РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1238609) учебного предмета «История» для обучающихся 10 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ СОШ с.п. Верхний Акбаш
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Методическим
Зам. директора по УВР
объединением учителей ________________________
кабардино- черкесского
Гонибова Ж.Ш.
языка и литературы,
от «29» 08 2023 г.
истории,
обществознания и ОБЖ

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Тарканова М.В.
Приказ №64 от «30» 08
2023 г.

Протокол №1 от «29» 08
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1238609)
учебного предмета «История»
для обучающихся 10 класса

Верхний Акбаш 2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории на уровне среднего общего образования
составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной
образовательной программы, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте среднего общего образования, а также с учетом
федеральной рабочей программы воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Место предмета «История» в системе школьного образования определяется
его познавательным и мировоззренческим значением, вкладом в становление
личности молодого человека. История представляет собирательную картину
жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта.
Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем
социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в
целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в
связи прошлого, настоящего и будущего.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Общей целью школьного исторического образования является
формирование
и
развитие
личности
школьника,
способного
к
самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе
осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в
целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные
умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает
формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой
истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада
каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю,
формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему
Отечества.
Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования
определяются Федеральными государственными образовательными стандартами
(в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа составлена с учетом количества часов, отводимого на изучение
предмета «История» учебным планом: на базовом уровне в 10-х классах по 2
учебных часа в неделю при 34 учебных неделях.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» НА УРОВНЕ
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В положениях ФГОС СОО содержатся требования к личностным, метапредметным и предметным
результатам освоения школьниками учебных программ по общеобразовательным предметам. В соответствии с
данными требованиями к важнейшим личностным результатам изучения истории в старшей
общеобразовательной школе на базовом уровне относятся следующие убеждения и качества:
в сфере гражданского воспитания: осмысление сложившихся в российской истории традиций гражданского
служения Отечеству; сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного
члена российского общества; осознание исторического значения конституционного развития России, своих
конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных,
общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях; умение взаимодействовать с социальными
институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
в сфере патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свою страну, свой
край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к
государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России,
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убежденность, готовность к
служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;

в сфере духовно-нравственного воспитания: личностное осмысление и принятие сущности и значения
исторически сложившихся и развивавшихся духовно-нравственных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуации
нравственного выбора и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные ценности и
нормы современного российского общества; понимание значения личного вклада в построение устойчивого
будущего; ответственное отношение к своим родителям, представителям старших поколений, осознание значения
создания семьи на основе принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
в сфере эстетического воспитания: представление об исторически сложившемся культурном многообразии
своей страны и мира; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; осознание значимости для личности и общества
наследия отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
эстетическое отношение к миру, современной культуре, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
в сфере физического воспитания: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе на
основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития
человека в исторических обществах и в современную эпоху; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности как
источника развития человека и общества; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека;
представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; формирование интереса к
различным сферам профессиональной деятельности; готовность совершать осознанный выбор будущей профессии
и реализовывать собственные жизненные планы; мотивация и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной
средой, его позитивных и негативных проявлений; сформированность экологической культуры, понимание
влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание

глобального характера экологических проблем; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
природной и социальной среде;
в понимании ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; осмысление значения истории как знания о
развитии человека и общества, о социальном и нравственном опыте предшествующих поколений;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания
мира; овладение основными навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма, готовность к
осуществлению учебной проектно-исследовательской деятельности в сфере истории.
Изучение истории способствует также развитию эмоционального интеллекта школьников, в том числе
самосознания (включая способность осознавать на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях
между людьми, понимать свое эмоциональное состояние, соотнося его с эмоциями людей в известных
исторических ситуациях); саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность
за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть
открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии (способность понимать другого
человека, оказавшегося в определенных обстоятельствах); социальных навыков (способность выстраивать
конструктивные отношения с другими людьми, регулировать способ выражения своих суждений и эмоций с
учетом позиций и мнений других участников общения).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории в старшей общеобразовательной школе на базовом
уровне выражаются в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:

владение базовыми логическими действиями: формулировать проблему, вопрос, требующий решения;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять
цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерные черты и противоречия
в рассматриваемых явлениях; разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее
решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; владеть навыками учебно-исследовательской
и проектной деятельности; осуществлять анализ объекта в соответствии с принципом историзма, основными
процедурами исторического познания; систематизировать и обобщать исторические факты (в том числе в форме
таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи
событий прошлого и настоящего; сравнивать события, ситуации, определяя основания для сравнения, выявляя
общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы; соотносить полученный результат с
имеющимся историческим знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять
результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и
др.); объяснять сферу применения и значение проведенного учебного исследования в современном общественном
контексте;
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебники,
исторические источники, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) – извлекать, сопоставлять,
систематизировать и интерпретировать информацию; различать виды источников исторической информации;
высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по предложенным или
самостоятельно сформулированным критериям); рассматривать комплексы источников, выявляя совпадения и
различия их свидетельств; использовать средства современных информационных и коммуникационных
технологий с соблюдением правовых и этических норм, требований информационной безопасности; создавать
тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную
форму представления и визуализации.
В сфере универсальных коммуникативных действий:

общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире;
участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого и современности, выявляя сходство и различие
высказываемых оценок; излагать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном
тексте; владеть способами общения и конструктивного взаимодействия, в том числе межкультурного, в школе и
социальном окружении; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение
совместной деятельности людей как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и
осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе на региональном
материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды;
проявлять творчество и инициативу в индивидуальной и командной работе; оценивать полученные результаты и
свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы – выявлять проблему, задачи,
требующие решения; составлять план действий, определять способ решения, последовательно реализовывать
намеченный план действий и др.;
владение приемами самоконтроля – осуществлять самоконтроль, рефлексию и самооценку полученных
результатов; вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей;
принятие себя и других – осознавать свои достижения и слабые стороны в учении, школьном и внешкольном
общении, сотрудничестве со сверстниками и людьми старших поколений; принимать мотивы и аргументы других
при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других на ошибку; вносить конструктивные
предложения для совместного решения учебных задач, проблем.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты изучения предмета «История» в старшей школе отражены во ФГОС СОО.
Условием достижения каждого из предметных результатов является усвоение обучающимися знаний и
формирование умений, которые составляют структуру предметного результата. Ниже представлены предметные

результаты (базовый уровень), указанные во ФГОС СОО (выделены курсивом), и их структура, отражающая
логику их достижения при изучении школьниками истории России и всемирной истории ХХ – начала XXI в.
Формирование умений, составляющих структуру предметных результатов, происходит на учебном
материале, изучаемом в 10–11 классах. При этом необходимо учитывать, что достижение предметных результатов
предполагает не только обращение к истории России и всемирной истории ХХ – начала XXI в., но и к важнейшим
событиям, явлениям, процессам истории нашей страны с древнейших времен до начала XX в. Без знания
достижений народов России, понимания духовных и материальных факторов поступательного развития
российского общества в предшествующие эпохи невозможно глубокое понимание истории нашей страны XX –
начала XXI в., осознание истоков наших достижений и потерь в этот исторический период. При планировании
уроков следует предусмотреть повторение изученных ранее исторических событий, явлений, процессов,
деятельности исторических личностей нашей страны, связанных с актуальным историческим материалом урока.
Требования к предметным результатам освоения базового курса истории должны отражать:
1) Понимание значимости России в мировых политических и социально-экономических процессах ХХ – начала
XXI в., знание достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое значение Российской
революции, Гражданской войны, новой экономической политики (далее – нэп), индустриализации и
коллективизации в Союзе Советских Социалистических Республик (далее – СССР), решающую роль СССР в
победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоения космоса; понимание причин и
следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с
Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий ХХ – начала XXI в.;
особенности развития культуры народов СССР (России).
2) Знание имен героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических
личностей, внесших значительный вклад в социально-экономическое, политическое и культурное развитие России
в ХХ – начале XXI в.
3) Умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий,
явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ – начала XXI в. и их
участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать

собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники
разных типов.
4) Умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать
историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические
события, явления, процессы.
5) Умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временны́е связи исторических
событий, явлений, процессов; характеризовать их итоги; соотносить события истории родного края и истории
России в ХХ – начале XXI в.; определять современников исторических событий истории России и человечества в
целом в ХХ – начале XXI в.
6) Умение критически анализировать для решения познавательной задачи аутентичные исторические
источники разных типов (письменные, вещественные, аудиовизуальные) по истории России и зарубежных стран
ХХ – начала XXI в., оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; выявлять
общее и различия; привлекать контекстную информацию при работе с историческими источниками.
7) Умение осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической
информации по истории России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в. в справочной литературе, сети
Интернет, средствах массовой информации для решения познавательных задач; оценивать полноту и
достоверность информации с точки зрения ее соответствия исторической действительности.
8) Умение анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе
исторические карты/схемы, по истории России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в.; сопоставлять
информацию, представленную в различных источниках; формализовать историческую информацию в виде
таблиц, схем, графиков, диаграмм; приобретение опыта осуществления проектной деятельности в форме
разработки и представления учебных проектов по новейшей истории, в том числе – на региональном материале
(с использованием ресурсов библиотек, музеев и т. д.).
9) Приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности на основе ценностей современного российского общества: идеалов гуманизма, демократии,

мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; проявление уважения к историческому
наследию народов России.
10) Умение защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа при защите Отечества,
готовность давать отпор фальсификациям российской истории.
11) Знание ключевых событий, основных дат и этапов истории России и мира в ХХ – начале XXI в.;
выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных
ориентиров.
В том числе по учебному курсу «История России»:
Россия накануне Первой мировой войны. Ход военных действий. Власть, общество, экономика, культура.
Предпосылки революции.
Февральская революция 1917 г. Двоевластие. Октябрьская революция. Первые преобразования большевиков.
Гражданская война и интервенция. Политика «военного коммунизма». Общество, культура в годы революций и
Гражданской войны.
Нэп. Образование СССР. СССР в годы нэпа. «Великий перелом». Индустриализация, коллективизация,
культурная революция. Первые пятилетки. Политический строй и репрессии. Внешняя политика СССР.
Укрепление обороноспособности.
Великая Отечественная война 1941–1945 гг.: причины, силы сторон, основные операции. Государство и
общество в годы войны, массовый героизм советского народа, единство фронта и тыла, человек на войне.
Нацистский оккупационный режим, зверства захватчиков. Освободительная миссия Красной Армии. Победа над
Японией. Решающий вклад СССР в Великую Победу. Защита памяти о Великой Победе.
СССР в 1945–1991 гг. Экономические развитие и реформы. Политическая система «развитого социализма».
Развитие науки, образования, культуры. Холодная война и внешняя политика. СССР и мировая социалистическая
система. Причины распада Советского Союза.
Российская Федерация в 1992–2022 гг. Становление новой России. Возрождение Российской Федерации как
великой державы в ХХI в. Экономическая и социальная модернизация. Культурное пространство и повседневная

жизнь. Укрепление обороноспособности. Воссоединение с Крымом и Севастополем. Специальная военная
операция. Место России в современном мире.
По учебному курсу «Всеобщая история»:
Мир накануне Первой мировой войны. Первая мировая война: причины, участники, основные события,
результаты. Власть и общество.
Межвоенный период. Революционная волна. Версальско-Вашингтонская система. Страны мира в 1920-е гг.
Великая депрессия и ее проявления в различных странах. «Новый курс» в США. Германский нацизм. Народный
фронт. Политика «умиротворения агрессора». Культурное развитие.
Вторая мировая война: причины, участники, основные сражения, итоги.
Власть и общество в годы войны. Решающий вклад СССР в Победу.
Послевоенные перемены в мире. Холодная война. Мировая система социализма. Экономические и
политические изменения в странах Запада. Распад колониальных империй. Развитие стран Азии, Африки и
Латинской Америки. Научно-техническая революция. Постиндустриальное и информационное общество.
Современный мир: глобализация и деглобализация. Геополитический кризис 2022 г. и его влияние на мировую
систему.
10 КЛАСС
1) Понимание значимости России в мировых политических и социально-экономических процессах 1914–1945
гг., знание достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое значение Российской
революции, Гражданской войны, новой экономической политики, индустриализации и коллективизации в Союзе
Советских Социалистических Республик, решающую роль СССР в победе над нацизмом, значение советских
научно-технологических успехов.
Достижение указанного предметного результата непосредственно связано с усвоением обучающимися
знаний важнейших событий, явлений, процессов истории России 1914–1945 гг., умением верно интерпретировать
исторические факты, давать им оценку, умением противостоять попыткам фальсификации истории, отстаивать

историческую правду. Данный результат достижим при комплексном использовании методов обучения и
воспитания.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и умений:
• называть наиболее значимые события истории России 1914–1945 гг., объяснять их особую значимость для
истории нашей страны;
• определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий,
явлений, процессов истории России 1914–1945 гг., их значение для истории России и человечества в
целом;
• используя знания по истории России и всемирной истории 1914–1945 гг., выявлять попытки
фальсификации истории;
• используя знания по истории России, аргументированно противостоять попыткам фальсификации
исторических фактов, связанных с важнейшими событиями, явлениями, процессами истории России 1914–
1945 гг.
2) Знание имен героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических
личностей, внесших значительный вклад в социально-экономическое, политическое и культурное развитие России
в 1914–1945 гг.
Достижение указанного предметного результата возможно при комплексном использовании методов
обучения и воспитания, так как, кроме знаний об исторической личности, школьники должны осознать величие
личности человека, влияние его деятельности на ход истории.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и умений:
• называть имена наиболее выдающихся деятелей истории России 1914–1945 гг., события, процессы, в
которых они участвовали;
• характеризовать деятельность исторических личностей в рамках событий, процессов истории России
1914–1945 гг., оценивать значение их деятельности для истории нашей станы и человечества в целом;
• характеризовать значение и последствия событий 1914–1945 гг., в которых участвовали выдающиеся
исторические личности, для истории России;

определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку деятельности исторических
личностей.
3) Умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий,
явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории 1914–1945 гг. и их участников,
образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку
зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и умений:
• объяснять смысл изученных/изучаемых исторических понятий и терминов из истории России, и
всемирной истории 1914–1945 гг., привлекая учебные тексты и/или дополнительные источники
информации; корректно использовать исторические понятия и термины в устной речи, при подготовке
конспекта, реферата;
• по самостоятельно составленному плану представлять развернутый рассказ (описание) о ключевых
событиях родного края, истории России и всемирной истории 1914–1945 гг. с использованием
контекстной информации, представленной в исторических источниках, учебной, художественной и
научно-популярной литературе, визуальных материалах и др.;
• составлять развернутую характеристику исторических личностей с описанием и оценкой их деятельности;
характеризовать условия и образ жизни людей в России и других странах в 1914–1945 гг., анализируя
изменения, происшедшие в течение рассматриваемого периода;
• представлять описание памятников материальной и художественной культуры 1914–1945 гг., их
назначение, характеризовать обстоятельства их создания, называть авторов памятников культуры,
определять жанр, стиль, особенности технических и художественных приемов создания памятников
культуры;
• представлять результаты самостоятельного изучения исторической информации из истории России и
всемирной истории 1914–1945 гг. в форме сложного плана, конспекта, реферата;
• определять и объяснять с опорой на фактический материал свое отношение к наиболее значительным
событиям, достижениям и личностям истории России и зарубежных стран 1914–1945 гг.;
•

понимать необходимость фактической аргументации для обоснования своей позиции; самостоятельно
отбирать факты, которые могут быть использованы для подтверждения/опровержения какой-либо оценки
исторических событий;
• формулировать аргументы для подтверждения/опровержения собственной или предложенной точки
зрения по дискуссионной проблеме из истории России и всемирной истории 1914–1945 гг.; сравнивать
предложенную аргументацию, выбирать наиболее аргументированную позицию.
4) Умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов 1914–1945 гг.;
систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать
изученные исторические события, явления, процессы.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и умений:
• называть характерные, существенные признаки событий, процессов, явлений истории России и всеобщей
истории 1914–1945 гг.;
• различать в исторической информации из курсов истории России и зарубежных стран 1914–1945 гг.
события, явления, процессы; факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
• группировать, систематизировать исторические факты по самостоятельно определяемому признаку
(хронологии, принадлежности к историческим процессам, типологическим основаниям и др.);
• обобщать историческую информацию по истории России и зарубежных стран 1914–1945 гг.;
• на основе изучения исторического материала давать оценку возможности/корректности сравнения
событий, явлений, процессов, взглядов исторических деятелей истории России и зарубежных стран в
1914–1945 гг.;
• сравнивать исторические события, явления, процессы, взгляды исторических деятелей истории России и
зарубежных стран 1914–1945 гг. по самостоятельно определенным критериям; на основе сравнения
самостоятельно делать выводы;
• на основе изучения исторического материала устанавливать исторические аналогии.
5) Умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временны́е связи исторических
событий, явлений, процессов; характеризовать их итоги; соотносить события истории родного края и истории
•

России в 1914–1945 гг.; определять современников исторических событий истории России и человечества в
целом в 1914–1945 гг.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и умений:
• на основе изученного материала по истории России и зарубежных стран 1914–1945 гг. определять
(различать) причины, предпосылки, поводы, последствия, указывать итоги, значение исторических
событий, явлений, процессов;
• устанавливать причинно-следственные, пространственные, временны́е связи между историческими
событиями, явлениями, процессами на основе анализа исторической ситуации/информации из истории
России и зарубежных стран 1914–1945 гг.;
• делать предположения о возможных причинах (предпосылках) и последствиях исторических событий,
явлений, процессов истории России и зарубежных стран 1914–1945 гг.;
• излагать исторический материал на основе понимания причинно-следственных, пространственновременных связей исторических событий, явлений, процессов;
• соотносить события истории родного края, истории России и зарубежных стран 1914–1945 гг.;
• определять современников исторических событий, явлений, процессов истории России и человечества в
целом 1914–1945 гг.
6) Умение критически анализировать для решения познавательной задачи аутентичные исторические
источники разных типов (письменные, вещественные, аудиовизуальные) по истории России и зарубежных стран
1914–1945 гг., оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; выявлять общее и
различия; привлекать контекстную информацию при работе с историческими источниками.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и умений:
• различать виды письменных исторических источников по истории России и всемирной истории 1914–1945
гг.;
• определять авторство письменного исторического источника по истории России и зарубежных стран
1914–1945 гг., время и место его создания, события, явления, процессы, о которых идет речь и др.,
соотносить информацию письменного источника с историческим контекстом;

определять на основе информации, представленной в письменном историческом источнике, характерные
признаки описываемых событий, явлений, процессов по истории России и зарубежных стран 1914–1945
гг.;
• анализировать письменный исторический источник по истории России и зарубежных стран 1914–1945 гг.
с точки зрения его темы, цели, позиции автора документа и участников событий, основной мысли,
основной и дополнительной информации, достоверности содержания;
• соотносить содержание исторического источника по истории России и зарубежных стран 1914–1945 гг. с
учебным текстом, другими источниками исторической информации (в том числе исторической
картой/схемой);
• сопоставлять, анализировать информацию из двух или более письменных исторических источников по
истории России и зарубежных стран 1914–1945 гг., делать выводы;
• использовать исторические письменные источники при аргументации дискуссионных точек зрения;
• проводить атрибуцию вещественного исторического источника (определять утилитарное назначение
изучаемого предмета, материальную основу и технику создания, размер, надписи и т. д.; соотносить
вещественный исторический источник с периодом, к которому он относится и др.); используя
контекстную информацию, описывать вещественный исторический источник;
• проводить атрибуцию визуальных и аудиовизуальных исторических источников по истории России и
зарубежных стран 1914–1945 гг. (определять авторство, время создания, события, связанные с
историческими источниками); используя контекстную информацию, описывать визуальный и
аудиовизуальный исторический источник.
7) Умение осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической
информации по истории России и зарубежных стран 1914–1945 гг. в справочной литературе, сети Интернет,
средствах массовой информации для решения познавательных задач; оценивать полноту и достоверность
информации с точки зрения ее соответствия исторической действительности.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и умений:
• знать и использовать правила информационной безопасности при поиске исторической информации;
•

самостоятельно осуществлять поиск достоверных исторических источников, необходимых для изучения
событий (явлений, процессов) истории России и зарубежных стран 1914–1945 гг.;
• на основе знаний по истории самостоятельно подбирать достоверные визуальные источники исторической
информации, иллюстрирующие сущностные признаки исторических событий, явлений, процессов;
• самостоятельно осуществлять поиск исторической информации, необходимой для анализа исторических
событий, процессов, явлений истории России и зарубежных стран 1914–1945 гг.;
• используя знания по истории, оценивать полноту и достоверность информации с точки зрения ее
соответствия исторической действительности.
8) Умение анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе
исторические карты/схемы, по истории России и зарубежных стран 1914–1945 гг.; сопоставлять информацию,
представленную в различных источниках; формализовать историческую информацию в виде таблиц, схем,
графиков, диаграмм; приобретение опыта осуществления проектной деятельности в форме разработки и
представления учебных проектов по новейшей истории, в том числе – на региональном материале (с
использованием ресурсов библиотек, музеев и т. д.).
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и умений:
• определять на основе информации, представленной в текстовом источнике исторической информации,
характерные признаки описываемых событий (явлений, процессов) истории России и зарубежных стран
1914–1945 гг.;
• отвечать на вопросы по содержанию текстового источника исторической информации по истории России
и зарубежных стран 1914–1945 гг. и составлять на его основе план, таблицу, схему;
• узнавать, показывать и называть на карте/схеме объекты, обозначенные условными знаками,
характеризовать историческое пространство (географические объекты, территории расселения народов,
государства, места расположения памятников культуры и др.), изучаемые события, явления, процессы
истории России и зарубежных стран 1914–1945 гг.;
• привлекать контекстную информацию при работе с исторической картой и рассказывать об исторических
событиях, используя историческую карту;
•

сопоставлять, анализировать информацию, представленную на двух или более исторических
картах/схемах по истории России и зарубежных стран 1914–1945 гг.; оформлять результаты анализа
исторической карты/схемы в виде таблицы, схемы; делать выводы;
• на основании информации, представленной на карте/схеме по истории России и зарубежных стран 1914–
1945 гг., проводить сравнение исторических объектов (размеры территорий стран, расстояния и т. п.),
социально-экономических и геополитических условий существования государств, народов, делать
выводы;
• сопоставлять информацию, представленную на исторической карте/схеме по истории России и
зарубежных стран 1914–1945 гг., с информацией из аутентичных исторических источников и источников
исторической информации;
• определять события, явления, процессы, которым посвящены визуальные источники исторической
информации;
• на основании визуальных источников исторической информации и статистической информации по
истории России и зарубежных стран 1914–1945 гг. проводить сравнение исторических событий, явлений,
процессов истории России и зарубежных стран 1914–1945 гг.;
• сопоставлять визуальные источники исторической информации по истории России и зарубежных стран
1914–1945 гг. с информацией из других исторических источников, делать выводы;
• представлять историческую информацию в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм;
• использовать умения, приобретенные в процессе изучения истории, для участия в подготовке учебных
проектов по истории России 1914–1945 гг., в том числе на региональном материале, с использованием
ресурсов библиотек, музеев и т. д.
9) Приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности на основе ценностей современного российского общества: идеалов гуманизма, демократии,
мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; проявление уважения к историческому
наследию народов России.
•

Достижение данного предметного результата предполагает использование методов обучения и воспитания.
Основой достижения результата является понимание обучающимися особенностей развития нашей страны как
многонационального государства, важности уважения и взаимопонимания между всеми народами России.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и умений:
• понимать особенности политического, социально-экономического и историко-культурного развития
России как многонационального государства, знакомство с культурой, традициями и обычаями народов
России;
• знать исторические примеры эффективного взаимодействия народов нашей страны для защиты Родины от
внешних врагов, достижения общих целей в деле политического, социально-экономического и
культурного развития России;
• понимать особенности общения с представителями другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности, важность учета в общении традиций, обычаев, особенностей культуры народов нашей
страны;
• участвовать в диалогическом и полилогическом общении, посвященном проблемам, связанным с историей
России и зарубежных стран 1914–1945 гг., создавать устные монологические высказывания разной
коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением
норм современного русского языка и речевого этикета.
10) Умение защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа при защите Отечества,
готовность давать отпор фальсификациям российской истории.
Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и умений:
• понимать значение подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны, значение
достижений народов нашей страны в других важнейших событиях, процессах истории России и
зарубежных стран 1914–1945 гг., осознавать и понимать ценность сопричастности своей семьи к
событиям, явлениям, процессам истории России;
• используя исторические факты, характеризовать значение достижений народов нашей страны в событиях,
явлениях, процессах истории России и зарубежных стран 1914–1945 гг.;

используя знания по истории России и зарубежных стран 1914–1945 гг., выявлять в исторической
информации попытки фальсификации истории, приводить аргументы в защиту исторической правды;
• активно участвовать в дискуссиях, не допуская умаления подвига народа при защите Отечества.
11) Знание ключевых событий, основных дат и этапов истории России и мира в 1914–1945 гг.; выдающихся
деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров.
В том числе по учебному курсу «История России»:
Россия накануне Первой мировой войны. Ход военных действий. Власть, общество, экономика, культура.
Предпосылки революции.
Февральская революция 1917 г. Двоевластие. Октябрьская революция. Первые преобразования большевиков.
Гражданская война и интервенция. Политика «военного коммунизма». Общество, культура в годы революций и
Гражданской войны.
Нэп. Образование СССР. СССР в годы нэпа. «Великий перелом». Индустриализация, коллективизация,
культурная революция. Первые пятилетки. Политический строй и репрессии. Внешняя политика СССР.
Укрепление обороноспособности.
Великая Отечественная война 1941–1945 гг.: причины, силы сторон, основные операции. Государство и
общество в годы войны, массовый героизм советского народа, единство фронта и тыла, человек на войне.
Нацистский оккупационный режим, зверства захватчиков. Освободительная миссия Красной Армии. Победа над
Японией. Решающий вклад СССР в Великую Победу. Защита памяти о Великой Победе.
По учебному курсу «Всеобщая история»:
Мир накануне Первой мировой войны. Первая мировая война: причины, участники, основные события,
результаты. Власть и общество.
Межвоенный период. Революционная волна. Версальско-Вашингтонская система. Страны мира в 1920-е гг.
Великая депрессия и ее проявления в различных странах. «Новый курс» в США. Германский нацизм. Народный
фронт. Политика «умиротворения агрессора». Культурное развитие.
Вторая мировая война: причины, участники, основные сражения, итоги.
Власть и общество в годы войны. Решающий вклад СССР в Победу.
•

Структура предметного результата включает следующий перечень знаний и умений:
• указывать хронологические рамки основных периодов отечественной и всеобщей истории 1914–1945 гг.;
• называть даты важнейших событий и процессов отечественной и всеобщей истории 1914–1945 гг.;
• выявлять синхронность исторических процессов отечественной и всеобщей истории 1914–1945 гг., делать
выводы о тенденциях развития своей страны и других стран в данный период;
• характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты и последствия важнейших исторических
событий, явлений, процессов истории России 1914–1945 гг.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Всеобщая история. 1914—1945 гг.
Раздел 1. Введение
http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

1.1

Введение

1

0

0

1.2

Мир накануне и в
годы Первой
мировой войны

3

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

Итого по разделу

4

Раздел 2. Мир в 1918—1939 гг
2.1

От войны к миру

2

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

2.2

Страны Европы и
Северной Америки
в 1920—1930-е гг.

6

1

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

2.3

Страны Азии,
Латинской Америки
в 1918—1930-е гг.

2

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

Дополнительная
информация

2.4

Международные
отношения в 1920—
1930-х гг.

2

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

2.5

Развитие культуры
в 1914—1930-х гг.

2

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

Итого по разделу

14

Раздел 3. Вторая мировая война
3.1

Вторая мировая
война

4

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

3.2

Обобщение

1

1

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

Итого по разделу

5

История России. 1914—1945 гг.
Раздел 1. **Россия в годы Первой мировой войны и Великой российской революции (1914—1922
1.1
1.2

1.3

1.4

Введение
Россия в Первой
мировой войне
(1914—1918)
Великая российская
революция (1917—
1922)
Первые
революционные

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

3

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

2

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

2

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

преобразования
большевиков
Гражданская война
и ее последствия

3

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

1.6

Идеология и
культура Советской
России периода
Гражданской войны

2

1

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

1.7

Наш край в 1914—
1922

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

1.5

Итого по разделу

14

Раздел 2. Раздел. Советский Союз в 1920—1930-е гг
2.1

СССР в годы нэпа
(1921—1928)

4

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

2.2

Советский Союз в
1929—1941 гг.

5

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

2.3

Культурное
пространство
советского
общества в 1920—
1930-е гг.

3

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

2.4

Внешняя политика
СССР в 1920—
1930-е гг.

3

1

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

2.5

Наш край в 1920—
1930-е гг.

Итого по разделу

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

16

Раздел 3. Раздел. **Великая Отечественная война (1941—1945
Первый период
3.1
войны (июнь 1941
3
0
0
— осень 1942 г.)

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

3.2

Коренной перелом
в ходе войны (осень
1942—1943 г.)

3

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

3.3

Человек и война:
единство фронта и
тыла

3

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

3.4

Победа СССР в
Великой
Отечественной
войне. Окончание
Второй мировой
войны (1944 —
сентябрь 1945 г.)

4

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

3.5

Наш край в 1941—
1945 гг.

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

3.6

Обобщение

1

1

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

Итого по разделу

15

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

5

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

1

Введение. Всеобщая
история. 1914-1945 гг.

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

2

Мир в начале XX в.

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

3

Первая мировая война
(1914-1918): боевые
операции

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

4

Первая мировая война
(1914-1918): власть и
общество

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

5

От войны к миру

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

6

Революционные события

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

1918—1919 гг. в Европе.
http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

7

Великобритания в 19201930 гг.

1

0

0

8

Италия в 1920-1930 гг.

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

9

США в 1920-1930 гг.

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

10

Германия в 1920-1930 гг.

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

11

Установление
авторитарных режимов в
странах Европы в 19201930 гг. Борьба против
угрозы фашизма в
Европе.

1

0

0

12

Контрольная работа

1

1

0

13

Страны Азии в 19181930 гг.

1

0

0

14

Страны Латинской
Америки в 1918-1930 гг.

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

15

Международные
отношения в 1920-х гг.

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

16

Международные

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/
http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

отношения в 1930-х гг.
17

Наука в 1914-1930 гг.
Художественная
культура в 1914-1930 гг.

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

18

Повторительнообобщающий урок

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

22

Разгром Германии,
Японии и их союзников.
Итоги Второй мировой
войны

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

23

Контрольная работа по
теме "Всеобщая история.
1914-1945"

1

1

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

24

Введение. Россия в

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

19

20

21

Начало Второй мировой
войны
1941 год. Начало
Великой Отечественной
войны и война на Тихом
океане
Положение в
оккупированных
странах. Коренной
перелом в войне

начале XX в.
25

Россия и мир накануне
Первой мировой войны

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

26

Власть, экономика и
общество в условиях
войны

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

27

Нарастание
экономического кризиса
и смена общественных
настроений

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

28

Великая российская
революция: этапы,
лидеры, характеристика

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

29

Хронология
революционных событий
1917 г.

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

30

Первые мероприятия
большевиков в
политической,
экономической и
социальной сферах

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

31

Первые мероприятия
большевиков в
политической,

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

экономической и
социальной сферах
Причины, этапы и
основные события
Гражданской войны
Политика «военного
коммунизма»

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

34

Причины победы
Красной Армии в
Гражданской войне

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

35

Контрольная работа

1

1

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

36

Идеология и культура
Советской России
периода Гражданской
войны. Повседневная
жизнь и быт в годы
Гражданской войны

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

37

Наш край в 1914—1922
гг.

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

38

Последствия Первой
мировой и Гражданской
войн.

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

39

Переход к новой
экономической политике

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

32

33

40

Образование СССР

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

41

Социальная политика
большевиков

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

42

Индустриализация в
СССР

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

45

Советская социальная и
национальная политика
1930-х гг.

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

46

Результаты, цена и
издержки модернизации

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

47

Культурное
пространство советского
общества в 1920-1930-е
гг.

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

48

Наука в 1930-е гг.
Повседневность 1930-х
гг.

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

49

Внешняя политика: от
курса на мировую
революцию к концепции

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

43
44

Коллективизация и ее
последствия
Утверждение культа
личности Сталина.

построения социализма в
одной стране.
Возрастание угрозы
мировой войны

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

1

1

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

54

Начальный период
Великой Отечественной
войны

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

55

Битва за Москву.
Блокада Ленинграда

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

50
51
52
53

56

57

Контрольная работа
СССР накануне Великой
Отечественной войны
Наш край в 1920—1930-е
гг.

Нацистский
оккупационный режим
Коренной перелом в ходе
войны: боевые действия
(осень 1942-1943 гг. )

58

СССР и союзники.

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

59

Партизанское движение
и подпольная борьба с
врагом

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

"Все для фронта, все для
победы!"
Повседневность
военного времени

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

62

Культурное
пространство в годы
войны

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

63

Важнейшие события на
фронтах (1944-сентябрь
1945 гг. )

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

64

Война и общество

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

60
61

65

66

Открытие второго
фронта в Европе.
Советско-японская война
Итоги Великой
Отечественной и Второй
мировой войны

67

Наш край в 1941—1945
гг.

1

0

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

68

Контрольная работа по
теме "История России.
1914-1945"

1

1

0

http://edu.ru/catalog/
https://resh.edu/

68

5

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• История. Всеобщая история. Новейшая история. 1914 - 1945 гг., 10 класс/
Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О.; под редакцией Чубарьяна А.О.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• История. История России. 1914- 1945 гг. (в 2 частях), 10 класс/ Горинов М.М.
и другие; под редакцией Торкунова А.В., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
УМК по новейшей истории к учебнику Сорока-Цюпа 10-11 кл.
УМК к учебной линии предмета История под Торкунова А.В. 10-11 класс
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
РЭШ
ФИПИ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».