Рабочая программа по биологии в 9 «А», «Б» классах

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ СОШ с.п. Верхний Акбаш

РАССМОТРЕНО
Методическое
объединение учителей
естественно-научного
цикла
Протокол №1 от «29» 08
2023 г.

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Зам. директора по УВР

Директор

________________________ ________________________
Гонибова Ж.Ш.
Тарканова М.В.
от «29» 08 2023 г.
Приказ №64 от «30» 08
2023 г.

Рабочая программа
по биологии
в 9 «А», «Б» классах
(ФГОС)

2023-2024 учебный год

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
патриотическое воспитание:
- понимание ценности биологической науки, её роли в развитии человеческого общества, отношение к
биологии как важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в
развитие мировой биологической науки.
гражданское воспитание:
- готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении биологических опытов,
экспериментов, исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
духовно-нравственное воспитание:
- готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных норм и норм экологического права с учётом осознания последствий поступков.
эстетическое воспитание:
- понимание эмоционального воздействия природы и её ценности.
ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему биологических научных представлений об
основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной и социальной
средой;
- развитие научной любознательности, интереса к биологической науке и исследовательской
деятельности;
- овладение основными навыками исследовательской деятельности.
формирование культуры здоровья:
- осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде; умение осознавать эмоциональное состояние своё и других людей, уметь управлять собственным
эмоциональным состоянием;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека.
трудовое воспитание:
- активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий,
связанных с биологией.
экологическое воспитание:
- ориентация на применение биологических знаний для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение обучающимися социального опыта, норм и правил общественного поведения в группах и
сообществах при выполнении биологических задач, проектов и исследований, открытость опыту и
знаниям других;
- осознание необходимости в формировании новых биологических знаний, умение формулировать
идеи, понятия, гипотезы о биологических объектах и явлениях, осознание дефицита собственных
биологических знаний, планирование своего развития;

- умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития;
- умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивание своих
действий с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов и
возможных глобальных последствий;
- осознание стрессовой ситуации, оценивание происходящих изменений и их последствий;
оценивание ситуации стресса, корректирование принимаемых решений и действий;
- уважительное отношение к точке зрения другого человека, его мнению, мировоззрению.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися
межпредметных понятий и универсальных учебных действий. А также способности их использования
в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к
проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Основные предметные результаты обучения биологии:
1) усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для
формирования естественнонаучной картины мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах,
процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной
организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости;
овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных
биологических экспериментов для изучения живых организмов;
4) понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире,
постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного
сотрудничества;
5) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия
деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе,
здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и
природных местообитаний;
6) объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе,
родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
7) овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и
процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
8) формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных
экологических проблем, необходимости рационального природопользования;
9) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха,
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
умения:
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- систематизировать и обобщать разные виды информации;
- составлять план выполнения учебной задачи;
- проводить простейшую классификацию живых организмов;
- - использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.
- работать в соответствии с поставленной задачей;
- составлять простой и сложный план текста;
- участвовать в совместной деятельности;
- работать с текстом параграфа и его компонентами;
- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

- находить и использовать причинно-следственные связи;
- строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
- основные признаки живой природы;
- устройство светового микроскопа;
- основные органоиды клетки;
- основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
- ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
- основные признаки представителей Царств живой природы.
- основные среды обитания живых организмов;
- природные зоны нашей планеты, их обитателей.
- предков человека, их характерные черты, образ жизни;
- основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
- правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
- простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
- характеризовать методы биологических исследований;
- работать с лупой и световым микроскопом;
- узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
- объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
- соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
- определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы;
- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств;
- различать изученные объекты в природе, на таблицах;
- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
- объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека.
- сравнивать различные среды обитания;
- характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
- сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
- выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
- приводить примеры обитателей морей и океанов;
- наблюдать за живыми организмами.
- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
- объяснять роль растений и животных в жизни человека;
- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
- соблюдать правила поведения в природе;
- различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

Содержание учебного предмета
Глава 1. Общие закономерности жизни (5 ч)
Биология - наука о живом мире. Биология — наука, исследующая жизнь. Изучение природы в
обеспечении выживания людей на Земле. Биология — система разных биологических областей науки.
Роль биологии в практической деятельности людей. Методы биологических исследований. Методы
изучения живых организмов: наблюдение, измерение, сравнение, описание, эксперимент,
моделирование. Правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами.
Общие свойства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого: химический
состав, клеточное строение, обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, рост,
развитие, раздражимость. Взаимосвязь живых организмов и среды. Многообразие форм жизни. Среды
жизни на Земле и многообразие их организмов. Клеточное разнообразие организмов и их царства.
Вирусы — неклеточная форма жизни. Разнообразие биосистем, отображающее структурные уровни
организации жизни.
Глава 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне (11 ч)
Многообразие клеток. Обобщение ранее изученного материала. Многообразие типов клеток:
свободноживущие и образующие ткани, прокариоты, эукариоты. Роль учёных в изучении клетки.
Химические вещества в клетке. Обобщение ранее изученного материала. Особенности химического
состава живой клетки и его сходство у разных типов клеток. Неорганические и органические
вещества клетки. Содержание воды, минеральных солей, углеводов, липидов, белков в клетке и
организме. Их функции в жизнедеятельности клетки. Строение клетки. Структурные части клетки:
мембрана, ядро, цитоплазма с органоидами и включениями . Органоиды клетки и их функции.
Мембранные и немембранные органоиды, отличительные особенности их строения и функции. Обмен
веществ — основа существования клетки. Понятие об обмене веществ как совокупности
биохимических реакций, обеспечивающих жизнедеятельность клетки. Значение ассимиляции и
диссимиляции в клетке. Равновесие энергетического состояния клетки — обеспечение её нормального
функционирования. Биосинтез белка в живой клетке. Понятие о биосинтезе. Этапы синтеза белка в
клетке. Роль нуклеиновых кислот и рибосом в биосинтезе белков. Биосинтез углеводов - фотосинтез.
Понятие о фотосинтезе как процессе создания углеводов в живой клетке. Две стадии фотосинтеза:
световая и темновая. Условия протекания фотосинтеза и его значение для природы. Обеспечение
клеток энергией. Понятие о клеточном дыхании как о процессе обеспечения клетки энергией. Стадии
клеточного дыхания: бескислородная (ферментативная, или гликолиз) и кислородная. Роль
митохондрий в клеточном дыхании Размножение клетки и её жизненный цикл. Размножение клетки
путём деления - общее свойство клеток одноклеточных и многоклеточных организмов. Клеточное
деление у прокариот - деление клетки надвое. Деление клетки у эукариот. Митоз. Фазы митоза.
Жизненный цикл клетки: интерфаза, митоз. Разделение клеточного содержимого на две дочерние
клетки. Лабораторная работа № 1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и
животных клеток» Лабораторная работа № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися
клетками»
Глава 3. Закономерности жизни на организменном уровне (18 ч)
Организм — открытая живая система (биосистема). Организм как живая система. Компоненты
системы, их взаимодействие, обеспечивающее целостность биосистемы «организм». Регуляция
процессов в биосистеме. Бактерии и вирусы. Разнообразие форм организмов: одноклеточные,
многоклеточные и неклеточные. Бактерии как одноклеточные доядерные организмы. Вирусы как
неклеточная форма жизни. Отличительные особенности бактерий и вирусов. Значение бактерий и
вирусов в природе. Растительный организм и его особенности. Главные свойства растений:
автотрофность, неспособность к активному передвижению, размещение основных частей - корня и
побега - в двух разных средах. Особенности растительной клетки: принадлежность к эукариотам,

наличие клеточной стенки, пластид и крупных вакуолей. Способы размножения растений: половое и
бесполое. Особенности полового размножения. Типы бесполого размножения: вегетативное, спорами,
делением клетки надвое. Многообразие растений и значение в природе. Многообразие растений:
споровые и семенные. Особенности споровых растений: водорослей, моховидных, папоротников,
хвощей и плаунов; семенных растений: голосеменных и цветковых (покрытосеменных). Классы
отдела Цветковые: двудольные и однодольные растения. Особенности и значение семени в сравнении
со спорой. Организмы царства грибов и лишайников. Грибы, их сходство с другими
эукариотическими организмами — растениями и животными — и отличие от них. Специфические
свойства грибов. Многообразие и значение грибов: плесневых, шляпочных, паразитических.
Лишайники как особые симбиотические организмы; их многообразие и значение. Животный организм
и его особенности. Особенности животных организмов: принадлежность к эукариотам,
гетеротрофность, способность к активному передвижению, забота о потомстве, постройка жилищ
(гнёзд, нор). Деление животных по способам добывания пищи: растительноядные, хищные,
паразитические, падальщики, всеядные. Многообразие животных. Деление животных на два
подцарства: Простейшие и Многоклеточные. Особенности простейших: распространение, питание,
передвижение. Многоклеточные животные: беспозвоночные и позвоночные. Особенности разных
типов беспозвоночных животных. Особенности типа Хордовые. Сравнение свойств организма
человека и животных Сходство человека и животных. Отличие человека от животных. Системы
органов у человека как организма: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная.
Органы чувств. Умственные способности человека. Причины, обусловливающие социальные свойства
человека. Размножение живых организмов. Типы размножения: половое и бесполое. Особенности
полового размножения: слияние мужских и женских гамет, оплодотворение, образование зиготы.
Бесполое размножение: вегетативное, образование спор, деление клетки надвое. Биологическое
значение полового и бесполого размножения. Смена поколений — бесполого и полового — у
животных и растений Индивидуальное развитие организмов. Понятие об онтогенезе. Периоды
онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный. Стадии развития эмбриона: зигота, дробление,
гаструла с дифференциацией клеток на эктодерму, энтодерму и мезодерму, органогенез. Особенности
процесса развития эмбриона, его зависимость от среды. Особенности постэмбрионального развития.
Развитие животных организмов с превращением и без превращения Образование половых клеток.
Мейоз. Понятие о диплоидном и гаплоидном наборе хромосом в клетке. Женские и мужские половые
клетки — гаметы. Мейоз как особый тип деления клетки. Первое и второе деление мейоза. Понятие о
сперматогенезе и оогенезе Изучение механизма наследственности. Начало исследований
наследственности организмов. Первый научный труд Г. Менделя и его значение. Достижения
современных исследований наследственности организмов. Условия для активного развития
исследований наследственности в ХХ в. Основные закономерности наследственности организмов.
Понятие о наследственности и способах передачи признаков от родителей потомству. Набор
хромосом в организме. Ген и его свойства. Генотип и фенотип. Изменчивость и её проявление в
организме. Закономерности изменчивости Понятие об изменчивости и её роли для организмов.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Типы наследственной (генотипической)
изменчивости: мутационная, комбинативная. Ненаследственная изменчивость. Понятие о
ненаследственной (фенотипической) изменчивости, её проявлении у организмов и роли в их
жизнедеятельности. Знакомство с примерами ненаследственной изменчивости у растений и
животных. Основы селекции организмов. Понятие о селекции. История развития селекции. Селекция
как наука. Общие методы селекции: искусственный отбор, гибридизация, мутагенез. Селекция
растений, животных, микроорганизмов. Использование микробов человеком, понятие о
биотехнологии Лабораторная работа № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных признаков
у растений разных видов» Лабораторная работа № 4 «Изучение изменчивости у организмов»
Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (21 ч)
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотезы происхождения
жизни на Земле. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера, опровергающие гипотезы о самозарождении жизни.
Современные представления о возникновении жизни на Земле. Биохимическая гипотеза А.И.

Опарина. Условия возникновения жизни на Земле. Гипотеза Дж. Холдейна. Значение фотосинтеза и
биологического круговорота веществ в развитии жизни. Особенности первичных организмов.
Появление автотрофов — цианобактерий. Изменения условий жизни на Земле. Причины изменений.
Появление биосферы. Этапы развития жизни на Земле. Общее направление эволюции жизни. Эры,
периоды и эпохи в истории Земли. Выход организмов на сушу. Этапы развития жизни. Идеи развития
органического мира в биологии. Возникновение идей об эволюции живого мира. Теория эволюции
Ж.-Б. Ламарка. Чарлз Дарвин об эволюции органического мира. Исследования, проведённые Ч.
Дарвином. Основные положения эволюции видов, изложенные Дарвином. Движущие силы процесса
эволюции: изменчивость, наследственность, борьба за существование и естественный отбор.
Результаты эволюции. Значение работ Ч. Дарвина. Современные представления об эволюции
органического мира. Популяция как единица эволюции. Важнейшие понятия современной теории
эволюции. Вид, его критерии и структура. Вид - основная систематическая единица. Признаки вида
как его критерии. Популяции - внутривидовая группировка родственных особей. Популяция - форма
существования вида. Процессы образования видов Видообразование. Понятие о микроэволюции.
Типы видообразования: географическое и биологическое. Макроэволюция как процесс появления
надвидовых групп организмов Условия и значение дифференциации вида. Понятие о макроэволюции.
Доказательства процесса эволюции: палеонтологические, эмбриологические, анатомоморфологические (рудименты и атавизмы). Основные направления эволюции. Прогресс и регресс в
живом мире. Направления биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация
организмов. Примеры эволюционных преобразований живых организмов Эволюция — длительный
исторический процесс. Эволюционные преобразования животных и растений. Уровни
преобразований. Основные закономерности эволюции Закономерности биологической эволюции в
природе: необратимость процесса, прогрессивное усложнение форм жизни, непрограммированное
развитие жизни, адаптации, появление новых видов. Человек - представитель животного мира.
Эволюция приматов. Ранние предки приматов. Гоминиды. Современные человекообразные обезьяны.
Эволюционное происхождение человека. Накопление фактов о происхождении человека.
Доказательства родства человека и животных. Важнейшие особенности организма человека.
Проявление биологических и социальных факторов в историческом процессе происхождения
человека. Общественный (социальный) образ жизни - уникальное свойство человека. Ранние этапы
эволюции человека. Ранние предки человека. Переход к прямохождению - выдающийся этап
эволюции человека. Стадии антропогенеза: предшественники, человек умелый, древнейшие люди,
древние люди, современный человек. Поздние этапы эволюции человека. Ранние неоантропы кроманьонцы. Отличительные признаки современных людей. Биосоциальная сущность человека.
Влияние социальных факторов на действие естественного отбора в историческом развитии человека.
Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек разумный - полиморфный вид. Понятие о
расе. Основные типы рас. Происхождение и родство рас Человек как житель биосферы и его влияние
на природу Земли. Человек - житель биосферы. Влияние человека на биосферу. Усложнение и
мощность воздействия человека в биосфере. Сохранение жизни на Земле - главная задача
человечества. Лабораторная работа № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания»
Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (13 ч)
Условия жизни на Земле. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно- воздушная, почвенная,
организменная. Условия жизни организмов в разных средах. Экологические факторы: абиотические,
биотические и антропогенные. Общие законы действия факторов среды на организмы.
Закономерности действия факторов среды: закон оптимума, закон незаменимости фактора. Влияние
экологических факторов на организмы. Периодичность в жизни организмов. Фотопериодизм. Приспо
собленно сть организмов к действию факторов среды. Примеры приспособленности организмов.
Понятие об адаптации. Разнообразие адаптаций. Понятие о жизненной форме. Экологические группы
организмов. Биотические связи в природе. Биотические связи в природе: сети питания, способы
добывания пищи. Взаимодействие разных видов в природном сообществе: конкуренция, мутуализм,
симбиоз, хищничество, паразитизм. Связи организмов разных видов. Значение биотических связей.
Взаимосвязи организмов в популяции. Популяция как особая надорганизменная система, форма

существования вида в природе. Понятие о демографической и пространственной структуре
популяции. Количественные показатели популяции: численность и плотность. Функционирование
популяций в природе. Демографические характеристики популяции: численность, плотность,
рождаемость, смертность, выживаемость. Возрастная структура популяции, половая структура
популяции. Популяция как биосистема. Динамика численности и плотности популяции. Регуляция
численности популяции. Природное сообщество - биогеоценоз. Природное сообщество как биоценоз,
его ярусное строение, экологические ниши, пищевые цепи и сети питания. Главный признак
природного сообщества - круговорот веществ и поток энергии. Понятие о биотопе. Роль видов в
биоценозе. Биогеоценозы, экосистемы и биосфера Экосистемная организация живой природы.
Функциональное различие видов в экосистемах (производители, потребители, разлагатели). Основные
структурные компоненты экосистемы. Круговорот веществ и превращения энергии - основной
признак экосистем. Биосфера - глобальная экосистема. В.И. Вернадский о биосфере. Компоненты,
характеризующие состав и свойства биосферы: живое вещество, биогенное вещество, косное
вещество, биокосное вещество. Роль живого вещества в биосфере. Развитие и смена природных
сообществ. Саморазвитие биогеоценозов и их смена. Стадии развития биогеоценозов. Первичные и
вторичные смены (сукцессии). Устойчивость биогеоценозов (экосистем). Значение знаний о смене
природных сообществ Многообразие биогеоценозов (экосистем). Многообразие водных экосистем
(морских, пресноводных) и наземных (естественных и культурных). Агробиогеоценозы
(агроэкосистемы), их структура, свойства и значение для человека и природы. Основные законы
устойчивости живой природы. Цикличность процессов в экосистемах. Устойчивость природных
экосистем. Причины устойчивости экосистем: биологическое разнообразие и сопряжённая
численность их видов, круговорот веществ и поток энергии, цикличность процессов Экологические
проблемы в биосфере. Охрана природы. Отношение человека к природе в истории человечества.
Проблемы биосферы: истощение природных ресурсов, загрязнение, сокращение биологического
разнообразия. Решение экологических проблем биосферы: рациональное использование ресурсов,
охрана природы, всеобщее экологическое образование населения. Лабораторная работа № 6 «Оценка
качества окружающей среды» Экскурсия в природу «Изучение и описание экосистемы своей
местности»

Тематическое планирование по биологии
9 «а» класс ФГОС
(68 час, 2 часа в неделю)
№
п/п

Тема раздела/Тема урока

Кол-во
часов

Глава 1. Общие закономерности жизни (5 ч)
1.
2.
3.
4.
5.

Биология – наука о живом мире
Методы биологических исследований
Общие свойства живых организмов
Многообразие форм живых организмов
Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие
закономерности жизни»

1
1
1
1
1

Глава 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне (11 ч)
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

16.

Многообразие клеток. Л.Р. № 1 «Многообразие клеток эукариот.
Сравнение растительных и животных клеток»
Химические вещества клетки. Неорганические вещества
Органические вещества клетки.
Строение клетки.
Органоиды клетки и их функции.
Обмен веществ-основа существования клетки.
Биосинтез белка в клетке
Биосинтез углеводов – фотосинтез
Обеспечение клеток энергией.
Размножение клетки и её жизненный цикл. Л.Р. № 2
«Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками
растения»
Обобщение и систематизация знаний по теме «Явления и
закономерности жизни на клеточном уровне»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

Глава 3. Закономерности жизни на организменном уровне (18 ч)
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

31.

Организм – открытая живая система (биосистема)
Примитивные организмы. Бактерии
Примитивные организмы. Вирусы
Растительный организм и его особенности
Многообразие растений и их значение в природе
Организмы царства грибов и лишайников
Животный организм и его особенности
Разнообразие животных
Сравнение свойств организма человека и животных
Размножение живых организмов
Индивидуальное развитие организма
Образование половых клеток. Мейоз
Изучение механизма наследственности
Основные закономерности наследования признаков у организмов.
Л.Р. № 3 «Выявление наследственных и ненаследственных
признаков у растений разных видов»
Закономерности изменчивости.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

32.
33.
34.

Ненаследственная изменчивость. Л.Р. № 4 «Изучение
изменчивости у организмов»
Основы селекции организмов
Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности
жизни на организменном уровне»

1
1
1

Глава 4. Закономерности происхождения и развития
жизни на Земле (21 ч)
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.

Представления о возникновении жизни на Земле в истории
естествознания.
Современные представления о возникновении жизни на Земле
Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в
развитии жизни.
Этапы развития жизни на Земле.

1

Идеи развития органического мира в биологии
Чарлз Дарвин об эволюции органического мира
Современные представления об эволюции органического мира
Вид, его критерии и структура
Процессы образования видов
Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп
организмов
Основные направления эволюции
Примеры эволюционных преобразований живых организмов
Основные закономерности эволюции. Л.Р. № 5
«Приспособленность организмов к среде обитания»
Человек – представитель животного мира
Эволюционное происхождение человека
Этапы эволюции человека

1
1
1
1
1
1

Человеческие расы, их родство и происхождение
Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли
Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности
происхождения и развития жизни на Земле»

1
1
1

1
1
2

1
1
1
1
1
2

Глава 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (13 часов)
56.
57.
58.

59.
60.
61.
62.
63.

Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы
Общие законы действия факторов среды на организмы
Приспособленность организмов к действию факторов среды.
Лабораторная работа № 6 «Оценка качества окружающей
среды»
Биотические связи в природе
Популяции
Функционирование популяции во времени
Сообщества
Биогеоценозы, экосистемы и биосфера

1
1
1

1
1
1
1
1

64.
65.
66.
67.
68.

Развитие и смена природных биогеоценозов
Основные законы устойчивости живой природы
Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы
Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности
взаимоотношений организмов и среды»
Обобщение и систематизация знаний курса биологии
9 класса

1
1
1
1
1

Календарно-тематическое планирование по биологии
9 «б» класс ФГОС
(68 час, 2 часа в неделю)
№
п/п

Тема раздела/Тема урока

Колво
часов

Дата
По
Фактич
плану

Глава 1. Общие закономерности жизни (5 ч)
1.
2.
3.
4.
5.

Биология – наука о живом мире
Методы биологических исследований
Общие свойства живых организмов
Многообразие форм живых организмов
Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие
закономерности жизни»

1
1
1
1
1

Глава 2. Явления и закономерности жизни на клеточном уровне (11 ч)
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

16.

Многообразие клеток. Л.Р. № 1 «Многообразие клеток
эукариот. Сравнение растительных и животных клеток»
Химические вещества клетки. Неорганические вещества
органические вещества клетки.
Строение клетки.
Органоиды клетки и их функции.
Обмен веществ-основа существования клетки.
Биосинтез белка в клетке
Биосинтез углеводов – фотосинтез
Обеспечение клеток энергией.
Размножение клетки и её жизненный цикл. Л.Р. № 2
«Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками
растения»
Обобщение и систематизация знаний по теме «Явления и
закономерности жизни на клеточном уровне»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

Глава 3. Закономерности жизни на организменном уровне (18 ч)
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

Организм – открытая живая система (биосистема)
Примитивные организмы. Бактерии
Примитивные организмы. Вирусы
Растительный организм и его особенности
Многообразие растений и их значение в природе
Организмы царства грибов и лишайников
Животный организм и его особенности
Разнообразие животных
Сравнение свойств организма человека и животных
Размножение живых организмов
Индивидуальное развитие организма
Образование половых клеток. Мейоз
Изучение механизма наследственности

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

30.

31.
32.
33.
34.

Основные закономерности наследования признаков у
организмов. Л.Р. № 3 «Выявление наследственных и
ненаследственных признаков у растений разных видов»
Закономерности изменчивости.
Ненаследственная изменчивость. Л.Р. № 4 «Изучение
изменчивости у организмов»
Основы селекции организмов
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Закономерности жизни на организменном уровне»

1

1
1
1
1

Глава 4. Закономерности происхождения и развития
жизни на Земле (21 ч)
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.

Представления о возникновении жизни на Земле в
истории естествознания.
Современные представления о возникновении жизни на
Земле
Значение фотосинтеза и биологического круговорота
веществ в развитии жизни.
Этапы развития жизни на Земле.

1
1
1
2

Идеи развития органического мира в биологии
Чарлз Дарвин об эволюции органического мира
Современные представления об эволюции органического
мира
Вид, его критерии и структура
Процессы образования видов
Макроэволюция как процесс появления надвидовых
групп организмов
Основные направления эволюции
Примеры эволюционных преобразований живых
организмов
Основные закономерности эволюции. Л.Р. № 5
«Приспособленность организмов к среде обитания»
Человек – представитель животного мира
Эволюционное происхождение человека
Этапы эволюции человека

1
1
1

Человеческие расы, их родство и происхождение
Человек как житель биосферы и его влияние на природу
Земли
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Закономерности происхождения и развития жизни на
Земле»

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
2

1

Глава 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (13 часов)
56.
57.

Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические
факторы
Общие законы действия факторов среды на организмы

1
1

58.

59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

Приспособленность организмов к действию факторов
среды. Лабораторная работа № 6 «Оценка качества
окружающей среды»
Биотические связи в природе
Популяции
Функционирование популяции во времени
Сообщества
Биогеоценозы, экосистемы и биосфера
Развитие и смена природных биогеоценозов
Основные законы устойчивости живой природы
Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Закономерности взаимоотношений организмов и среды»
Обобщение и систематизация знаний курса биологии
9 класса

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Цифровые образовательные ресурсы:
1. http://www.ebio.ru/index-4.html
2. http://www.biolog188.narod.ru/obshaya.htm
3. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cfafb0ab-542f-43b1-9b26-9f0213b752e6/
4. http://www.ebio.ru/index-4.html
5. http://www.biolog188.narod.ru/obshaya.htm
6. http://www.uroki.net/docxim.htm
7. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cfafb0ab-542f-43b1-9b26-9f0213b752e6/
8. http://www.ebio.ru/index-4.html http://www.biolog188.narod.ru/obshaya.htm
9. http://www.uroki.net/docxim.htm
10. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cfafb0ab-542f-43b1-9b26-9f0213b752e6/
11. http://www.ebio.ru/index-4.html
12. http://www.biolog188.narod.ru/obshaya.htm
13. http://www.uroki.net/docxim.htm
14. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cfafb0ab-542f-43b1-9b26-9f0213b752e6/
15. http://www.ebio.ru/index-5.html
16. http://www.biolog188.narod.ru/obshaya.htm
17. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cfafb0ab-542f-43b1-9b26-9f0213b752e6/85367/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».