8 класс Планируемые результаты освоения

Планируемые результаты освоения
учебного предмета музыка в 8 классе:

Воспринимать музыку различных жанров;
размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств
и мыслей человека;
эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё
отношение к нему в различных видах музыкальнотворческой деятельности;
ориентироваться в музыкальнопоэтическом творчестве, в многообразии
музыкального фольклора России, в том числе родного края;
сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
ценить отечественные народные музыкальные традиции;
воплощать

художественнообразное

содержание

и

интонационно-

мелодические особенности профессиональногои народного творчества (в
пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться(повышенный уровень):
реализовывать

творческий

потенциал,

осуществляя

собственные

музыкальноисполнительские замыслы в различных видах деятельности;
организовывать

культурный

досуг,

самостоятельную

музыкально-

творческую деятельность;
Основные закономерности музыкального искусства.
соотносить выразительные и изобразительные интонации; узнавать
характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе
полученных знаний;

наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе
сходства и различий интонаций, тем, распознавать художественный смысл
различных форм построения музыки;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного
(хорового и инструментального) воплощения различных художественных
образов.
реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах
музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на
детских

элементарных

музыкальных

инструментах,

музыкально-

пластическом движении и импровизации);
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном
письме при пении простейших мелодий; владеть певческим голосом как
инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной
творческой деятельности
при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
исполнять музыкальные произведения разных форм
и жанров;
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании
различных музыкальных инструментов, в том числе и современных
электронных; оценивать и соотносить музыкальный язык народного и
профессионального музыкального творчества разных стран мира.адекватно
оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в
выборе

образцов

профессионального

и

музыкальнопоэтического

творчества народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных

культурномассовых

мероприятий;

представлять

широкой

публике

результаты
собственной

музыкальнотворческой

деятельности

(пение,

инструментальное музицирование, драматизация и др.).

Содержание учебного предмета музыка 8 класс

Изучая музыку в 8 классе, ребята почувствуют и поймут, что они изучают
жизнь, что музыка – это сама жизнь – так написано во вступительной
статье к программе. В сознании учащихся стало настолько устойчивым и
многосторонним очень важное понимание: если музыка – сама жизнь, то
она, естественно, подвластна законам жизни, по этим законам она
существует, развивается и воздействует на людей. Иначе музыку могли бы
воспринимать, чувствовать и понимать только музыканты, люди со
специальным музыкальным образованием. А ведь мы знаем, что музыка
доступна

всем

людям

(конечно

одним

больше,

другим

меньше,

в зависимости от их общего жизненного и музыкального опыта и от
степени сложности и непривычности звучащей музыки).
Пользуясь богатейшими возможностями музыкального языка, композитор
создает музыкальные образы, в которых воплощает те или иные свои
творческие замыслы, то или иное жизненное содержание музыкального
произведения, чем больше в нем музыкальных образов, тем сложнее их
взаимоотношение и развитие.
С первого класса учащиеся слушали музыку, знакомились и размышляли о
ней, в сущности, знакомились с различными музыкальными образами.
Образы по своему содержанию и значительности были очень разные: от
совсем простых, вроде трех девочек, до образов огромного внутреннего
содержания, вроде образов войны, образов выдающихся личностей
(Александра Невского, Ивана Сусанина, Михаила Кутузова) и т.д. Но во
всех случаях они возникали лишь в связи с освоением той или иной темы.

Ребята постепенно накапливали слуховой опыт, и сейчас уже смело можно
сделать

понятие

«музыкальный

образ»

одной

из

важнейших

самостоятельных тем программы, которая приведет к пониманию темы
«Музыкальная драматургия».
Учащиеся будут не только вслушиваться не только в характер, содержание
и построение музыкальных образов, но и в то, как они связаны между
собой (если в сочинении больше одного образа), как один на другой
воздействует, как при этом музыка развивается и к чему это развитие
приводит.
Так, от наблюдения за жизнью одного самостоятельного музыкального
образа мы придем к наблюдению за жизнью нескольких образов,
взаимосвязанных в рамках одного произведения, т.е. к тому, что
называется музыкальной драматургией.
В

наблюдении

за

музыкальной

драматургией

особенно

очевидно

раскрывается то, что законы развития музыки по существу своему
тождественны законам развития жизни и всего живого на Земле: всеобщие
связи, объединяющие не только близкие, схожие явления, но и явления
контрастные, остро противоречивые; противоречия как постоянный толчок
к развитию ; непрерывное развитие, приводящее (если в основе его лежат
достаточно сильные противоречия) к возникновению качественно новых
явлений.
Учащиеся без труда поймут, что музыкальный образ, не содержащий в
самом себе никаких противоречий и не сопоставленный с другими,
контрастным образом, не может вызвать к жизни какие-либо крупные
события и, следовательно, сложные музыкальные формы. Такой образ
обычно мы встречаем в одночастной форме (вроде уже известных ребятам
прелюдий №7 и №20 Шопена). Наоборот, острый контраст внутри одного
и тем более между несколькими (многими) музыкальными образами всегда
служит толчком к развитию крупных, значительных событий и вызывает к
жизни

крупные музыкальные

произведения

–

сонату,

симфонию,

ораторию, оперу, балет.
Диапазон «музыкальных событий» так же велик и многообразен, как
диапазон событий жизненных: от небольшой, ничем не тревожимой

картинки природы или незатейливой детской игры до таких гигантских по
своим масштабам, напряжению и последствиям событий, как революции и
войны. Но и в малой форме, состоящей из одного, даже двух образов,
можно воплотить отдельное звено, отдельный эпизод, отдельную грань
(даже очень важную) этих гигантских событий.
Особое внимание мы уделяем так называемой сонатно-симфонической
форме, в которой обычно бывают написаны сонаты, симфонии, концерты,
различные инструментальные ансамбли (трио, квартеты, квинтеты и др.).
В

основе

сонатно-симфонической

формы

лежит

принцип

конфликтного развития, возникающего из столкновения противоречивых
образов. Вот почему на протяжении уже нескольких столетий симфонии и
сонаты, наряду с ораториями, операми и балетами, являются самыми
богатыми по своим возможностям формами, в которых композиторы
способны воплотить свои самые глубокие и значительные замыслы.
Таким образом, темой первого полугодия будет «Музыкальный образ»,
темой второго полугодия – «Музыкальная драматургия». Конечно, эти
темы могут быть разделены лишь условно, поскольку элементы
драматургии, хотя бы простейшее развитие, содержатся в любом образе.
Как всегда, любое новое задание – определение построения произведения,
характера образов, драматургического развития и т.д. – должно решаться с
помощью учителя самими учащимися.
Выработка самостоятельного творческого мышления учащихся становится
все более и более важной задачей школьных занятий.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКЕ
8 КЛАСС
№
урока

Тема раздела, урока

Кол-во
часов

1

Классика и современность

1

2

В музыкальном театре. Опера

1

3

Опера М.И.Глинка

1

«Иван Сусанин»
4

Опера А.П. Бородин

1

Опера «Князь Игорь»
5

Опера А.П. Бородин

1

Опера «Князь Игорь»
6

В музыкальном театре. Балет

1

7

Балет Б.И. Тищенко «Ярославна»

1

8

Героическая тема в русской музыке

1

9

В музыкальном театре. Мой народ – американцы.

1

Д. Гершвин
«Порги и Бесс»
10

Опера

1

Ж. Бизе «Кармен»
11

Балет Р.К. Щедрина

1

«Кармен - сюита»

12

Сюжеты и образы духовной музыки

1

13

Музыка к драматическому спектаклю Д.Б. Кабалевского

1

«Ромео и Джульетта»
14

«Гоголь – сюита» из музыки А.Г.Шнитке к спектаклю

1

«Ревизские
сказки»
15

Музыка к драматическомуспектаклю Д.Б.Кабалевского

1

«Ромео и Джульетта»
16

Гоголь – сюита» из музыки А.Г.Шнитке к спектаклю

1

«Ревизские
сказки»
17

Музыкальная драматургия –

1

развитие музыки
18

Два направления музыкальной культуры: светская и духовная

1

19

Камерная и инструментальная музыка. Этюд.

1

20

Транскрипция.

1

21

Циклические формы инструментальной музыки

1

22

Соната

1

23

Соната

1

24

Симфоническая музыка

1

25

Симфоническая музыка

1

26

Симфоническая музыка

1

27

Симфоническая музыка

1

28

Симфоническая музыка КБР

1

29

Симфоническая

1

Картина «Празднества» К.Дебюсси
30

Инструментальный концерт

1

31

Дж.Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз»

1

32

Музыка народов мира

1

33

Популярные хиты из мюзиклов и рок- опер.

1

34

Исследовательский проект.

1

Ресурсы:

1. Электронные пособия:
-наглядно-дидактический материал;
-презентации.
- аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
- видеофильмы с записью фрагментов из оперных и балетных
спектаклей.
2.Печатные пособия:
- cборники песен и хоров.
- портреты композиторов.
- альбомы с демонстрационным материалом.
- фотографии и репродукции картин художников и крупнейших
центров мировой музыкальной культуры.
3.Раздаточный материал: тесты
Литература для учащихся:
1. Критская,Е. Д. Музыка. 8 класс : учеб для общеобразоват. учреждений /
Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2012.
2. Критская, Е. Д. Музыка. 8 класс : рабочая тетрадь / Е. Д. Критская, Г. П.
Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2012.
Литература для учителя:
1. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 8 класс [Ноты] : пособие
для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2011.

2. Музыка. Фонохрестоматия. 8 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д.
Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2010. –
электрон.опт. диск (CD-Rom).
3. Сергеева,Г. П. Музыка. Рабочие программы. 5-8 [Текст] / Г. П. Сергеева,
Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2011.
4. Давыдова М.А. Поурочные разработки по музыке. –М.: «ВАКО», 2013.
5.Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по
искусству.

Тематическое планирование уроков музыки в 8 кл.
классе
№
п/п
1

Тема урока
Магическая единственность музыкального произведения

дата
план
06.09.

2

Музыку трудно объяснить словами

13.09.

3

Что такое музыкальное содержание?

20.09.

4

Что такое музыкальное содержание?

27.09.

5

Музыкальный образ

04.10.

6

Музыкальный образ

11.10.

7

Когда музыка не нуждается в словах

18.10.

8

Изобразительность в музыке.

25.09.

9

Обобщение темы

10

Лирический образ

13.11.

11

Драматический образ

20.11.

12

Эпический образ

27.11.

13

Музыкальный образ в программной музыке

04.12.

14

Музыкальный образ в инструментальной музыке

11.12.

15

Картины народной жизни.

18.12.

01.11.

факт

16

Обобщение темы

17

Сюжеты и герои музыкальной формы.

15.01.

18

Художественная форма-это ставшее зримым содержание.

22.01.

19

От целого к деталям.

29.01.

20

Какой бывает музыкальная композиция.

05.02.

21

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах.

12.02.

22

Рапсодия

19.02.

23

Импрессионизм, романтизм.

26.02.

24

Вариационная форма.

05.03.

25

Многомерность образа в форме рондо.

12.03.

26

Обобщение темы

19.03.

27

Музыка в развитии.

02.04.

28

Музыкальный порыв.

09.04.

29

Движение образов и персонажей в оперной драматургии.

16.04.

30

Диалог искусств "Князь Игорь".

23.04.

31

Опера "Князь Игорь".

30.04.

32

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

07.05.

33

Музыкальная драматургия.

14.05.

34

Заключитель ный урок.

28.05.

25.12.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».