РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке». для обучающихся 4 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ СОШ с.п. Верхний Акбаш

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методическим
объединением
учителей начальных
классов

Зам. директора по УВР

Директор

________________________

________________________

Гонибова Ж.Ш.
от «29» 08 2023 г.

Тарканова М.В.
Приказ №64 от «30» 08
2023 г.

Протокол №1 от «29» 08
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литературное чтение на родном (кабардиночеркесском) языке».
для обучающихся 4 класса начального общего образования
на 2023-2024 учебный год

с.п.Верхний Акбаш 2023

Пояснительная записка
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литературное
чтение на родном (кабардино-черкесском) языке».
1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литературное
чтение на родном (кабардино-черкесском) языке» (предметная область «Родной
язык и литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке») (далее
соответственно - программа по литературному чтению на родном (кабардиночеркесском) языке, литературное чтение на родном (кабардино-черкесском)
языке) разработана для обучающихся, владеющих родным (кабардиночеркесским) языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на
родном (кабардино-черкесском) языке.
2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения литературного
чтения на родном (кабардино-черкесском) языке, место в структуре учебного
плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых
результатов.
3. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
начального общего образования.
4. Планируемые результаты освоения программы по литературному
чтению
на

родном

(кабардино-черкесском)

языке

включают

личностные,

метапредметные результаты за весь период обучения на уровне начального
общего

образования,

а также предметные результаты за каждый год обучения.
5. Пояснительная записка.
5.1. Программа по литературному чтению на родном (кабардиночеркесском) языке на уровне начального общего образования разработана с
целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы

по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в
образовании и активные методики обучения.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения
основной образовательной программы по учебному предмету «Литературное
чтение
на родном языке» курс направлен на формирование понимания места и роли
литературы на родном языке в едином культурном пространстве Российской
Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историкокультурных, нравственных, эстетических ценностей, понимания роли фольклора
и художественной литературы родного народа в создании культурного,
морально-этического и эстетического пространства субъекта Российской
Федерации,
на формирование понимания родной литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни, как явления национальной и российской культуры, средства сохранения
и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о
мире,

национальной

истории

и

культуре,

воспитания

потребности

в

систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной
самоидентификации.
Основная идея учебного предмета «Литературное чтение на родном
(кабардино-черкесском) языке» состоит в том, что кабардино-черкесская
литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для
национальной культурной традиции.

Являясь средством не только их

сохранения, но и передачи подрастающему поколению, кабардино-черкесская
литература
тем

самым

устанавливает
преемственную

связь

прошлого,

настоящего

и

будущего

национально-культурной традиции в сознании младших школьников.
Освоение программы по учебному предмету «Литературное чтение»
в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте»
(66 часов). Содержание курса «Литературное чтение», реализуемого в период

обучения грамоте, представлено в Федеральной рабочей программе учебного
предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык». Период обучения грамоте
заканчивается к концу 1 класса и раздельного обучения учебных предметов
«Родной (кабардино-черкесский) язык» и «Литературное чтение на родном
(кабардино-черкесском) языке» нет. Раздельное изучение учебных предметов
«Родной (кабардино-черкесский) язык» и «Литературное чтение на родном
(кабардино-черкесском) языке» начинается со 2 класса.
5.2. В содержание программы по литературному чтению на родном
(кабардино-черкесском) языке выделяются следующие содержательные линии:
виды речевой и читательской деятельности, литературоведческая пропедевтика,
творческая деятельность обучающихся, круг детского чтения.
5.3. Изучение литературного чтения на родном (кабардино-черкесском)
языке направлено на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением
как базовым навыком в системе образования младших школьников;
совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих
умение работать с разными видами текстов;
развитие интереса к чтению и книге, формирование читательского
кругозора
и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской
деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений,
формирование

эстетического

отношения

к

слову

и

умения

понимать

художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами
художественной литературы, формирование нравственных представлений о
добре, дружбе, правде и ответственности, воспитание интереса и уважения к
культуре народов России;

формирование интереса к истории, традиции, искусству своего народа,
а также к жизни и культуре народов России;
ознакомление с детской литературой родного, русского и других народов,
формирование патриотизма и чувства любви к своей Родине и народу.
5.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного
чтения на родном (кабардино-черкесском) языке, - 102 часа: во 2 классе - 34 часа
(1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 34 часа
(1 час в неделю).
Содержание обучения в 4 классе.
9.1. Адыгэ IуэрыIуатэ (Адыгское устное народное творчество).
Сказки «ЛIымрэ жыгымрэ» («Мужик и дерево»), «ПцIащхъуэ цIыкIу»
(«Ласточка»), «Мыщэ и къуэ Батыр» («Батыр - сын Медведя»), «Хэт и хъупIэ?»
(«Чье пастбище?»).
9.2. «Бжьыхьэ дыщафэ» («Золотая осень»).
Б. Карданов, рассказ «Пхъэхуей жыгыр» («Береза»), Ф. Малаева, рассказ
«Тхьэмпэ пыхужыгъуэ» («Пора листопада»). З. Тхагазитов, стихотворение
«Бжьыхьэ»

(«Осень»).

И. Хакунов,

стихотворение

«Бжьыхьэр

къихьащ»

(«Наступила осень»). Б. Кагермазов, рассказ «Iэмал» («Способ»).
9.3. «ЩIымахуэ» («Зима»).
З. Налоев, рассказ «ЩIымахуэм» («Зимой»). А. Оразаев, стихотворение
«ЩIымахуэ»

(«Зима»).

Б. Журтов,

рассказ

«Лъэрыжэ»

(«Коньки»).

Б. Кагермазов, стихотворение «ИлъэсыщIэ» («Новый год»). Ф. Малаева, рассказ
«ЩIымахуэ

пхъэщхьэмыщхьэхэр»

(«Зимние

ягоды»).

М. Озов,

рассказ

«Джэгунми пIалъэ иIэщ» («И у отдыха есть пора»).
9.4. «Зэныбжьэгъуныгъэ» («Дружба»).
З. Налоев, рассказ «Iэпэзадэ» («Неумелый»). Л. Бозиев, рассказ «ТIум тIу
хэплъхьэмэ» («К двум прибавить два»). Х. Кармоков, рассказ «Ныбжьэгъу
уиIэну ухуеймэ» («Если хочешь иметь друзей»). Х. Шекихачев, рассказ «Сыт
джэдум шха енэужь зыщIитхьэщIыр?» («Почему кот умывается после еды?»).
Б. Кагермазов, стихотворение «Щихум и жэуап» («Ответ тополя»).

9.5. «Ди Хэкур» («Наша Родина»).
Л. Бозиев, рассказ «Хъерлы зыгъэпIейтейр» («Беспокойство Херлы»).
С. Хахов, рассказ «Дэшхуей тхьэмпэ» («Листья орешника»). Б. Ашижев, рассказ
«Сыадыгэщ» («Я - черкес»). А. Ханфенов, стихотворение «Сэ Хэку, уэращ
си гъащIэр» («Моя Родина, ты моя жизнь»). Б. Гедгафов, стихотворение «Адэжь
щIыналъэ» («Земля отцов»).
9.6. «Гъатхэ» («Весна»).
А. Шогенцуков,
стихотворение

стихотворение

«Гъатхэпэ»

«Гъатхэ»

(«Март»).

(«Весна»).

А. Шогенцуков,

Л. Губжоков,

рассказ

«Гъатхэ

теплъэгъуэхэр» («Весенние зарисовки»). А. Мукожев, стихотворение «Анэ»
(«Мать»).
9.7. «Щремыıэ зауэ!» («Пусть не будет войны!»).
А. Шомахов, Рассказ «Мишэ и анэр къигъуэтыжащ» («Как Миша нашёл
свою мать»). А. Бицуев, стихотворение «Сурэт» («Фотография»). З. Налоев,
рассказ «Бжьыхьэ мэзым къыщыхъуар» («Случай в осеннем лесу»).
9.8. «Псэущхьэхэмрэ къэкIыгъэхэмрэ» («Животные и растения»).
Б. Балкизов, стихотворение «СиIэщ сэ жыг цIыкIу» («У меня есть
деревце»). Б. Журт, р а ссказ «Мэзым» («В лесу»). Ф. Баксанова, р ассказ
«Письмо» («Письмо»). А. Куантов, рассказ «Щыхь хьэщIэ». («Олень в гостях»).
По Х. Кармокову, рассказ «Дэтхэнэр нэхъ лъагэ?» («Кто выше?»).
9.8. «Сабиигъуэм и лъахэ» («Страна детства»).
Х. Кодзоков, рассказ «Блулэ» («Блула»). Х. Кажаров, стихотворение
«Къалэдэс» («Горожанин»). Х. Понежев, рассказ «Лъапсэ быдэ» («Крепкие
корни»).

Х. Гяургиев,

рассказ

«Нэмыс»

(«Пристойность»).

Б. Утижев,

стихотворение «КхъыIэ, иIэ» («Давай-ка»).
9.9. «Гъэмахуэ» («Лето»).
Р. Ацканов стихотворение «БжьаIуэм» («На пасеке»). Х.Кунижева,
стихотворение «МэракIуэхьэ» («За ягодами»). Б. Тхамоков, рассказ «Гъэмахуэ»
(«Лето»). А. Сонов, стихотворение «Пшэ цIыкIу» («Облачко»). Г. Скребицкий,
рассказ «КIыгуугу макъ» («Зов кукушки») (Перевод Ф. Малаевой).

10. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на
родном (кабардино-черкесском) языке на уровне начального общего
образования
В результате изучения литературного чтения на родном (кабардиночеркесском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе
через изучение родного языка и родной литературы, являющихся частью
истории
и культуры страны;
проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов
в процессе восприятия и анализа художественных произведений и творчества
народов России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,
в том числе при работе с художественными произведениями;
уважительное отношение к другим народам многонациональной России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах
и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений;
2) духовно-нравственного воспитания:
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе
с использованием адекватных языковых средств для выражения своего
состояния
и чувств);
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством
накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных
по эмоциональной окраске;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка);
3) эстетического воспитания:
уважительное

отношение

и

интерес

к

художественной

культуре,

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;
стремление

к

самовыражению

в

разных

видах

художественной

деятельности;
4) физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

и эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации, в том числе на уроках литературного чтения
на родном (кабардино-черкесском) языке;
бережное

отношение

к

физическому

и

психическому

здоровью,

проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения
и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
5) трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия
в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям
(в том числе через примеры из художественных произведений);
6) экологического воспитания:
бережное отношение к природе посредством примеров из художественных
произведений;
неприятие действий, приносящих ей вред;
7) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной
картине мира, понимание важности слова как средства создания словеснохудожественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;

потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии
средствами

кабардино-черкесской

литературы,

развитие

познавательного

интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности
в познании произведений фольклора и художественной литературы.
. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном
(кабардино-черкесском) языке». К концу обучения в 4 классе обучающийся
научится:
разбивать текст на смысловые части и озаглавливать каждую часть;
устанавливать причинно-следственные связи в тексте;
воспроизводить текст с опорой на ключевые слова;
пересказывать

содержание

основных

литературных

произведений,

изученных в классе, называть их авторов;
обосновывать своё высказывание о литературном произведении или
герое, подтверждать высказывание фрагментами или отдельными строчками
из произведения;
использовать в речи средства кабардинского речевого этикета;
самостоятельно выбирать книги в библиотеке с целью решения разных
задач

(чтение

согласно

рекомендованному

списку,

подготовка

устного

сообщения
на определённую тему);
общаться в малых группах, высказывать оценочные суждения о героях
прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;
читать наизусть 8-10 стихотворений разных авторов (по выбору);
работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слов в
тексте произведения, определять случаи многозначности), целенаправленно
пополнять активный словарный запас;
самостоятельно работать с разными источниками информации (включая
словари и справочники разного направления).

4 класс (34 часа)
Адыгэ
Сказка «ЛIымрэ
IуэрыIуатэ жыгымрэ» («Мужик и
(Адыгское дерево»).
устное
Сказка «ПцIащхъуэ
народное цIыкIу» («Ласточка»).
творчеств Сказка «Мыщэ и къуэ
о)
Батыр». («Батыр – сын
Медведя»).
Сказка «Хэт и хъупIэ?»
(«Чье пастбище?»).
«Зыкъыдопщытэж»
(«Размышляем о
прочитанном»)

3

Восприятие на слух
и понимание
содержания произведения; восприятиена
слух учебных задач, осмысливание
алгоритма
учебных
действий,
направленных на их решение; чтение
про себя разножанровых произведений
фольклора; использование изучающего,
поискового и просмотрового видов
чтения
в
работе
с
текстами
произведений; использование умения
читать про себя как средства получения
информации;
различение на слух
народных
жанров
фольклора;
определение образной системы текста;
выделение главного
в содержании
текста; чтение по ролям; нахождение в
тексте
портретных
характеристик
персонажей;
выделение в тексте

Карданов Б. Рассказ
«Пхъэхуей жыгыр»
(«Береза»).
Малаева Ф. Рассказ
«Тхьэмпэ пыхужыгъуэ»
(«Пора листопада»).
Тхагазитов З.
Стихотворение
«Бжьыхьэ» («Осень»).
Хакунов И.
Стихотворение
«Бжьыхьэр къихьащ»
(«Наступила осень»).
Кагермазов Б. Рассказ
«Iэмал» («Способ»).
«Зыкъэпщытэж»
(«Размышляем о
прочитанном»).
Ди проектхэр: «Мэз
псэущхьэхэр
бжьыхьэм»,
«Пхъэщхьэмыщхьэ
жыгхэр» (Наши
проекты: «Дикие
животные осенью»,
«Фруктовые деревья»)
«ЩIымаху Налоев З. Рассказ
э» («Зима») «ЩIымахуэм»
(«Зимой).
Оразаев А.
Стихотворение
«ЩIымахуэ» («Зима»).
Журтов Б. Рассказ
«Лъэрыжэ» («Коньки»).
Кагермазов Б. Рассказ
«ИлъэсыщIэ» («Новый
год»).
Малаева Ф. Рассказ
«ЩIымахуэ
пхъэщхьэмыщхьэхэр»
(«Зимние ягоды»).
Озов М. Рассказ
«Бжьыхьэ
дыщафэ»
(«Золотая
осень»)

4

4

эпизодов, их сопоставление; ответы на
вопросы по содержанию произведения;
подтверждение
своего
ответа
примерами из текста; придумывание
собственных
сюжетов
сказок;
сопоставление
фольклорных
и
авторских
художественных
произведений по признакам тематики,
лексики, композиции и выразительных
средств; участие в инсценировке
Создание и правильное выстраивание
устных и письменных текстов разных
видов:
повествование,
описание,
рассуждение; воспроизведение текста с
опорой на ключевые слова; нахождение в
изучаемых произведениях элементов
повествования,
описания
пейзажа,
портрета,
интерьера,
авторского
рассуждения,
комментирование
художественной
роли
подобного
включения в текст; составление из
самостоятельно
прочитанных
книг
выставки,
коллективное
их
рассматривание,
выделение
книг,
вызвавших наибольший интерес; устный
и письменный пересказ услышанного,
прочитанного;
расширенная
характеристика
героя
произведения:
его
портрет,
речь,
поступки, отношение автора к герою;
передача
личных
впечатлений
в
сочинениях на заданную тему; подбор
материала к проектной работе; защита
проектных работ; выполнение тестовых
заданий
Самостоятельное
воспроизведение
сюжета
с
использованием
художественно-выразительных средств
языка:
последовательное
воспроизведение
эпизода
с
использованием специфической для
данного произведения лексики по
вопросам учителя, пересказ, рассказ по
иллюстрациям; высказывание своего
отношения
к
художественному
произведению;
различение
литературного жанра: рассказ, авторская
сказка;
обоснование
выбора
литературных средств автором в
зависимости от замысла; определение
темы, основной мысли произведения по

«Джэгунми пIалъэ
иIэщ» («И у отдыха
есть пора»).
«Зыкъыдопщытэж»
(«Размышляем о
прочитанном»)
«Зэныбжьэ Налоев З. Рассказ
гъуныгъэ» «Iэпэзадэ»
(«Дружба» («Неумелый»).
Бозиев Л. Рассказ
)
«ТIум тIу хэплъхьэмэ»
(«К двум прибавить
два»).
Кармоков Х. Рассказ
«Ныбжьэгъу уиIэну
ухуеймэ» («Если хочешь
иметь друзей»).
Шекихачев Х. Рассказ
«Сыт джэдум шха
нэужь
зыщIитхьэщIыр?»
(«Почему кот
умывается после
еды?»).
Кагермазов Б.
Стихотворение
«Щихум и жэуап»
(«Ответ тополя»).
«Зыкъыдопщытэж»
(«Размышляем о
прочитанном»)
Бозиев Л. Рассказ
«Ди
«Хъерлы
Хэкур»
зыгъэпIейтейр»
(«Наша
Родина») («Беспокойство
Херлы»).
Хахов С. Рассказ
«Дэшхуей тхьэмпэ»
(«Листья орешника»).
Ашижев Б. Рассказ
«Сыадыгэщ» («Я –
черкес»).
Ханфенов А.
Стихотворение «Си
Хэку, уэращ си
гъащIэр» («Моя
Родина, ты моя
жизнь»).
Гедгафов Б.
Стихотворение «Адэжь
щIыналъэ» («Земля
отцов»).

4

4

названию произведения; выделение в
тексте эпизодов, их сопоставление;
выявление
языковых
средств
художественной
выразительности
(синонимов, антонимов, сравнений,
эпитетов)
Характеристика героя произведения с
использованием
художественновыразительных средств данного текста;
нахождение в тексте слов и выражений,
характеризующих героя и события;
анализ (с помощью учителя) поступков
персонажа и его мотивов; сопоставление
поступков героев по аналогии или по
контрасту;
характеристика
героя
произведения:
портрет,
характер,
выраженные через поступки и речь;
выявление авторского отношения к
герою на основе анализа текста;
выделение в тексте эпизодов, их
сопоставление; осваивание разных видов
пересказа
художественного
текста:
подробный, выборочный и краткий
(передача основных мыслей)

Ответы на вопросы по содержанию
прослушанного
или
прочитанного
текста;
составление
собственного
монологического
высказывания;
общение в парах, аргументированное
высказывание своей
точки зрения;
правильное,
осмысленное,
выразительное чтение вслух, чтениепро
себя,
понимание
смысла
прочитанного;
составление
плана
текста,
установление
причинноследственных
связей
в
тексте;
нахождение в
прочитанном
тексте
нужной
информации; знакомство с
краткой биографией писателя;
использование
языковых средств
выразительности
(синонимы,
антонимы, сравнения, эпитеты) при
характеристике героев / персонажей;
выделение
в
тексте
эпизодов,
сопоставление
их,
выявление

Ди проектхэр: «Ди
Хэкур», «Си
анэдэлъхубзэр». (Наши
проекты: «Наша Родина»,
«Мой родной язык»).
«Зыкъыдопщытэж»
(«Размышляем о
прочитанном»)

эмоциональной окраски; нахождение в
тексте ключевых слов для описания
поступков героя

«Гъатхэ»
(«Весна»)

Шогенцуков А.
Стихотворение
«Гъатхэ» («Весна»).
Губжоков Л.
Стихотворение
«Гъатхэпэ» («Март»).
Шогенцуков А. Рассказ
«Гъатхэ теплъэгъуэхэр»
(«Весенние зарисовки»).
Мукожев А.
Стихотворение «Анэ»
(«Мать»).
«Зыкъыдопщытэж»
(«Размышляем о
прочитанном»)

3

«Щремыıэ
зауэ!»
(«Пусть не
будет
войны!»)

Шомахов А. Рассказ
«Мишэ и анэр
къигъуэтыжащ» («Как
Миша нашел свою
мать»).
Бицуев А.
Стихотворение «Сурэт»
(«Фотография»).
Налоев З. Рассказ
«Бжьыхьэ мэзым
къыщыхъуар» («Случайв
осеннем лесу»).
«Зыкъыдопщытэж»
(«Размышляем о
прочитанном»)

3

Слушание
речи
учителя,
одноклассников, выделение из нее
главной и второстепенной информации;
ответы на вопросы по содержанию
услышанного
произведения
и
по
последовательности
событий;
выявление
цели
услышанного
высказывания; составление вопросов по
прослушанному тексту; участие в
диалогах,
соблюдение
культуры
слушания; нахождение в словарях
толкование незнакомых услышанных
слов; выявление в тексте стихотворения
/
рассказа
нужной
информации;
определение средств художественной
выразительности (синонимы, антонимы,
эпитеты, сравнения); использование
приемов
интонационного
чтения
(выражение
радости,
удивление,
определение силы голоса, выбор тона и
темпа чтения);
объяснение
вызвавших
интерес
выражений в лирическом тексте
Чтение
вслух
и
про
себя;
самостоятельное определение темы и
главной мысли произведения; понимание
вопросов, поставленных впроизведении;
ответы на вопросы посодержанию
прочитанного
произведения; аргументирование своего
мнения
о
литературном
герое,
подтверждение его фрагментами из
произведения; деление
текста на
смысловые части, составление плана
текста
и использование его для
пересказа;
определение
средств
изображения и выражения чувств героя;
выразительное чтение стихотворения
наизусть

«Псэущхьэ
хэмрэ
къэкIыгъэ
хэмрэ»
(«Животн
ые и
растения»)

Балкизов Б.
Стихотворение «СиIэщ
сэ жыг цIыкIу» («У
меня есть деревце»).
Журтов Б. Рассказ
«Мэзым» («В лесу»).
Баксанова Ф. Рассказ
«Письмо» («Письмо»).
Куантов А. Рассказ
«Щыхь хьэщIэ»
(«Олень в гостях»).
Малаева Ф. «Дэтхэнэр
нэхъ лъагэ?» («Кто
выше?»).
«Зыкъыдопщытэж»
(«Размышляем о
прочитанном»)

3

«Сабиигъу
эм и лъахэ»
(«Страна
детства»)

Кодзоков Х. Рассказ
«Блулэ» («Блула»).
Кажаров Х.
Стихотворение
«Къалэдэс»
(«Горожанин»).
Понежев Х. Рассказ
«Лъапсэ быдэ»
(«Крепкие корни».
Гяургиев Х. Рассказ
«Нэмыс»
(«Пристойность»).
Утижев Б. «КхъыIэ,
иIэ» («Давай-ка»).
«Зыкъэпщытэж»
(«Размышляем о
прочитанном»)
Ацканов Р.
Стихотворение
«БжьаIуэм» («На
пасеке»).
Кунижева Х.
«МэракIуэхьэ» («За
ягодами»).
Тхамоков Б. Рассказ
«Гъэмахуэ» («Лето»).

3

«Гъэмахуэ
» («Лето»)

3

Использование навыков аудирования на
основе целенаправленного восприятия
текстов, которые читает учитель /
одноклассники; чтение про себя в
процессе первичного ознакомительного
чтения и повторного изучающего чтения;
с
соблюдением
чтение
вслух
орфоэпических и интонационных норм;
нахождение по заданию учителя в
изучаемом
тексте
необходимые
сведений;
понимание
сюжета
и
осознание
смысла
прочитанного
произведения; пользование словарем для
выяснения значений слов; определение
особенностей
художественного текста, своеобразия
выразительных
средств
языка;
характеристика
лирического
героя
произведения; выявление в тексте
средств
художественной
выразительности;
составление
рассказов по рисункам и иллюстрациям;
выполнение
контрольных
тестовых
заданий;
выбор
книги
на
основе
рекомендованного списка
Чтение по ролям художественных
произведений; раскрытие образов героев
при чтении с помощью интонации,
мимики, жестов; выявление описания
кульминационного
эпизода
в
произведении и его выразительное
чтение; выделение в тексте эпизодов, их
сопоставление; пересказ произведения
подробно и кратко, инсценировка
отдельных
эпизодов;
выполнение
творческих проектов в группах, парахили
индивидуально; интерпретация текстов
произведений: выбор эпизода и пересказ
его от имени автора или героя; создание
иллюстраций к тексту
Использование навыков аудирования на
основе целенаправленного восприятия
текстов, которые читают учитель или
одноклассники; пересказ произведения
подробно и кратко, инсценирование
отдельных эпизодов; моделирование
«живых картинок» к эпизодам и
произведениям; выполнение творческих
проектов в группах, парах или

Сонов А.
Стихотворение «Пшэ
цIыкIу» («Облачко»).
Скребицкий Г. Рассказ
«КIыгуугу макъ». («Зов
кукушки»).
«Зыкъыдопщытэж»
(«Размышляем о
прочитанном»).
Итоговая контрольная
работа

индивидуально; интерпретация текстов
произведений: выбор эпизода и пересказ
его от имени автора или героя; создание
иллюстраций к тексту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».