РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по культуре народов КБР для 10 класса Пояснительная записка Рабочая программа курса Культура народов КБР для 10-х классов составлена в соответствии с Региональным компонентом государственного стандарта общего образования по истории и культуре КБР разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации №1756-р от 29.12.2001), Федеральный базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждении Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации №1312 от 09.03.2004), Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004), Законом КБР «Об образовании», учебным планом для национальных образовательных учреждении, реализующих программы общего образования (утвержден приказом Министерством образования и науки), приказом Министерства общего и профессионального образования. Целями реализации регионального компонента по Культуре народов КБР являются: - воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни; - формирование способности учащихся к самостоятельному жизненному выбору, самообразованию и самосовершенствованию . Задачи реализации регионального компонента по истории КБР: - дать учащимся целостное представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном своеобразии родного края, традициях духовной и нравственной жизни, социальном опыте народа; -сформировать позитивные ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями народов, населяющих КБР, для применения полученных знании и умении на практике, планирования своей жизнедеятельности, -участия в решении существующих и возникающих региональных, общенациональных проблем; -обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиции духовной жизни региона, сформировать на этой основе умения конструктивного межкультурного взаимодействия с представителями различных этносов, навыки бесконфликтного поведения; -способствовать этнической идентификации и политической консолидации населения; -помочь учащимся осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни в регионе, передать им знания и умения для активного участия в ней, способствовать самоопределению, формированию потребности в созидательной трудовой деятельности на благо семьи, общества, государства; -пробуждать интерес к судьбам людей родного края, к истории повседневности, воспитывать уважение к представителям старшего поколения, институту семьи; -создавать условия для приобщения обучающихся к культуре, искусству, способам художественного самовыражения на примерах творчества земляков – известных деятелей культуры; -развивать творческие способности обучающихся на основе, поисковой,исследовательской деятельности, изучение многообразных источников по истории и культуре края. Место учебного курса в учебном плане. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Рабочая программа рассчитана на 34 часа из расчёта 1учебный час в неделю и предназначена для учащихся 10-х классов на 2018-2019 учебный год. Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса по культуре народов КБР Ученик должен: - иметь целостное представление о культурном, этнонациональном своеобразии родного края, традициях духовной и нравственной жизни, социальном опыте народа; - знать историю развития культуры, науки и образования в КБР; значение просветительской литературной деятельности первых учёных и писателей Кабарды и Балкарии; - сформировать в себе позитивные ценностные ориентации в ходе ознакомления с культурными, религиозными, этнонациональными традициями народов, населяющих КБР, для применения полученных знании и умении на практике, планирования своей жизнедеятельности, участия в решении существующих и возникающих региональных, общенациональных проблем; -духовной жизни региона, на этой основе уметь взаимодействовать с представителями различных этносов, иметь навыки бесконфликтного поведения; - осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни в регионе, развивать полученные знания и умения для активного участия в ней; - иметь интерес к судьбам людей родного края, к истории повседневности, относиться с уважением к представителям старшего поколения, институту семьи; - иметь интерес к родной культуре; - на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучение многообразных источников по истории и культуре края развивать свою творческую деятельность;- понимать значение изменении в материальной и духовной культуры народов КБР на современном этапе; - выражать собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего; - формировать чувства патриотизма, уважения к прошлому народа; - стремиться к самостоятельному жизненному выбору, самообразованию, и самосовершенствованию в условиях многонационального и поликонфессионального своеобразия; - использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - для выбора моделей поведения в конкретных жизненных ситуациях на основе позитивных ценностей, с осознанием своей этнонациональной, региональной и государственно-политической идентичности; - вступления в диалог культур, проявление толерантности к представителям различных этнических, конфессиональных, социальных групп населения края; - самостоятельной работы со справочной и краеведческой литературой, письменности, историческими источниками и устными свидетелями как формы самообразования; - объяснение уклада жизни своего города, посёлка местности, участие в решении проблем местного сообщества; - анализа текущих событии, высказывания и аргументирования своей оценки важнейших событии и личностей; - самоопределение, выбора профиля образования и профессиональной ориентации. - стремиться к самостоятельному жизненному выбору, самообразованию, и самосовершенствованию в условиях многонационального и поликонфессионального своеобразия Тематическое планирование по культуре народов КБР в 10 классе по учебному пособию Г.Х. Мамбетов. 1 час в неделю. Всего 34 ч. № уро ка 1 2 Тема урока Земледелие. Некоторые обычаи и традиции, связанные с земледелием. Кол. часов 2 1 3 Скотоводство. 4 Охота. 1 5 Пчеловодство. 1 6 Крестьянские промыслы. 1 Требования к уровню подготовки учащихся Уметь: -определять отличие земледелия кабардинцев от земледелия балкарцев - рассказывать об участии женщин в полевых работах, о хранении убранного урожая - Знать обряды связанные со земледелием - Знать значения данных слов Уметь: - определять какое место занимало скотоводчество в жизни кабардинцев и балкарцев - рассказывать об обычаях и традициях, также легенды и сказания связанные со скотоводством - называть известных скотоводов села - характеризовать Уметь: - определять какое место занимало охота и пчеловодство в жизни кабардинцев и балкарцев - рассказывать о времени охоты на различных животных - Знать обычаи и обряды, связанные с охотой и пчеловодством Уметь: - называть и характеризовать крестьянские промыслы - называть изделия, которые изготовлялись мастерами разных Домашнее задание §1-2, ответить на вопросы §3,с.33-50 §4-5, ответить на вопросы §6,с.58-67 промыслов - Знать какую роль играли промысли и ремесла в хозяйстве крестьян 7 Пути сообщения и средства передвижения. 1 Уметь: - называть и характеризовать пути сообщения и средства передвижения - рассказывать об обычаях и традициях, связанные с дорогами и средствами передвижения - Знатькакими средствами передвижения пользовались жители родного села §7, с.57-75 8 Поселения кабардинцев. 1 §8-9, с.75-83 9 Поселения балкарцев. Уметь: - характеризовать поселения кабардинцев и балкарцев - определить отличие кабардинских селении от балкарских - знать историю своего села Уметь: - Определять чем отличалась усадьба и жилище кабардинцев от усадьбы и жилище балкарцев - характеризовать изменения в жилищном строительстве и в строительном материале в конце 19- начале 20в. - Знать значения данных слов Уметь: - определять обычаи и традиции, связанные со строительством жилищ - обычаи Взаимопомощи - обычаи, которые выполнялись после завершения строительства дома - описывать внутреннее убранство жилищ кабардинцев и балкарцев §12-13, С.89-106 Уметь: - характеризовать хозяйственные постройки кабардинцев и балкарцев - определять отличие вашей сегодняшней усадьбы от усадьбы деда §14, ответить на вопросы 10 Усадьба и жилище кабардинцев. 11 Усадьба и жилище балкарцев. 1 1 1 1 12 Традиции и обычаи, связанные со строительством жилищ. 13 Внутреннее убранство жилищ. 14 Хозяйственные постройки. 1 1 §10-11, С.83-88 или прадеда. - Знать отличие хозяйственных построек кабардинцев и балкарцев 15 Одежда. 16 Пища. 17 Общественная взаимопомощь. 18 Зачет по теме: «Культура жизнеобеспечения» 1920 Княжеские съезды-советы. 2122 2324 Народные собрания- хасы 2526 Сельские сходы 1 1 1 1 2 Съезд доверенных Кабарды и Горских обществ. 2 2 2 Уметь: - определить характерные черты в одежде кабардинцев и балкарцев - характеризовать отличие одежды кабардинцев и балкарцев. - Знать значения данных слов Уметь: -называть важнейшие виды мучной и мясной пищи - определять отличие мучной пищи кабардинцев и балкарцев. - Знать какие обычаи нужно соблюдать за столом и обычаи взаимопомощи Знать пройденный материал, уметь соотносить термины с определениями, знать выдающихся деятелей, называть общественные органы управления и их функции Уметь: - характеризовать возникновение и деятельность княжеских съездов -определять виды княжеских съездов -Знать когда появилась «хаса» и какие вопросы она решала - Знать значения данных слов и даты §15, подготовить доклад Уметь: - характеризовать съезд доверенных Кабарды и Горских обществ Определять появление сельских сходов и их деятельность - Знать значения данных слов и даты §3-4, ответить на вопросы §16-17, ответить на вопросы §1-2, конспект 2728 Судебные органы. 2 Уметь: - называть судебные органы Кабарды - определять отличие тёре от хеящ1э - характеризовать дальнейшее развитие и изменения судебных органов - Знать значения данных слов и даты §5, подготовить сообщения 29 Гостеприимство. 1 Уметь: - рассказывать о гостеприимстве кабардинцев и балкарцев. -Знать обычаи гостеприимства §1, конспект, сообщения 30 Куначество. 1 31 Аталычество. 1 §2-4, конспект, ответить на вопросы 32 Другие формы искусственного родства. 1 Уметь: - определять как устанавливалось куначество - причины возникновения аталычества и вкакой период оно существовало -характеризовать искусственные формы родства Знать значения данных слов и даты Уметь: - характеризовать обычай кровной мести - отношение к кровной мести ЖабагиКазаноко - Знать имена, даты, понятия 33 1 Кровная месть. 34 Зачет по теме: «Общественные институты кабардинцев и балкарцев» 1 рассказывать о гостеприимстве кабардинцев и балкарцев. -Знать обычаи гостеприимства определять как устанавливалось куначество - причины возникновения аталычества и вкакой период оно существовало -характеризовать искусственные формы родства Знать значения данных слов и даты характеризовать обычай кровной мести - отношение к кровной мести ЖабагиКазаноко §5, повт. пройд. материалы Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение. Учебные пособия: 1)Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Учебное пособие. Нальчик, 2013г.; 2) МусукаевА.И., ПершицА.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик,2003. Методическая литература: 1)Золотарева И.С. История и культура Кабардино-Балкарии в вопросах и ответах. Нальчик, 2013. 2)Золотарева И.С. Методические рекомендации по курсу «Культура народов КБР» Нальчик 2013г. 3)Карданова ММ, Зведре В.А., Маргушева А.А., Закуреев АР. «Контрольно-проверочные и тестовые задания по истории и культуре народов КБР», Нальчик, 2014г. Дополнительная литература: 1. Абазов А.Я. Очерки истории кабардинской драматургии. Нальчик, 1999. 2.В.М. Агаликов «Детские игры в Кабардино-Балкарии», Нальчик, 2004г. 3.М.Д.Бекалдиев «Хрестоматия по истории Кабардино-Балкарии», Нальчик,2001г. 4.Герандоков М.Х., Герандркова В.З. Культурная революция в национальных регионов: миф или реальность. Нальчик, 2003. Материально – техническое обеспечение. 1) 2) 3) 4) 5) Компьютер. Презентации. Документальные фильмы. Карты. Предметы старины. Интернет ресурсы. 1)СайтАдыги. ru.Сабанчиев Х. –М. А. 2)Сайт КБР. Рубрика «История КБР»