Помоги пернатым!(1)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ВЕРХНИЙ АКБАШ» ТЕРСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Детская организация «Юность»
МКОУ «СОШ с.п. Верхний Акбаш
Руководитель: Тенова Арина Темлановна
учитель начальных классов

с.п. Верхний Акбаш, 2018 г

Аннотация
Традиционно сельский
праздник «День птиц» является ежегодным
мероприятием в школе в рамках природоохранной акции «День птиц»,
которая длится с октября по май.
Зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная.
Чтобы как-то помочь птицам, учащиеся начальной школы с.п. Верхний
Акбаш с огромным желанием решили принять участие в экологической акции
«Помоги пернатым!» Учитель заранее готовит учеников своего класса:
предоставить или подсказать необходимые литературные источники, из
которых дети узнают новый, интересный, дополнительный материал о птицах.
Объявляется конкурс:
➢ на изготовление кормушек и скворечников;
➢ на лучший рисунок;
➢ на лучшее стихотворение о птицах;
➢ на лучшую поделку

2

Цель акции:
Активизация экологической деятельности в детской организации
«Юность» МКОУ «СОШ с.п. Верхний Акбаш» по воспитанию у детей
бережного, экологически обоснованного и социально активного
отношения к природе и формирования экологической культуры .
Задачи:
• Привлечь внимание обучающихся и жителей села к охране и заботе о
птицах, подкормке их в зимний период.
• Формирование активной жизненной позиции по сохранению
природных богатств.
• Развитие творческого мышления учащихся, умений и навыков
самостоятельной работы, приобщение к исследовательской,
поисковой деятельности, расширение и углубление теоретических
знаний и необходимых исследовательских качеств.
• Формирование целостного взгляда на окружающий мир и место
человека в нем.
Форма: праздник-конкурс
Оборудование и материалы: Выставка кормушек, экологических листовок,
плакат: «Птицы – наши друзья, не забудь их подкормить!», мультимедийная
презентация, которая сопровождает весь ход акции, разные виды корма для
птиц, грамоты и призы победителям конкурсов.
Участники акции: учащиеся 3 «А» класса, родители, учитель
Учебные предметы: окружающий мир, технология

3

«Природу нужно охранять не только потому,
что она лучшая защита для человека,
но и потому, что она прекрасна»
(Жан Дорст)
Введение
Птицы – это один из естественных саморегуляторов природы. Они
придают неповторимую прелесть лесной роще и степи. Одни птицы
уничтожают насекомых, спасая тем самым деревья и кустарники от вредных
насекомых. Другие питаются плодами деревьев и кустарников, разнося их по
окрестности, увеличивая зону лесов. Третьи – в основном хищные птицы, их
называют пернатыми санитарами, обитают в лесах, питаются мышами и
мелкими пернатыми в основном больными и ослабленными. Они лучшее
украшение городских парков и садов. Значение птиц в природе и хозяйстве
человека многогранно. В населённых пунктах птицы охраняют от вредителей
зелёные насаждения и от насекомых – переносчиков заразных болезней.
Птицы – постоянные спутники человека.
На классном часе, на уроках окружающего мира мы узнали, что есть
перелётные птицы и зимующие, что птицам, которые остаются зимовать,
нужна наша помощь. И тут мы всем классом решили узнать о зимующих
птицах нашего села, где они живут, чем питаются. Необходима зимняя
подкормка птиц. Самый доступный и распространённый вид заботы о птицах
– развешивание кормушек и их подкормка.
За время проведении акции мы знакомились с жизнью птиц в условиях
сельской местности. Самым интересным было наблюдать за живыми птицами
на прогулке. Наблюдения за птицами дали гораздо больше умственного
развития, чем просто чтение рассказов о зимующих птицах или просмотр
познавательного фильма. Каждый из нас должен заботиться о зимующих
птицах, поэтому тема нашей акции является актуальной.

4

Сценарий
природоохранной акции «Помоги пернатым!».
Учитель. Весна шагает по дворам
В лучах тепла и света!
Сегодня праздник!
Праздник птиц!
И нам приятно это!
- Здравствуйте, уважаемые ребята, педагоги, все участники нашего
мероприятия! Поздравляем вас с праздником, Днем птиц! Каждый год мы
приходим вместе с вами, чтобы встретить наших пернатых друзей и подвести
итоги акции.
- Сегодня мы проводим традиционную природоохранную акцию «Помоги
пернатым!» Во всех образовательных учреждениях нашей страны отмечают
этот праздник, который не только возрождает традиции, но и играет большую
роль в экологическом воспитании школьников. Птицы издавна привлекали
внимание человека. Людей восхищали яркое оперение, мелодичное
пение, их смелые, стремительные полеты. Первые мысли о
воздухоплавании, стремление научиться летать, несомненно, зародились у
людей при взгляде на жизнь.
Ежегодно в нашей стране отмечается праздник «День птиц». А
знаете почему? Потому что птицы приносят большую пользу. Они
уничтожают вредных насекомых, сохраняя культурные и дикорастущие
растения, помогают в их опылении. Они способствуют распространению
плодов и семян.
(Выступление учащихся 3 «А» класса)
Тарканова Эллина. - Человек издавна уделял внимание и заботился о
птицах. Так как по красоте и яркости нарядов они не уступают бабочкам, а
многие ещё наделены восхитительными голосами. Покрытые блестящими
5

пёрышками, весёлые резвые птицы считаются украшением природы. Без
птиц были бы пустынны леса и степи, скрылась бы та сказочная музыка
природы, которая доставляет нам столько наслаждения. Птицы, как и цветы,
принадлежат к тем творениям природы, которые существуют, чтобы дарить
людям радость, служить постоянным объектом их восторга и симпатии.
Птицы подарили людям идею полёта, бросив свой вызов земному тяготению
за миллионы лет до того, как взмыли в воздух первые окрылённые машины.
Птицы стали учителями музыки наших далёких предков. Мы любим птиц ещё
и потому, что они исправно, из года в год на своих неустанных крыльях
приносят долгожданную весну. Птицы – наши друзья! Они приносят большую
пользу, истребляя вредных насекомых.
Гонибова Лалина. - Наступило очень тяжелое время для птиц,
трудное в добывании корма. Холод птицам не страшен, а страшен голод. Он
является главной причиной гибели птиц в зимнее время. За время сильных
морозов, по сведениям учёных, погибает до 90 % синиц, к весне
приблизительно 8 – 9 зимующих птиц погибают от голода. Поэтому птицам
надо помогать, подкармливать их зимой.
В Кабардино-Балкарии встречаются более 316 видов и подвидов птиц,
из них 157 гнездятся здесь, 38 прилетают к нам на зимовку, 121 вид
встречаются на перелёте. Всё это разнообразие птиц имеют свою среду
обитания – одни селятся повсеместно, другие предпочитают определённую
среду обитания: водоёмы, болота, леса, луга, места сельхозугодий и города.
Есть категория птиц, которые ведут оседлый образ жизни и являются
постоянным спутником человека. К ним в первую очередь относятся серая
ворона, голуби и воробьи.
Рассмотрим некоторых птиц, которых мы наблюдали в парке, основа
которых насекомые. Это представители отряда воробьиных и больше
нуждаются в помощи человека. Этих птиц всегда можно увидеть в наших
садах, скверах, парках.

6

(Проводится игра «Аукцион слов»: Ребята называют зимующих и кочующих
птиц нашего района. Побеждает тот, кто назовёт последнее слово.
Победитель получает приз. Зимующие птицы: ворона, сорока, голубь,
воробей, ворон, дятлы, совы, поползень, клёст, кедровка, синицы, глухари,
рябчики, тетерева и т. д. Кочующие из северных районов птицы: снегири,
свиристели, чечётки, щеглы).
Кандроков Астемир. - Большая синица. Летом обитает в лесах, вне
населённых пунктов, в больших парках. Зимой – обитает поближе к людям.
Зимой синицы держатся стайками 6-16 особей. Кроме семян, любят сырое
несолёное мясо. Около кормушек ведёт себя достаточно осторожно.
Кудаева

Аманда.

-

Полевой

распространённые в наших краях птицы.

и

домовой

воробьи.

Самые

Воробьи обычные обитатели в

сельской местности.
Тхаитлова Эллина. - Серая ворона. Многим мелким птицам причиняет
зло серая ворона, таская из гнёзд яйца. Она широко распространена на
равнине и предгорьях нашего края. Эта птица удивляет иногда своими
повадками. В подкормке не нуждается, потому что всегда найдёт, где и чем
поживиться. Жителям села

пришлось увидеть, как ворона, взяв клювом

камень, поднялась с ним высоко в небо, затем, выпуская его из клюва, падала
за ним и ловила в воздухе. Это она проделывала много раз подряд. Видимо, играла.
Таманова Эллина.

- Горихвостка. Помимо постоянно мелькающих

перед нашими глазами птичек, как воробьи, зяблики, которых

знают все

жители нашего села, обратили ещё внимание на крайне симпатичную птичку
близ жилищ человека. Это обыкновенная горихвостка. Она размером с
воробья, но изящнее его, на высоких ножках, серо-рыжеватая птичка.
Перелетая с места на место, горихвостка часто подёргивает своим рыжим
хвостиком, отчего и называют птичкой – горихвосткой. Это птичка гнездится

7

чаще всего под крышами, на чердаках индивидуальных домов, окружённых
садами. Птичка эта неплохо поёт.
Сахтуев Салим.

- Деревенская ласточка. Они вернулись в родные

места ещё в середине апреля. Общая любимица населения. Гнёзда делает
преимущественно на деревянных частях зданий. В сельской местности
деревянных построек обычно больше, чем в городе, за что и получила своё
название. Гнездо лепит из жирной глины, перекладывая для связи с соломой и
волосом, на карнизах наружных частей зданий. Отлично летает, ловя на лету
насекомых. Приятно щебечет.
В Кабардино- Балкарии зимуют, прилетая из более северных частей
страны, канюк-зимняк, дрозд-рябинник, деряба. В последние годы в
окрестностях нашего села Верхний Акбаш зимует много грачей. На улицах
ищут пропитание чёрные дрозды, зяблики. В сильные морозы птицам выжить
могут только люди. Если мы, школьники, поможем им в это время, весной и
летом они отблагодарят нас заботой о растениях, своим видом и звонким
пением подарят нам радость и хорошее настроение.
Учитель. С приходом весны возвращаются к нам наши пернатые друзья перелётные птицы. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам
на крыльях весну.
На нашей планете живут
Чудесные созданья.
Они летают и поют,
И землю свято берегут.
Скажите, дети,
Можно жить без птиц на свете?
Что случится, если птицы,
На земле вдруг пропадут?
8

Букашки, жучки, червячки,
На деревья нападут.
И съедят кору, листочки,
Обглодают ветки, почки Вот что будет,
Если птицы, если птицы,
Все исчезнут - пропадут!
И не будет щебетанья,
Дивных трелей соловья,
И сороки стрекотанья,
Чик - чирика воробья...
Скучно будет, знают дети,
Жить без птиц на белом свете!

Учитель. А сейчас, ребята, мы предлагаем вам поучаствовать в конкурсах.
(Отгадывание загадок)
1. Мы построили вдвоем
Для гостей весенний дом,
А верней сказать дворец,
Прилетай скорей… (скворец).
2. Где тальничек зеленый,
Где хмель разросся дикий,
Поет артист великий.
Он серенький на вид,
9

Но пеньем знаменит

(соловей).

3. Она черна. Она шумна.
Стоит – галдит, летит – галдит:
Гол-гол, гол-гол.
Кто угадал?

(галка).

4. Распустила хвост жар-птица,
И горит, и серебрится,
Из заморских к нам долин
Этот хвост принес … (павлин).
5. Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица …. (грач).
6. Ночь, как смоль, черным-черна,
Серой птице не до сна:
Меж кустов, как тень скользит,
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко,
А как крикнет – станет жутко,
Вздрогнет спящая трава,
Это ухает … (сова).
7. Живет в лесу,
Ухает, как разбойник,
Люди его боятся,
А он людей боится. (филин)
10

8. На одной ноге стоит,
в воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля…
Узнаете? Это … (цапля).
9. Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!».
А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит … (сорока).
10. В лесу ночном горюет птица,
Она назвать себя боится.
-Ку-ку… Ку-ку…
Не спит опушка,
А птицу эту звать … (кукушка).
11. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (снегири).
12. Обожаю непогоду,
очень уважаю воду.
Я от грязи берегусь,
Чистоплотный серый … (гусь).

11

Учитель. Ребята! Вы приняли активное участие в конкурсе по изготовлению
кормушек. Многие использовали для изготовления кормушек пластиковые
бутылки, коробки из-под сока, некоторым ребятам помогали родители и они
смастерили кормушки деревянные, практичные и долговечные. Все молодцы!
А знаете ли вы, каким должно быть меню в птичьей столовой?
Таов Дамир.

Кормушки для птиц.

Подкармливать птиц, особенно в зимний период не так сложно, как
считают некоторые люди. Построить простейшую кормушку можно из любого
подручного материала. Очень популярны кормушки из дерева, им можно
придать любой дизайн и форму. Птиц надо подкармливать, а не
перекармливать. Перекормленная птица меньше двигается, из-за чего у неё в
организме замедляются обмен веществ, уменьшается сопротивляемость
болезням и они гибнут. Кормушки обязательно должна иметь крышку для
защиты корма от атмосферных осадков. Намокший корм быстро портится, а
выпавший снег значительно затрудняет доступ к пище. Отверстие в кормушке
должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть
внутрь кормушки и покинуть её. Некоторые кормушки мы развесили на
территории школы и смогли наблюдать за пернатыми с близкого расстояния.
Мы заметили, что самые частые посетители кормушек воробьи, синицы, а
самый редкий гость вороны и голуби. Так же заметили, что в холодную погоду
птиц прилетает больше, чем в более тёплую погоду.
Примерные нормы кормов для подкормки птиц.
Зерновые смеси (просо, овёс или овсянка, конопля
подсолнечник, дробленая пшеница):
На одну кормушку в день – 200г
На весь сезон – 11,2 кг
Смесь семян сорняков:
На одну кормушку в день – 200г
На весь сезон – 11,2 кг
Мясо:
На одну кормушку в день – 50г
На весь сезон – 2,8 кг
Ордашева Камилла. Пришла, улыбнулась – утихли метели.

или

12

Позванивать стал колокольчик капли,
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев, за работу взялись трактора.
А птицы пропели: «Вить гнезда пора!»
Викторина.
-Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри)
-У какой птицы самый длинный язык? (У дятла, до 15 см.)
- Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (Стрижи.)
-Какая певчая птица может нырять на дно водоема и бегать по дну? (Оляпка.
Она ловит на дне насекомых, червей и даже мальков рыб.)
- Когда температура тела у воробья ниже - летом или зимой? (Одинаковая.)
- Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек.)
- Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока.)
- Какая птица носит название корабля? (Фрегат.)
- Какая птица носит название танца? (Чечетка.)
- Какая птица двигается по стволу и вверх, и вниз головой? (Поползень.)
- Кто два раза родился? (Птица.)
- Какие города носят название птиц? (Орел, Сорока.)
- Какая птица имеет в качестве названия фамилию писателя? (Гоголь.)
- Какая птица носит название части музыкального инструмента? (Гриф.)
- Названия каких птиц носят созвездия? (Лебедь, орел.)
- Гнездо какой птицы съедобно? (Салангана.)
- Какие виды ласточек живут у нас? (Городская - воронок, деревенская касатка, береговая.)
- Молодцы. А теперь составим Памятку «Помоги пернатым!».
Что мы можем сделать, чтобы помочь птицам не замёрзнуть?
Памятка.
1. Привлечь внимание людей. Нарисовать рисунки, листовки, газеты.
2. Организовать птичью столовую, регулярно подкармливать птиц.
13

3. Рассказывать о своей работе, привлекать родителей, родственников.
Рефлексия. Дети поочередно читают стихи Михаила Глазкова «Поделитесь с птицами едой...».
Карашаев Ислам.
Поделитесь с птицами едой,
Накрошите хлеба им на блюдце.
Пусть они под вьюжною бедой
Не опустят крылья, не согнутся.
Иругов Абдулл.
Поделитесь с птицами едой,
С малыми друзьями, земляками,
Если дорожите дружбой той
И сердца в груди у вас не камень.
Боготов Имран.
Поделитесь с птицами едой,
Чтоб они, как только снег растает,
Пронеслись над полою водой
До своих гнездовий шумной стаей.
Шанаева Милена.
Поделитесь с птицами едой,
И они отплатят доброй песней.
Ну а с песней жить-то интересней,
До ста лет все будешь молодой.
Поделитесь с птицами едой!
Практическая часть акции
Учитель. - Ребята! Я думаю, что каждый из вас понимает необходимость
помощи птицам. Ведь совсем нетрудно покормить их морозными зимними
днями, а остатки продуктов, кусочки хлеба есть в каждом доме. Чтобы
привлечь внимание всех жителей села к этой проблеме, юные экологи
14

приготовили и выпустили экологические листовки, которые можно
прикрепить на магазинах, на почте, на школе. Сейчас начнётся практическая
часть акции, мы пойдём и повесим кормушки. Давайте будем добрее друг к
другу и к нашим пернатым друзьям. Ведь наша доброта поможет спасти
жизни маленьких птичек, которые будут радовать нас весной звонкими
песнями.
(Выходим на улицу и развешиваем кормушки, насыпаем корм в них)
Куважукова Сатаней. Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Учитель. - Спасибо вам, ребята, за помощь, доброту.
За то, что были рады откликнуться в беду.
Ведь рыбы, птицы, звери
В душу людям смотрят.
Вы их жалейте, дети,
Не обижайте зря!
Ведь море без рыб – не море.
Небо без птиц – не небо.
А земля без зверей – не земля.
Заключительная часть. Награждение призеров конкурсов и

активных

участников природоохранного мероприятия
Учитель. - Сейчас мы приступаем к награждению. Хотим поблагодарить
всех, кто не остался равнодушным к птичьим бедам и сделал кормушку. Мы
решили главные призы отдать тем ребятам, кто потрудился, кто затратил
время, кто проявил фантазию, кто привлёк взрослых к изготовлению
15

кормушки. Эти ребята - победители нашего конкурса! Награждение
проводится по номинациям:
«Самая экологическая»
«Самая экономная»
«Самая лёгкая»
«Самая практичная»
«Самая красивая»
«Самая необычная»
В конце праздника исполняется песня - гимн птицам.
ВЫВОД:
Классный час «Помоги пернатым!» является одним из мероприятий
Акции «Помоги зимующим птицам».

Целью было привлечь внимание к

проблемам зимующих птиц, обобщить представления о птицах, зимующих в
нашем селе (часто встречающихся, наиболее распространённых), организовать
помощь птицам, в процессе беседы, объяснить детям, чем надо кормить птиц.
Думаю, проведённое мероприятие способствовало формированию желания
учащихся принять участие в Акции, оказать посильную помощь, сохранить
жизнь птицам.

16

Приложения

Фиапшева Нателла – победительница конкурса «Лучший скворечник»
17

Экологический классный час: «Птицы – наши друзья!»

18

Развешивание скворечников на школьном дворе
19

Победители конкурса «Помоги пернатым!»

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868575827

Владелец

Тарканова Марианна Викторовна

Действителен

С 24.02.2021 по 24.02.2022

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868575827

20

Владелец

Тарканова Марианна Викторовна

Действителен

С 24.02.2021 по 24.02.2022

21

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».