План урока I. Организационный момент Я, ФИ ученика. Сегодня у меня всё получится. Я всё пойму. А если вдруг сегодня что – то не получится, то обязательно получится завтра. Учитель: Ребята, сегодняшний наш урок я хотела бы начать с прослушивания притчи, которую нам прочитает Алина. Ученица: Для начала я хотела бы задать вопрос классу: Каково значение слова «кокон»? Я тоже не знала, но обратилась за помощью к толковому словарю и узнала, что кокон – это оболочка, в которой гусеница превращается в куколку. Вопрос классу: Почему бабочка не смогла летать? Ответ: Человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться. Учитель: Какова главная мысль притчи? Ученик: Каждый должен научиться прикладывать усилия, которые так необходимы в жизни, которые могут преодолевать все трудности и помогут быть ему сильным. Это касается и нашей учёбы. Учитель: Ребята, а сейчас мы с вами напишем терминологический диктант, вспомним, что нам известно о союзах. В тетради вы записываете только ответы на мои вопросы. - Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и … (служебные) - К служебным частям речи относятся… (предлоги, союзы, частицы) - Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов в предложении, а также простых предложений в составе сложного – это… (союз) - Союзы бывают … (простые и составные). - Какие типы союзов вы знаете? ( сочинительные и подчинительные) Учитель. Хорошо, ребята. Для выполнения домашней работы вы объединились в группы, где у каждой были задания, также были даны и индивидуальные задания. Учитель. Сейчас мы предоставляем слово 1 группе «Филологи». Ученик. Мы выбрали пословицы, где встречаются союзы. Наше задание: назвать в союзы и объяснить значение пословиц. 1) Правой рукой строит, (а левой разрушает); (А – соотносит предметы, признаки и действия.) Своя земля (и в горести мила). Что соединяет союз? 1.Если хочешь много знать, надо мало спать. 2. Не учась и лаптя не сплетешь. 3. Делу время, а потехе час. 4. Неразумного учить, что в бездонную бочку воду лить. 5. Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать. 6. Корень учения горек, да плод его сладок. Учитель: Какие союзы мы увидели в предложениях? Ученик. Сочинительные и подчинительные. Учитель: У меня вопрос к классу: А что называется союзом? Учитель: Предоставляем слово 2 группе. Ученик. А мы придумали лингвистическую игру «Узнай союз». «Лингвистическая игра «Узнай союз» – читать вслух: сочинительный союз (поднять одну руку) , подчинительный (поднять две руки). 1) По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла ( ) и в ней пропадают очертания низких берегов. 2) Вечерняя заря начинается ( ) когда солнце уже заходит за край земли. 3) Река сверкала то голубым ( ) то зеленым светом. 4) Накануне выглянуло солнце ( ) но дороги еще не совсем просохли. 5) Сразу за шатким деревянным мостиком начинался подъем в гору ( ) с которой было видно всю окрестность. Учитель: Ребята, исходя из нашего разговора, как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? Ученик: Я думаю, наша тема урока на сегодня – продолжение вчерашней темы «Сочинительные и подчинительные союзы». Учитель: А каковы наши задачи? Ученик: Научиться разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, уметь отличать, что они соединяют. Учитель: Правильно, ребята. Запишите, пожалуйста, тему урока. Учитель: слово предоставляем 3 группе. Слушаем вас . Ученик. У нас было задание – составить текст… Ой, у меня слово убежало И у меня… А у меня тоже … Ты куда? Чего ты хочешь? Учитель: Да что у вас случилось? Ученик 1. Мы такой текст выбрали . А осталось что – то непонятное. Ученик с группы «Эксперты»: « Ребята, не эти ли слова сбежали от вас?» Ученик 2. Да, именно эти, теперь всё встало на свои места. А почему они к вам убежали? Ученик с группы «Эксперты»: Потому что они обиделись, что вы их неправильно написали, а мы исправили ваши ошибки и уговорили их вернуться к вам. Ученик. Спасибо большое, теперь послушайте текст. 1. Вдруг среди шорохов и всплесков послышались тревожащие своей необыочностью звуки. 2. Было похоже, что где-то совсем близко играла крошечная скрипка. 3. Звуки мелодии были так слабы, что порывы ветра иногда обрывали, как паутинку, эту тонкую ниточку загадочной трели. 4. Прислушавшись, я уловил закономерную связь между скрипачом и ветром: стоило ветру немного утихнуть, как скрипка переходила на более низкие ноты, звук становился густым, и в нем отчетливо улавливался тембр. 5. Когда же ветер усиливался, звуки забирались все выше и выше, они становились острыми, как жало, скрипка плакала и всхлипывала. 6. Наконец я установил, что звуки исходили из засыпанной раковины на гребне песчаного холмика. 7. Я осторожно взял раковину, чтобы посмотреть повнимательнее, но ничего особенного не нашел. 8. Я положил ее на прежнее место и приготовился слушать, но раковина-музыкант молчала. 9. Похоже, что она рассердилась за то, что ее бесцеремонно потревожили, и ожидала, пока я снова уйду. Учитель: Чтобы с вами больше не случалось таких историй, что нужно вам знать? Ученик: Уметь правильно писать союзы и правильно ставить знаки препинания в предложениях с ними. Учитель: Группа «Эксперты » быстро поняли , почему сбежали предлоги. Предоставим им слово. Объяснение нового материала. Упражнение по учебнику. Учитель: Физкультминутка. Учитель: Ребята, мне очень понравился текст группы … 1 гр. 1. Из предложений 5-8 выпишите слово (слова) с чередующейся гласной в корне. 2. Определите тип и стиль речи. 3. Выпишите из текста все подчинительные союзы и составьте схему предложения 6. 4. Укажите кол-во грамматических основ в 4 предложении. 5. Составьте схему предложения 6. 2 гр. 1. Из предложения 6 выпишите слово, соответствующее орфограмме - правописание приставок на з-/с. 2. Выпишите из текста все сочинительные союзы 3. Из предложений 3-5 выпишите сравнения. 4. Найдите предложение, соответствующее схеме [ (чтобы) ] и укажите его номер. 3 гр. Написать сочинение – рассуждение по тексту. Проверка сочинений по критериям. Учитель: Предоставим слово 3 группе. Ученик: Мы выписали фрагменты из художественных произведений, где встречаются разные союзы. Задание одноклассникам: определить, откуда взят отрывок, и назвать союзы. Союзы в былинах А тут сели на добрых коней, поехали. Как хвост-то у ней расстилается, А грива-то у ней да завивается. У оратая кобыла поступью пошла, А Вольгин конь да ведь поскакивает. У оратая кобыла грудью пошла, А Вольгин конь оставается. . (Былина «Вольга и Микула Селянинович»). 1) Не успел он слова вымолвить, Как настоятели новгородские Ударили о велик заклад… 2) Потом поезжали корабли по синю морю, Полетели, как черные вороны 3) Сидит в палате царь морской, Голова у царя как куча сенная. (Былина «Садко».) По небу полуночи ангел летел И тихую песню он пел; И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой. М.Ю. Лермонтов Учитель: Спасибо за работу на уроке. Рефлексия. А теперь на нашем дереве знаний мы поместим листочки, выбранные вами, по результатам урока: Красные – в этой теме для меня осталось много непонятного; Жёлтые – в этой теме некоторые вопросы я не понял; Зелёные – эту тему я понял очень хорошо. Я получил (а ) на уроке удовлетворение, так как …. Я не получил (а ) на уроке удовлетворение, так как …. Домашнее задание : Упражнение № по учебнику. Составить предложения с союзами. Сочинение «Весна на пороге». ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат Владелец Действителен 603332450510203670830559428146817986133868575827 Тарканова Марианна Викторовна С 24.02.2021 по 24.02.2022 ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат Владелец Действителен 603332450510203670830559428146817986133868575827 Тарканова Марианна Викторовна С 24.02.2021 по 24.02.2022 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)