МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики Местная администрация Терского муниципального района КБР МКОУ СОШ с.п. Верхний Акбаш РАССМОТРЕНО Методическое объединение учителей естественно-научного цикла Протокол №1 от «29» 08 2023 г. СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Зам. директора по УВР Директор ________________________ ________________________ Гонибова Ж.Ш. Тарканова М.В. от «29» 08 2023 г. Приказ №64 от «30» 08 2023 г. Рабочая программа по биологии в 9 «А», «Б» классах (ФГОС) 2023-2024 учебный год Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: патриотическое воспитание: - понимание ценности биологической науки, её роли в развитии человеческого общества, отношение к биологии как важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки. гражданское воспитание: - готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении биологических опытов, экспериментов, исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи. духовно-нравственное воспитание: - готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных норм и норм экологического права с учётом осознания последствий поступков. эстетическое воспитание: - понимание эмоционального воздействия природы и её ценности. ценности научного познания: - ориентация в деятельности на современную систему биологических научных представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; - развитие научной любознательности, интереса к биологической науке и исследовательской деятельности; - овладение основными навыками исследовательской деятельности. формирование культуры здоровья: - осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); - осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; - соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде; умение осознавать эмоциональное состояние своё и других людей, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием; - сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. трудовое воспитание: - активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией. экологическое воспитание: - ориентация на применение биологических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; - повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: - освоение обучающимися социального опыта, норм и правил общественного поведения в группах и сообществах при выполнении биологических задач, проектов и исследований, открытость опыту и знаниям других; - осознание необходимости в формировании новых биологических знаний, умение формулировать идеи, понятия, гипотезы о биологических объектах и явлениях, осознание дефицита собственных биологических знаний, планирование своего развития; - умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; - умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивание своих действий с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов и возможных глобальных последствий; - осознание стрессовой ситуации, оценивание происходящих изменений и их последствий; оценивание ситуации стресса, корректирование принимаемых решений и действий; - уважительное отношение к точке зрения другого человека, его мнению, мировоззрению. Метапредметные результаты: Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий. А также способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории. Основные предметные результаты обучения биологии: 1) усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественнонаучной картины мира; 2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии; 3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов; 4) понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества; 5) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний; 6) объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных; 7) овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов; 8) формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования; 9) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. умения: - проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; - ставить учебную задачу под руководством учителя; - систематизировать и обобщать разные виды информации; - составлять план выполнения учебной задачи; - проводить простейшую классификацию живых организмов; - - использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; - самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин. - работать в соответствии с поставленной задачей; - составлять простой и сложный план текста; - участвовать в совместной деятельности; - работать с текстом параграфа и его компонентами; - узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе. - находить и использовать причинно-следственные связи; - строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы; - выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту. Предметные результаты: Учащиеся должны знать: - основные признаки живой природы; - устройство светового микроскопа; - основные органоиды клетки; - основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки; - ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы. - существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; - основные признаки представителей Царств живой природы. - основные среды обитания живых организмов; - природные зоны нашей планеты, их обитателей. - предков человека, их характерные черты, образ жизни; - основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством; - правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; - простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др. Учащиеся должны уметь: - объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; - характеризовать методы биологических исследований; - работать с лупой и световым микроскопом; - узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки; - объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке; - соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии. - определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы; - устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств; - различать изученные объекты в природе, на таблицах; - устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; - объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека. - сравнивать различные среды обитания; - характеризовать условия жизни в различных средах обитания; - сравнивать условия обитания в различных природных зонах; - выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; - приводить примеры обитателей морей и океанов; - наблюдать за живыми организмами. - объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; - объяснять роль растений и животных в жизни человека; - обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; - соблюдать правила поведения в природе; - различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; - вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей. Содержание учебного предмета Глава 1. Общие закономерности жизни (5 ч) Биология - наука о живом мире. Биология — наука, исследующая жизнь. Изучение природы в обеспечении выживания людей на Земле. Биология — система разных биологических областей науки. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы биологических исследований. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, сравнение, описание, эксперимент, моделирование. Правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами. Общие свойства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого: химический состав, клеточное строение, обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, рост, развитие, раздражимость. Взаимосвязь живых организмов и среды. Многообразие форм жизни. Среды жизни на Земле и многообразие их организмов. Клеточное разнообразие организмов и их царства. Вирусы — неклеточная форма жизни. Разнообразие биосистем, отображающее структурные уровни организации жизни. Глава 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне (11 ч) Многообразие клеток. Обобщение ранее изученного материала. Многообразие типов клеток: свободноживущие и образующие ткани, прокариоты, эукариоты. Роль учёных в изучении клетки. Химические вещества в клетке. Обобщение ранее изученного материала. Особенности химического состава живой клетки и его сходство у разных типов клеток. Неорганические и органические вещества клетки. Содержание воды, минеральных солей, углеводов, липидов, белков в клетке и организме. Их функции в жизнедеятельности клетки. Строение клетки. Структурные части клетки: мембрана, ядро, цитоплазма с органоидами и включениями . Органоиды клетки и их функции. Мембранные и немембранные органоиды, отличительные особенности их строения и функции. Обмен веществ — основа существования клетки. Понятие об обмене веществ как совокупности биохимических реакций, обеспечивающих жизнедеятельность клетки. Значение ассимиляции и диссимиляции в клетке. Равновесие энергетического состояния клетки — обеспечение её нормального функционирования. Биосинтез белка в живой клетке. Понятие о биосинтезе. Этапы синтеза белка в клетке. Роль нуклеиновых кислот и рибосом в биосинтезе белков. Биосинтез углеводов - фотосинтез. Понятие о фотосинтезе как процессе создания углеводов в живой клетке. Две стадии фотосинтеза: световая и темновая. Условия протекания фотосинтеза и его значение для природы. Обеспечение клеток энергией. Понятие о клеточном дыхании как о процессе обеспечения клетки энергией. Стадии клеточного дыхания: бескислородная (ферментативная, или гликолиз) и кислородная. Роль митохондрий в клеточном дыхании Размножение клетки и её жизненный цикл. Размножение клетки путём деления - общее свойство клеток одноклеточных и многоклеточных организмов. Клеточное деление у прокариот - деление клетки надвое. Деление клетки у эукариот. Митоз. Фазы митоза. Жизненный цикл клетки: интерфаза, митоз. Разделение клеточного содержимого на две дочерние клетки. Лабораторная работа № 1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток» Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками» Глава 3. Закономерности жизни на организменном уровне (18 ч) Организм — открытая живая система (биосистема). Организм как живая система. Компоненты системы, их взаимодействие, обеспечивающее целостность биосистемы «организм». Регуляция процессов в биосистеме. Бактерии и вирусы. Разнообразие форм организмов: одноклеточные, многоклеточные и неклеточные. Бактерии как одноклеточные доядерные организмы. Вирусы как неклеточная форма жизни. Отличительные особенности бактерий и вирусов. Значение бактерий и вирусов в природе. Растительный организм и его особенности. Главные свойства растений: автотрофность, неспособность к активному передвижению, размещение основных частей - корня и побега - в двух разных средах. Особенности растительной клетки: принадлежность к эукариотам, наличие клеточной стенки, пластид и крупных вакуолей. Способы размножения растений: половое и бесполое. Особенности полового размножения. Типы бесполого размножения: вегетативное, спорами, делением клетки надвое. Многообразие растений и значение в природе. Многообразие растений: споровые и семенные. Особенности споровых растений: водорослей, моховидных, папоротников, хвощей и плаунов; семенных растений: голосеменных и цветковых (покрытосеменных). Классы отдела Цветковые: двудольные и однодольные растения. Особенности и значение семени в сравнении со спорой. Организмы царства грибов и лишайников. Грибы, их сходство с другими эукариотическими организмами — растениями и животными — и отличие от них. Специфические свойства грибов. Многообразие и значение грибов: плесневых, шляпочных, паразитических. Лишайники как особые симбиотические организмы; их многообразие и значение. Животный организм и его особенности. Особенности животных организмов: принадлежность к эукариотам, гетеротрофность, способность к активному передвижению, забота о потомстве, постройка жилищ (гнёзд, нор). Деление животных по способам добывания пищи: растительноядные, хищные, паразитические, падальщики, всеядные. Многообразие животных. Деление животных на два подцарства: Простейшие и Многоклеточные. Особенности простейших: распространение, питание, передвижение. Многоклеточные животные: беспозвоночные и позвоночные. Особенности разных типов беспозвоночных животных. Особенности типа Хордовые. Сравнение свойств организма человека и животных Сходство человека и животных. Отличие человека от животных. Системы органов у человека как организма: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная. Органы чувств. Умственные способности человека. Причины, обусловливающие социальные свойства человека. Размножение живых организмов. Типы размножения: половое и бесполое. Особенности полового размножения: слияние мужских и женских гамет, оплодотворение, образование зиготы. Бесполое размножение: вегетативное, образование спор, деление клетки надвое. Биологическое значение полового и бесполого размножения. Смена поколений — бесполого и полового — у животных и растений Индивидуальное развитие организмов. Понятие об онтогенезе. Периоды онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный. Стадии развития эмбриона: зигота, дробление, гаструла с дифференциацией клеток на эктодерму, энтодерму и мезодерму, органогенез. Особенности процесса развития эмбриона, его зависимость от среды. Особенности постэмбрионального развития. Развитие животных организмов с превращением и без превращения Образование половых клеток. Мейоз. Понятие о диплоидном и гаплоидном наборе хромосом в клетке. Женские и мужские половые клетки — гаметы. Мейоз как особый тип деления клетки. Первое и второе деление мейоза. Понятие о сперматогенезе и оогенезе Изучение механизма наследственности. Начало исследований наследственности организмов. Первый научный труд Г. Менделя и его значение. Достижения современных исследований наследственности организмов. Условия для активного развития исследований наследственности в ХХ в. Основные закономерности наследственности организмов. Понятие о наследственности и способах передачи признаков от родителей потомству. Набор хромосом в организме. Ген и его свойства. Генотип и фенотип. Изменчивость и её проявление в организме. Закономерности изменчивости Понятие об изменчивости и её роли для организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Типы наследственной (генотипической) изменчивости: мутационная, комбинативная. Ненаследственная изменчивость. Понятие о ненаследственной (фенотипической) изменчивости, её проявлении у организмов и роли в их жизнедеятельности. Знакомство с примерами ненаследственной изменчивости у растений и животных. Основы селекции организмов. Понятие о селекции. История развития селекции. Селекция как наука. Общие методы селекции: искусственный отбор, гибридизация, мутагенез. Селекция растений, животных, микроорганизмов. Использование микробов человеком, понятие о биотехнологии Лабораторная работа № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов» Лабораторная работа № 4 «Изучение изменчивости у организмов» Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (21 ч) Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера, опровергающие гипотезы о самозарождении жизни. Современные представления о возникновении жизни на Земле. Биохимическая гипотеза А.И. Опарина. Условия возникновения жизни на Земле. Гипотеза Дж. Холдейна. Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. Особенности первичных организмов. Появление автотрофов — цианобактерий. Изменения условий жизни на Земле. Причины изменений. Появление биосферы. Этапы развития жизни на Земле. Общее направление эволюции жизни. Эры, периоды и эпохи в истории Земли. Выход организмов на сушу. Этапы развития жизни. Идеи развития органического мира в биологии. Возникновение идей об эволюции живого мира. Теория эволюции Ж.-Б. Ламарка. Чарлз Дарвин об эволюции органического мира. Исследования, проведённые Ч. Дарвином. Основные положения эволюции видов, изложенные Дарвином. Движущие силы процесса эволюции: изменчивость, наследственность, борьба за существование и естественный отбор. Результаты эволюции. Значение работ Ч. Дарвина. Современные представления об эволюции органического мира. Популяция как единица эволюции. Важнейшие понятия современной теории эволюции. Вид, его критерии и структура. Вид - основная систематическая единица. Признаки вида как его критерии. Популяции - внутривидовая группировка родственных особей. Популяция - форма существования вида. Процессы образования видов Видообразование. Понятие о микроэволюции. Типы видообразования: географическое и биологическое. Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов Условия и значение дифференциации вида. Понятие о макроэволюции. Доказательства процесса эволюции: палеонтологические, эмбриологические, анатомоморфологические (рудименты и атавизмы). Основные направления эволюции. Прогресс и регресс в живом мире. Направления биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация организмов. Примеры эволюционных преобразований живых организмов Эволюция — длительный исторический процесс. Эволюционные преобразования животных и растений. Уровни преобразований. Основные закономерности эволюции Закономерности биологической эволюции в природе: необратимость процесса, прогрессивное усложнение форм жизни, непрограммированное развитие жизни, адаптации, появление новых видов. Человек - представитель животного мира. Эволюция приматов. Ранние предки приматов. Гоминиды. Современные человекообразные обезьяны. Эволюционное происхождение человека. Накопление фактов о происхождении человека. Доказательства родства человека и животных. Важнейшие особенности организма человека. Проявление биологических и социальных факторов в историческом процессе происхождения человека. Общественный (социальный) образ жизни - уникальное свойство человека. Ранние этапы эволюции человека. Ранние предки человека. Переход к прямохождению - выдающийся этап эволюции человека. Стадии антропогенеза: предшественники, человек умелый, древнейшие люди, древние люди, современный человек. Поздние этапы эволюции человека. Ранние неоантропы кроманьонцы. Отличительные признаки современных людей. Биосоциальная сущность человека. Влияние социальных факторов на действие естественного отбора в историческом развитии человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек разумный - полиморфный вид. Понятие о расе. Основные типы рас. Происхождение и родство рас Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Человек - житель биосферы. Влияние человека на биосферу. Усложнение и мощность воздействия человека в биосфере. Сохранение жизни на Земле - главная задача человечества. Лабораторная работа № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания» Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (13 ч) Условия жизни на Земле. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно- воздушная, почвенная, организменная. Условия жизни организмов в разных средах. Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные. Общие законы действия факторов среды на организмы. Закономерности действия факторов среды: закон оптимума, закон незаменимости фактора. Влияние экологических факторов на организмы. Периодичность в жизни организмов. Фотопериодизм. Приспо собленно сть организмов к действию факторов среды. Примеры приспособленности организмов. Понятие об адаптации. Разнообразие адаптаций. Понятие о жизненной форме. Экологические группы организмов. Биотические связи в природе. Биотические связи в природе: сети питания, способы добывания пищи. Взаимодействие разных видов в природном сообществе: конкуренция, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм. Связи организмов разных видов. Значение биотических связей. Взаимосвязи организмов в популяции. Популяция как особая надорганизменная система, форма существования вида в природе. Понятие о демографической и пространственной структуре популяции. Количественные показатели популяции: численность и плотность. Функционирование популяций в природе. Демографические характеристики популяции: численность, плотность, рождаемость, смертность, выживаемость. Возрастная структура популяции, половая структура популяции. Популяция как биосистема. Динамика численности и плотности популяции. Регуляция численности популяции. Природное сообщество - биогеоценоз. Природное сообщество как биоценоз, его ярусное строение, экологические ниши, пищевые цепи и сети питания. Главный признак природного сообщества - круговорот веществ и поток энергии. Понятие о биотопе. Роль видов в биоценозе. Биогеоценозы, экосистемы и биосфера Экосистемная организация живой природы. Функциональное различие видов в экосистемах (производители, потребители, разлагатели). Основные структурные компоненты экосистемы. Круговорот веществ и превращения энергии - основной признак экосистем. Биосфера - глобальная экосистема. В.И. Вернадский о биосфере. Компоненты, характеризующие состав и свойства биосферы: живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Роль живого вещества в биосфере. Развитие и смена природных сообществ. Саморазвитие биогеоценозов и их смена. Стадии развития биогеоценозов. Первичные и вторичные смены (сукцессии). Устойчивость биогеоценозов (экосистем). Значение знаний о смене природных сообществ Многообразие биогеоценозов (экосистем). Многообразие водных экосистем (морских, пресноводных) и наземных (естественных и культурных). Агробиогеоценозы (агроэкосистемы), их структура, свойства и значение для человека и природы. Основные законы устойчивости живой природы. Цикличность процессов в экосистемах. Устойчивость природных экосистем. Причины устойчивости экосистем: биологическое разнообразие и сопряжённая численность их видов, круговорот веществ и поток энергии, цикличность процессов Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы. Отношение человека к природе в истории человечества. Проблемы биосферы: истощение природных ресурсов, загрязнение, сокращение биологического разнообразия. Решение экологических проблем биосферы: рациональное использование ресурсов, охрана природы, всеобщее экологическое образование населения. Лабораторная работа № 6 «Оценка качества окружающей среды» Экскурсия в природу «Изучение и описание экосистемы своей местности» Тематическое планирование по биологии 9 «а» класс ФГОС (68 час, 2 часа в неделю) № п/п Тема раздела/Тема урока Кол-во часов Глава 1. Общие закономерности жизни (5 ч) 1. 2. 3. 4. 5. Биология – наука о живом мире Методы биологических исследований Общие свойства живых организмов Многообразие форм живых организмов Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие закономерности жизни» 1 1 1 1 1 Глава 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне (11 ч) 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Многообразие клеток. Л.Р. № 1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток» Химические вещества клетки. Неорганические вещества Органические вещества клетки. Строение клетки. Органоиды клетки и их функции. Обмен веществ-основа существования клетки. Биосинтез белка в клетке Биосинтез углеводов – фотосинтез Обеспечение клеток энергией. Размножение клетки и её жизненный цикл. Л.Р. № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растения» Обобщение и систематизация знаний по теме «Явления и закономерности жизни на клеточном уровне» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Глава 3. Закономерности жизни на организменном уровне (18 ч) 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. Организм – открытая живая система (биосистема) Примитивные организмы. Бактерии Примитивные организмы. Вирусы Растительный организм и его особенности Многообразие растений и их значение в природе Организмы царства грибов и лишайников Животный организм и его особенности Разнообразие животных Сравнение свойств организма человека и животных Размножение живых организмов Индивидуальное развитие организма Образование половых клеток. Мейоз Изучение механизма наследственности Основные закономерности наследования признаков у организмов. Л.Р. № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов» Закономерности изменчивости. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 32. 33. 34. Ненаследственная изменчивость. Л.Р. № 4 «Изучение изменчивости у организмов» Основы селекции организмов Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на организменном уровне» 1 1 1 Глава 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (21 ч) 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Современные представления о возникновении жизни на Земле Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. Этапы развития жизни на Земле. 1 Идеи развития органического мира в биологии Чарлз Дарвин об эволюции органического мира Современные представления об эволюции органического мира Вид, его критерии и структура Процессы образования видов Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов Основные направления эволюции Примеры эволюционных преобразований живых организмов Основные закономерности эволюции. Л.Р. № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания» Человек – представитель животного мира Эволюционное происхождение человека Этапы эволюции человека 1 1 1 1 1 1 Человеческие расы, их родство и происхождение Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле» 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 Глава 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (13 часов) 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы Общие законы действия факторов среды на организмы Приспособленность организмов к действию факторов среды. Лабораторная работа № 6 «Оценка качества окружающей среды» Биотические связи в природе Популяции Функционирование популяции во времени Сообщества Биогеоценозы, экосистемы и биосфера 1 1 1 1 1 1 1 1 64. 65. 66. 67. 68. Развитие и смена природных биогеоценозов Основные законы устойчивости живой природы Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды» Обобщение и систематизация знаний курса биологии 9 класса 1 1 1 1 1 Календарно-тематическое планирование по биологии 9 «б» класс ФГОС (68 час, 2 часа в неделю) № п/п Тема раздела/Тема урока Колво часов Дата По Фактич плану Глава 1. Общие закономерности жизни (5 ч) 1. 2. 3. 4. 5. Биология – наука о живом мире Методы биологических исследований Общие свойства живых организмов Многообразие форм живых организмов Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие закономерности жизни» 1 1 1 1 1 Глава 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне (11 ч) 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Многообразие клеток. Л.Р. № 1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток» Химические вещества клетки. Неорганические вещества органические вещества клетки. Строение клетки. Органоиды клетки и их функции. Обмен веществ-основа существования клетки. Биосинтез белка в клетке Биосинтез углеводов – фотосинтез Обеспечение клеток энергией. Размножение клетки и её жизненный цикл. Л.Р. № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками растения» Обобщение и систематизация знаний по теме «Явления и закономерности жизни на клеточном уровне» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Глава 3. Закономерности жизни на организменном уровне (18 ч) 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. Организм – открытая живая система (биосистема) Примитивные организмы. Бактерии Примитивные организмы. Вирусы Растительный организм и его особенности Многообразие растений и их значение в природе Организмы царства грибов и лишайников Животный организм и его особенности Разнообразие животных Сравнение свойств организма человека и животных Размножение живых организмов Индивидуальное развитие организма Образование половых клеток. Мейоз Изучение механизма наследственности 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 30. 31. 32. 33. 34. Основные закономерности наследования признаков у организмов. Л.Р. № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов» Закономерности изменчивости. Ненаследственная изменчивость. Л.Р. № 4 «Изучение изменчивости у организмов» Основы селекции организмов Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на организменном уровне» 1 1 1 1 1 Глава 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (21 ч) 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Современные представления о возникновении жизни на Земле Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. Этапы развития жизни на Земле. 1 1 1 2 Идеи развития органического мира в биологии Чарлз Дарвин об эволюции органического мира Современные представления об эволюции органического мира Вид, его критерии и структура Процессы образования видов Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов Основные направления эволюции Примеры эволюционных преобразований живых организмов Основные закономерности эволюции. Л.Р. № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания» Человек – представитель животного мира Эволюционное происхождение человека Этапы эволюции человека 1 1 1 Человеческие расы, их родство и происхождение Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 Глава 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (13 часов) 56. 57. Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы Общие законы действия факторов среды на организмы 1 1 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. Приспособленность организмов к действию факторов среды. Лабораторная работа № 6 «Оценка качества окружающей среды» Биотические связи в природе Популяции Функционирование популяции во времени Сообщества Биогеоценозы, экосистемы и биосфера Развитие и смена природных биогеоценозов Основные законы устойчивости живой природы Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности взаимоотношений организмов и среды» Обобщение и систематизация знаний курса биологии 9 класса 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Цифровые образовательные ресурсы: 1. http://www.ebio.ru/index-4.html 2. http://www.biolog188.narod.ru/obshaya.htm 3. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cfafb0ab-542f-43b1-9b26-9f0213b752e6/ 4. http://www.ebio.ru/index-4.html 5. http://www.biolog188.narod.ru/obshaya.htm 6. http://www.uroki.net/docxim.htm 7. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cfafb0ab-542f-43b1-9b26-9f0213b752e6/ 8. http://www.ebio.ru/index-4.html http://www.biolog188.narod.ru/obshaya.htm 9. http://www.uroki.net/docxim.htm 10. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cfafb0ab-542f-43b1-9b26-9f0213b752e6/ 11. http://www.ebio.ru/index-4.html 12. http://www.biolog188.narod.ru/obshaya.htm 13. http://www.uroki.net/docxim.htm 14. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cfafb0ab-542f-43b1-9b26-9f0213b752e6/ 15. http://www.ebio.ru/index-5.html 16. http://www.biolog188.narod.ru/obshaya.htm 17. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cfafb0ab-542f-43b1-9b26-9f0213b752e6/85367/