5 класс Содержание учебного предмета музыка 5 класс

Планируемые результаты изучения предмета

Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания
специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства,
театра, кино и др.);
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов
искусства;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной
идее, о средствах и формах ее воплощения;
творчески

интерпретировать

содержание

музыкального

произведения

в

пении,

музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом
интонировании, импровизации, игре на инструментах);
передавать собственные впечатления о музыке, других видах искусства в устной и
письменной речи;
совершенствовать учебные действия самостоятельной работы с музыкальной и иной
художественной информацией;
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса,
школы;
участвовать в художественной и проектно-исследовательской деятельности.
Технологии преподавания предмета «Музыка»
Технология развития процессов восприятия; т. формирования певческой культуры
учащихся; т. детского музицирования; т. арттерапевтического воздействия музыки на
учащихся; т. развития ассоциативно-образного мышления школьников; ученические
исследовательские

проекты

как

технология

развития

познавательных

интересов

школьников; т. диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников;
информационные технологии в преподавании музыки; т. преподавания музыки по УМК

Взаимосвязь урока музыки с внеурочной деятельностью
Программа не только предполагает изучение музыкального искусства на уроках,
входящих в инвариантную часть учебного плана общеобразовательного учреждения, но и
создает предпосылки для целенаправленной работы по художественно-эстетическому
воспитанию школьников, подразумевая организацию широкой образовательной среды:
выстраивание системы внеурочных и внешкольных мероприятий, интеграцию основного
и дополнительного образования учащихся. Во внеурочной деятельности школьники
продолжают развивать свои творческие способности: поют в школьном хоре, ансамбле,
танцуют, принимают участие в общешкольных мероприятиях и концертах.
Для занятий по внеурочной деятельности в МОУ СОШ № 3 с УИОП выбрана программа
интегрированного курса «Музыкальный

театр»,

которая предоставляет

широкие

возможности для приобщения учащихся к разнообразным видам музыкального искусства,
развития творческих способностей и организации содержательного досуга детей. В школе
действует хоровой кружок, а также выстроена программа внеурочной деятельности:
«Музыкальный калейдоскоп».

Содержание учебного предмета музыка 5 класс

Программа музыкальных занятий в 5 классе направлена на установление внутренних
связей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством.
Учащиеся должны почувствовать, что эти три вида искусств не только не отделены друг
от друга, но напротив, связаны многими нитями и знание одного из них помогает более
глубокому восприятию и пониманию остальных.
Границы отдельных искусств отнюдь не столь абсолютны и замкнуты, как это полагают
теоретики: искусства находит свое продолжение и завершение в другом – эти слова
французского писателя и музыканта Ромена Роллана. Это высказывание поможет глубже
осознать задачу, яснее представить себе перспективу, которая в процессе учебы откроется
перед учащимися и выйдет далеко за пределы их школьных занятий.
Первое полугодие посвящено выяснению связей между музыкой и литературой. Тема
«Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы» кажется более привычной и
особых вопросов не вызывает. В самом деле, каждому ясно, что без стихов нельзя

написать песню и любое другое вокальное произведение, а без пьесы, предназначенной
для постановки на сцене (либретто), нельзя сочинить ни оперу, ни балет. Однако нужны
немалые усилия, чтобы ребята осознали все многообразие и богатство связей музыки и
литературой, чтобы достаточно ясно представили себе, какие огромные потери понесла
бы музыка, если бы не было литературы.
Тема «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки» уже не кажется такой ясной
и простой. Пожалуй, только в области песенного искусства эта тема представляется
всеобще очевидной, поскольку «двусоставность» песни (музыка и поэзия) понимают все.
Перед ребятами возникает новый вопрос, над которым они, возможно, раньше не
слишком задумывались, а может быть вообще не обращали внимания. Речь идет о том,
что во множестве литературных произведений, начиная с незатейливых детских сказочек
и кончая крупнейшими серьезными и сложнейшими творениями писателей разных
народов и разных времен, мы очень часто и в самых разных формах встречаемся с
музыкой. Иногда это лишь беглое упоминание, иногда музыка оказывается главным
«действующим лицом» повествования, главной «пружиной», дающей повествованию
развитие.
Задача учителя заключается в том, чтобы научить ребят читать книжки не только глазами,
но и «вслушиваться» в них, помочь детям понять, что, не будь музыки, не было бы очень
многого и в литературе. Надо, чтобы учащиеся задумались над тем, что не только
писатель, поэт помогает музыке, но и музыкант, композитор помогает поэзии, литературе.
Ребята понявшие и почувствовавшие, что музыка является частью жизни, не удивятся
тому, что рожденная жизнью и описывающая жизнь литература без музыки обойтись не
может. Если они ощутят это на примерах сказок, басен, рассказов и произведений других
писателей, они начнут в дальнейшем воспринимать литературу более глубоко и
разносторонне, чем, возможно, воспринимали ее до сих пор. И уж наверняка поймут, что
если музыка без литературы обеднела бы, то и литература без музыки потеряла бы очень,
очень много.
Однако речь идет не об уроках литературы, а об уроках музыки, следовательно, центром
урока все же должна оставаться музыка. На нем должны звучать те музыкальные
сочинения, которые описаны в том или ином литературном произведении., исполнятся те
песни, которые «звучат» со страниц книги. Такой углубленный подход к музыке и к
литературе поможет учащимся выработать и более вдумчивое отношение к жизни, более
разностороннее ее восприятие.

Второе полугодие посвящено выяснению связей между музыкой и изобразительным
искусством. Здесь нужно прежде всего, чтобы ребята почувствовали, что у каждого из них
есть не только внутренний слух (способность внутри себя, мысленно услышать музыку,
которая на самом деле в данный момент не звучит), но и внутреннее зрение (способность
внутри себя, мысленно увидеть то, чего глазами в данный момент не видно). Развитие
внутреннего слуха и внутреннего зрения – основа развития творческого воображения,
которое человеку необходимо не только в искусстве, но в любой области, в какой бы он не
работал.
Тема «Музыка и изобразительное искусство», пожалуй, несколько сложнее, чем тема
«Музыка и литература», однако и она будет решена без особых трудностей при условии,
если мы решительно откажемся от привычки приписывать музыке различные картины
(сюжеты), уводящие обычно ребят в мир произвольных, субъективных и в большинстве
случаев чисто внешних ассоциаций.
Материалом для занятий по теме «Можем ли мы увидеть музыку» должна стать лишь та
музыка, которая в действительности объективно содержит в себе какие-либо достаточно
конкретные зрительные образы. Надо, однако, учесть, что зрительные образы возникают у
нас здесь в значительной мере благодаря тому, что они описаны в тексте песен или
названы в их заглавиях. Это, можно сказать, наиболее простой путь от музыки к
зрительным образам (тут часто возникает даже опасность того, что ребята не столько
слушают музыку таких сочинений, сколько мысленно фантазируют по поводу их текста
или названия).
Более сложная связь со зрительными образами устанавливается в программной музыке
изобразительного характера, которая направляет наше восприятие по совершенно
точному пути. Даже непростые образы программной музыки окажутся доступными.
Следующая степень развития нашей способности «увидеть» музыку наступает тогда,
когда музыка, не имеющая ни текста, ни программы, вызывает в нашем сознании
ассоциации с определенными жизненными картинами, даже с произведениями тех или
иных художников. Многие лирические сочинения русских классиков Чайковского и
Рахманинова заставляют вспомнить русскую природу, картины русских художниковпейзажистов
и

(

вероятно

это

происходит

оттого,

что

в

музыке

Рахманинова

Чайковского мы слышим отзвуки русской народной песенности, а русская народная

песенность неотделима от русской природы). Слушая музыку Чайковского и Рахманинова
ребята вспомнят о пейзажах Левитана или Саврасова, но этого никогда не случится при

слушании музыки Л.Бетховена или Хачатуряна. Надо научить ребят понимать, что,
слушая музыку, мы можем мысленно увидеть то, о чем эта музыка рассказывает, лишь
тогда, когда наши зрительные представления будут возникать из самой музыки, без
всякого искусственного фантазирования.
Тема связи музыки со зрительными образами – «Можем ли мы услышать живопись» решается значительно проще. Если, например, показать ребятам репродукции картин, то
можно, не колеблясь, сказать, что не найдется среди них ни одного, кто сказал бы, что эти
картины «не звучат», что они безмолвны. Глядя на эти картины, всматриваясь и
«вслушиваясь» в них, ребята услышат своим внутренним слухом звучание инструментов и
даже смогут рассказать о характере исполняемой музыки.

Календарно – тематическое планирование.
№ п/п

1

Тема урока

Кол-во
часов

Что роднит музыку с литературой

1

2

Вокальная
музыка

1

3

Вокальная
Музыка
(продолжение темы урока)

1

4

Вокальная
музыка (продолжение темы урока)

1

5

Фольклор в
музыке русских композиторов

1

6

Фольклор в
музыке русских композиторов
НРК

1

7

Жанры инструментальной и вокальной музыки
Н.Р.К.

1

8

Вторая жизнь песни

1

9

Вторая жизнь песни

1

10

«Всю жизнь мою несу родину в душе…»

1

11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

1

12

Писатели и поэты о музыке и музыкантах
НРК

1

13

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

1

14

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера
НРК

1

15

Опера-былина Н. А. Римского-Корсакова «Садко»

1

16

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

1

17

Музыка в театре, кино, на телевидении
1

18

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

1

19

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

1

20

Небесное и земное в звуках и красках

1

21

«Звать через прошлое к настоящему»

1

22

Музыкальная
живопись и живописная музыка

1

23

Музыкальная
живопись и живописная музыка

1

24

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве

1

25

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

1

26

Волшебная палочка дирижера

1

27

Образы борьбы и победы в искусстве

1

28

Застывшая музыка
1

29

Полифония в музыке и живописи

1

30

Музыка
на мольберте

1

31

Импрессионизм в музыке и живописи

1

32

«О подвигах, о доблести, о славе…»

1

33

«В каждой мимолетности вижу я миры…»

1

Мир композитора

1

34

Ресурсы:
1. Электронные пособия:
-наглядно-дидактический материал;
-презентации.
- аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
- видеофильмы с записью фрагментов из оперных и балетных спектаклей.
2.Печатные пособия:
- cборники песен и хоров.
- портреты композиторов.
- альбомы с демонстрационным материалом.
- фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой
музыкальной культуры.
3.Раздаточный материал: тесты
Литература для учащихся:
1. Критская,Е. Д. Музыка. 5 класс : учеб для общеобразоват. учреждений / Е. Д.
Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2012.
2. Критская, Е. Д. Музыка. 5 класс : рабочая тетрадь / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.
С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2012.
Литература для учителя:
1. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 2 класс [Ноты] : пособие для учителя /
сост. Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2011.
2. Музыка. Фонохрестоматия. 5 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П.
Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2010. – электрон.опт. диск (CD-Rom).
3. Сергеева,Г. П. Музыка. Рабочие программы. 5-7 [Текст] / Г. П. Сергеева, Е. Д.
Критская, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2011.
4. Давыдова М.А. Поурочные разработки по музыке. –М.: «ВАКО», 2013.
5.Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству.
Календарные планы по музыке 5 класс
№
п/п
1

Тема урока
Искусство в нашей жизни

дата
план
06.09.

факт

2

Что я знаю о песне?

13.09.

3

Как сложили песню?

20.09.

4

Песни без слов

27.09.

5

Другая жизнь песни

04.10.

6

Жанр кантаты

11.10.

7

Опера

18.10.

8

Балет

25.09.

9

Превращение песен в симфонические мелодии

10

Музыка – главный герой сказки

13.11.

11

20.11.

12

Почему сказки и песни о силе музыки есть у всех
народов мира?
Музыка – главный герой басни

13

Чудо музыки в повестях К.Паустовского

04.12.

14

Музыка и рассказы

11.12.

15

Музыка в жизни героев А.Гайдара

18.12.

16

Музыка в кинофильмах

25.12.

17

Можем ли мы увидеть музыку?

15.01.

18

Музыка передаёт движение

22.01.

19

Богатырские образы в искусстве

29.01.

20

Героические образы в искусстве

05.02.

21

Музыкальный портрет

12.02.

22

Музыкальный портрет

19.02.

23

Музыкальный портрет

26.02.

24

Музыкальный портрет

05.03.

25

Картины природы в музыке

14203.

26

Можем ли мы увидеть музыку? (Обобщение)

19.03.

27

Можем ли мы услышать живопись?

01.11.

27.11.

28

Музыкальные краски

02.04.

29

Музыкальная живопись и живописная музыка

09.04.

30

Музыкальная живопись и живописная музыка

16.04.

31

Настроение картины и музыки

23.04.

32

Многокрасочность и национальный
музыкальной картины
Вечная тема в искусстве

33
34

колорит 30.04.
07.05.

Взаимосвязь музыки, литературы и живописи 14.05.
(обобщение)
Урок-концерт

28.05.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».