МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СП ВЕРХНИЙ АКБАШ ТЕРСКОГО РАЙОНА, КАБАРДИНО – БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ 4 КЛАСС Автор: Тенова Арина Темлановна учитель начальных классов Тема урока: Водоёмы нашего края Тип урока: комбинированный Цели урока: Образовательные: - изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек республики в зависимости от рельефа и климата; - раскрыть значение водоёмов в природе и жизни человека; - познакомить с крупнейшими водоёмами республики, своего района Развивающие: -уметь называть, показывать крупнейшие водоёмы республики; - Объяснять взаимосвязи рек с рельефом и климатом; - проанализировать модель "Части реки”; - оценить влияние хозяйственной деятельности на водоёмы своей местности Воспитательные: - показать необходимость и способы их охраны; - развивать информационную компетентность учащихся на основе работы с текстом учебника, картами Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы обучения: наглядно – иллюстративный, объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский. Оборудование: Учебник "Природоведение” А.А. Плешаков, стр. 138-142, компьютерная презентация, физическая карта мира и России, физическая карта Кабардино-Балкарии, раздаточный материал. Ход урока I. Организационный момент. - Родина! Это слово с детства знает каждый. А что такое Родина? Вспомните слова стихотворений и песен, в которых говорится об этом. Вижу чудное приволье, Вижу нивы и поля Это русское раздолье, Это родина моя. Вижу горы и долины, Вижу реки и моря Это русские картины, Это родина моя. Ф. Савинов II. Работа над новым материалом. Учитель: - Ребята, сегодня мы поговорим о…? О чём – вы догадаетесь сами, прослушав мои сообщения о некоторых рекордах, занесённых в Книгу рекордов Гинесса: - Самое глубокое озеро в мире – Байкал. Его глубина – 1940 м. -Волга занимает 17-е место в мире по протяжённости среди других рек. Так о чём пойдёт речь? Ученик: О реках, озёрах и других водоёмах. Учитель: - Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слова: «река», «море»? Ученик: - Водоёмы нашего края. Учитель:- Сегодня мы поговорим о водоёмах нашего края. Но сначала вспомним, какое значение имеет вода для растений, животных и человека. Ученик : Значение водоёмов в природе очень велико. Водоёмы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для тех растений и животных, которые живут в водоёмах, это – единственный дом. Учитель: - (Вывешивается карта своей местности) Посмотрите на карту. Какие реки, озёра, водохранилища есть в нашем крае? Ученик : - Голубые озёра в Черекском районе, голубое озеро Чирик-Кёль, Тамбуканское озеро, Водопад Девичьи косы, Водопад Гедмишх, Чегемские водопады, озеро Донгуз Орун-Кель, долина Нарзанов, река Терек, река Урух, река Чегем, река Малка и др. (Слайды 2 – 7) Работа в парах: Терек – эта река расположилась на Северном Кавказе. Ее протяжность составляет около 623 км, и пересекает Грузию, Кабардино – Балкарию, Ставропольский край, Северную Осетию, Дагестан и Чечню. Длина этой извилистой реки, с довольно быстрым течением, достигает 600 км. Вливается Терек в Каспийское море. Голубые озёра называют природным памятником, который располагается в Черекском районе Кабардино-Балкарии. Точнее – всего в 30 км южнее Нальчика, в долине реки ЧерекБалкарский. Голубое озеро Чирик-Кёль. Озера являются сетью из 5 карстовых водоемов, одно из которых считается вторым в мире по глубине карстовым источником и представляет собой водоносную карстовую шахту с отвесными стенами. На поверхности длина Голубого озера достигает 230 метров, ширина – 125 метров, при этом его глубина точно неизвестна. Водопад Девичьи косы. На скалах Бараньи лбы недалеко от южных склонов вершины Терскол находится самый мощный водопад Кабардино-Балкарии Девичьи косы. Свое название он получил не случайно – стекающие по маленьким желобам струйки воды очень напоминают волосы девушки-горянки. Водопад Гедмишх. В Зольском районе Кабардино-Балкарии в 11 километрах от поселка Хабаз находится красивейший каскад водопадов Гедмишх. Недалеко от поселка Байдево расположена знаменитая долина Нарзанов. Это единственный удобный и доступный источник нарзана для туристов. Поляна имеет площадь около 3 квадратных километров и оборудована для удобства приезжающих. Чегемские водопады. Настоящей жемчужиной Чегемского ущелья являются Чегемские водопады. Потоки воды ниспадают с высоты 55 метров, срываясь со скалы и вытекая из многочисленных расщелин. Учитель: - Велико значение водоёмов и в жизни людей. Они украшают Землю, радуют нас своей красотой. Люди здесь купаются, отдыхают, загорают. По воде на судах путешествуют и перевозят грузы. Из водоёмов берут воду, без которой не могут обойтись ни в быту, ни на производстве. Водоёмы должны быть чистыми! К сожалению, мало делается для того, чтобы их не загрязняли заводы, фабрики, фермы. Но в загрязнении виноваты не только они. В сельском хозяйстве люди применяют удобрения и ядохимикаты. ( Ядохимикаты помогают избавиться от сорняков и некоторых насекомых, которые снижают урожай.) Случается даже, что в поле оставляют без присмотра целые кучи удобрений. Дождевая вода обязательно принесёт часть удобрений и ядохимикатов в водоёмы. Вот вам и опасное загрязнение. Работники сельского хозяйства всегда должны правильно хранить и использовать эти вещества! Если ты увидишь ссыпанные в поле и оставленные без присмотра удобрения, сообщи об этом в общество охраны природы. -Приведу такой случай. Водитель помыл свой автомобиль или мотоцикл в нашей реке. В воду попали бензин или смазочное масло. Как будут себя чувствовать в ней мальки рыб и другие обитатели водоёма? (показывает запрещающие знаки) Ученик: -Многие из них могут погибнуть. Нельзя мыть в водоёмах машины, мотоциклы и даже велосипеды. Они смазаны машинным маслом. Учитель: - Давайте разделим названные водоемы на две группы по их происхождению. Водоёмы созданные природой (естественные) и созданные человеком (искусственные). (Слайд 8) Запишем в тетрадях такую таблицу: Водоемы Естественные Река Озеро Море Океан Искусственные Водохранилище Пруд Канал Ручей III. Физкультминутка Мы немного отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем, Руки в стороны, вперед. Мы на пляже, Солнце жжет. Побежим скорее в реку, Окунемся, поплывем. Ах, какая благодать! Но и меру надо знать. Побежим скорее в класс, Там послушаем рассказ. IV. Закрепление изученного материала 1. Работа в группах. Подготовка сообщений. А) Выполнение задания из учебника (стр. 138) - описание водоёмов нашего края по плану, приведённому в учебнике Терек – одна из крупнейших рек Кавказа. Берёт начало в горах Грузии. Терек – самая многоводная река, несёт свои воды в Каспийское море. Длина – 628 км, но только дугой в 80 км протекает по территории КБР. Течение бурное. Основные левые притоки: Малка, Аргудан, Лескен, Урух. Наибольшая водность в июлеавгусте при сильном таянии ледников, наименьшая – в феврале. Для уменьшения угрозы наводнения берега укреплены железобетонными плитами, сваями и т.д. Вода в реке тёмно-серого цвета, так как несёт много песка, ила и т.д. Растения: осока, рогоз, камыш, тростник. Животные: форель (в верховье реки), сом, амур белый, усач терский, толстолобик, плотва, голавль, линь, сазан, пескарь, уклейка, подустом; в прибрежных водах – лягушки, жабы, квакша обыкновенная. 2. Как взрослые и дети должны охранять водоемы? - В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и используется снова. Мы знаем, что вода - это растворитель, в ней растворяются различные вещества, поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоемов. С талой и дождевой водой яды могут попасть в водоем, что опасно для всего живого. 3.Составление памятки «Правила поведения у водоёма». Памятка 1. Не бросай мусор в воду. 2. Не оставляй мусор на берегу. 3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах. 4.Работа в тетради V. Подведение итогов - С чем вы познакомились? - Что нового для себя узнали? - Что вы можете рассказать о водоёмах нашего края? - Выставление оценок VI. Домашнее задание - нарисовать понравившийся водоём; - расскажи о любом водоёме - чтение статьи на стр.138-142 ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат 603332450510203670830559428146817986133868575827 Владелец Тарканова Марианна Викторовна Действителен С 24.02.2021 по 24.02.2022 ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат 603332450510203670830559428146817986133868575827 Владелец Тарканова Марианна Викторовна Действителен С 24.02.2021 по 24.02.2022 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)