МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики Местная администрация Терского муниципального района КБР МКОУ СОШ с.п. Верхний Акбаш РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Методическим объединением учителей начальных классов Зам. директора по УВР Директор ________________________ ________________________ Гонибова Ж.Ш. от «29» 08 2023 г. Тарканова М.В. Приказ №64 от «30» 08 2023 г. Протокол №1 от «29» 08 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 2416381) учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 3 класса Верхний Акбаш 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам. Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей: 1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; 2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо; 3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; 4) использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; 5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение». МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 675 (5 часов в неделю в каждом классе): в 1 классе – 165 ч, во 2–4 классах – по 170 ч. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3 КЛАСС Сведения о русском языке Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент. Фонетика и графика Звуки русского языка: гласный (согласный); гласный ударный (безударный); согласный твёрдый (мягкий), парный (непарный); согласный глухой (звонкий), парный (непарный); функции разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использования на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков (повторение изученного). Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Орфоэпия[4] Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпического словаря для решения практических задач. Лексика Повторение: лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова (ознакомление). Состав слова (морфемика) Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного). Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Корень, приставка, суффикс ‑ значимые части слова. Нулевое окончание (ознакомление). Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Морфология Части речи. Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Изменение имён существительных по падежам и числам (склонение). Имена существительные 1, 2, 3го склонения. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин). Склонение имён прилагательных. Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте. Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени. Частица не, её значение. Синтаксис Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Главные члены предложения ‑ подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения распространённые и нераспространённые. Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов. Орфография и пунктуация Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале). Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Правила правописания и их применение: разделительный твёрдый знак; непроизносимые согласные в корне слова; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне наблюдения); безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на уровне наблюдения); раздельное написание предлогов с личными местоимениями; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); раздельное написание частицы не с глаголами. Развитие речи Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и другое Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Жанр письма, объявления. Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану. Изучающее чтение. Функции ознакомительного чтения, ситуации применения. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: гражданско-патриотического воспитания: • становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны; • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; • осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка; • проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка; • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка; духовно-нравственного воспитания: • осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; • признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания: • уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; • стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования; • бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания: • осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка; экологического воспитания: • бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; • неприятие действий, приносящих вред природе; ценности научного познания: • первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира; • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. • МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц; • объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку; • определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы; • находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; • выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; • устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: • с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; • сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев); • проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: • выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; • согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; • понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; • признавать возможность существования разных точек зрения; • корректно и аргументированно высказывать своё мнение; • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; • готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания; • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. • У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; • выстраивать последовательность выбранных действий. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий: • устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; • корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; • соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; • находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; • сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; • ответственно выполнять свою часть работы; • оценивать свой вклад в общий результат; • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в третьем классе обучающийся научится: • объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации; • характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам; • производить звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования); • определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными; • различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать однокоренные слова и синонимы; • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; • выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи; • распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи); • определять значение слова в тексте; • распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имён существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями; • распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имён прилагательных: род, число, падеж; • изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён существительных; • распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени ‑ по родам; • распознавать личные местоимения (в начальной форме); • использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте; • различать предлоги и приставки; • • • • • • • • • • • • • • • • • • определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске; находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; распознавать распространённые и нераспространённые предложения; находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правописания, в том числе непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами; правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 70 слов; писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил правописания; находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки; понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию; формулировать устно и письменно на основе прочитанной (услышанной) информации простые выводы (12 предложения); строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3-5 предложений на определённую тему, по результатам наблюдений) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2-4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета; определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но); определять ключевые слова в тексте; определять тему текста и основную мысль текста; выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание; составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст; писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану; объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач; уточнять значение слова с помощью толкового словаря. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Контрольные работы Всего 1 Общие сведения о языке 1 2 Фонетика и графика 2 3 Лексика 5 4 Состав слова 9 5 Морфология 43 6 Синтаксис 13 7 Орфография и пунктуация 50 8 Развитие речи 30 Резервное время 17 Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8 5 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 170 5 0 ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИКИ «АЗБУКА» (АВТОРЫ В.Г.ГОРЕЦКИЙ И ДР.), «РУССКИЙ ЯЗЫК. 1-4 КЛАСС. (АВТОРЫ В.П. КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ) № п / п Количество часов Тема урока Знакомство 1 2 3 с учебником. Виды речи. Для чего нужен язык. Текст. Признаки текста. Практич еские работы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f841ebc8 Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8422d40 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8422d40 Предложение. 5 7 Контрол ьные работы Электронные цифровые образовательн ые ресурсы https://m.edsoo.ru/ f84228ae Типы текстов 6 Вс его Дата изуче ния Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8423038 Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8423038 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8423038 8 9 Предложения с обращениями. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f84239ca Проверочная работа по теме «Предложение» 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8423682 Главные и второстепенные члены предложения. Библиотека ЦОК Главные и второстепенные члены предложения Библиотека ЦОК 12 Простое и сложное предложение. Библиотека ЦОК 13 Простое и сложное предложение. Библиотека ЦОК 10 11 Словосочетание. 14 https://m.edsoo.ru/ f8428268 https://m.edsoo.ru/ f8423682 https://m.edsoo.ru/ f8423d3a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f84248ca Словосочетание. 15 https://m.edsoo.ru/ f8423826 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8424a96 16 17 18 Входной контрольный диктант по теме «Предложение» 1 Библиотека ЦОК Синонимы и антонимы. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f84252c0 https://m.edsoo.ru/ f8426be8 Библиотека ЦОК 19 https://m.edsoo.ru/ f8426dd2 Слово и словосочетание. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8426f80 Фразеологизмы. Библиотека ЦОК 21 22 https://m.edsoo.ru/ f8426f80 Обучающее изло жение. Части речи. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8422ac0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f844436e, https://m.edsoo.ru/ f8444bfc 23 24 https://m.edsoo.ru/ f8424d3e Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Омонимы. 20 Библиотека ЦОК Имя существительное. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f841f168 25 Имя прилагательное. https://m.edsoo.ru/ f841f938 Глагол. 26 27 29 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f841f35c Однокоренные слова. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f841f708 Гласные звуки и буквы. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f843157a Согласные звуки и буквы. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f844369e, https://m.edsoo.ru/ f84437ca 30 31 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f841f50a Имя числительное. 28 Библиотека ЦОК Звонкие и глухие согласные звуки. 32 Разделительный мягкий знак 33 Обобщение и закрепление изученного. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8421468 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f841fb4a, https://m.edsoo.ru/ f841fe24 34 35 Проект: ”Рассказ о слове”. https://m.edsoo.ru/ f842009a Контрольный диктант по теме: «Слово в языке и речи Как найти в слове корень? Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f84202ac, https://m.edsoo.ru/ f8420644, https://m.edsoo.ru/ f8420842, https://m.edsoo.ru/ f84209d2 https://m.edsoo.ru/ f8423272, https://m.edsoo.ru/ f84234ca Сложные слова. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8421800, https://m.edsoo.ru/ f8421238 38 41 https://m.edsoo.ru/ f8423f9c Библиотека ЦОК 37 40 1 Библиотека ЦОК Работа над ошибками.Корень слова. 36 39 Библиотека ЦОК Что такое окончание? Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8426080 Как найти в слове окончание? Что такое приставка? Как Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842c110 найти в слове приставку? 42 43 44 45 46 47 Значения приставок Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842163e Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? Библиотека ЦОК Значение суффиксов. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842163e https://m.edsoo.ru/ f84219d6 Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе» Библиотека ЦОК Что такое основа слова? Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f84222d2 https://m.edsoo.ru/ f84300e4 Обобщение знаний о составе слова. Проверь себя. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f84220ca 48 Контрольный диктант по теме «Состав слова» 49 Работа над ошибками. Проект «Семья слов» 50 51 52 53 54 55 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8426238 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8421e54 Правописание частей слова . В каких значимых частях есть орфограммы?. Правописание слов с безударными гласными в корне. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8428c7c Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с глухими и звонкими Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842da88 согласными в корне 56 57 58 59 60 61 Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842dcb8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842df92 Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842a6b2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842a6b2 62 63 64 65 66 67 68 Правописание слов с удвоенными согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными в корне. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8421c24 Развитие речи. Сочинение п о репродукции картины В.М. Васнецова "Снегурочка". Контрольный диктант по теме: «Правописание корней слова» Правописание суффиксов и приставок Правописание суффиксов и приставок Правописание суффиксов и приставок Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842b42c, https://m.edsoo.ru/ f842b648 1 69 Правописание суффиксов и приставок 70 Правописание суффиксов и приставок 71 Правописание приставок и предлогов 72 Правописание приставок и предлогов Библиотека ЦОК Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). Библиотека ЦОК Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). Библиотека ЦОК 73 74 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8423f9c, https://m.edsoo.ru/ f8424190 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8430904 https://m.edsoo.ru/ f84276d8 https://m.edsoo.ru/ f8427d36 https://m.edsoo.ru/ f842730e 75 Разделительные твёрдый и мягкий знаки. Библиотека ЦОК 76 Разделительные твёрдый и мягкий знаки. Библиотека ЦОК 77 Разделительные твёрдый и мягкий знаки. 78 Проверь себя 79 80 Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова» 81 83 https://m.edsoo.ru/ f8422494 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f84228ae Проект «Составляем орфографический словарь» Части речи. 82 https://m.edsoo.ru/ f8424f28 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8428aec Имя существительное и его роль в речи. Имя существительное и его роль в речи. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842c750 84 85 86 87 88 89 90 Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f84296c2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8429ec4 Собственные и нарицательные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f84291f4 Число имен существительных. Число имен существительных. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8429906 Число имен существительных. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8429cd0 91 92 93 94 95 96 97 98 Род имён существительных. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8429adc Род имён существительных. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842900a Род имён существительных Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842a086 Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. Контрольный диктант по теме «Имя существительное » Склонение имён существительных Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842a23e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842b152 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842b878 Падеж имён существительных. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8430904 99 10 0 10 1 10 2 Падеж имён существительных Падеж имён существительных https://m.edsoo.ru/ f842ba62 Именительный падеж Родительный падеж 10 3 10 5 10 6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842bf44 Винительный падеж Творительный падеж Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8428e2a Предложный падеж Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842c32c Все падежи 10 7 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842c53e Все падежи 10 8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842bd28 Дательный падеж 10 4 Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842c958 10 9 11 0 11 1 11 2 11 3 11 4 11 5 Обобщение знаний .Проверь себя. Контрольный диктант по теме«Правописан ие окончаний имён существительное » Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842cb2e 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842d240 Анализ контрольной работы. Проект «Зимняя страничка» Значение и употребление имён прилагательных в речи. Значение и употребление имён прилагательных в речи. Значение и употребление имён прилагательных в речи. Роль прилагательных в тексте Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842d47a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842e38e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842d682 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842e56e 11 6 11 7 11 8 11 9 12 0 12 1 12 2 12 3 Текст-описание. Развитие речи. Сочинение отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». Библиотека ЦОК Род имен прилагательных. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842d894 https://m.edsoo.ru/ f842e974 Изменение имён прилагательных по родам. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842e758 Изменение имён прилагательных по родам. Изменение имён прилагательных по родам. Библиотека ЦОК Число имен прилагательных. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842eb5e https://m.edsoo.ru/ f842f036 Число имён прилагательных Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842edb6 Изменение имён прилагательных по падежам. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842f3a6 12 4 12 5 12 6 12 7 12 8 12 9 13 0 Изменение имён прилагательных по падежам. https://m.edsoo.ru/ f842fbda Изменение имён прилагательных по падежам. Обобщение знаний .Проверь себя. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа. Личные местоимения 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842f6f8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842fa4a Изменение личных местоимен ий по родам. Местоимение 13 1 Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f842fea0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8430332 Местоимение 13 2 13 3 13 4 13 5 13 6 13 7 13 8 https://m.edsoo.ru/ f8430ff8 Что обозначает глагол Значение и употребление глаголов в речи. Библиотека ЦОК Значение и употребление глаголов в речи. Библиотека ЦОК Значение и употребление глаголов в речи. Библиотека ЦОК Неопределенная форма глагола Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f84313a4 https://m.edsoo.ru/ f8431746 https://m.edsoo.ru/ f843191c https://m.edsoo.ru/ f8431d40 Неопределенная форма глагола Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8431b06 13 9 14 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f84311d8 Число глаголов. 14 0 Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f843233a Число глаголов. Времена глаголов. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f84324ac Времена глаголов. Библиотека ЦОК 14 2 https://m.edsoo.ru/ f843260a Времена глаголов. Библиотека ЦОК 14 3 14 4 14 5 14 6 14 7 14 8 14 9 https://m.edsoo.ru/ f84321b4 Изменение глаголов по временам Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8431fd4 Изменение глаголов по временам. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8432768 Изменение глаголов по временам. Проверочная работа 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8432a1a Род глаголов в прошедшем времени Библиотека ЦОК Род глаголов в прошедшем времени Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8432d80 https://m.edsoo.ru/ f843303c 15 0 15 1 15 2 15 3 15 4 15 5 15 6 Правописание частицы не с глаголами. https://m.edsoo.ru/ f8433500 Правописание частицы не с глаголами. Библиотека ЦОК Правописание частицы не с глаголами. Библиотека ЦОК Правописание частицы не с глаголами. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f843337a https://m.edsoo.ru/ f8433e88 https://m.edsoo.ru/ f8434072 Обобщение знаний о глаголе. Проверь себя. Контрольный диктант по теме «Глагол Работа над ошибками. Повторение пройденного Части речи 15 7 15 8 Библиотека ЦОК 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f843422a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f84343e2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8434784 Части речи Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8433cda 15 9 16 0 16 1 16 2 16 3 16 4 16 5 Обучающее изло жение. 1 Обобщение изученного о слове, предложении Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8433924 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8433af0 Правописание окончаний имён прилагательных Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8434c84 Правописание приставок и предлогов. Правописание безударных гласных Правописание значимых частей слова Итоговый контрольный диктант. Промежуточная аттестация Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8423b6e 1 16 6 16 7 Однокоренные слова. Обучающее изло жение. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f8425cca Текст Библиотека ЦОК 16 8 16 9 17 0 https://m.edsoo.ru/ f8425ea0 Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул» Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/ f8434dd8 Обобщающий урок. КВН «Знатоки русского языка». ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ f841ef10 17 0 15 0 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Учебник по русскому языку в 2 частях 3 класс В.П. Канакина МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Поурочные разработки к учебнику В.П. Канакиной ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://school-collection.edu.ru