, имеющие форму только единственного или
только множественного числа.
Типы склонения имён существительных. Разносклоняемые имена
существительные. Несклоняемые имена существительные.
Морфологический анализ имён существительных.
Нормы
произношения,
нормы
постановки
ударения,
нормы
словоизменения имён существительных.
Правописание собственных имён существительных.
Правописание ь на конце имён существительных после шипящих.

Правописание безударных окончаний имён существительных.
Правописание о – е (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях
имён существительных.
Правописание суффиксов -чик- – -щик-; -ек- – -ик- (-чик-) имён
существительных.
Правописание корней с чередованием а // о: -лаг- – -лож-; -раст- – -ращ- –
-рос-; -гар- – -гор-, -зар- – -зор-; -клан- – -клон-, -скак- – -скоч-.
Слитное и раздельное написание не с именами существительными.
Орфографический анализ имён существительных (в рамках изученного).
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение,
морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного.
Роль имени прилагательного в речи.
Имена прилагательные полные и краткие, их синтаксические функции.
Склонение имён прилагательных.
Морфологический анализ имён прилагательных (в рамках изученного).
Нормы словоизменения, произношения имён прилагательных, постановки
ударения (в рамках изученного).
Правописание безударных окончаний имён прилагательных.
Правописание о – е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён
прилагательных.
Правописание кратких форм имён прилагательных с основой на шипящий.
Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными.
Орфографический анализ имён прилагательных (в рамках изученного).
Глагол
Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические
признаки и синтаксические функции глагола. Роль глагола в словосочетании и
предложении, в речи.
Глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и
невозвратные.
Инфинитив и его грамматические свойства. Основа инфинитива, основа
настоящего (будущего простого) времени глагола.
Спряжение глагола.
Морфологический анализ глаголов (в рамках изученного).
Нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных
формах (в рамках изученного).

Правописание корней с чередованием е // и: -бер- – -бир-, -блест- – блист-, -дер- – -дир-, -жег- – -жиг-, -мер- – -мир-, -пер- – -пир-, -стел- – -стил, -тер- – -тир-.
Использование ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в
форме 2-го лица единственного числа после шипящих.
Правописание -тся и -ться в глаголах, суффиксов -ова- – -ева-, -ыва- – ива-.
Правописание безударных личных окончаний глагола.
Правописание гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего
времени глагола.
Слитное и раздельное написание не с глаголами.
Орфографический анализ глаголов (в рамках изученного).
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как
единицы синтаксиса.
Словосочетание и его признаки. Основные виды словосочетаний по
морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные).
Средства связи слов в словосочетании.
Синтаксический анализ словосочетания.
Предложение и его признаки. Виды предложений по цели высказывания и
эмоциональной окраске. Смысловые и интонационные особенности
повествовательных, вопросительных, побудительных; восклицательных и
невосклицательных предложений.
Главные члены предложения (грамматическая основа). Подлежащее и
способы его выражения: именем существительным или местоимением в
именительном падеже, сочетанием имени существительного в форме
именительного падежа с существительным или местоимением в форме
творительного падежа с предлогом; сочетанием имени числительного в форме
именительного падежа с существительным в форме родительного падежа.
Сказуемое и способы его выражения: глаголом, именем существительным,
именем прилагательным.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные
члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Определение и
типичные средства его выражения. Дополнение (прямое и косвенное) и
типичные средства его выражения. Обстоятельство, типичные средства его
выражения, виды обстоятельств по значению (времени, места, образа действия,
цели, причины, меры и степени, условия, уступки).

Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения, их
роль в речи. Особенности интонации предложений с однородными членами.
Предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и,
союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но).
Предложения с обобщающим словом при однородных членах.
Предложения с обращением, особенности интонации. Обращение и
средства его выражения.
Синтаксический анализ простого и простого осложнённого предложений.
Пунктуационное оформление предложений, осложнённых однородными
членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом и, союзами а, но,
однако, зато, да (в значении и), да (в значении но).
Предложения простые и сложные. Сложные предложения с бессоюзной и
союзной связью. Предложения сложносочинённые и сложноподчинённые
(общее представление, практическое усвоение).
Пунктуационное оформление сложных предложений, состоящих из
частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да.
Предложения с прямой речью.
Пунктуационное оформление предложений с прямой речью.
Диалог.
Пунктуационное оформление диалога на письме.
Пунктуация как раздел лингвистики.
Пунктуационный анализ предложения (в рамках изученного).

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по русскому языку на уровне
основного общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.

В результате изучения русского языка на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными
в литературных произведениях, написанных на русском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном
и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе
примеров из литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном
самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям,
нуждающимся в ней; волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России, проявление интереса к познанию русского языка, к
истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов
России, ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины
– России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа, в том числе отражённым в художественных произведениях, уважение к
символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки,
а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие
асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства,
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства,
роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к
самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка
на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки
безопасного поведения в информационно-коммуникационной сети «Интернет»
в процессе школьного языкового образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения
своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных
произведений, написанных на русском языке, сформированность навыков
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в
том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к

труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных
и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных
наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков
и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно,
логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное
при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя
в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред,
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой,
закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской
культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными
навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других, потребность в действии в условиях неопределённости,
в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность,
в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других,
необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы,

формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций,
планирование своего развития, умение оперировать основными понятиями,
терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития,
анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики,
оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский
опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт,
уметь находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым
действовать в отсутствие гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне основного общего
образования
у
обучающегося
будут
сформированы
следующие
метапредметные результаты: познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,
языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц
(явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения
поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых
процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с
разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты
решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно
выделенных критериев.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и
данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных
задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
выбирать,
анализировать,
интерпретировать,
обобщать
и
систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с
точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации
и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом
поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну
и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
(текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи
несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в
зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку
зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в
письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа,
выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации
и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных
действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля,
эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных
учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),
самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её
изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности;
понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать
оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с
учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и
условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и
намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать
способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по
своему направлению и координировать свои действия с действиями других
членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
представлению отчёта перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 КЛАСС
Общие сведения о языке
Осознавать богатство и выразительность русского языка, приводить
примеры, свидетельствующие об этом.
Знать основные разделы лингвистики, основные единицы языка и речи
(звук, морфема, слово, словосочетание, предложение).
Язык и речь
Характеризовать различия между устной и письменной речью, диалогом и
монологом, учитывать особенности видов речевой деятельности при решении
практико-ориентированных учебных задач и в повседневной жизни.
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 5
предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной,
художественной и научно-популярной литературы.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и в
диалоге/полилоге на основе жизненных наблюдений объёмом не менее 3
реплик.

Владеть
различными
видами
аудирования:
выборочным,
­ознакомительным, детальным – научно-учебных и художественных текстов
различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не
менее 100 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и
художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи
объёмом не менее 150 слов: устно и письменно формулировать тему и главную
мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на
них; подробно и сжато передавать в письменной форме содержание исходного
текста (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять
не менее 100 слов; для сжатого изложения – не менее 110 слов).
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в
соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка,
в том числе во время списывания текста объёмом 90–100 слов; словарного
диктанта объёмом 15–20 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 90–
100 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том
числе содержащего изученные в течение первого года обучения орфограммы,
пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); уметь пользоваться
разными видами лексических словарей; соблюдать в устной речи и на письме
правила речевого этикета.
Текст
Распознавать основные признаки текста; членить текст на композиционносмысловые части (абзацы); распознавать средства связи предложений и частей
текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные
местоимения, повтор слова); применять эти знания при создании собственного
текста (устного и письменного).
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей,
определять количество микротем и абзацев.
Характеризовать текст с точки зрения его соответствия основным
признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений,
цельности и относительной законченности); с точки зрения его
принадлежности к функ­ционально-смысловому типу речи.

Использовать знание основных признаков текста, особенностей
функционально-смысловых типов речи, функциональных разновидностей
языка в практике создания текста (в рамках изученного).
Применять знание основных признаков текста (повествование) в практике
его создания.
Создавать тексты-повествования с опорой на жизненный и читательский
опыт; тексты с опорой на сюжетную картину (в том числе сочиненияминиатюры объёмом 3 и более предложений; классные сочинения объёмом не
менее 70 слов).
Восстанавливать деформированный текст; осуществлять корректировку
восстановленного текста с опорой на образец.
Владеть умениями информационной переработки прослушанного и
прочитанного научно-учебного, художественного и научно-популярного
текстов: составлять план (простой, сложный) с целью дальнейшего
воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; передавать
содержание текста, в том числе с изменением лица рассказчика; извлекать
информацию из различных источников, в том числе из лингвистических
словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Редактировать собственные/созданные другими обучающимися тексты с
целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала,
начальный
логический
анализ
текста
–
целостность,
связность,
информативность).
Функциональные разновидности языка
Иметь общее представление об особенностях разговорной
функциональных стилей, языка художественной литературы.

речи,

Система языка
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Характеризовать звуки; понимать различие между звуком и буквой,
характеризовать систему звуков.
Проводить фонетический анализ слов.
Использовать знания по фонетике, графике и орфоэпии в практике
произношения и правописания слов.
Орфография

Оперировать понятием «орфограмма» и различать буквенные и
небуквенные орфограммы при проведении орфографического анализа слова.
Распознавать изученные орфограммы.
Применять знания по орфографии в практике правописания (в том числе
применять знание о правописании разделительных ъ и ь).
Лексикология
Объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор
однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения
слова по контексту, с помощью толкового словаря).
Распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и
переносное значения слова.
Распознавать синонимы, антонимы, омонимы; различать многозначные
слова и омонимы; уметь правильно употреблять слова-паронимы.
Характеризовать тематические группы слов, родовые и видовые понятия.
Проводить лексический анализ слов (в рамках изученного).
Уметь пользоваться лексическими словарями (толковым словарём,
словарями синонимов, антонимов, омонимов, паро­нимов).
Морфемика. Орфография
Характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка.
Распознавать морфемы в слове (корень, приставку, суффикс, окончание),
выделять основу слова.
Находить чередование звуков в морфемах (в том числе чередование
гласных с нулём звука).
Проводить морфемный анализ слов.
Применять знания по морфемике при выполнении языкового анализа
различных видов и в практике правописания неизменяемых приставок и
приставок на -з (-с); ы – и после приставок; корней с безударными
проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися гласными (в рамках
изученного); корней с проверяемыми, непроверяемыми, непроизносимыми
согласными (в рамках изученного); ё – о после шипящих в корне слова; ы – и
после ц.
Проводить орфографический анализ слов (в рамках изученного).
Уместно использовать слова с суффиксами оценки в собственной речи.
Морфология. Культура речи. Орфография

Применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах
слов, о грамматическом значении слова, о сис­теме частей речи в русском
языке для решения практико-ориентированных учебных задач.
Распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Проводить морфологический анализ имён существительных, частичный
морфологический анализ имён прилагательных, глаголов.
Проводить орфографический анализ имён существительных, имён
прилагательных, глаголов (в рамках изученного).
Применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа
различных видов и в речевой практике.
Имя существительное
Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и
синтаксические функции имени существительного; объяснять его роль в речи.
Определять лексико-грамматические разряды имён существительных.
Различать
типы
склонения
имён
существительных,
выявлять
разносклоняемые и несклоняемые имена существительные.
Проводить морфологический анализ имён существительных.
Соблюдать нормы словоизменения, произношения имён существительных,
постановки в них ударения (в рамках изученного), употребления несклоняемых
имён существительных.
Соблюдать правила правописания имён существительных: безударных
окончаний; о – е (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях; суффиксов
-чик- – -щик-, -ек- – -ик- (-чик-); корней с чередованием а // о: -лаг- – -лож-; раст- – -ращ- – -рос-; -гар- – -гор-, -зар- – -зор-; -клан- – -клон-, -скак- – скоч-; употребления (неупотребления) ь на конце имён существительных после
шипящих; слитное и раздельное написание не с именами существительными;
правописание собственных имён существительных.
Имя прилагательное
Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и
синтаксические функции имени прилагательного; объяснять его роль в речи;
различать полную и краткую формы имён прилагательных.
Проводить частичный морфологический анализ имён прилагательных (в
рамках изученного).
Соблюдать нормы словоизменения, произношения имён прилагательных,
постановки в них ударения (в рамках изучен­ного).
Соблюдать правила правописания имён прилагательных: безударных
окончаний; о – е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях; кратких форм

имён прилагательных с основой на шипящие; правила слитного и раздельного
написания не с именами прилагательными.
Глагол
Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и
синтаксические функции глагола; объяснять его роль в словосочетании и
предложении, а также в речи.
Различать глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и
невозвратные.
Называть грамматические свойства инфинитива (неопределённой формы)
глагола, выделять его основу; выделять основу настоящего (будущего
простого) времени глагола.
Определять спряжение глагола, уметь спрягать глаголы.
Проводить частичный морфологический анализ глаголов (в рамках
изученного).
Соблюдать нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в
глагольных формах (в рамках изученного).
Соблюдать правила правописания глаголов: корней с чередованием е // и;
использования ь после шипящих как показателя грамматической формы в
инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа; -тся и -ться в глаголах;
суффиксов -ова- – -ева-, -ыва- – -ива-; личных окончаний глагола, гласной
перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола; слитного и
раздельного написания не с глаголами.
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
Распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение);
проводить синтаксический анализ словосочетаний и простых предложений;
проводить пунктуационный анализ простых осложнённых и сложных
предложений (в рамках изученного); применять знания по синтаксису и
пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой
практике.
Распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного
слова (именные, глагольные, наречные); простые нео­сложнённые
предложения; простые предложения, осложнённые однородными членами,
включая предложения с обобщающим словом при однородных членах,
обращением;
распознавать
предложения
по
цели
высказывания
(повествовательные, побудительные, вопросительные), эмоциональной окраске
(восклицательные и невосклицательные), количеству грамматических основ
(простые и сложные), наличию второстепенных членов (распространённые и
нераспространённые); определять главные (грамматическую основу) и

второстепенные члены предложения, морфологические средства выражения
подлежащего (именем существительным или местоимением в именительном
падеже, сочетанием имени существительного в форме именительного падежа с
существительным или местоимением в форме творительного падежа с
предлогом; сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с
существительным в форме родительного падежа) и сказуемого (глаголом,
именем существительным, именем прилагательным), средства выражения
второстепенных членов предложения (в рамках изученного).
Соблюдать на письме пунктуационные правила при постановке тире
между подлежащим и сказуемым, выборе знаков препинания в предложениях с
однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом и,
союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но); с
обобщающим словом при однородных членах; с обращением; в предложениях с
прямой речью; в сложных предложениях, состоящих из частей, связанных
бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да; оформлять на письме
диалог.
Проводить пунктуационный анализ предложения (в рамках изученного).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/
п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всег
о

Контрольн
ые работы

Практическ
ие работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Общие сведения о языке
1.1

Богатство и
выразительность
русского языка

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
2

0

0

https://m.edsoo.ru/7f413
034

2

Раздел 2. Язык и речь
2.1

Виды речевой
деятельности

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
7

0

0

https://m.edsoo.ru/7f413
034

7

Раздел 3. Текст

3.1

Текст.
Функциональносмысловые типы
речи.
Информационная
переработка текста

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
11

0

3

https://m.edsoo.ru/7f413
034

11

Раздел 4. Функциональные разновидности языка

4.1

Функциональные
разновидности
языка (общее
представление)

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
4

0

1

https://m.edsoo.ru/7f413
034

4

Раздел 5. Система языка
5.1

Фонетика. Графика.
Орфоэпия.Орфогра
фия

13

0

0

https://m.edsoo.ru/7f413
034

5.2

Морфемика.

13

0

0

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК

Орфография

https://m.edsoo.ru/7f413
034

Библиотека ЦОК
5.3

Лексикология

Итого по разделу

11

0

1

https://m.edsoo.ru/7f413
034

37

Раздел 6. Синтаксис. Культура речи. Пунктуация

6.1

Синтаксис и
пунктуация как
разделы
лингвистики.
Словосочетание

2

0

0

6.2

Простое
двусоставное
предложение

9

0

0

6.3

Простое
осложнённое
предложение

6.4

Сложное
предложение

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413
034

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413
034

Библиотека ЦОК
6

0

1

https://m.edsoo.ru/7f413
034

Библиотека ЦОК
7

0

2

https://m.edsoo.ru/7f413
034

Библиотека ЦОК
6.5

Прямая речь

2

0

0

https://m.edsoo.ru/7f413
034

Библиотека ЦОК
6.6

Диалог

Итого по разделу

2

0

1

https://m.edsoo.ru/7f413
034

28

Раздел 7. Морфология. Культура речи. Орфография
7.1

Система частей
речи в русском
языке

7.2

Имя
существительное

Библиотека ЦОК
2

0

0

https://m.edsoo.ru/7f413
034

Библиотека ЦОК
22

0

3

https://m.edsoo.ru/7f413
034

Библиотека ЦОК
7.3

Имя прилагательное

12

0

1

https://m.edsoo.ru/7f413
034

Библиотека ЦОК
7.4

Глагол

24

0

3

https://m.edsoo.ru/7f413
034

Итого по разделу

60

Повторение пройденного
материала

9

0

0

Итоговый контроль
(сочинения, изложения,
контрольные и
проверочные работы,
диктанты)

14

12

0

12

16

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413
034

Библиотека ЦОК

204

https://m.edsoo.ru/7f413
034

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения
План

1

Богатство и выразительность
русского языка

1

0

Факт

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

0
Библиотека ЦОК

2

Лингвистика как наука о языке

3

Повторение. Орфография.
Правописание гласных и согласных
в корне (повторение изученного в
начальной школе)

4

Повторение. Орфография.
Правописание разделительного
мягкого (ь) и разделительного
твердого (ъ) знаков (повторение
изученного в начальной школе)

5

Повторение. Состав слова
(повторение изученного в
начальной школе)

6

Повторение. Морфология.
Самостоятельные и служебные
части речи (повторение изученного
в начальной школе)

1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa251f
fa

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa2521
26

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa2522
52

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa2523
b0

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa2525
22

Библиотека ЦОК

7

Повторение. Синтаксис (повторение
изученного в начальной школе)

1

0

0

8

Контрольная работа (повторение
изученного в начальной школе)

1

1

0

9

Речь устная и письменная

1

0

0

10

Монолог, диалог, полилог

1

0

0

11

Виды речевой деятельности:
говорение, слушание, чтение,
письмо

1

0

0

12

Виды чтения

1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa2526
f8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2528
6a

Библиотека ЦОК
13

Виды аудирования

1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa252e
a0

Библиотека ЦОК
14

Речевой этикет

1

0

0

15

Сочинение/изложение (обучающее)

1

0

0

16

Понятие о тексте

1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa252b
4e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2533
50

Библиотека ЦОК
17

Текст и его основные признаки

18

Средства связи предложений и
частей текста

1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa2534
cc

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa2536
2a

19

Функционально-смысловые типы
речи: описание, повествование,
рассуждение

1

0

0

20

Функционально-смысловые типы
речи. Практикум

1

0

1

21

Повествование как тип речи.
Рассказ

22

Повествование как тип речи.
Рассказ. Практикум

23

Информационная переработка
текста: простой и сложный план
текста

1

0

0

24

Информационная переработка
текста: простой и сложный план
текста. Практикум

1

0

1

25

Изложение и его виды

1

0

0

26

Изложение (подробное изложение
текста)

1

0

0

27

Понятие о функциональных
разновидностях языка

1

0

0

28

Сферы речевого общения и их
соотнесённость с функциональными
разновидностями языка

1

0

0

29

Функциональные разновидности
языка. Практикум

1

0

1

30

Повторение и обобщение по темам

1

0

0

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa253a
30

Библиотека ЦОК
1

0

1

https://m.edsoo.ru/fa253b
ac

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2540
02

"Текст", "Функциональные
разновидности языка"
31

Буква и звук. Алфавит

1

0

0

32

Согласные звуки и обозначающие
их буквы. Глухие и звонкие
согласные

1

0

0

33

Правописание согласных в корне
слова

1

0

0

34

Правописание согласных в корне
слова. Типы орфограмм

1

0

0

35

Согласные звуки и обозначающие
их буквы. Твёрдые и мягкие
согласные

1

0

0

36

Гласные звуки и обозначающие их
буквы

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2549
1c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa256e
d8

Библиотека ЦОК
37

Слог и ударение

1

0

0

38

Сочинение (обучающее). Описание
картины

1

0

0

39

Правописание безударных гласных
в корне слова

1

0

0

40

Правописание безударных гласных
в корне слова. Типы орфограмм

1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa254a
d4

Библиотека ЦОК
41

Фонетический анализ слова

1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa254d
36

Библиотека ЦОК
42

Орфоэпия. Орфоэпические нормы

1

0

0

43

Повторение тем «Фонетика,
графика, орфоэпия», «Орфография».
Проверочная работа

1

0

0

44

Морфемика как раздел лингвистики.
Морфема как минимальная
значимая единица языка

1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa254e
bc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2567
4e

Библиотека ЦОК
45

Окончание и основа

1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa2568
98

Библиотека ЦОК
46

Приставки

1

0

0

47

Суффиксы

1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa2569
ce

Библиотека ЦОК
48

Чередование звуков в морфемах

1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa256a
fa

Библиотека ЦОК
49

Морфемный анализ слов

50

Правописание ё-о после шипящих в
корне слова

51

Правописание неизменяемых на
письме приставок

1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa2571
30

52

Правописание приставок на -з (-с)

1

0

0

Библиотека ЦОК

1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa256c
26

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa256d
5c

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/fa2574
64

53

Правописание ы — и после
приставок

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa2575
f4

Библиотека ЦОК
54

Правописание ы — и после ц

1

0

0

55

Повторение темы «Морфемика.
Орфография»

1

0

0

56

Практикум по теме «Морфемика.
Орфография»

1

0

0

57

Контрольная работа по теме
«Морфемика. Орфография»

1

1

0

58

Лексикология как раздел
лингвистики. Лексическое значение
слова

https://m.edsoo.ru/fa2577
2a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2578
ba

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa2553
d0

Библиотека ЦОК
59

Толковые словари

1

0

0

60

Однозначные и многозначные слова

1

0

0

61

Понятие о лексической
сочетаемости

1

0

0

62

Сочинение. Устный рассказ

1

1

0

https://m.edsoo.ru/fa2554
fc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25568c

Библиотека ЦОК
63

Тематические группы слов

1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa2558
ee

64

Синонимы

1

0

0

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/fa255b
5a

Библиотека ЦОК
65

Антонимы

1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa255c
e0

Библиотека ЦОК
66

Омонимы. Паронимы

1

0

0

67

Лексический анализ слова

1

0

0

68

Повторение темы "Лексикология"

1

0

0

69

Повторение темы "Лексикология".
Практикум

1

0

1

70

Контрольная работа по теме
"Лексикология"

1

1

0

71

Что изучает синтаксис

1

0

0

72

Словосочетание

1

0

0

73

Предложение - основная единица
речевого общения

74

Виды предложений по цели
высказывания

https://m.edsoo.ru/fa255e
16

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2563
2a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2565
a0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25e5
de

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25e7
78

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa25ea
52

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa25eb
ce

75

Смысловые и интонационные
особенности повествовательных,
вопросительных, побудительных,
восклицательных и
невосклицательных предложений.
Интонация

1

0

0

76

Грамматическая основа
предложения

1

0

0

77

Главные члены предложения
(грамматическая основа).
Подлежащее и способы его
выражения

78

Главные члены предложения
(грамматическая основа). Сказуемое
и способы его выражения

79

Второстепенные члены
предложения. Определение

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa25ed
a4

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa25ef
0c

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa25f4
02

Библиотека ЦОК
80

Дополнение

1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa25f5
7e

Библиотека ЦОК
81

Обстоятельство

1

0

0

82

Однородные члены предложения

1

0

0

83

Предложения с однородными
членами

1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa25f6
e6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25fb
78

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25fc

e0

Библиотека ЦОК
84

Сочинение-описание картины

85

Знаки препинания в предложениях с
однородными членами

1

0

0

86

Знаки препинания в предложениях с
однородными членами. Практикум

1

0

1

87

Обращение

1

0

0

88

Изложение с элементами сочинения
(обучающее)

1

0

0

89

Предложения простые и сложные.
Сложные предложения с
бессоюзной и союзной связью

1

0

0

90

Сложные предложения с
бессоюзной и союзной связью

1

0

0

91

Предложения сложносочиненные и
сложноподчиненные (общее
представление, практическое
усвоение)

1

0

0

92

Пунктуационное оформление
сложных предложений, состоящих
из частей, связанных бессоюзной
связью и союзами и, но, а, однако,
зато, да

1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa2608
a2

93

Пунктуационное оформление

1

0

1

Библиотека ЦОК

1

1

0

https://m.edsoo.ru/fa25ff
b0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25fe
52

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2601
90

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2605
c8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2607
44

Библиотека ЦОК

сложных предложений, состоящих
из частей, связанных бессоюзной
связью и союзами и, но, а, однако,
зато, да. Практикум

https://m.edsoo.ru/fa260a
8c

Библиотека ЦОК
94

Предложения с прямой речью

1

0

0

95

Пунктуационное оформление
предложений с прямой речью

1

0

0

96

Диалог. Пунктуационное
оформление диалога

1

0

0

97

Диалог. Пунктуационное
оформление диалога. Практикум

1

0

1

98

Повторение темы «Синтаксис и
пунктуация»

1

0

0

99

Повторение темы «Синтаксис и
пунктуация». Практикум

1

0

1

100

Контрольная работа по теме
«Синтаксис и пунктуация»

101

Система частей речи в русском
языке

1

0

0

102

Самостоятельные и служебные
части речи

1

0

0

103

Имя существительное как часть
речи

1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa257b
30

104

Род имён существительных. Имена

1

0

0

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/fa260c
12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa260d5c

Библиотека ЦОК
1

1

0

https://m.edsoo.ru/fa260e
88

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa257a
04

Библиотека ЦОК

существительные общего рода

https://m.edsoo.ru/fa2580
3a

105

Число имени существительного.
Имена существительные, имеющие
форму только единственного или
множественного числа

1

0

0

106

Изложение выборочное

1

1

0

107

Падеж имён существительных

1

0

0

108

Типы склонения имён
существительных

109

Правописание мягкого знака на
конце имён существительных после
шипящих

110

Буквы Е и И в падежных
окончаниях имён существительных

1

0

0

111

Буквы Е и И в падежных
окончаниях имён существительных.
Практикум

1

0

1

112

Разносклоняемые и несклоняемые
имена существительные

1

0

0

113

Род несклоняемых имён
существительных

1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa258b
de

114

Морфологический анализ имени

1

0

0

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2583
d2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2582
9c

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa2585
80

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa2586
b6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2587
e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2589
18

Библиотека ЦОК

существительного

https://m.edsoo.ru/fa258d
28

Библиотека ЦОК

115

Буквы О и Е после шипящих и Ц в
окончаниях имён существительных

116

Правописание суффиксов -ек-/-икимен существительных

1

0

0

117

Правописание суффиксов -чик-/щик- имен существительных

1

0

0

118

Правописание О и Е (Ё) после
шипящих и Ц в суффиксах имен
существительных

119

Слитное и раздельное написание НЕ
с именами существительными

120

Правописание корней с
чередованием а//о: -гар- — -гор-, зар- — -зор-

1

0

0

121

Правописание корней с
чередованием а//о: -гар- — -гор-, зар- — -зор-. Практикум

1

0

1

122

Правописание корней с
чередованием а // о: -лаг- — -лож-раст- — -ращ- — -рос

1

0

0

123

Правописание корней с
чередованием а // о: -лаг- — -лож-раст- — -ращ- — -рос. Практикум

1

0

1

1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa258f
e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2593
9a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2592
46

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa2591
10

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa2595
ca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2598
a4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2597
6e

124

Правописание корней с
чередованием -клан- — -клон-, скак- — -скоч-

1

0

0

125

Повторение и обобщение по теме
"Имя существительное"

1

0

0

126

Контрольная работа по теме "Имя
существительное"

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2599
d0

Библиотека ЦОК
1

1

0

https://m.edsoo.ru/fa259a
fc

Библиотека ЦОК
127

Имя прилагательное как часть речи

1

0

0

128

Общее грамматическое значение,
морфологические признаки и
синтаксические функции имени
прилагательного

1

0

0

129

Правописание безударных
окончаний имен прилагательных

130

Буквы О и Е после шипящих и Ц в
окончаниях имен прилагательных

1

0

0

131

Имена прилагательные полные и
краткие, их синтаксические
функции

1

0

0

132

Краткие прилагательные. Их
синтаксические функции

1

0

0

133

Морфологический анализ имен
прилагательных

https://m.edsoo.ru/fa259c
1e

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa25a1
14

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25ab
e6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25a2
7c

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa25a5
ce

Библиотека ЦОК
134

Сочинение-описание картины

135

Буквы О и Е после шипящих и Ц в
суффиксах имен прилагательных

136

Буквы О и Е после шипящих и Ц в
суффиксах имен прилагательных.
Практикум

137

Слитное и раздельное написание НЕ
с именами прилагательными

1

0

0

138

Повторение по теме «Имя
прилагательное»

1

0

0

139

Повторение по теме «Имя
прилагательное». Практикум

1

0

0

140

Контрольная работа по теме "Имя
прилагательное"

1

1

0

https://m.edsoo.ru/fa25b1
b8

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa25ad
6c

Библиотека ЦОК
1

0

1

https://m.edsoo.ru/fa25ae
de

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25b0
46

Библиотека ЦОК
1

1

0

https://m.edsoo.ru/fa25b3
98

Библиотека ЦОК
141

Глагол как часть речи

1

0

0

142

Глагол как часть речи. Роль глагола
в словосочетании и предложении, в
речи

1

0

0

143

Инфинитив и его грамматические
свойства

1

0

0

144

Основа инфинитива, основа

1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa25b5
14

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25b6
86

настоящего (будущего простого)
времени глагола
Библиотека ЦОК

145

Глаголы совершенного и
несовершенного вида

1

0

0

146

Глаголы совершенного и
несовершенного вида (практикум)

1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa25b7
ee

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25b9
60

Библиотека ЦОК
147

Глаголы возвратные и невозвратные

1

0

0

148

Сочинение на тему

1

1

0

https://m.edsoo.ru/fa25bb
9a

Библиотека ЦОК
149

Изменение глаголов по временам

1

0

0

150

Настоящее время: значение,
образование, употребление

1

0

0

151

Изменение глаголов по лицам и
числам

152

Изменение глаголов по лицам и
числам. Спряжение

1

0

0

153

Изменение глаголов по лицам и
числам. Типы спряжения глагола
(обобщение)

1

0

0

154

Правописание безударных личных
окончаний глаголов

1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa25c1
ee

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa25c9
8c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25cb
58

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25cc
d4

155

Правописание безударных личных
окончаний глаголов. Практикум

156

Правописание мягкого знака (Ь) в
инфинитиве, в форме 2-го лица
единственного числа после
шипящих

Библиотека ЦОК
1

0

1

https://m.edsoo.ru/fa25ce
32

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa25d4
4a

Библиотека ЦОК
157

Морфологический анализ глагола

158

Правописание корней с
чередованием е//и

159

Правописание корней с
чередованием е//и. Практикум

1

0

1

160

Обобщение по теме: "Правописание
корней с чередованием е // и"

1

0

0

161

Правописание гласной перед
суффиксом -л- в формах
прошедшего времени глагола

1

0

0

162

Правописание гласной перед
суффиксом -л- в формах
прошедшего времени глагола.
Практикум

1

0

1

163

Слитное и раздельное написание не
с глаголами

1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa25dc
74

164

Повторение по теме «Глагол».

1

0

0

Библиотека ЦОК

1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa25d1
16

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa25e0
ca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25e2
28

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25d9
0e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa25db
02

Библиотека ЦОК

Проверочная работа

https://m.edsoo.ru/fa25e4
30

165

Работа над ошибками, анализ
работы

1

0

0

166

Итоговая контрольная работа за
курс 5 класса

1

1

0

167

Повторение. Фонетика. Графика.
Орфография. Орфоэпия

168

Повторение. Лексикология.
Культура речи

169

Повторение. Морфология. Культура
речи

1

0

0

170

Повторение. Синтаксис. Культура
речи

1

0

0

170

12

16

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2616
08

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa2610
f4

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fa2612
84

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa2614
e6

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык (в 2 частях), 5 класс/ Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и другие, Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
• Русский язык (в 2 частях), 6 класс/ Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и другие, Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
• Русский язык (в 2 частях), 7 класс/ Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и другие, Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
• Русский язык, 8 класс/ Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и другие, Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
• Русский язык, 9 класс/ Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и другие, Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Бондаренко М.А. Методические рекомендации и поурочные разработки. 5 класс. Учебное пособие для
образовательных организаций. – М.: Просвещение.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: «ВАКО»
Соловьёва Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложение. 5 класс. – М.: Просвещение
Бондаренко М.А. Методические рекомендации и поурочные разработки. 6 класс. - М.: Просвещение
Касатых Е.А. Русский язык. 7 класс. Методические рекомендации и поурочные разработки. - М.: Просвещение

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».