10 класс Аннотация Литература

Аннотация к рабочей программе по литературе ФГОС
10-11 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена в соответствии с основными
положениями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, на основе примерной Программы общего образования по литературе, авторской
программы по литературе Ю.В. Лебедева (М.: Просвещение, 2022 г.) учебного плана МКОУ «СОШ
с.п. Верхний Акбаш» на 2023 - 2024 учебный год.
Обоснование выбора программы
Для реализации рабочей программы выбран учебно-методический комплект, ориентированный
на базовый уровень изучения литературы и содержащий необходимый материал по всем
разделам Примерной программы:
Литература. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В. П.
Журавлева, Ю. В. Лебедева. 10—11 классы : учеб. пособие для общеобразовательных организаций :
базовый уровень / А. Н. Романова, Н. В. Шуваева; [под ред. В. П. Журавлева, Ю. В. Лебедева]. — М. :
Просвещение, 2022. Актуальность:
Литература — базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные
ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном
и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального
самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как
школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература
эстетически осваивает мир, выражая богатство и многооб-разие человеческого бытия в
художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к
нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса,
систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся
глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с
опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования
читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение
следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения,
гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям
отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического
мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств,
потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной
речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных
историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых
литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в
произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования
русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
К важнейшим личностным результатам изучения литературы в средней (полной) школе относятся
следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как человека русской культуры, наследника классической
гуманитарной традиции;
- освоение нравственно - эстетических ценностей нации и человечества, гуманистических традиций
родной литературы;
- осмысление художественно-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к
определению своего отношения к идеалам автора, пониманию собственной и чужой позиции;
- понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других
народов, толерантность.
Основные задачи:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых
литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения художественных и
текстов, в том числе и чтения наизусть;
- свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых
произведений;
- навыки развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристики героя;
- отзыва на самостоятельно прочитанное произведение;
- овладение способами свободного владения письменной речью;
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций;
- приобретение навыка по написанию сочинений по литературе в формате ЕГЭ.

Место учебного предмета «Литература» в учебном плане
На изучение предмета отводится 102 часа ( 3 часа в неделю).
Учебник, реализующий рабочую программу в 10 классе:
Лебедев Ю. В. Литература. 10 класс. Базовый уровень. В 2 ч. — М. : Просвещение, 2022
Виды и формы контроля:
Промежуточный
- устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика,
художественный) главы, несколько глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесе,
критической статьи;
- выразительное чтение;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
Устный или письменный ответ на вопрос;
- устное словесное рисование;
- комментированное чтение;
- характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная)
художественных произведений;
- установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному
роду и жанру;
- анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные
средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- выявление языковых средств художественной особенности и определение их роли в
раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
- подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с
изучаемым художественным произведением;
- работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и
мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);
- составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к
книге, фильму, спектаклю;
- создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций;
- участие в дискуссии, заседание круглого стола, утверждение и доказательство своей
точки зрения с учётом мнения оппонентов.
Итоговый:

-

написание сочинения на основе и по мотивам литературных произведений;

- письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;
- творческий зачет;
- защита проектов.
Приемы: анализ, сравнение, обобщение, доказательство, объяснение.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система, фронтальный
опрос, парная, групповая и индивидуальная работа, лекция с элементами беседы, уроки практикумы, самостоятельная работа, беседы, написание сочинений, практикумы.
Технологии:
тестовая технология;
информационно-коммуникационная технология;
технология проблемного обучения;
интернет-ориентированные технологии;
исследовательский метод;
индивидуальное и дифференцированное обучение,
Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Рабочей
программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения
как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и
интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам
отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и
нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные
способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению. Основными критериями отбора
художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность,
гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его
развития и возрастным особеннос-тям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт
отечественного образования.
Планируемые результаты образования
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви
и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и на-стоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение

гуманистических,

демократических

и

традиционных

ценностей

многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед
Родиной формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного
и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех
ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования
и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и
фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей
XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного
звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный
пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа);

владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения;

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или
прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и
общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое
восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».