6 класс Планируемые результаты освоения

Планируемые результаты освоения
учебного предмета музыка в 6 классе:

Воспринимать музыку различных жанров;
размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей
человека;
эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в
различных видах музыкальнотворческой деятельности;
ориентироваться в музыкальнопоэтическом творчестве, в многообразии музыкального
фольклора России, в том числе родного края;
сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки; ценить
отечественные народные музыкальные традиции;
воплощать

художественнообразное

содержание

и

интонационномелодические

особенности профессиональногои народного творчества (в пении, слове, движении, играх,
действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться(повышенный уровень):
реализовывать

творческий

потенциал,

осуществляя

собственные

музыкально-

исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
организовывать

культурный

досуг,

самостоятельную

музыкальнотворческую

деятельность;
Основные закономерности музыкального искусства.
соотносить выразительные и изобразительные интонации; узнавать характерные черты
музыкальной речи разных композиторов;
воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных
знаний;

наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и
различий интонаций, тем, распознавать художественный смысл различных форм
построения музыки;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и
инструментального) воплощения различных художественных образов.
реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной
деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных
музыкальных инструментах, музыкальнопластическом движении и импровизации);
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении
простейших мелодий; владеть певческим голосом как инструментом духовного
самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности
при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
исполнять музыкальные произведения разных форм
и жанров;
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных
музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных; оценивать и
соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества
разных стран мира.адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять
инициативу в выборе образцов профессионального и музыкальнопоэтического творчества
народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных
культурномассовых мероприятий; представлять широкой публике результаты
собственной

музыкальнотворческой

музицирование, драматизация и др.).

деятельности

(пение,

инструментальное

Содержание учебного предмета музыка 6 класс

Уже с первых школьных уроков ребята учились слышать в музыкальных произведения
отражение жизни. Поэтому сама музыка становилась для, умозрительных положений, а на
живых, простых и убедительных примерах. Ребята, несомненно, хорошо запомнили (и
прочувствовали) два важнейших эпизода, на которых, можно сказать, держится вся
драматургия оперы М.Глинки «Иван Сусанин»: предсмертная ария Сусанина («Ты
взойдешь, моя заря»), героически жертвующего своей жизнью ради спасения Москвы, и
светлый, торжественно-праздничный хор «Славься!» в финале оперы, воспевающий
победу, прославляющий русский народ, защитивший Родину от вражеского нашествия.
На вопрос, соответствует ли характер музыки Глинки характеру событий, содержанию
обоих эпизодов, ребята, несомненно, ответят утвердительно. Утвердительно ответят они и
на другой вопрос: красива ли эта музыка? Правдивость и красота музыки Глинки не будет
ими подвергнута сомнениям. них частью их жизни. Постепенно они проникались
сознанием того, что музыка прежде всего рассказывает о человеке, о людях, выражает их
чувства и мысли, рисует их характеры, отражает их поступки – словом, воплощает все то,
что связано с человеком.
Жизнь – источник музыки. Это становилось для ребят истиной, не вызывающей никаких
сомнений. Как нечто само собой разумеющееся они усваивали, что музыка о школе
рождена самой школьной жизнью,

так же как музыка о войне – самой войной,

спортивная музыка – самим спортом. Не вызывало никаких сомнений и то, что музыка
веселая, радостная не что иное, как отражение человеческих радостей и веселья, музыка
грустная – отражение человеческих горестей, печалей. Если посмотреть с новой позиции:
если жизнь рождает музыку, то, в свою очередь, музыка воздействует на жизнь. Как же
осуществляется это обратное воздействие? Музыка сама по себе не может, разумеется,
оказывать какое-либо воздействие на жизнь, но она может с большой силой влиять на
человека. Музыка может рождать те или иные чувства и мысли, менять его характер и
даже отношение к жизни, укреплять или, наоборот, ослаблять его силу воли; музыка
может возбуждать в человеке смелость, воспитывать в нем благородство, гуманность,
доброту, но может также делать его бессердечным, жестоким, лишенным всякого
благородства. Влияние музыки сказывается на всей деятельности человека, на его
поведении, и уже через человека музыка воздействует на жизнь. В этом ее огромная
преобразующая сила.

При этом учащимся 6 класса должно быть совершенно ясно, что две стороны вопроса о
связи музыки с жизнью – «жизнь рождает музыку» и «музыка воздействует на жизнь» неразделимы. И если сейчас на первый план выходит вторая сторона – о преобразующей
силе музыки, это ни в малейшей мере не означает, что первая сторона теряет свое
значение или, тем более, вовсе исчезает. Напротив, хорошо усвоенное учащимися
представление о жизненном содержании музыки значительно обогатится пониманием ее
преобразующей роли. Во много раз расширится их представление о роли музыки в жизни
человека, в жизни человеческого общества.
Сила воздействия музыки, как и любого другого искусства определяется двумя ее
важнейшими качествами: красотой и правдой. Музыка в которой есть красота и правда,
может украсить жизнь, обогатить духовный мир человека, сделать человека лучше,
добрее, умнее, разделить с ним горе, и радость. А что может сделать музыка уродливая и
лживая? Только лишь вред принести человеку, изуродовать и его жизнь, и его самого.

Тематический

план

предмета «Музыка» (6 класс)

№
п/п

Тема урока

1.

11.

Удивительный мир
1
мир музыкальных образов.
Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный 1
русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков.
Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и
1
живописи. Картинная галерея.
1
1
«Уноси моё сердце в звенящую даль…»
1
Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов.
1
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного 1
пения.
1
Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь»
Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство 1
Древней Руси.
Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт.
1

12.
13.

Фрески Софии Киевской»
«Перезвоны». Молитва.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Кол-во
часов

1
1

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в 1
музыке Баха.
Образы духовной музыки Западной Европы. Полифония. Фуга. 1
Хорал.
1
Образы скорби и печали. Фортуна правит миром.
Авторская песня: прошлое и настоящее. нрк. Барды Ямала.
1
Искусство 20 века.
1
Вечные темы искусства и жизни.
1
Образы камерной музыки.
1
Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.
1
Инструментальный концерт. « Итальянский концерт».
1
«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика 1
цветов?». Картинная галерея.
Образы симфонической музыки. «Метель».
1
Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина

26. Симфоническое развитие музыкальных образов. «В
27. печали весел, а в веселье печален». Связь времен.
28. Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».
29. Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».
30. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
31. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
32. Мир музыкального театра.
33. Мир музыкального театра.
34. Образы киномузыки. Проверочная работа.

1
1
1
1
1
1
1
1

Ресурсы:
1. Электронные пособия:
-наглядно-дидактический материал;
-презентации.
- аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
- видеофильмы с записью фрагментов из оперных и балетных спектаклей.
2.Печатные пособия:
- cборники песен и хоров.
- портреты композиторов.
- альбомы с демонстрационным материалом.
- фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой
музыкальной культуры.
3.Раздаточный материал: тесты
Литература для учащихся:
1. Критская,Е. Д. Музыка. 6 класс : учеб для общеобразоват. учреждений / Е. Д.
Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2012.
2. Критская, Е. Д. Музыка. 6 класс : рабочая тетрадь / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.
С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2012.

Литература для учителя:
1. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс [Ноты] : пособие для учителя /
сост. Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2011.
2. Музыка. Фонохрестоматия. 6 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П.
Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2010. – электрон.опт. диск (CD-Rom).
3. Сергеева,Г. П. Музыка. Рабочие программы. 5-7 [Текст] / Г. П. Сергеева, Е. Д.
Критская, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2011.
4. Давыдова М.А. Поурочные разработки по музыке. –М.: «ВАКО», 2013.
5.Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству.

Календарно – тематический план по музыке 6 класс

№
п/п
1

Тема урока
Преобразующая сила музыки.

дата
план
06.09.

2

Разное воздействие музыки на людей.

13.09.

3

Задушевность лирической интонации.

20.09.

4

Музыка приносит человеку утешение и опору.

27.09.

5

Музыка с человеком в горе и радости.

04.10.

6

Музыка – оружие в борьбе за свободу.

11.10.

7

Сила героической интонации.

18.10.

8

Человек – это звучит гордо! (М. Горький)

25.09.

9

Муз.викторина«Преобразую щая сила музыки»

10

Воздействие музыки на общество в переломные моменты
истории.

13.11.

11

Взволнованные интонации искусства.

20.11.

12

Взволнованные интонации искусства.

27.11.

13

Выразительные средства музыки.

04.12.

14

Выразительные средства музыки.

11.12.

15

Музыка Рождества.

18.12.

16

Тест по теме «Преобразующая сила музыки».

25.12.

17

Красота и правда в искусстве и в жизни.

01.11.

15.01.

факт

18

Красота и правда музыки о героях Великой Отечественной 20.01.
войны.

19

Красота и правда музыки И.С. Баха.

29.01.

20

Красота и правда шутливой музыки.

05.02.

21

Красота природы и правда отображения её в музыке.

12.02.

22

Красота природы и правда отображения её в музыке.

19.02.

23

В чём сила музыки В.А. Моцарта?

26.02.

24

Разнообразие красоты и выразительности в музыке.

05.03.

25

Разнообразие красоты и выразительности в музыке.

12.03.

26

Музыкальная викторина по теме «В чём сила музыки?»

19.03.

27

Единство сторон музыкального произведения. Ритм.

02.04.

28

Единство сторон музыкального произведения. Ритм.

09.04.

29

Темп.

16.04.

30

Темп.

23.04.

31

Мелодия.

30.04.

32

Тембры.

07.05.

33

Динамика.

14.05.

34

Итоговый тест.

28.05.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».