РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык» для обучающихся 4 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики
Местная администрация Терского муниципального района КБР
МКОУ СОШ с.п. Верхний Акбаш

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методическим
объединением
учителей начальных
классов

Зам. директора по УВР

Директор

________________________

________________________

Гонибова Ж.Ш.
от «29» 08 2023 г.

Тарканова М.В.
Приказ №64 от «30» 08
2023 г.

Протокол №1 от «29» 08
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык»
для обучающихся 4 класса начального общего образования
на 2023-2024 учебный год

с.п.Верхний Акбаш 2023

Пояснительная записка
1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной
(кабардино-черкесский) язык» (предметная область «Родной язык и литературное
чтение на родном языке») (далее соответственно - программа по родному
(кабардино-черкесскому)

языку,

родной

(кабардино-черкесский)

язык,

кабардино-черкесский язык) разработана для обучающихся, владеющих родным
(кабардино-черкесским) языком, и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы по родному (кабардиночеркесскому) языку.
2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного
(кабардино-черкесского) языка, место в структуре учебного плана, а также
подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.
3. Содержание

обучения

раскрывает

содержательные

линии,

которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
начального общего образования.
4. Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардиночеркесскому)
за

весь

языку

период

включают

обучения

на

личностные,
уровне

метапредметные

начального

общего

результаты
образования,

а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
5. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
5.1. Программа по родному (кабардино-черкесскому) языку разработана
с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы
по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в
образовании и активные методики обучения.
На уровне начального общего образования изучение родного (кабардиночеркесского)

языка

имеет

особое

значение

в

развитии

обучающегося.

Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных
действий
на материале родного (кабардино-черкесского) языка станут фундаментом
обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.

Родной

(кабардино-черкесский)

язык

как

средство

познания

действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать
информацию

из

различных

текстов,

навыки

самостоятельной

учебной

деятельности.
Учебный
значительным

предмет

родной

потенциалом

в

(кабардино-черкесский)
развитии

язык

функциональной

обладает

грамотности

обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная,
читательская, общекультурная и социальная грамотность.
В условиях билингвальной среды важнейшей миссией изучения родного
языка является единство осознания его национальной ценности и толерантного
отношения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации.
В

ходе

использование

изучения
материалов

родного

кабардинского

кабардино-черкесской

языка

предполагается

литературы,

истории

и

культуры адыгов, установление межпредметных связей с изучаемыми курсами
(«Русский язык», «Литературное чтение», «Литературное чтение на родном
языке», «Окружающий мир» и другими).
5.2. В содержании программы по родному (кабардино-черкесскому) языку
выделяются три содержательные линии:
первая содержательная линия обеспечивает наблюдение за употреблением
языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых
единиц в учебных и практических ситуациях, формирование первоначальных
представлений о нормах современного кабардино-черкесского литературного
языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного
кабардинского литературного языка и совершенствование умений пользоваться
словарями, ведущий компонент данной содержательной линии - работа с
текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и
создавать собственные тексты разных типов;
вторая содержательная линия связана с совершенствованием четырёх
видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных

навыков обучающихся

(умениями

определять цели общения,

адекватно

участвовать
в речевом общении);
третья содержательная линия направлена на изучение национальнокультурной специфики родного языка, на знакомство с нормами кабардинского
речевого этикета;
5.3. Изучение

родного

(кабардино-черкесского)

языка

направлено

на достижение следующих целей:
формирование первоначальных представлений о языке как основе
национального самосознания, о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России;
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление
национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание
значения

кабардинского

языка

как

государственного

языка

Кабардино-

Балкарской Республики;
овладение

первоначальными

представлениями

о

нормах

родного

литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах
речевого этикета, умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач;
овладение умением использовать знания для решения познавательных,
практических и коммуникативных задач, овладение умением наблюдать
за функционированием языковых единиц, анализировать, классифицировать
и оценивать языковые единицы с точки зрения особенностей картины мира,
отраженной в языке;
овладение умением работать с текстом, осуществлять элементарный
информационный

поиск,

извлекать

и

преобразовывать

необходимую

информацию;
формирование представлений о родном языке как духовной, нравственной
и культурной ценности народа, осознание национального своеобразия родного
языка,

формирование

познавательного

интереса,

любви,

уважительного

отношения к родному языку, а через него - к культуре своего народа, воспитание
уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
овладение

кабардино-черкесским

языком

на

элементарном

уровне

и формирование первоначальных коммуникативных умений и культуры речи,
обеспечивающих владение родным литературным языком в разных ситуациях
его использования, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи,
развитие потребности к речевому самосовершенствованию, приобретение
практического опыта исследовательской работы по родному языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний, овладение основными видами
речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах
современного

русского литературного языка:

аудированием,

говорением,

чтением, письмом;
развитие
взаимодействию

функциональной
с

грамотности,

изменяющимся

миром

готовности
и

к

успешному

дальнейшему

успешному

образованию.
5.4. Общее

число

часов,

рекомендованных

для

изучения

родного

(кабардино-черкесского) языка, - 270 часов: в 1 классе - 66 часов (2 часа в
неделю),
во 2 классе-68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе - 68 часов (2 часа в неделю),
в 4 классе - 68 часов (2 часа в неделю).

6. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
4 КЛАСС
9.1. Фонетика и графика.
Звуки и буквы (повторение). Слог и ударение. Особенности ударения
в кабардинском языке и заимствованных словах. Фонетический разбор слова.
Письмо-поздравление с праздником другу (подруге).
9.2. Состав слова.

Корень.

Однокоренные

Словообразовательные

суффиксы:

слова.
-гуэ,

Падежные

-гъэ,

-гъуэ,

-ей,

окончания.
-рей,

-фIэ.

Формообразующие суффиксы: -а, -ншэ, -щ, -т, -къым, -хэ, -ну, -и, -ми, -мэ, -тэмэ,
-рэт, -щэрэт, -н, -т, -а. Словообразовательные префиксы: къа-, на-, гъа-, хуэ-, щIэ,

хэ-,

те-,

дэ-

и формообразующие приставки: личные сы-, (с-, з-), у-, (б-, п-), ды- (д-, т-), фы(ф-, в-), и-, е-, я-, приставки времени: о-, ма-, мэ-.
Основа слова. Однородные члены предложения, правописание, функция
в предложении, интонация при перечислении однородных членов предложения
знаки препинания и союзы: икIи (и), атIэ (а), ауэ (но).
Тестовые задания по теме «Состав слова».
9.3. Морфология. Части речи.
9.3.1. Имя

существительное.

Собственные

и

нарицательные

имена

существительные, их правописание. Единственное и множественное число имен
существительных. Особенности в изменении собственных имён по числам.
Склонение

имён

существительных.

Категория

определённости

и

неопределённости склонения имён существительных в кабардинском языке.
Четыре

падежа:

именительный,

эргативный,

послеложный

и

обстоятельственный. Правописание падежных окончаний -р, -м, -мкIэ, -рауэ.
Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён
существительных.
Изложение. Работа с деформированным текстом рассказ «Случай на
озере».
9.3.2. Послелоги. Правописание послелогов. Виды послелогов (временные,
пространственные, причинные и так далее). Самостоятельные и служебные части
речи.
Сочинение-миниатюра (описание) «Времена года».
9.3.3. Имя прилагательное. Начальная форма имени прилагательного.
Качественные и относительные прилагательные и их склонение в единственном
и множественном числе. Правописание определительных словосочетаний,
слитное и раздельное написание. Правописание сложных слов, образованных

путём основосложения прилагательного с существительными. Словообразование
имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Творческая работа. Составление объявления на кабардинском языке на
школьное мероприятие. Речевой этикет «Благопожелания и здравницы»
(Выступаем по радио).
9.3.4. Местоимения.
Понятие о местоимении, три вида местоимений (личные, притяжательные
и указательные). Личные местоимения. Личные местоимения 1-го и 2-го и 3-го
лица единственного и множественного числа я (сэ), ты (уэ), он (ар), (абы), мы
(дэ), вы (фэ), они (ахэр), (абыхэм). Притяжательные местоимения. Два способа
выражения принадлежности: си, уи, и, ди, фи, я, зи - не употребляются
самостоятельно, и местоимения: сысей (мой), ууей (твой), ей (его), дыдей, (наш),
фыфей (ваш), яй (их) - самостоятельные. Указательные местоимения. Два
способа выражения указательных местоимений.
Рассказ-рассуждение «Наше здоровье в наших руках».
9.3.5. Глагол.
Общая характеристика глагола. Инфинитив. Время глагола. Категория лица
глагола. Спряжение глагола. Правописание глагольных префиксов дэ-, на-, хуэ-,
къа-, щIэ-. Правописание приставок зэры-, щIэ-, мы-, фIэ- с глаголами
Правописание а и э в основе глагола. Словообразование глаголов от других
частей речи. Морфологический разбор глагола (простая форма).
Тестовые задания по теме «Глагол». Сочинение-описание «Наш лес».
9.3.6. Имя числительное.
Общее представление о числительных. Значение и потребление в речи
количественных и порядковых числительных. Количественные числительные, их
правописание. Порядковые числительные, их образование с помощью приставки
-е- и суффикса -анэ-, -анэ-рей- Падеж числительных.
Сочинение-рассуждение «Я хочу стать…». Рассказ по картинке «9 мая День Победы. Помним. Гордимся».

Планируемые результаты освоения программы по родному
(кабардино-черкесскому) языку на уровне начального общего
образования.
10.1. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на
уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе
через изучение родного (кабардино-черкесского) языка, являющегося частью
истории и культуры страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание статуса родного (кабардино-черкесского) языка в Российской
Федерации и в субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,
в том числе при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах
и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с
учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе
с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния
и чувств);
неприятие

любых

форм

поведения,

направленных

на

причинение

физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка);
3) эстетического воспитания:

уважительное

отношение

и

интерес

к

художественной

культуре,

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности
родного языка как средства общения и самовыражения;
4) физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе
языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор
приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого
этикета;
5) трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия
в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям
(в том числе через примеры из учебных текстов);
6) экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы
над текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представление о системе родного (кабардино-черкесского)
языка);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность
и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к
изучению родного (кабардино-черкесского) языка).
10.2. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на
уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы

познавательные
универсальные

универсальные
учебные

действия,

учебные

действия,

регулятивные

коммуникативные

универсальные

учебные

действия, умения совместной деятельности.
10.2.1. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания
для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц,
сравнивать языковые единицы и явления родного (кабардино-черкесского) языка
с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц,
классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической
задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения
за языковым материалом, делать выводы.
10.2.2. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового
объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
с

помощью учителя

формулировать цель,

планировать изменения

языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации,
сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях.
10.2.3. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать
с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
(словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа её проверки (с помощью
словарей, справочников);
соблюдать

с

помощью

взрослых

(учителей,

родителей,

законных

представителей) правила информационной безопасности при поиске информации
в

информационно-телекоммуникационной

сети

«Интернет»

(информации

о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова,
о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно
лингвистической

создавать

информации,

схемы,

таблицы

понимать

для

представления

лингвистическую

информацию,

зафиксированную в виде таблиц, схем.
10.2.4. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать

и

формулировать

суждения,

выражать

эмоции

в

соответствии
с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать

устные

и

письменные

тексты

(описание,

рассуждение,

повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
10.2.5. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

умения

самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
10.2.6. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

умения

самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать

свои

учебные

действия

для

преодоления

речевых

следующие

умения

и орфографических ошибок.
10.2.7. У

обучающегося

будут

сформированы

совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные
с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать
действия по её достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс
и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.

Предметные результаты изучения родного (кабардиночеркесского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся
научится:
ставить правильно ударение в словах, определять особенности ударения
в кабардинском языке, определять заимствованную лексику по особенностям
ударения в других языках;
проводить фонетический разбор слова по данному алгоритму;
различать

и

находить

формообразующие

префиксы

и

суффиксы,

словообразовательные префиксы и суффиксы, находить их в словах и правильно
обозначать при разборе;
образовывать новые слова префиксальным, суффиксальным способами;
определять однородные члены в предложении, распознавать предложения
с однородными членами, находить их в тексте, определять, каким членом
предложения являются однородные члены;
соблюдать

при

письме

правила

употребления

знаков

препинания

в предложениях с однородными членами предложения;
соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными
членами, составлять предложения с однородными членами без союзов
и с союзами: «икIи» («и»), «атIэ» («а»), «ауэ» («но»), объяснять выбор нужного
союза в предложении с однородными членами, находить в простом предложении
однородные члены предложения;
определять вопросы и окончания четырёх падежных форм кабардинского
языка: именительный падеж («хэт?», «сыт?», «cытыр?»), эргативный падеж
(«хэт?»,

«сыт?»,

«сытым?»),

послеложный

падеж

(«хэткIэ?»,

«сыткIэ?»,

«сытымкIэ?»), обстоятельственный падеж («хэту?», «сыту?», «сытырауэ?»);
определять принадлежность слова к определённой части речи по
комплексу освоенных признаков, классифицировать слова по частям речи;
использовать слова разных частей речи и их формы в собственных речевых
высказываниях;

наблюдать за употреблением падежей в кабардинском языке в устной
и

письменной

речи,

склонять

имена

существительные

в

категории

определённости
и неопределённости, правильно подбирать падежные окончания в речи
и на письме;
соблюдать правила правописания послелогов, подбирать подходящие
послелоги к именам существительным и местоимениям;
различать самостоятельные и служебные части речи;
определять грамматические признаки имён прилагательных - качественные
и относительные, число, падеж;
склонять имена существительные и имена прилагательные в единственном
и множественном числах;
согласовывать

имена

прилагательные

и

существительные

в

определительных сочетаниях, определять слитное и раздельное написание
словосочетаний, состоящих из сущ. и прил. (махуэ и фIы - махуэфI (хороший
день));
соблюдать правила правописания сложных слов, образованных путем
основосложения прилагательного с существительным;
узнавать местоимения, понимать их значение и употребление в речи
(личные, указательные и притяжательные);
правильно употреблять в речи формы личных местоимений (первое,
второе, третье лицо, единственное и множественное число);
использовать личные местоимения для устранения повторов;
оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять
повторяющиеся

в

тексте

имена

существительные

соответствующими

местоимениями;
определять лицо, число личных местоимений;
работать с таблицами склонений личных местоимений, изменять личные
местоимения по падежам;
определять и использовать в речи указательные и притяжательные
местоимения;

исправлять

текст,

в

котором

неправильно

употреблены

формы

местоимений;
соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений
и их форм;
соотносить начальную форму и временные формы глаголов, образовывать
от глаголов в неопределённой форме временные формы;
трансформировать текст, изменяя время глагола;
распознавать

форму

повелительного

наклонения

глагола

по

грамматическим признакам;
различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола
и отличать её от омонимичных имён существительных

(щэн, вэн-сэн

и тому подобное).
спрягать

глаголы,

образовывать

глаголы

с

помощью

глагольных

префиксов: дэ-, на-, хуэ-, къа-, щIэ-, определять значение глагольных префиксов
в образовании новых слов;
соблюдать правила правописание приставок зэры-, щIэ, мы-, фIэс глаголами, правописание а и э в основе глагола (какой звук слышится, такой
и пишется);
различать способы

словообразования

имён

существительных,

имён

прилагательных, глагола;
определять значение и употребление в речи количественных и порядковых
числительных;
определять вид числительных (количественное или порядковое);
работать с таблицами образования числительных;
определять падеж числительных и падежные окончания;
оценивать уместность употребления числительных в тексте, заменять
цифровое написание текста на соответствующие числительные;
редактировать текст,

в котором

неправильно

употреблены

формы

числительных;
соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях числительных
и их форм;

грамотно и каллиграфически правильно списывать до 50 слов, и писать
под диктовку тексты 50-55 слов, (конец II полугодия) - 75-80 слов, словарный
диктант - 13-15 слов, включающие изученные орфограммы и пунктограммы.
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки
и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих
письменных работах;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных
типов речи: описание, повествование, рассуждение;
использовать

приобретенные

знания

и

умения

в

практической

деятельности повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и
письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты,
высказывания);
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила
устного

общения

(умение

слышать,

точно

реагировать

на

реплики,

поддерживать разговор);
писать изложение (55-60 слов) и сочинение (20-25 слов) по коллективно
или самостоятельно составленному плану под руководством учителя

Блок

Тема и краткое содержание

Фонетика и Звуки и буквы (повторение)
графика
(Макъхэмрэ хьэрфхэмрэ). Слог
и ударение. Развитие речи.
Письмо-поздравление
с
праздником другу / подруге.
Особенности
ударения
в
кабардинском
языке
и
заимствованных
словах
(Пычыгъуэмрэ
ударенэмрэ.
Адыгэбзэм и ударенэ хабзэмрэ
нэгъуэщ1ыбзэм
и
псалъэу
адагэбзэм къищта псалъэхэм
ударенэ
зэрытехуэр).
Фонетический разбор слова
(Макъ хьэрф елъытауэ псалъэр
зэпкърыхын).

Кол- во
часов

4

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся
Работать со звуками и буквами
кабардинского алфавита, давать
качественную
характеристику
звукам
кабардинского
языка,
работать с алфавитом.
Ставить правильно ударение в
словах, определять особенности
ударения в кабардинском языке,
определять заимствованные слова по
особенностям ударения в других
языках.
Устанавливать
соотношение
звукового и буквенного состава в
словах с йотированными гласными
е, ё, ю, я.
Проводить фонетический разбор
слова по данному алгоритму.

Состав
слова
(Псалъэр
зэрызэхэт
Iыхьэхэр)

Корень
(Лъабжьэр).
Однокоренные слова (Псалъэ
зэлъабжьэгъухэр).
Падежные
окончания (Падеж кIэуххэр).
Словообразовательные
суффиксы: -гуэ, -гъэ, -гъуэ, -ей,
-рей,
-фIэ
(Псалъэ
къэзыгъэхъу суффиксхэр: -гуэ,
-гъэ, -гъуэ, -ей, -рей, -фIэ).
Формообразующие суффиксы:
-а, -ншэ, -щ, -т, -къым, -хэ, ну, -и, -ми, -мэ, -тэмэ, -рэт, -

8

Определять
корень
слова,
различать
и
находить
формообразующие
префиксы
и
суффиксы,
словообразовательные
префиксы и суффиксы.
Определять падежные окончания,
четыре
падежные
формы
кабардинского
языка,
вопросы
падежей
и
окончания:
Именительный падеж: хэт? сыт?
сытыр? Эргативный падеж: хэт?
сыт?
сытым?
Послеложный

щэрэт, -н, -т, -а (Псалъэр
зэхъуэкIа
зэрыхъу
суффиксхэр: -а, -ншэ, -щ, -т, къым, -хэ, -ну, -и, -ми, -мэ, тэмэ, -рэт, -щэрэт, -н, -т, -а).
Словообразовательные
префиксы: къа-, на-, гъа-, хуэ-,
щIэ,
хэ-, те-, дэи
формообразующие приставки:
личные -сы-, (с-, з-), у-, (б-, п-),
ды- (д-, т-), фы- (ф-, в-), и-, е-,
я-, приставки времени: -о-, ма, мэ-.
(Псалъэр къэзыгъэхъу
префиксхэр: къа-, на-, гъа-,
хуэ-,
щIэ, хэ-, те-, дэ-,
зэхъуэк1а
зэрыхъу
префиксхэр: щхьэ пефиксхэр −
сы-, (с-, з-), у-, (б-, п-), ды- (д-,
т-), фы- (ф-, в-), и-, е-, я-,
зэман
къэзыгъэлъагъуэ
префиксхэр:
-о-, ма-, мэ-.
Основа
слова (Псалъэпкъ)
Тестовые задания по теме
«Состав слова». Однородные
члены
предложения,
правописание,
функция в
предложении, интонация при
перечислении
однородных
членов
предложения, знаки
препинания и союзы: икIи (и),
атIэ (а), ауэ (но). (Псалъэухам
хэт пкъыгъуэ зэлъэпкъэгъухэр,
абыхэм
я
тхык1эр,
къэпсэлъык1эк1э
къызэрыхагъэщыр, нагъыщэ
ягъэувхэмрэ союзхэу: икIи (и),
атIэ (а), ауэ (но).

Морфологи

Части
речи.
существительное.

Имя

6

падеж: хэткIэ? сыткIэ? сытымкIэ?
Обстоятельственный падеж: хэту?
сыту? сытырауэ?
Распознавать
словообразовательные
префиксы:
къа-, на-, гъа-, хуэ-, щIэ, хэ-, те-,
дэ- и суффиксы -гуэ, -гъэ, -гъуэ, -ей,
-рей, -фIэ, образовывать новые
слова
префиксальным,
суффиксальным способами.
Распознавать
формообразующие
префиксы: личные префиксы: сы-,
(с-, з-), у-, (б-, п-), ды- (д-, т-), фы(ф-, в-), и-, е-, я- и временные
префиксы: о-, ма-, мэ-; находить их
в словах и правильно обозначать
при
разборе соответствующими
знаками.
Распознавать
формообразующие
суффиксы: -а, -ншэ, -щ, -т, -къым, хэ, -ну, -и, -ми, -мэ, -тэмэ, -рэт, щэрэт, -н, -т, -а; находить их в
словах и правильно обозначать при
разборе
соответствующими
знаками.
Определять
однородные члены
предложения,
находить их в
предложении.
Распознавать
предложения
с
однородными членами, находить их
в тексте, определять, каким членом
предложения являются однородные
члены.
Соблюдать
интонацию
перечисления в предложениях с
однородными членами, составлять
предложения
с
однородными
членами без союзов и с союзами:
икIи (и), атIэ (а), ауэ (но),
объяснять выбор нужного союза в
предложении
с
однородными
членами,
находить в простом
предложении однородные члены
предложения
и
однокоренные
слова.
Выполнять
разбор слова по
составу
(вычленение
формообразующих
аффиксов,
окончания и основы, в составе
основы
находить
корень,
приставку, суффикс).
Устанавливать
принадлежность
слова к определенной части речи (в

я

Собственные и нарицательные
имена существительные, их
правописание.
(ЩыIэцIэ
унейхэмрэ зэдайхэмрэ абыхэм
я тхыкIэмрэ). Единственное и
множественное
число имен
существительных.
Развитие
речи.
Изложение (Сборник
диктантов
и изложений)
Особенности
в изменении
собственных имен по числам
(ЩыIэцIэм
и зыкъуэ куэд
бжыгъэхэр). Склонение имен
существительных
(ЩыIэцIэр
падежкIэ зэхъуэкIа зэрыхъур).
Категория определенности и
неопределенности
склонения
имен
существительных
в
кабардинском языке. Четыре
падежа:
именительный,
эргативный, послеложный и
обстоятельственный
(ЩыIэцIэм
и
белджылы
мыбелджылы
склоненэхэр.
Именительнэ,
эргативнэ,
послеложнэ,
обстоятельственнэ падежхэр).
Развитие
речи. Работа с
деформированным
текстом
рассказ «Случай на озере».
Правописание
падежных
окончаний -р, -м, -мкIэ, -рауэ.
(Падеж кIэуххэу -р, -м, -мкIэ, рауэ-хэм
я
тхыкIэр).
Словообразование
имен
существительных.
Морфологический
разбор
имен существительных.
Послелоги.
Правописание
послелогов. Виды послелогов
(временные,
пространственные, причинные
и т.д.). Самостоятельные и
служебные
части
речи
(Послелогхэр,
абыхэм
я
тхыкIэр,
послелог
лIэужьыгъуэхэр.
Зи
щхьэ
хущыт
псалъэ
лъэпкъыгъуэхэмрэ
зи щхьэ
хущымыт
псалъэ
лъэпкъыгъуэхэмрэ). Развитие
речи.
Сочинение-миниатюра
(описание) «Времена года».

объеме изученного) по комплексу
освоенных
грамматических
признаков.
Выделять
собственные
и
нарицательные
имена
существительные.
Различать
названия
падежей,
определенное
и неопределенное
(белджылы,
мыбелджылы)
склонение
существительного,
склонение
собственных
имен
существительных.
Определять
четыре падежа в
кабардинском
языке:
именительный,
эргативный,
послеложный, обстоятельственный.
Определять функции падежей и
падежные окончания: -р, -м, -мкIэ, кIэ, -рауэ, -уэ. Наблюдать за
употреблением
падежей
в
кабардинском языке в устной и
письменной
речи, в категории
определенности
и
неопределенности,
правильно
подбирать падежные окончания.
Определять
грамматические
признаки имен существительных –
падеж,
число,
изменять
существительные по числам, по
падежам.
Распознавать
имена
существительные, имеющие форму
только
одного
числа
(единственного
или
множественного).

3

Распознавать
послелоги,
определять
их
правописание,
подбирать подходящие послелоги к
именам
существительным
и
местоимениям.
Определять
самостоятельные и
служебные части речи.
Выявлять
характерные
особенности
употребления
послелогов.
Различать
виды
послелогов
(временные, пространственные, и
т.д.).

Имя
прилагательное.
Начальная
форма
имени
прилагательного.
Качественные
и
относительные прилагательные
и
их
склонение в единственном и
множественном
числе
(ПлъыфэцIэ
лIэужьыгъуэхэр,
абыхэм падежкIэ, бжыгъэк1э
зэхъуэк1а
зэрыхъур).
Правописание
определительных
словосочетаний,
слитное и
раздельное
написание.
(Зэгъусэу къэкIуа щыIэцIэмрэ
плъыфэцIэмрэ
я тхыкIэр).
Правописание сложных слов,
образованных
путем
основосложения
прилагательного
с
существительными. Развитие
речи.
Речевой
этикет
«Благопожелания
и
здравницы» (Выступаем по
радио). Словообразование имен
прилагательных.
Морфологический разбор имен
прилагательных.
Творческая
работа.
Составление объявления на
кабардинском
языке
на
школьное мероприятие.
Местоимения.
Понятие
о
местоимении, три вида
местоимений
(личные,
притяжательные
и
указательные) (ЦIэпапщIэмкIэ
гурыIуэгъуэ
ц1эпапщ1э
лъэужыгъуищым (щхьэ еигъэ,
зыгъэлъагъуэ)
щыгъуазэ
щIын).
Личные местоимения. Личные
местоимения 1-го и 2-го и 3-го
лица
единственного
и
множественного числа я (сэ), ты
(уэ), он (ар), (абы), мы (дэ),
вы (фэ), они (ахэр), (абыхэм).
(Щхьэ
цIэпапщIэхэр,
япэ,
ет1уанэ, ещанэ щхьэм и закъуэ,
куэд бжыгъэхэр къызрыкIуэр).
Развитие
речи.
Рассказрассуждение «Наше

5

Находить имена прилагательные
среди других слов и в тексте.
Определять
грамматические
признаки имен прилагательных –
качественные и относительные,
число, падеж.
Подбирать к данному имени
существительному
максимальное
количество имен прилагательных.
Образовывать
имена
прилагательные
при
помощи
суффиксов.
Контролировать
правильность
записи
в
тексте
имен
прилагательных
с
безударным
корнем.
Правильно
писать
сочетания
существительное+прилагательное.
Подбирать
и
согласовать
определительные сочетания имен
прилагательных
и
существительных,
определять
слитное и раздельное написание
словосочетаний:
сущ.+прил.
(махуэ+фIы – махуэфI (хороший
день).
Соблюдать
правила
склонения
определительных
словосочетаний в кабардинском
языке и правила согласования имен
существительных
и
имен
прилагательных в единственном и
множественном числах.

5

Оценивать
уместность
употребления
местоимений
в
тексте, заменять повторяющиеся в
тексте
имена существительные
соответствующими местоимениями.
Соблюдать нормы употребления
в
речевых
высказываниях местоимений и их
форм.
Определять лицо, число личных
местоимений.
Работать с таблицами склонений
личных местоимений; изменять
личные местоимения по падежам.
Использовать в речи указательные
местоимения.
Исправлять текст, в котором
неправильно употреблены формы
местоимений.
Определять
притяжательные

здоровье
в наших руках».
Притяжательные
местоимения.
Два способа
выражения
принадлежности:
си, уи, и, ди, фи, я, зи – не
употребляются
самостоятельно,
и
местоимения:
сысей (мой),
ууей (твой), ей (его), дыдей,
(наш), фыфей (ваш), яй (их) –
самостоятельные
(Еигъэ
цIэпапщIэхэр,
абыхэм
я
къэкIуэкIитIыр). Указательные
местоимения.
Два способа
выражения
указательных
местоимений.
(Зыгъэлъагъуэ
цIэпапщIэхэр)
Глагол.
Общая 13
характеристика
глагола
(Глаголым
теухуауэ
гурыIуэгъуэ).
Повелительная
форма
глагола
(Унафэ
щIыныгъэ глагол). Инфинитив
(Инфинитив). Время глагола
(Глаголым
и
зэманхэр).
Категория
лица
глагола
(Глаголым
и
щхьэхэр).
Спряжение глагола (Глаголым
и спряженэр). Правописание
глагольных префиксов: дэ-,
на-, хуэ-, къа-, щIэ- (Глагол
префиксхэм
теухуауэ
гурыIуэныгъэ). Развитие речи.
Сочинение-описание
«Наш
лес». Правописание приставок
зэры-,
щIэ-, мы-, фIэ- с
глаголами (Зэры-, щIэ, мы-,
фIэ-префиксхэм я тхыкIэр).
Правописание а и э в основе
глагола (Псалъэпкъым а-мрэ,
э-мрэ
зэрыщатхыр).
Словообразование глаголов от
других
частей
речи.
Морфологический
разбор
глагола
(простая
форма).
Тестовые задания по теме
«Глагол».

местоимения
и два
способа
выражения принадлежности.
Определять
указательные
местоимения и способы выражения
указательных местоимений.

Различать глаголы среди других
слов и в тексте.
Определять
изученные
грамматические признаки глаголов
(число,
время,
роль
в
предложении). Трансформировать
текст, изменяя время глагола.
Образовывать
от глаголов в
неопределенной форме временные
формы глагола.
Изменять
глаголы по лицам,
временам и числам.
Распознавать
форму
повелительного
наклонения
глагола.
Распознавать
инфинитив
(неопределенная форма глагола) по
грамматическим признакам.
Различать неопределенную форму
глагола среди других форм глагола
и отличать ее от омонимичных
имен существительных (щэн, вэнсэн и т.п.).
Спрягать глаголы. Образовывать
глаголы с помощью глагольных
префиксов: дэ-, на-, хуэ-, къа-, щIэ-,
определять значение глагольных
префиксов в образовании новых
слов.
Определять
правописание у в
повелительных
глаголах перед
префиксом -мы- [жомыIэ] - жумыIэ,
ет - иумыт.
Соблюдать правила правописание
приставок зэры-, щIэ, мы-, фIэ- с
глаголами, правописание а и э в

Имя числительное. Общее
представление
о
числительных.
Значение и
потребление
в
речи
количественных и порядковых
числительных (БжыгъэцIэмкIэ
гурыIуэгъуэ). Развитие речи.
Рассказ по картинке «9 мая –
День
Победы.
Помним.
Гордимся».
Количественные
числительные,
их
правописание
(Зэрабж
бжыгъэцIэхэр,
абыхэм
я
тхыкIэр).
Порядковые
числительные, их образование
с помощью приставки -е- и
суффикса
-анэ-, -анэ-рей(ЗэрызыкIэлъыкIуэ
бжыгъэцIэхэр,
ахэр
къызэрыхъу щIыкIэр: префикс
-е-, суффикс -анэ-, -анэ-рей).
Падеж
числительных.
Развитие
речи. Сочинениерассуждение «Я хочу стать
…».

4

основе
глагола
(Какой
звук
слышится, такой и пишется).
Различать
глаголы
по
грамматическим
признакам,
выполнять
морфологический
разбор слова (простая форма).
Определять
значение
и
употребление
в
речи
количественных
и порядковых
числительных.
Определять
вид числительных
(качественное или порядковое).
Работать с таблицами образования
числительных.
Определять падеж числительных.
Оценивать
уместность
употребления
числительных в
тексте,
заменять
цифровое
написание
текста
на
соответствующие числительные.
Редактировать текст, в котором
неправильно употреблены формы
числительных.
Соблюдать нормы употребления в
речевых
высказываниях
числительных и их форм.
Аргументировать необходимость
владения
родным
языком.
Толерантно
относиться
к
носителям
других языков
и
культур,
проживающим
в
Кабардино-Балкарии.
Соблюдать
нормы кабардинской речи, в том
числе при интерактивном общении,
откликаться
на замечания и
вносить
соответствующие
коррективы.
Строить
устное
монологическое высказывание на
определенную
тему
с
использованием разных типов речи
(описание,
повествование,
рассуждение). Соблюдать нормы
ударения.
Составлять
самостоятельные статьи в детский
журнал, классную, стенную газету.
Писать
письма, поздраавления
родителям,
друзьям, сочинения,
изложения.
Презентовать
«Государственные символы России,
Кабардино-Балкарской Респкблики.
Выполнять пошагово проектные
задания.

Контрольноизмерительн
ые
диагностиче
ские
мероприяти я
за 4 класс

Словарные
диктанты, 10
контрольные
диктанты,
изложения,
сочинения,
тестирования,
контрольное
списывание.
Проектное
задание
«Сокровище
моей
семьи»
с
использованием
электронных ресурсов.

Грамотно и
каллиграфически
правильно списывать до 50 слов, и
писать
под
диктовку
тексты
объемом 50–55 слов, (конец II
полугодия) – 75-80 слов, словарный
диктант – 13-15 слов, включающие
изученные
орфограммы
и
пунктограммы.
Писать изложение (55-60 слов) и
сочинение
(20-25
слов)
по
коллективно или самостоятельно
составленному
плану
под
руководством учителя.
Выработать
первоначальные
навыки клавиатурного письма при
работе с тестовыми заданиями в том
числе онлайн-тестами и заданиями
на
сайтах
дистанционного обучения.
Работать над проектом, заниматься
элементарной
поисковой,
исследовательской
деятельностью
для решения поставленных целей и
задач.

1. СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебные пособия
1. Варквасова И.П., Карданова М.Т. Азбука 1 класс. [Текст, ил.]: Учеб.
пособие для общеобразовательных учреждений. – Нальчик: ГКУ «КБРМедиа». – Издательство «Эльбрус», 2020. – 160 с.
2. Варквасова И.П., Карданова М.Т. Iэрытх (Прописи к Азбуке) 1 класс.
[Текст, ил.]: для общеобразовательных учреждений. – Нальчик: ГКУ «КБРМедиа», Издательство «Эльбрус», 2020. – 80 с.
3. Карданов М.Л., Дыгова К.Х. Кабардинский язык. 4 класс. [Текст]:
Учеб. пособие для общеобразовательных учреждений / Изд. 1-е. – Нальчик:
ГКУ «КБР-Медиа», Издательство «Эльбрус», 2020. – 128 с.
4. Карданова О.Х., Хубиева Ж.А. Кабардинский язык. 2 класс. [Текст]:
Учеб. пособие для общеобразовательных учреждений. – Нальчик: ГКУ «КБРМедиа», Издательство «Эльбрус», 2020. – 144 с.
5. Хубиева Ж.А., Татарова Ф.Ж. Кабардинский язык. 3 класс. [Текст]:
Учеб. пособие для общеобразовательных учреждений. – Нальчик: ГКУ «КБРМедиа», Издательство «Эльбрус», 2020. – 144 с.
Дополнительная литература, словари
6. ник диктантов и изложений) 1-4 класс [Текст] / Токъу С. М., АфIэунэ
А. А. – Нальчик: Эльбрус, 2018. – 94 с.
7. Токова С.М. Таблицы для начальной школы по кабардинской
грамматике. 1 – 4 класс [табл. электр] CD-ROM. Нальчик: Эльбрус, 2011.
8. Малаева Ф.Б. Детство Сабиигъуэ [Текст]: адэ-анэхэм, сабий садхэм
щыIэ гъэсакIуэхэм, пэщIэдзэ классхэм щезыгъаджэхэм папщIэ тхылъ /
[зэхэзылъхьар Мэлэй Ф. Б.]. – Нальчик: Эльбрус, 2015. – 477 с.
9. Карданов Б.М. Русско-кабардинско-черкесский словарь [Текст]: около
30000 слов / Сост. Б. М. Карданов, А. Т. Бичоев; Отв. ред. А. О. Шогенцуков;
С прил. краткого граммат. очерка кабард.-черкес. яз. Б. М. Карданова; Кабард.

науч.-исслед. ин-т при Совете Министров Кабард. АССР. – Москва: ГИС,
1955. – 1055 с.
10. Бижоев Б. Ч. Русско-кабардинский разговорник / Б. Ч. Бижоев, Х. Т.
Тимижев. – Нальчик: Эльбрус, 2008. – 112 с.
11. Гяургиев Х.З. Дзасежев Х.Е. Кабардинский язык (Адыгэбзэ) I-II
части. – Нальчик: Эльбрус, 2010. – 302 с. (I), 254 с. (II)
12. Сукунов Х. Х. Кабардино-черкесско-русско-англо-турецкий словарь в
иллюстрациях [Текст] = Kabardino Circassian Russian-English Turkish picture
dictionary / Х. Х. Сукунов, И. Х. Сукунова. – Нальчик: Эль-Фа, 1998. – 414 с.
13. Апажев М.Л., Коков Д.Н. Кабардино-русский словарь. Около 27 000
слов / Под научной редакцией доктора филологических наук Б. Ч. Бижоева. –
Нальчик: Эльбрус, 2008. – 704 с.
14. Емузов А.Г. Англо-кабардино-русский фразеологический словарь. –
Нальчик: Эльбрус, 1976г. – 350 с.
15. Словарь кабардино-черкесского языка = Адыгэбзэ псалъалъэ: Ок.
31000 слов / Ин-т гуманитар. исслед. Кабард.-Балк. науч. центра Рос. акад.
наук; [М. Л. Абитов и др.]. - [1. изд.]. - М.: Дигора, 1999. – 852 с.
16. Дзуганова Р. Х., Шериева Н. Г., Словарь синонимов кабардинского
языка: (Для шк.) / - Нальчик: Эльбрус, 1997. – 118 с.

17. Зекореев

Н.

Н.

Школьный

русско-кабардино-черкесский

терминологический словарь = Урыс-адыгэ термин псалъалъэ: более 2500
слов
/ Н. Н. Зекореев. – Нальчик: Эльбрус, 1999. – 283 с.
18. Бижоев Б.Ч. Учебный русско-кабардинский словарь: около 24 000
слов / Под общей редакцией доктора филологических наук Б.Ч.Бижоева. –
Нальчик: Эльбрус, 2013. – 848 с.
19. Урусов Х.Ш. Орфографический словарь кабардино-черкесского
языка: 90000 слов / Урусов Х. Ш., Захохов Л. Г. – Нальчик: Эльбрус, 1982.
– 1133 с.
20. Кабардино-черкесский язык: [монография]: в 2 т. / [М. Л. Апажев
и др.] гл. ред. М. А. Кумахов; Ин-т гуманитарных исследований
Правительства КБР и КБНЦ РАН. – Нальчик: Респ. полиграфкомбинат
им. Революции 1905 г.: Эль-Фа, 2006. – 547 с.
Электронные ресурсы
21. Портал

«Российское

образование»

//

URL: www.edu.ru

(датаобращения 21.06.2021).
22. Фонд сохранения и изучения родных языков народов Российской
Федерации // URL: https://родныеязыки.рф (дата обращения: 22.06.2021).
23. Единое

окно доступа

к образовательным

URL: http://window.edu.ru/resource/784/34784

ресурсам.

//

(дата обращения:

14.07.2021).
24. Помощь в изучении языка адыгов // URL: https://www.anabza.org/
(датаобращения 21.06.2021).
25. Социально-образовательный

проект

«Си

бзэ»

//

URL:

http://sibza.org/(дата обращения 21.06.2021).
26. Нур (Свет): ежемесячный литературно-художественный журнал
длядетей // URL: / http://nurkbr.ru/ (дата обращения: 14.07.2021).
27. Государственная национальная библиотека КБР // URL: http://xn-90aae3anv.xn--p1ai/ (дата обращения: 14.07.2021).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».