РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1135311) учебного предмета «История» для обучающихся 7-х классов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ СОШ с.п. Верхний Акбаш
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Методическим
Зам. директора по УВР
объединением учителей ________________________
кабардино- черкесского
Гонибова Ж.Ш.
языка и литературы,
от «29» 08 2023 г.
истории,
обществознания и ОБЖ

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Тарканова М.В.
Приказ №64 от «30» 08
2023 г.

Протокол №1 от «29» 08
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1135311)
учебного предмета «История»
для обучающихся 7-х классов

Верхний Акбаш 2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Место предмета «История» в системе школьного образования
определяется его познавательным и мировоззренческим значением,
воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого
человека. История представляет собирательную картину жизни людей во
времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит
важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме,
культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом.
История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи
прошлого, настоящего и будущего.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Целью школьного исторического образования является формирование и
развитие личности школьника, способного к самоидентификации и
определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения
исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и
творчески применяющего исторические знания и предметные умения в
учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у
обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание
места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа,
его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование
личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования
определяются
Федеральными
государственными
образовательными
стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).
В основной школе ключевыми задачами являются:
• формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоовладение знаниями
об основных этапах развития человеческого общества, при особом
внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
• воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему
Отечеству – многонациональному Российскому государству, в
соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между
людьми и народами, в духе демократических ценностей современного
общества;

•

•

развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в
различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого
и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом
историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания
в учебной и внешкольной деятельности, в современном
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе
(Концепция преподавания учебного курса «История России» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих
основные общеобразовательные программы // Преподавание истории
и обществознания в школе. – 2020. – № 8. – С. 7–8).

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «История» в 7-х классах отводится 68 часов по 2 часа в
неделю.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. КОНЕЦ XV –
XVII в.
Введение
Понятие «Новое время». Хронологические рамки и периодизация истории
Нового времени.
Великие географические открытия
Предпосылки Великих географических открытий. Поиски европейцами
морских путей в страны Востока. Экспедиции Колумба. Тордесильясский
договор 1494 г. Открытие Васко да Гамой морского пути в Индию.
Кругосветное плавание Магеллана. Плавания Тасмана и открытие Австралии.
Завоевания конкистадоров в Центральной и Южной Америке (Ф. Кортес, Ф.
Писарро). Европейцы в Северной Америке. Поиски северо-восточного
морского пути в Китай и Индию. Политические, экономические и культурные
последствия Великих географических открытий конца XV – XVI в.
Изменения в европейском обществе в XVI–XVII вв.
Развитие техники, горного дела, производства металлов. Появление
мануфактур. Возникновение капиталистических отношений. Распространение
наемного труда в деревне. Расширение внутреннего и мирового рынков.
Изменения в сословной структуре общества, появление новых социальных
групп. Повседневная жизнь обитателей городов и деревень.
Реформация и контрреформация в Европе
Причины Реформации. Начало Реформации в Германии; М. Лютер.
Развертывание
Реформации
и
Крестьянская
война
в
Германии.
Распространение протестантизма в Европе. Кальвинизм. Религиозные войны.
Борьба
католической
церкви
против
реформационного
движения.
Контрреформация. Инквизиция.
Государства Европы в XVI–XVII вв.
Абсолютизм
и
сословное
представительство.
Преодоление
раздробленности. Борьба за колониальные владения. Начало формирования
колониальных империй.
Испания под властью потомков католических королей. Внутренняя и
внешняя политика испанских Габсбургов. Нацио- нально-освободительное
движение в Нидерландах: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение
Нидерландской революции.
Франция: путь к абсолютизму. Королевская власть и централизация
управления страной. Католики и гугеноты. Религиозные войны. Генрих IV.

Нантский эдикт 1598 г. Людовик XIII и кардинал Ришелье. Фронда.
Французский абсолютизм при Людовике XIV.
Англия. Развитие капиталистического предпринимательства в городах и
деревнях. Огораживания. Укрепление королевской власти при Тюдорах. Генрих
VIII и королевская реформация. «Золотой век» Елизаветы I.
Английская революция середины XVII в. Причины, участники, этапы
революции. Размежевание в революционном лагере. О. Кромвель. Итоги и
значение революции. Реставрация Стюартов. Славная революция. Становление
английской парламентской монархии.
Страны Центральной, Южной и Юго-Восточной Европы. В мире
империй и вне его. Германские государства. Итальянские земли. Положение
славянских народов. Образование Речи Посполитой.
Международные отношения в XVI–XVII вв.
Борьба за первенство, военные конфликты между европейскими
державами. Столкновение интересов в приобретении колониальных владений и
господстве на торговых путях. Противостояние османской экспансии в Европе.
Образование державы австрийских Габсбургов. Тридцатилетняя война.
Вестфальский мир.
Европейская культура в раннее Новое время
Высокое Возрождение в Италии: художники и их произведения. Северное
Возрождение. Мир человека в литературе раннего Нового времени. М.
Сервантес. У. Шекспир. Стили художественной культуры (барокко,
классицизм). Французский театр эпохи классицизма. Развитие науки: переворот
в естествознании, возникновение новой картины мира. Выдающиеся ученые и
их открытия (Н. Коперник, И. Ньютон). Утверждение рационализма.
Страны Востока в XVI–XVII вв.
Османская империя: на вершине могущества. Сулейман I Великолепный:
завоеватель, законодатель. Управление многонациональной империей.
Османская армия. Индия при Великих Моголах. Начало проникновения
европейцев. Ост-Индские компании. Китай в эпоху Мин. Экономическая и
социальная политика государства. Утверждение маньчжурской династии Цин.
Япония: борьба знатных кланов за власть, установление сегуната Токугава,
укрепление централизованного государства. «Закрытие» страны для иноземцев.
Культура и искусство стран Востока в XVI–XVII вв.
Обобщение
Историческое и культурное наследие Раннего Нового времени.
ИСТОРИЯ РОССИИ. РОССИЯ В XVI–XVII вв.: ОТ ВЕЛИКОГО
КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ

Россия в XVI в.
Завершение объединения русских земель. Княжение Василия III.
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение
Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы.
Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского
княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским,
отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские
государства.
Органы государственной власти. Приказная система: формирование
первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении
государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники
и волостели, система кормлений. Государство и церковь.
Царствование Ивана IV. Регентство Елены Глинской. Сопротивление
удельных князей великокняжеской власти. Унификация денежной системы.
Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами.
Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в.
«Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов:
дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений.
Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская
реформа – формирование органов местного самоуправления.
Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и
«Уложение о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств.
Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского
государства. Войны с Крымским ханством. Битва при Молодях. Укрепление
южных границ. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского
ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход
Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России
Западной Сибири.
Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые
люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торговоремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян:
Указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.
Многонациональный состав населения Русского государства. Финноугорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые
татары. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская
православная церковь. Мусульманское духовенство.

Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром
Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия
опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного. Результаты и цена
преобразований.
Россия в конце XVI в. Царь Федор Иванович. Борьба за власть в
боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества.
Тявзинский мирный договор со Швецией: восстановление позиций России в
Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Строительство российских
крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: Указ об
«урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.
Смута в России
Накануне Смуты. Династический кризис. Земский собор 1598 г. и
избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова в отношении
боярства. Голод 1601–1603 гг. и обострение социально-экономического
кризиса.
Смутное время начала XVII в. Дискуссия о его причинах. Самозванцы и
самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и
убийство самозванца.
Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание
внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на
территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца
под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор
между Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.‑П.
Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление Речи Посполитой
в войну против России. Оборона Смоленска.
Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине».
Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление
польско-литовского
гарнизона
в
Москву.
Подъем
национальноосвободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г.
и сожжение города оккупантами. Первое и второе земские ополчения. Захват
Новгорода шведскими войсками. «Совет всея земли». Освобождение Москвы в
1612 г.
Окончание Смуты. Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении
государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова.
Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский
мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с
Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение
Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного
времени.

Россия в XVII в.
Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича.
Восстановление
экономического
потенциала
страны.
Продолжение
закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в
управлении государством.
Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли
Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ
Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация
земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов.
*Правительство Б. И. Морозова и И. Д. Милославского: итоги его деятельности.
Патриарх Никон, его конфликт с царской властью. Раскол в Церкви. Протопоп
Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества. Царь Федор
Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.
Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры.
Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной
специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый
уставы. Торговля с европейскими странами и Востоком.
Социальная структура российского общества. Государев двор,
служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы,
служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в.
Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. ПсковскоНовгородское восстание. Соборное уложение 1649 г. Завершение оформления
крепостного права и территория его распространения. Денежная реформа 1654
г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана
Разина.
Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических
контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война.
Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой:
противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с
Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Пере- яславская рада.
Вхождение земель Войска Запорожского в состав России. Война между
Россией и Речью Посполитой 1654–1667 гг. Андрусовское перемирие. Русскошведская война 1656–1658 гг. и ее результаты. Укрепление южных рубежей.
Белгородская засечная черта. Конфликты с Османской империей. «Азовское
осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор.
Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения с
маньчжурами и империей Цин (Китаем).
Освоение новых территорий. Народы России в XVII в. Эпоха Великих
географических открытий и русские географические открытия. Плавание

Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия
Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Освоение Поволжья и Сибири.
Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые
земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения.
Формирование многонациональной элиты.
Культурное пространство XVI–XVII вв.
Изменения в картине мира человека в XVI–XVII вв. и повседневная жизнь.
Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия.
Проникновение элементов европейской культуры в быт высших слоев
населения страны.
Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве.
Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок
Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский,
Соловецкий, Ново-Иерусалимский). Крепости (Китай-город, Смоленский,
Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел.
Деревянное зодчество. Изобразительное искусство. Симон Ушаков.
Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись.
Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой.
Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика
Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон
Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного
влияния. Посадская сатира XVII в.
Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и
Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля – первое учебное
пособие по истории.
Наш край в XVI–XVII вв.
Обобщение

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение истории направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной
общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021)
относятся следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям,
боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам
России, государственным праздникам, историческому и природному наследию
и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и
примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению
обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий,
наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовнонравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и
нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории
как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и
нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками
познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и
сохранение интереса к истории как важной составляющей современного
общественного сознания;
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном
многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как
воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных

традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других
народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание
ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе – на основе
примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и
духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире,
эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории
значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и
общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и
современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных
интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта
взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера
экологических проблем современного мира и необходимости защиты
окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной
среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории,
об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении
совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и
социальные вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе
выражаются в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и
обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные
признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи
событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия;
формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять
познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор
исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать
исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий;

соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и
обоснованность полученного результата; представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат,
учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной
исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научнопопулярная литература, интернет-ресурсы и др.) – извлекать информацию из
источника; различать виды источников исторической информации;
высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по
критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в
исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении
событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство
высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в
устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты
выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе
исторических примеров значение совместной работы как эффективного
средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять
совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе –
на региональном материале; определять свое участие в общей работе и
координировать свои действия с другими членами команды; оценивать
полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной
работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана
действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля – осуществление самоконтроля,
рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить
коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших
трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях
между людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий
другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);

регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений
других участников общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
• называть этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени, их
хронологические рамки;
• локализовать во времени ключевые события отечественной и всеобщей
истории XVI–XVII вв.; определять их принадлежность к части века
(половина, треть, четверть);
• устанавливать синхронность событий отечественной и всеобщей
истории XVI–XVII вв.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
• указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты
важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв.;
• группировать, систематизировать факты по заданному признаку
(группировка событий по их принадлежности к историческим
процессам, составление таблиц, схем).
3. Работа с исторической картой:
• использовать историческую карту как источник информации о
границах России и других государств, важнейших исторических
событиях и процессах отечественной и всеобщей истории XVI–XVII
вв.;
• устанавливать на основе карты связи между географическим
положением страны и особенностями ее экономического, социального
и политического развития.
4. Работа с историческими источниками:
• различать виды письменных исторических источников (официальные,
личные, литературные и др.);
• характеризовать обстоятельства и цель создания источника, раскрывать
его информационную ценность;
• проводить поиск информации в тексте письменного источника,
визуальных и вещественных памятниках эпохи;
• сопоставлять и систематизировать информацию из нескольких
однотипных источников.
5. Историческое описание (реконструкция):
• рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории
XVI–XVII вв., их участниках;

составлять
краткую
характеристику
известных
персоналий
отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв. (ключевые факты
биографии, личные качества, деятельность);
• рассказывать об образе жизни различных групп населения в России и
других странах в раннее Новое время;
• представлять описание памятников материальной и художественной
культуры изучаемой эпохи.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
• раскрывать существенные черты: а) экономического, социального и
политического развития России и других стран в XVI–XVII вв.; б)
европейской реформации; в) новых веяний в духовной жизни общества,
культуре; г) революций XVI–XVII вв. в европейских странах;
• объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе
отечественной и всеобщей истории, конкретизировать их на примерах
исторических событий, ситуаций;
• объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и
всеобщей истории XVI–XVII вв.: а) выявлять в историческом тексте и
излагать суждения о причинах и следствиях событий; б)
систематизировать объяснение причин и следствий событий,
представленное в нескольких текстах;
• проводить
сопоставление однотипных событий и процессов
отечественной и всеобщей истории: а) раскрывать повторяющиеся
черты исторических ситуаций; б) выделять черты сходства и различия.
• 7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего
отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
• излагать альтернативные оценки событий и личностей отечественной и
всеобщей истории XVI–XVII вв., представленные в учебной
литературе; объяснять, на чем основываются отдельные мнения;
• выражать отношение к деятельности исторических личностей XVI–
XVII вв. с учетом обстоятельств изучаемой эпохи и в современной
шкале ценностей.
8. Применение исторических знаний:
• раскрывать на примере перехода от средневекового общества к
обществу Нового времени, как меняются со сменой исторических эпох
представления людей о мире, системы общественных ценностей;
• объяснять значение памятников истории и культуры России и других
стран XVI–XVII вв. для времени, когда они появились, и для
современного общества;
•

•

выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории
XVI–XVII вв. (в том числе на региональном материале).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п
/
п

Наименов Количество часов
ание
разделов
Контро
Практи
Вс
и тем
льные
ческие
его
программ
работы
работы
ы

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

Дополнит
ельная
информац
ия

Раздел 1. Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV — XVII
в.
1.
1

1.
2

1.
3

Введение
Великие
географич
еские
открытия
Изменения
в
европейск
ом
обществе
XVI—XVI
вв.

1

2

2

0

0

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/7f416a9a

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/7f416a9a

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/7f416a9a

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/7f416a9a

1.
4

Реформац
ия и
контррефо
рмация в
Европе

1.
5

Государст
ва Европы
в XVI—
XVII вв.

7

1

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/7f416a9a

1.

Междунар

2

0

0

Библиотека

2

0

6

одные
отношения
в XVI XVII вв.

1.
7

Европейск
ая
культура в
раннее
Новое
время

1.
8

Страны
Востока в
XVI—
XVII вв.

1.
9

Обобщение

Итого по
разделу

ЦОК
https://m.edsoo.r
u/7f416a9a

3

3

1

0

0

1

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/7f416a9a

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/7f416a9a

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/7f416a9a

2

23

Раздел 2. История России. Россия в XVI—XVII вв.: от великого княжества
к царству
Библиотека
2.
Россия в
ЦОК
13
1
0
1
XVI в.
https://m.edsoo.r
u/7f4168ec
2.
2

Смута в
России

9

0

0

2.
3

Россия в
XVII в.

16

1

0

2.
4

Культурно
е

5

0

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/7f4168ec
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/7f4168ec
Библиотека
ЦОК

пространс
тво XVIXVII вв.
2.
5

Обобщени
е

Итого по
разделу
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

https://m.edsoo.r
u/7f4168ec

2

1

3

45

68

0

5

0

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.r
u/7f4168ec

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п/п

1

2

3

4

Количество часов
Тема урока

Понятие «Новое
время»
Предпосылки и
начало Великих
географических
открытий
Великие
географические
открытия конца XV
— XVI в. и их
последствия
Социальноэкономические
изменения в
европейском
обществе в XVIXVII вв.

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88649f52

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864a1a0

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864a36c

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864a4ca

5

Изменения в
социальной
структуре общества
в XVI-XVII вв.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864a5e2

6

Причины и начало
Реформации

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864a786

7

Распространение
протестантизма в
Европе.
Контрреформация

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864a8da

8

Абсолютизм и
сословное
представительство

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864aa24

9

Испания под
властью потомков
католических
королей

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864ab78

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864acea

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864ae16

1

0

0

Библиотека ЦОК

10

11
12

Национальноосвободительное
движение в
Нидерландах
Франция: путь к
абсолютизму
Англия в XVI-XVII

вв.

https://m.edsoo.ru/8864af38

13

Английская
революция середины
XVII в.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864b050

14

Страны
Центральной,
Южной и ЮгоВосточной Европы

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864b37a

15

Борьба за
первенство, военные
конфликты между
европейскими
державами в XVIXVII вв.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864b4c4

16

Тридцатилетняя
война

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864b5e6

17

Высокое
Возрождение в
Италии

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864b6f4

18

Мир человека в
литературе раннего
Нового времени.
Развитие науки:
переворот в
естествознании,

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864b802

возникновение
новой картины мира
19

Контрольная работа

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864b924

20

Османская империя
в XVI-XVII вв.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864ba46

21

Индия, Китай,
Япония в XVI-XVII
вв.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864bb86

22

Культура и
искусство стран
Востока в XVI—
XVII вв.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864bd8e

23

Обобщение.
Историческое и
культурное наследие
Раннего Нового
времени

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8864bf32

24

Завершение
объединения
русских земель

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1852e4

25

Внешняя политика
Московского
княжества в первой

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18546a

трети XVI в.
26

27

28

Органы
государственной
власти
Царствование Ивана
IV. Регентство
Елены Глинской.
Период боярского
правления
Принятие Иваном IV
царского титула.
Реформы середины
XVI в.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1855e6

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a185780

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a185906

29

Внешняя политика
России в XVI в.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a185d34

30

Ливонская война:
причины и характер

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a185eba

31

Поход Ермака
Тимофеевича на
Сибирское ханство

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18602c

32

Социальная
структура
российского
общества

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1861b2

33

Многонациональный
состав населения
Русского
государства

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a186356

34

Опричнина,
дискуссия о ее
причинах и
характере

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1864dc

35

Противоречивость
личности Ивана
Грозного.
Результаты и цена
преобразований.
Россия в конце XVI
в.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a186856

36

Контрольная работа
по теме: «Россия в
16 веке».

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1869dc

37

Накануне Смуты

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a186b6c

38

Смутное время
начала XVII в.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a186d1a

39

Царь Василий
Шуйский

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a186eb4

40

Лжедмитрий II.
Военная
интервенция в
Россию и борьба с
ней

1

0

41

Свержение Василия
Шуйского и переход
власти к
«семибоярщине».

1

0

42

Подъем
национальноосвободительного
движения

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1873fa

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a187878

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a187a6c

43

44

Освобождение
Москвы в 1612 г.
Окончание Смуты.
Земский собор 1613
г. и его роль в
укреплении
государственности

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a187076

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a187242

45

Итоги и последствия
Смутного времени

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a187e90

46

Царствование
Михаила
Федоровича

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a188070

47

Земские соборы.
Роль патриарха
Филарета в
управлении
государством

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18821e

48

Цартвование
Алексея
Михайловича

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1883ea

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1885b6

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a188a70

51

Экономическое
развитие России в
XVII в.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a188c50

52

Социальная
структура
российского
общества в XVII в.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a188e08

53

Городские восстания
середины XVII в.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a188f7a

54

Соборное уложение
1649 г.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a189132

49

50

Патриарх Никон, его
конфликт с царской
властью
Царь Федор
Алексеевич

55

Денежная реформа
1654 г. Медный
бунт. Восстание
Степана Разина

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a189308

56

Контрольная работа
по теме: «
Бунташный век»

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1896f0

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1898d0

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a189a88

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a189dda

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a189c2c

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a189f92

57

58

59

60

61

Внешняя политика
России в XVII в.
Контакты с
православным
населением Речи
Посполитой:
противодействие
полонизации,
распространению
католичества.
Укрепление южных
рубежей
Отношения России
со странами
Западной Европы и
Востока
Освоение новых
территорий. Народы

России в XVII в.
Изменения в картине
мира человека в
XVI—XVII вв. и
повседневная жизнь
Архитектура в XVIXVII вв.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18a41a

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18a604

64

Изобразительное
искусство XVI-XVII
вв.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18a7b2

65

Летописание и
начало
книгопечатания
XVII в.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18a99c

66

Развитие
образования и
научных знаний в
XVI-XVII вв.

1

0

67

Контрольная работа
по теме: "Россия в
XVI-XVII вв.: от
великого княжества
к царству"

1

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18afdc

68

Обобщение по теме

1

0

0

Библиотека ЦОК

62

63

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a18ab68

"Россия в XVI-XVII
вв.: от великого
княжества к царству"
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

https://m.edsoo.ru/8a18b1d0

68

5

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОЦЕССА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• История России (в 2 частях), 7 класс/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин
И.В.
и
другие;
под
редакцией
Торкунова
А.В.,
Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
• История. Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV—XVII
век : 7-й класс : учебник, 7 класс/ Юдовская А. Я., Баранов П. А.,
Ванюшкина
Л.
М.
; под
ред. Искендерова
А.
А.,
Акционерное
общество
«Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.; под редакцией Искендерова А.А.
Всеобщая история.
Поурочные разработки по всеобщей истории. История древнего мира по
учебнику А.А.Вигасина.
Учебно

методическое

пособие,

автор

Сорокина

Е.Н.

Издательство

"Просвещение
УМК к учебной линии 5-9 класс Торкунов А.В.
УМК к учебной линии новой истории под ред. Искандерова А.А
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ:
Ресурсы ЦОК
ttp://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
https://interneturok.ru/
https://datalesson.ru/
https://olimpium.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».