РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 2321459) учебного предмета «Окружающий мир» для обучающихся 2 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ СОШ с.п. Верхний Акбаш

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методическим
объединением
учителей начальных
классов

Зам. директора по УВР

Директор

________________________

________________________

Гонибова Ж.Ш.
от «29» 08 2023 г.

Тарканова М.В.
Приказ №64 от «30» 08
2023 г.

Протокол №1 от «29» 08
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2321459)
учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся 2 класса

с.п. Верхний Акбаш 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
(предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир»)
соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету
«Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание
обучения
раскрывает
содержательные
линии
для
обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне
начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего
образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной
рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует
потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего
образования и направлено на достижение следующих целей:
• формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную
и социальную среду обитания); освоение естественно-научных,
обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в
содержании программы по окружающему миру;
• формирование ценности здоровья человека, его сохранения и
укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
• развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной
учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая

деятельность), так и с творческим использованием приобретённых
знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
Российской Федерации, понимание своей принадлежности к
Российскому государству, определённому этносу;
• проявление уважения к истории, культуре, традициям народов
Российской Федерации;
• освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме;
• обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности
ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к
природе в соответствии с экологическими нормами поведения;
• становление навыков повседневного проявления культуры общения,
гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам,
мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в
природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и
природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и
познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является
содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся
навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся
способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей
ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на
основе следующих ведущих идей:
• раскрытие роли человека в природе и обществе;
• освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди»,
«Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Всего во 2 классе -68 часов

Человек и общество
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на
карте. Государственные символы России. Москва – столица России. Святыни
Москвы – святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой
(основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение
Москвы на карте. Города России. Россия – многонациональное государство.
Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и
культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края.
Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона.
Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в
жизни человека и общества.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы
родословного древа, истории семьи.
Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта,
справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других
людей – главные правила взаимоотношений членов общества.
Человек и природа
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения.
Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля
отличается от других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли:
глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон
горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным
природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с
помощью компаса.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и
культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни
растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери,
земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков.
Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных.
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и
животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы.
Правила нравственного поведения на природе.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий,
двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и
рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как
условие сохранения и укрепления здоровья.

Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на
занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту,
на прогулках.
Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро
(ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка,
знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов
экстренной помощи.
Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в
информационно-коммуникационной
сети
Интернет
(коммуникация
в
мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в
информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира во 2 классе способствует освоению на
пропедевтическом
уровне
ряда
универсальных
учебных
действий:
познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных
действий, совместной деятельности. Универсальные учебные действия
(пропедевтический уровень)
Базовые логические действия как часть познавательных универсальных
учебных действий способствуют формированию умений:
• ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт,
сравнение, измерение);
• определять на основе наблюдения состояние вещества (жидкое, твёрдое,
газообразное);
• различать символы РФ;
• различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры (в пределах
изученного);
• группировать растения: дикорастущие и культурные; лекарственные и
ядовитые (в пределах изученного);
• различать прошлое, настоящее, будущее.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий способствует формированию умений:
• различать информацию, представленную в тексте, графически,
аудиовизуально;
• читать информацию, представленную в схеме, таблице;
• используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять
схемы;
• соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем
протекания.

Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
1. ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой
характеристикой:
• понятия и термины, связанные с социальным миром (индивидуальность
человека, органы чувств, жизнедеятельность; поколение, старшее
поколение, культура поведения; Родина, столица, родной край, регион);
• понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания, тело,
явление, вещество; заповедник);
• понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны
здоровья (режим, правильное питание, закаливание, безопасность,
опасная ситуация).
2. описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от других
планет Солнечной системы;
3. создавать небольшие описания на предложенную тему (например, «Моя
семья», «Какие бывают профессии?», «Что «умеют» органы чувств?»,
«Лес – природное сообщество» и др.);
4. создавать высказывания-рассуждения (например, признаки животного и
растения как живого существа; связь изменений в живой природе с
явлениями неживой природы);
5. приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу
России (на примере своей местности);
6. описывать современные события от имени их участника.
Регулятивные
универсальные
учебные
действия
способствуют
формированию умений:
• следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении
учебной задачи;
• контролировать с небольшой помощью учителя последовательность
действий по решению учебной задачи;
• оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и
одноклассников, спокойно, без обид принимать советы и замечания.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
• строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в
соответствии с правилами поведения, принятыми в обществе;
• оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения,
культуры общения, проявления терпения и уважения к собеседнику;
• проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств
разных веществ (вода, молоко, сахар, соль, железо), совместно намечать
план работы, оценивать свой вклад в общее дело;

•

определять причины возможных конфликтов,
предложенных) способы их разрешения.

выбирать

(из

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и
нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
• становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в
современном мире;
• осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к
своей национальной общности;
• сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
• проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
• первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена
общества.
Духовно-нравственного воспитания:
• проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
• принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений,
которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
• применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм
поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
• понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного
отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной
деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил
безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
• приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому
здоровью.
Трудового воспитания:
• осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям.
Экологического воспитания:
• осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к
природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
• осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;
• проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в
расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
•

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
• понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность
ориентироваться в изменяющейся действительности;
• на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами
(часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
• сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
• объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
• определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
• находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного
алгоритма;
• выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:

проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения,
несложные опыты;
• проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
• определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
• формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и
последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
• моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания;
природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и
др.);
• проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и
связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
• формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта,
измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
• использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной
задачи;
• находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму;
• распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем
способа её проверки;
• находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
• читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
• соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационнотелекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя);
• анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
• фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде
(рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
• признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
приводить доказательства своей правоты;
• соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
•

использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни,
взаимоотношениях и поступках людей;
• создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
• конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их
доказательствами;
• находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях
социальной жизни;
• готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту
выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
• планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
• выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
• осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
• находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
• корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
• предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе
в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
• объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
• оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
• понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно
участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного
материала по окружающему миру);
• коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
• проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
• выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться
с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
• ответственно выполнять свою часть работы.
•

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2 КЛАСС
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
• находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой регион и его главный город;
• узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона;
• проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным
символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
• распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в
окружающем мире;
• приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края; важных событий прошлого и
настоящего родного края; трудовой деятельности и профессий жителей родного края;
• проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с природными объектами, измерения;
• приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека;
• описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты (достопримечательности
родного края, музейные экспонаты);
• описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления, в том числе
звёзды, созвездия, планеты;
• группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам;
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
• ориентироваться на местности по местным природным признакам, Солнцу, компасу;
• создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе;
• использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
• соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры положительного и негативного
отношения к объектам природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в ней;
• соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и
метро;
• соблюдать режим дня и питания;

•
•

безопасно использовать мессенджеры в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную
сеть Интернет;
безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя (при необходимости).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Наименование разделов и тем
программы
п/
п

Количество часов

Дата Виды деятельности
все контрол практич изуче
ния
го ьные
еские
работы работы

Виды,
формы
контро
ля

Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы

Раздел 1. Человек и общество.
1.1 Наша Родина — Россия, Российская
1
.
Федерация. Россия и её столица на карте.

0

0

Рассказ учителя;
рассматривание
иллюстраций;
чтение текстов о
федеративном устройстве
России;
о многонациональном
составе населения
страны.;;

Устный
опрос;

Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир», 2 класс
(Диск СD) единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (или по
адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)

1.2 Государственные символы России,
символика своего региона.
.

0

0

Рассказ учителя;
рассматривание
иллюстраций;
чтение текстов о
федеративном устройстве
России;
о многонациональном
составе населения
страны.;;

Устный
опрос;

Электронное
приложение к
учебнику
«по адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)

1

1.3 Москва — столица.
.
Достопримечательности Москвы.
Страницы истории Москвы.

2

0

0

Рассказ учителя,
рассматривание
иллюстраций, чтение
текстов о федеративном
устройстве России, о
многонациональном
составе населения страны;
Игра-путешествие по
теме «Работаем
экскурсоводами,
проводим экскурсии
по Москве, СанктПетербургу»;

1.4 Города России. Свой регион и его
столица на карте РФ.
.

1

0

0

Работа с картой: Россия,
Устный
Москва, Санкт- Петербург, опрос;
наш регион на карте РФ;
зачет

Электронное
приложение к
учебнику
«http://schoolcollection.edu.ru)

1.5 Россия — многонациональное
.
государство. Народы России, их
традиции, обычаи, праздники.

2

1

0

Чтение текстов учебника о
народах России, об их
традициях, обычаях,
праздниках;

Электронное
приложение к
учебнику
http://schoolcollection.edu.ru)

Устный
опрос;

Устный
опрос;,
контро
льная
работа

Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир», 2 класс
(collection.edu.ru)

1.6 Родной край, его
.
природные и культурные
достопримечательности.

1.7 Значимые события истории родного
.
края. Свой регион и его главный город
на карте.

1

0

0

Составление сообщения
об истории родного края
(при помощи взрослых, с
использованием
дополнительных
источников
информации);

Устный
опрос;

Электронное
приложение к
учебнику
http://schoolcollection.edu.ru)

1

0

0

Составление сообщения
об истории родного края
(при помощи взрослых, с
использованием
дополнительных
источников
информации);

Устный
опрос;

Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир», 2 класс
(Диск СD) единая

1.8 Хозяйственные занятия, профессии
1
.
жителей родного края. Значение труда в
жизни человека и общества.

1

0

Учебный диалог по теме
«Зачем чело век
трудится?»;
Дидактическая игра по
теме «Профессии города и
села»;

Устный
опрос;
контрол
ьная
работа

Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир», 2 класс
(Диск СD)
http://schoolcollection.edu.ru)

1.9 Семья — коллектив. Семейное древо.
.
Семейные ценности. и традиции.

2

0

0

Учебный диалог по
теме «Послушаем
друг друга, расскажем
о своей семье»;

Устный
опрос;

Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир», 2 класс
(Диск СD) единая

1.1 Совместный труд и отдых. Участие
0. детей в делах семьи.

1

0

0

Практическая работа по
Устный
теме «Составление схемы опрос;
родословного древа
семьи»;

Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир», 2 класс

(Диск СD)
http://schoolcollection.edu.ru)

1.1 Правила культурного поведения в
1. общественных местах.

1

0

1

Учебный диалог по
теме «Оцени себя —
умеешь ли ты
сдерживать
эмоции?»;

Устный
опрос;
практич
еская
работа

Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир», 2 класс
(Диск СD)
http://schoolcollection.edu.ru)

1.1 Доброта, справедливость, честность,
уважение к чужому мнению и
2
особенностям других людей — главные
правила взаимоотношений членов
общества.

2

1

0

Анализ ситуаций,
раскрывающих
примеры гуманного
отношения к людям;
Работа в группе: работа с
пословицами, сравнение и
группировка слов по
противоположному
значению (добрый —
жадный, смелый —
трусливый, правдивый —
лживый и др.);

Устный
опрос;
контрол
ьная
работа

Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир», 2 класс
(Диск СD)
http://schoolcollection.edu.ru)

Итого по разделу
Раздел 2. Человек и природа.
2.1 Наблюдения, опыты, измерения.
.
Звёзды и созвездия, наблюдения
звёздного неба. Планеты.

16
3

0

1

Просмотр и обсуждение
иллюстраций,
видеофрагментов и
других материалов (по
выбору) на тему
«Звёздное небо
Созвездия»;

Устный
опрос;

Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир», 2 класс (
http://schoolcollection.edu.ru)

2.2 Чем Земля отличается от других планет. 3
.
Условия жизни на Земле.

0

0

Учебный диалог по теме Устный
«Чем Земля отличается от опрос;
других планет»;

Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир», 2 класс
http://schoolcollection.edu.ru)

2.3 Изображения Земли: глобус, карта, план. 3
.

0

0

Практическая работа с
глобусом;

Устный
опрос;

Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир», 2 класс (
http://schoolcollection.edu.ru)

2.4 Карта мира. Материки, океаны.
.

1

0

Рассказ учителя, работа с
текстом учебника:
описание и особенности
океанов и материков на
Земле;

Устный
опрос;
контрол
ьная
работа,
зачет

Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир», 2 класс (
http://schoolcollection.edu.ru)

3

2.5 Определение сторон горизонта при
.
помощи компаса. Компас, его
устройство, ориентирование на
местности.

3

0

1

Практическая работа с
картой: «Как показывать
объекты на настенной
карте»;

Устный
опрос;

Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир», 2 класс
адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)

2.6 Многообразие растений. Деревья,
.
кустарники, травы.

3

0

0

Экскурсия в парк:
сравнение деревьев,
кустарников, трав;
Игра-соревнование по
теме «Кто больше
вспомнит названий
деревьев»;
Коммуникативная
деятельность: описание
растений по
иллюстрациям и живым
объектам;

Устный
опрос;

Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир», 2 класс
(Диск СD) единая
edu.ru)

2.7 Дикорастущие и культурные растения.
.

3

0

0

Классификация растений
(по иллюстрациям):
дикорастущие —
культурные;

Устный
опрос;

Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир», 2 класс
(Диск СD) единая
коллекция

2.8 Связи в природе. Годовой ход изменений
.
в жизни растения.

3

0

0

Практическая работа по
теме «Рассматривание
растений, обсуждение
условий благополучного
роста и развития
растения»;

Устный
опрос;

Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир», 2 класс

2.9 Мир животных (фауна).
.

3

0

0

Дидактическая игра по
теме «Угадай животное по
описанию»;

Устный
опрос;

Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир», 2 класс
(Диск СD) единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (или по
адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)

2.1 Насекомые, рыбы, птицы, звери,
0. земноводные, пресмыкающиеся:
общая характеристика
(особенности внешнего вида,
движений, питания,

3

0

0

Логическая задача по теме Устный
«Найди ошибку — какое
опрос;
животное попало в эту
группу случайно»;
Учебный диалог с

Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир», 2 класс:

размножения).

использованием
иллюстративного
материала по теме «Как
живут животные в разные
времена года»;

http://schoolcollection.edu.ru)

2.1 Сезонная жизнь животных.
1.

1

1

0

Ролевая игра по теме
«Собрание в лесу — кто
как готовится к зиме»;

Устный
опрос;
контро
льная
работа

Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир», 2 класс
)

2.1 Красная книга России, её значение,
2
отдельные представители растений и
животных Красной книги.

2

0

1

Учебный диалог по теме
«Что такое Красная
книга?»;
Просмотр и обсуждение
иллюстраций,
видеофрагментов и других
материалов (по выбору) на
тему: «Растения и
животные Красной
книги»;

Устный
опрос;
практи
ческая
работа

Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир», 2 класс
(Диск СD) единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов (или по
адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)

2.1 Заповедники, природные парки. Охрана 1
3 природы. Правила нравственного
поведения на природе.

1

0

Рассказ учителя: «Растения и
животные нашего края,
занесённые в Красную
книгу»; Коллективное
составление памятки по теме
«Правила поведения в
заповедных местах»;
Работа в группе: чтение

Устн
ый
опро
с;
конт
роль
ная
рабо
та

Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир», 2 класс (или
по адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)

2

0

0

Учебный диалог по теме
«Зачем нужен режим дня?
Почему нужно правильно
питаться?»;

Устн
ый
опро
с;

Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир», 2 класс
http://schoolcollection.edu.ru)

3.2 Физическая культура, закаливание,
2
.
игры на воздухе как условие сохранения
и укрепления здоровья.

0

0

Беседа по теме «Что может
случиться на прогулке, на
игровой площадке, дома и в
школе, если не соблюдать
правила безопасности»;

Устн
ый
опро
с;

Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир», 2 класс (:
http://schoolcollection.edu.ru)

3.3 Правила безопасности в школе
.
(маршрут до школы, правила
поведения на занятиях, переменах,
при приёмах пищи, а также на
пришкольной территории).

0

0

Ролевая игра по теме
«Мы — пешеходы»;
Анализ дорожных
ситуаций.;

Устн
ый
опро
с;

Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир», 2 класс
(Диск СD) единая
коллекция
цифровых
образовательных

Итого по разделу
Раздел 3. Правила безопасной жизни.
3.1 Здоровый образ жизни: режим дня
.
(чередование сна, учебных занятий,
двигательной активности) и
рациональное питание (количество
приёмов пищи и рацион питания).

34

2

ресурсов (или по
адресу:
http://schoolcollection.edu.ru)
3.4 Правила безопасного поведения
.
пассажира наземного транспорта и
метро. Номера телефонов экстренной
помощи.

3

0

0

Беседа по теме «Правила
поведения в общественном
транспорте»;

Устн
ый
опро
с;

Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир», 2 класс (
http://schoolcollection.edu.ru)

3.5 Правила поведения при пользовании
.
компьютером. Безопасность в
Интернете (коммуникация в
мессенджерах и социальных группах) в
условиях контролируемого доступа в
Интернет.

3

1

0

Практическая работа по теме
«Правила пользования
компьютером»;

Тестиров
ание;
контроль
ная
работа

Электронное
приложение к
учебнику
«Окружающий
мир», 2 класс
http://schoolcollection.edu.ru)

Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

12
68 6

2

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы

1.

Родная страна

1

0

0

Устный
опрос;

2.

Город и село

1

0

0

Устный
опрос;

3.

Наши проекты «Родной город
(село)»

1

0

0

Устный
опрос;

4.

Природа и рукотворный мир

1

0

0

Устный
опрос;

5.

Проверим себя и оценим
достижения

1

1

0

Контро
льная
работа

6.

Неживая и живая природа

1

0

0

Устный
опрос;

7.

Явления природы

1

0

0

Устный
опрос;

8.

Что такое погода

1

0

0

Устный
опрос;

9.

В гости к осени

1

0

0

Устный
опрос;

10. Звёздное небо

1

0

1

Практи
ческая
работа

11. Заклянем в кладовые Земли

1

0

0

Устный
опрос;

12. Про воздух…

1

0

0

Устный
опрос;

13. …И про воду

1

0

0

Устный
опрос;

14. Какие бывают растения

1

1

0

Устный
опрос;

15. Какие бывают животные

1

0

0

Устный
опрос;

16. Невидимые нити

1

0

0

Устный
опрос;

17. Дикорастущие и культурные
растения

1

0

0

Устный
опрос;

18. Дикие и домашние животные

1

0

0

Устный
опрос;

19. Комнатные растения

1

0

0

Устный
опрос;

20. Животные живого уголка

1

0

0

Устный
опрос;

21. Про кошек и собак

1

0

0

Устный
опрос;

22. Красная книга

1

0

0

Устный
опрос;

23. Будь природе другом

1

0

0

Устный
опрос;

24. Наши проекты «Красная книга»
или «Возьмем под защиту»

1

0

0

Устный
опрос;

25. Проверим и оценим свои
достижения

1

1

0

Контро
льная
работа

26. Что такое экономика

1

0

0

Устный
опрос;

27. Из чего что сделано

1

0

0

Устный
опрос;

28. Как построить дом

1

0

0

Устный
опрос;

29. Какой бывает транспорт

1

0

0

Устный
опрос;

30. Культура и образование

1

0

0

Устный
опрос;

31. Все профессии важны

1

0

0

Устный
опрос;

32. Наши проекты «Профессии»

1

0

0

Устный
опрос;

33. В гости к зиме

1

0

0

Устный
опрос;

34. Проверим и оценим
свои достижения

1

1

0

Контро
льная
работа

35. Строение тема человека

1

0

0

Устный
опрос;

36. Если хочешь быть здоров

1

0

0

Устный
опрос;

37. Берегись автомобиля

1

0

0

Устный
опрос;

38. Домашние опасности

1

0

0

Устный
опрос;

39. Пожар

1

0

0

Устный
опрос;

40. На воде и в лесу

1

0

0

Устный
опрос;

41. Опасные насекомые

1

0

0

Устный
опрос;

42. Проверим и оценим свои
достижения

1

1

0

Контро
льная
работа

43. Наша дружная семья. Проект
«Родословная»

1

0

0

Устный
опрос;

1

0

0

Устный
опрос;

45. Правила вежливости

1

0

1

Практи
ческая
работа

46. Ты и твои друзья

1

0

0

Устный
опрос;

47. Мы – зрители и
пассажиры

1

0

0

Устный
опрос;

48. Проверим и оценим свои
достижения

1

1

0

Контро
льная
работа

49. Посмотри вокруг

1

0

0

Устный
опрос;

44.

В школе

50. Ориентирование на местности

1

0

0

Устный
опрос;

51. Формы земной поверхности

1

0

0

Устный
опрос;

52. Водные богатства

1

0

0

Устный
опрос;

53. В гости к весне

1

0

0

Устный
опрос;

54. Россия на карте

1

0

0

Устный
опрос;

55. Россия на карте

1

0

0

Устный
опрос;

56. Наши проекты «Города России»

1

0

0

Устный
опрос;

57. Путешествие по Москве

1

0

0

Устный
опрос;

58. Московский кремль

1

0

0

Устный
опрос;

59. Город на Неве

1

0

0

Устный
опрос;

60. Путешествие по планете

1

0

0

Устный
опрос;

61. Путешествие по материкам

1

0

0

Устный
опрос;

62. Путешествие по материкам

1

0

0

Зачет

63. Страны мира

1

0

0

Устный
опрос;

64. Страны мира

1

0

0

Зачет

65. Наши проекты «Страны мира»

1

0

0

Устный
опрос;

66. Впереди лето

1

0

0

67. Проверим себя и оценим свои
достижения

1

1

0

Устный
опрос;
Контрольн
ая работа

68. Повторение

1

0

0

68

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

2

Тестирова
ние

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир (в 2 частях), 2 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;
Окружающий мир (в 2 частях);2
класс /Плешаков А.А.;
Акционерное общество «Издательство;
«Просвещение»;
А.А. Плешаков. Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса «Окружающий мир»- в 2 частях М.Просвещение;
2014;
А.А. Плешаков. Атлас- определитель для начальных классов. М. Просвещение;2010;
А.А. Плешаков «Зеленые страницы». Книга для учащихся нач. классов. М. Просвещение;2010;
;
Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные разработки 2 класс
КИМ 2 класс

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://nsportal.ru/ http://easyen.ru/ http://www.uchportal.ru/ http://www.nachalka.com/
http://school-box.ru/nachalnaya-shkola/knigi-uchebniki-posobiya.html

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Учеб
ные
плак
аты
Ком
пьют
ер,
прое
ктор

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ,
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Гербарий, термометр

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».