РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 2413888) учебного предмета «Окружающий мир» для обучающихся3 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ СОШ с.п. Верхний Акбаш

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методическим
объединением
учителей начальных
классов

Зам. директора по УВР

Директор

________________________

________________________

Гонибова Ж.Ш.
от «29» 08 2023 г.

Тарканова М.В.
Приказ №64 от «30» 08
2023 г.

Протокол №1 от «29» 08
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2413888)
учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся3 класса

Верхний Акбаш 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
(предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий
мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету
«Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое
планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для
обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне
начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего
образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной
рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует
потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего
образования и направлено на достижение следующих целей:
• формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир
(природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий,
представленных в содержании программы по окружающему миру;
• формирование ценности здоровья человека, его сохранения и
укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
• развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной
учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая

деятельность), так и с творческим использованием приобретённых
знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
Российской Федерации, понимание своей принадлежности к
Российскому государству, определённому этносу;
• проявление уважения к истории, культуре, традициям народов
Российской Федерации;
• освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме;
• обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности
ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни,
приобретение
опыта
эмоционально-положительного
отношения к природе в соответствии с экологическими нормами
поведения;
• становление навыков повседневного проявления культуры общения,
гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их
взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека
в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания
и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди»,
«Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем
является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и
оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на
основе следующих ведущих идей:
• раскрытие роли человека в природе и обществе;
• освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

ПРЕДМЕТА

«ОКРУЖАЮЩИЙ

МИР»

В

Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир»,
составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов,
2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной
деятельностью во имя общей цели. Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России,
родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России.
Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам
России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным
ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными
возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре
народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ.
Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь
газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния
воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот
воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение
людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, её состав, значение для
живой природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и
несъедобные.

Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды.
Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни
людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух,
вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика
на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды.
Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия,
необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное
отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика
на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для
животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества.
Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в
природных сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности
организма. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и
профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого
дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических,
газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома,
предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и
авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на
борту самолёта, судна; знаки безопасности).

Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (ориентирование в признаках
мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и
социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий:
познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий способствуют формированию умений:
• проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по
предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с
одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
• устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни
животного;
• определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между
объектами и явлениями;
• моделировать цепи питания в природном сообществе;
• различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой
(историческим периодом).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует
формированию умений:
• понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о
природе нашей планеты;
• находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну,
столицу, свой регион;
• читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами;
• находить по предложению учителя информацию в разных источниках – текстах, таблицах, схемах, в том
числе в информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого входа);

соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
• ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:
1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры);
2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы,
природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные
ловушки, опасные ситуации, предвидение).
• описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
• описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения объектов природы;
• приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы;
• называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма;
• описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
• планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи
учителя);
• устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия.
Совместная деятельностьспособствует формированию умений:
• участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого;
• оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой
адрес;
• выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное
суждение, мнение;
• самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
•

Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся
руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта
деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотическоговоспитания:
• становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной
России в современном мире;
• осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому
народу, к своей национальной общности;
• сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
• проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим
народам;
• первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека
как члена общества.
Духовно-нравственноговоспитания:
• проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их
индивидуальности;
• принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных
отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
• применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых
форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетическоговоспитания:

понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление
уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах
художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
• соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни;
выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
• приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и
психическому здоровью.
Трудовоговоспитания:
• осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности,
интерес к различным профессиям.
Экологическоговоспитания:
• осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного
отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценностинаучногопознания:
• осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;
• проявление
познавательного
интереса,
активности,
инициативности,
любознательности
и
самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных
средств.
•

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовыелогическиедействия:

понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания),
проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
• на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между
объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
• сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
• объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
• определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
• находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе
предложенного алгоритма;
• выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного
алгоритма.
2) Базовыеисследовательскиедействия:
• проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению)
наблюдения, несложные опыты;
• проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
• определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных вопросов;
• формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие
процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
• моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи
питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный
труд и его результаты и др.);
• проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта
изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
• формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
•

использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с
учётом учебной задачи;
• находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному
алгоритму;
• распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного
учителем способа её проверки;
• находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную
информацию;
• читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
• соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационнотелекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя);
• анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с
учебной задачей;
• фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом
виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия:
• в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
• признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать
своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
• соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
• использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни,
взаимоотношениях и поступках людей;
• создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
• конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы,
подкреплять их доказательствами;
• находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы,
событиях социальной жизни;
•

готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и
др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
• планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
• выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
• осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
• находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
• корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
• предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
• объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
• оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместнаядеятельность:
• понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи;
активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на
основе изученного материала по окружающему миру);
• коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
• проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
• выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого
участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно
разрешать без участия взрослого;
• ответственно выполнять свою часть работы.
•

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
• различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к
государственным символам России и своего региона;
• проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
• приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края;
столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративноприкладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;
• показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
• различать расходы и доходы семейного бюджета;
• распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в
окружающем мире;
• проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с
использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать
безопасность проведения опытов;
• группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;
• сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;
• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их
существенные признаки и характерные свойства;
• использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения
информации, ответов на вопросы;
• использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших
явлений и процессов в природе, организме человека;
• фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать
полученные результаты и делать выводы;
• создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе,
сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);

•
•
•
•
•
•
•

соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта;
соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной активности и принципы
здорового питания;
соблюдатьосновыпрофилактикизаболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в информационнотелекоммуникационную сеть Интернет;
ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№
п/п

Наименованиеразделов и
темпрограммы

Количествочасов
Всего

Контрольныеработы

Практическиеработы

Электронные
(цифровые)
образовательныересурсы

Раздел 1.Человек и общество
1.1

Нашародина РоссийскаяФедерация

14

1.2

Семья - коллектив близких.
Родных людей.

2

1.3

Страны и народымира.

4

Итогопоразделу
Раздел 2.Человек и природа

20

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2.1

Методы изучения природы.
Разнообразие веществ в
окружающем мире.

11

2.2

Бактерии, грибы и их
разнообразие

2

2.3

Разнообразиерастений

7

2.4

Разнообразиеживотных

7

2.5

Природныесообщества

3

2.6

Человек - частьприроды

5

Итогопоразделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

35

Раздел 3.Правилабезопаснойжизнедеятельности
3.1

Здоровыйобразжизни

2

3.2

Правила безопасного
поведения пассажира.
Безопасность в сети
Интернет

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Итогопоразделу

7

Резервноевремя

6

4

68

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

0

ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИК
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 1-4 КЛАСС, В 2 ЧАСТЯХ, ПЛЕШАКОВ А.А.
3 КЛАСС
№
п/
п

Количество часов
Темаурока

Всего

Контрольныер
аботы

Практическиер
аботы

Датаизуч
ения

Электронныецифровыеобразовател
ьныересурсы

Природа.
1

Методы изучения
природы

1

Человек.
2

Культура,
традиции
народов России.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c162

Общество.
3

4

Уважение к
культуре,
традициям,
истории разных
народов и своего
народа

Наша страна
Российская
Федерация.
Уважение к

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f9fc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ff74

государственным
символам России

Что такое
экология.
5

6

7

8

9

10

Условия,
необходимые для
жизни животных.

Проверь себя.
Проверочная
работа.
Звездное небо-–
великая книга
природы

Тела, вещества,
частицы.
Разнообразие
веществ в
природе.Практи
ческая работа №
1
«Обнаружение
крахмала в
продуктах
питания».
Воздух и его
охрана.
Практическая
работа № 2

1

1

1

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f841330e

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f84123aa

1

1

1

1

11

12

13

14

«Свойства
воздуха».
Вода.Практичес
кая работа № 3
«Свойства
воды».
Превращения и
круговорот
воды.
Практическая
работа № 4
«Круговорот
воды в
природе».
Берегите воду.
Причины
и
следствия
загрязнения
водоемов нашего
края.
Что такое почва.
Инструктаж по
ТБ.
Практическая
работа № 5
«Состав почвы».

1

1

1

1

Библиотека ЦОК

1

1

https://m.edsoo.ru/f840c7ca

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c392

15

16

17

18

19

20

21

22

Разнообразие
растений.
Растения
родного края.
Солнце,
растения и мы с
вами.
Размножение и
развитие
растений.
Практическая
работа № 6
«Размножение и
развитие
растений».
Охрана
растений
Разнообразие
животных.
Животные
родного края.
Кто что ест.
Размножение и
развитие
животных.
Охрана
животных.

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f840d328

Библиотека ЦОК

1

1

1

1

1

1

1

https://m.edsoo.ru/f840cb62

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ce78

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840d03a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840da26

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840df26

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e0de

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e282

23

24

25
26

27

28

В царстве
грибов.
Проверим себя
и оценим свои
достижения по
разделу «Эта
удивительная
природа»
Организм
человека.

1

Органы чувств.

1

Надёжная
защита
организма.
Практическая
работа № 7
«Знакомство с
внешним
строением
кожи».
Опора тела и
движение.

1

1

1

1

29

Наше питание.

1

30

Дыхание и
кровообращение

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e41c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e6a6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840e85e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ea16

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ea16

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ebe2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ed90

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840ef2a

31

32

33
34
35
36
37
38
39
40

. Инструктаж по
ТБ.
Практическая
работа №
8«Подсчет
ударов пульса».
Промежуточная
диагностическая
работа.
Умей
предупреждать
болезни.
Здоровый образ
жизни.
Проект «Школа
кулинаров»
Огонь, вода и
газ.
Чтобы путь был
счастливым..
Дорожные
знаки.
Опасные места.
Природа и наша
безопасность.
Экологическая
безопасность.

1

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f840fde4

1
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f840f240

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f84104ba

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8410f78

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f84116c6

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8410dd4

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8410aa0

Библиотека ЦОК

1
1

https://m.edsoo.ru/f8410654
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8410c3a

41
42
43

44

45

46

Инструктаж по
ТБ.
Практическая
работа № 9
«Устройство и
работа бытового
фильтра для
очистки воды».
Проект «Кто нас
защищает»
Проверь себя.
Для чего нужна
экономика.
Природные
богатства и труд
людей – основа
экономики.
Полезные
ископаемые.
Практическая
работа № 10
«Полезные
ископаемые».
Растениеводств
о. Практическая
работа

Библиотека ЦОК

1
1

https://m.edsoo.ru/f8410910

1
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8411f90

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8411dd8

1

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8411c0c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84118a6

47

48

49

50
51
52
53
54
55

№ 11
«Знакомство с
культурными
растениями».
Животноводств
о.
Какая
бывает
промышленност
ь.
Что такое
деньги.
Практическая
работа № 12
«Знакомство с
различными
монетами».
Государственны
й бюджет.
Семейный
бюджет.
Экономика и
экология.
Экономика и
экология.
Проверь себя.
Золотое кольцо
России.

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f84112c0

Библиотека ЦОК

1

1

1

https://m.edsoo.ru/f841254e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412706

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412896

1
1
1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8412a1c

56
57
58
59

60

61

62

63

64
65
66
67

Золотое кольцо
России.
Золотое кольцо
России.
Страны- соседи
России
Всемирное
наследие
Московский
Кремль и
Красная
площадь
г. Санкт Петербург
Озеро Байкал.
Золотые горы
Алтая
Ландшафты
Даурии.Дербент
.
Проект «Музей
путешествий»
Проверь себя.
Итоговый тест.
Памятникисимволы
Рассказы о
родной природе

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8412ef4

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8413c3c

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f8413e30

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f84140ba

1

1

1

1

1
1
1
1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841380e

68

Ключи от лета

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

Повторе
ние и
обобщен
ие.

4

12

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебник по окружающему миру в 2 частях А.А.Плешакова

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные разработки к учебнику А.А. Плешакова
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416180


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».