ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Культура народов КБР» для 11-х классов составлена в соответствии с Региональным компонентом государственного стандарта общего образования по истории (истории КБР) и мировой художественной культуре, разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации №1756-р от 29.12.2001), Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации №1312 от 09.03.2004), Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004), Законом КБР «Об образовании», учебным планом для национальных образовательных учреждении, реализующих программы общего образования (утвержден приказом Министерством образования и науки), приказом Министерства общего и профессионального образования. Изучение культуры народов КБР на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: -воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия, толерантности, уважения к культурным традициям народов КБР; -развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления; -освоение систематизированных знаний о закономерностях развития традиционных национальных культур; о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере культуры народов нашей республики; -овладение умением анализировать явления культуры и вырабатывать собственную оценку; -использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды. -воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни; -формирование способности выпускников к самостоятельному жизненному выбору, самообразованию и самосовершенствованию в условиях многонационального и поликонфессионального своеобразия; -дать выпускникам целостное представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном своеобразии родного края, традициях духовной и нравственной жизни, социальном опыте народа; -сформировать позитивные ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями народов, населяющих КБР, для применения полученных знании и умении на практике, планирования своей жизнедеятельности, участия в решении существующих и возникающих региональных, общенациональных проблем; -обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиции духовной жизни региона, сформировать на этой основе умения конструктивного межкультурного взаимодействия с представителями различных этносов, навыки бесконфликтного поведения; -способствовать этнической идентификации и политической консолидации населения; -помочь выпускникам осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни в регионе, передать им знания и умения для активного участия в ней; способствовать самоопределению, формированию потребности в созидательной трудовой деятельности на благо семьи, общества, государства; -создавать условия для приобщения обучающихся к культуре, искусству, способам художественного самовыражения на примерах творчества земляков - известных деятелей культуры; -формировать у обучающихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета “культура народов КБР” на этапе среднего (полного) общего образования являются: умение учащихся мотивированно организовывать познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) и самостоятельно выбирать критерии для сравнительного анализа, сопоставления и оценки культурных явлений различных народов, населяющих Кабардино- Балкарию; приобщение к творческой, учебно-исследовательской, информационно-коммуникативной деятельности, в русле которых формируются навыки выдвигать гипотезы и овладевать элементарными приемами исследования, получать нужную информацию по различным источникам (текст, таблица, аудиовизуальный ряд), использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для систематизации информации и создания базы данных; участие в публичных выступлениях, аргументированно обосновывая доказательства (в том числе от противного) и соблюдая этику поведения в диспуте; понимание ценности образования для развития личностной культуры, критической самооценки, готовности учитывать интересы и мнения других людей; умение давать личностную оценку явлениям современной жизни, четко определяя свою гражданскую позицию. Место учебного предмета в учебном плане. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса.Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю и предназначена для учащихся 11-х классов на 2016-2017 учебный год. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В результате изучения культуры народов КБР ученик должен знать/понимать: -особенности возникновения и основные черты традиционной и современной национальной культуры; -шедевры национальной культуры; -основные выразительные средства разных видов культуры; уметь: -сравнивать явления национальных культур и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей; -понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими; -осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области культуры народов КБР; -уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии попроблемам национальной культуры; -уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады,рефераты, отзывы, сочинения, рецензии); -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения путей своего культурного развития; профессионального самоопределения; ориентации в традиционном наследии и современном культурном процессе; организации личного и коллективного досуга; самостоятельного художественного творчества. Учебно-методический комплект: Учебные пособия 1) Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Учебное пособие. Нальчик, 2014г.; 2) Мусукаев А.И.,ПершицА.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик,2000. Дополнительная литература: 1)Золотарева И.С. История и культура Кабардино-Балкарии в вопросах и ответах. Нальчик, 2012. 2)Золотарева И.С. Методические рекомендации по курсу «Культура народов КБР» Нальчик 2003г. 3)Карданова ММ, Зведре В.А., Маргушева А.А., Закуреев АР. «Контрольно-проверочные и тестовые задания по истории и культуре народов КБР», Нальчик, 2014г. 4)Абазов А.Я. Очерки истории кабардинской драматургии. Нальчик, 1999. 5)В.М. Аталиков «Детские игры в Кабардино-Балкарии», Нальчик, 2004г. 6)М.Д.Бекалдиев «Хрестоматия по истории Кабардино-Балкарии», Нальчик,2012г. 7)Герандоков М.Х., Герандркова В.З. Культурная революция в национальных регионов: миф или реальность. Нальчик, 2003. Тематическое планирование по культуре народов КБР в 11 классе по учебному пособию Г.Х. Мамбетов. 1 час в неделю. Всего 34 часа. № Темы Кол.часо в Требования к уровню подготовки Дом.з. Глава 1. Семейная культура 1 Большая и малая семья 1 Знать, из кого состояла большая и малая семья, права и П. 1, с. 205обязанности тхамады и гуаша, какими правами 210. пользовались женщины при разделе имущества. Уметь сравнивать явления национальных культур и соотносить с определенной исторической эпохой, выполнять учебные и творческие задания. 2 Брачные запреты Знать, какие брачные запреты существовали у кабардинцев и балкарцев, в каком возрасте вступали в брак кабардинцы и балкарцы, почему происходила кража невесты. П. 2, с. 210213 Уметь аргументировать собственную точку зрения, выполнять учебные и творческие задания, сравнивать явления национальных культур. 3 Сватание Знать, какое участие принимали родители в выборе П.3,с. 213-217 жениха для дочери, невесты для сына; как организовывалось сватание где и как оформлялся брак; чему равен был калым, как и когда он уплачивался. 4 Калым П.4, с.217-220 5 Свадьба Рассказывать об организации перевоза невесты в дом П.5, с. 220супруга; описывать организацию знакомства невестки 230 с домом мужа. Описывать кабардинскую и балкарскую свадьбу; знать, чем отличалась кабардинская свадьба от балкарской. 6 Обычаи избегания 7 Первое возвращение невесты домой Знать, какие обычаи связаны с первым возвращением невестки домой. Уметь рассказывать об обычаях избегания между невесткой и родителями мужа и его старшими родственниками. Называть, в каких случаях был возможен развод и кто был его инициатором. 8 Развод 9 Ребенок и его имя 10 Обрядовые игры, связанные с рождением детей и их П.6, с. 230-233 П.7, с. 233-234 П.8, с. 234-236 Называть национальные адыгские и балкарские П.9, с. 236-239 имена.Знать, какие обряды выполнялись при рождении мальчика, завязывании в люльку, первом шаге. Уметь сравнивать явления национальных культур и соотносить с определенной исторической эпохой, П.10, с. 239выполнять учебные и творческие задания. 245 совершеннолетием 11 Зачет по теме: «Семейная культура». Повторение и обобщение пройденного материала. п.1-10, стр. 205-245 Глава 2. Культура воспитания. 12 Физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание Знать основное содержание эстетического воспитания, основные задачи нравственного воспитания у кабардинцев и балкарцев. Называть средства физического, эстетического и нравственного воспитания. П. 11, с. 245254 13 Трудовое воспитание Знать, основные задачи трудового воспитания; какую роль играли народные игры в трудовом воспитании детей. Уметь сравнивать явления национальных культур и соотносить с определенной исторической эпохой, выполнять учебные и творческие задания. П.12, с. 254261 14 Военное воспитание Охарактеризовать военное воспитание кабардинцев и П. 13, с. 261балкарцев. Знать, в чем сущность военного воспитания 267 адыгов. Перечислять, из чего состояло вооружение адыгов. 15 Адыгский этикет. Этикет балкарцев. Знать, важнейшие требования этикета кабардинцев и балкарцев. Приводить примеры терпимости и мужества из жизни жителей вашего или близлежащего П. 14, с. 267271 села. 16 Уважительное отношение к родителям Описывать отношение детей к своим родителям. Знать, чем обеспечивалось уважительное отношение детей к родителям; какое участие принимала общественность в воспитании подрастающего поколения села. П. 15, с. 271275 17 Уважительное отношение к старшим Знать, в чем выражалось уважительное отношение младших к старшим. П. 16, с. 275278 18 Уважительное отношение к женщине Рассказывать о положении женщин у кабардинцев и балкарцев. Приводить примеры, говорящие о высоком положении женщин – кабардинок и балкарок. Определять, в чем суть рыцарского отношения кабардинцев и балкарцев к женщине. П. 17, с. 278284 19 Обычаи приветствий и прощаний Описывать виды приветствий у кабардинцев и балкарцев. Уметь сравнивать явления национальных культур и соотносить с определенной исторической эпохой, выполнять учебные и творческие задания. П. 18, 284-290 20 Благопожелания П. 19, с. 290296 21 Тосты и немного о застольном этикете Знать, по каким случаям жизни кабардинцы и балкарцы организовывали празднества с угощениями, кто руководил торжественным столом, какой порядок существовал за столом. П. 20, с. 296300 22 Зачет по теме: «Культура воспитания». Повторение и обобщение пройденного материала. П.11-20, стр. 245-300 Глава 3. Духовная культура кабардинцев и балкарцев. 23 Устное и народное творчество. Знать, что такое «Нартский эпос», какое место занимали женщины в нартских сказаниях. Приводить примеры говорящие о появлении неравенства среди Нартов. П.21, с. 300303 24 Нартский эпос. П. 22, с. 303307 25 Музыкальное искусство. Назвать известных песнотворцев, исполнителей народных песен у кабардинцев и балкарцев в 12-18 вв. Перечислить танцы кабардинцев и балкарцев. Знать, как называли распорядителей танцев. 26 Танцы и танцевальный этикет. 27 Театральное искусство. 28 Народные певцы. 29 Прикладное искусство. П.23, с. 307308 П.24, с. 308312 Выяснить, какова основная роль народных певцов (Джегуако), почему князья и уорки считались с ними. Знать, почему народные певцы пользовались неприкосновенностью. П. 25, с. 312317 П. 26, с. 317320 Определить отличие народного искусства кабардинцев П.27, с.320от народного искусства балкарцев. Выяснить, какой 326 вид искусства был наиболее развит, какие изменения произошли в народном искусстве кабардинцев и балкарцев в конце 19, начале 20 вв. 30 Религия. Рассказать об остатках христианства, перечислить христианские обряды. Знать, когда Ислам стал господствующей религией кабардинцев и балкарцев. П.28, с.326344 31 Похоронные обряды. Перечислить основные похоронные обряды. Рассказывать об обычаях взаимопомощи в похоронных обрядах. П.29, с. 344353 32 Народная медицина. Выяснить, какие болезни лечили ваши сельские знахари, какими лекарственными травами пользовались народные лекари. П.30, с. 353356 33 Повторение Повторение и обобщение пройденного материала. П.21, с.300356 34 Зачет по теме: «Духовная культура кабардинцев и балкарцев» Повторение и обобщение пройденного материала. П.21, с.300356