пояс.зап. 10-11 кл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по физической культуре составлена на основании следующих нормативно
– правовых документов:
Приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального
компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования».
Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 17-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской
Федерации «Об образовании» пункт 4
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования
России от 9 марта 2004 г. № 1312)
Федеральный компонент государственного стандарта. Стандарт среднего
(полного) общего образования по физической культуре (базовый уровень). - Сборник
нормативных документов. Физическая культура. -М.: Дрофа, 2004
ПриказМинистерстваОбразованияРФот16.от 2002г.№2715/227/166/19«Осовершенствовании процессафизическоговоспитания в
ОУ РФ.
Комплексная программа физического воспитания, 1 − 11 классы. Авторы: В.И. Лях, А.А.
Зданевич. − М: «Просвещение», 2016г
Санитарные правила "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных
видах современных общеобразовательных учреждений"//Официальные документы в образовании.2000,№1.-с.53-61; №3.-с.19-38; №4.-с.28-37Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в
2000 году Постановление Правительства //Официальные документы в образовании.-2000, №9.-с.7-10
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. Концепция утверждена
распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. №1756-Р (п.22)
Национальная стратегия охраны здоровья детей в России и ее правовое обеспечение Рекомендации
парламентских слушаний// Официальные документы в образовании.-2001,№18.- с.55-65
Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения,
физического развития детей, подростков и молодежи от 29 декабря 2001 г. № 916. Официальные
документы в образовании. № 4. – 2002. С.66-69.
Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005
года. Распоряжение от 29.10.2002 г. № 1507-р. Официальные документы в образовании. № 33(203). –
2003. С. 4-13.
О введении в действие санитарно-эпидемических правил и норм СанПиН 2.4.2.1178-02
(постановление Минздрава России от 05.12.2002 № 3997). Вестник образования России. - № 16. –
2003. С. 21-33.
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях,
СанПиН 2.4.2.1178-02. Официальные документы в образовании. - № 3. – 2003. С. 18-59.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования по
физической культуре
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (извлечения).
Федеральный закон «Об ограничении курения табака» (извлечения).
О федеральной целевой программе «Образование и здоровье» Приказ Министерства
Образования РФ от 19.01.2001 №176
О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации Приказ Министерства
здравоохранения Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации от
31.05.2002 № 176/2017//Официальные документы в образовании 20/2002.
О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных
учреждения Рекомендательное письмо от 12.07.2000 № 22-06-788 // Официальные документы в
образовании.-№23, 2000
О введении третьего дополнительного часа физической культуры в образовательных
учреждениях РФ./ Письмо Минобразования России от 12.08.2002 г. №13-51-99/14. Вестник
образования России.-№18.-2002. с.44-45
Об увеличении двигательной активности обучающихся общеобразовательных учреждений.
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 28 апреля 2003 г. № 13-51-86/13:
Методические рекомендации //Вестник образования России.-2003, июль, №13

Общая характеристика учебного предмета
Предметом образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная)
деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием
физической природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как
целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных
качеств. В соответствии со структурой двигательной деятельности, учебный предмет физической
культуры структурируется по трем основным разделам: знания (информационный компонент
деятельности), физическое совершенствование (мотивационно-процессуальный компонент
деятельности) и способы деятельности (операциональный компонент деятельности).
В примерной программе для среднего (полного) общего образования двигательная деятельность, как
учебный предмет, представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная
деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность с прикладно-ориентированной физической
подготовкой. Каждая из этих линий имеет соответствующие свои три учебных раздела (знания,
физическое совершенствование, способы деятельности).
Первая содержательная линия примерной программы «Физкультурно-оздоровительная
деятельность» ориентирует образовательный процесс на укрепление здоровья учащихся и
воспитание бережного к нему отношении. Через свое предметное содержание она нацеливается на
формирование интересов и потребностей школьников в регулярных занятиях физической культурой
и спортом, творческом использовании осваиваемого учебного материала в разнообразных формах
активного отдыха и досуга, самостоятельной физической подготовке к предстоящей
жизнедеятельности. В разделе «Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности» содержаться
сведения о роли занятий физической культурой в предупреждении раннего старения организма
человека, способах и средствах профилактики профессиональных заболеваний, возникающих в
процессе трудовой деятельности. Здесь же приводятся знания об оздоровительных системах
физического воспитания, средствах и формах активного восстановления и повышения
работоспособности человека. Во втором разделе «Физическое совершенствование с оздоровительной
направленностью» представлено учебное содержание, ориентированное на укрепление
индивидуального здоровья учащихся, повышение функциональных возможностей основных систем
их организма. Данное содержание включает в себя комплексы упражнений из современных
оздоровительных систем физического воспитания, учитывающих интересы учащихся в гармоничном
развитии собственных физических способностей, формировании индивидуального типа
телосложения, культуры движений. В третьем разделе «Способы физкультурно-оздоровительной
деятельности» раскрываются способы самостоятельной организации и проведения оздоровительных
форм занятий физической культурой, приемы наблюдения за показателями собственного здоровья и
работоспособности, индивидуального контроля и регулирования физических нагрузок на занятиях
физическими упражнениями.
Вторая содержательная линия «Спортивно-оздоровительная деятельность с прикладноориентированной физической подготовкой» соотносится с интересами учащихся в занятиях спортом
и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня
физической и двигательной подготовленности учащихся. В первом разделе «Знания о спортивнооздоровительной деятельности с прикладно-ориентированной физической подготовкой» приводятся
сведения об основах самостоятельной подготовки учащихся к соревновательной деятельности,
даются понятия тренировочного процесса и тренировочного занятия, раскрываются общие
представления о прикладно-ориентированной физической подготовке и ее связи со спортивнооздоровительной деятельностью. Во втором разделе «Физическое совершенствование со спортивнооздоровительной и прикладно-ориентированной физической подготовкой» дается учебное
содержание, ориентированное на повышение физической и технической подготовленности учащихся
по одному из базовых видов спорта, а также физические упражнения и комплексы, нацеленные на
физическую подготовку учащихся к предстоящей жизнедеятельности. Отличительной особенностью
этого раздела примерной программы, является предоставление возможности учащимся осуществлять
углубленную подготовку по одному из базовых видов спорта. В третьем разделе «Способы
физкультурно-спортивной деятельности с прикладно-ориентированной физической подготовкой»
приводятся практические умения, необходимые и достаточные для организации и проведения
самостоятельных оздоровительных тренировок в режиме спортивной подготовки.

Цели
Общей целью образования в области физической культуры является формирование у учащихся
устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии
физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в
организации здорового образа жизни. В соответствии с этим, Примерная программа среднего
(полного) общего образования своим предметным содержанием ориентируется на достижение
следующих целей:
- развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей
организма, укрепление индивидуального здоровья;
- воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурнооздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;
- овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания,
обогащение индивидуального опыта специально-прикладными физическими упражнениями и
базовыми видами спорта;
- освоение системой знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании
здорового образа жизни и социальных ориентаций;
- приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности,
овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими
упражнениями.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации
отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Физическая культура» на этапе
среднего (полного) общего образования, из расчета 3 часа в неделю в X и XI классах. Кроме того на
преподавание предмета рекомендуется отводить дополнительный третий час из регионального
(национально-регионального) компонента, в исключительных случаях – из компонента
образовательного учреждения.
Примерная программа рассчитана на 210 учебных часа. При этом, в ней предусмотрен резерв
свободного учебного времени в объеме 12 учебных часов (или 16,8%) предназначенный учителям
образовательных учреждений для реализации собственных авторских подходов в структурировании
и дополнительном наполнении учебного материала, использовании разнообразных форм
организации учебного процесса, внедрении современных методов обучения и педагогических
технологий.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении
приоритетными для учебного предмета «Физическая культура» на этапе основного общего
образования являются:
В познавательной деятельности:
- определение существенных характеристик изучаемого объекта;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности;
- формулирование полученных результатов.
В информационно-коммуникативной деятельности:
- поиск нужной информации по заданной теме;
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам
ведения диалога.
В рефлексивной деятельности:
- понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
- объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;
- владение навыками организации и участия в коллективной деятельности.
Результаты обучения
Результаты изучения предмета физической культуры приведены в разделе «Требования к уровню
подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на
реализацию личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов
и задаются по трем базовым основаниям: «Знать/понимать», «Уметь» и «Использовать

приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения физической культуры на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику
профессиональных заболеваний и вредных привычек;
способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
правила и способы планирования систем индивидуальных занятий физическими упражнениями различной
целевой направленности;
уметь
выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической
культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической
гимнастики;
выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов
передвижения;
выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;
подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых
спортивных соревнованиях;
активной творческой деятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.

ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ 10 −11 КЛАССОВ
Задачи физического воспитания учащихся 10—11 классов направлены на:
содействие гармоничному физическому развитию, выработку умений использовать физические
упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния
здоровья, противостояния стрессам;
формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня
здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;
расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и
формирование умений применять их в различных по сложности условиях;
дальнейшее развитие кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости, скорости и
гибкости) и координационных (быстроты перестроения двигательных действий, согласования,
способностей к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости и др.)
способностей; формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной
тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности,
выполнении функции отцовства и материнства, подготовку к службе в армии; закрепление
потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;
формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения,
коллективизма, развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания;
дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ
СРЕДНЮЮ ШКОЛУ
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая
культура» учащиеся по окончании средней школы должны достигнуть следующего уровня развития
физической культуры.
Объяснять:
роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы
современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на
развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;
роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике

вредных привычек, ведении здорового образа жизни.
Характеризовать:
индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными
занятиями физическими упражнениями;
особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий
физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физическими
упражнениями различной направленности и контроля их эффективности;
особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями
общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности;
особенности обучения и самообучения двигательным действиям, особенности развития
физических способностей на занятиях физической культурой;
особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их
структуры, содержания и направленности;
•
особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их
оздоровительную и развивающую эффективность.
Соблюдать правила:
личной гигиены и закаливания организма;
организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими
упражнениями и спортом;
культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;
профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;
экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой.
Проводить:
самостоятельные и самодеятельные занятия физическими упражнениями с общей
профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью;
контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью,
физической работоспособностью, осанкой;
приемы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями, приемы
оказания первой помощи при травмах и ушибах;
приемы массажа и самомассажа;
занятия физической культурой и спортивные соревнования сучащимися младших классов;
судейство соревнований по одному из видов спорта.
Составлять:
индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности;
планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий.
Определять:
уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;
эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и
физическую работоспособность;
дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений.
Демонстрировать:
Физические
Физические упражнения
способности
Скоростные
Бег 30 м
Бег 100 м
Силовые
Подтягивание из виса на высокой
перекладине
Подтягивание в висе лежа на
низкой перекладине, раз
Прыжок в длину с места, см

Юноши

Девушки

5,0 с
14,3 с
10 раз
215 см

5,4 с
17,5 с

К выносливости Кроссовый бег на 3 км Кроссовый 13 мин 50 с
бег на 2 км

14 раз
170 см
10 мин 00 с

Двигательные умения, навыки и способности:
В метаниях на дальность и на меткость: метать различные по массе и форме снаряды
(гранату, утяжеленные малые мячи, резиновые палки и др.) с места и с полного разбега
(12—15 м) с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов; метать
различные по массе и форме снаряды в горизонтальную цель 2,5X2,5 м с 10—12 м
(девушки) и 15—25 м (юноши); метать теннисный мяч в вертикальную цель l x l м с 10 м
(девушки) и с 15—20 м (юноши).
В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять опорный прыжок ноги врозь
через коня в длину высотой 115—125 см (юноши); выполнять комбинацию из отдельных элементов
со скакалкой, обручем или лентой (девушки); выполнять акробатическую комбинацию из пяти
элементов, включающую длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см, стойку на руках,
переворот боком и другие ранее освоенные элементы (юноши), и комбинацию из пяти ранее
освоенных элементов (девушки); выполнять комплекс вольных упражнений (девушки).
В единоборствах: проводить учебную схватку в одном из видов единоборств (юноши).
В спортивных играх: демонстрировать и применять в игре или в процессе выполнения специально
созданного комплексного упражнения основные технико-тактические действия одной из
спортивных игр.
Физическая подготовленность: соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей
развития физических способностей (табл. 3), с учетом региональных условий и индивидуальных
возможностей учащихся.
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: использовать различные виды
физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа
жизни; осуществлять коррекцию недостатков физического развития; проводить самоконтроль и
саморегуляцию физических и психических состояний.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому
четырехборью: бег 100 м, прыжок в длину или высоту, метание мяча, бег на выносливость;
осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: согласовывать свое поведение с
интересами коллектива; при выполнении упражнений критически оценивать собственные
достижения, поощрять товарищей, имеющих низкий уровень физической подготовленности;
сознательно тренироваться и стремиться к возможно лучшему результату на соревнованиях.
Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями,
определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры других составляющих вариативной части (материал по выбору учителя,
учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов
спорта) разрабатывает и определяет учитель.
Таблица 3

Уровень физической подготовленности учащихся 16—17 лет
№

Физичес-

п/п кие способности
1
Скоростные
2
Координационные
3
Скоростносиловые
4
Выносливость
5
Гибкость

Контрольное

Воз- Уровень

упражнение
(тест)
Бег 30 м, с

раст
,лет
16
17
16
17
16
17
16
17
16
17

Челночный
бегЗхЮм, с
Прыжки в длину с места, см
6-минутный
бег, м
Наклон вперед
из положения стоя, см

Юноши
Низкий
5,2 и ниже
5,1
8,2 и ниже
8,1
180 и ниже
190
1100 и ниже
1100
5 и ниже
5

Девушки
Средний Высокий
Низкий
Средний
5,1-4,8
4,4 и выше 6,1 и ниже 5,9-5,3
5,0-4,7
4,3
6,1
5,9-5,3
8,0-7,7
7,3 и выше 9,7 и ниже 9,3-8,7
7,9-7,5
7,2
9,6
9,3-8,7
195-210
230 и выше 160 и ниже 170-190
205-220
240
160
170-190
1300-1400 1500 и выше 900 и ниже 1050-1200
1300-1400 1500
900
1050-1200
9-12
15 и выше
7 и ниже
12-14
9-12
15
7
12-14

Высокий
4,8 и выше
4,8
8,4 и выше
8,4
210 и выше
210
1300 и выше
1300
20 и выше
20

6

Силовые

Подтягивание: 16
на высокой пе- 17
рекладине из
виса, кол-во
раз (юноши),
на низкой перекладине из
виса лежа,
кол-во раз (девушки)

4 и ниже
5

8-9
9-10

11 и выше
12

6 и ниже
6

13-15
13-15

18 и выше
18

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ НА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ
ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ( СЕТКА ЧАСОВ)
№ Вид программного материала
п/п

Количество часов (уроков)
Класс

1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
2
2.1

10 (юн, дев)
Базовая часть
78
Основы знаний о физической культуре
В процессе урока
Спортивные игры (баскетбол, волейбол) 36
Гимнастика с элементами акробатики
18
Легкая атлетика
15
Кроссовая подготовка
9
Вариативная часть
27
Футбол
27
Итого
105

11 (юн, дев)
78
36
18
15
6
27
27
102

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Оценка успеваемости - одно из средств повышения эффективности учебного процесса. Она помогает
контролировать освоение программного материала, информирует о двигательной подготовленности
учеников, стимулирует их активность на занятиях физическими упражнениями.
При выполнении минимальных требований к подготовленности учащиеся получают положительную
оценку по предмету «Физическая культура». Градация положительной оценки («3», «4», «5») зависит
от полноты и глубины знаний, правильности выполнения двигательных действий и уровня
физической подготовленности. Оценка ставится за технику движений и теоретические знания.
По основам знаний.
Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их
изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и
практическим занятиям физическими упражнениями.
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание
сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные
ошибки.
Оценку «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность,
имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем
опыте.
С целью проверки знаний используются различные методы.
Метод опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений,
до начала и после выполнения заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после
значительных физических нагрузок.
Программированный метод заключается в том, что учащиеся получают карточки с вопросами и с
несколькими ответами на них. Учащийся должен выбрать правильный ответ. Метод экономичен в
проведении.
Весьма эффективным методом проверки знаний является демонстрация их учащимися в конкретной

деятельности. Например, изложение знаний упражнений по развитию силы с выполнением
конкретного комплекса и т. п.
По технике владения двигательными действиями
Оценка «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно, в
надлежащем темпе, легко и четко.
Оценка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко,
наблюдается некоторая скованность движений.
Оценка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или
несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.
Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются методы
наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный.
Учебники и методические пособия:
Лях В.И. Методика физического воспитания учащихся 10−11 классов. М., Просвещение, 2010г
Лях В. И. учебник Физическая культура. 10- 11 класс. Просвещение. 2018 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».