План урока союз(1)

План урока
I. Организационный момент
Я, ФИ ученика. Сегодня у меня всё получится. Я всё пойму. А если вдруг сегодня что – то
не получится, то обязательно получится завтра.
Учитель: Ребята, сегодняшний наш урок я хотела бы начать с прослушивания притчи,
которую нам прочитает Алина.
Ученица: Для начала я хотела бы задать вопрос классу: Каково значение слова «кокон»?
Я тоже не знала, но обратилась за помощью к толковому словарю и узнала, что кокон –
это оболочка, в которой гусеница превращается в куколку.
Вопрос классу: Почему бабочка не смогла летать?
Ответ: Человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую
щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы
бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы
она могла расти и развиваться.
Учитель: Какова главная мысль притчи?
Ученик: Каждый должен научиться прикладывать усилия, которые так необходимы в
жизни, которые могут преодолевать все трудности и помогут быть ему сильным. Это
касается и нашей учёбы.
Учитель: Ребята, а сейчас мы с вами напишем терминологический диктант, вспомним,
что нам известно о союзах.
В тетради вы записываете только ответы на мои вопросы.
- Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и … (служебные)
- К служебным частям речи относятся… (предлоги, союзы, частицы)
- Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов в предложении,
а также простых предложений в составе сложного – это… (союз)
- Союзы бывают … (простые и составные).
- Какие типы союзов вы знаете? ( сочинительные и подчинительные)
Учитель. Хорошо, ребята. Для выполнения домашней работы вы объединились в
группы, где у каждой были задания, также были даны и индивидуальные задания.
Учитель. Сейчас мы предоставляем слово 1 группе «Филологи».
Ученик. Мы выбрали пословицы, где встречаются союзы. Наше задание: назвать в
союзы и объяснить значение пословиц. 1) Правой рукой строит, (а левой разрушает); (А –
соотносит предметы, признаки и действия.) Своя земля (и в горести мила). Что соединяет
союз? 1.Если хочешь много знать, надо мало спать.
2. Не учась и лаптя не сплетешь.
3. Делу время, а потехе час.
4. Неразумного учить, что в бездонную бочку воду лить.
5. Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать.
6. Корень учения горек, да плод его сладок.
Учитель: Какие союзы мы увидели в предложениях?

Ученик. Сочинительные и подчинительные.
Учитель: У меня вопрос к классу: А что называется союзом?
Учитель: Предоставляем слово 2 группе.
Ученик. А мы придумали лингвистическую игру «Узнай союз».
«Лингвистическая игра «Узнай союз» – читать вслух: сочинительный союз (поднять
одну руку) , подчинительный (поднять две руки).
1) По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла ( ) и в ней пропадают очертания
низких берегов.
2) Вечерняя заря начинается ( ) когда солнце уже заходит за край земли.
3) Река сверкала то голубым ( ) то зеленым светом.
4) Накануне выглянуло солнце ( ) но дороги еще не совсем просохли.
5) Сразу за шатким деревянным мостиком начинался подъем в гору ( ) с которой было
видно всю окрестность.
Учитель: Ребята, исходя из нашего разговора, как вы думаете, какова будет тема нашего
сегодняшнего урока?
Ученик: Я думаю, наша тема урока на сегодня – продолжение вчерашней темы
«Сочинительные и подчинительные союзы».
Учитель: А каковы наши задачи?
Ученик: Научиться разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, уметь
отличать, что они соединяют.
Учитель: Правильно, ребята. Запишите, пожалуйста, тему урока.
Учитель: слово предоставляем 3 группе. Слушаем вас .
Ученик. У нас было задание – составить текст… Ой, у меня слово убежало
И у меня… А у меня тоже … Ты куда? Чего ты хочешь?
Учитель: Да что у вас случилось?
Ученик 1. Мы такой текст выбрали . А осталось что – то непонятное.
Ученик с группы «Эксперты»: « Ребята, не эти ли слова сбежали от вас?»
Ученик 2.
Да, именно эти, теперь всё встало на свои места. А почему они к вам убежали?
Ученик с группы «Эксперты»: Потому что они обиделись, что вы их неправильно
написали, а мы исправили ваши ошибки и уговорили их вернуться к вам.
Ученик. Спасибо большое, теперь послушайте текст.
1. Вдруг среди шорохов и всплесков послышались тревожащие своей необыочностью
звуки. 2. Было похоже, что где-то совсем близко играла крошечная скрипка. 3. Звуки
мелодии были так слабы, что порывы ветра иногда обрывали, как паутинку, эту тонкую
ниточку загадочной трели.
4. Прислушавшись, я уловил закономерную связь между скрипачом и ветром: стоило
ветру немного утихнуть, как скрипка переходила на более низкие ноты, звук становился
густым, и в нем отчетливо улавливался тембр. 5. Когда же ветер усиливался, звуки
забирались все выше и выше, они становились острыми, как жало, скрипка плакала и
всхлипывала.
6. Наконец я установил, что звуки исходили из засыпанной раковины на гребне песчаного
холмика. 7. Я осторожно взял раковину, чтобы посмотреть повнимательнее, но ничего
особенного не нашел. 8. Я положил ее на прежнее место и приготовился слушать, но
раковина-музыкант молчала. 9. Похоже, что она рассердилась за то, что ее бесцеремонно
потревожили, и ожидала, пока я снова уйду.
Учитель: Чтобы с вами больше не случалось таких историй, что нужно вам знать?

Ученик: Уметь правильно писать союзы и правильно ставить знаки препинания в
предложениях с ними.
Учитель: Группа «Эксперты » быстро поняли , почему сбежали предлоги.
Предоставим им слово. Объяснение нового материала.
Упражнение по учебнику.
Учитель: Физкультминутка.
Учитель: Ребята, мне очень понравился текст группы …
1 гр. 1. Из предложений 5-8 выпишите слово (слова) с чередующейся гласной в корне.
2. Определите тип и стиль речи.
3. Выпишите из текста все подчинительные союзы и составьте схему предложения 6.
4. Укажите кол-во грамматических основ в 4 предложении.
5. Составьте схему предложения 6.
2 гр.
1. Из предложения 6 выпишите слово, соответствующее орфограмме - правописание
приставок на з-/с.
2. Выпишите из текста все сочинительные союзы
3. Из предложений 3-5 выпишите сравнения.
4. Найдите предложение, соответствующее схеме [ (чтобы) ] и укажите его номер.
3 гр. Написать сочинение – рассуждение по тексту.
Проверка сочинений по критериям.
Учитель: Предоставим слово 3 группе.
Ученик: Мы выписали фрагменты из художественных произведений, где встречаются
разные союзы. Задание одноклассникам: определить, откуда взят отрывок, и назвать
союзы.
Союзы в былинах
А тут сели на добрых коней, поехали.
Как хвост-то у ней расстилается,
А грива-то у ней да завивается.
У оратая кобыла поступью пошла,
А Вольгин конь да ведь поскакивает.
У оратая кобыла грудью пошла,
А Вольгин конь оставается. . (Былина «Вольга и Микула
Селянинович»).
1) Не успел он слова вымолвить,
Как настоятели новгородские Ударили о велик заклад…
2) Потом поезжали корабли по синю морю,
Полетели, как черные вороны
3) Сидит в палате царь морской,
Голова у царя как куча сенная. (Былина «Садко».)
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
М.Ю. Лермонтов
Учитель: Спасибо за работу на уроке.

Рефлексия. А теперь на нашем дереве знаний мы поместим листочки, выбранные вами,
по результатам урока:
Красные – в этой теме для меня осталось много непонятного;
Жёлтые – в этой теме некоторые вопросы я не понял;
Зелёные – эту тему я понял очень хорошо.
Я получил (а ) на уроке удовлетворение, так как ….
Я не получил (а ) на уроке удовлетворение, так как ….
Домашнее задание : Упражнение № по учебнику.
Составить предложения с союзами.
Сочинение «Весна на пороге».

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП

Сертификат
Владелец
Действителен

603332450510203670830559428146817986133868575827
Тарканова Марианна Викторовна
С 24.02.2021 по 24.02.2022

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП

Сертификат
Владелец
Действителен

603332450510203670830559428146817986133868575827
Тарканова Марианна Викторовна
С 24.02.2021 по 24.02.2022

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».