Планируемые результаты освоения учебного предмета музыка в 8 классе: Воспринимать музыку различных жанров; размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкальнотворческой деятельности; ориентироваться в музыкальнопоэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края; сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки; ценить отечественные народные музыкальные традиции; воплощать художественнообразное содержание и интонационно- мелодические особенности профессиональногои народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.). Выпускник получит возможность научиться(повышенный уровень): реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкальноисполнительские замыслы в различных видах деятельности; организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально- творческую деятельность; Основные закономерности музыкального искусства. соотносить выразительные и изобразительные интонации; узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов; воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний; наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, распознавать художественный смысл различных форм построения музыки; общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально- пластическом движении и импровизации); использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий; владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов. исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров; определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных; оценивать и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкальнопоэтического творчества народов мира; оказывать помощь в организации и проведении школьных культурномассовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкальнотворческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.). Содержание учебного предмета музыка 8 класс Изучая музыку в 8 классе, ребята почувствуют и поймут, что они изучают жизнь, что музыка – это сама жизнь – так написано во вступительной статье к программе. В сознании учащихся стало настолько устойчивым и многосторонним очень важное понимание: если музыка – сама жизнь, то она, естественно, подвластна законам жизни, по этим законам она существует, развивается и воздействует на людей. Иначе музыку могли бы воспринимать, чувствовать и понимать только музыканты, люди со специальным музыкальным образованием. А ведь мы знаем, что музыка доступна всем людям (конечно одним больше, другим меньше, в зависимости от их общего жизненного и музыкального опыта и от степени сложности и непривычности звучащей музыки). Пользуясь богатейшими возможностями музыкального языка, композитор создает музыкальные образы, в которых воплощает те или иные свои творческие замыслы, то или иное жизненное содержание музыкального произведения, чем больше в нем музыкальных образов, тем сложнее их взаимоотношение и развитие. С первого класса учащиеся слушали музыку, знакомились и размышляли о ней, в сущности, знакомились с различными музыкальными образами. Образы по своему содержанию и значительности были очень разные: от совсем простых, вроде трех девочек, до образов огромного внутреннего содержания, вроде образов войны, образов выдающихся личностей (Александра Невского, Ивана Сусанина, Михаила Кутузова) и т.д. Но во всех случаях они возникали лишь в связи с освоением той или иной темы. Ребята постепенно накапливали слуховой опыт, и сейчас уже смело можно сделать понятие «музыкальный образ» одной из важнейших самостоятельных тем программы, которая приведет к пониманию темы «Музыкальная драматургия». Учащиеся будут не только вслушиваться не только в характер, содержание и построение музыкальных образов, но и в то, как они связаны между собой (если в сочинении больше одного образа), как один на другой воздействует, как при этом музыка развивается и к чему это развитие приводит. Так, от наблюдения за жизнью одного самостоятельного музыкального образа мы придем к наблюдению за жизнью нескольких образов, взаимосвязанных в рамках одного произведения, т.е. к тому, что называется музыкальной драматургией. В наблюдении за музыкальной драматургией особенно очевидно раскрывается то, что законы развития музыки по существу своему тождественны законам развития жизни и всего живого на Земле: всеобщие связи, объединяющие не только близкие, схожие явления, но и явления контрастные, остро противоречивые; противоречия как постоянный толчок к развитию ; непрерывное развитие, приводящее (если в основе его лежат достаточно сильные противоречия) к возникновению качественно новых явлений. Учащиеся без труда поймут, что музыкальный образ, не содержащий в самом себе никаких противоречий и не сопоставленный с другими, контрастным образом, не может вызвать к жизни какие-либо крупные события и, следовательно, сложные музыкальные формы. Такой образ обычно мы встречаем в одночастной форме (вроде уже известных ребятам прелюдий №7 и №20 Шопена). Наоборот, острый контраст внутри одного и тем более между несколькими (многими) музыкальными образами всегда служит толчком к развитию крупных, значительных событий и вызывает к жизни крупные музыкальные произведения – сонату, симфонию, ораторию, оперу, балет. Диапазон «музыкальных событий» так же велик и многообразен, как диапазон событий жизненных: от небольшой, ничем не тревожимой картинки природы или незатейливой детской игры до таких гигантских по своим масштабам, напряжению и последствиям событий, как революции и войны. Но и в малой форме, состоящей из одного, даже двух образов, можно воплотить отдельное звено, отдельный эпизод, отдельную грань (даже очень важную) этих гигантских событий. Особое внимание мы уделяем так называемой сонатно-симфонической форме, в которой обычно бывают написаны сонаты, симфонии, концерты, различные инструментальные ансамбли (трио, квартеты, квинтеты и др.). В основе сонатно-симфонической формы лежит принцип конфликтного развития, возникающего из столкновения противоречивых образов. Вот почему на протяжении уже нескольких столетий симфонии и сонаты, наряду с ораториями, операми и балетами, являются самыми богатыми по своим возможностям формами, в которых композиторы способны воплотить свои самые глубокие и значительные замыслы. Таким образом, темой первого полугодия будет «Музыкальный образ», темой второго полугодия – «Музыкальная драматургия». Конечно, эти темы могут быть разделены лишь условно, поскольку элементы драматургии, хотя бы простейшее развитие, содержатся в любом образе. Как всегда, любое новое задание – определение построения произведения, характера образов, драматургического развития и т.д. – должно решаться с помощью учителя самими учащимися. Выработка самостоятельного творческого мышления учащихся становится все более и более важной задачей школьных занятий. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКЕ 8 КЛАСС № урока Тема раздела, урока Кол-во часов 1 Классика и современность 1 2 В музыкальном театре. Опера 1 3 Опера М.И.Глинка 1 «Иван Сусанин» 4 Опера А.П. Бородин 1 Опера «Князь Игорь» 5 Опера А.П. Бородин 1 Опера «Князь Игорь» 6 В музыкальном театре. Балет 1 7 Балет Б.И. Тищенко «Ярославна» 1 8 Героическая тема в русской музыке 1 9 В музыкальном театре. Мой народ – американцы. 1 Д. Гершвин «Порги и Бесс» 10 Опера 1 Ж. Бизе «Кармен» 11 Балет Р.К. Щедрина 1 «Кармен - сюита» 12 Сюжеты и образы духовной музыки 1 13 Музыка к драматическому спектаклю Д.Б. Кабалевского 1 «Ромео и Джульетта» 14 «Гоголь – сюита» из музыки А.Г.Шнитке к спектаклю 1 «Ревизские сказки» 15 Музыка к драматическомуспектаклю Д.Б.Кабалевского 1 «Ромео и Джульетта» 16 Гоголь – сюита» из музыки А.Г.Шнитке к спектаклю 1 «Ревизские сказки» 17 Музыкальная драматургия – 1 развитие музыки 18 Два направления музыкальной культуры: светская и духовная 1 19 Камерная и инструментальная музыка. Этюд. 1 20 Транскрипция. 1 21 Циклические формы инструментальной музыки 1 22 Соната 1 23 Соната 1 24 Симфоническая музыка 1 25 Симфоническая музыка 1 26 Симфоническая музыка 1 27 Симфоническая музыка 1 28 Симфоническая музыка КБР 1 29 Симфоническая 1 Картина «Празднества» К.Дебюсси 30 Инструментальный концерт 1 31 Дж.Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз» 1 32 Музыка народов мира 1 33 Популярные хиты из мюзиклов и рок- опер. 1 34 Исследовательский проект. 1 Ресурсы: 1. Электронные пособия: -наглядно-дидактический материал; -презентации. - аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке. - видеофильмы с записью фрагментов из оперных и балетных спектаклей. 2.Печатные пособия: - cборники песен и хоров. - портреты композиторов. - альбомы с демонстрационным материалом. - фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой музыкальной культуры. 3.Раздаточный материал: тесты Литература для учащихся: 1. Критская,Е. Д. Музыка. 8 класс : учеб для общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2012. 2. Критская, Е. Д. Музыка. 8 класс : рабочая тетрадь / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2012. Литература для учителя: 1. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 8 класс [Ноты] : пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2011. 2. Музыка. Фонохрестоматия. 8 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2010. – электрон.опт. диск (CD-Rom). 3. Сергеева,Г. П. Музыка. Рабочие программы. 5-8 [Текст] / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2011. 4. Давыдова М.А. Поурочные разработки по музыке. –М.: «ВАКО», 2013. 5.Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству. Тематическое планирование уроков музыки в 8 кл. классе № п/п 1 Тема урока Магическая единственность музыкального произведения дата план 06.09. 2 Музыку трудно объяснить словами 13.09. 3 Что такое музыкальное содержание? 20.09. 4 Что такое музыкальное содержание? 27.09. 5 Музыкальный образ 04.10. 6 Музыкальный образ 11.10. 7 Когда музыка не нуждается в словах 18.10. 8 Изобразительность в музыке. 25.09. 9 Обобщение темы 10 Лирический образ 13.11. 11 Драматический образ 20.11. 12 Эпический образ 27.11. 13 Музыкальный образ в программной музыке 04.12. 14 Музыкальный образ в инструментальной музыке 11.12. 15 Картины народной жизни. 18.12. 01.11. факт 16 Обобщение темы 17 Сюжеты и герои музыкальной формы. 15.01. 18 Художественная форма-это ставшее зримым содержание. 22.01. 19 От целого к деталям. 29.01. 20 Какой бывает музыкальная композиция. 05.02. 21 Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах. 12.02. 22 Рапсодия 19.02. 23 Импрессионизм, романтизм. 26.02. 24 Вариационная форма. 05.03. 25 Многомерность образа в форме рондо. 12.03. 26 Обобщение темы 19.03. 27 Музыка в развитии. 02.04. 28 Музыкальный порыв. 09.04. 29 Движение образов и персонажей в оперной драматургии. 16.04. 30 Диалог искусств "Князь Игорь". 23.04. 31 Опера "Князь Игорь". 30.04. 32 Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии. 07.05. 33 Музыкальная драматургия. 14.05. 34 Заключитель ный урок. 28.05. 25.12.