Рабочая-программа-по-культуре-народов-КБ-10-кл. (1)

РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

по культуре народов КБР
для 10 класса

Пояснительная записка
Рабочая программа курса Культура народов КБР для 10-х классов составлена в соответствии с Региональным компонентом
государственного стандарта общего образования по истории и культуре КБР разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об
образовании», Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации
№1756-р от 29.12.2001), Федеральный базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждении
Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации №1312 от
09.03.2004), Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования Российской
Федерации № 1089 от 05.03.2004), Законом КБР «Об образовании», учебным планом для национальных образовательных учреждении,
реализующих программы общего образования (утвержден приказом Министерством образования и науки), приказом Министерства общего и
профессионального образования.
Целями реализации регионального компонента по Культуре народов КБР являются:
- воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее
историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни;
- формирование способности учащихся к самостоятельному жизненному выбору, самообразованию и самосовершенствованию .
Задачи реализации регионального компонента по истории КБР:
- дать учащимся целостное представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном своеобразии родного
края, традициях духовной и нравственной жизни, социальном опыте народа;
-сформировать позитивные ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными,
этнонациональными традициями народов, населяющих КБР, для применения полученных знании и умении на практике, планирования своей
жизнедеятельности,
-участия в решении существующих и возникающих региональных, общенациональных проблем;
-обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиции духовной жизни региона, сформировать
на этой основе умения конструктивного межкультурного
взаимодействия
с
представителями
различных
этносов,
навыки
бесконфликтного поведения;
-способствовать этнической идентификации и политической консолидации населения;
-помочь учащимся осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни в регионе, передать им знания и умения для активного участия
в ней, способствовать самоопределению, формированию потребности в созидательной трудовой деятельности на благо семьи, общества,
государства;

-пробуждать интерес к судьбам людей родного края, к истории повседневности, воспитывать уважение к представителям старшего
поколения, институту семьи;
-создавать условия для приобщения обучающихся к культуре, искусству, способам художественного самовыражения на примерах
творчества земляков – известных деятелей культуры;
-развивать творческие способности обучающихся на основе, поисковой,исследовательской деятельности, изучение
многообразных источников по истории и культуре края.
Место учебного курса в учебном плане.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по
разделам и темам курса. Рабочая программа рассчитана на 34 часа из расчёта 1учебный час в неделю и предназначена для учащихся 10-х классов
на 2018-2019 учебный год.

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
по культуре народов КБР
Ученик должен:
- иметь целостное представление о культурном, этнонациональном своеобразии родного края, традициях духовной и нравственной жизни,
социальном опыте народа;
- знать историю развития культуры, науки и образования в КБР; значение просветительской литературной деятельности первых учёных и
писателей Кабарды и Балкарии;
- сформировать в себе позитивные ценностные ориентации в ходе ознакомления с культурными, религиозными, этнонациональными
традициями народов, населяющих КБР, для применения полученных знании и умении на практике, планирования своей жизнедеятельности,
участия в решении существующих и возникающих региональных, общенациональных проблем;
-духовной жизни региона, на этой основе уметь взаимодействовать с представителями различных этносов, иметь навыки бесконфликтного
поведения;
- осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни в регионе, развивать полученные знания и умения для активного участия в ней;
- иметь интерес к судьбам людей родного края, к истории повседневности, относиться с уважением к представителям старшего поколения,
институту семьи;
- иметь интерес к родной культуре;
- на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучение многообразных источников по истории и культуре края развивать свою
творческую деятельность;- понимать значение изменении в материальной и духовной культуры народов КБР на современном этапе;

- выражать собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего;
- формировать чувства патриотизма, уважения к прошлому народа;
- стремиться к самостоятельному жизненному выбору, самообразованию, и самосовершенствованию в условиях многонационального и
поликонфессионального своеобразия;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для выбора моделей поведения в конкретных жизненных ситуациях на основе позитивных ценностей, с осознанием своей
этнонациональной, региональной и государственно-политической идентичности;
- вступления в диалог культур, проявление толерантности к представителям различных этнических, конфессиональных, социальных групп
населения края;
- самостоятельной работы со справочной и краеведческой литературой, письменности, историческими источниками и устными свидетелями
как формы самообразования;
- объяснение уклада жизни своего города, посёлка местности, участие в решении проблем местного сообщества;
- анализа текущих событии, высказывания и аргументирования своей оценки важнейших событии и личностей;
- самоопределение, выбора профиля образования и профессиональной ориентации.
- стремиться к самостоятельному жизненному выбору, самообразованию, и самосовершенствованию в условиях многонационального и
поликонфессионального своеобразия

Тематическое планирование по культуре народов КБР в 10 классе по учебному пособию Г.Х. Мамбетов. 1 час в неделю. Всего 34 ч.
№
уро
ка
1
2

Тема урока

Земледелие.
Некоторые обычаи и традиции,
связанные с земледелием.

Кол.
часов

2

1
3
Скотоводство.

4

Охота.

1

5

Пчеловодство.

1

6

Крестьянские промыслы.

1

Требования к уровню подготовки учащихся

Уметь:
-определять отличие земледелия кабардинцев от земледелия
балкарцев
- рассказывать об участии женщин в полевых работах, о хранении
убранного урожая
- Знать обряды связанные со земледелием
- Знать значения данных слов
Уметь:
- определять какое место занимало скотоводчество в жизни
кабардинцев и балкарцев
- рассказывать об обычаях и традициях, также легенды и сказания
связанные со скотоводством
- называть известных скотоводов села
- характеризовать
Уметь:
- определять какое место занимало охота и пчеловодство в жизни
кабардинцев и балкарцев
- рассказывать о времени охоты на различных животных
- Знать обычаи и обряды, связанные с охотой и пчеловодством

Уметь:
- называть и характеризовать крестьянские промыслы
- называть изделия, которые изготовлялись мастерами разных

Домашнее
задание

§1-2,
ответить на
вопросы

§3,с.33-50

§4-5, ответить на
вопросы

§6,с.58-67

промыслов
- Знать какую роль играли промысли и ремесла в хозяйстве крестьян

7

Пути сообщения и средства
передвижения.

1

Уметь:
- называть и характеризовать пути сообщения и средства
передвижения
- рассказывать об обычаях и традициях, связанные с дорогами и
средствами передвижения
- Знатькакими средствами передвижения пользовались жители
родного села

§7, с.57-75

8

Поселения кабардинцев.

1

§8-9,
с.75-83

9

Поселения балкарцев.

Уметь:
- характеризовать поселения кабардинцев и балкарцев
- определить отличие кабардинских селении от балкарских
- знать историю своего села
Уметь:
- Определять чем отличалась усадьба и жилище кабардинцев от
усадьбы и жилище балкарцев
- характеризовать изменения в жилищном строительстве и в
строительном материале в конце 19- начале 20в.
- Знать значения данных слов
Уметь:
- определять обычаи и традиции, связанные со строительством жилищ
- обычаи
Взаимопомощи
- обычаи, которые выполнялись после завершения строительства дома
- описывать внутреннее убранство жилищ кабардинцев и балкарцев

§12-13,
С.89-106

Уметь:
- характеризовать хозяйственные постройки кабардинцев и балкарцев
- определять отличие вашей сегодняшней усадьбы от усадьбы деда

§14, ответить на
вопросы

10

Усадьба и жилище кабардинцев.

11

Усадьба и жилище балкарцев.

1
1

1
1
12

Традиции и обычаи, связанные
со строительством жилищ.

13

Внутреннее убранство жилищ.

14

Хозяйственные постройки.

1
1

§10-11,
С.83-88

или прадеда.
- Знать отличие хозяйственных построек кабардинцев и балкарцев

15

Одежда.

16

Пища.

17

Общественная взаимопомощь.

18

Зачет по теме: «Культура
жизнеобеспечения»

1920

Княжеские съезды-советы.

2122
2324

Народные собрания- хасы

2526

Сельские сходы

1

1
1

1

2

Съезд доверенных Кабарды и
Горских обществ.

2
2

2

Уметь:
- определить характерные черты в одежде кабардинцев и балкарцев
- характеризовать отличие одежды кабардинцев и балкарцев.
- Знать значения данных слов
Уметь:
-называть важнейшие виды мучной и мясной пищи
- определять отличие мучной пищи кабардинцев и балкарцев.
- Знать какие обычаи нужно соблюдать за столом и обычаи
взаимопомощи
Знать пройденный материал, уметь соотносить термины с
определениями, знать выдающихся деятелей, называть общественные
органы управления и их функции
Уметь:
- характеризовать возникновение и деятельность княжеских съездов
-определять виды княжеских съездов
-Знать когда появилась «хаса» и какие вопросы она решала
- Знать значения данных слов и даты

§15, подготовить
доклад

Уметь:
- характеризовать съезд доверенных Кабарды и Горских обществ
Определять появление сельских сходов и их деятельность
- Знать значения данных слов и даты

§3-4, ответить на
вопросы

§16-17, ответить
на вопросы

§1-2,
конспект

2728

Судебные органы.

2

Уметь:
- называть судебные органы Кабарды
- определять отличие тёре от хеящ1э
- характеризовать дальнейшее развитие и изменения судебных
органов
- Знать значения данных слов и даты

§5, подготовить
сообщения

29

Гостеприимство.

1

Уметь:
- рассказывать о гостеприимстве кабардинцев и балкарцев.
-Знать обычаи гостеприимства

§1, конспект,
сообщения

30

Куначество.

1

31

Аталычество.

1

§2-4, конспект,
ответить на
вопросы

32

Другие формы искусственного
родства.

1

Уметь:
- определять как устанавливалось куначество
- причины возникновения аталычества и вкакой период оно
существовало
-характеризовать искусственные формы родства
Знать значения данных слов и даты
Уметь:
- характеризовать обычай кровной мести
- отношение к кровной мести ЖабагиКазаноко
- Знать имена, даты, понятия

33

1
Кровная месть.

34

Зачет по теме: «Общественные
институты кабардинцев и
балкарцев»

1

рассказывать о гостеприимстве кабардинцев и балкарцев.
-Знать обычаи гостеприимства
определять как устанавливалось куначество
- причины возникновения аталычества и вкакой период оно
существовало
-характеризовать искусственные формы родства
Знать значения данных слов и даты
характеризовать обычай кровной мести
- отношение к кровной мести ЖабагиКазаноко

§5,
повт. пройд.
материалы

Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение.
Учебные пособия:
1)Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Учебное пособие. Нальчик, 2013г.;
2) МусукаевА.И., ПершицА.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик,2003.
Методическая литература:
1)Золотарева И.С. История и культура Кабардино-Балкарии в вопросах и ответах. Нальчик, 2013.
2)Золотарева И.С. Методические рекомендации по курсу «Культура народов КБР» Нальчик 2013г.
3)Карданова ММ, Зведре В.А., Маргушева А.А., Закуреев АР. «Контрольно-проверочные и тестовые задания по истории и культуре
народов КБР», Нальчик, 2014г.
Дополнительная литература:
1. Абазов А.Я. Очерки истории кабардинской драматургии. Нальчик, 1999.
2.В.М. Агаликов «Детские игры в Кабардино-Балкарии», Нальчик, 2004г.
3.М.Д.Бекалдиев «Хрестоматия по истории Кабардино-Балкарии», Нальчик,2001г.
4.Герандоков М.Х., Герандркова В.З. Культурная революция в национальных регионов: миф или реальность. Нальчик, 2003.
Материально – техническое обеспечение.
1)
2)
3)
4)
5)

Компьютер.
Презентации.
Документальные фильмы.
Карты.
Предметы старины.

Интернет ресурсы.
1)СайтАдыги. ru.Сабанчиев Х. –М. А.
2)Сайт КБР. Рубрика «История КБР»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».